Айхштеттский собор

 

Описание

Айхштеттский собор (посвященный святым Сальватору, Богоматери и святому Виллибальду) — кафедральный собор католической епархии Айхштетта в Айхштетте, Бавария. Трехнефная зальная церковь восходит к основному зданию собора св. Виллибальд, который, как говорят, построил здесь первую каменную церковь еще в 8 веке. Сегодняшняя церковь была построена в основном в стилях высокой и поздней готики и была завершена в 1718 году с западным фасадом в стиле барокко. Вместе с монастырем и двухнефным моргом собор является одним из важнейших средневековых памятников Баварии.

 

История

Раннее средневековье
Учредительный корпус св. Виллибальд в 8 веке представлял собой каменный зал шириной 12 метров, к которому примыкал монастырь (раскопки 1970/72 гг.). Монастырь был разрушен во время венгерских нашествий, но церковь уцелела. Части этой церкви сохранились в кладке восточного хора.

Епископ Регинольд (966-991) имел круглое здание с двумя фланговыми башнями и внешним склепом для останков основателя епархии, воздвигнутым над развалинами миссионерского монастыря.

Романский
Этот каролингско-оттонский архитектурный комплекс должен был уступить место планам епископа Гериберта (1022-1042) относительно нового здания. Около 1000 г. в Аугсбурге уже была построена большая новая романская соборная церковь, и в то же время в Шпейере было построено новое здание. Епископ Гундекар II освятил новый неф и хоры в 1060 году.

Романский собор был раскопан в 1972/75 году вместе с предыдущими постройками под центральным нефом. Крестообразная базилика имела апсиды на востоке и западе и восточный склеп длиной 16 м. Из соображений стоимости раскопки были засыпаны. Две башни, возможно, не были построены до 12 века и демонстрируют влияние северной Италии. Можно предположить, что этот собор был завершен, когда он был освящен 13 октября 1310 года.

Готика
С 1256 года был построен западный хор в стиле ранней готики, в котором покоились кости св. Виллибальда перезахоронили. В 1269 году новое здание было завершено.

При епископах Рабане Трухзессе из Вильбургштеттена и Фридрихе IV из Эттингена Салическая церковь была постепенно снесена и построен сохранившийся зал Высокой готики. После 1350 г. был запущен восточный хор, около 1400 г. к нефу был присоединен Виллибальдшор (западный хор). Главный портал на севере отмечен 1396 годом.

Поздняя готика добавила ризницу главы с часовней Роритцера (1463-1480). Последующий монастырь собора с мортом был начат в 1410 году с северного крыла и завершен в 1510 году завершением морга.

Барокко
Западный фасад в стиле барокко (1716-1718 гг.) работы Габриэля де Габриэлиса является первой работой мастера-строителя из Граубюндена, которому предстояло и по сей день формировать облик города. Епископ Иоганн Антон I. Кнебель фон Катценелленбоген заказал фасад в знак благодарности за спасение города во время войны за испанское наследство. В 1720 году на северной стороне аркады центрального нефа была построена кафедра в стиле барокко (дар каноника Рудольфа Теодориха фон Фрейберга).

В 1745 году епархия отметила свое тысячелетие. По этому случаю епископ Иоганн Антон II подарил элегантный алтарь в стиле рококо в начале хора виллибальда, который включает в себя части могильного алтаря эпохи Возрождения. В 1749 году, по случаю своего пятидесятилетия в качестве священника, епископ заказал сложный аналог (главный алтарь) в восточном хоре. Оба алтаря были спроектированы Матиасом Сейболдом, который также отвечал за планирование двух других алтарей. Около 1750 года Иоганн Мартин Баумайстер построил орган вокруг центральной колонны пересечения северной галереи, который был переработан и обновлен в 1778 и 1780 годах. Корпус органа в стиле барокко был изготовлен местными плотниками Виллибальдом и Йозефом Хайнле.

В 18 веке боковые часовни были отгорожены от нефа богатой кованой решеткой. Чугунные хоры были добавлены в 1789 году. Сегодня осталась только решетка под галереей Виллибальдшоров.

