Старый Музей (Берлин)

Описание Старого Музея

Адрес: Am Lustgarten
Тел. 030- 2090 5555
Автобус: 100, 157, 348
Открыт: Вторник- Воскресенья

 

Старый Музей (Altes Museum) - музейное здание на Музейном острове в Берлине, Германия. Начиная с реставрационных работ в 2010-11 годах, в нем хранится коллекция антиквариата Берлинских государственных музеев. Старый Музей был построен между 1823 и 1830 годами архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем в неоклассическом стиле для коллекции произведений прусской королевской семьи. Старый Музей является выдающимся примером неоклассицизма и пика карьеры Шинкеля. До 1845 года он назывался Музеем Кенигличе (Королевский музей). Наряду с другими музеями и историческими зданиями на Музейном острове в 1999 году Старый музей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Планировка и расположение

В начале девятнадцатого века немецкая буржуазия становилась все более самоуверенной и самоуверенной. Этот растущий класс начал охватывать новые идеи, касающиеся отношений между ним и искусством, а концепции, согласно которым искусство должно быть открыто для публики и что граждане должны иметь доступ к всестороннему культурному образованию, начали проникать в общество. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III был решительным сторонником этого гумбольдтовского идеала образования и поручил Карлу Фридриху Шинкелю спланировать создание общественного музея для королевской коллекции произведений искусства.

На планы Шинкеля относительно музея Königliches, как он тогда назывался, также повлияли проекты наследного принца, позже короля Фридриха Вильгельма IV, который хотел построить здание, на которое сильно повлияла древность. Наследный принц даже прислал Шинкелю карандашный набросок большого зала с классическим портиком.

Согласно планам Шинкеля, музей Königliches был включен в ансамбль зданий, окружающих Berliner Lustgarten (сад удовольствий). Stadtschloss на юге был символом мирской власти, Zeughaus на западе олицетворял военную мощь, а Berliner Dom на востоке был воплощением божественной власти. Музей к северу от сада, который должен был обеспечивать образование людей, был символом науки и искусства - и не в последнюю очередь для их факелоносца: сознательной буржуазии. Что касается фасада, обращенного к Люстгартену, простой колонный зал в грандиозном стиле и соразмерный важности местоположения, безусловно, придает зданию характер. Расположение восемнадцати ионных колонн было выполнено Люстгартеном. Портик был спроектирован так, чтобы придать зданию музея внешний вид, соответствующий его месту, где можно разместить памятники.

Шинкель разработал планы музея Königliches еще в 1822/23 году, но строительство началось только в 1825 году. Строительство было завершено в 1828 году, а открытие музея состоялось 3 августа 1830 года. Шинкель также отвечал за реконструкцию Берлинского дома в стиль неоклассицизма (который первоначально был собором в стиле барокко), и он оказал значительное влияние на реконструкцию Люстгартена Питером Джозефом Ленне, которая совпала со строительством музея, в результате чего возник гармоничный и интегрированный ансамбль.

В 1841 году король Фридрих Вильгельм IV своим королевским указом объявил, что вся северная часть острова Шпрее (ныне известный как Музейный остров) «должна быть преобразована в святилище искусства и науки». В 1845 году, после завершения строительства Нового музея, «Нового музея», музей Кёнигличес был переименован в Старый музей, имя, которое он носит по сей день.

 

История

В начале 19 века буржуазия в Германии становилась все более самоуверенной. Идея сделать художественные коллекции, которые были закрыты для публики, доступными для всех граждан, начала получать признание. Широкая общественность должна иметь возможность всестороннего культурного образования. Прусский король Фридрих Вильгельм III. разделял этот гумбольдтовский идеал образования. В 1815 году король приобрел части коллекции Джустиниани, а в 1821 году коллекцию Эдварда Солли и разработал первоначальные идеи по расширению королевских конюшен или академии художеств на Унтер-ден-Линден. Наконец, он поручил Карлу Фридриху Шинкелю спроектировать новое здание музея для королевских коллекций произведений искусства. Назначенная королем комиссия во главе с Вильгельмом фон Гумбольдтом, ответственная за концепцию нового здания музея, решила выставлять здесь только высокое искусство. Согласно пониманию того времени, это исключало этнографические, доисторические и художественные сокровища, раскопанные на Ближнем Востоке; Первоначально они по большей части размещались в замке Монбижу.

