Кырджали

 Кырджали

 

 

 

 

 

Описание Кырджали

Кырджали - это город в Восточных Родопах в Болгарии, в центре муниципалитета Кырджали и провинции Кырджали. Известная плотина Кырджали находится неподалеку. Город был назван в честь османского завоевателя 14-ого столетия Кырка Али. Его имя состоит из турецкого имени Кырка и арабского имени Али, происходящего от арабского корня, означающего «высокий» или «повышенный».

 

 

 

 

Достопримечательности Кырджали

Региональный исторический музей (Кырджали)

Региональный исторический музей в Кырджали работает с 1963 года. Музей расположен в трёхэтажном здании, охраняемом как памятник архитектуры. Здание построено в 1920-е годы по проекту известного русского архитектора А. Н. Померанцева как медресе, в начале 1980-х адаптировано под музей архитектором Еленой Кондевой. В музее хранится более 45 тысяч экспонатов, представляющих историю региона Восточных Родоп от глубокой древности до середины XX века. Представлены три коллекции — в отделах «Археология», «Природа» и «Этнография». К музею относится и художественная галерея имени Станки Димитровой, она расположена в отдельном здании — бывшей почтовой станции. Во дворе музея — сад с редкими растениями, некоторые из видов растут только в этой области Болгарии.

Отдел «Археология» расположен на первом этаже музея и занимает девять залов общей площадью 600 кв. м. Здесь хранятся находки от неолита до позднего болгарского средневековья. В отделе представлены предметы быта, орудия труда, украшения, средневековые монеты, церковная утварь. Некоторое количество археологических находок находится также во дворе музея.

В отделе «Природа» на 300 м² представлены образцы живой и неживой природы Восточных Родоп, гербарии редких растений, окаменелости, рудные минералы и драгоценные камни. Тут можно увидеть фотографии известных природных достопримечательностей Кырджалийской области — «Каменная свадьба», «Каменные грибы», «Окаменелый лес», «Дьявольский мост» и другие.

В отделе этнографии на третьем этаже в девяти залах представлены экспонаты, дающие представление о жизни Восточных Родоп с конца XIX века по 1950-е годы. Тут представлены элементы традиционного быта народов, населяющих регион, а также орудия труда — в частности, отражена история табачной промышленности, получившей особое развитие в регионе.

Расположенная в отдельном здании художественная галерея имени Станки Димитровой основана в 1961 году как филиал Национальной художественной галереи. Здание галереи представляет собой двухэтажную почтовую станцию (конак) османской эпохи. Передана в состав регионального музея в 2014 году. В экспозиции галереи коллекция икон местных мастеров, работы известнейших болгарских художников — Ярослава Вешина, Стояна Венева, Кирилла Цонева, Константина Штыркелова и других. В галерее проходят культурные события, в частности музыкальные вечера.

 

Художественная галерея имени Станки Димитровой (Кырджали)

Художественная галерея имени Станки Димитровой в городе Кырджали (Болгария) открыта в 1961 году как филиал Национальной художественной галереи. С 1967 года — самостоятельное учреждение. С 2014 года по решению муниципального совета является отделом Регионального исторического музея в городе. Галерея носит имя художницы Станки Димитровой. Галерея находится в старом административном здании XIX века, объявленном памятником культуры. В 2002 году галерея закрылась на ремонт, который затянулся вплоть до 2007 года. В экспозиции галереи — более 2000 работ. Выставка расположена в трёх уровнях. На первом представлены работы (скульптуры и картины) современных болгарских авторов. На втором уровне находятся ценные произведения крупных болгарских классиков, переданные из фонда Национальной художественной галереи в 1960-е годы. В полуподвальном помещении хранится коллекция икон XVII—XX веков (84 экспоната, собраны Станкой Димитровой) и эстампов.