Готический узор окон был частично заменен простыми разводными ключами, готические витражи — глухим остеклением. Стены и своды казались холодного оттенка серого. Многочисленные убранства в стиле барокко, гробницы и алтари создавали пространственное впечатление. Некоторые епископы выбрали нефы для своих захоронений и пожертвовали для этой цели дополнительную обстановку.

 

19 век
В 1845 году 1100-летие епархии должно было быть отпраздновано «с приличием и достоинством... и также с великолепием». Поэтому епископ Карл Август фон Райзах и капитул собора хотели вернуть собору его средневековый вид. Готика считается идеальным христианским стилем с начала 19 века. Однако из-за хронической нехватки денег работы первоначально ограничивались перекрашиванием интерьера и перекрашиванием мебели в стиле барокко. Некоторые алтари были даже удалены, например, два боковых алтаря в западном хоре. В 1849-50 годах ремонт продолжался без серьезных изменений инвентаря. С 1866 по 1869 год морг был восстановлен.

Наконец, епископ Франц Леопольд фон Леонрод инициировал комплексную реконструкцию собора, которая продолжалась с 1881 по 1904 год. Сакральное пространство было облачено в единое «позднеготическое» одеяние, неоготические стеклянные окна заменили прозрачное остекление высокого хора. Также был построен новый главный алтарь, хотя в него были интегрированы большие части первоначального средневекового алтаря. Алтарь-предшественник в стиле барокко сейчас находится в Деггендорфе. Цветная перекраска помещения была поручена Фрицу Гейгесу, который покрыл сводчатые участки усиками и создал крупноформатные росписи с легендами о епархиальных святых. Окна нефа также получили витражи и «готический» узор.

Реставрация стоила в общей сложности более 260 000 марок, которые были собраны за счет пожертвований и работы ассоциации строителей собора. Неоготический собор был завершен в 1893 году, а реконструкция монастыря продолжалась и в 20 веке. Епископская церковь практически не менялась до тех пор, пока в годы Второй мировой войны ее не отреставрировали и не обновили.

20 век
Однако вскоре заговорили первые критики. Вскоре после рубежа веков искусственное, академическое пространственное впечатление собора воспринималось как слишком мрачное и холодное. Неоготические стеклянные окна затемняли комнату, так что приходилось постоянно использовать искусственное освещение. Поэтому в 1916/17 году были предприняты попытки вытравить стекла и, таким образом, внести больше света в интерьер. Еще более радикальные шаги были предприняты в 1936 году, когда верхние трети окон были заменены голыми стеклами из старинного стекла.

Неудовлетворительное состояние собора в конце концов привело к тому, что в 1939 году была начата основательная реставрация. В июне мюнхенская компания по росписи церквей начала переделывать космическую оболочку. С июля мастер-стекольщик из Дахау Сириус Эберле пытался добиться лучшего перехода между стеклянными окнами 19 века и глухими стеклянными поверхностями. Однако большинство его проектов были отклонены органами охраны памятников. В 1945 году витражи были просто затемнены акварелью.

В ходе этой реставрации были переставлены и алтари. В 1942 году был создан конгломерат неоготической алтарной утвари и средневековых оригиналов. Из-за войны пришлось отказаться от запланированных новых приобретений. Виновные опасались, что богатые фонды Епархиального музея будут конфискованы нацистскими властями, и поэтому они в значительной степени заменили скульптуры XIX века средневековыми оригиналами. Сам музей был распущен. Кроме того, хотелось добиться художественной оценки оборудования, которое лучше соответствовало важной архитектуре собора.

С ноября 1941 г. колокола и особенно бронзовая фурнитура находились под угрозой конфискации. Однако что-то можно было сохранить за счет сохранения памятников, которые иногда приходилось выводить за рамки законности времени, что-то можно было хотя бы всесторонне задокументировать.

