Быстрецкий монастырь, Болгария

 

Описание Быстрецкого монастыря

Быстрецкий монастырь "Св. Иван Касинец", также известный как "Св. Иван Рильский Пусти", "Св. Иоанн Богослов", а также Быстрецкий монастырь, является средневековым болгарским монастырем недалеко от Врацы.

Он расположен недалеко от района Бистрец, примерно в 12 км к северо-западу от центра города. Он расположен на небольшом лугу в верхней части крутой долины, спускающейся с Врацких гор на Врацкую равнину.

Название «Касинец» происходит от названия близлежащей местности и горы Касината. Имеет статус памятника культуры.

 

Большая пещера

С юга и запада луг окружен вертикальными известняковыми скалами высотой около 50 м. В их основании образуется неглубокая, но высокая и широкая пещера, называемая Великой пещерой, из которой берет начало карстовый источник.

Фрески в пещере и некоторые фрески в церкви показывают, что она была восстановлена ​​в 16 веке, но создание монастыря относится ко времени Второго Болгарского царства и связано с крепостью, расположенной на холме к юго-востоку от него. Фракийская керамика, обнаруженная в пещере и вокруг нее, свидетельствует о том, что здесь, вероятно, существовало святилище еще в доримскую эпоху (IV-I века до н.э.), а возможно, и раньше. Считается, что монастырь был основан как скала, и монахи изначально населяли эту и окружающие пещеры.

В 1973 году фрески в Большой пещере были объявлены памятником культуры национального значения.

Северная стена
На северной стене Великой пещеры неизвестный живописец нарисовал пять сцен из житий святых Димитрия и святителя Нестора: «Святой Димитрий топчет павшего воина с лошадью у ног», «Воины пронзают святого Димитрия». , «Мужская фигура на троне» и «Заклание святого Нестора». Фреска расположена на высоте 12 метров и занимает площадь 15 квадратных метров.

Композиции написаны на тонком слое гипсовой штукатурки, которой выровнена скала, а чистота тонов и лепка человеческих тел позволяют предположить, что фрески в монастыре являются продолжением лучших традиций средневековой болгарской живописи XIV в. век. Сохранившиеся эти образцы раннего периода османского владычества свидетельствуют о богатом воображении и замечательном художественном мастерстве – почерке тырновской средневековой художественной школы.

Реставраторы, проводящие работы по консервации и реставрации росписи пещеры с источником под руководством Стефко Аэнского, обнаружили и сфотографировали надпись над самой росписью - вероятно, подпись автора. По состоянию на 2015 год сами надписи на кулисах еще не прочитаны, а та, что под кулисами, претерпела массу исправлений и является богатым материалом для исследований. В некоторых деталях фресок и в центральных персонажах, оформлявших сцены, наблюдаются отклонения от иконографической нормы: святой Димитрий на белом коне в первой картине, а в предпоследней святой на престоле с копьем , у его ног раскрываются зооморфные изображения элементов змей и львов.

Ниже сцен по всей их длине имеется надпись на черном фоне белыми буквами, в четыре строки. Вероятно, оно имеет церковное содержание. Рядом другая, более короткая надпись; он указывает на прочитанный специалистами год как 1540 и имя «Димитар сын Дубов», вероятно, основатель росписей.

Западная стена
На западной стене пещеры сохранились следы наскальных икон с изображениями двух святых, св. Ивана Рильского и св. Иоанна Богослова, в прямоугольных рамах. Два святителя начертаны рядом, как они начертаны на сохранившихся церковных иконах и на т.н. Штамп Краводера (см. раздел «Медные марки» ниже). По другому предположению, одна из икон посвящена Божией Матери.

Под ними находится священный источник с озером, вода в котором считается целебной. Он проходит мимо здания церкви и падает со скал, образуя небольшой водопад. Рядом с ним находится скальная ниша, где в прошлом традиционными методами водолечения и климатотерапии лечили душевнобольных.

Пещера Постница
Над монастырем, расположенным на отвесной скале, находится пещера Постница, добраться до которой без помощи лестницы крайне сложно. В пещере на высоте 5-6 метров в небольшой скальной нише был построен (вероятно, позже) миниатюрный храм со сводом из переплетенных виноградных лоз, обмазанных известью, в котором до сих пор можно узнать фигуру Христа Вседержителя. Согласно преданиям, это самая старая часть монастыря - здесь 40 дней прожил в постах и ​​молитвах самый почитаемый болгарский святой св. Иван Рильский, и скала раскрылась, когда он пошел на гору Рила. Пост уникальный для болгарских земель.

