История Милета

 

Неолит

Самые ранние имеющиеся археологические данные свидетельствуют о том, что острова, на которых первоначально был размещен Милет, были заселены неолитическим населением в 3500-3000 гг. до н.э. Пыльца в геологических образцах из озера Бафа в регионе Латмуса в окрестностях Милета предполагает, что в долине реки Маандер преобладал лесной массив, без следов агрикультурных растений. Скорее всего люди жили здесь охотой и рыболовством. Редкие неолитические поселения располагались у многочисленных источников рельефной долине. Небольшие острова были заселены, возможно, из-за их стратегического положения в устье Маандера. Грабли в долине, возможно, принадлежали им, но расположение смотрело на море.

 

Бронзовый век

Записанная история в Милете начинается с записей Хеттской империи и микенских записей Пилоса и Кносса в позднем бронзовом веке. Доисторическая археология раннего и среднего бронзового века изображает город, сильно подверженный влиянию общества и событий в других районах Эгейского моря, а не глубины Малой Азии. Эта тенденция продолжалась на протяжение всей истории город. Его разнообразность во многом стала причиной богатство, как материального так и интеллектуального.

 

Минойский период

Начиная примерно с 1900 года до нашей эры в Милете появились минойцы. Во всяком случае тогда стали находится артефакты минойской цивилизации. Трудно сказать жили ли минойцы здесь постоянно или просто наведывались на торговых судах для коммерческой деятельности, но их присутствие в Милете неоспоримо. На протяжении нескольких столетий город получил сильный импульс от этой цивилизации. По словам Страбона:

Эфорус говорит: Милет был впервые основан и укреплен над морем критянами, где теперь находится Милет в древние времена, поселившись Сарпедоном, который привел колонистов из Критского Милета и назвал город в честь этого Милета. Место, ранее находившееся во владение Лелесов.

Легенды, рассказанные древними историками и географами базировались на словах более поздних поселенцев, которым было не нужно упоминать о более ранних хозяевах Милета.

 

Микенский период

Милет был микенским оплотом на побережье Малой Азии с 1450 по 1100 годы до нашей эры. В 1320 г. до н.э., город поддержал анти- хеттское восстание Уха-Зити из близлежащей Арзавы. Мурсили приказал своим генералам Мала-Зити и Гулле наброситься на Милаванду (как назывался Милет тогда), и они приступили к тому, чтобы сжечь части поселения. Повреждение от археологических находок обнаруженное на месте в LHIIIA, было связано с этим рейдом.

Милет затем упоминается в «Письме Тавагалава», часть серии, включая письмо Манапа-Тархунта и письмо Милаваты, все из которых надежно датированы. В письме Тавагалава отмечается, что у Милаваты (Милет) был губернатор Атпа, который находился под юрисдикцией Ахиява (растущее государство, вероятно, в LHIIIB Микенской Греции) и то что город Атрия находился под юрисдикцией Майлси. В письме Манапа-Тархунта также упоминается Атпа. Вместе эти два письма говорят, что авантюрист Пияма-Раду унизил Манапа-Тархунта перед Атпой (в дополнение к другим злоключениям). Хеттский король затем преследовал Пияма-Раду в Миллаванде и в письме Тавагалава попросил экстрадицию Пиямы-Раду Хатти.

В письме Милавата упоминается совместная экспедиция хеттского короля и Лувиянских вождей (вероятно, Купанта-Курунта из Мира) против Милета и отмечает, что город (вместе с Атрией) теперь находится под контролем Хеттея.

Гомер упоминает, что во время Троянской войны Милет был союзником Трои и был городом карийских плен, под управлением Настером и Амфимахом.

Археологи нашли городской архив в цитадели бронзового века Пилос в культурном слое LHIIIB, который подсчитал среди своих приобретений греческих микенских рабынь - «женщин из Милета». Во время краха цивилизации бронзового века Милет снова был сожжен, предположительно, морскими народами. Возможно тогда рабы и были распроданы по всему известному миру.

 

Падение Милета
Во время краха цивилизации бронзового века Милет был снова сожжен, предположительно народами моря.