планирование и строительство
Планы архитектора Шинкеля также были основаны на проектах наследного принца, впоследствии короля Фридриха Вильгельма IV, который хотел, чтобы Музейный остров имел античную структуру, похожую на акрополь. Наследный принц прислал Шинкелю карандашный набросок, изображающий главное здание, уходящее за колонные залы. В своих планах Шинкель встроил Королевский музей в ансамбль зданий вокруг Люстгартена. Городской дворец Гогенцоллернов на юге должен был быть символом светской власти, арсенал на западе представлял военную власть, а тогдашний Берлинский собор на востоке олицетворял божественную власть. Музей на севере, призванный служить воспитанию и просвещению народа, также был символом науки и искусства и, не в последнюю очередь, их носителей: самоуверенной буржуазии. Шинкель уже отвечал за неоклассическую реконструкцию изначально барочного собора. Реконструкция сада удовольствий Питера Йозефа Ленне, которая происходила параллельно со строительством Старого музея, во многом основывалась на идеях Шинкеля, создавших целостный ансамбль.

Ранее архитектор изучал строения крупных музеев Лондона и Парижа. Он разработал планы музея с расположением на северной стороне Люстгартена около 1822/1823 гг. После этого потребовались сложные фундаментные работы, потому что здесь проходил соединительный канал между Купферграбеном и Шпрее. Для фундамента было вбито в землю около 3000 сосновых столбов. Только в 1825 году можно было начать строительные работы над музеем, которые продолжались до 1828 года. 3 августа 1830 г. (по другому источнику 1 апреля 1830 г.) он был передан по назначению. Когда он открылся и до 1845 года назывался «Музейным» или «Королевским музеем». Первоначально в нем размещались произведения картинной галереи.

разрушение и реконструкция
В период национал-социалистов Старый музей служил фоном для пропагандистских мероприятий как в самом музее, так и в Люстгартене, который был переоборудован в плац. Пострадавший от фугасных бомб во время авианалетов союзников в 1941 и 1943 годах во время Второй мировой войны, он сгорел 8 мая 1945 года, когда взорвался припаркованный рядом с домом грузовик с боеприпасами.

Под руководством генерального директора Людвига Юсти Ганс Эрих Богацки и Теодор Войссен реставрировали здание с 1951 по 1966 год как первый музей на Музейном острове, в значительной степени верный оригиналу. Были удалены небольшие остатки фресок по проекту Шинкеля и выполненных Петером Корнелиусом на задней стене колонного зала и на лестничной площадке, а также на переходе к Новому музею, построенному Штюлером в 1844 году. Реставрация цветной росписи ротонды прошла в 1982 году по эскизам Шинкеля. Система перекрытий выставочных залов, примыкающих к внутренним дворам на первом этаже, и пары колонн под балками не реконструировались.

 

Экстерьер

Старый музей следует дизайнерскому канону греческой античности с его четкой структурой внешней формы и, таким образом, воплощает идею музея как учебного заведения для буржуазии, уходящую своими корнями в эпоху Просвещения. Ротонда по образцу Пантеона в Риме подчеркивает сакральное измерение музея как храма искусства.

