Чипровци, Болгария

 

Описание Чипровци

Чипровци — город на северо-западе Болгарии, в области Монтана, в 49 км к северо-западу от города Берковица. Город является административным центром муниципалитета Чипровци.

 

Имя

Первые письменные свидетельства о поселении есть в латинских и турецких источниках второй половины XVI и начала XVII века, в которых его название имеет множество различных форм - Чипровац, Чипуровац, Кипоровец, Чипоровци, Кипоровац, Кипровци, Чипрофче, Чипоруфка. После Освобождения его официальное название было Чипровци.

Широко распространено мнение, что название Чипровци происходит от латинского cuprum (мед) и связано с медными рудниками в этом районе. Народная этимология связывает его с личным именем Кипр или Кипр. Лингвист Иван Дуриданов отвергает эти гипотезы и выводит название города от слова, использовавшегося в прошлом для обозначения сада кипур/чипур, от греческого κήπος.

 

География

Город Чипровци расположен на высоте 508 м над уровнем моря в узкой долине в западной части Стара-Планины в верховьях реки Огоста, окруженной горой Чипровци на юго-западе и горой Язова на северо-востоке.

Земля Чипровци имеет площадь 65 467 км2 и простирается на юго-запад до границы Болгарии с Сербией по хребту Стара-Планина, где наивысшей точкой является пик Мартынова Чука (2011 м).

«С северо-запада возвышалась голая гряда Стара-Планина с обвитыми буками бедрами, с колоссальными пирамидами гордых Миджура, Бабина Заба, Вражи Главы, а от них, у их подножья, — прекрасный и дикий Чипровский край и райский долины Огоста. “
- Иван Вазов

Одним из туристических объектов является водопад Чипровци, до которого можно добраться по экотропе, проходящей через живописные уголки Балканских гор.

 

История

Античность и средние века
Чипровци – очень древнее поселение, возникшее во времена фракийцев, когда этот район, вероятно, был заселен племенами. Добыча этих земель восходит к тому времени, так как месторождения серебра, свинца, железа, меди и золота. Район был завоеван римлянами в 29 г. до н.э., когда он стал частью провинции Мезия. Древнее поселение расположено на холме в 2,5 км к югу от сегодняшнего города, и от него сохранились останки под названием Голямо Градище.

В римскую эпоху район вокруг деревни был одним из самых важных районов добычи золота на Балканах. В поздней античности добыча руды имела большое значение для развития военного производства в римской Ратиарии (сегодня Архар). После VI века сюда пришли славяне и заимствовали производственный опыт в горном деле у местного населения.

В конце средневековья в Чипровцах обосновались саксонские горняки, привлеченные для совершенствования технологий в горнодобывающей деятельности, так как разные авторы относят их поселение к разным периодам между XIII и XV веками. Точно неизвестно, откуда они пришли, но, вероятно, это одна из областей в регионе, где есть такие саксонские группы — Трансильвания, Валахия или Сербия. Их количество исчисляется несколькими десятками, и хотя они способствовали установлению в городе католической общины, в XVI-XVII веках они были полностью ассимилированы и об их присутствии свидетельствует название саксонского квартала, а также немецкого лексические следы в местном наречии. Они принесли католицизм в Чипровцы.

В конце 14 века в регионе действовали францисканские миссионеры, а в 1371 году она была перенесена в Чипровцы из боснийского шахтерского городка Олово и считалась чудотворной иконой Божией Матери. Еще одним фактором, который, возможно, способствовал утверждению католицизма в городе, является поддерживаемое Венгрией восстание Константина и Фрудина, двух потомков болгарской королевской династии, которые, похоже, перешли в католицизм.

Считается, что в конце XIV века область Чипровцы принадлежала боярскому роду Соймировичей. После завоевания Чипровцев Османской империей они переехали в Дубровник, где на протяжении веков были частью местной аристократии, а их прежнее правление Чипровцами было подтверждено несколькими официальными документами Дубровницкой республики.

Расцвет в XV - XVII веках
При османском правлении Чипровцы и соседние шахтерские деревни сохранили определенные привилегии для поддержки горнодобывающей промышленности. До конца XVII века город был центром воеводства с 12 поселениями, и только один мусульманин имел право там проживать. Городом и, по крайней мере, в некоторые периоды всем воеводством управляет князь - положение, которое не является наследственным, поскольку известны имена князей из разных семей, в основном католических, - которым помогает муниципальный совет и, возможно, судьи.