Меры, предпринятые в годы войны, характеризуют облик собора и по сей день, и реконструкция (Готфрид Бём) с 1971 по 1976 год также основывалась на этом условии. Самым важным вмешательством здесь было удаление экранов хора, что было сделано по просьбе епископа Алоиса Бремса. Яростное возражение о сохранении памятников не увенчалось успехом. Крестильная часовня и военно-мемориальная часовня также были повторно освящены в то время, крестный алтарь с напрестольным крестом конструкции Лой Херинга, который сегодня висит в часовне поклонения, исчез в 1968 году. С 1968 по 1971 год временное решение с временным народным алтарь и современные хоры были установлены в церкви, используемой в устланном ковром святилище.

С 1958 по 1965 год реставрировался экстерьер. Дальнейшие обширные реставрации собора проходили в начале 21 века. Западный фасад был отремонтирован в период с 2014 по 2017 год.[1] С 2019 года идет полная реконструкция собора.

 

Строители и художники
Мастера и художники, участвовавшие в строительстве, стали известны по именам только с 15 века. В 1420 году Франц Перингер появляется как «туммайстер», в 1440 году эту должность занимал мастер Конрад фон Камерберг. Каменщик и скульптор по камню Экхарт Грецер появляется в 1440/45 гг.

Маттеус Рорицер, вероятно, создал ризницу капитула с названной в его честь часовней около 1470 года. С 1475 по 1500 год Ханс Паур был мастером-строителем. Он считается создателем морга и архитектуры Паппенгеймского алтаря.

Вместе с Гансом Альберталем в 1609 году в город приехал один из первых мастеров Граубюндена. Фронтон трансепта приписывается ему. Его соотечественнику Габриэлю ди Габриэли из Ровередо предстояло изменить облик города, как никому другому. С 1714 года он превратил средневековый Айхштетт в современный город в стиле барокко с южным колоритом. Его реконструкция собора замечательным образом учитывала средневековую сущность, выдающийся архитектор, очевидно, хорошо знал достижения своих средневековых предшественников. Габриэли создал западный фасад, Виллибальдсакристи и часовню Вунибальд.

С 1750 года директором здания суда был северный итальянец Маурицио Педетти. Он спроектировал памятники Шенборну и Страсольдо для собора.

В конечном итоге Готфрид Бём и Николаус Розини отвечали за масштабную реконструкцию собора с 1972 по 1975 год.

Среди скульпторов и живописцев особого упоминания заслуживают Лой Херинг из Альгоя и Ганс Гольбейн Старший из Аугсбурга. Геринг создал многочисленные эпитафии и каменные кресты. Однако витражи (рисунки) Гольбейна в Мортуарии полностью не сохранились. Фейт Вирспергер († около 1530 г.) считается создателем многофигурного Распятия Паппенгеймского алтаря. Ганс Крамппер († 1634 г.) из Вайльхайма предоставил эпитафию Гемминген.

описание
Собор Эйхштетта представляет собой трехнефный двуххоровый высокий готический зал с трансептом и сопровождающими его рядами часовен. Две романские колокольни обрамляют восточный хор. Неф снаружи кажется очень простым, распорки частично убраны внутрь. Стройные ажурные окна освещают интерьер, а рядом с главным порталом обогащает вид лестничная башня. Сам портал защищен открытым крыльцом, стрельчатая арка которого дополнена сводами. Портал имеет богатое расписное скульптурное убранство (терракота) под навесами. В тимпане видна смерть Богородицы, над ним изображено коронование Богородицы.

Ранний готический Виллибальдсхор на западе закрыт четвертым, позднеготическим ярмом, к которому также примыкает барочный западный фасад Габриэли. Портал находится между двойными пилястрами, завершение — изогнутая балюстрада со скульптурным декором.

Башни структурированы романскими круглыми арками и фризами и увенчаны остроконечными шлемами над треугольными фронтонами.

Наиболее богато украшена позднеготическая ризница капитула с ее вершинами и креплениями и заключительная низкая часовня Роритцера. Скромнее убранство контрфорсов восточного алтаря, между которыми расположены ажурные окна.

Поскольку приделы были возведены на высоту свода, внутреннее убранство, перекрытое крестовыми сводами на круглых столбах, кажется очень просторным. Восточный хор несколько ниже нефа, а раннеготический Виллибальдсхор с его массивными сводчатыми формами и гробницей святого раскрывается как совершенно самостоятельная составляющая на западе.

