Римский Амфитеатр города Дуррес был построен во втором веке от Р.Х. во время правления римского императора Трояна. В свое время это была самая большая арена на Балканском полуострове. Оно могло вместить в себя до 20000 жителей города. Тысячи гладиаторов, христиан, разбойников, животных были убиты здесь. В четвертом веке от Р.Х. арена была заброшена. Новая христианская вера запрещала убивать людей и животных для потех. Камни были разобраны для построек новых зданий в городе и амфитеатр постепенно был закрыт землей. Амфитеатр был открыт в 1966 году и сегодня стал популярной достопримечательностью. Дурресский амфитеатр является кандидатом попасть в список всемирного наследия.
Амфитеатр Дурреса был построен в начале II века нашей эры по
приказу римского императора Траяна. Амфитеатр использовался до 4-го
века нашей эры. Землетрясение 345/346 года, вероятно, повредило
памятник и закрыло арену города. Ранняя христианская часовня была
построена на амфитеатре во второй половине IV века. Она была
посвящена всем тем христианам, которые погибли на древнем стадионе.
Христианская часовня была первоначально украшена фресками; в VI веке
были добавлены мозаики. Другая средневековая часовня была построена
в 13 веке, она также украшена фресками. Амфитеатр был покрыт крышей
в 16 веке, после османской оккупации, когда стена была построена
неподалеку.
Около трети Амфитеатра было обнаружено и выкопано
в 1960-х годах археологом Вангелем Токи; остальная часть была
раскопана в 1980-х годах Лидой Миражем. После раскопок амфитеатр
медленно стал разрушаться, поскольку до 2000-х годов не проводилось
никакого ремонта, а современное строительство продолжалось вокруг
Амфитеатраа. В 2004 году Пармский университет начал реставрационные
работы по сохранению памятника.
Амфитеатр Дурреса имеет
эллиптическую форму с длиной 132,4 метра (434 фута) и шириной 113,2
метра (371 фута). Размеры арены составляет 61,4 метра (201 фута) в
длину на 42,2 метра (138 футов) в ширину и высотой 20 метров (66
футов). Он построен на склоне холма, а внутри амфитеатра есть
лестницы и галереи на разных уровнях. Амфитеатр в настоящее время
функционирует как исторический музей.
Амфитеатр со всех
сторон окружает город Дуррес, а часть самой арены застроена
современным домами. Таким образом, проблемы развития угрожают
долгосрочному сохранению этого участка. Муниципалитет Дурреса в
настоящее время планирует сносить дома.
Амфитеатр Дурреса
имеет серьезные структурные недостатки, а его мозаика и росписи
медленно разрушаются.
В 2013 году амфитеатр был включен в
финал конкурса Europa Nostra вместе с тринадцатью другими объектами
как один из наиболее находящихся под угрозой исчезновения объектов
культурного наследия в Европе.
Исторически наиболее значимая часовня была построена прямо под
почетным ложем (пульвинар) в западной части амфитеатра. Он украшен
богато украшенными фресками и редкой настенной мозаикой. Он
находится в маленькой комнате, которую почти не меняли; его длина
составляет около шести метров, а ширина - сужаясь к востоку - от
трех до двух метров. К востоку была пристроена апсида с двумя
высокими узкими окнами, которые выходили на арену. В этом
переоборудованном помещении комната была значительно выше, чем в
задней части с мозаикой. Opus mixtum из повторно использованных
камней и кирпичей был использован в качестве строительного материала
для новых стен и пола.
Часовня в основном датируется 6 веком,
но более поздние исследования относятся к 11 веку. Часовню
использовали до начала 13 века; Однако согласно другим источникам,
есть только археологические свидетельства использования до 11 века.
Вероятно, из-за повышения уровня грунтовых вод, позже был поднят
более высокий грунт и был возведен новый алтарь. В соседней комнате
к северу был обнаружен таз, возможно, купель. Доступ был через
ближайший вомиторий на севере, каменные ступени которого имеют
гораздо больше следов износа, чем другие.
Сильно поврежденные
мозаики на задней стене изображают, среди прочего, Марию, Софию
(мудрость) и Ирину (мир) и свидетельствуют о иногда языческом мире
идей. Мозаики на южной стене находятся в хорошем состоянии и
изображают ангелов, святых, Марию и жертвователей, а также надписи.
Позже мозаики были нанесены на более старые настенные росписи. На
потолочной росписи изображен Вседержитель.