Каркаралинск (Каркаралы)

Каркаралинск (Каркаралы)

 

 

 

 

 

 

Описание Каркаралинска

Каркаралы (казахский: Қарқаралы) (русский: Каркаралинск) - самый старый город в Карагандинской области. Каркаралы также известен как Каркаралинск. Население: 9 212 (результаты переписи 2009 года.

Его история началась с небольшой степной деревни. Караваны из Средней Азии проходили через Каркаралы по пути в Сибирь. Название «Каркаралы» происходит от слова «Каркара» - драгоценного декоративного казахского головного убора. Согласно легенде, давным-давно красивая девушка уронила свою Каркару в районе, где сегодня стоит Каркаралы. Ее поиски были напрасны, и каракара осталась в степи. В легенде говорится, что, хотя красивая каркара была потеряна, красота земли останется навсегда. Согласно другой легенде, это место, где великий Аблай-хан был провозглашен ханом.

Каркаралы является административным центром Каркаралинского района. По демографии и экономике Каркаралинский район является одним из крупнейших в Карагандинской области. Район имеет площадь в 35 миллионов гектаров и население 42 500 человек. 75% этого населения живут за пределами города Каркаралы. В Каркаралинском районе представлены 16 этнических групп. Из них самая большая этническая группа - казахи (96,2%), за ней следуют русские (2,23%) и украинцы (0,49%).

 

 

 

Достопримечательности Каркаралинска

Дом Абая (Каркаралинск)

Дом Абая - Абая Кунанбаева (1845–1904) был известным казахским поэтом, основоположником современной казахской литературы и композитором. В детстве Абай Кунанбаев путешествовал по этой территории по пути на Кояндинскую ярмарку и останавливался в «синем доме», принадлежавшем местной семье. Дом был построен без гвоздей. М. Ауэзов описывает пребывание Абая в Каркаралы в романе «Путь Абая». В настоящее время в здании находится городская музыкальная школа.

 

Мечеть Кунанбая (Каркаралинск)

Мечеть Кунанбая. Строительство этой деревянной мечети началось в 1850 году и закончилось в 1851 году. Разрешение на строительство было дано в 1847 году главами 16 близлежащих поселков с печатью султана Кусбека Таукеулы. При мечети было построено медресе, в котором размещаются студенты и дома для мулл (исламского духовенства). Мечеть служила местом обучения детей и распространения слова Ислама в Каркаралинском районе. Эта мечеть финансировалась отцом великого казахского поэта Абая Кунабаева, и с 1849 по 1853 год была в центре общественной и административной жизни в районе Каркаралы. Мечеть Кунанбая, пожалуй, одна из первых мечетей в северных регионах Казахстана. Мечеть представляет собой деревянное двухэтажное здание из местного дерева. Первоначально это было бревенчатое здание, но позже на нем были установлены лицевые панели. В течение многих лет мечеть была местом мусульманских учений. Здесь они учили моральным истинам, человечности, честности, терпимости и провели много национальных церемоний. В советский период уникальная архитектура и красота мечети были серьезно повреждены. Минарет мечети был разрушен в 1920 году, и вскоре после этого мечеть была преобразована в школу, затем в склад, и, наконец, полностью заброшена. В 1980-х годах мечеть была восстановлена ​​до прежнего состояния и сегодня работает в своем первоначальном назначении. Он считается местом паломничества верующих и всех тех, кто дорожит местной историей. Во время строительства в городе были только чертежи для церкви. По этой причине мечеть удивительно похожа на церковь в дизайне.

 

Дом, в котором останавливался Потанин (Каркаралинск)

Дом, в котором останавливался Потанин - Григорий Потанин (1835–1920) был исследователем Центральной и Средней Азии и Сибири. В 1913 году Потанин посетил город Каркаралы, чтобы изучать казахский фольклор, и остался в доме, принадлежавшем Василию Петровичу Рязанцеву. До того, как это было домом, в деревянном здании находилась торговая компания «Кузьмин и Деров». 6 ноября 1890 г. В.П. Райзанцева купила здание за 600 руб. В 1920 году дом был приобретен государством. В здании размещались различные советские учреждения, в том числе школы. Первая библиотека в Каркаралах была основана в 1892 году и имела 626 книг, переданных им чиновниками. В 2004 году библиотека была перенесена на свое нынешнее место: дом, где остановился Потанин.