 

По неизвестным причинам в этот период Чипровцы входили в состав Софийского Санджака, а юго-восточное село Копыловцы находится в Видине. Основная часть округа, особенно шахтерские поселения, были превращены в хасс валиде султана с доходом в 380 тысяч акчетов, который впоследствии был вакфирован. Сама добыча руды отдавалась в концессию (илтизам) за определенную ежегодную плату, в том числе жителям Дубровника, и к концу 16 века местные жители жаловались, что интенсивная добыча и разведка уничтожили большую часть пахотных земель в долине. В этот период в долине действовало 12 отдельных галерей, каждая со своей металлургической печью для добычи в основном свинца и серебра. Золото добывается в районе Копыловцев, а также из золотосодержащих песков в отложениях Огосты.

Во второй половине XVI века в Чипровцах поселилась часть православных албанцев, которых некоторые болгарские исследователи считают болгарами из Македонии, ссылаясь на упомянутое в источниках богослужение в церковнославянском стиле. В то же время часть беженцев в Венгрии после восстания чипровцев продолжают идентифицировать себя как «арнаутов».

Чипровци посетили несколько выдающихся прелатов западного обряда - антиварский архиепископ Амвросий Рагузский (1565 г.), Петр Седулин - епископ Нинский, хорват Александр Комулович, иезуит Фома Радио и францисканский монах Петр Злутрих. В 1601 году священники и жители Чипровцев и окрестностей направили папе Петру Солинату прошение о возведении в сан епископа. Таким образом, он стал первым болгарским католическим епископом, а Чипровец дослужился до епископского города.

В конце 16 века население Чипровцев оценивалось от 1800 до 2500 человек.

В течение первых трех столетий иностранного правления Чипровцы достигли своего экономического, политического и культурного расцвета. Из ремесел наиболее развито ювелирное дело, так как многие образцы культовых предметов, произведенных в городе, сохранились в православных храмах Болгарии, Сербии и Валахии. Высокохудожественное произведение очертило город как важный центр ювелирного дела на Балканском полуострове в 16-м и 17-м веках, наряду с Константинополем, Салониками и Белградом. Торговля знаменитыми чипровскими чашками процветала не только на Балканах и в Османской империи, но и в Центральной Европе. В этой богатой и культурной среде строились церкви, монастыри, школы, богатые и красивые дома.

Около 1436 года в Чипровцах была построена новая католическая церковь. Город несколько раз посещали папские посланники, оставившие информацию о нем: епископ Нинский - Петр Седулин, хорват Александр Комулович и иезуит Тома Радио. В 1578 году два священника пели на латыни в Чипровской церкви. В последующие десятилетия Чипровцы стали своего рода католическим центром и привлекли множество бдительных болгар почти со всей страны. Здесь поселились семьи Парчевичей, Пеячевичей, Кнежевичей, Мариновичей и других.

В этом городе восседал на епископском престоле болгарин Илия Маринов, рукоположенный в июне 1624 г. в Риме во епископа Софийского. Отсюда он руководил церквями в Болгарии и Валахии, потому что всего несколько месяцев назад папа Урбан VIII (1623-1644) «возвел болгарских миссионеров-францисканцев в отдельную францисканскую опека». После его рукоположения в епископы была основана Чипровская католическая школа.

По данным Пьетро Мазареки, посетившего город в 1621 г., в нем проживало около 800 семей (5-6 тыс. человек), а число католиков составляло около 1200. К 1643 г. число католиков в Чипровцах оценивалось в 2140 человек.

Еще в 16 веке Чипровцы зарекомендовали себя как крупный оплот дубровницкой торговли в северной Болгарии, наряду с Провадией. В 17 веке местные купцы также начали развивать крупную деятельность, сначала в соседних областях, а затем от Константинополя до Пешта и Брашова, организуясь в торговые компании во главе с капитанами. Эти организации пользуются значительными привилегиями в Валахии, так как чипровцы основали свою постоянную колонию в столице Тырговиште. Причиной этого, наряду с большей достоверностью, является упадок горного дела в середине XVII века, связанный с истощением легко разрабатываемых месторождений. Общины чипровцев в то время существовали также в Кампулунге и Римнике.