В галерее можно увидеть много ценных произведений: четыре картины Владимира Димитрова-Майстора, среди которых «Девушка в красном» и «Селянка в белом платке», несколько работ Ярослава Вешина (1860—1915), картины Николы Михайлова (1876—1960), Стояна Венева, Дечко Узунова, Сирака Скитника (1882—1943), Светлина Русева, Кирилла Цонева, Бенчо Обрешкова (1899—1970), Стефана Иванова, Васила Захариева, Константина Щъркелова (1889—1961), Александра Дечева, Веры Недковой, Виолеты Дечевой, Лики Янко (1926—2001), Михалиса Гарудиса, Генко Генкова (1923—2006), Антона Митова (1862—1930), Елены Карамихайловой (1875—1961), Ивана (Яна) Мырквички (1856—1938) и других.

Тематические выставки детского рисунка проводятся также в сквере перед галереей. В городе есть ещё две художественные галереи — арт-галерея «Круг», в которой проводятся художественные и фото-выставки, и «ДАР» в историческом здании «Керимов дом» (болг. Керимовата къща), где выставляются произведения местных современных мастеров.

 

Церковь Святого Иоанна Предтечи (Кырджали)

Церковь Святого Иоанна Предтечи в Кырджали (болг. Храм «Свети Йоан Предтеча») — храм Пловдивской митрополии. Болгарской православной церкви. Возрождённый в 1998—2000 годах археологический памятник, часть средневекового монастыря. Помимо церкви восстановлена также часть ограды монастыря, некоторые хозяйственные постройки. Расположена на правом берегу реки Арда в городе Кырджали (район Весельчане). Входит в список достопримечательностей «Познакомься с Болгарией — 100 национальных туристических объектов».

Храм был частью монастыря, основанного в VI—VIII веках в конце периода иконоборчества в Византии. Судя по археологическим данным, на месте храма было возведено последовательно несколько церквей. По стилю и планировке в них заметно афонское влияние. По предположению археолога Николая Овчарова (болг.)русск., монастырь был центром одной из средневековых епархий — Ахридской (греч. Αρχιεπισκοπή Αχρίδος).

Руины монастыря были обнаружены краеведами ещё в 1930-е годы. Но археологические исследования начались только в 1962 году, когда при строительстве здания автохозяйства бульдозер открыл пустоты с артефактами. На месте начались раскопки под руководством Екатерины Маневой. Археологам удалось найти остатки церкви с частично сохранившейся росписью. В 1985 году раскопки продолжились под руководством Николая Овчарова, тогда были найдены и другие строения монастыря. В церкви обнаружилась крипта с удивительно хорошо сохранившимся захоронением важного священнослужителя конца XII и начала XIII века. По мнению некоторых учёных, оно принадлежит Патриарху Евфимию Тырновскому, другие отвергают эту гипотезу из-за отсутствия достаточных доказательств в её поддержку.

Сенсационной находкой стала хорошо сохранившаяся златотканая епитрахиль, другие элементы облачения и необычный артефакт — текстильный крест с вшитыми церковными реликвиями. Качество изработки и дорогие материалы этих находок стали основанием предполагать, что монастырь превратился ещё в X—XI веках в епископский, а позже и в митрополитский центр. В XII веке церковь была расписана и украшена мраморными элементами. Во время Четвёртого крестового похода в начале XIII века монастырь был сожжён, однако был восстановлен почти сразу. Археологи нашли подпись мастера на обновлённой росписи стен на староболгарском языке «Я, Добромир, написал в Святом Продроме» (продром «предвестник, предтеча» — греческий эпитет Иоанна Крестителя). В XIV веке монастырь был разорён в ходе османского нашествия. Затем монастырь был занесён многометровым слоем осадочных пород (комплекс расположен в непосредственной близости от русла Арды). Восстановление церкви на средства Европейского Сообщества проходило в 1998—2000 годах под руководством Николая Овчарова и Даниэлы Коджамановой.

Церковь Святого Иоанна Предтечи - действующая православная церковь, открытая для посещений. При церкви работает воскресная школа.

