Коллекция древностей Берлин, Берлин

 

Описание

Коллекция древностей в Берлине, музей Государственных музеев Берлина, является одной из самых важных в мире коллекций древнего искусства. В нем находятся археологические объекты греческого, римского, этрусского и кипрского происхождения. Главной достопримечательностью коллекции является Пергамский алтарь, а также свидетельства греческой и римской архитектуры из Милета (рыночные ворота Милета), Приены, Магнезии, Баальбека и Фалерии. Кроме того, в коллекции древностей имеется большое количество античных скульптур, ваз, терракот, изделий из бронзы, саркофагов, драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов. Коллекция древностей в Берлине выставляет свои работы в трех зданиях: Старом музее, Новом музее и Пергамском музее на Музейном острове в Берлине.

 

История коллекции

Основание
Основу коллекции заложил бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм, который в 1671 году приобрел, среди прочего, части коллекции Геррита Рейнста. С 1686 года Лоренц Бегер был избирательным антикваром при Фридрихе III. а в 1688 г. стал администратором «Антикварной палаты», в 1693 г. главой всей «Бранденбургско-прусской Кунсткамеры», которая размещалась в Берлинском городском дворце. Внес значительный вклад в расширение и систематизацию выборных коллекций. Во время своего пребывания в должности в 1698 году он приобрел обширную коллекцию римского антиквара Джованни Пьетро Беллори. Король Фридрих Вильгельм I не проявлял особого интереса к коллекции произведений искусства и древностей. Документально подтвержден дар скульптур Августу Силкому из Саксонии между 1723 и 1726 годами, но не часто упоминаемый обмен на два драгунских полка.

После длительного перерыва король Фридрих II купил в 1742 году коллекцию кардинала Мельхиора де Полиньяка, одним из важнейших произведений которой была фигура «девушки, играющей лодыжками». В 1747 году он приобрел уже известную в то время бронзовую статую так называемого молящегося мальчика, которая до 1786 года стояла на террасе перед дворцом Сан-Суси в Потсдаме.

В 1758 г. коллекция древностей снова была расширена за счет наследства коллекции маркграфины Вильгельмины фон Байройт; в том числе 265 драгоценных камней, скульптур и фрагмент «Нильской мозаики Палестрины». В 1764 году была приобретена коллекция драгоценных камней Филиппа фон Штош. Статуи с 1766 по 1768 год были приобретены в Риме арт-дилером Джованни Людовико Бьянкони, 1767 год — «Зеленый Цезарь» и портрет Августа из коллекции Жюльенна в Париже.

Древности служили украшением королевских замков. В 1776 году Фридрих II приказал перенести большую часть древностей в храм древностей в парке дворца Сан-Суси, где они были доступны для посетителей после регистрации у кастеляна. В 1790 году при Фридрихе Вильгельме II Фридрих Вильгельм фон Эрдманнсдорф приобрел еще шесть статуй в Риме.

Фридрих Вильгельм III. постановил в кабинетном приказе от 1 сентября 1798 г.: «…поощрять изучение древностей и искусства… собрание медалей и древностей в Храме древностей в Потсдаме соединить с подобными собраниями в Берлине и поручить им в Академию наук». В том же году коллекция монет и камей поступила в кабинет древностей Берлинского городского дворца вместе с 48 другими предметами старины, а в 1801 году из Сан-Суси в Берлин было привезено еще 449 предметов старины.

В 1797 году Алоис Хирт выдвинул идею построить в Берлине первый публичный музей Пруссии и представить туда наиболее важные предметы из королевских коллекций. Это предложение было принято королем Фридрихом Вильгельмом III. изначально не брался. После поражения Пруссии в 1806 году Наполеон приказал Доминику-Вивану Денону взять большую часть крупномасштабных произведений из королевской коллекции произведений искусства в Париж в качестве трофеев, где они были выставлены в Музее Наполеона. Экспонаты вернулись в Берлин в 1814/15 году, и только теперь начали формироваться планы нового музея. Приказом кабинета министров от 12 октября 1820 г. Фридрих Вильгельм III. выбрать произведения искусства из замков, садов и галерей для будущего музея. Указ о строительстве музея по планам Карла Фридриха Шинкеля был издан 24 апреля 1823 года. В то же время были сделаны дальнейшие покупки, уже с целью нового музея, такие как коллекция бронзы и ваз Генерального консула. Якоб Людвиг Саломон Бартольди в 1827 году и тот, что в 1348 году в коллекции старинных ваз 1828 года, принадлежащей генералу Францу фон Коллеру.

