Мемориал жертвам Холокоста, Берлин

 

Описание

Ebertstraße 20
☏ +49 20 26 39 43 36
факс: +49 20 26 39 43 21
besucherservice@stiftung-denkmal.de

Мемориал убитым евреям Европы (нем. Denkmal für die ermordeten Juden Europas), также известный как Мемориал Холокоста (нем. Holocaust-Mahnmal), представляет собой мемориал в Берлине еврейским жертвам Холокоста, спроектированный архитектором Питером Эйзенман и Бюро Хэппольд. Он состоит из участка площадью 19 000 квадратных метров (200 000 квадратных футов), покрытого 2711 бетонными плитами или «стелами», расположенными в виде сетки на наклонном поле. Первоначальный план состоял в том, чтобы разместить около 4000 плит, но после пересчета количество плит, которые могли бы законно поместиться на отведенных участках, составило 2711. Стелы имеют длину 2,38 м (7 футов 9 + 1/2 дюйма), ширину 0,95 м (3 фута 1 + 1/2 дюйма) и различаются по высоте от 0,2 до 4,7 метра (от 8 дюймов до 15 футов 5 дюймов). Они организованы в ряды, 54 из них идут с севера на юг, а 87 направляются с востока на запад под прямым углом, но расположены немного косо. В прикрепленном подпольном «Месте информации» (нем. Ort der Information) хранятся имена примерно 3 миллионов еврейских жертв Холокоста, полученные из израильского музея Яд Вашем.

Строительство началось 1 апреля 2003 г. и было завершено 15 декабря 2004 г. Он был открыт 10 мая 2005 г., через шестьдесят лет после окончания Второй мировой войны в Европе, и открыт для публики через два дня. Он расположен в одном квартале к югу от Бранденбургских ворот, в районе Митте. Стоимость строительства составила около 25 миллионов евро.

Расположение
Мемориал расположен на Cora-Berliner-Straße 1, 10117 в Берлине, городе с одним из крупнейших еврейских поселений в Европе до Второй мировой войны. Он находится рядом с Тиргартеном, в центре берлинского района Фридрихштадт, недалеко от здания Рейхстага и Бранденбургских ворот. Памятник расположен на месте бывшей Берлинской стены, где когда-то город разделяла «полоса смерти». Во время войны этот район служил административным центром гитлеровской машины для убийств, рядом находились здание канцелярии и его бункер. Мемориал расположен недалеко от многих иностранных посольств Берлина.

Памятник состоит из 2711 прямоугольных бетонных блоков, расположенных в виде сетки, памятник организован в виде прямоугольного массива площадью 1,9 га (4 акра 3 ряда). Это позволяет создавать между ними длинные, прямые и узкие переулки, вдоль которых земля колеблется.

 

История

Начало
Споры о том, должен ли быть такой мемориал и в какой форме он должен быть, восходят к концу 1980-х годов, когда небольшая группа частных граждан Германии во главе с тележурналисткой Леа Рош и историком Эберхардом Якелем впервые начала настаивать на том, чтобы Германия почтила память шесть миллионов евреев убиты во время Холокоста. Вскоре Рош стал движущей силой мемориала. В 1989 году она основала группу для поддержки его строительства и сбора пожертвований. При растущей поддержке Бундестаг (федеральный парламент Германии) принял резолюцию в пользу проекта. 25 июня 1999 года Бундестаг принял решение построить мемориал по проекту Питера Эйзенмана. Впоследствии для его управления был основан федеральный фонд (Фонд Мемориала убитым евреям Европы (нем. Stiftung Denkmal für die ermordeten Juden Europas).