Милет

Темные Века

Мифографы утверждали, что Нелей, сын Кодруса, последнего короля Афин, прибыл в Милет после «Возвращения Геракла». Ионийцы убили людей Милета и взяли их вдов в качестве своих жен. Это мифическое начало прочного союза между Афинами и Милетом, которое сыграло важную роль в последующих персидских войнах.


Архаический период

В Архаический период город Милет стал одним из двенадцати крупных ионийских городов Малой Азии. Милет был одним из городов, участвующих в Лелантийской войне 8-го века до нашей эры.


Связи с Мегарой

Известно, что Милет имеет ранние связи с Мегарой в Греции. По мнению некоторых ученых, эти два города создали «колонизационный альянс» в VII-VI вв. до н. э. Они действовали в соответствии друг с другом. Оба города действовали под руководством и санкцией оракула Аполлона в Дельфах. У Милета был собственный оракул Аполлона Дидима Майлесиоса в Дидиме. Кроме того, в политической организации обоих городов есть много параллелей.

В конце VII века до н.э. тиран Фрасибулус сохранил независимость Милета во время 12-летней войны, сражавшейся против Лидийской империи. Фрасибулус был союзником знаменитого коринфского тирана Периандра.

Милет в этот период стал важным центром философии и науки, создавая таких людей, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ссылаясь на этот период, профессор религиозных исследований Ф. Э. Петерс описал пан-деизм как «наследие майлезий».

К VI в. до н.э. Милет заработал морскую империю с многочисленными колониями. Но у этого экономического роста имели свои последствия. Так город имел конфликт с мощной Лидией по соседству и с тираном Поликратом своего соседа на западе Самоса.

Милет

Первый ахеменидский период

Когда Кир Персии победил Креза Лидийского в середине VI века до нашей эры, Милет попал под персидское господство. В 499 году до н. э. Тиран Аристагор стал лидером восстания Ионии против персов во время правления Дария Великого, который победил восстание и наказал жителей Милета, продав всех женщин и детей в рабство, убив мужчин и изгнав всех молодых людей и евнухов (почему то их тоже упоминали), тем самым гарантируя, что ни один гражданин Милета никогда не родится. Через год Фриникус произвел трагедию «Захват Милета» в Афинах. Афиняне оштрафовали его за напоминание об этой потере.

 

Классический эллинистический период

В 479 году до н.э. греки решительно победили персов на греческом материке в битве при Платее, а Милет был освобожден от персидского правления. За это время несколько других городов были образованы милезийскими поселенцами, охватывающими теперь Турцию и даже Крым. Городская планировка с прямыми улицами была установлена греками, которые вернули себе свой город. Позже такая городская планировка стала копироваться в других городах.

 

Второй период Ахеменидов

В 387 году до н.э. договор Анталцидаса дал Персидской ахеменидской империи под руководством короля Артаксеркса II контроль над греческими городами-государствами Ионии, включая Милет. В 358 году до н. э. Артаксеркс II умер и на трон взошел его сын Артаксеркс III, который в 355 году до нашей эры заставил Афины заключить мир, который потребовал, чтобы его войска покинули Малую Азию (Анатолию) и признали независимость своих мятежных союзников.

 

Македонский период

В 334 году до нашей эры Милет был осажден силами Александра Македонского, который освободила город от персидского правления. Вскоре последовала большая часть Малой Азии и вся Персидская империя в конце концов пала. В этот период город достиг своего максимального величия. Милет занимал площадь около 90 гектаров (220 акров).

Когда Александр умер в 323 году до нашей эры, Милет попал под контроль Птолемея, правителя Карии и его сатрапа Лидии Асандрус, который сделал Милет автономным. В 312 году до н.э. Македонский генерал Антигон I Монофтальм послал Доцимуса и Медеяуса освободить город и предоставить автономию, восстановив демократический патримониальный режим. Антигон погиб в битве при Ипсусе в 301 году до н.э. Лисимах Македонский, Кассандра Македонская и Селевк I Никатор, основатель Империи Селевкидов поддерживал хорошие отношения со всеми преемниками империи Александра Македонского. Более того Селевк I Никатор сделал существенные пожертвования в святилище Дидимы и вернули статую Аполлона, похищенную персами в 494 году до нашей эры.

