Церковь Фридрихсвердера (Берлин)

 

Описание Церкви Фридрихсвердера

Werderscher Markt
Тел. 266 42 42 42.
Метро Фридрихштрассе (Friedrichstrasse).
Автобус 100, 147, 200, TXL.
Закрыто до дальнейшего уведомления.

 

Церковь Фридрихсвердера - эта живописная церковь, спроектированная Карлом Фридрихом Шинкелем и построенная между 1824 и 1830 годами, была первой неоготической церковью, которая была построена в Берлине. Небольшое однонефное здание с фасадом с двумя башнями напоминает английскую часовню. Дальнейшие готические детали, в том числе цинковые наконечники на крыше, были добавлены учеником Шинкеля Фридрихом Августом Штюлером. Оригинальный интерьер Шинкеля был в значительной степени разрушен во Второй мировой войне, но в 1980-х годах была проведена большая реставрационная работа, в том числе восстановление цветного стекла, пережившего войну, забытого на хранении в хранилищах Кафедрального собора. Выведенная из эксплуатации церковь использовалась в качестве выставочного пространства для скульптур Национальной галереи, но в настоящее время закрыта для строительных работ.

 

Предыстория
Первое расширение Берлина в стиле барокко началось примерно в 1658 году на острове на левом берегу Шпрее, известном как «дер Вердер». В честь великого курфюрста в 1660 году местность была названа Фридрихсвердером. После того, как эта территория была преобразована в третий независимый муниципалитет рядом с Берлином и Кельном, а строительство ратуши, начатое в 1673 году, было завершено в 1678 году, была признана необходимость в отдельной церкви для этого муниципалитета. Кроме того, с 1685 года здесь существовала французская реформатская община, члены которой жили в основном во Фридрихсвердере и нуждались в церкви.

В 1699 году немецким лютеранским и кальвинистским (реформатским) общинам и французским реформатским общинам было выделено здание общего пользования (Simultankirche), известное как «длинное здание конюшни для выборов» или дом для верховой езды. Это здание было перестроено примерно в 1648 году после того, как ранее оно было полностью заброшенным. Это было очень длинное (288 футов, примерно 90,4 м), но узкое здание, ориентированное с севера на юг из-за застройки местности. В 1700/1701 годах Джованни Симонетти реализовал проект директора здания Мартина Грюнберга для преобразования в двойную церковь. Кальвинистское франкоговорящее собрание размещалось в северной части, а немецкоговорящее собрание - в южной части. Церемония открытия на французском языке состоялась 16 мая, на немецком - 12 июля 1701 года.

Теперь бывший манеж представлял собой двухэтажное сдержанное функциональное здание, лишь слегка ослабленное пилястровыми лентами. Высокая двускатная крыша прерывалась недостроенной башней, под которой находился центральный выступ. Это также документально подтвердило разделение на два разных сообщества во внешнем мире. Строительство башни было завершено в 1801 году. В 1806 году в церкви разбили лагерь французские оккупанты. В 1809 году, помимо прочего, здесь прошли первые выборы по прусскому городскому приказу. После 1817 года две немецкоязычные общины объединились в рамках Прусского союза. Французская община оставалась деноминационно кальвинистской, но организационно, как и две другие общины, также присоединилась к Евангелической церкви в Пруссии. Примерно в 1819 году здание в плохом состоянии, которое частично находилось под угрозой обрушения, должно было быть восстановлено путем капитального ремонта. Однако в то время уже рассматривалось строительство нового здания на том же месте.

Шинкель получил заказ на новое здание от наследного принца Фридриха Вильгельма. Он представил несколько проектов в стиле классицизма, включая базовую форму римского храма или четырехглавую церковь на колонне, но не смог убедить клиента. Наследный принц попросил построить здание в «средневековом стиле» из романтических соображений и потому, что, согласно официальному объяснению, этот стиль лучше вписывается »в этот несколько более узкий район города, который ближе к античности. из-за неровности улиц ".

Планирование церкви
План развития Шинкеля
В 1817 году Шинкель, как глава Прусской Верховной Строительной Депутации, представил большой план зонирования, охвативший почти половину города. В нем вместо двойной церкви для двух приходов он предлагал строительство двух симметрично смежных церквей. Они должны были быть возведены к востоку от предыдущего здания на месте старого Пакхофа, который предполагалось перенести на север. Позже на этой площади была построена Берлинская строительная академия. Известны только поэтажные планы этих запланированных церквей.