Первый конкурс
В апреле 1994 г. в крупнейших газетах Германии был объявлен конкурс на проект мемориала. Двенадцать художников были специально приглашены представить дизайн и получили на это 50 000 немецких марок (25 000 евро). Победившее предложение должно было быть выбрано жюри, состоящим из представителей искусства, архитектуры, городского дизайна, истории, политики и администрации, в том числе Франка Ширмахера, соредактора Frankfurter Allgemeine Zeitung. Крайний срок подачи предложений – 28 октября. 11 мая в Берлине состоялся информационный коллоквиум, на котором желающие представить проект могли получить дополнительную информацию о характере проектируемого мемориала. На мероприятии выступили Игнац Бубис, президент Центрального совета евреев Германии, и Вольфганг Нагель, сенатор Берлина по строительству.

До истечения крайнего срока документы, необходимые для подачи предложения, запрашивались более 2600 раз, и было подано 528 предложений. Жюри собралось 15 января 1995 года, чтобы выбрать лучшую работу. Сначала председателем жюри был избран Вальтер Йенс, президент Академии искусств. В последующие дни все работы, кроме 13, были исключены из гонки за несколько раундов просмотра всех работ. Как уже было договорено, жюри снова собралось 15 марта. Одиннадцать заявок были возвращены в гонку по просьбе нескольких членов жюри после того, как у них была возможность просмотреть исключенные работы в течение нескольких месяцев между заседаниями.

Затем жюри рекомендовало фонду две работы для проверки возможности их завершения в указанном ценовом диапазоне. Один из них был спроектирован группой архитектора Саймона Унгерса из Гамбурга; он состоял из квадратных стальных балок размером 85×85 метров поверх бетонных блоков, расположенных по углам. Названия нескольких лагерей смерти будут перфорированы на балках, чтобы они проецировались на предметы или людей в этом районе солнечным светом. Другим победителем стал дизайн Кристин Джекоб-Маркс. Ее концепция состояла из бетонной плиты размером 100×100 метров и толщиной семь метров. Он будет наклонен, возвышается на одиннадцать метров, и по нему можно будет ходить по специальным дорожкам. Имена еврейских жертв Холокоста будут выгравированы на бетоне, а места для тех жертв, чьи имена останутся неизвестными, останутся пустыми. На бетонную плиту будут разбросаны большие куски обломков Масады, крепости-горы в Израиле, еврейские жители которой убивали себя, чтобы не попасть в плен или не быть убитыми ворвавшимися римскими солдатами. Другие идеи включали мемориал не только евреям, но и всем жертвам нацизма.

Федеральный канцлер Гельмут Коль, лично интересовавшийся проектом, выразил недовольство рекомендациями жюри по реализации работы команды Jackob-Marks. В 1996 году был запущен новый, более ограниченный конкурс, в котором 25 архитекторов и скульпторов были приглашены для подачи предложений.

 

Дизайн Эйзенмана

Дата открытия была перенесена, и в 1997 году состоялось первое из трех публичных обсуждений памятника. На втором конкурсе в ноябре 1997 года были представлены четыре финалиста, в том числе результат сотрудничества архитектора Питера Эйзенмана и художника Ричарда Серра, чей план позже стал победителем. Первоначально их проект предусматривал огромный лабиринт из 4000 каменных столбов разной высоты, разбросанных на площади 17 000 квадратных метров (180 000 квадратных футов). Однако вскоре после этого Серра покинул команду дизайнеров, сославшись на личные и профессиональные причины, которые «не имели ничего общего с достоинствами проекта». Коль по-прежнему настаивал на многочисленных изменениях, но вскоре Эйзенман дал понять, что может их приспособить. Среди других изменений первоначальный проект Эйзенмана-Серра вскоре был уменьшен до памятника примерно из 2000 столбов.

К 1999 году, когда другие пустующие участки земли поблизости были заполнены новыми зданиями, пустырь площадью два гектара (пять акров) стал напоминать дыру в центре города.