 

Памятник 78 коммунистам (Каркаралинск)

Памятник 78 коммунистам. Весной 1921 года, после поражения у города Акмола, вооруженный отряд мятежников во главе с капитаном Токаревым отступил на юго-восток к границе с Китаем. По пути они нападали на коммунистическую партию и правительственных чиновников и вели антикоммунистическую кампанию, используя пропагандистские лозунги, такие как «долой присвоение излишков» и «да здравствуют советы без коммунистов». 6 апреля в Каркаралы въехало 700 вагонов с 2500 людьми, где было всего 50 красноармейцев и около 60 коммунистов. Коммунисты, собравшись на экстренное собрание в Народном доме, были арестованы, допрошены, подвергнуты пыткам и затем убиты. 78 человек были убиты за 6 дней. 12 апреля повстанцы покинули город за два дня до прибытия отрядов Красной Армии. 23 апреля отряд, в том числе добровольцы из Павлодара (550 штыков и 70 мечей), обогнал повстанцев в 180 км к юго-востоку от Каркаралы. Произошла битва, и повстанцы бежали в Китай. Осенью 1921 года соглашение с властями Китая позволило 13-й кавказской дивизии Красной Армии пересечь границу. Они победили и захватили оставшихся членов банды. В мае 1922 года была проведена тропа в Красноярске. Капитан Токарев и другие члены банды были застрелены. Памятник погибшим в Каркаралах был построен возле акимата (мэрии).

 

Мемориал скорбящей матери (Каркаралинск)

Мемориал скорбящей матери - В городском парке Каркаралы построен памятник и обелиск «Боевая слава». Памятник состоит из обелиска в форме штыка (высотой 8 метров) рядом с вечным огнем. Рядом с ними женщина в традиционном платье, печально держащая руки перед собой. Два камня перед мемориалом на русском и казахском языках гласили: «Вечная слава нашим местным землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

 

Каркаралинский национальный парк

Гора "паровоз" (грузовик) (Каркаралинск)

Гора "паровоз" (грузовик), находится недалеко от дома отдыха "Шахтер". Открыт круглосуточно. 47 рублей пешая экскурсия. Недалеко от дома отдыха "Шахтер" расположилась гора, именуемая местными как "гора паровоз" или "гора грузовик". Вершины этих гор действительно похожи на паровоз. С дома отдыха "Шахтер" туда отправляются пешие экскурсии. Оттуда открывается замечательный вид на пашино озеро и другие близ лежащие красоты каркаралинска.

 

Музей природы (Каркаралинск)

Находится в Каркаралинском национальном природном парке, в урочище Тасбулак. Двухэтажный деревянный дом состоит из выставочных залов флоры и фауны Каркаралинского края. В одном из залов музея расположен макет территории Каркаралинского национального парка. Также на территории природного парка обитают такие животные как: буйволы, олени, барсуки которых можно покормить прямо с руки. Животные находятся в полусвободном содержании. В их распоряжении 85 гектаров земель, и только в районе 3-х часов дня они подходят к клетке зная, что их покормят туристы. Впечатления непередаваемые. Помимо всего этого около музея расположен небольшой контактный зоопарк. Здесь можно увидеть ежиков, черепах, кроликов, цесарок и фазанов.

 

Большое озеро (Каркаралинск)

Наиболее близким и часто посещаемым водным объектом является Большое озеро. Оно находится в 2,5 километрах от Каркаралинска. Площадь его - 2,5 квадратных километра, максимальная глубина около 4,6 метра. Вода здесь пресная, цвет имеет желтовато-зеленый. Место для пляжа лучше во выбрать на северном или западном берегах озер.

 

Озеро Бассейн (Каркаралинск)

Каркаралинск

Озеро Бассейн расположено на расстоянии 4.5 км к северо-западу от города Каркаралинска. Пройти к озеру можно только пешком, весь маршрут занимает 4 часа, учитывая остановки. Весна, лето и осень - оптимальные времена года, чтобы посетить озеро. Зимой, из-за глубокого снега, пройти по данному маршруту не возможно.