В этом плане развития Шинкель попытался совместить эффект существующего развития с новым и запланированным. Для него было важно решительно улучшить прежнее неравномерное развитие района Фридрихсвердер и обеспечить четкую связь с Люстгартеном и его периферийным развитием.

Шинкель прокомментировал:
«В очень оживленном районе между Шлосплац и Фридрихсштадтом можно обрести желанный порядок и красоту с помощью мебели, указанной в плане, и полностью потерять даже часто опасное для жизни ограничение. Если плохие здания нынешних церквей Фридриха-Вердершера получат данное место, перспектива с собачьего моста [примечание: позже замковый мост] будет иметь наибольшее влияние ».

 

Были реализованы основные идеи этого плана по обеспечению площади улицы Унтер-ден-Линден, мест у Оружейной палаты и Линденопера через собачий мост с Люстгартеном и Берлинским дворцом, а также Фридрихштадт с непрерывной связью. в ближайшие годы. Однако две предложенные церкви не были построены.

Первый черновик
Инспектор здания суда Иоганн Готлиб Шлацер и ученый-классик Алоис Хирт представили проекты нового здания для церкви Фридрихсвердера в конце 1820 года. Однако как планировщик Шинкель очень критически оценил эти конструкции в экспертном отчете. Он разработал самостоятельный, очень четкий черновик, который противопоставил на листе чертежа вместе с представленными.

Он приложил написанное пером предложение к своему отчету. Он описал это следующим образом:
«С точки зрения стиля архитектуры мы следовали роду храмовых построек, который получил название псевдопериптерос по имени Витрувия, где архитектура отдельно стоящего портика на фронтоне продолжается полуколоннами по бокам здания. Отчасти образцом для нас послужил один из красивейших памятников старины, так называемый Maison Carrée zu Nîmes [...]
Все внутреннее пространство церкви свободно освещается без помех для зрения и слуха подходящим количеством больших окон, не слишком высоких. В случае с постройками в старинном стиле, башню сложно связать хорошо. Хотя план основан на строительстве башни, в любом случае было бы лучше, если бы ее не использовали и поместили изолированно рядом со зданием, как итальянские колокольни, чтобы в церкви было больше места. . По этой причине башня нарисована на отдельном листе бумаги и на плане всей площади вокруг церкви есть три места, где эта башня могла бы стоять ».

Король и ответственное строительное министерство отвергли все конструкции в этом стиле.

Второй черновик
Строительство было приостановлено до 1822 года после того, как были отклонены устаревшие конструкции. Шинкель представил новое предложение, от которого не сохранилось ни объяснений, ни файлов. Теперь он предпочитал четырехпролетную обнесенную стенами колонную церковь с круглым куполом на каждый пролет и полукруглым заключительным хором. На противоположной стороне главного входа доминировал высокий портал в раковине, доходивший до главного карниза. Связанная с ней колокольня должна была быть спроектирована как четырехэтажная массивная колокольня. Особого внимания заслуживает лобковая стена, которая снова и снова появляется в более поздних проектах, которая соединяет башню и неф. В интерьере будет преобладать структура могучих стеновых колонн и в результате разделенных купольных комнат, которые, в свою очередь, раскрывают свой эффект через галереи на ионических колоннах.

Эксперты-строители сходятся во мнении, что это здание, и особенно колокольня, определило вид на квартал. Это было бы удачным дополнением к новому зданию Прусского монетного двора, построенному Генрихом Генцем в 1798–1800 годах и представлявшему собой величественное произведение берлинского классицизма.

Шинкель разработал это предложение очень подробно, поэтому казалось целесообразным опубликовать этот чрезвычайно успешный проект в выпуске 8 его коллекции архитектурных проектов в 1826 году. Там он написал об этом следующее:

«Местоположение строительной площадки, как оно было определено на более высоком месте, дало начало нынешней планировке здания. Окруженное с трех сторон узкими улочками, на которых богатая архитектура была бы несъедобной, здание приобрело очень простой внешний вид, который требовал еще большего при очень скромных размерах. Четвертая сторона фронтона с большими входными воротами обращена к рынку, и, чтобы придать этому фасаду большее значение, внутренний свод здания полностью обозначен здесь снаружи глубокой нишей, на заднем плане которой находится большой вход. ворота, богато украшенные крыльями, отлитые из бронзы, окруженные мраморными панелями, вставлены [...] Предписанная строительная площадка, не допускавшая расширения как в ширину, так и в длину, теперь разделена таким образом, что свод церкви состоит из четырех смежных куполов, отрезанных прочными арками, между опорными столбами которых с двух длинных сторон наверху церкви вставлены в колонную конструкцию [...] Арочные стекла на двух длинных стенах удобно обеспечивают пространство для простые большие окна, которые должны быть установлены на подходящей высоте [...] Нижние стены сделаны из мраморных панелей, а колонны с антаблементом из белого мрамора. Колокольня должна быть указана изолированно в пустом углу рынка, потому что ни ограниченное пространство, ни стиль здания не позволяли иметь прямую связь с ней ».

 

Третий вариант
1822–1823 гг. - король Фридрих Вильгельм III. из Пруссии на более длительное пребывание в Италии. Это было использовано наследным принцем Фридрихом Вильгельмом (с 1840 года королем Фридрихом Вильгельмом IV), который также интересовался средневеково-готическим архитектурным стилем из-за романтико-феодальных наклонностей, чтобы побудить Шинкеля обновить планы церкви на Вердершер-Маркт и это в то же время с его стремлением к «средневековому стилю». Шинкель подхватил эту идею в середине 1823 года и обрисовал свои первые мысли в виде средневековых английских часовен. Он опирался на литературу, рекомендованную наследным принцем, такую ​​как «Архитектурный антиквариат Великобритании» Джона Бриттона и «Антиквариат Соборов» того же автора, а также на другие публикации. В этих эскизах он попробовал свои силы в пропорциях и элементах дизайна. Впервые появился двойной фасад башни, окно с большим окном-розеткой, а также двойной портал.

Шинкель развил эту идею до черновика. При этом он учел особое положение двух приходов. Для растущего немецкого сообщества он спроектировал монументальное сооружение, но хотел оставить северную часть манежа, хорошо видимую на эскизе, для сокращающегося французского сообщества. Несмотря на тесноту на месте, новое здание должно было охватывать три пролета и иметь двойной фасад башни с северной и южной стороны, а также экономичное использование декоративных аксессуаров. Однако самой важной новой идеей стало абсолютно последовательное использование кирпича и терракоты для фасадов.

Шинкель объяснил этот черновик 2 марта 1824 года:
«В этом несколько более узком районе города, который из-за неровности улиц приближается к античности, на его месте должна быть церковь в средневековом стиле. Однако, поскольку строительная площадка не очень большая, было бы нецелесообразно следовать плану больших соборов средневековья; поэтому я счел целесообразным придать зданию больше характера английских часовен, в которых действуют некоторые большие размеры, и все это тесно связано. Преимущество здесь должно заключаться в том, что если кто-то захочет обновить французскую церковь в последующие времена, строительство можно продолжить таким же образом и в конце концов закрыть двумя колокольнями, при этом шесть башен возвышаются над мессой и, конечно же, на несколько страниц от расстояние произвело бы впечатляющий эффект. Колонны узких галерей в церкви, а также оконные решетки и перила крыши могли быть чугунными; все остальное здание будет построено из кирпича и останется аккуратной каменной кладкой без штукатурки, как церкви средневековья в наших краях ».

Король Фридрих Вильгельм III. потребовал увидеть эскизы Шинкеля в начале весны 1824 года. Шинкель изложил свои концепции на одном листе бумаги. Поэтому он нарисовал псевдоперитеральный храм в коринфской и дорической версиях. Он руководствовался точкой зрения Ланганса, который первым применил дорический стиль снова к Бранденбургским воротам и одновременно к монете Генриха Генца, которая также была выполнена в этом стиле. В обоих вариантах старинной формы в северной части интегрирована цилиндрическая ротонда, закрывающая внутренний купол. Два готических рисунка, показанные друг на друге, имеют примерно одинаковый план этажа. Как и предыдущая четырехдверная конструкция, однобашенная и двухбашенная конструкции являются дальнейшими модификациями классицистских схем с присущим им кубическим характером.

В марте 1824 года король решил реализовать проект с двумя башнями, но, вопреки первоначальному плану Шинкеля, строительная площадка была немного отодвинута от Вердершер Маркт. Таким образом можно было избежать дополнительной стены приватности или ослепляющей архитектуры, которые планировалось «прикрыть плохие здания на Фальконьергассе» на старом месте церкви.

