Яйлата (турецкий: яйла - плато, высокое пастбище) - национальный
археологический заповедник в Добричской области. Он расположен в 2
км к югу от Камен Бряга и в 18 км к северо-востоку от Каварны. Это
приморская терраса площадью 300 соток, отделенная от моря скальными
массивами высотой 50-60 м.
Район Яйлата был объявлен
археологическим заповедником решением Совета министров в 1989 году.
Охраняемая территория «Яйлата» объявлена объектом защиты
охраняемых видов растений и животных и их среды обитания.
Описание и особенности
Яйла - это большая каменная терраса,
расположенная на 10-15 м над уровнем моря и примерно на столько же
ниже уровня материка. Акватория этого места открыта для штормовых
ветров, и в наши дни, как и в древности, практически нет условий для
порта.
В районе Голяма-Яйлы расположен «пещерный город» из
101 так называемого «жилища» - естественных пещер, завершенных
руками человека, датируемых V тысячелетием до нашей эры. Они
расположены на нескольких уровнях в скалах и использовались
тысячелетиями.
Астрономические исследования проводились в
высеченном в скалах святилище недалеко от Яйлаты группой во главе со
специалистом по морской истории и археологии Калином Породжановым.
Святилище находится в северной части Яйлаты, недалеко от
юго-восточного конца Камен-Бряга. Он расположен на отдельном
рельефном выступе скалы, с которого открывается прекрасный вид на
обширный восточный горизонт. Из всех элементов, искусственно
выполненных в скале, наиболее характерны ровные площадки с
прямоугольными, трапециевидными и овальными неглубокими
углублениями; линейные и угловые вмятины разного размера;
трехступенчатая лестница, выходящая на юго-восток, и три скальные
гробницы у ее подножия с близкими азимутами главных осей к
продольной оси святилища.
Основная ось святилища направлена
к точке зимнего солнцестояния и, по мнению археоастрономов, на
протяжении VI-V веков до нашей эры. Описание такого святилища
сохранил Пиндар - он говорит, что аргонавты видели вырезанные в
алтаре (буквально «пальмы»), достигнув берега в устье Аксинского
Понта и принесли кровавую жертву за успешное плавание. V век до
нашей эры ученые связали те впадины и впадины в скалах (естественные
или вырезанные руками человека), которые служили алтарями в
древности. Предполагается, что помимо сбора крови жертвенного
животного, некоторые из вырезанных людей - сделанные ямы в
святилищах, вероятно, использовались для сбора дождевой воды из-за
большого размера сооружений, но вода использовалась в религиозных
целях и, вероятно, отождествлялась с божеством природных сил,
подобным богам штормов в Малой Азии. На святилище, вероятно,
возносились ритуальные шествия - акт, который можно рассматривать
как определенный вид посвящения, известный в древней Фракии из
рассказа Поляна о царе-жреце. и племена Кибрен и Скабой, Косинг,
который продемонстрировал своим соотечественникам свое желание
общаться с богами, поднявшись по деревянной лестнице в небо.
Согласно древним авторам, таким как Помпоний Мела и Ариан, так
называемый «карийский порт» расположен вокруг современного мыса
Шабла, а вся территория (где находится местность Яйлата) называется
Карией. Этот топоним вызывает ряд вопросов, связанных с локализацией
племени кари, но в целом их этнокультурные особенности и их
локализация преимущественно на островах Греции и Малой Азии
связывают их с фракийско-пеласгийским сообществом. В научной
литературе о фракийских племенах, населявших Добруджское побережье
Черного моря, используются двухчастные названия, такие как
«гетто-даки» и «фрако-гетто». Собирательное название, появившееся в
VI веке до нашей эры. у древнегреческого историка Геката Милетская
включает такие племена, как Кробизи, Терида, Матунет и Миргети.
Территория сегодняшнего Добруджинского побережья Черного моря
является зоной соприкосновения фракийских гетов со скифами.
Археологические исследования
Археологические раскопки проводятся
регулярно с 1980 года, и основной интерес для исследований
представляют ранневизантийские крепости, некрополи и пещерные
комплексы. По своему архитектурному плану погребальные сооружения
делятся на несколько основных типов:
пещерного типа с небольшими
валовидными вестибюлями со ступенями или без них;
гробницы, в
которых камеры имеют относительно большой, обычно прямоугольный или
эллиптический, выход на поверхность, закрытый резными каменными
плитами (обычно в гробницах этого типа есть вестибюли и ступени
более совершенной формы);
могилы прямоугольной или эллиптической
формы, покрытые одной или несколькими нарезанными плитами (в таком
оборудовании хоронят детей).
Наиболее систематически изучен
так называемый «Некрополь № 1», который находится примерно в 700 м к
северу от ранневизантийского укрепления, на вершине скалистого
берега, возвышающегося на 50-60 м над уровнем моря. Некрополь
расположен вокруг святилища, высеченного в скале, со всеми
удобствами, обращенными к морю в направлении восходящего солнца.