 

Озеро Шайтанколь (Каркаралинск)

Каркаралинск

Озеро Шайтанколь расположено на расстоянии 5 км к западу от города Каркаралинска. Пройти к озеру можно только пешком, весь маршрут занимает 5 часов, учитывая остановки. Наиболее оптимальные времена года для посещения данного маршрута - весна, лето и осень. Зимой, из-за глубокого снега, пройти по маршруту практически не возможно. Название переводиться как Дьявольское озеро.

 

Местная легенда о озере Шайтанколь - трагическая история любви. Давным-давно была очень красивая девушка по имени Сулушаш. Она была дочерью богатого землевладельца по имени Тлеуберди. Сулушаш влюбился в бедного пастуха по имени Алтай. Тлеуберди не поддержал их отношения и запретил им видеться. Из-за этого влюбленные решили сбежать. Сулушаш, Алтай и верный спутник Алтая Каусар много дней путешествовали по казахской степи, пока не прибыли в Каркаралинские горы. Они нашли убежище у озера Шайтанколь. Добравшись до этого района, Алтай и Каусар оставили девушку у озера и отправились на охоту.

 

Охотясь на архаров, Каусар упал с обрыва и умер. Тем временем Тлеуберди преследовал пару через степь и в горы. Он искал многочисленные пещеры и долины, но не мог их найти. В конце концов он поджег лес в попытке вытеснить их. С трудом дыша, Сулушаш вышла из пещеры, в которой находилась, и побежала. Она наткнулась на тигра и, чтобы спастись от тигра, Сулушаш прыгнула в озеро и утонула. Услышав крик Сулушаша о помощи, Алтай побежал к берегу озера. Но он видел только ее шляпу в воде. Не задумываясь, он вонзил кинжал в грудь и умер.

Легенда о том, как озеро было названо
Давным-давно святой человек по имени Жиренсакал бродил по лесам в Каркаралинских горах. Он жил на великой горной вершине Комсомола (то, что сейчас известно как пик Жиренсакал). Однажды утром Жиренсакал отправился на озеро Шайтанколь. Когда он прибыл, он увидел существ, похожих на человека, в озере. Они были желтого цвета. Он побоялся выйти из леса и наблюдал издалека. Затем он увидел, что все существа начинают превращаться в одну форму, в форме мужчины. Существо произнесло слово: «Аплит, Аплит». Жиренсакал остался незамеченным. Он вернулся на следующий день и увидел то же самое, но на этот раз существа превратились в женщину. Она произнесла: «Жаплит, Жаплит». Святой сказал: «Итак, дьяволы размножаются!». Очевидно, Аплит был отцом, а Жаплит был матерью. Святой человек прочитал молитву и крикнул на них, и дьяволы ушли. Он провел там ночь. Дьяволы не вернулись. С тех пор озеро называется Шайтанкол (Шайтан-дьявол; Кол-озеро).

 

Большая палата (Каркаралинск)

К северу от города Каркаралы, примерно в километре, в средней части скального гребня, опоясавшего город, находится огромный каменный навес. Это Большая палата. Она представляет собой 8-10-метровое углубление в скале. Ширина ее 15-20 метров, высота - до 8 метров. Под навесом лежат крупные валуны. Здесь может укрыться от дождя и палящих лучей солнца экскурсионная группа в 50 человек.

 

Три пещеры (Каркаралинск)

Три пещеры или «Пещера первобытного человека», расположенная в урочище Маликсай, в 3-х км от города Каркаралы. Путь к пещере идет мимо опушки леса. Через узкое горное ущелье Тасбулак с отвесными стенками, по дну которого бежит ручей, а по склонам кое-как цепляются за щели редкие сосенки. Это небольшой каменный каньон из гранитных плит и тремя входными отверстиями в подземелье. Крайние пещеры небольшого размера, в ячейках – нишах едва - едва могут разместиться всего 2-3 человека. В центральный подземный ход приходится попадать на четвереньках – его высота всего один метр, но пройдя несколько шагов можно выпрямиться во весь рост. Правый ход ведет в комнату с естественными полками и нишами, а левый через невысокий проем - в другое помещение. Это своего рода большой зал, в середине его когда-то скапливалась вода, образуя небольшое озерцо. Потолок поднят вверх на 3-4 метра. Здесь не ощущаешь духоты в самые знойные дни. В 1947 году сотрудниками Карагандинского областного музея обнаружены скребки и кости домашних животных. В 3-х комнатах общей площадью – 35-40 кв.м. могли разместиться 10-12 человек. До 1947 года пещеры, в урочище Маликсай, не имели определенного названия. Но когда, во время ее осмотра, сотрудники Карагандинского областного музея обнаружили скребки и кости домашних животных, то стали называть это место стоянкой человека ново - каменного и бронзового веков.