В 1829 году Шинкель добавил следующее объяснение к шести планам, которые он включил в 13-й выпуск своей коллекции архитектурных проектов:

«Поскольку бережливость была обязательной в проекте, я предположил, что предполагаемый средневековый стиль будет воплощен в величайшей простоте и будет работать только при определенных обстоятельствах. Строительство одиночной башни, если бы она имела ширину церкви, чтобы полностью покрывать фронтон, не только отняло бы много места у основания, но и повлекло бы за собой расходы из-за ее очень значительной высоты. , который пропорционален его ширине, не имел бы никакого отношения к рекомендуемой бережливости. По этой причине я выбрал фронтальный фасад, который окаймляют две небольшие колокольни. Эти башни теперь могли принимать прекрасные и изящные пропорции, не становясь значительно высокими, и работа приносила более богатый эффект с небольшими средствами, чем с одной колоссальной башней, потому что перспектива двух башен смещает их взгляды друг на друга гораздо более разнообразными способами. Учитывая очень малую площадь каждой из этих турелей, создание относительно небольшой точки оказалось бы мелочью; Поэтому я предпочел позволить этим маленьким башенкам заканчиваться наверху на всю ширину по направлению к воздуху, чтобы в то же время была видна цель формирования плато для благоразумия на этой высоте. Тонкая окантовка этих участков ажурными перилами, которые замыкаются остроконечными угловыми столбами, достойно отмечает конец этих построек и в то же время многое делает для более насыщенного эффекта [...]
При простоте здания было важно придать архитектуре особый интерес; Это было достигнуто за счет того, что конструкция была видна повсюду в кирпичном материале, который был тщательно обработан и соответствующим образом обработан для каждого компонента. Тогда для постройки здания потребовалось значительное количество кирпичей самых разных форм и размеров для столбов, капителей, конструкций, оконных рам, карнизов и украшений ".

Строительство церкви
исполнение
После того, как Карл Фридрих Шинкель представил четыре альтернативных проекта, этап планирования новой церкви для двух приходов на Фридрихсвердере подошел к концу. Король Вильгельм III. В марте 1824 года из эскизов, разработанных Шинкелем, были представлены две версии в антикварном стиле и две на языке готической формы, в конечном итоге та, которая показывает вариант с двумя башнями. Сразу же началось строительство первой в городе неоготической церкви.

Особенностью исполнения было обозначение одного здания для двух разных приходов, которое не должно быть явно узнаваемым по внешнему виду.

Планирование исполнения, а также руководство строительством до завершения в 1830 году в основном выполнял Людвиг Фердинанд Гессе. Его планы реализации должны были быть лично одобрены Шинкелем. В эти планы внесены различные рукописные изменения или дополнения Шинкеля. На этапе выполнения роль Шинкеля как архитектора заключалась в основном в постоянном мониторинге детального планирования и решении проблем, которые могли возникнуть в процессе строительства.

Шинкель был вынужден из-за значительных финансовых ограничений отказаться от планов строительства Fialtürmchen над контрфорсами на нефе. Он надеялся, что, выделив две башни с четырьмя вершинами каждая, будет достаточно подчеркнут верхний конец здания. Архитектор уже имел дело с этим аспектом на этапе проектирования; это показано перспективным изображением в виде церкви с двойной башней без башен на корабле на листе, показывающем четыре различных альтернативы. Однако нельзя было предвидеть серьезных последствий этого решения для участников.

 

После поездки в Англию в 1826 году Шинкель отказался от решения отказаться от упора на верхние контрфорсы на нефе. Он смог изучить здания на месте, медные гравюры которых он ориентировался и понял, что здание в Берлине будет выглядеть несовершенным. В феврале 1828 года он добился того, что королю дали контрфорсы намеченные точки. Для этого ему пришлось пойти на уступку в разработке этих компонентов в экономичном варианте из соображений стоимости, указанных выше. Это было сделано с использованием кирпичей имперского формата, вырезанных вручную каменщиками на месте, вместо специально изготовленных фигурных кирпичей. Эта золотая середина между неисполнением и безупречным использованием фигурных камней привела к первым планам радикальных изменений внешней формы всего через три года после смерти Шинкеля.