 

Мечеть (Кырджали)

Мечеть в Кырджали основана в 1812 году, перестроена в камне в 1822, современный вид получила в 1874 году. Единственная действующая мечеть в городе, обычно называется просто мечеть (болг. джамията) или всё чаще центральная мечеть (болг. централната джамия) в связи со строительством новой мечети в одном из спальных районов города. Центральная мечеть располагается в старой части города у продуктового рынка, одна из достопримечательностей города. Комплекс зданий состоит из основного здания с одним минаретом, административного здания, во дворе оборудовано место для омовения. В ограде мечети находится могила Кырджа Али, который считается основателем города. В 2018 году в мечети проведены кровельные работы, обновлено мощение двора, установлены новые двери с каллиграфическими надписями арабской вязью.

В мечети проводятся и некоторые светские мероприятия: например, директор галереи «Круг» Радост Николаева провела в мечети лекцию «Османская архитектурная традиция в Болгарии: мусульманские и иудаистские храмы». Мечеть в Кырджали может вместить одновременно около 500 верующих. В праздники она не может вместить всех желающих в городе с преобладанием турецкого населения, поэтому назрела необходимость в новом мусульманском храме. Вторая мечеть на 600 верующих строится на противоположном берегу реки Арды по турецкому проекту и на средства турецких дарителей. Новый комплекс, прозванный в СМИ Мечетью Эрдогана, будет включать двухэтажный подземный паркинг, помещение для омовения покойных, культурный центр. Начатое в 2015 году, строительство затянулось дольше планировавшегося срока.

 

 

Пригороды Кырджали

Дьявольский мост (Кырджали)

Дьявольский мост (Кырджали)

Дьявольский мост (болг. Дяволският мост, тур. Şeytan Köprüsü) — памятник архитектуры в общине Ардино Кырджалийской области на юге Болгарии, одна из достопримечательностей Восточных Родоп. Мост построен в XVI веке на месте старинного римского моста на дороге, связывавшей Горнофракийскую низину с побережьем Эгейского моря. Длина моста — 56 м, ширина — 3,5 м. В настоящее время мост не используется, охраняется как памятник культуры. Почти до моста есть недавно заасфальтированная дорога из Ардино (последние два километра у моста оставили без покрытия, чтобы сохранить аутентичный вид местности), у моста оборудовано место отдыха с навесом и очагом.

 

Веками мост был окутан легендами и головоломками. О его строительстве почти ничего не известно, но, по легендам, его создатель - мастер Димитар из соседней деревни Неделино принял вызов поднять мост через бурную реку, хотя все до него терпели неудачу на предприятии. Он отлично справился, но вскоре умер. Здесь шепчут верования, что сатана приложил руку в строительстве моста. Дьявол пообещал мастеру поделиться секретом, который сделает его творение навсегда, если он сможет закончить его за 40 дней. Но если он потерпит неудачу, он заберет его душу. Димитар выполнил дьявольское задание и сатана, который выполнил свое обещание, но вскоре одаренный мастер умер и унес тайные знания в могилу. Говорят, что с Дьявольского моста вы можете увидеть лицо сатаны, если вы посмотрите на воды реки Арды между 11.00 и 12.00 в полдень, когда мост и его отражение образуют круг. Более того, по некоторым данным, на одном из его камней отпечаток следа дьявола!

 

 

Кырджали - История

Вхождение
Считается, что первыми обитателями этих мест были предшественники фракийцев. Здесь были поселения фракийцев, древних эллинов, римлян; Славяне / славяне, болгары, римляне, латинские и османские турки. Недалеко находится замечательный древний скальный город-заповедник Перперрек (Perperikon). В средние века на месте современного Кырджали в районе Ахрида (Восточные Родопы) находится город, который считается христианским центром епископа. Его основания датируются 4 - 1 веком до нашей эры.