Католические письменные источники первой половины XVII века говорят о резком ухудшении положения жителей Чипровцев. Многие из прежних привилегий горняцких поселков были практически упразднены, а местная администрация нередко прибегала к самовольному насилию для получения взяток от местного населения.

 

Затем на архиерейском престоле восседает Петр Богдан Бакшев - Деодат. Тяжелая работа и способности толкают его вперед, прежде всего. Отныне вот уже 33 года его сердце бьется только за Болгарию. В своем отчете в Рим в 1640 году он писал:

«Это царство Болгарии прекрасно. Его украшают обширные поля, высокие горы и холмы, приятные леса и леса, орошаемые различными реками и водами.

Он пишет о Кипровце: «Это село Кипровец платит султану около шести туч денег, налогов и прочего в год... Эта гора Хемус покрыта травою и плоска на вершинах, нет лесов, а овечьи пастбища, где летом пасется так много стад, что губернатор может брать каждый год около 500 шекелей только на то, чтобы пасти овец... Я не хотел бы иметь другого дохода, мне и этой горы хватило бы...»

В 16 веке родилась Чипровская литературная школа. Его «вершинами» являются: «Абагарь» Филиппа Станиславова (напечатано 8 мая 1651 года в Риме), богословские, философские и исторические сочинения Петра Богдана, Якова Пейячевича и Крастью Пейкича. Борьбу за национальную независимость в середине 17 века возглавили Петар Богдан и Петар Парчевич. В Гушовском монастыре проживал викарий Софийского православного митрополита. В 1642 году католики во главе с Петром Богданом обратились к Риму с просьбой возвести Софийскую епархию в архиепископство и приравнять к Православной церкви. В 1668 - 1672 годах архиепископ Петр Богдан построил новую католическую церковь на месте церкви 15 века, которая находится в плохом состоянии. В этот период каждый август в городе проходят собрания католической церкви в архиепископии.

Чипровское восстание и после него
В сентябре 1688 г. вспыхнуло Чипровское восстание под предводительством Георгия Пеячевича, Богдана Маринова, братьев Ивана и Михаила Станиславовых и Матеи Пеячевичей. Решающее сражение произошло в районе Жеравицы, где войска турецкого вассала — венгерского графа Эмерик Текели разгромили восставших болгар. Уцелевшие укрепились в Чипровцах и Чипровском (Гушовском) монастыре, но их сопротивление было сломлено. Последовали неслыханные рубки и зверства. Больше половины населения было убито. Многие из выживших искали убежища в Валахии, Венгрии и Хорватии. Город был сожжен, опустошен и разорен, после чего так и не достиг своего былого величия. Чипровцы восстали в 1836 г. (Манчова Буна) и в 1837 г. (во главе с Варбаном Пеневым). Его жители также принимали участие в Видинском восстании 1850 года.

В 1738 г. султан Махмуд I амнистировал болгар, а в 1741 г. имущество репатриантов было возвращено. Число жителей Чипровцев растет без развития горного дела, а ковроткачество дает только пищу. Самые богатые селятся в старом районе Пазар. Ремесленники в микрорайонах Сребрил, Кюрк и Табашката, а остальные в микрорайонах Парзан и Трапп. Примерно через 50 лет после возвращения православных снова поселились католики.

Ставри Попов утверждает в семейном опросе, что новые жители Чипровцев прибыли из сел Пирот, Цариброд и Берковица, чтобы восстановить старый Кипровец.

В интересной семейной истории упоминается, что семья Бельцев (3 из них имеют дома в селе Мартиново) приехала в Чипровцы из села Бяла Пиротского района.

Еще один беженец вернулся из Берковицы в Чипровцы; он был ювелиром. От него сегодняшняя семья Сребриловцев.

В 19 веке развивалось ковроткачество. (По записке отца Лило, ковроткачество возникло в первой половине 18 в., вероятно, пиротскими поселенцами.) Знаменитый Чипровский ковер был сделан вручную, на вертикальном станке, из чистой шерсти. Он и сегодня находит рынок во всем мире, и в тысячах домов в Болгарии сияют краски Чипровской природы, собранные и увековеченные нежными руками Чипровских мастериц.