Внешний вид церкви был завершен в середине года. Относительно медленный прогресс строительства по сравнению с другими зданиями, которые велись в то время, был вызван двумя разными причинами. Во-первых, всегда были проблемы с финансированием. С другой стороны, руководители, от каменщиков и других мастеров до надсмотрщиков, больше не привыкли обрабатывать кирпич лицом к лицу. Особые проблемы вызвала разная высота плиток имперского формата с ручной росписью в миллиметровом диапазоне. Поэтому для достижения однородного рисунка стыков необходимо было точно следовать инструкциям; который не нужен для кладки, которая потом будет оштукатурена. Поэтому, несмотря на все усилия, необходимо было придать каменной кладке однородный вид до уровня первого карниза, на уровне парапета окна, с помощью стержневого соединения.

Производителю керамики Тобиасу Фейльнеру было поручено производство более сложных и художественно сложных фигурных и декоративных камней. Он смог оплатить этот проект в общей сложности 9000 рейхсталеров. Его поставки включали 141 массивный лист аканта на главном карнизе, все части оконного узора, включая соответствующие камни для открытий и богато украшенные капители открытий на порталах. Терракотовая фигура архангела Михаила на главном портале, стоившая только 1800 рейхсталеров, была сделана из семи частей, а затем собрана вместе; в то время эта работа считалась большим техническим достижением. Людвиг Вихманн создал модель этой почти круглой трехмерной фигуры, то же самое относится к двум рельефным ангелам слева и справа от нее. Первоначально фигура архангела была заменена в 1904 г. копией из меди, а в 1986/1987 г. - копией из бронзы. В мастерских Фейльнера, также благодаря высоким стандартам Шинкеля, было достигнуто совершенство, отвечающее самым высоким стандартам, что установило стандарты в следующие десятилетия для производства строительной керамики.

В 1828 году было принято решение, что «вместо предполагаемых деревянных парадных дверей ... они должны быть чугунными». Этим Шинкель создал предпосылки для дополнительного украшения дверных полотен барельефными медальонами, которые в то же время значительно улучшили входную ситуацию как на южных, так и на восточных двойных порталах. Скульптор Фридрих Тик смоделировал 20 медальонов с изображением гениев. Дверные полотна, а также использованные в них таблички с изображениями были отлиты на берлинском чугунолитейном заводе и установлены в августе 1830 года.

Алтарь церкви был украшен картинами Карла Йозефа Бегаса и Фридриха Вильгельма фон Шадова. Торжественное освящение церкви Фридрихсвердера состоялось 10 июля 1831 года.

Описание
Наконец, Шинкель спроектировал, свободно заимствуя готические модели и стилистически основанный на английских часовнях, здание, которое четко выражает классическое чувство формы в своей кубической структуре. Седельная крыша, характерная для готических церквей, и остроконечные шлемы на двух башнях отсутствуют. Скорее, крыша очень плоская и какое-то время служила берлинцам популярной смотровой площадкой; Художник-ведуте Эдуард Гертнер написал отсюда в 1834 году свою знаменитую панораму королевского города Берлина (деталь изображения показывает Гертнера с женой, ребенком и рабочим оборудованием на крыше, вид идет на Бауакадемию Шинкеля на юго-восток).

 

Кирпичные фасады церкви вряд ли напоминают стройные конструкции готических построек, которые обязательно устремляются вверх. Листья аканта и коринфские капители как декоративные формы относятся к классической античности. Два остроконечных арочных портала с ажурными розетками образуют главный вход, Фридрих Тик разработал дизайн чугунных распашных дверей, модели портальных скульптур - Людвиг Вильгельм Вихманн. Интерьер более явно отсылает к готическим оригиналам, чем внешний вид здания. Узкие переплетенные контрфорсы с элегантными профилями сливаются в иллюзионистские сетчатые своды на высоком потолке. Иллюзию создавали раскрашенные ребра свода и эффектно нарисованные тени. По сути, это свод ребристый. Шинкель нарисовал кирпичную кладку свода и каменную кладку из песчаника на столбах.

В интерьере отчетливо прослеживаются черты средневековой высокой готики. Пять сводов с поперечными ребрами над втянутыми связками контрфорсов, которые выступают в комнату, придают залу лицо. Между контрфорсами построены узкие деревянные галереи. Их готические аркады изначально планировалось сделать из чугуна, но по соображениям стоимости им пришлось уступить место несущей конструкции из местной хвойной древесины с дубовой обшивкой на этапе строительства.

