Музей Древнего Ближнего Востока, Берлин

 

Описание

Музей Древнего Ближнего Востока входит в состав Государственных музеев Берлина. Он расположен на первом этаже и в подвале южного крыла Пергамского музея и включает в себя одну из крупнейших коллекций древних ближневосточных древностей в мире.

 

История

Первые находки попали в Берлин в середине 19 века, когда Пруссия приобрела рельефы с раскопок в Ниневии в Лондоне. Позже тесная связь музея с Немецким восточным обществом и покровителем Джеймсом Симоном была особенно плодотворной. В 1899 г. в Королевских музеях был создан самостоятельный ближневосточный отдел. Находки первоначально находились в Новом музее, а затем временно в подвале Музея кайзера Фридриха. Сегодняшний Пергамский музей был построен в 1907 году по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хоффмана. С 1929 года Отдел исламского искусства, нынешний Музей исламского искусства, переехал на верхний этаж вместе с Отделом Ближнего Востока, образовав Ближневосточный музей.

В 1927 году тогдашний директор Вальтер Андре начал планировать обстановку комнат на первом этаже, а в 1929 году они переехали в новые комнаты. В 1930 году зал с воротами Иштар и улица процессий из Вавилона были открыты для широкой публики, а к 1937 году постепенно добавлялись и другие выставочные залы. Наконец, зал Язылыкая был украшен фресками из археологических раскопок в Богазкале (ранее Богазкёй), хеттской хаттушей Элизабет Андре и гипсовыми слепками рельефов из скального святилища Язылыкая недалеко от хеттской столицы.

Постановка Андре с его монументальными реконструкциями ворот из Вавилона, Ассура и Урука, яркими красками стен, картинами, изображающими места раскопок в их нынешнем состоянии, смесью оригиналов и гипсовых слепков, а также интенсивно разработанной дидактикой инсталляции была сенсация. Поскольку он был в значительной степени восстановлен после войны, концепция Андре в принципе все еще может быть испытана сегодня.

Во время Второй мировой войны военных потерь в коллекциях почти не было, передвижные экспонаты, вывезенные в Советский Союз как награбленное искусство в 1945 году, были возвращены в ГДР в 1958 году. Коллекция была вновь открыта как Ближневосточный музей в 1953 году.

Директорами музея были Фридрих Делич (1899-1918), Отто Вебер (1918-1928), Вальтер Андре (1928-1951), Герхард Рудольф Мейер (1951-1977), Лиана Якоб-Рост (1978-1990) и Эвелин Klengel- торговая марка. С 1998 по 2014 год Беате Салье была директором. Ее сменил Маркус Хильгерт с 1 марта 2014 г. по 31 мая 2018 г. После этого Лутц Мартин исполнял обязанности директора, пока Барбара Хелвинг не взяла на себя управление музеем весной 2019 года.

В настоящее время строится центральный склад для коллекций в Берлине-Фридрихсхагене. Сюда, в частности, должны быть перемещены крупноформатные части коллекции. Строительство этого центрального депо вызывает споры. Южное крыло, на верхнем этаже которого с 1933 года представлены коллекции Музея исламского искусства, но которые в будущем должны быть перемещены в северное крыло Пергамского музея, будет переоборудовано на основе конкурса. дизайн Освальда Матиаса Унгерса. Нарезки в исторических постановках Вальтера Андре, охраняемых как памятник и с 1999 года включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, оживленно обсуждают кураторы, Государственное управление памятников и архитекторы. Большинство реконструкций ворот Андре, как на фото, должны быть перенесены из Урука, а также запланирован демонтаж зала Язылыкая.

Кроме того, в коллекцию должны быть включены части восстановленной коллекции Макса фон Оппенгейма, бывшего музея Телль Халаф. Система ворот дворца от Телль-Халафа станет переходом от нового четвертого крыла к южному крылу после завершения ремонтных работ.

Ассоциация друзей древностей на Музейном острове в Берлине поддерживает Коллекцию древностей и Ближневосточный музей Государственных музеев Берлина.

 

Постоянная экспозиция

На 2000 м² выставочной площади, расположенной в 14 залах, выставлены экспонаты из шести тысячелетий ближневосточной культуры. Экспонаты можно датировать 6 тысячелетием до н.э. ко времени исламской экспансии. Они происходят в основном из сегодняшних государств Ирака, Сирии и Турции, отдельные находки также из Ирана, Ливана и Иордании. Начиная с неолитических находок, основное внимание в коллекции уделяется находкам из Шумера, Вавилонии, Ассирии и региона Северная Сирия-Восточная Анатолия. Основа музейной коллекции была заложена при раскопках в исторически важных городах, таких как Урук, Шуруппак, Ашур, Хаттуша, Амарна, Телль-Халаф (Гузана), Самал, Топраккале или Вавилон, дальнейшие приобретения происходят из Нимруда, Ниневии, Сузы или Персеполя. Находки документируют, среди прочего, развитые культуры шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев, хеттов и арамейцев.

Известными экспонатами из коллекции являются ворота Иштар и Путь процессий Вавилона, ворота Зинджирли, бассейн Сеннахирим, части храма Эанна и храм Инанны Кара-индас из Урука. Кроме того, в музее хранится значительное количество ближневосточных штампов и цилиндрических печатей, а также клинописных текстов.