В результате прорыва, осуществленного при посредничестве В. Михаэля Блюменталя и достигнутого путем переговоров между Эйзенманом и Михаэлем Науманом в январе 1999 г., сущность огромного поля каменных столбов, против которого ранее возражало новое правительство Германии во главе с Герхардом Шредером, была сохранена. Количество колонн было уменьшено с 2800 до примерно 1800–2100, и должно было быть добавлено здание под названием Дом памяти, состоящее из атриума и трех блоков из песчаника. Это здание - архив, информационный центр и выставочное пространство - должно было быть окружено толстой 90-метровой (100 ярдов) стеной книг, в которой мог бы разместиться миллион книг между фасадом из черной стали с узором и стеклом. внутренняя сторона. Стена Книг, содержащая работы, с которыми ученые могли бы ознакомиться, была призвана символизировать заботу правительства Шредера о том, чтобы мемориал был не просто ретроспективным и символическим, но также образовательным и полезным. Также было достигнуто соглашение о том, что мемориал будет находиться в ведении Еврейского музея.

25 июня 1999 г. подавляющее большинство членов Бундестага - 314 против 209 при 14 воздержавшихся - приняли решение в пользу плана Эйзенмана, который в конечном итоге был изменен путем присоединения музея или «информационного центра», разработанного берлинским дизайнером выставок. Дагмар фон Вилькен. Через дорогу от северной границы мемориала находится новое посольство США в Берлине, которое открылось 4 июля 2008 года. Какое-то время на мемориал влияли проблемы, связанные с задержкой строительства посольства США. В конце 1999 года также выяснилось, что небольшой уголок участка по-прежнему принадлежит муниципальной жилищной компании, и статус этого участка земли необходимо было решить, прежде чем можно было добиться какого-либо прогресса в строительстве.

В июле 2001 года провокационный лозунг «Холокост никогда не был» появился в газетных объявлениях и на рекламных щитах с призывом пожертвовать 2 миллиона долларов на мемориал. Под слоганом и изображением безмятежного горного озера и заснеженной горы шрифт меньшего размера гласил: «Есть еще много людей, которые заявляют об этом. Через 20 лет их может быть еще больше».

 

Строительство

27 января 2000 г. состоялось торжество, посвященное символическому началу строительства на месте мемориала. Первые временные стелы были установлены в мае 2001 года. Международный симпозиум по мемориалу и информационному центру был проведен фондом в ноябре 2001 года совместно с историками, музейщиками, искусствоведами и специалистами по теории архитектуры. Весной 2003 года начались работы по возведению мемориала. В то же время у ограждения, окружающего строительную площадку, был установлен информационный пункт. 15 декабря 2004 г. состоялась публичная церемония установки последней из 2711 стел. Официальная церемония открытия Мемориала состоялась 10 мая, а Мемориал и Информационный центр были открыты для публики 12 мая 2005 г. К концу 2005 г. Информационный центр посетили около 350 000 человек.

14 октября 2003 г. швейцарская газета Tages-Anzeiger опубликовала статьи, в которых отмечалось, что компания Degussa участвовала в строительстве мемориала, производя вещество Protectosil против граффити, которое использовалось для покрытия стел; компания по-разному участвовала в преследовании евреев нацистами. Дочерняя компания Degussa, Degesch, даже производила газ Циклон Б, используемый для отравления людей в газовых камерах. Поначалу этим статьям не уделялось особого внимания, пока 23 октября эту ситуацию не обсудил попечительский совет, управляющий строительством, и после бурных и спорных дискуссий принял решение немедленно остановить строительство до принятия решения. В первую очередь представители еврейской общины призвали прекратить участие Дегуссы, в то время как политики в совете директоров, в том числе Вольфганг Тирзе, не хотели останавливать строительство и нести дополнительные расходы. Они также заявили, что невозможно исключить все немецкие компании, причастные к нацистским преступлениям, потому что, как выразился Тирзе, «прошлое вторгается в наше общество». Леа Рош, которая также выступала за исключение Дегуссы, ответила, что «Циклон Б, очевидно, является пределом».