Болгарские и ромские средневековые времена
В 6 веке славяне и болгары поселились вдоль среднего течения реки Арды. Сегодня есть следы прошлого - фракийцы, Восточная Римская империя, Первое и Второе болгарские царства. Поселенцы установили свои традиции, язык и образ жизни в 4-6 веках, позаимствовав у нуждающейся культуры местных жителей. Когда было сформировано болгарское государство, этот регион все еще оставался в границах Восточной Римской империи. Во время правления хана Презиана в 847 году он вошел в границы болгарского государства. Поселение Кырджали, существовавшее в 9-14 веках на территории современного города и крепости Вышеград (также называемой Верхней крепостью) вблизи Верхнего вида на плотину Студен Кладенец, которая имеет общие черты с материальной культурой старых болгарских городов Плиска , Преслав, Тырново, Меземврия и т. Д. Он охранял развилку дороги из Адрианополя в Филиппополис во внутренние районы Родопы вдоль долины реки Варбица. Хорошо защищенная средневековая крепость (цитадель) с наблюдательными, оборонительными и жилыми функциями, возможно, также использовалась губернатором средневекового региона Ахрид. Сегодня его сохранившиеся стены высотой до 8 метров. Он находится в прямой визуальной связи с соседней Шестой крепостью, которая находится на холме напротив, высоко над левым берегом Арды (586,7 м). Со своей стороны, его иногда отождествляют с исторически известной Монакой / Крепостью, где находился лагерь Генри, брата Болдуина I, регента Римской империи. Вероятно, уже в августе 1206 года, в крепости Моняк / Моняк, в связи с подтвержденной смертью Болдуина I в Тырново, Генриху было поручено унаследовать трон Болдуина I и стать вторым императором Латинской империи. Вверх по течению, на правом берегу Арды, выделяется замечательный раннехристианский ансамбль с церковью Святого Иоанна Крестителя, основанный в поздней античности и переросший в определенный тип монастырского комплекса в IX-XIV веке, когда монастырская крепость могла стать Епископский Центр. Наличие обширного средневекового кладбища внутри и за пределами Крепости Иоанна Предтечи, которая, возможно, предшествовала строительству Кырджалийского монастыря и которая по своей природе является общим городским могильником для многих поколений и возрастов различного социального статуса, приводит к обоснованному выводу что кладбище служило позднему античному и средневековому городу с еще более древними корнями на высоком правом берегу Арды, рядом с церковным комплексом (проф. Екатерина Манова, проф. доктор Стамен Михайлов и др.). Из-за их важного стратегического и экономического значения Восточные Родопы постоянно подвергались вторжениям противника. Царь Калоян освободил этот район от римского владычества в 1199 году, и он стал одним из стартовых участков в кампаниях болгар против завоеванного Константинополя латинскими военными силами, разгромленного королем в 1205 году в Эдирне. Вся площадь реки Арда, в т.ч. Земли современного Кырджали находятся в границах болгарского государства и под контролем царя Калояна.

Отголоски сражений рыцарей Четвертого крестового похода, а также действий правителей и баронов Римской империи - Латинской империи достигают того места, где сегодня находится Кырджали, но какие точные историко-топографические данные пока не могут быть установлены. Согласно скромной истории Жоффруа де Вильярдуэна, 4 сентября 1207 года латинский король Салоник Бонифаций Монферратский по рекомендации местных греков из окрестностей Мосинополя (ныне Гюмюргина) в течение всего дня вступает в небольшую кавалерию с горы на юг. На обратном пути местные болгарские защитники устроили засаду и победили латинских рыцарей, а голову Бонифация отправили царю Калояну. После убийства царя Калояна под стенами Салоников (октябрь 1207 г.) область управлялась деспотом-славянином, а при царе Иване Ассене II она снова была центрально подчинена. После 1246 года, когда умер король Коломан Ассен, Восточная Римская империя установила здесь кратковременный контроль, в 1254 году король Майкл Ассен отверг римлян. Летописец Георгий Акрополь пишет: «Жители, которые были болгарами, избавились от ига иностранцев и перешли к своим». Затем цыгане снова вернулись к королю Константину Ассену - тихий регион снова в Болгарии, затем снова римлянин, наконец, царь Иван Александр восстановил контроль над районом в 1343 году.