 

Пик Жиренсакал (Каркаралинск)

Пик Жиренсакал (пик Комсомола) - самая высокая точка Каркаралинского национального парка. Высота его над уровнем моря – 1403 м. Вершину Жиренсакала венчают три огромных каменных «башни». Во времена казачьей станицы этот скальный массив называли «Кабаний шиш», потому что в окрестностях водились дикие кабаны, которые встречаются здесь и сейчас. В 1936 году 100 юношей и девушек совершили восхождение и дали вершине название пик Комсомола.

 

Владелец Подземного Богатства
Жиренсакал, владелец подземного богатства, как известно, живет в горе. Время от времени он пересчитывает свои сокровища, что заставляет гору грохотать и дрожать, расшатывая камни.

Дух в горах
Другая легенда рассказывает историю семьи, которая путешествует в гору:
На вершине Жиренсакала находится пещера, в которой лежит каменный стол и каменный стул. В старину в этой пещере жил волшебник по имени Бабай Шашты Азиз. Волшебник обладал чудесной силой, чтобы исполнить любое желание посетителей. Давным-давно была семья, которая жила в юрте у подножия величественной вершины. Старуха первой решила попытать счастья с волшебником. Она добралась до «пещеры духа в горах» и терпеливо ждала. В полночь она услышала шум и увидела яркую вспышку света. В этот момент старуха увидела морщинистое лицо хозяина пещеры, сидящего на каменном стуле перед каменным столом. Хозяин гор зловеще спросил:
«Что ты хочешь, женщина?»
Женщина ответила: «Сделай меня молодой и красивой!»
Господин горы сказал: «Возвращайся домой. Я удовлетворил твою просьбу».

Едва старуха сделала шаг к дому, когда почувствовала необычайную легкость. Прыгая с камня на камень, она бросилась вниз с горы, где ее ожидали муж и сын. Но в встрече не было радости. Увидев, как ее муж был дряхлый, слабый, старик, молодая жена решила покинуть свою юрту. Опечаленный этими событиями, старик также пошел к волшебнику и попросил его вернуть свою жену. Его желание было также исполнено.

Когда старик вернулся в свою юрту, он встретил свою жену. Эта женщина уже не была молодой, капризной женщиной, какой она была нескольких дней назад. Теперь она была еще более согнутой и постаршей. Ее муж тоже казался намного старше, чем раньше. Теперь сын решил попытать счастья. Он поднялся на вершину и попросил дух гор вернуть его родителям такими, какими они были 3 дня назад. Желание сына исполнилось, и семья снова стала жить счастливо. Казалось, все было так, как надо, и их путешествие в пещеру было почти забыто. Но иногда старуха, закрывшая рукой глаза от солнца, заглядывала в устье пещеры, где жил дух, и вспоминала свою вторую молодость.

 

Дом лесничего (Каркаралинск)

Дом лесничего - строение 1910-1913 годов. В районе села Комиссаровка. Деревянный дом построен и украшен резьбой по дереву народным умельцем И.Я.Сметанкиным. Постройка дома лесничего была закончена в 1913 году. Первым хозяином этого красивого, интересного по своей архитектурной композиции строения стал лесничий Л.С.Садовничий.

 

Кызылкентский дворец (Каркаралинск)

Кызылкентский дворец (Каркаралинск)

Кызыл-Кенш или Кызылкентский дворец находится в горах Кента и является памятником архитектуры времени джунгарского нашествия казахской степи. Это руины буддийского монастыря с 17-го века. Он расположен в небольшой долине, почти полностью окруженной скалистыми горами. Официальное название памятника - «Кызыл-Кеншский дворец», что означает «красная руда» или «красный город». Монастырь был построен здесь джунгарами в середине 17-го века. Отирту-цецен-хан правил ими в это время и жил в монастыре лам. По словам ученых, монастырь был заселен целых 50 лет. Затем люди уехали, хотя неизвестно, ушли ли они добровольно или по какой-то причине.