Коллекция до 1939 г.
Коллекция древностей впервые нашла пристанище в Старом музее, построенном Карлом Фридрихом Шинкелем в Люстгартене напротив Берлинского городского дворца, который открылся 3 августа 1830 года. Первоначально коллекция состояла в основном из древнегреческих и римских скульптур, а также средневековых и современных. В течение 19 века последовало множество других покупок, в том числе «Коллекция Дороу-Магнуса», состоящая из 442 ваз из собственности Вильгельма Дороу еще в 1831 году. При посредничестве археолога Эдуарда Герхарда коллекция ваз была значительно расширена в последующие годы и превратилась в одну из лучших коллекций в мире.

 

Центральным помещением Старого музея была ротонда, в которой комиссия во главе с Вильгельмом фон Гумбольдтом произвела первоначальную установку избранных статуй. Ротонда считается одним из самых удачных образцов музейной архитектуры XIX века. Ротонда вела в два зала с античными статуями богов и героев. Затем последовали две комнаты со статуями и портретами римских императоров, саркофагами, ящиками для пепла и рельефами. Первоначально маленькое искусство размещалось в так называемом антиквариуме на цокольном этаже музея. Скульптор Кристиан Фридрих Тик, который вместе с Кристианом Даниэлем Раухом также реставрировал произведения и был директором коллекции, написал первый путеводитель по выставке скульптур.

В 1851 г. первым археологом, ставшим директором коллекции скульптур и гипсовых слепков, стал Теодор Панофка, работавший в музее с 1836 г., а в 1855 г. его преемником стал Эдуард Герхард, работавший в музее с 1833 г. Даже на этом этапе значение придавалось не только представлению произведений искусства, но и особенно научным исследованиям и образованию, что в то время было в новинку для музея. Знаком этого научного притязания стало создание систематического каталога рисунков древних произведений искусства из Италии и Греции. Эта большая коллекция ("Gerhard'scher Apparat"), которая быстро разрослась до 2500 листов, до сих пор используется в качестве источника для исследований. В годы своей ответственности Герхард не ограничивался приобретением особых произведений искусства, а старался расширять коллекцию вширь и с прицелом на особое разнообразие различных художественных жанров.

Чтобы добиться полного обзора истории древнего искусства, Герхарду, несмотря на сопротивление, удалось купить более дешевые гипсовые слепки вместо дорогих оригиналов. В 1842 г. к музею была присоединена литая коллекция Берлинской академии художеств, существовавшая с 1796 г. В последующие десятилетия коллекция расширилась и стала одной из крупнейших в своем роде. Сочетание оригиналов и копий впоследствии подтвердило претензию музея служить образованию, исследованиям и обучению. Поскольку Старый музей быстро стал слишком маленьким, другое здание, Новый музей, было построено к северу от музея между 1843 и 1855 годами Фридрихом Августом Штюлером.

Новый музей приступил к реализации идеи размещения археологических коллекций в хронологическом и концептуальном обзоре. Египетская коллекция, существующая уже несколько лет, но до сих пор не открытая для публики, размещена на нижнем этаже музея. Коллекция слепков была установлена ​​на верхнем этаже в соответствии с концепцией Штюлера. Декор комнаты и фрески соответствовали теме или эпохе. Однако эта концепция просуществовала недолго, так как в 1879 году коллекция ваз была передана из Антиквариума в Новый музей.