 

История

Монастырь «Св. Иван Рильский пусти» был основан в конце 11-начале 12 века. Первые письменные сведения о нем относятся к 1540 г. в надписи под фресками в Большой пещере, посвященной Димитру сыну Дубову, вероятно, восстановившему монастырь.

Во время османского ига монастырь принимал участие в революционных действиях, был убежищем бандитов; он неоднократно разрушался и перестраивался.

В годы Возрождения здесь велась литературно-просветительская деятельность, в монастыре работали Иосиф Брадати и его ученик священник Тодор Врачанский, была открыта келейная школа. С XVII века в монастырском комплексе действует ювелирная мастерская, а с 1822 года – первая в болгарских землях меднопечатная мастерская, где монахи делали гравюры. Образцы церковной утвари, гравюры и иконы, изготовленные в святом монастыре, хранятся в Историческом музее во Враце.

В 17 веке в монастыре процветали ремесла - знаменитая ювелирная мастерская, которая связана со знаменитой Чипровской школой. Самым популярным произведением мастеров школы, выполненным в Быстрешкинском монастыре, является серебряный крест с позолотой и цветными камнями 1611 года. шедевр болгарских шедевров прикладного искусства.

 

Архитектура

Нынешняя церковь построена на остатках более старой, а часть ее встроена в новое здание. Эта более старая церковь, возможно, принадлежала крепостному поселению. На известковой штукатурке церкви видны следы трех фресок - XII века, XVI века и 1867 года.

Теперь монастырь Бистрец был отремонтирован, предлагает размещение и является исключительным местом для знакомства с Врацкими Балканами.

Монастырь был отремонтирован в 1867 году, реставрационные работы проводились летом 2008 года.

В 1973 году он был объявлен памятником архитектуры и искусства.

Хотя это один из самых маленьких монастырей во Врацкой епархии, зимой и летом его посещают сотни паломников. Туристы Врацы внесли значительный вклад в ее растущую популярность в начале 20 века. После создания туристической ассоциации в 1900 году дорога к Казино стала одним из излюбленных маршрутов ее членов и их гостей. При реставрации монастырского комплекса ему было присвоено имя «Св. Иван Рильский» 16 сентября 1928 года.

 

Ремесла

Монастырские ювелиры
В конце 16 века и начале 17 века мастера-ювелиры Никола, Костадин и Пала (Павла) по неизвестным причинам покинули родной город Чипровцы и приехали в Быстрешки монастырь, где основали свою ювелирную мастерскую.

Мастер Николай (начало XVII века)
Мастер Никола – один из первых мастеров, чье имя засвидетельствовано на ювелирных работах. Он уроженец Чипровцев. От него сохранились архиерейский скипетр, евангельский футляр и крест с пьедесталом. На всех трех работах выгравированы красивые надписи с двойным начертанием букв. Скипетр был выкован в 1612 году совместно с мастером Костадиным в городе Враца по приказу тырновского митрополита Гаврила для церкви «Св. апостолов Петра и Павла» в Тырново. Оклад Евангелия был изготовлен совместно с другим мастером по имени Пала в том же 1612 году в Черепишском монастыре. Крест был выкован в 1611 году совместно с тем же мастером Пала в монастыре "Св. Иван Касинец» во Врацу. В Областном историческом музее - Враца хранится бронзовый ящик для литья с литейным грунтом с надписью: "Никола Куюмджи". Возможно, он принадлежал мастеру Николаю. Скорее всего, постоянным местом жительства мастера был город Враца, где он работал по приказам, отдаваемым ему издалека, как и в случае со скипетром, а как известный мастер приглашался на работу в соседние монастыри, где были ювелирные мастерские.

Мастер Костадин (начало семнадцатого века)
Имя мастера Костадина стоит рядом с именем мастера Николы на митрополичьем скипетре, работавшем во Враце в 1612 году. Он также был уроженцем Чипровци и работал во Враце. Не исключено, что его работа – это ковка так называемого Штип Евангелие, которое находится в Археологическом музее. Надпись на нем гласит 1596 год и имя «Мастер Костадин».