Собор имеет длину 98 метров и ширину в трансепте 38,5 метра. Главные нефы имеют высоту около 19,5 метров.

На юго-востоке четырехкрылый комплекс монастыря с моргом замыкает внутренний двор, служивший с 1958 года местом захоронения капитула собора. Великолепные ажурные формы были реконструированы после разрушения периода секуляризации с 1886 года. На западе находится площадь резиденции епископа, которая заменила Виллибальдсбург в качестве резиденции епископа в 18 веке.

Двухнефный зал Мортиариума (усыпальницы) считается одним из самых красивых интерьеров в стиле поздней готики в Германии. Своды восьми двойных пролетов поддерживаются центральными колоннами и перекрыты сетчатыми сводами.

 

Виллибальдшор
Высокий средневековый Willibaldschor включает в себя три раннеготических и одно позднеготическое ярмо. Три восточных пролета охватывают простые выпуклые крестовые своды без замковых камней на связках из пяти частей.

Западная бухта 1471 года также крестово-сводчатая, а вместо готических нервюр использованы мотивы ветвей. Он отделен от восточных бухт круглой аркой. На замковом камне изображены гербы епархии, капитула собора и епископа Вильгельма фон Райхенау с надписью «1471».

Особенно удивляет отсутствие тщательного выполнения кладки на северной стороне простого экстерьера. Круглоарочные закрытые окна лежат между простыми контрфорсами с односкатными крышами, пристройки закрываются скатными крышами.

Западный фасад Габриэли размыт. Над порталом находится герб епископа Иоганна Антона Кнебеля фон Катценелленбогена, который сопровождается двумя путти.

Willibaldschor был церковью коллегиального монастыря Св. Виллибальда. До 1971 года у него все еще была собственная ризница, которая сегодня служит прихожей в ходе реконструкции собора, чтобы по-прежнему обеспечивать доступ к собору с запада и в то же время защищать Виллибальдсхор от проходящих потоков. посетителей, чтобы сохранить его как место молитвы.

башни
Две боковые башни романского хора представляют архитектурный интерес, особенно из-за их часовен на первых верхних этажах. В северной башне (высота 52 метра) находится бывшая Мариенкапель. Помещение высотой 9 метров перекрыто крестовым сводом с прямоугольными ребрами. Круглые арки открываются на восточный алтарь собора и на трансепт. Апсида с восточной стороны вделана в стену и также имеет круглую арку. Помещение часовни было освящено 10 июля 1072 года зальцбургским епископом Гебхардтом. Узкая каменная лестница в стене позволяет попасть в подвал, который также имеет крестовый свод.

Башня имеет пять этажей разной высоты и простую круглую арочную конструкцию. Фронтоны и остроконечный шлем относятся к готическому периоду. Небольшой эркер на востоке, который все еще можно увидеть на стальной гравюре 1845 года, был удален, когда в 1859 году была заново покрыта крыша.

Структура южной башни в основном соответствует структуре северной башни, но конструкция примерно на два метра выше и составляет 54 метра. Здесь на первом этаже находится бывшая Михайловская часовня, которая была освящена одновременно с Мариенкапеллей Патриархом Аквилеи Зигхардом. Башня окружена трансептом и монастырскими постройками (моргом) до третьего этажа.

Обе башни построены из узкого карьерного известняка из местных каменоломен, но имеют светлую известковую штукатурку. Поразительно тщательное выполнение кладки, которое резко контрастирует с более поспешным выполнением Виллибальдшора.

Ризница капитула и часовня Роритцера
Ризница капитула в стиле поздней готики соединяется с северной башней на восточной стороне церкви. Четырехпролетный звездчатый свод квадратного главного зала опирается на круглую центральную колонну. Необычным мотивом является висящий замковый камень на арке алтаря. Нижний алтарь сильно изрезан, т. е. уже всего здания, и выступает с пяти сторон. Ребристый свод развивается из четырехлистника, на замковом камне изображен герб епархии, епископ Иоанн III. фон Эйх и капитул собора.