Несмотря на то, что вазы были переданы на аутсорсинг, коллекция древностей тем временем выросла настолько, что доступного места уже не хватало. Поэтому в 1883 году было решено передать постантичные скульптуры в отдельную коллекцию, которая затем должна была быть выставлена ​​в Музее кайзера Фридриха, что уже планировалось. Эти работы сейчас являются частью коллекции скульптур. Покупка коллекции Сабурова в 1884 году снова обострила нехватку места. В 1896 году коллекцией старинных скульптур и Антиквариумом впервые руководил совместно Рейнхард Кекуле фон Страдониц.

Чтобы расширить коллекцию, музей начал собственные раскопки в Средиземноморье в 1875 году. Руины Олимпии были выбраны в качестве первого места раскопок. В 1878 году Карл Хуманн и Александр Конзе начали раскопки в Пергаме, которые не в последнюю очередь внесли в коллекцию экспонат коллекции — Пергамский алтарь. Последовали дальнейшие раскопки, например, в Приене, Магнезии, Милете и Баальбеке. Однако эти раскопки принесли новые проблемы. Чтобы представить эту древнюю архитектуру, потребовалось еще одно музейное здание. Между 1897 и 1899 годами был построен первый Пергамский музей по планам архитектора Фрица Вольфа под руководством строительного офицера Макса Хасака. Он был открыт кайзером Вильгельмом I 18 сентября 1901 года. В атриуме музея были выставлены Пергамский алтарь и другие образцы архитектуры. Однако возникли проблемы с фундаментом, так что в 1908 году музей пришлось закрыть и снова снести. Скульптуры из Пергама размещались в восточном колонном зале Нового музея до завершения строительства следующего здания. Вильгельм фон Боде планировал новое здание с 1907 года. Хотя новое строительство началось в 1912 году, строительство несколько раз останавливалось из-за Первой мировой войны, ее последствий и мирового экономического кризиса. К столетию коллекции древностей в сентябре 1930 года новое здание музея, спроектированное Альфредом Месселем и построенное Людвигом Хоффманном, наконец-то могло быть открыто для публики. Три центральных зала были отведены под старинную архитектуру.

Левое крыло было занято Немецким музеем, который должен был заменить музей кайзера Фридриха, который страдал от нехватки места. Правое крыло было отведено для Ближневосточной коллекции и Музея исламского искусства. Три центральных зала смогли представить древнюю архитектуру во всех ее измерениях благодаря своим большим размерам. К этому добавилось новаторское использование естественного светового люка. Эта презентация не обошлась без разногласий, и этот иногда ожесточенный спор вошел в историю как «Берлинская музейная война». В течение следующих девяти лет посетители могли совершить экскурсию по ранним развитым культурам Древнего Египта, древнего Ближнего Востока и древнего мира через соединительные проходы между тремя археологическими музеями.

В начале 20 века коллекция пополнилась другими важными вещами в дополнение к предметам из наших собственных раскопок. В 1912 году, например, Фридрих Людвиг фон Ганс пожертвовал свою обширную коллекцию мелкого антикварного искусства. В 1913 году была приобретена стеклянная коллекция Марии фон Рат, в 1916 году — «Богиня Таранто на троне», в 1925 году — «Статуя женщины с гранатом (Берлинская богиня)», а в 1929 году — коллекция портретов мумий из Фаюма.

В 1939 году берлинские музеи были закрыты из-за войны.