В ходе последовавших дискуссий выяснилось несколько фактов. Во-первых, выяснилось, что участие Degussa в Швейцарии стало известно не случайно, потому что там находилась другая компания, подавшая заявку на производство вещества против граффити. Кроме того, фонд, управляющий строительством, а также Леа Рош знали о причастности Дегуссы как минимум год, но ничего не сделали, чтобы остановить это. Затем Рош заявила, что не знала о связях между Дегуссой и Дегешем. Также выяснилось, что другая дочерняя компания Degussa, Woermann Bauchemie GmbH, уже залила фундамент для стелы. Проблема с исключением Degussa из проекта заключалась в том, что многие стелы уже были покрыты продукцией Degussa. Их пришлось бы уничтожить, если бы вместо них использовалась другая компания. Итоговая стоимость составит около 2,34 миллиона евро. В ходе дискуссий о том, что делать, которые продолжались до 13 ноября, большинство еврейских организаций, в том числе Центральный совет евреев в Германии, высказались против сотрудничества с Дегуссой, а архитектор Петер Эйзенман, например, поддержал его.

13 ноября было принято решение продолжить работу с компанией, что впоследствии подверглось резкой критике. Немецко-еврейский журналист, писатель и телеведущий Хенрик М. Бродер сказал, что «евреям не нужен этот мемориал, и они не готовы объявить свинарник кошерным».

 

Завершение и открытие

15 декабря 2004 г. мемориал был завершен. Он был посвящен 10 мая 2005 г. в рамках празднования 60-летия Дня Победы и открыт для публики через два дня. Первоначально его должны были закончить к 27 января 2004 года, к 59-й годовщине освобождения Освенцима.

Церемония инаугурации, на которой присутствовали все высокопоставленные члены правительства Германии, в том числе канцлер Герхард Шредер, состоялась в большом белом шатре, установленном на краю самого мемориального поля, всего в нескольких метрах от того места, где находился подземный бункер Гитлера. Пережившая Холокост Сабина Волански была выбрана, чтобы говорить от имени шести миллионов погибших. В своем выступлении она отметила, что, хотя Холокост забрал все, что она ценила, он также научил ее тому, что ненависть и дискриминация обречены на провал. Она также подчеркнула, что дети виновников Холокоста не несут ответственности за действия своих родителей. Попурри из песен на иврите и идише, последовавшее за выступлениями, исполнил Йозеф Маловани, кантор синагоги на Пятой авеню в Нью-Йорке, в сопровождении хора синагоги «Белый аист» во Вроцлаве, Польша, и Нижнесилезской немецко-польской филармонии. Молодежный оркестр.

В первый год после открытия в мае 2005 года памятник посетило более 3,5 миллионов человек. По оценкам, с момента открытия в мае 2005 г. по декабрь 2015 г. Информационный центр посетило около 5 миллионов посетителей. За последние 10 лет (2006–2015 гг.) Его посетило в среднем 460 000 человек, или более 1000 человек в день. Фонд, управляющий мемориалом, счел это успехом; его глава Уве Ноймеркер назвал мемориал «туристическим магнитом».

Строительные дефекты
Через три года после официального открытия мемориала половина блоков из уплотняющегося бетона начала трескаться. В то время как некоторые интерпретируют этот дефект как преднамеренную символизацию бессмертия и долговечности еврейской общины, фонд мемориалов отрицает это. Некоторые анализируют отсутствие отдельных имен на памятнике как иллюстрацию невообразимого количества убитых евреев во время Холокоста. Таким образом, мемориал иллюстрирует, что число евреев, убитых во время Холокоста, было настолько колоссальным, что его невозможно физически представить.

Первоначальные опасения по поводу строительства мемориала были связаны с возможными последствиями выветривания, выцветания и граффити. Уже к 2007 году мемориал нуждался в срочном ремонте после того, как примерно на 400 его бетонных плитах были обнаружены микротрещины. Предположения о том, что использованный материал был посредственным, неоднократно отвергались Питером Эйзенманом. В 2012 году власти Германии начали армировать сотни бетонных блоков стальными кольцами, спрятанными внутри стел, после того как исследование показало, что они могут разрушиться под собственной массой.