Внешний вид структурирован богато украшенными контрфорсами с их панелями, вершинами и креплениями. Каменная крыша хора (капелла Роритцера) увенчана навершием.

Дизайн всего комплекса приписывается Маттеусу Рорицеру, которого можно проследить до 1469 и 1473 годов в Айхштетте. Также возможно, что в этом был замешан его отец Конрад или Вольфганг Роритцер. Источники Эйхштетта говорят только о «Мастере Маттейсе», который был назначен в Фрауенкирхе в Мюнхене в 1473 году.

Ризница закрыта для публики и не использовалась как таковая с момента строительства новой общей ризницы прихода и капитула. Сегодня он используется для общей хоровой молитвы капитула собора.

Монастырь и морг

Георг Дехио описал монастырь и прилегающий к нему морг как «блестящее достижение поздней готики». Богатое оформление сводов и архитектурные выдумки привели в восторг редакторов довольно трезвого тома описи 1924 года. В частности, «двухнефный зал морга всегда вызывал восхищение». Двор также можно причислить к лучшим достижениям немецкой поздней готики, живописное очарование всего комплекса большинство авторов считает непревзойденным.

Двухнефный комплекс — характерная черта таких полусакральных готических помещений. Старые морги в Бамберге и Вюрцбурге послужили образцом для этого места захоронения капитула собора. Две из семи опорных колонн были особенно тщательно спроектированы. На севере обращает на себя внимание «красивая колонна» своими корявыми ветвями, на юге «витая колонна» (рисунок) вьется к своду. Пять из 10 ажурных окон украшены витражами (подпись 1502 г.) по эскизам Ганса Гольбейна Старшего. А. Среди прочего были изображены Распятие и Страшный суд.

Двухэтажный монастырь поддерживается контрфорсами, в которых повторно используются романские колонны XII века. Конечно, эти трофеи все еще происходят из высокого средневекового комплекса предшественников.

Богатые формы свода спроектированы в северном крыле как пружинный свод, поэтому замковые камни смещены друг относительно друга. Остальные ниши украшены ромбами и звездами, замковые камни и консоли украшены богатым пластическим декором.

В пол и стены вделаны многочисленные могильные плиты, декорации дополняют стеклянные росписи. Вместе с высокой готической архитектурой собора здесь был создан один из важнейших ансамблей южногерманской готики, который дополняется богатым инвентарем примыкающего Епархиального музея.

 

Меблировка

Алтари

Самым важным алтарем в соборе является великолепный алтарь Паппенгейма (около 1495 г.) в восточном трансепте, подаренный каноником Каспаром Маршалком фон Паппенгеймом. Алтарная конструкция полностью состоит из местного известняка (верхний губчатый известняк) и имеет (без столовой) 9,5 м в высоту и более 2 м в ширину. Распятие изображено в святыне. Сцену сопровождают многочисленные фигуры на фоне фантастического вида Иерусалима. Город изображен по гравюре Брайтенбаха (1486 г.), который использовал мотивы (Дворец Дожей) из Венеции и Нюрнберга и поместил их рядом с изображениями Купола Скалы и Храма Гроба Господня. В довершение всего поднимаются пять навесов. Алтарь Паппенгеймера сегодня выглядит немного необычно. До того, как экраны хоров были сняты, они образовали отдельную часовню для алтаря.

Неоготический главный алтарь (восточный хор) содержит деревянные фигуры бывшего позднеготического крылатого алтаря. Пять огромных статуй в святыне, созданных так называемым Мастером главного алтаря Айхштеттского собора около 1470 года, изображают Мадонну в полумесяце и святых покровителей епархии. Крылья, также относящиеся к средневековью, несут восемь поздних готических рельефов Страстей, а фермы также средневековые.

Простой крестовый алтарь (народный алтарь) на новом алтарном острове перекрестка был создан Тео Хейерманном и Эльмаром Хиллебрандом в 1975 году. Раньше здесь между ширмами хоров располагался так называемый приходской алтарь.