Ад войны
В 1941 году были предприняты усилия по сохранению или передаче музейных фондов на аутсорсинг. Из-за своих размеров архитектурные образцы в Пергамском музее удалось защитить только мешками с песком, гигантский фриз Пергамского алтаря был разобран и перенесен. Большая часть движимого инвентаря была доставлена ​​на зенитные башни в Зоопарке и Фридрихсхайн и в хранилища Берлинского монетного двора. Особенно в зенитных башнях сокровища искусства неохотно хранились из-за ожидаемых боев. Поэтому 10 марта 1945 года было принято решение переместить коллекцию в шахты к западу от Берлина. Примерно через десять транспортов переселение снова было остановлено после первой недели апреля, оно стало слишком опасным. Однако большая часть кабаре и фонды журналов антикварной коллекции оказались в шахтах в Граслебене в Нижней Саксонии и Меркерсе возле Кайсероды в Тюрингии. В ходе войны Старый и Новый музеи сильно пострадали, пострадало здание музея и часть экспонатов. Несмотря на все опасения, художественные ценности в зенитных башнях практически не пострадали в ходе боев. Тем драматичнее были события после окончания боевых действий. Охранники, оставленные охранять художественные ценности, покинули свои посты, а склады были разграблены как немецкими, так и советскими мародерами. Два пожара в зенитной башне Фридрихсхайн в мае 1945 года, вероятно, уничтожили большую часть хранившихся там художественных ценностей, в том числе многочисленные предметы антиквариата. Другие были конфискованы Красной Армией или ее «трофейными войсками» и вывезены в Советский Союз, Москву и Ленинград как «награбленное искусство». Не все потом было возвращено, многое засекречено в СССР. Точное количество сохранившихся произведений искусства до сих пор неизвестно. 25 старинных ваз, принадлежащих берлинским музеям, были представлены на выставке «Археология войны» в московском ГМИИ в 2005 г. Другие вазы были «обнаружены» в Московском Государственном Историческом музее (например, кратер Амфиараос). Несколько ваз, которые были переданы в аренду Провинциальному музею в Позене в 1903 году (13 из 19 ваз все еще можно идентифицировать), и несколько портретных бюстов, которые были переданы в аренду замку в Познани в 1908 году (20 из 27 все еще можно идентифицировать), датированы 1945 годом. Польша включила их в Национальный музей в Познани, где они находятся до сих пор.

Масштабы потерь для всей коллекции можно было исследовать и задокументировать только после того, как коллекция была воссоединена. Первый каталог потерь был опубликован в 2005 году. В нем упоминаются пять больших бронзовых скульптур (в том числе «Виктория фон Кальватоне», которая была «заново открыта» в Санкт-Петербурге в 2016 году), около 300 каменных скульптур, более 40 рельефов, более 20 каменных орудий, около 30 каменных сосудов, более 1500 ваз и фрагментов, около 200 предметов из слоновой кости и кости, около 100 золотых украшений и более 150 драгоценных камней.

Общая коллекция
Антикварная коллекция на Музейном острове в Восточном Берлине
В 1958 году СССР вернул большую часть этого «награбленного искусства» в ГДР. Однако, поскольку Старый и Новый музеи все же были разрушены, места на Музейном острове остро не хватало. Архитектурные экспонаты снова были выставлены в трех центральных залах того, что сейчас также известно как Пергамский музей. Пергамский алтарь снова находился в центральной комнате. В правой комнате находилась римская архитектура, в правом крыле - Музей Древнего Ближнего Востока в подвале, как это было до 1939 года, и Музей исламского искусства на верхнем этаже. Греческая архитектура была выставлена ​​в левом центральном зале. Античные скульптуры, ранее выставленные в Старом музее, нашли свое место в соседнем левом крыле. Также была устроена небольшая постоянная экспозиция старинных монет из монетного кабинета. Римские портреты, этрусское искусство и избранные произведения античного искусства нашли свое место на верхнем этаже.

В 1982 году был спроектирован новый вход, который теперь вел прямо в центральный зал и, таким образом, к Пергамскому алтарю. В 1983/84 году древние скульптуры были перемещены. Они были расположены в хронологическом порядке, чтобы их можно было осмотреть за один тур. Начиная с архаического греческого искусства, за которым следуют оригиналы классического периода, затем римские копии классических оригиналов, эллинистические скульптуры и, наконец, комната римского искусства.

В результате отключения от международного арт-рынка основное внимание на Музейном острове было сосредоточено в первую очередь на сохранении и презентации существующего инвентаря. Лишь в отдельных случаях коллекция могла пополняться новыми поступлениями. Например, из частной собственности можно было приобрести греческий мраморный рельеф с двумя всадниками и семью драгоценными вазами.