Самодостаточный, устремленный вверх пространственный эффект дополняется многоугольным хором с окрашенными витражными окнами. На внешней картине отчетливо видны отсылки к английской поздней готике, но внутри Шинкель прибегает к готике, в частности к Тевтонскому рыцарскому ордену 13 века. С перекрестно-ребристым сводом, а также со многими другими деталями он прямо относился к замковой часовне Мариенбург. Использование кирпича снаружи в качестве облицовочной кладки, в частности терракоты, поставляемой гончарной фабрикой Feilner, обеспечивает полную видимость материала и, прежде всего, согласованность.

Напротив, работа внутри иллюзионистична насквозь. И облицованные кирпичом своды, и ребра сводовой сети, и внешний вид каменной кладки, выполненной полностью из светлого мрамора для стен и связных столбов, являются иллюзией, хотя и удачной во всех деталях. В интерьере, по уже упомянутым причинам стоимости, все поверхности покрыты белой штукатуркой и лепниной, чтобы затем превратить их в имитацию кирпича и песчаника (ошибочно называемого мрамором) с высочайшим мастерством.

Пост-история
Готовое сооружение поначалу получило мало общественного признания и даже появилось в литературе как «готическое дитя печали Шинкеля». С другой стороны, Шинкель дал толчок к созданию большого количества неоготических кирпичных церквей в Берлине, Бранденбурге и провинции Саксония, которые в основном полностью и без отражения переняли исторический канон форм, и ни один из них не приблизился к архитектурному качеству. готических оригиналов, ни церкви Фридрихсвердера. Его бывший клиент, ныне король Фридрих Вильгельм IV, попытался в 1843 году, через два года после смерти Шинкеля, изменить здание в его понимании, то есть приблизить его к готическим образцам.

У Шинкеля башни заканчивались, по существу, плоскими наверху, с ажурными чугунными перилами с четырехлистниками и четырьмя небольшими заостренными угловыми столбами (вершинами) каждая, которые соответствовали 16 остальным вершинам нефа. Однако из соображений стоимости они были сделаны только из тесаных кирпичей в области кончиков фиалов, а не из фасонных камней, как в зоне фиальных оснований. Это низкое качество привело к преждевременному разрушению из-за погодных условий.

Король заказал архитектору Фридриху Августу Штюлеру проекты, которые должны были добавить к зданию два готических шпиля. Эти планы, стилистически и пропорционально не имеющие никакого отношения к существующей архитектуре, остались незавершенными из-за отсутствия финансов. Однако при подготовке к ремонту восемь вершин башен были сняты до базового уровня. Штюлер также замуровал фиальные столбы другой формы, а фиальные точки были заменены новыми в другой форме, изготовленными из цельного литого цинка (толщина материала не менее 3 мм). В то время как наконечники Schinkel имели простые формы из кирпича с позолоченным шаром в качестве верхнего конца, что можно увидеть на панораме Эдуарда Гертнера, литые цинковые коронки Stülerer с четырьмя крабами на гребнях и наконечником значительно отличаются от простых и очистить формальный язык Шинкеля.

 

Во время первой реставрации руководство строительства и органы по охране памятников определили форму башен и, в частности, итоговые формы кирпичей ручной формовки, которые должны были быть изготовлены на нефе по аналогии с существующими пнями Шинкеля на фасаде колокольни. Большая часть этих кирпичей уже изготовлена ​​и доставлена ​​на строительную площадку. После того, как каменная кладка второй вершины (если смотреть со стороны башни) уже началась, рабочие обнаружили два целых камня оригинальной формы в основании пятой вершины на западной стороне во время работ по сносу корпусов башен Stüler. После этого работы были остановлены, и были изготовлены и использованы новые кирпичи в исторически правильном виде. В таком, неудовлетворительном для архитектурных критиков виде, постройка просуществовала тогда почти 150 лет.