Двенадцать приделов собора в основном создавались как частные фонды для массовых празднеств, например, для заступничества за усопших родственников. Алтарь проректора собора Иоганна фон Вольфштейна (ум. 1519) в южном проходе считается одним из самых ранних алтарей эпохи Возрождения в Германии. Основной рельеф с изображением Успения Богородицы создан по гравюре на дереве Альбрехта Дюрера (мастерская Лой Геринга, ок. 1519/20).

Алтарь Ольберга или Лаврентия (северная сторона) относится к периоду раннего барокко, а алтарь Магдалины в его часовне в южном проходе представлен в стиле высокого барокко. Часовня (лепнина) и алтарь иллюстрируют важное убранство собора в стиле барокко, которое в 19 веке стало жертвой готического стиля.

С этого периода сохранились четыре боковых алтаря, которые, однако, были модернизированы готическими и барочными скульптурами в 20 веке. Алтарь Марии 1879 года (южный проход) также содержит позднеготический полумесяц Мадонны примерно 1500 года, который широко известен как «Мадонна пекарей». Рельефы крыла были созданы около 1470 года и изображают Св. Варвара и Кэтрин. Остальные алтари св. Вунибальда и Анны и посвященный Святой Троице.

Только в 1912 году был создан неоготический алтарь в ризнице капитула с рельефом Оплакивания Христа (около 1480 года) и другими скульптурами различного происхождения (закрытыми для публики).

Другой алтарь, которого сегодня больше нет, находился в бывшей ризнице Виллибальдсхоров. Сегодня здесь находится западный вход в вестибюль собора.

погребальные памятники
Ренессансная гробница основателя епархии св. Виллибальд. Лой Геринг, вероятно, создал одну из своих главных работ (завершенную в 1514 г.) при епископе Габриэле фон Эйбе. Вся система была изменена в рококо. Сохранилась монументальная главная часть с сидящей в натуральную величину фигурой святого в нише раковины, высокий балдахин является пристройкой XVIII в., созданной Матиасом Сейболдом в 1745 г. по модели гробницы св. Петра (Бернини) в Собор Святого Петра в Риме.

Старая раннеготическая гробница сейчас находится на южной стороне западного хора. Он выполнен в виде готического здания хора. Односкатные крыши контрфорсов несут большие головы животных, над которыми по поверхности крыши проходит глухая галерея.

На колоннах и поверхностях стен стоят многочисленные гробницы и эпитафии епископов и каноников. Среди самых старых - камни епископов Конрада II фон Пфеффенхаузена († 1305 г.) и Иоганна II фон Хайдека († 1429 г.) и тумба Гундекара († 1075 г.) в его погребальной часовне.

В восточном хоре находится памятник епископу Иоганну Конраду фон Геммингену (1595-1612), который считается одним из самых важных произведений баварского позднего Возрождения (приписывается Гансу Крумпперу). Гробницы епископов Маркварда II (1637–1685), Иоганна Эухара (1695–1697) и Франца Людвига (1725–1736), принадлежавших семье Шенкен фон Кастель, были спроектированы по проекту де Габриэли.

 

В северном трансепте есть несколько камней для членов семьи маршалов фон Паппенгеймов. Лой Геринг создал триптих для епископа Кристофа Маршалла фон Паппенгейма (1535–1539 гг.) с Оплакиванием Христа в центре поля. Рядом с ним находится эпитафия четырем каноникам семьи фон Эйб (около 1483 г.). Цветная версия мемориального камня в стиле поздней готики эффектно контрастирует с монохромностью соседнего «Алтаря Паппенгейма». Под килевой аркой стоит Пресвятая Богородица с младенцем, по бокам виднеется св. Варвара и Кэтрин.

В 18 веке на паре колонн перед главным порталом были помещены эпитафии ректору собора Маркварду Вильгельму Графу фон Шенборну († 1770 г.) и канонику Филиппу Карлу Графу фон Эттинген-Бальдерну († 1787 г.).

Для второй боковой часовни к западу от портала Лой Геринг создал одно из главных произведений гробницы Эйхштетта эпохи Возрождения около 1514-1520 годов. Епископ Габриэль фон Эйб (1496–1535) еще при жизни изобразил себя стоящим в нише раковины.