8 июля 1876 г., во время сербско-турецкой войны, болгарские добровольческие отряды под предводительством Филиппа Тотю и Панайота Хитова перешли границу и захватили Чипровцы, но после нескольких дней боев с османскими войсками отступили.

После освобождения
В 1879 году Чипровцы подарили князю Дондукову самый большой в селе сотканный ковер "каракачки" размером 7 х 6 м - первая великая слава Чипровских ковровщиков и торговцев в столице. Позже такие ковры украшали кабинеты, дома, богатые дома.

Летом 1950 года, в разгар коллективизации, группа Горяна подожгла кооперативные амбары в городе.

 

Достопримечательности

Исторический музей Чипровци
Музей был основан в 1988 году в годовщину Чипровского восстания. Основная экспозиция размещена в отреставрированном здании школы, построенном в 1866 году монахами Чипровского монастыря. Каждая комната посвящена определенному периоду или теме, как описано ниже. Английские переводы предоставляются для каждой из выставок.

1. Чипровцы из прошлого и средневековья - керамика, филигранные украшения, шпатели, монеты римской республики и османско-турецкие монеты и украшения.

2. Чипровское металлургическое производство и добыча руды - орудия производства, миниатюрная модель Самокова, образцы руды

3. Чипровецкая ювелирная школа - образцы изделий чипровецких ювелиров: иконы, лампады, кубки и др.

4. Чипровцы с 17 в. - представление о развитии чипровского просвещения и культуры; документы о подготовке, организации и проведении восстания; также выставлено оружие восстания.

5. Чипровское ковроткачество - инструменты для обработки шерсти и производства пряжи, ковры, презентация эволюции ковроткачества 18-21 вв.

6. Искусство эпохи Возрождения – иконы и настенные росписи из церквей региона.

Часы работы в будние дни: с 08:00 до 12:00 и с 13:00 до 16:30. Выходные и праздничные дни: с 08:30 до 12:00 и с 13:00 до 17:00. Цена входного билета составляет 1 лев для взрослых и 0,50 лева для детей. Экскурсии доступны за 2 лева. Примечание: сам музей обычно заперт, и нужно пойти в административные помещения, расположенные слева от музея, и позвонить в звонок, чтобы получить помощь.

Этнографический музей «Катерина Кушта»
Этнографический музей находится у подножия холма ниже Исторического музея и обращен к реке. Спросите в Историческом музее для доступа и тура. На втором этаже комнаты обустроены так, чтобы отображать образ жизни и культуру Торлаци: традиционно одетая свадебная вечеринка, кухня и гостиная, а также традиционная спальня с письменным столом. Обязательно загляните в старую книгу заказов с образцами красок для шерсти и их описанием на нескольких языках начала 1900-х годов. В саду растут традиционные растения, используемые для окрашивания тканей, а справа от лестницы находится витрина с красками, которые они создают. В офисе на первом этаже также есть небольшой выбор книг и сувениров для продажи.

Католическая церковь Святой Марии и Вознесения Православной Церкви
Чипровцы гордятся своим православным и католическим наследием, а непосредственная близость этих двух церквей служит примером гармоничного сосуществования саксонской и славянской истории города. Католическая церковь Святой Марии была построена в 1371 году и была центром болгарского католицизма до восстания 1688 года.

Точно неизвестно, когда была построена близлежащая православная церковь Вознесения Христова, но это было до 1688 года. Во время восстания она сильно пострадала, но позже была восстановлена. Сегодня это действующая святыня, являющаяся значительным архитектурным и культурным памятником.

св. Николаевская церковь
св. Церковь Святого Николая немного сложнее найти и она не так хорошо отмечена, но, безусловно, ее стоит посетить, если у вас есть время. Она была построена в 17 веке, но от этой церкви остались только фундаменты и часть апсиды. Руины можно найти в 20 метрах к востоку от Шарена Чешма. У фонтана пройдите за зданием с небольшим магазином. Здание должно быть слева от вас, фонтан справа. В задней части здания поверните налево и следуйте по грунтовой дорожке 15 метров. св. Николай будет справа от вас.