Мастер Пала (начало семнадцатого века)
Мастер Пала, уроженец Чипровцев, также был компаньоном или помощником Мастера Николы, так как в обеих работах, где фигурирует его имя (на окладе Черепишского Четвероевангелия и на постаменте креста, работал в монастыре «Касинец» ) стоит вместе с мастером Николаем. Вероятно, мастер Пала постоянно работал в городе Враца, как и мастер Никола, и был приглашен с ним в соседние монастыри.

 

Ювелирные изделия

Несколько прекрасных произведений ювелирного искусства начала XVII века сохранились у мастеров монастыря.

Серебряный скипетр 1612 г.
Первое из этих произведений – художественно украшенный серебряный скипетр 1612 года, который хранится в Областном историческом музее – г. Враца. Надпись на нем отмечает, что скипетр был выкован во Враце мастерами Николой и Костадиным из «Кипровского места» для митрополита Тырновского Гаврилы.

Точный текст надписи гласит: «С избавлением (разрешением) Отца и поспешностью (помощью, силой) Сына и совершенством (силой, благодатью) Святого Духа, сей костыль требуется в граде Враца. Она была испрошена мастерами Николой и Костадином из Киевцев летом декабря 1712 (1612) при царе султане Ахмеде для митрополита Тырновского Кира Гаврила, а опекуном Петра и Павла был смиренный Кир Павел.

Серебряный крест 1611 г.
Наиболее популярной работой мастеров школы, выполненной в Быстрецком монастыре, является серебряный крест с позолотой и цветными камнями 1611 года. Прекрасна по форме и мастерству его ковка. Под двумя боковыми плечами прикреплены два льва. Надпись, выкованная по спирали на рукояти креста, гласит, что этот крест был выкован во времена архиепископа Гаврила мастерами Николой и Палой с «кипровского места» в монастыре «Св. Иван Касинец».

Традиция изготовления крестов-энколпионов или палестинских крестов (в середину которых помещался кусок дерева от «святого креста» или «мощей» святого), заложенная ювелирами в монастыре Быстрешка, продолжается во Враце уже целую вечность. много времени. Об этом свидетельствуют две свинцовые модели для отливки таких крестов в литейном грунте, принадлежавшие врацким ювелирам еще до Освобождения. Об этом свидетельствуют найденные в монастыре «Св. Иван Рильский пусти» несколько железных форм для отливки двойных крестов. Они имели форму плоскогубцев с двумя длинными ручками, с помощью которых открывались и закрывались.

Серебряное покрытие 1612 г.
Третье произведение — серебряный футляр Черепишского Евангелия с надписью, из которой видно, что футляр изготовлен мастерами Николой и Палой в следующем 1612 году в Черепишском монастыре.

Скорее всего, под влиянием существовавшей в монастыре или в составе нее ювелирной школы была создана интересная чаша, изготовленная в 1628 г. На ней выгравированы изображения Ивана Рильского, Иоанна Богослова и Христа с надписью, где, кроме к году, приведены и имена учредителей. Однако, по словам Димитара Бучински, по рисунку букв и времени их создания можно предположить, что это работа врачевского мастера Мавроди, который работал во Враце в то же время.

 

Иконы

В монастыре «Св. Ивана Рильского пусти» были изготовлены маленькие иконы, некоторые из которых носили на цепочке на шее. Этот факт основан на найденной форме для отливки икон с изображением святого Георгия Победоносца с феской на голове.

Медные отпечатки
В начале 19 века в монастыре находилась одна из первых меднопечатных мастерских в Болгарии, когда неизвестный монах из монастыря приобрел гравировальные инструменты, привезенные из-за границы. Точно известно, что эта мастерская существовала в 1822 году. С тех пор до нас дошли два оттиска.

На одной из них, небольшого размера, изображены два святых – покровителя монастыря – св. Иван Рильский и св. Иоанн Богослов. Он снабжен длинной полосатой надписью церковнославянскими буквами, в которой упоминается имя его дарителя - Ивана Велькина из села Краводер Врацкого района. Он выгравирован на медной пластине довольно неуклюже и наивно и, скорее всего, является работой неизвестного мастера-ювелира. Это называется штамп Краводера.

Вторая марка, также созданная в 1822 году в мастерской, представляет собой панораму монастыря. Он был создан по приказу основателей Димитраки Хаджи Тошева (Тодоровича), жителя и старосты Врацы, и Иоанна Томовича-Бакалбаши. Хотя он превосходит первый по своим художественным качествам, он имеет аналогичный способ и стиль изготовления, и его можно предположить, что это работа того же неизвестного гравера.