Коллекция древностей в Шарлоттенбурге в Западном Берлине
В том же 1958 году коллекция древностей, эвакуированная в Тюрингию во время войны, вернулась в Берлин. После окончания войны британцы переместили их в хранилище произведений искусства Целле в Западной Германии и теперь возвращали в Западный Берлин, поскольку о возвращении на Музейный остров не могло быть и речи. Вместо этого все возвращенные туда произведения искусства были выставлены в собственных домах. В 1961 году древности были переданы в ведение Фонда прусского культурного наследия.

Еще в 1960 году они были показаны на западе казарменных корпусов, возведенных Фридрихом Августом Штюлером напротив дворца Шарлоттенбург («штюлеровские корпуса»). Ядром экспонируемого инвентаря было в основном мелкое искусство, основная часть бывшей коллекции ваз, коллекция старинных золотых украшений (включая серебряную находку Хильдесхайма), а также части коллекции стекла, основной инвентарь портретов мумий, который также включает в себя одно из немногих сохранившихся панно античности (Септимий Северус-Тондо) и коллекцию старинных шлемов Франца фон Липперхайде.

В 1976 году коллекция древностей была расширена за счет создания сокровищницы в подвале здания Штюлера. В 1987 году в цокольном этаже была оборудована площадка для ваз из южной Италии, на которой создание коллекции древностей считалось в значительной степени завершенным.

В отличие от восточноберлинского аналога, коллекция имела доступ к международному художественному рынку, так что уже в 1958 году «Торс движущегося обнаженного мужчины («Ниобида»)» стал первым послевоенным приобретением. К тому времени, когда он воссоединился с фондами на Музейном острове, за счет покупок и пожертвований было приобретено более 600 новых произведений искусства. Среди них были многочисленные античные вазы, многочисленные мраморные бюсты (например, портретный бюст Клеопатры VII), скульптуры (например, женский идол кикладской культуры) и саркофаги (в том числе саркофаг римского полководца Ринуччини, известный с 16 века). Помимо этих отдельных приобретений, в собственность музея попали и более крупные комплексы. В 1976 г. старинные монеты из коллекции Генриха Амерсдорфера, в 1980 г. «Золотые украшения из Таранто», в 1984 и 1991 гг. апулийские вазы из могилы в Таранто, а в 1986 г. содержимое кельнской могилы позднеимперского периода. В 1988 году коллекция древностей получила в подарок коллекцию археолога Франка Броммера.

Воссоединенная коллекция
После воссоединения Германии в 1990 году и юридического захвата Государственных музеев в Берлине (Восток) Фондом прусского культурного наследия 1 января 1992 года коллекция древностей, которая была распределена между Восточным и Западным Берлином, была воссоединена. В 1995 году выставочные залы в здании Stüler в Шарлоттенбурге были закрыты. В 1998 году на первом этаже Старого музея открылись выставочные залы греческого искусства.

В результате принятого в 1999 году «Генерального плана музейного острова» были и ожидаются далеко идущие изменения в отношении коллекции древностей. Пришлось отказаться от значительной части выставочных залов Пергамского музея, в 2010/11 году греческие и римские скульптуры были перемещены из северного крыла Пергамского музея в Старый музей. Пергамский алтарь (1994–2004 гг.) и Рыночные ворота Милета (2006–2008 гг.) были тщательно отреставрированы. В Новом музее, вновь открывшемся в 2009 году, коллекция древностей участвует в перекрестных выставках кипрского и провинциального римского искусства. С июля 2010 года коллекция этрусков и римлян выставлена ​​на верхнем этаже Старого музея. В связи с закрытием зала с Пергамским алтарем на реконструкцию экспонаты из Пергама и панорама Пергама с 2018 года демонстрируются во временном здании на Купферграбен 2. Пергамский алтарь не должен быть снова доступен до 2025 года.