Двухэтажное здание, стоящее на фундаменте, имеет длину 87 метров и ширину 55 метров. Он состоит из кубической конструкции с плоской крышей, которая заканчивается крыльцом с 18 рифлеными ионическими колоннами в монументальном порядке. Зал, окаймленный двумя угловыми пилястрами, выходит в сад удовольствий. Восемнадцать орлов из песчаника сидят на антаблементе зала над колоннами. Четыре столба лестничной клетки и восемнадцать столбов на фасаде Люстгартена состоят из песчаника Котта и Райнхардтсдорф (Саксония) мелового периода, основания из песчаника Постар (меловой период) и ступеней из лужицких гранодиоритов (докембрий) из Демица. -Тумиц (Саксония). Надпись на фасаде здания гласит:

FRIDERICVS GVILHELMVS III. STVDIO ANTIQVITATIS OMNIGENAE ET ARTIVM LIBERALIVM MVSEVM CONSTITVIT MDCCCXXVIII
(Фридрих Вильгельм III пожертвовал этот музей в 1828 году для изучения древностей всех видов, а также гуманитарных наук)

Фигурные украшения
Концепция Шинкеля предусматривала установку больших конных статуй на щеках наружной лестницы. Статуя амазонки верхом на лошади работы Августа Кисса, завершенная в 1842 году, была помещена с правой стороны внешней лестницы. На нем изображена очень выразительная амазонка, пытающаяся отразить атаку пантеры копьем. Статуя льва-истребителя на левой щеке, возведенная в 1861 году, была создана Альбертом Вольфом по проекту Кристиана Даниэля Рауха. Изображен всадник на вздыбленном коне, который собирается пронзить копьем лежащего на земле льва. По углам ротонды расположены две группы укротителей лошадей Фридриха Тика (1828 г.) спереди и две группы Пегасов Хьюго Хагена и Германа Шифельбейна (1861 г.) сзади. Фигуры лошадей в Старом музее соответствовали укротителям лошадей в городском дворце.

фреска
Главной работой Шинкеля как живописца был цикл фресок для вестибюля музея, который художник включил в первые планы музея в 1823 году. Для этого монументального цикла картин фрески были созданы с 1841 по 1870 год по всей длине вестибюля и в верхнем лестничном холле, из которых сегодня в Берлинской типографии сохранились только два эскиза, выполненные рукой Шинкеля. Фрески были выполнены Петером фон Корнелиусом. Этот почти забытый сегодня цикл картин был одним из важнейших произведений живописи 19 века по качеству и исполнению. Картины имели большое значение для архитектуры и музея, поскольку Шинкель использовал изображения, чтобы более подробно объяснить функции и требования своего музея.

 

Интерьер

Выставочные залы здания сгруппированы вокруг двух внутренних двориков, посередине находится сердце Старого музея, ротонда, которая простирается на оба этажа и покрыта световым люком. Он имеет высоту 23 метра и имеет кольцо галереи, поддерживаемое 20 коринфскими колоннами. Как и его модель в Риме, он имеет купол, украшенный кессонными панелями. Некоторые статуи музея были размещены между колоннами. Гранитная чаша Кристиана Готлиба Кантиана, возведенная в 1831 году перед наружной лестницей и имевшая диаметр 6,91 метра, изначально предназначалась для размещения здесь, но оказалась слишком большой. Из ротонды открывается вид на молящегося мальчика в выставочной зоне «Греческое искусство / Шедевры — человеческий образ греческого классицизма». Он происходил из собственности Фридриха Великого. Он установил его в садовой беседке рядом с дворцом Сан-Суси, своей летней резиденцией в Потсдаме, таким образом, чтобы он мог видеть его в саду из своей библиотеки и кабинета. Еще в 1742 году король Фридрих II приобрел одну из крупнейших частных коллекций древностей 18 века в Париже – коллекцию кардинала Мельхиора де Полиньяка – и приказал перевезти ее в Берлин. В конце концов он стал основой музеев Берлина.

Лестничный холл
Двуплечая лестница, идущая параллельно фасаду, находится за вестибюлем. Его особая прелесть заключается в том, что это и внутреннее, и наружное пространство одновременно, так как снаружи оно закрыто лишь колоннами. На чертеже лестничной клетки Шинкель использовал несколько стаффажных фигур, чтобы прояснить свои представления о назначении здания: оно предназначалось для предоставления материала для непосредственного просмотра и обучения (группа отец-сын, слева), но, возможно, и для дальнейшего изучения. мысли и обсуждения (двое мужчин в диалоге, справа).