Информационное бюро
Информационный центр расположен на восточной окраине площадки, под полем стел. Экспозиция для посетителей начинается с временной шкалы, в которой изложена история «Окончательного решения», начиная с прихода к власти национал-социалистов в 1933 году и заканчивая убийством более миллиона советских евреев в 1941 году. Остальная часть выставки разделена на четыре зала, посвященных к личным аспектам трагедии, т.е. отдельные семьи или письма, выброшенные из поездов, перевозивших их в лагеря смерти. «Комната семей» посвящена судьбам 15 конкретных еврейских семей. В Зале имен вслух зачитываются имена всех известных еврейских жертв Холокоста, полученные из мемориала Яд Вашем в Израиле. Каждая камера содержит визуальные напоминания о стелах наверху: прямоугольные скамейки, горизонтальные указатели пола и вертикальное освещение.

Критики поставили под сомнение расположение центра. Он незаметно расположен на восточной окраине памятника. В архитектурном плане наиболее заметной особенностью информационного центра являются кессонные бетонные потолки. Волнистые поверхности отражают узор колонн и дорожек над головой, заставляя посетителя чувствовать, что он вошел в набор могил. «Эстетически Информационный центр идет вразрез со всеми намерениями открытого мемориала. Надземный павильон подземной области документации нарушает четкую меру порядка прямоугольников. Правда, все возражения против этого педагогического дополнения умолкают, когда спускаешься по лестнице к Информационного центра и вошли в первые четыре комнаты».

Центр для посетителей содержит и отображает некоторые из наиболее важных моментов и воспоминаний о Холокосте с помощью тщательно подобранных примеров в лаконичной и провокационной экспозиции. Входы прорезают сеть путей, обозначенных стелами, и выставочная площадь придает мемориалу то, чего он не должен был иметь по самой своей концепции: определенную привлекательность. «Экспозиции буквальны, резко контрастируют с аморфными стелами, из которых состоит мемориал. «Как будто они (экспонаты) были адресованы людям, которые не могут поверить в то, что Холокост имел место».

Интерпретации
Согласно тексту проекта Эйзенмана, стелы призваны создавать непростую, запутанную атмосферу, а вся скульптура призвана представлять якобы упорядоченную систему, потерявшую связь с человеческим разумом. На официальном английском веб-сайте Фонда «Мемориал убитым евреям Европы» говорится, что дизайн представляет собой радикальный подход к традиционной концепции мемориала, отчасти потому, что Эйзенман сказал, что количество и дизайн памятника не имеют символического значения.

Однако наблюдатели отмечают сходство мемориала с кладбищем. Абстрактная инсталляция оставляет место для интерпретации, наиболее распространенной из которых является кладбище. «Мемориал напоминает кладбище для тех, кто не был похоронен или брошен в безымянные ямы, а несколько беспокойно наклоняющихся стел предполагают старое, заброшенное или даже оскверненное кладбище». Многие посетители утверждали, что снаружи мемориала поле из серых плит напоминает ряды гробов. Хотя каждая каменная плита размером и шириной примерно с гроб, Эйзенман отрицает какое-либо намерение напоминать какую-либо форму места захоронения. Сетку мемориала можно рассматривать и как продолжение улиц, окружающих это место, и как пугающее воспоминание о жесткой дисциплине и бюрократическом порядке, которые поддерживали работу машины для убийств. Вольфганг Тирзе, председатель парламента Германии Бундестаг, описал произведение как место, где люди могут понять, «что означают одиночество, бессилие и отчаяние». Тирс говорил о мемориале как о вызывающем у посетителя своего рода смертельный страх. Посетители описали памятник как изолирующий, вызванный массивными бетонными блоками, ограждающий посетителя от уличного шума и достопримечательностей Берлина.