Андреас Шолль был директором Коллекции древностей с 2003 года, а Мартин Майшбергер был заместителем директора с 2007 года.

 

Значимые экспонаты

Различные экспонаты описаны в их собственных статьях в Википедии, в том числе:

архитектура
Пергамский алтарь - 1-я половина 2-го века до н.э. Хр.
Круглая гробница Картинии из Фалерии - 2-я половина 1-го века нашей эры.
Рыночные ворота Милета - около 110-120 гг.
Храм Баальбека

пластик
Статуя Орнита - середина 6 века до н.э. Хр.
Статуя женщины с гранатом ("Берлинская богиня") - Мраморная статуя, около 570 г. до н.э. Хр.
Саамский гоплит - мраморная статуя, 2-я половина 6 века до н.э. Хр.
Богиня Таранто на троне - мраморная статуя, 2-я четверть 5 века до н.э. Хр.
Стела Джустиниани - погребальная стела, 2-я половина 5 века до н.э. Хр.
Рельеф, посвященный Кибеле - 4 век до н.э. Хр.
Афродита Хейл - терракотовая статуэтка, II век до н.э. Хр.
Сандалии расстегивания Афродиты - мраморная статуя, II век до н.э. Хр.
Молящийся мальчик - бронзовая статуя, I век до н.э. Хр.
Ксантенер Кнабе - бронзовая статуя, конец I века до н.э. Хр.
Зеленый Цезарь - 1 век нашей эры
Рельеф с изображением римского легионера - I век нашей эры.
Юпитер Фрайенвальде - римская бронзовая статуя, II век нашей эры, найденная в Великой Германии.

керамика
Надгробия Эксекиаса
Шейная амфора Эксекиаса
Чаша Сосиаса
Литейная чаша руды

Стакан
Стеклянная амфора из Ольвии - эллинистический стеклянный сосуд

специальные выставки
1975–1976: Антиквариат из частной коллекции в Берлине.
1983: Фотографии животных из четырех тысячелетий. Предметы старины из коллекции Милденберга
1985: Античность в олове
1987: Зеркальные изображения. Мир изображений этрусских зеркал в Музее древностей
1988: Император Август и затерянная республика
1988: Старинные шлемы
1988: Мир этрусков. Археологические памятники из музеев социалистических стран
1990: Взрыв Парфенона
1991: Евфроний Живописец
1994: Гражданские миры. Эллинистические глиняные фигурки и репродукции XIX века.
1997–1998: Молящийся мальчик. оригинальные и экспериментальные
2002: Греческая классика. идея и реальность
2003: Этруски и Европа
2005: Антиной. любимый и бог
2008-2010: Возвращение богов - Берлинский скрытый Олимп
2008-2010: Дионис - Метаморфозы и экстаз
2009-2010: ZeitRäume - Милет в имперские времена и в поздней античности
2010: «Брут» из Капитолия. Портрет делает мировую историю
2010: Красочные боги. Красочность античной скульптуры
2011-2012: Пергамон - Панорама античного мегаполиса
2015–2016: Битва за Трою. Мюнхенские Эгинеты с дополнениями Торвальдсена
2016-2017: Опасное совершенство. Древние гробницы из Апулии
2019-2020: Крепкие парни. Древнегреческие портреты
2021-2022: Звуковые образы - Музыка в Древней Греции

ассоциация поддержки
В феврале 1913 года по предложению Теодора Виганда, тогдашнего директора антикварной коллекции, в качестве вспомогательного объединения была основана «Ассоциация друзей древнего искусства», которая прекратила свою деятельность после 1939 года из-за войны. Только в 1979 году в Музее древностей в Берлине-Шарлоттенбурге снова была основана ассоциация поддержки. В 1990 году была основана «Ассоциация друзей Пергамского музея», а в 1998 году две ассоциации объединились в «Друзья древности» на Музейном острове в Берлине. В. вместе. Это поддерживает коллекцию древностей и Ближневосточный музей Государственных музеев в Берлине.