 

В четырнадцатом веке защитником местного населения от постоянно враждующих болгарских и цыганских феодалов был феодальный болгарский правитель в Родопах и Беломорской Фракии Момчил, владевший землями Белого моря. С его именем связано также первое сопротивление болгар-родопов против вторжения турецких войск из Малой Азии.

Под османским владычеством
В 1370 - 1371 гг. Родопы вели бои, чтобы противостоять завоеванию турок-османов Мурадом I. Болгарские цитадели в регионе пали под давлением вторжения Османской империи. Существование поселения здесь около старой Вышеградской крепости было впервые упомянуто во время правления в 1607 году в османско-турецком реестре, согласно которому оно было разделено между двумя правителями на две команды. Спустя два с половиной столетия, в 1847 году, огюст Викенель, французский исследователь и путешественник, исследующий Восточные Родопы, отмечает: «Кырджали. Небольшая деревня с мечетью, населенной болгарами, христианами и мусульманами ". Нет точных документов для урегулирования событий 1813 - 1878 гг. Возможно, что название небольшой деревни того времени было связано с пастухами польских Кырджали грабителей, чьи массовые набеги особенно распространялись около 50 лет назад в конце 18 и начале 18-го. 19 век в Османской империи, которая уже пала, а затем пришла к власти. Легендарная версия распространилась среди мусульман в сегодняшнем городе под средневековой крепостью Вышеград, что он обязан своим именем мифическому полководцу-осману, который завоевал эти места в четырнадцатом веке, по имени Курджа Али из Бухары, который после многих лет военных подвигов стал проповедником и после его смерти. Его последователи восстановили одно из разрушенных поселений возле его могилы в 15-м веке, не только по историческим документам, но и по подробным османским налоговым регистрам, которые после депопуляции Вишеграда в 14-м веке преследовали его в течение 230 лет. модули не говоря уже о каких-либо урегулирования здесь после вторжения, но фикция восточной сказки отвергается окончательно после исследований, когда могила была открыта учеными археологами в 20-х годах 20-го века, и кажется пустой, поддельный могилу без похорон.

По словам лингвиста проф. Бориса Симеонова, название города можно получить из древнебулгарского слова «крычаг» - кувшин, глиняно-керамический сосуд для гончарного ремесла из гончарного круга - и связано со словами «горшок» и «горшок». Так формируется топоним Курчаг-Ли (Kurchag-Lee) со значением: Поттерс, Поттерс. Более поздняя народная этимология, связанная с названием города с идеей поля, уровни - кир. В словаре профессора Стефана Младенова Кырджали происходит от созданных в 18 - 19 веках "карджали = поленты", люди с поля (низменность). Вероятно, именно таким образом была подчеркнута разница между населением верхнего, верхнего правого берега реки и населением позднего, расположенного в низменном городе, недалеко от нижнего левого берега.

После освобождения
3 января 1878 года этот край был освобожден отрядом генерал-майора русского языка Григория Чернозубова. Войска освободителей проводят ночь на северной стороне реки Арда, где сейчас находится рынок, и на следующий день они пересекают реку, устанавливают контроль на южной стороне и быстрым маршем, без единого выстрела, освобождают Момчилград, где генерал получает сообщение о перемирии, подписанном в Эдирне. Согласно Санстефанскому договору Кырджали находится в границах Болгарии. Берлинский договор ставит город в границы автономного болгарского региона Восточной Румелии. В 1886 году, приняв Закон Топханана, он попал в санджак Гюмюрджина под прямым руководством османского султана в качестве компенсации за союз между княжеством Болгария и Восточной Румелией. Во время Балканской войны, после победы болгарской армии в битве под Кырджали 21 октября (8 октября по старому стилю) 1912 года, город был освобожден отрядом Хасково и окончательно остался в Болгарии. В центре был установлен памятник освободителям, чтобы почтить память героев, погибших за присоединение города к Болгарии, обнаруженный в 1939 году, когда на открытии присутствовали жена и сын гена. Васил Делов - освободитель Кырджали, сумевший сохранить город в неприкосновенности от войны, памятник был установлен в городе после его смерти. Кырджали был объявлен городом в начале 20 века. После османского владычества торговля табаком стала основной отраслью в городе.