Новое место захоронения архиереев было заложено в самой западной часовне в 1989 году. Фриц Кениг и Блазиус Герг спроектировали простой комплекс с эпитафией на каменной стене в 1989 году. До сих пор здесь были похоронены кардинал Йозеф Шрёффер († 1983 г.) и Алоиз Бремс († 1987 г.). Первоначально часовня была местом захоронения каноников и епископов из дома баронов Леонрода. Сохранились эпитафии канонику Фридриху († 1539 г.), Хофмейстеру Альбрехту († 1543 г., мастерская Лой Геринга) и епископу Францу Леопольду фон Леонроду (1867–1905 гг.).

Над западным входом вмонтированы две накладки бывших высоких могил епископов Конрада II фон Пфеффенхаузена (1297–1305) и Иоганна II фон Хайдека (1415–1429). Оба камня цветные и изображают умершего в полный рост.

В Виллибальдшоре находятся мемориальные камни епископа Эберхарда II фон Хирнхейма (1552–1560), каноника Иоганна фон Штейна († 1543, Лой Херинг в честь Альбрехта Дюрера), памятник общины епископов Альбрехта II фон Гогенрехберга (1429–1445). и Мориц фон Хуттен (1539–1552) и классическая эпитафия епископу Иоганну III. Freiherr von Zehmen (Игнац Александр Брейтенауэр, 1790 г.). Примечательна немецкая надпись, указывающая на прогрессивное отношение народного церковника в смысле Просвещения.

Перед хоровой аркой находится красный мраморный камень епископа Вильгельма фон Райхенау (1464-1496), который считается одной из самых важных скульптур в соборе. Горельеф распятия создал Ганс Пейерлин. У ног Искупителя епископ преклоняет колени со св. Мария Магдалина.

Два других классических памятника епископа можно увидеть на колоннах нефа перед современным органом. Эпитафия Раймунду Антону Графу фон Страсольдо (1757–1781) восходит к проекту Маурицио Педетти. Йозеф Граф фон Штубенберг (1790-1824) был последним принцем-епископом Айхштетта. Гробница создана в 1828 году в сдержанных формах позднего классицизма (Петер Шёпф и Фердинанд Вельхорн).

Памятники епископу Каспару фон Зекендорфу (1590–1595) в его погребальной часовне перед южным трансептом и большой ренессансный комплекс епископа Мартина фон Шаумберга (1560–1590) в трансепте представляют собой тип эпитафальтары. Рельефы распятия, воскресения, вознесения и возвращения Христа включены в трехэтажную структуру. Бог Отец восседает на фронтоне треугольника. Маньеристское произведение было создано около 1570 года (Филипп Сардер), т.е. при жизни епископа.

Имена похороненных относятся к расположению епархии на границе трех баварских племен. Сановники происходили из баварской, франконской и швабской знати сегодняшней баварской территории.

стеклянное окно
Средневековый запас витражей в соборе можно задокументировать только из архивов. Сохранившиеся стекла датируются 19 веком, когда церковь епископа была перестроена в неоготическом стиле. Бернхард Миттермайер создал окна восточного хора в 1883 году по эскизам Себастьяна Мутцля. Описаны Преображение Христово и Успение Богородицы.

Цикл из десяти частей в нефе был сокращен до фигуративных частей в 1936 году. Представления относятся к призывам Литании Лауретана и, таким образом, напоминают покровительство Марии собору. Рисунки Фрица Гейгеса (выполнены в 1889-92 гг.) хорошо вписались в средневековый церковный интерьер. Художнику удалось соединить стилистические элементы Высокого Средневековья с формами раннего модерна, которые использовались сдержанно.

В 1897/98 году Гейгес фактически создал витражи в причастной часовне для часовни епископского дома. После реставрации в 2001 году в собор были перенесены изображения Двенадцати апостолов.