В 19 веке в горах Кента была проведена этнографическая экспедиция из царской России. Они услышали легенду, рассказанную местными жителями, и позже подтвердили существование дворца. В это время часть комплекса еще стояла. Одно двухэтажное здание было почти нетронутым. На его внутренних стенах можно было увидеть остатки ярко-красной краски. Потолок подпирали шесть деревянных колонн, вырезанных и покрытых золотой краской. Снаружи сохранились балки. Местные жители боялись дотронуться до храма. Считалось, что те, кто его осквернит, гибнут страшной смертью. К сожалению, храм был разрушен во второй половине 1900-х годов. Ревностные мародеры пренебрегали исторической ценностью разрушенных им старых построек для бревен и камня. Теперь мало что осталось нетронутым. Родную каменную кладку можно найти только под слоем штукатурки. Современные реставраторы начали ставить каменные плиты обратно на свои места.

Но от монастыря остались красивые руины. Главный храм был построен в виде креста. Здесь, в центральном зале, где молился лама. Справа от главного храма находится меньший храм. Здесь археологи нашли свидетельства прибывания охотников за сокровищами. Воры разбили каменный пол и вырыли глубокую яму, так как буддийские сокровища часто хоронили в подземных хранилищах. Перед главным храмом расположен живописный искусственный водоем, который весной наполняется талой водой. Ученые утверждают, что он был сформирован, потому что монахи убрали глину для строительства дворца. В комплексе есть два других здания: кухня, которая расположена слева от храма, и дом, который расположен немного дальше от воды. Все четыре здания находятся на своем месте. Этот район всегда посещали паломники, но они обычно оседали в своих юртах и ​​не использовали здания для ночевки.

Раскопки дворца Кызыл-Кенша заняли не одну экспедицию. В 1825 году легендарный археолог Кет Гор узнал об этом месте, находясь в России, и заинтересовался. Поздняя экспедиция под руководством генерала Броневского раскопала руины и обнаружила множество интересных артефактов, которые были переданы в Семипалатинский музей. Некоторые экспонаты из дворца Кызыл Кенш находятся в археологическом музее Карагандинского государственного университета. Некоторые примеры найденных артефактов: маньчжурская монета, медное мужское кольцо с серебряной вставкой, детали дворца, такие как украшения и крючки, ружья и свинцовые пули, которые якобы принадлежали охранникам, гвозди, бусы и деревянная резьба со следами узор, который был нарисован краской из настоящего золота.

 

Древний город Кент (Каркаралинск)

Посреди гор Кент находится уникальный, исторический и культурный памятник бронзового века. Археологи назвали древнее поселение Кент. Это был большой город, размером не менее 30 гектаров, в котором проживала тысяча человек. Город был разделен на улицы и кварталы. Для металлургов был квартал, в котором были найдены медь и бронза. Мастера изготавливали оружие, снаряжение и украшения. Скорее всего, жители Кента были опытными металлургами. Некоторые керамические изделия были обнаружены, но были, очевидно, импортированы, характерные для юго-западной Сибири и Центральной Азии

Раскопки Кента поразили археолога обилием бронзовых изделий и необычных предметов. В настоящее время считается, что у них не было системы письма. Исследователи теперь предполагают, что область была населена в течение 200–300 лет. Никто не знает, что случилось с Кентом или почему люди ушли, хотя существует популярная теория: в конце бронзового века климатические условия менялись, и плотность населения одновременно увеличивала потребность в пище. Это, следовательно, изменило популяцию диких животных. Чтобы добыть еду для населения, нужно было двигаться в поисках лучших пастбищ. Люди Кента, в самом начале железного века, покинули этот район в поисках пищи.

 

Аулиетас (Каркаралинск)

Аулиетас - гранитная скала, которая в результате процесса выветривания приобрела своеобразную причудливую форму. Является священным местом у местных жителей.

 

Природный заповедник Бельдеутак (Каркаралинск)

Природный заповедник Бельдеутак соседствует с национальным природным парком Каркаралы. Его целью является обеспечение сохранения биологического разнообразия растений и животных. В Бельдеутак есть редкие виды животных, такие как архар, беркут, балобан, черный аист, филин и кошка Паллада. Все они занесены в Красную книгу Казахстана. Бельдеутак имеет наибольшее количество архаров в этом районе.