Некоторые посетители и берлинцы также интерпретировали контраст между серыми плоскими камнями и голубым небом как признание «мрачных времен» Холокоста. По мере спуска к входу в мемориал серые столбы становятся выше, пока полностью не поглотят посетителя. В конце концов, серые столбы снова становятся меньше, когда посетители поднимаются к выходу. Некоторые интерпретировали это как взлет и падение Третьего рейха или постепенный натиск власти режима, который позволил ему совершать такие зверства в отношении еврейской общины. Пространство между бетонными колоннами предлагает краткую встречу с солнечным светом. Когда посетители бродят по плитам, солнце исчезает и появляется снова. Человека постоянно мучает возможность более теплой, яркой жизни. Некоторые интерпретировали такое использование пространства как символическое воспоминание о изменчивой истории европейских евреев, чьи политические и социальные права постоянно менялись. Многие посетители утверждали, что прогулка по мемориалу заставляет человека чувствовать себя в ловушке без какого-либо другого выбора, кроме как двигаться вперед. Некоторые утверждают, что нисходящий уклон, который уводит вас от внешнего мира, символически изображает постепенную эскалацию преследований Третьим рейхом европейской еврейской общины. Во-первых, их загнали в гетто и изгнали из общества, а в конце концов они прекратили существование. Чем больше посетитель спускается в мемориал, тем больше у него нет видимого контакта с внешним миром. Он или она полностью изгнаны и скрыты от мира. Группы посетителей часто теряют друг друга, когда они углубляются в мемориал. Это часто напоминает о разделении и потере семьи среди еврейской общины во время Холокоста.

Некоторые интерпретировали форму и цвет серых плит как символ потери идентичности во время нацистского режима. По мере приближения к мемориалу пространство между фигурами расширяется. Идентичность в режиме в значительной степени определяется принадлежностью, определяемой через «одинаковость» и «повторение одного и того же». Некоторые блоки разнесены дальше друг от друга и изолированы от других блоков. Это часто понимается как символическое изображение принудительной сегрегации и заключения евреев во время нацистского режима. Сохранение «одинаковости» и единства в нацистском режиме зависело от акта исключения. Историк архитектуры Эндрю Бенджамин писал, что пространственное разделение определенных блоков представляет собой «частное [как] больше не являющееся экземпляром целого». Отсутствие единой формы внутри группы блоков также понималось как символическое представление «задачи запоминания». Некоторые блоки кажутся незавершенными. Некоторые видят в этом незавершенном виде подтверждение того, что задача памяти о Холокосте никогда не решена. Бенджамин сказал: «Памятник работает, чтобы сохранить незавершенность». Поскольку последствия Холокоста невозможно полностью представить, сооружения мемориала остались незавершенными. Недостающие части конструкции иллюстрируют пропавших без вести членов еврейской общины, которые никогда не вернутся. Разрушение Холокоста привело к исчезновению эпохи еврейского наследия.

Структуры мемориала также отрицают какое-либо чувство коллективности. Некоторые интерпретировали это как отражение отсутствия коллективной вины среди населения Германии. Другие интерпретировали пространственное расположение блоков как представление индивидуальной вины за Холокост. Некоторые немцы рассматривают мемориал как нацеленный на немецкое общество и утверждают, что мемориал представлен как «выражение нашей - нееврейской немцев - ответственности за прошлое». Участок также окружен деревьями и центром Берлина. Ограждение от этих границ часто вызывало чувство ловушки. Это можно понимать как символическое представление закрытия европейских и американских границ после Эвианской конференции, вынудившей евреев остаться в Германии.

Некоторые отмечают, что количество стел идентично количеству страниц Вавилонского Талмуда.