Шарена Чешма
Шарена Чешма (буквально означает «Красочный фонтан») — старинный крытый фонтан с каменным каркасом и сиденьями. Небольшая структура обеспечивает защиту от стихии для тех, кто ждет, чтобы наполнить водой из минеральных источников внизу. Шарена Чешма — один из немногих сохранившихся руин римской архитектуры на северо-западе Болгарии. Нетронутый русско-турецкой войной 1877 года, Шарена Чешма был центральным местом сбора жителей региона со времен Римской империи, за исключением короткого периода после Чипровского восстания 1688 года. Многие жители до сих пор предпочитают набирать питьевую воду из фонтана. над водопроводной водой.

Каменные кресты
Прогуливаясь по Чипровцам, обратите внимание на древние на вид каменные кресты, разбросанные по городу, казалось бы, в случайном порядке. Их значение, зародившееся в языческие времена, распространяется и на современные христианские ритуалы. В прошлом жертвоприношения в честь бога/покровителя определенной местности совершались в считавшихся святыми местах - под большими деревьями, на вершинах холмов и т.п. Некоторые из этих мест сохранились и связанные с ними суеверия сохранились с годами.

 

Постепенно ритуальные деревья были заменены каменными крестами, каждый крест представлял отдельного святого. В день святого приносят в жертву агнца, совершают благословение и накрывают торжественный стол. Каждая семья приносит ритуальную буханку хлеба с зажженной в центре свечой из пчелиного воска. Эти торжества связаны с верой в то, что святые покровители защитят верующих от стихийных бедствий. 6 сентября на вершине горы у каменного креста в Гушовском монастыре проходит захватывающее празднество в честь Святого Архангела Михаила. Празднования на других крестах и ​​их даты следуют:

· 6 января – св. День Иордана и Крещение · 9 мая - Св. Свято-Николаевское лето · 5 июня – Вознесение Господне · Дата меняется – Св. Троица · 29 июня – Святых апостолов Петра и Павла · 20 июля – Св. Ильи · 6 августа – Преображение · 15 августа – Успение Богородицы · 6 сентября – св. Св. Архангел Михаил · 26 октября – Св. Димитир

св. Иван Рильский Чипровский монастырь
У Чипровского монастыря бурная история: он был основан в 10 веке во времена Первого болгарского государства, но с тех пор шесть раз разрушался и перестраивался: в 1412, 1688, 1806, 1828, 1837 и 1876 годах. Большая часть нынешней постройки датируется 1829 годом. Комплекс включает в себя каменную колокольню со склепом и небольшую часовню, постройки с чардатами (террасами) и деревянными арками, кладбище.

Деревянная беседка отмечает поворот к монастырю Чипровци, который находится примерно в 6 км от Чипровци в сторону Монтаны. Это действующий монастырь с одним священником в резиденции. Он рад гостям; и фантастический вид с каменной колокольни, склеп жертв восстания 1688 года, красивые резные иконы в церкви св. Ивана Рильского нельзя пропустить.

Монастыри самодостаточны за счет садов и животных, которых держит священник, но очень ценится приобретение нескольких свечей из пчелиного воска, чтобы зажечь их на алтаре.

Гушовский монастырь
Гушовский монастырь был построен в 17 веке и разрушен во время Чипровского восстания 1688 года. Здесь расположены два каменных креста: один на вершине горы, другой у алтаря в основании развалин старой каменной церкви. Рядом с руинами для посетителей построены ряды традиционных каменных очагов для выпечки хлеба, каменный фонтан с питьевой водой, столы для пикника и многое другое. До него можно добраться пешком или на машине, и он находится на полпути между Чипровцами и Чипровским водопадом по экотропе «Деяница».

Туристический информационный центр
Недавно переехавший на первый этаж Культурного центра, Туристско-информационный центр открыт со вторника по субботу с 10:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 на обед). Здесь вы можете найти фотографии Чипровци, информационные брошюры о Болгарии и широкий выбор выставленных ковров. Внимательный персонал ответит на любые вопросы, но будьте готовы говорить по-болгарски или попросите кого-нибудь, кто говорит по-английски.

Улица Петра Парчевича №1 этаж Культурный центр Петра Богдана [Читалище] 57 Телефон: 00359 (0) 9554 0888763843

 

Кухня

Перец, фаршированный фасолью
Голубцы с рисом и грецкими орехами
Жареный по-чипровски
Пирог с печеными корочками (обге)
Фрикадельки с фасолью
Жаркое из баранины в духовке
Карамельный крем в тыкве