Церковь Святой Марии, Берлин

 

Описание

Протестантская церковь Святой Марии (собственное написание: Св. Мариенкирхе; церковный район Берлин Штадтмитте) расположена на Карл-Либкнехт-Штрассе в парке у телебашни в берлинском районе Митте, недалеко от Александерплац. Это старейшая городская приходская церковь в Берлине, которая до сих пор используется в религиозных целях, одно из шести изначально средневековых церковных зданий в историческом центре Берлина, в ранее плотно застроенном Мариенфиртеле.

 

История строительства

3 января 1292 года церковь впервые упоминается как приходская церковь (ecclesia St. Marie virginis, «Церковь Святой Девы Марии»), по мнению архитектурных экспертов, она была построена около 1270 года. Находится в берлинском районе Нойштадт на ул. Нойер Маркт - недалеко старая приходская церковь Святого Николая в старом городе.

Фундаментные стены Мариенкирхе состоят из полевых камней, над которыми построена зальная церковь из красного кирпича в стиле бранденбургской кирпичной готики. Основание шпиля высотой 48 метров выполнено из ракушечного известняка Рюдерсдорфера. После пожара церковная община восстановила конструкцию башни в стиле барокко в 1663-1666 годах по планам и под руководством Михаэля Матиаса Смидса.

Комплексная реставрация и перепланировка сакрального здания были проведены в 1893-1895 годах Германом Бланкенштейном. После того, как военные повреждения Второй мировой войны были устранены, ГДР снова отреставрировала здание в 1969/1970 годах в рамках полной реконструкции Александерплац и ее окрестностей. В это время у.а. входные порталы из меди с объемным тиснением были воссозданы берлинским кузнецом и скульптором по металлу Ахимом Кюном. Символ креста искусно вписан в порталы.

В 1938 году протестантская община Берлина уступила Николаикирхе городу Берлину, что сделало Мариенкирхе старейшим местом отправления культа в Берлине. После Второй мировой войны это была одна из немногих больших церквей, которые еще можно было использовать.

С конца 20 века Мариенкирхе является местом поклонения евангелического прихода св. Петри-Св. Мэрис. В то же время это место проведения церковного округа Berlin Stadtmitte и берлинской региональной церкви, а также место для университетских служб, экуменических служб и церковных музыкальных мероприятий. Особую традицию имеет органный концерт с чтением Библии, который проходит около 22:00 в канун Рождества. В ГДР 1980-х участие в нем считалось приверженностью интеллектуальной блюзовой сцены движению за мир («мечи на орала»).

После военных разрушений и масштабной перепланировки центра Берлина в районе между Stadtbahn, Karl-Liebknecht-Strasse, Rathausstrasse и Spree в 1960-х годах Мариенкирхе оказалась в совершенно иной градостроительной ситуации. начало 21 века. Хотя до 1945 года он все еще доминировал над плотно застроенным городским пространством на бывшем Нойер Маркт, сейчас он стоит как уединенное здание на просторном открытом пространстве, окруженном многоэтажными новостройками, над которыми доминирует телебашня, открывшаяся в 1969. После того, как старые постройки в их окрестностях, которые не были разрушены во время войны, были снесены, а планировка города, восходящая к средневековью, была заброшена, Мариенкирхе в этом районе является единственным видимым напоминанием о том, что исторический центр города Здесь находится Берлин.

Здание церкви стоит на первоначальной высоте средневекового уровня земли. Разница около 1,50 метра на въезде, заметная уже несколько десятков лет, восходит к свалке времен ГДР. В ходе работ по благоустройству территории вокруг храма в 2014-2017 годах первоначальное наземное расположение храма было вновь уточнено за счет частичного опускания пола.

 

Архитектура

Неф

Здание церкви представляет собой трехнефную зальную церковь. Помимо однонефного хора с хорошо сохранившимся звездчатым сводом, в нем есть склеп с двухъярусной усыпальницей-часовней. Неф имеет восьмиугольные колонны в связке, на капителях которых нет орнамента. Он перекрыт крестовым и сетчатым сводом.

 

Церковная башня и колокола

Западная башня была начата в начале 15 века после того, как обрушилась более ранняя башня. Строительные исследования позволили выделить пять этапов средневекового строительства. Фундамент — примерно такой же ширины, как и неф, а также три нефа, но с небольшим смещением к северу — был построен на расстоянии более двух метров от нефа и присоединен к нему только после завершения. Кладка башни двухоболочечная. Снаружи он состоит из полевых камней с кирпичными краями в нижней части и известняка-ракушечника Рюдерсдорфа в верхней части. Внутренняя кладка, с другой стороны, в основном сделана из кирпича снизу и полностью из кирпича сверху. На нижнем известняковом перекрытии оконные косяки также сделаны из известняка, а остальные - из кирпича. Средневековый западный портал был заменен неоготическим в 19 веке, который был освобожден от некоторых историцистских завитушек во время ремонта церкви после Второй мировой войны.