 

Могильник Талды I (Каркаралинск)

Могильник Талды II, в котором было найдено большое количество золотых изделий, расположен у подножия Кентских гор. Могильник расположен в 1,4 км (0,8 км к западу) от села им. К. Аманжолова (Талды), в 44 км от Каркаралинска, высота курганов от 2 до 3,5 м, диаметр от 30 до 65 м. Самые важные находки были сделаны в кургане № 2 (диаметр 30 м, высота 2м) и № 5 (диаметр 65 м, высота 3,5 м), где было найдено: 200 крупных золотых изделий, выполненных в знаменитом сакском зверином стиле, 1800 золотых чешуек, более 21 000 мелкого золотого бисера в виде бляшек и колец. Также были найдены 14 бронзовых наконечников стрел, 150 каменных подвесок (бус). Тысячи золотых изделий относятся к типам ювелирных украшений от парадного костюма сакского царя. Могильнники датируются VII—VI вв. до н. э.

 

Могильник Енбек-Суйгуш (Каркаралинск)

Менее известные памятники: могильник эпохи бронзы и раннего железного века Енбек-Суйгуш, поселение эпохи бронзы Донгал, поселение неолита-эпохи бронзы Домалактас и другие.

 

 

 

История

В палеозойскую эпоху (250–300 миллионов лет назад) эта область Казахстана была внутренним морем. Вода отступила от 1,2 до 2 миллионов лет назад, когда древний палеозойский щит был разрушен гранитом. Район поднялся и создал горы Кент и Каркаралы. Скалы и утесы были здесь с тех пор, и в течение многих тысяч лет неукротимый степной ветер и осадки формировали камни в уникальные формы.

Люди жили в районе Каркаралы с древних времен. Самые ранние археологические находки, связанные с древними людьми, относятся ко времени палеолита (или каменного) века. Артефакты, такие как ножи, скребки и наконечники копий, были обнаружены в том, что сейчас является национальным парком Каркаралы. Археологические памятники бронзового века были исследованы больше. Были обнаружены артефакты и кладбища андроновской культуры (18-14 вв. до н.э.). В одном случае было найдено кладбище с двумя могилами внутри каменного забора. Каменные гробы были найдены на глубине одного метра. В гробнице были также горшки, предметы из бронзы, топор, наконечники стрел, ножи, женские украшения и предметы из золота, кости и камня.

Поселение Акимек в горах Кента является одним из наиболее исследованных мест в этом районе. Он также принадлежал андроновскому народу. Они разводили скот и основывали поселения вдоль водоемов. Поселения были небольшими и обычно состояли из домов, построенных из камня и дерева. В основном они занимались разведением коров, а не овец и лошадей. У них был колесный транспорт, включая колесницы. Останки боевой колесницы были найдены в могиле солдата Андроново, раскопанного в районе Каркаралы. Люди также исползовали мотыги в полях. Металлургия бронзового века была очень развитой. Андроновцы были европейского происхождения и являются самыми древними генетическими предками казахского народа. ДНК-тесты показали, что 60% протестированных останков имели светлые волосы и голубые или зеленые глаза.

В конце бронзового века (13-9 вв. до н.э.) наследники андроновцев создали культуру бегазы-дандыбай. В горах Кента было обнаружено 12 поселений и 10 кладбищ. Древний город Кент был также раскрыт. Кент является крупнейшим поселением эпохи бронзы, известным в Республике Казахстан. Поселок составлял 30 гектаров и был домом для 1000 человек. Город был разделен на улицы и кварталы, в том числе квартал для металлургов, в котором были обнаружены медные и бронзовые артефакты. Скорее всего, жители Кента были опытными металлургами. Огромные печи были найдены с целью создания бронзы. Раскопки Кента поразили археолога обилием бронзовых изделий и необычными артефактами. Исследователи теперь предполагают, что область была населена в течение 200–300 лет. Считается, что Кент был важным политическим и экономическим региональным центром (керамика, найденная в Кенте, доказывает, что поселение имело многочисленные торговые и политические контакты с Западной Сибирью, Центральной Азией, Синьцзяном и Ираном. Также считается, что жители Кента не У меня есть система письма. Древний город Кент в настоящее время находится в национальном парке Каркаралы.