Во время Второй мировой войны здание церкви сильно пострадало от нескольких попаданий бомб. 29 апреля 1945 года в результате артиллерийского обстрела был нанесен наибольший ущерб фасаду башни и ее внутренней части. Первоначальные 5 окон хора, которые были сняты со склада, были восстановлены в 1986 году и переустановлены. Реконструкция остекления десяти окон нефа, полностью разрушенного в результате войны, и ажурного окна большего размера на южном фасаде была выполнена на основе цветного дизайнерского картона, произведенного Людвигом Фердинандом Гессе в 1829 году и подтверждено Шинкелем. Центральная картина алтаря Бегаса была разрушена в результате войны. Коллекция карт. В 1950-х годах руины были закреплены, а с 1982 по 1987 год по прямому указанию Эриха Хонеккера были отремонтированы, реконструированы и восстановлены в соответствии с перечисленными зданиями. Первоначально подлежал восстановлению только фасад башни с южной стороны с большим ажурным окном, но без восседания архангела Михаила над порталом. После долгой дискуссии о принципах сохранения памятника - если изменения и повреждения, произошедшие с течением времени, останутся видимыми как следы истории или нет - было принято решение восстановить первоначальное состояние. Скульптор Ахим Кюн провел профессиональный ремонт и реставрацию архангела. Однако больше он не использовался для церковных целей - дом стал выставочным зданием, музеем Шинкеля. После воссоединения Германии в 1997-2001 годах начался новый ремонт, теперь частично из материалов, которых не было в ГДР. Роспись интерьера имитацией камня, выполненная в Калккасейне в 1987 году, согласно находкам, представляет собой не мрамор, а имитацию песчаника, которую квалифицированный реставратор Готфрид Графе указал в качестве реставратора проекта на основе образцов поверхностей и выполнения всей отделки помещения. а также за ремонтно-реставрационными мероприятиями в церкви под профессиональным и художественным контролем.

В июне 2007 года во время работ по трубопроводу было обнаружено 20 могил рядом с церковью Фридрихсвердера, которая принадлежала бывшему кладбищу церкви. Могилы возрастом около 300 лет были научно задокументированы, а эксгумированные останки скелетов были антропологически исследованы.

Использование

До 1872 года здание было одновременной прусско-униатской и французско-реформатской церковью (отсюда также Temple du Werder на французском языке). Затем униат приобрел часть реформатов, которые не проводили свои службы в церкви с 1835 года. Более ста лет, до конца Второй мировой войны, церковь Фридрихсвердера служила местом поклонения лютеранскому приходу Фридрихсвердера, который теперь присоединился к евангелическому приходу во Фридрихштадте. Сегодня он используется французской Фридрихштадткирхе на Жандарменмаркт для церковных служб. Из-за повреждений, нанесенных войной, церковь Фридрихсвердера оставалась неиспользованной в качестве руин в течение добрых четырех десятилетий. По случаю 750-летия Берлина он был вновь открыт для широкой публики в 1987 году как филиал Национальной галереи и музея Шинкеля. В нефе разместили работы представителей Берлинской школы скульптуры: скульптуры Иоганна Готфрида Шадова, Кристиана Даниэля Рауха, Эмиля Вольфа (скульптор), Фридриха Тика, Теодора Калиде и других. Многие экспонаты представляют собой оригинальные образцы из гипса. Особо известна двойная статуя принцесс Луизы и Фридерики фон Пруссии, так называемой группы принцесс фон Шадов, оригинальная гипсовая модель которой представлена ​​в церкви. Калидес получил новое гнездо специально для выставки - сильно поврежденную мраморную группу Бакчантин на Пантере, которая была восстановлена ​​из развалин Национальной галереи. Помимо работ из Берлинского дворца, здесь представлены портреты великих интеллектуалов, таких как Иммануил Кант, Иоганн Вольфганг фон Гете и братья Гумбольдт. В галерее можно увидеть выставку о жизни и творчестве Карла Фридриха Шинкеля.

В октябре 2012 года церковь Фридрихсвердера была закрыта из-за структурных повреждений, а скульптуры были перенесены на другое место. Ущерб был причинен раскопками котлована для двухэтажной подземной автостоянки большого здания с роскошными апартаментами («Сады наследного принца») рядом с церковью и новостройками по обе стороны церкви, против которых евангелистские Церковь и Фонд прусского культурного наследия протестовали. Критики жаловались, что церковь исчезнет как достопримечательность из городского пейзажа вместе с новыми зданиями. Сторонники утверждали, что церковь была плотно застроена еще до разрушения во время войны и сноса ГДР. Повреждение было устранено к началу октября 2019 года; После ремонта церковь была вновь открыта 18 января 2020 года, а с конца октября 2020 года она снова использовалась для выставок в Старой национальной галерее.