В 1789 и 1790 годах церковь была основательно перестроена. По проекту Карла Готтхарда Лангханса башня получила неоготический шпиль и ее нынешняя общая высота составляет около 90 метров. Руководство строительством находилось в руках Карла Самуэля Хелда и Георга Фридриха Бумана.

В церкви пять церковных колоколов поразительных тонов g0, h0, cis1, e1 и e2. Четыре больших колокола висят на изогнутых коромыслах.

 

Интерьер

Танец смерти

Одним из наиболее важных сохранившихся средневековых произведений искусства в Берлине является фреска «Пляска смерти» в башенном зале церкви.

На фреске длиной 22,6 метра и высотой два метра изображен танец духовных и светских представителей сословий, которые в степ-танце танцуют с фигурой смерти каждый. Репрезентация восходит к шаблонам ранее созданных танцев смерти в Любеке и, возможно, также в Гамбурге. Письменных сведений о создании фрески нет. По этой причине были предприняты попытки получить информацию о его происхождении посредством детальных исследований произведения искусства. Различные выводы позволяют датировать эпидемию чумы примерно 1484 годом.

Особенность изображения заключается в его геометрическом расположении, которое простирается от западного входа, затем криво над столпом, западной стеной и северной стеной почти вглубь церкви. Духовных и светских представителей сословий разделяет сцена распятия, составляющая центр изображения. Сопровождающие текст стихи представляют собой старейшую берлинскую поэзию, в которых представители сословия оплакивают свои страдания и просят смерти об отсрочке. Стихи написаны на нижненемецком языке, на котором берлинцы говорили и в наше время, и содержат францисканское мировоззрение, что также отражается в разделении духовных и светских представителей сословий. Сам хоровод открывает проповедующий францисканец — так предполагается, что художник росписи по заказу берлинской буржуазии был францисканцем. Это предположение подтверждается тем, что в этот период велись строительные работы Серого монастыря францисканцев в Берлине.

Пляска смерти, вероятно, была забелена во время Реформации и заново открыта только в 1861 году Фридрихом Августом Штюлером, придворным архитектором. Он был восстановлен Генрихом Фишбахом. Сегодня фреска не в хорошем состоянии. Изображение значительно выцвело из-за мокрой кладки и защищено стеклянной стеной.

 

Алтарь

Главный алтарь был создан около 1762 года Андреасом Крюгером в стиле барокко. Своими монументальными размерами он отделяет многоугольник от остальной части хора, так что его можно использовать как ризницу. Алтарь украшен тремя картинами Бернхарда Роде, обрамленными составными колоннами. Слева - молитва Иисуса на Елеонской горе, справа - сцена, в которой Фома вкладывает пальцы в рану на боку Христа. На фронтоне алтаря над центральным изображением Снятия со Креста возвышается пластическое изображение лежащего на кресте Спасителя, которому поклоняются два ангела.

После Второй мировой войны в Мариенкирхе попали многочисленные предметы искусства из разрушенной Николаикирхе и также разрушенной церкви францисканского монастыря. Алтарь Марии из францисканской церкви, созданный около 1520 года, был передан монастырю Stift zum Heiligengrabe в 2004 году с одобрения Управления памятников. После публичного обсуждения кредитного договора, который изначально был заключен на неопределенный срок, в договоре было оговорено возвращение алтаря в Берлин и, соответственно, кредитный договор был ограничен во времени. В феврале 2014 года алтарь все еще находился в Хайлигенграбе.

 

Купель и кафедра для крещения

Перед алтарем, в середине алтаря, находится готическая купель для крещения, отлитая из бронзы 1437 года. Он стоит на четырех ножках, вырезанных в виде драконов. Тело украшено 16 рельефными святыми, стоящими в ажурных арках.

Алебастровая кафедра, созданная Андреасом Шлютером в 1702/1703 годах[10] и на которой выровнены все скамьи в нефе, художественно выдающаяся. Корзина кафедры, которая, кажется, парит между двумя ангелами, прикреплена к четырем мраморным колоннам с позолоченными ионическими капителями, прерывающими оригинальную готическую колонну. Между ними проповедник может выйти на кафедру. Каверообразное звуковое покрытие украшено ореолом из многочисленных ангелов-путти и тромбонов, поклоняющихся Священному Писанию.

Мастерство старых мастеров кузнечного дела выражается в виде некоторых чрезвычайно редких берлинских оригинальных кованых решеток эпохи Возрождения в интерьере и экстерьере церковного здания.

Перед западным фасадом крест примирения в память об убийстве ректора Николауса фон Бернау в 1325 году как сторонника Папы Иоанна XXII. жителями Берлина и Колльнера.

 

Место захоронения

Памятник 1672 г. с надписями (установлен зятем Мартином Вайзе):
Иоахим Берхельманн (1562–1631), Land Rentmeister в Берлине
Его жена Розина, урожденная Штайнбрехер (1592–1666).
Их дочь Катарина Вайзе, урожденная Берхельманн (1612–1671).