Археологические памятники с раннего железного века (8-7 вв. до н.э. до 1 в. н.э.) также были обнаружены на всей территории национального парка, но эти места изучены гораздо меньше.

Еще одним известным археологическим памятником, с более поздних времен, является Джунгарский монастырь середины 17-го века в горах Кента. Название памятника - «Кызыл-Кеншский дворец», что означает «красная руда» или «красный город». По словам ученых, монастырь был заселен целых 50 лет. В 19 веке этнографическая экспедиция из царской России была проводились в горах Кента. В течение этого времени часть комплекса все еще стояла. Одно двухэтажное здание было почти нетронутым, и на некоторых внутренних стенах виднелась красная краска. Потолок подпирали шесть деревянных колонн, Вырезанный и покрытый золотой краской. К сожалению, после этого периода дворец был разрушен из-за бревен и камня. Сейчас руины находятся в Национальном парке Каркаралы, и были предприняты некоторые усилия для восстановления дворца.

 

 

История Каркаралинска

Каркаралинск возник в 1824 году как укрепление — крепость, на базе которой в 1827 году была образована Каркаралинская казачья станица. В 1849 и 1850 годах для усиления поселения в Каркаралы были переселены украинские казаки, а с 1869 года Каркаралинск становится уездным центром.

Из киргизских сказаний. (Легенда об основании Баян-аула).
… Собираясь в дорогу, она [Баян] взяла с собой свадебный головной убор невесты, украшенный чёрными перьями и потому называвшийся кар-кара и кинжал. На пути к стану Кузугур-печа она оставила в одном из аулов этот убор и с тех пор аул этот стал называться Кар-кара, а потом Кар-кары — название, оставшееся и за основанной на этом месте казачьей станицей (теперь город Каркаралинск).
— «Сибирская газета» № 19. 12 мая 1885 год. Томск

 

Дата основание иногда упоминаемая дата 8 апреля 1824 года, которая относится к торжественному открытию Каркаралинского округа и приказа. Затем, 24 июля того же года, был одобрен правительствующим Сенатом и утвержден Указ об этом событии. С 1827 года Каркаралинск стал казачьей станицей. Водяные мельницы и первые жилища были построены по правому берегу речки Каркаралинки именно в те годы. 1854 год — окружной центр Каркаралинского округа Области Сибирских Киргизов.

 

В 1868 году Каркаралинск был утвержден уездным городом в составе Семипалатинской области. Красивое белое здание бывшей уездной управы и сегодня стоит в нетронутой красе, там находится ныне историко-краеведческий музей. Вот так Каркаралинск во второй половине ХІХ века стал крупным общественным и политическим центром, сюда тянулись многочисленные путешественники; загадочный край манил к себе, завораживал. Каркаралинск упоминается в вышедшем в 1865 году втором томе «Географическо-статистического словаря Российской империи», издававшегося под редакцией Н.П.Семенова – Тян-Шанского. Массовый читатель впервые узнал о красотах Каркаралы, о еще не изученных загадках пещер и каменных крепостей.

Каркаралы – развивается, прежде всего, как город-курорт. Окруженный природным богатством, с маленькими деревянными домиками и узкими улочками. Имя произошло от традиционного типа шляп, украшавшихся бусами и кружевом, которые носили женщины региона. На значительной высоте, над уровнем моря находятся горные озера, питающиеся снеговым паводком и подземными ключами.

Омский областной начальник полковник С.Б. Броневский писал своем отчете: приказ был устроен на месте нынешнего города Каркаралы по воле первого ага-султана Турсуна Шынгысова (Турсун был последним ханом среди народа,хотя и без утверждения русской администрации.) так как именно он настоял на переносе места "будущего города" из Кента на склоны Каркаралинских гор, в район реки Каркаралинки.Причиной этому послужило то обстоятельство,что земля эта принадлежала Шынгысу Букееву, отцу будущего ага-султана Турсуна. Здесь была призимовочная территория Шынгыса,в ущелье Кызылкеныш находились его зимники.

 

1928—1930 годы и 1934—1936 годы — центр Каркаралинского округа.
1930—1934 годы и с 1936 года — центр Каркаралинского района.