 

Общественный прием и критика

Памятник критиковали только за то, что он увековечивает память еврейских жертв Холокоста; однако впоследствии были открыты другие мемориалы, посвященные другим идентифицируемым группам, которые также были жертвами нацистов, например, Мемориал гомосексуалистам, преследуемым при нацизме (в 2008 г.) и Мемориал синти и рома, жертвам национал-социализма (в 2012 г.) . Многие критики утверждали, что в дизайне должны быть указаны имена жертв, а также количество убитых и места, где произошли убийства. Между тем, архитектурный критик Николай Уруссофф заявил, что мемориал «способен передать масштабы ужасов Холокоста, не опускаясь до сентиментальности, показывая, как абстракция может быть самым мощным инструментом для передачи сложности человеческих эмоций».

Некоторые немцы утверждают, что мемориал представляет собой всего лишь скульптуру и мало что делает в память об убитых во время нацистского режима. Некоторые утверждали, что установка мемориала игнорировала обязанность Германии участвовать в более активных формах памяти. Другие утверждают, что возведение мемориала игнорировало память о двух отдельных тоталитарных режимах в Германии. Некоторые немецкие мирные жители были возмущены тем, что не был установлен мемориал в память о бегстве и изгнании немцев с восточных территорий. Некоторые критики утверждали, что в мемориале в Берлине нет необходимости, поскольку несколько концентрационных лагерей были увековечены в память об убитых евреях Европы. Другие утверждают, что наличие мемориала в Берлине необходимо, чтобы помнить о некогда процветающей еврейской общине в Берлине.

В начале 1998 года группа ведущих немецких интеллектуалов, в том числе писатель Гюнтер Грасс, выступила за отказ от памятника. Несколько месяцев спустя, принимая Премию мира немецкой книжной торговли, немецкий писатель Мартин Вальзер упомянул Мемориал Холокоста. Вальзер осудил «эксплуатацию нашего позора в нынешних целях». Он критиковал «монументализацию» и «непрекращающееся представление нашего позора». И сказал: «Освенцим не подходит для того, чтобы стать рутиной угрозы, всегда доступным запугиванием или моральным клубом [Moralkeule] или также просто обязательством. То, что производится ритуализацией, имеет качество пустых слов».

Эберхард Дипген , мэр Берлина в 1991–2001 годах, публично выступил против мемориала и не присутствовал на церемонии закладки фундамента в 2000 году. Дипген ранее утверждал, что мемориал слишком велик и его невозможно защитить.

Отражая продолжающиеся разногласия, Пауль Шпигель, тогдашний президент Центрального совета евреев Германии и выступавший на церемонии открытия в 2005 году, выразил сомнения по поводу мемориала, заявив, что это «неполное заявление». Он сказал, что, не включая нееврейских жертв, мемориал предполагает существование «иерархии страданий», когда, по его словам, «боль и скорбь велики во всех пострадавших семьях». Кроме того, Шпигель раскритиковал мемориал за то, что он не предоставил информации о самих нацистских преступниках и, таким образом, притупил «конфронтацию посетителей с преступлением».

В 2005 году Леа Рош предложила свой план вставить зуб жертвы, который она нашла в лагере смерти Белжец в конце 1980-х годов, в один из бетонных блоков мемориала. В ответ еврейская община Берлина пригрозила бойкотировать мемориал, вынудив Рош отозвать свое предложение. Согласно еврейской традиции, тела евреев и любые их части тела можно хоронить только на еврейском кладбище.

Мемориал также подвергся критике за увековечение того, что некоторые критики называют «одержимостью Холокостом». Михал Бодеманн, профессор социологии в Университете Торонто, критикует то, что он называет «постоянной» и «задумчивой» культурой памяти жертв Холокоста в Германии. Он изучает послевоенные немецко-еврейские отношения и сказал Die Tageszeitung, что внимание Германии к прошлому упускает из виду расистские тенденции в современном обществе и предполагает безнадежность в отношении будущего. «У меня сложилось впечатление, что вы прячетесь в истории, чтобы настоящее не коснулось слишком близко».