В 295 году до н. э. сын Антигона I, Деметриус Полиоркетс, был одноименным архонтом в Милете, который объединился с Птолемеем I Сотером из Египта, в то время как Лисимах взял на себя власть в регионе, соблюдая строгую политику в отношении греческих городов, налагая высокие налоги, принуждая Милет прибегает к кредитованию.

 

Селевкидный период

Около 287/286 г. до н.э. Деметриус Полиоркетс вернулся, но не смог сохранить свое имущество и был заключен в тюрьму в Сирии. Никокл Сидо, командир флота Деметриуса, сдал Милет, покинув его. Царь Лисимах правил до 281 г. до н.э., когда он был побежден Селевкидами в битве при Корупедии. В 280/279 г. до н.э. майлианцы приняли новую хронологическую систему, основанную на Селевкидах.

 

Египетский период

В 279 году до н.э. город был отбит у царей Селевкидов Антиоха II и перешел по контроль египетского короля Птолемея II Филадельфом. Милет оставался под влиянием Египта до конца века. В это же время Аристид Милетский, основатель милетской школы литературы, процветал во II веке до нашей эры.

 

Римский период

В Новом Завете упоминается Милет как место, где апостол Павел в 57 г. н.э. встретился со старейшинами церкви Эфес в конце его третьего миссионерского путешествия, как записано в Деяниях Апостолов (Деян. 20: 15-38).

 

15 И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит,
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,
21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.
26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать ".
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
37 Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,
38 скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля.

 

Считается, что Павел остановился у Монумента Великой Порта и сел на его ступеньки. Кстати этот памятник, посвященный битве при Акциуме в 31 г. до н. э., сохранился до сих пор. Возможно здесь, он встретил эфесских старейшин, а затем попрощался с ними на близлежащем пляже. Милет также является городом, где Павел оставил Трофима, одного из своих попутчиков который заболел (2 Тимофею 4:20).

 

20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.

 

Поскольку это не может быть тем же самым визитом, что и Деяния 20 (в котором Трофим сопровождал Павла вплоть до Иерусалима, согласно Деяниям 21:29).

 

29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

 

Павел, должно быть, сделал еще один дополнительный визит в Милет, возможно, в 65 или 66 году. Предыдущее успешное трехлетнее служение Павла в соседнем Эфесе привело к евангелизации всей провинции Азии (см. Деяния 19:10, 20; 1 Коринфянам 16: 9). Можно с уверенностью предположить, что, по крайней мере, ко времени второго визита апостола в Милет, в городе была создана христианская христианская община.

 

Византийский период

В Византийский период Милет был возведен в архиепископство, а затем в столичный епископство. В это время был построен небольшой византийский замок под названием Палатион, расположенный на холме рядом с городом. Милет возглавлял куратор.

 

Турецкое Правление

Турки-сельджуки завоевали город в 14 веке и использовали Милет как порт для торговли с Венецией.

В 15 веке османы использовали город как гавань во время своего правления в Анатолии. Когда гавань заилилась, город был заброшен. Из-за древнего и последующего обезлесения, чрезмерного выпаса скота (в основном козьими стадами), эрозии и деградации почвы руины города лежат примерно в 10 км от моря с отложениями, заполнившими равнину и голые холмы без почвы и деревьев. остающийся кустарник маквиса.

Комплекс Ильяс-бей с 1403 года с его мечетью является объектом культурного наследия в Милете, удостоенным награды Europa Nostra.

Археологические раскопки
Первые раскопки в Милете были проведены французским археологом Оливье Райе в 1873 году, а затем немецкими археологами Юлиусом Хюльсеном и Теодором Вигандом между 1899 и 1931 годами. Раскопки, однако, несколько раз прерывались войнами и другими событиями. Карл Вейкарт проводил раскопки в течение короткого сезона в 1938 году и снова в период с 1955 по 1957 год. За ним последовал Герхард Кляйнер, а затем Вольфганг Мюллер-Винер. Сегодня раскопки организованы Рурским университетом Бохума, Германия.

Один замечательный артефакт, найденный в городе во время первых раскопок XIX века, Рыночные ворота Милета, по частям перевезли в Германию и собрали заново. В настоящее время он выставлен в Пергамском музее в Берлине. Основная коллекция артефактов находится в Милетском музее в Дидиме, Айдын, который работает с 1973 года.