 

В 1999 году население города составляло 8773 человека (4196 мужчин и 4577 женщин). По данным переписи 2009 года, в городе проживали 9212 человека (4491 мужчина и 4721 женщина). По данным на 1 января 2016 года население города составляло 8396 человек (4170 мужчин и 4226 женщин).

 

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться

В Каркаралинск на самолёте

В городе нет собственного аэропорта.

 

В Каркаралинск на поезде

В городе нет железнодорожного вокзала.

 

В Каркаралинск на автомобиле

Единственная дорога, связывающая Каркаралинск с внешним миром, — автомобильная трасса А345 Караганда-Аягоз. Покрытие дороге - асфальт, местами встречаются колбы, ямы. На протяжении трассы имеется несколько речушек, населенных пунктов (где можно остановиться перекусить), АЗС.

 

В Каркаралинск на автобусе

Из Караганды
В Каркаралинск можно отправить с Карагандинского автовокзала на автобусах межгорода. Стоимость билета - 750 (4,9$) и 1000 (6,6$) тенге. Пассажиры могут приобрести билеты по всем направлениям в день отправления, а также предварительно за 15 дней до осуществления перевозки.

Караганда - Егиндыбулак
№102 сообщение Караганда - Егиндыбулак. Время отправления - 8:30. Остановка - Каркаралинск. Время в пути - 4 часа 8 минут.
№102/2 сообщение Караганда - Егиндыбулак. Время отправления - 14:00. Остановка - Каркаралинск. Время в пути - 3 часа 45 минут.
Караганда - Карагайлы
№103 сообщение Караганда - Карагайлы. Время отправления - 10:00 и 16:00. Остановка - Каркаралинск. Время в пути - 4 часа 35 минут.
Караганда - Нуркен
№104 сообщение Караганда - Нуркен. Время отправления - 17:00. Остановка - Каркаралинск. Время в пути - 4 часа 8 минут.
Караганда - Д/О Шахтер
№149 сообщение Караганда - Д/О Шахтер. Время отправления - 11:00. Остановка - Каркаралинск. Время в пути - 3 часа 46 минут.
Караганда - Каркаралинск/дополн.
№96 сообщение Караганда - Каркаралинск/дополн. Время отправления - 11:30 и 18:00. Остановка - Каркаралинск. Время в пути - 4 часа 21 минута.

 

В Каркаралинск на корабле

Нет путей сообщения.

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

Сегодня Каркаралинск – излюбленное место отдыха для населения области и республики. Окружающие его дома отдыха и санатории гостеприимно готовы принять всех отдыхающих. Наиболее известен среди них дом отдыха «Шахтер», готовый оказать услуги высокого уровня. Могут принять гостей и горный отель «Тас булак» , дома отдыха «Жемчужина» и др. Функционируют детские оздоровительные лагеря «Шапагат», «Жас даурен», «Романтик» и др.

Дёшево
Дом отдыха "Радуга", Недалеко от дома отдыха Шахтер. от 3000 с человека. Самые бюджетные номера начинаются от 3000 тг (562р., 8,33USD) с человека за сутки. За эту цену вы получаете чистый и уютный номер с удобной кроватью, холодильником, чайником в номере. Питание в эту стоимость не включено, однако вы можете воспользоваться общей кухней с плитой и микроволновкой. Удобства (сан узел, душ) общие, но заплатив чуть больше можно поселиться с удобствами прямо в номере. Прямо за территорией находится небольшой лес.

Средней стоимости
Горный отель «Тас булак»
Цена путевки зависит от класса номера проживания и времени пребывания в отеле. Цены начиная от 8 100 тенге (53,7 $) до 60 000 тенге (398 $). Подробнее на сайте http://tasbulak.kz

Дом отдыха «Жемчужина»
Контактные данные 8 (7213) 95 50 45

Дом отдыха «Шахтёр»
Контактные данные 8 (72 146) 31 543, 8 (72 146) 31 643

Санаторий «Жосалы»
Цена путевки зависит от класса и оснащения номера. Цены начинаются от 4 900 тенге (32,5 $) до 35 000 тенге (232,3 $)

Дом отдыха «Арлан»
Цены начинаются от 2000 тенге (6$) до 50000 (140 $) оформлен в стиле Барроко.

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация