Музей исламского искусства (нем. Museum für Islamicische Kunst)
расположен в Пергамском музее и является частью Staatliche Museen zu
Berlin.
Коллекция
В музее представлены разнообразные
произведения исламского искусства с 7 по 19 век из области между
Испанией и Индией. Раскопки в Ктесифоне, Самарре и Табхе, а также
возможности приобретения привели к тому, что Египет, Зарубежный
Восток и Иран, в частности, стали важными центрами внимания. Другие
регионы представлены важными коллекционными объектами или группами,
такими как каллиграфия и миниатюрная живопись Империи Великих
Моголов или произведения искусства из сицилийской слоновой кости.
Важные предметы коллекции
Из-за своего размера,
художественно-исторического значения или популярности среди
посетителей музеев наиболее примечательными являются:
Мшатта
Фасад
Комната Алеппо — это настенные панели из дома брокера в
Алеппо, Сирия, которые были заказаны в период Османской империи.
Купол из Альгамбры
Михраб из Кашана
Михраб из Коньи
Ковер
Дракон-Феникс, Малая Азия, начало 15 века.
Складной стол с
Кораном, Малая Азия (Конья), 13 век.
Книжное искусство (сменная
экспозиция в шкафах книжного искусства).
В дополнение к
постоянной экспозиции в музее также представлены выставки
современного искусства исламского мира, в 2008 году, например,
«Рахат-лукум» (современный турецкий дизайн) и «Накш» (гендерные и
ролевые модели в Иране).
В 2009 году музей получил на
постоянной основе коллекцию исламского искусства от лондонского
коллекционера Эдмунда де Унгера (1918–2011), так называемую
«коллекцию Кейра», ранее находившуюся в его доме в Хэме, графство
Суррей. Коллекция, собранная за более чем 50 лет, включает около
1500 произведений искусства, охватывающих 2000 лет, и является одной
из крупнейших частных коллекций исламского искусства. Более ста
экспонатов из коллекции Кейра были впервые показаны в 2007/2008
годах на специальной выставке Sammlerglück. Исламское искусство из
коллекции Эдмунда де Унгера представлено публике в Пергамском музее.
Еще одна специальная выставка с частями этого займа проходила с
марта 2010 года в рамках постоянной экспозиции Музея исламского
искусства под названием Sammlerglück. Шедевры исламского искусства
из коллекции Кейра. В июле 2012 года сотрудничество между
Национальными музеями берлинско-прусского культурного наследия и
владельцами коллекции Эдмунда де Унгера было прекращено, и
коллекция, первоначально предназначенная для долгосрочного кредита,
была отозвана. В качестве причин были названы разные представления о
том, как продолжить работу с коллекцией.
Музей был основан в 1904 году Вильгельмом фон Боде как исламский
отдел в Музее Кайзера Фридриха (сегодня Музей Боде) и первоначально
учрежден Фридрихом Сарром в качестве почетного директора. Поводом
послужило дарение османским султаном Абдулхамидом II императору
Вильгельму II фасада Мшатты, который происходит из недостроенного
пустынного дворца Омейядов, расположенного к югу от Аммана. Части
восточной части фасада и руины строения, частью которого он являлся,
остались в Иордании. Вместе с 21 ковром, подаренным Боде, фасад лег
в основу коллекции. В только что построенном Пергамском музее музей
переместился в верхний этаж южного крыла и был открыт там в 1932 г.
Из-за II. Великой Отечественной войны выставка закрылась в 1939
году.
Несмотря на вывоз произведений искусства и сохранность
предметов, оставшихся в Пергамском музее, коллекции были нанесены
повреждения и потери. Взрыв бомбы разрушил одну из надвратных башен
фасада Мшатты, а зажигательная бомба сожгла все или часть ценных
ковров, хранившихся в хранилище Монетного двора. В 1954 году
коллекция была вновь открыта как Исламский музей в Пергамском музее.
Экспонаты, вывезенные в западные оккупационные зоны, были возвращены
в музей в Далеме, где в 1954 году они также впервые после войны были
повторно выставлены. С 1968 по 1970 годы во дворце Шарлоттенбург
проходила выставка. В 1971 году в новом здании музейного комплекса
Далема открылась постоянная экспозиция Музея исламского искусства.
В 1958 году Исламский музей в Пергамском музее на Музейном
острове вернул большую часть произведений искусства, переданных
Советскому Союзу с 1945 по 1946 год как награбленное. С
восстановлением других важных предметов коллекции к 1967 году стало
возможным открыть для публики все выставочные залы. На основании
Договора об объединении в 1992 году два музея были организационно
объединены под названием Музей исламского искусства. В Далеме
выставка закрылась в 1998 году. В 2000 году на верхнем этаже южного
крыла Пергамского музея была открыта новая постоянная выставка.
Выставки
Постоянные выставки
с 2000 года: исламские
культуры.
с 2016 года: транскультурные связи, глобальные
биографии – Исламское искусство?
Специальные выставки
2013
Самарра – Центр Мира.
Шедевры картин Сераля из клейких альбомов
Генриха Фридриха фон Диеза
Доступный для многих. Набивные ткани
из египетских гробниц.
Орнамент и язык: книжные переплеты
исламского мира.
2014
Снисходительность и опьянение. Вино,
табак и наркотики в индийских картинах.
Гордость и страсть.
Представления мужчин в период Великих Моголов.
Мшатта в фокусе.
Иорданский замок в пустыне на исторических фотографиях.
2015
Пикник в парке. Сады в исламской миниатюре
Аатифи – Новости из
Афганистана.
Как исламское искусство пришло в Берлин.
Коллекционер и директор музея Фридрих Сарр
2016
Мистические
путешественники: суфии, аскеты и святые.
Чтение слов – чувство
слов Знакомство с Кораном в берлинских сборниках.
Сравните Сирию.
Фотографии Мохамада Аль Руми
Наследие древних королей. Ктесифон и
персидские источники исламского искусства.
2017
Иран. Рассвет
современности.
Верное чудо – Библейские традиции в исламском
мире.
Уютно: ковры в индийской миниатюре.
2018
Сидящий |
Остановка. Инсталляция Фелекшана Онара.
Копирование и мастерство.
Галерея в книге. Исламские альбомы для вырезок
Лента Арт
С
чувством меры. Шедевры архитектуры Йемена