 

Другие достопримечательности
После демонтажа экранов хоров перед восточным хором пришлось усилить поперечные столбы. Столбы должны были быть подкреплены высокими бетонными основаниями, которые в 1975 году были облицованы декоративными литыми каменными рельефами Тео Хейерманна (северный столб) и Эльмара Хиллебранда (южный столб). Северный столб иллюстрирует двенадцать сцен из ветхозаветной истории спасения, таких как сотворение, изгнание из рая и потоп. На южном столпе в качестве дополнения можно увидеть двенадцать дополнительных эпизодов новозаветной истории спасения. В дополнение к крещению Иисуса у. а. увидеть Нагорную проповедь и возвращение блудного сына.

В Часовне причастия находится еще одна крупная работа Лой Херинга. Распятие было изготовлено около 1520 года и изображает Христа с высоко поднятой головой, отправляющегося в новую жизнь. Большой каменный крест висит над современным сакраментальным алтарем с 1975 года. До 1968 года этот крест стоял на так называемом приходском алтаре, на его месте стоит сегодняшний народный алтарь. На южной стене находится позднеготический защитный плащ Мадонны (ок. 1520/30 гг.), который сопровождается фигурой Иоанна Крестителя на северной стене. Таинственная часовня была создана только в 1971 году. Раньше это была ризница соборного прихода.

Среди отдельных скульптур у. Мадонна Бухенхюллера (около 1430 г.) на южной колонне перехода, раннеготическая Сиботомадонна (1296 г.) в Виллибальдшоре и каменные скульптуры Поклонения волхвов около 1590 г. на западном крыльце.

Соборный орган
До того, как собор был отремонтирован в 1971 году, там было три органа, изготовленных мастером органов из Айхштетта Биттнером. Один инструмент находился над западным порталом, один над северным порталом и еще один на правом экране алтаря, где также была центральная консоль. Планировался, но не реализован еще один орган на левой ограде алтаря. Расположение органов было основано на соборе Пассау. Современный большой соборный орган был построен в 1975 году известной компанией по производству органов Sandtner из Диллингена/Донау и имеет 68 регистров на 4 мануалах и педали.

 

Колокола

В соборе Айхштетта 18 колоколов, что делает его одной из церквей с наибольшим количеством колоколов в Германии. Однако колокола, разделенные между северной и южной башнями, звонят не вместе, а четырьмя отдельными группами.

Главный колокол северной башни
Женский колокол (начало 14 века) - самый старый колокол северной башни. Он звонит в Ангелусе; их надпись цитирует Ангела Господня. В 1540 году мастер Ганс Глокенгиссер из Нюрнберга отлил колокол Христа или колокол Господа нашего, названный «Галлерин». Своим звонким и мощным звуком он свидетельствует о высоком искусстве литья колоколов в некогда оживленной Нюрнбергской литейной школе. Оба колокола когда-то были частью монастырского звона.

В ходе расширения колоколов в 1966, 1975 и 1976 годах, помимо нескольких более мелких, был закуплен новый колокол весом более пяти тонн, равный по звучности старому «Галлерину». В 2002 году так называемый «епархиальный колокол» заменил колокол Авега с такой же высотой звука.

Боковой колокол в северной башне
Хоровой колокол и Мариенбелл были дополнены в 2002 г. колоколом Авега, который был заменен «епископским колоколом», а в 2005 г. - колоколом Бенедикта и подвешен на отдельном деревянном стуле для колокольни. В этот четырехзвонный колокол звонят только перед крещением.

Похоронный звон в северной башне
Колокол смерти, называемый «Клаг», звонит только тогда, когда умер член прихода собора. Вероятно, он был отлит Германом Кесслером в начале 14 века (a″ +1/16, ок. 120 кг, 560 мм).

Приходские колокола в южной башне
Три колокола в южной башне предназначались специально для звона служб прихода собора. Звон известен далеко за пределами епархии благодаря своему прекрасному звучанию; два колокола 1256 года имеют очень характерный звук, который исходит от их особой формы колокола (так называемого ребра). Звон панихиды прихожанами отражает первоначальное использование колоколов. Два колокола звонят на вечерню в будние дни, по одному колоколу на розарии и каждую пятницу в 11 часов на страсти Христовы.