Во время коммунизма
С новым административным делением, начатым режимом Тодора Живкова в 1959 году, город стал региональным центром. Развиваются легкая промышленность, машиностроение и цветная металлургия со структурно-определяющим КХЦ Кырджали. Город становится культурным центром, здесь находятся ДКП «Димитр Димов», Областной исторический музей, Дом культуры и другие. Художественная галерея Станка Димитрова - Кырджали была основана в 1961 году, но в 1967 году она стала отдельной галереей. В ней представлены одни из самых богатых и интересных коллекций в Болгарии - ценные коллекции икон и гравюр эпохи Возрождения, живописи, графики. и скульптор. Представлены работы Владимира Димитрова - Мастера, Светлина Русева, Дечко Узунова, В. Дечевой, Кирилла Цонева и многих других. В 1987 году районы были закрыты, и город перешел в Хасковский район.

Кырджали сегодня
С 1999 года Кырджали является областным городом. Это крупнейший административный, промышленный, торговый и культурный центр Восточных Родопов. В 2012 году завод по производству свинцово-цинкового сплава был закрыт из-за долгов - ранее металлургическая компания была продана Intertrust Holding вместе с президентом Валентином Захариевым, а из-за большой задолженности перед кредиторами в 2012 году она поступила в открытую продажу. Gorubso-Kardzhali и некоторые предприятия в городе нанимают небольшую часть уволенных работников.

Сегодня в Кырджали проходит Международный фестиваль искусств «Перперикон», Национальный конкурс детской литературы «Петя Караколева», ежегодно проводится культурная неделя, посвященная празднованию города Кырджали и других.

Областной исторический музей в Кырджали включен в список 100 национальных туристических объектов и находится на престижном 25-м месте. Здание было построено в начале 20-х годов ХХ века по проекту архитектора памятника Александру Невскому в Софии - профессору Александру Померанцеву, преподавателю Академии художеств в Санкт-Петербурге. Как и большинство музейных зданий в Болгарии, это было изначально предназначено для другой цели. Была идея разместить там медресе, но так не было, однако первоначальный дизайн функции здания и русский архитектор, который хорошо разбирается в архитектуре Северной Африки и Центральной Азии, оставляют интересные пластические решения. Здание выполнено в современном тогдашнем нео-мавританском стиле, в котором преобладают марокканские арки и детали, напоминающие архитектуру не Османской империи, а арабского мира и Центральной Азии. Благодаря своему уникальному внешнему виду, здание объявлено памятником культуры национального значения. Краеведческий музей Кырджали располагает богатой коллекцией образцов культовой пластики, нумизматики, керамики, ювелирных украшений, средневековых и ренессансных икон, традиционной одежды и многого другого. Расположен недалеко от центра города. В музее три основных отдела: этнология, археология и минералогия. Этнографическая экспозиция отражает различные ремесла того времени, в частности выращивание табака. Археологическая экспозиция представляет различные образцы от раннего неолита до средневековья, а также находки из замечательного Перперикона. Также показаны полудрагоценные, драгоценные камни, руды и неметаллические материалы, минералы и многое другое.

29 октября 2003 года перед центральной площадью перед муниципалитетом был открыт впечатляющий 6-метровый памятник Васила Левского с замечательной выразительностью и художественной ценностью. Автор идеи памятника - профессор Константин Денев. Для строительства, завершенного менее чем за месяц, использовались пятитонные каменные блоки.

Мыс Кырджали на острове Ливингстон, Южные Шетландские острова, был назван в городе Кырджали 23 ноября 2009 года.