«Некрополь № 12», из которого исследованы 14 гробниц, расположен
восточнее села Камен Бряг. В отличие от «Некрополя № 1» гробницы
разделены на небольшие группы с ориентацией как восток-запад, так и
север-юг. Большинство из них больше по размеру и вырезаны гораздо
точнее. Особый интерес представляет «Гробница 2», на восточной стене
которой зарегистрировано сильно выветренное стилизованное
изображение головы быка - единственное пластиковое украшение,
найденное до сих пор в изученных некрополях.
За редким
исключением, почти все гробницы были разграблены в древности, а
инвентарь найденных могил датируется периодом между II и V веком.
Гробницы являются семейными и функционируют долгое время, в
некоторых из них найдено до 15 скелетов.
В северной части
местности Яйлата находится частично сохранившаяся ранневизантийская
крепость конца V века с остатками 4 башен и ворот. Укрепление
возвышается в северной части равнинной террасы - так называемой
«Большой Яйлы». Его место доминирует над окружающей местностью и
отделено с севера и востока морем вертикальными скальными массивами
высотой более 20 м. Эту особенность рельефа использовали архитекторы
объекта, а оборонительные крепостные стены возводили только с запада
и юга. Обращаясь к земле, перед западной стеной возвышаются четыре
сплошные башни, а в восточном конце южной стены располагались ворота
крепости. Внутри укрепленного поселения была обнаружена часть
главной улицы, ведущей от входа к центру крепости, и большое здание,
которое, вероятно, служило для сторожевого визита. Каменная
лестница, примыкающая к одному из зданий, показывает, что здание
было двухэтажным.
Крепостные ворота имеют 2 входа. Внешняя
перекрывалась раздвижной дверью (так называемая «катаракта»), а
внутренняя - двойной дверью, запертой на массивные деревянные балки.
Над входом, который был арочным, возвышалась надвратная башня,
обеспечивающая лучшую безопасность ворот и местности вокруг них.
Обнаруженный разнообразный археологический материал - предметы
из меди, бронзы, кости и глины, а также многочисленные монеты
свидетельствуют о том, что крепость была построена в конце V -
начале VI века, а ее жизнь продолжалась до последней четверти XIX
века. 6 век около трех веков. В 9 веке вокруг него возникло
старинное болгарское поселение. Как и большинство поселений
Добруджи, это было разрушено печенегами в середине XI века, после
чего поселение было полностью заброшено.
Археоастрономические
исследования
Были проанализированы ориентации почти всех 120
скальных гробниц и ось здания, которое должно было служить
святилищем. Статистическое исследование (по критерию χ2) примененных
2 основных способов ориентации (по магнитному компасу и с
наблюдением Солнца) показывает, что магнитный компас ненадежен в
археоастрономических исследованиях.
Установлено, что здание
святилища ориентировано на восход солнца во время зимнего
солнцестояния. Медиана распределения ориентации погребальных
сооружений с поправкой на рефракцию (если смотреть в море)
показывает, что скальные гробницы ориентированы в основном под углом
23º39 ′ к югу от востока. Это соответствует точному значению
эклиптики для исследуемой эпохи. (Авторы исследования предлагают три
возможных ответа на это совпадение - наклон эклиптики был помещен
«символически», к югу от востока, поскольку оси отдельных гробниц
были начерчены в одном направлении (конечно, приблизительно - т.е.
отклонения); направление означало восход Солнца в точке со
склонением -16º56 ′ (2 - 3. II или 9 - 10. ХI), оси гробниц
проводились по оси святилища, но по мере удаления от него ошибки
ориентации приводили к отклонениям порядка ± 10 °).
Сохранение и социализация
Первые шаги к охране археологических
памятников на территории Яйлата были сделаны только в 1989 году,
когда древности на территории одноименного района в районе села
Камен Бряг были объявлены Национальным археологическим заповедником,
расположенным на территории Около 300 соток. Разработан проект в
рамках программы Европейского Союза PHARE по «привлечению туристов и
развитой доступной инфраструктуре» к объектам.
В средние века
пещерный комплекс использовался как жилище, а после XI века здесь
располагались монастырские кельи и церкви.
Самой
примечательной среди скальных церквей является «Клисе Маара»
(«Святые Константин I и Елена»), второе название пещера получила в
XIX веке от христианского населения, переселившегося в село Камен
Бряг, которое после нескольких столетий возрождения снова
религиозная жизнь этого культового места. Многочисленные кресты в
трех комнатах и протобулгарский рунический знак во втором отсеке
пещеры свидетельствуют о том, что в раннем средневековье на этом
месте находилась христианская церковь, которая действовала, по
крайней мере, до конца 11 века.