 

ротонда
Когда в 1966 году Старый музей реставрировали, ротонда была единственной частью интерьера, воссозданной в прежнем виде. Круглый купол окружен галереей, поддерживаемой двадцатью коринфскими колоннами. Ротонда планировалась как место для гранитной чаши, но теперь она используется для установки более крупных скульптур. Снаружи ротонду можно узнать по углубленной кубической пристройке, по углам которой на постаментах разместили четыре скульптуры. Обращение к римскому пантеону - это особенность, которая ранее была зарезервирована только для величественных зданий, как и внешняя лестница перед залом.

Вот несколько современных описаний Берлина и его окрестностей Сэмюэля Генриха Шпикера в 19 веке с 1833 года:

«[…] выходя из настоящего античного зала, [мы имеем] перед собой ротонду. Вид через нижнюю дверь ведет в вестибюль с его великолепным расположением колонн, а через вход в верхнюю галерею, к которой снаружи ведет красивая двойная лестница, виден кессонный потолок этого вестибюля.

Целое дарует необычайно великолепное зрелище. Галерея, на которой в нишах размещены статуи меньшего размера, поддерживается колоннами коринфского ордера, валы которых покрыты лепным мрамором, имитирующим Giallo antico. Основной цвет зала – светло-серый, а основания, на которых стоят статуи, выполнены из полосатого серого силезского мрамора. Ажурная, легкая, бронзовая, ажурная железная решетка опоясывает верхнюю галерею, ниши которой окрашены в светло-коричневый тон, на котором очень хорошо выделяется белизна мрамора. Пол выложен черным орнаментом по желтому, а посередине — группа из красной глины (на манер древнегреческих сосудов) по черному фону. — Сундуки в куполе украшены фигурами, окрашенными в желтый цвет на ярко-красном фоне.

Среди прекраснейших статуй, установленных в Ротонде, две прекрасные статуи Виктории, купленные при Фридрихе II у Г. Р. Бьянкони в Риме, которые прежде стояли полукругом перед новым дворцом в Потсдаме; hygica, найденная в загородном доме Мариуса и ранее помещенная в Шарлоттенбурге в вестибюле королевского дворца; прекрасный греческий мрамор Аполлона Кифароэда, купленного Бьянкони в Риме; Аполлон Мусагет из коллекции Полиньяка, ранее находившийся в древнем храме в саду Сан-Суси недалеко от Потсдама; колоссальная Юнона, купленная в Риме по приказу Его Величества, ныне правящего короля, и т. д.

 

Коллекции

Здание изначально создавалось для всех берлинских коллекций изобразительного искусства. Коллекция древностей находилась здесь с 1904 года и была перемещена примерно в 1942 году. Затем комнаты служили складом мебели до конца Второй мировой войны. После того, как здание было перестроено, здесь снова разместили экспонаты из коллекции древностей. На верхнем этаже проводились сменные специальные выставки, с августа 2005 г. до открытия Нового музея в октябре 2009 г. Египетский музей показывал там свои экспонаты. С июля 2010 года на верхнем этаже представлена ​​коллекция этрусков и римлян, а на первом этаже находится коллекция греческих древностей. Кроме того, в Старом музее также находится монетный двор.

Выставки (отрывок)
Звуковые образы - Музыка в Древней Греции (26 августа 2021 г. - 3 июля 2022 г.)
древние миры. Греки, этруски и римляне (24 февраля 2011 г. до дальнейшего уведомления)
сильные парни Греческие портреты древности (19 июня 2019 г. — 27 сентября 2020 г.)
Мясо (с 1 июня 2018 г. по 6 января 2019 г.)
Опасное совершенство - Древние погребальные вазы из Апулии (с 17 июня 2016 г. по 21 января 2018 г.)
Битва за Трою. Мюнхенские Эгинеты с дополнениями Торвальдсена (с 30 сентября 2015 г. по 16 мая 2016 г.)