Многих критиков беспокоила «расплывчатость» стел. Бетонные блоки не содержат подробностей или ссылок на Холокост. В названии памятника нет слов «Холокост» или «Шоа». Критики подняли вопросы об отсутствии информации о мемориале. «В нем ничего не говорится о том, кто совершил убийство или почему - нет ничего вроде «Германией при гитлеровском режиме», и эта неопределенность вызывает беспокойство». Вопрос о посвящении мемориала еще более силен. «В своем радикальном отказе от унаследованной иконографии памяти берлинское поле камней также отказывается от каких-либо заявлений о причине своего существования. Инсталляция не дает указания, кого следует помнить. Надписей нет. убитых, для звезд Давида или других еврейских символов». Многие из самых ярых критиков инсталляции опасаются, что мемориал не делает достаточно, чтобы обратиться к растущему движению отрицателей Холокоста. «Отсутствие упоминания об этом на главном мемориале страны евреям, погибшим в Холокосте, отделяет жертв от их убийц и вымывает нравственный элемент из исторического события». Критики говорят, что мемориал предполагает, что люди осведомлены о фактах Холокоста. «Сведение ответственности к молчаливому факту, что «все знают», — это первый шаг на пути к забывчивости». Критики также опасались, что памятник станет местом паломничества неонацистского движения. С ростом движения альтернативных правых в последние годы снова возникли опасения по поводу неприкосновенности памятника и его сохранения от экстремистских групп.

Вандализм и неуважительное поведение
Были разные случаи вандализма. Например, несмотря на возражения Эйзенмана, столбы были защищены покрытием, устойчивым к граффити, потому что правительство опасалось, что неонацисты попытаются разрисовать их свастикой из баллончика. Действительно, свастики были нарисованы на стелах пять раз за первый год существования. В 2009 году свастики и антисемитские лозунги были обнаружены на 12 из 2700 плит из серого камня. В 2014 году правительство Германии пообещало усилить охрану мемориала после того, как опубликованное в Интернете видео показало, как мужчина мочится, а люди запускают фейерверки из серой бетонной конструкции в канун Нового года.

Памятник часто используется как место для отдыха, вызывая гнев у тех, кто считает игривое использование пространства осквернением мемориала. По словам архитектурного критика Николая Уруссова, «в тот день, когда я посетил это место, двухлетний мальчик играл на вершине столбов, пытаясь перелезть с одного на другой, пока его мать спокойно держала его за руку». В 2016 году возник спор с приложением Pokémon Go. «Мемориал фонда убитым евреям Европы сообщил The Local, что Мемориал Холокоста в Берлине был зарегистрирован как место, где люди могли находить и ловить покемонов с помощью игры с дополненной реальностью». Это вызвало гнев у многих людей, которые посчитали, что это оскверняет сайт. «Это мемориальное место шести миллионам евреев, которые были убиты, и оно не подходит для такого рода игр», — заявила пресс-секретарь фонда Сара Фридрих, добавив, что она надеется, что компания уберет мемориал как возможное место. В начале 2017 года израильский художник Шахак Шапира, заметив многочисленные случаи в социальных сетях, таких как Facebook, Instagram, Tinder и Grindr, где в основном молодые люди публикуют улыбающиеся селфи на фоне мемориала или фотографии, на которых они занимаются йогой или иным образом прыгают. или танцуя на каменных плитах мемориала, начал онлайн-арт-проект, сопоставляя найденные изображения с архивными фотографиями нацистских лагерей смерти, чтобы иронично указать на резкое несоответствие создания таких неуместно веселых фотографий в такой мрачной обстановке, назвав это «Йолокост».

В январе 2013 года в блоге Totem and Taboo была опубликована коллекция фотографий профиля из приложения для гей-знакомств Grindr, сделанных на мемориале. Возникшая тенденция вызвала неоднозначную реакцию: в то время как тогдашний генеральный директор Grindr Джоэл Симхай, сам еврей и гей, утверждал, что он «глубоко тронут» тем, что участники его приложения «принимают участие в памяти о Холокосте», международная критика использования мемориал как фон для знакомств, что было сочтено неуважительным.