Дальше:
Иоганн Берхельманн (1595–1655), земельный рентмейстер в Берлине.
Его дочь Катарина Берхельманнин Панковиус (1631–1683).
Ее муж Томас Панковиус, Churfürstl. Бранденбург. Суд = медик, город = медик Берлина и Кельна (1622–1665)
Врач Мартин Вайзе (1605–1693), Бранд. Советник, личный врач курфюрста Георга Вильгельма, Фридриха Вильгельма и Фридриха III, 1-й декан Медицинской коллегии там же, «Marchiae nostrae Hippocrates».
Отто Кристоф фон Спарр: фельдмаршал был похоронен в церкви в 1663 году. Могила Артура Квеллина I.
В 1719 году в церкви был похоронен Карл Хильдебранд Фрайхерр фон Канштейн, основатель старейшего библейского института в мире, Библейского института Канштайна.

 

Орган

Орган Мариенкирхе был создан в 1720-1722 годах Иоахимом Вагнером, который до этого два года учился у Готфрида Зильбермана. Инаугурация состоялась в 1723 году. Дело сделано Иоганном Георгом Глуме и завершено в 1742 году Паулем де Риттером. В последующие годы инструмент несколько раз модифицировали. В 1800 году, например, Фридрих Фалькенхаген удалил 1400 органных труб из 2556, согласно планам Георга Йозефа Фоглера, потому что он считал их «лишними». Дальнейшие преобразования, в том числе для восстановления диапазона звука, были проведены Иоганном Симоном Бухгольцем в 1829 году и Генрихом Шлагом и Зёне в 1893/1894 годах. Вильгельм Зауэр увеличил количество голосов до 57 и установил конусные затворы с трубчатой ​​пневматикой.

Как один из немногих органов, «самый красивый орган Берлина» в значительной степени пережил разрушения Второй мировой войны. В 1947-1949 годах органостроительная мастерская Александра Щуке заменила пневматическое действие на электропневматическое и приблизила устройство к барочному звуковому принципу. Дальнейшие изменения произошли в 1957, 1970 и 1985 годах с той же целью дальнейшего приближения к исходному звучанию.

Когда зимой 1996 года были обнаружены серьезные повреждения органа, община решила вместо реконструкции первоначального состояния построить новое здание, которое было реализовано в 2002 году органостроительной мастерской Alfred Kern & Sons (Страсбург) в соответствии с генеральным планом Вагнера. концепция и расположение от 1721 г. бы.

В новом здании все 40 регистров Вагнера были реконструированы в соответствии с оригиналом с использованием существующих исторических труб, как и проспект в стиле барокко, выполненный берлинскими скульпторами Иоганном Георгом Глуме и Паулем де Риттером, с сохранением достойных памятников изменений 1908 года. Все аэродинамические трубы, жалюзи и система мехов изготовлены в точности по сохранившейся модели вагнеровского органа.

По сравнению с Wagner расположение руководств и расширение их диапазона клавиш до f3 были изменены, чтобы адаптироваться к сегодняшней музыкальной практике. Была задана историческая интонация (Нейдхардт III), хотя и с современной высотой звука 440 Гц, наконец, органу были даны пять дополнительных регистров, которые точно воспроизведены в вагнеровских органах. Добавлен педальный узел.

 

Община и церковь в 21 веке

Главным проповедником Мариенкирхе является Кристиан Стеблейн, епископ евангелической церкви Берлин-Бранденбург-Силезия Верхней Лужицы. Мариенкирхе была главной церковью прихода Святой Марии, который образовался из четырех бывших приходов вокруг Николая, Георгия и Приходской церкви. 1 января 2006 г. он объединился с приходом Св. Петри-Луизенштадт и образовал Св. Петри-Св. Приход Мариен в церковном районе Берлина Stadtmitte. Университетские службы Университета Гумбольдта в Берлине иногда проходят в Мариенкирхе в течение семестра. Первое церковное венчание однополой пары в Берлине состоялось в церкви 22 июля 2017 года.

 

История опроса

При создании единой системы координат для немецкой национальной съемки Рауэнберг был выбран в качестве основной точки, а астрономически определенный азимут Мариенкирхе использовался для ориентации сети.

Разнообразный
В средние века Мариенкирхе была одной из двух отправных точек паломнического маршрута из Берлина в Вильснак, наряду с Хайлиг-Гейст-Шпиталь.

В сентябре 1964 года лауреат Нобелевской премии мира и афроамериканский правозащитник Мартин Лютер Кинг проповедовал в церкви Святой Марии и среди прочего сказал: «Никакая граница не может разделить детей Божьих».

Первая гнездящаяся пара сапсанов в Берлине с 1944 года поселилась в Мариенкирхе в 1986 году. Неудачное гнездование 1986 года произошло в старом гнезде серой вороны. В последующие годы они размножались в гнездовом ящике. Позднее сапсаны расплодились в берлинской ратуше.