Комическая опера (Берлин)

 

Описание Комической оперы

Behrenstrasse 55/57
Тел 47 99 74 00

Метро Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor), Французская улица (Französische Strasse)
Автобус 100, 147, 200.

 

Глядя на современный фасад Комической оперы, трудно поверить, что он скрывает один из самых впечатляющих интерьеров Берлина. Первоначально названный Театром Унтер-ден-Линден, театр был построен в 1892 году всемирно известной венской архитектурной парой Фердинанда Феллнера и Германа Хелмера. Он служил в качестве театра эстрады и как немецкий национальный театр в прошлом. Он разместил Комичесую оперу со времен Второй мировой войны. Послевоенная реконструкция лишила здание своих прежних фасадов, но сохранился красивый интерьер венского нео-барокко, отделанный штукатуркой и позолоченными украшениями. Особенно интересны выразительные и динамически создаваемые статуи на пилястрах верхнего балкона - работы Теодора Фриделя. Комической Опера является одной из трех ведущих оперных компаний в Берлине. Его репертуар состоит в основном из легкой оперы.

 

История

До конца Второй мировой войны
Komische Oper располагалась на Фридрихштрассе 104 на мосту Вайдендаммер с 1904 по 1944 год.

Здание на Беренштрассе
Венские архитекторы Герман Хельмер и Фердинанд Феллнер (Fellner & Helmer) построили театр в 1892 году на Беренштрассе 55–57. Здесь располагался театр Метрополь, который до конца 1890-х назывался Theater Unter den Linden. До Первой мировой войны он был известен своими знаменитыми столичными ревю, а после 1918 года - театром оперетты.

Метрополь-театр был закрыт в 1933 году, но вновь открыт в 1934 году нацистской организацией Kraft durch Freude, например, где состоялась премьера оперетты «Маска в синем» Фреда Раймонда и «Фрауэн в Метрополе» Людвига Шмидзедера. Незадолго до окончания Второй мировой войны были полностью разрушены большие части здания, а также входная зона и роспись потолка. Зрительный зал практически не пострадал.

1947 до сегодняшнего дня
Новая глава в истории здания началась в 1947 году с основания Komische Oper Berlin австрийским режиссером Вальтером Фельзенштейном и открытия 19 декабря Иоганном Штраусом и его опереттой «Летучая мышь». Благодаря работам Вальтера Фельзенштейна, который был директором и главным директором дома до своей смерти в 1975 году, Комическая опера Берлина получил всемирное признание как место рождения современного музыкального театра.

Некоторые постановки режиссера пользуются сегодня почти легендарной известностью, например, «Сказки Гофмана», «Рыцарь Синяя Борода» Жака Оффенбаха и «Травиата» Верди. Был основан совершенно новый ансамбль и перестроен оркестр под руководством дирижера Лео Списа. Среди известных дирижеров, руководивших оркестром Komische Oper, основанным в 1947 году под руководством Лео Шписа, были Отто Клемперер, Вацлав Нойман, Рольф Рейтер и Курт Мазур. Драматурги в Komische Oper включают: Гётц Фридрих (также директор), Зигфрид Маттус, Хорст Сигер и Герман Ниф.

В 1965 и 1966 годах дом был перестроен по проекту архитектора Кунца Нераде. Старый фасад был разрушен и заменен новым простым фасадом; возведено новое функциональное здание. Дом был открыт 4 декабря 1966 года с оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке Вальтера Фельзенштейна. Komische Oper теперь вмещает 1190 мест.

В сезоне 2002/2003 гг. Действующий музей представил железный занавес Komische Oper Berlin как живое музейное пространство с большой картиной (90 м²) «Оглядываясь назад», созданной дуэтом норвежских художников Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета. В 2005/2006 году фойе оперы было перестроено по проекту архитектора Стефана Браунфельса.

После смерти основателя Комической оперы его ученик Иоахим Герц был директором и главным директором традиционной компании с 1976 по 1980 год. В 1981 году Вернер Раквиц стал директором, а Гарри Купфер стал главным режиссером. С 1994 по 2004 год Альберт Кост занимал пост художественного руководителя.

Гарри Купфер был заменен на посту главного режиссера в 2002 году Андреасом Хомоки. В 2004 году Хомоки занял пост художественного руководителя и главного директора. Барри Коски является художественным руководителем и главным директором Комической оперы с 2012 года до, вероятно, лета 2022 года. В течение ожидаемых пяти промежуточных сезонов, в течение которых Komische Oper будет полностью отремонтирован и ему придется переехать в другие места, управляющий директор Сюзанна Мозер и оперный режиссер Филип Брёкинг будут представлять театр как двойное руководство с сезона 2022/23 года.

Генеральными музыкальными руководителями были Курт Мазур с 1960 по 1964 год, Рольф Рейтер с 1981 по 1993 год, Яков Крейзберг с 1994 по 2002 год, Кирилл Петренко с 2002 по 2007 год, Карл Сен-Клер с 2008 по 2010 год и Патрик Ланге с 2010 по 2012 год. С 2012 года Хенрик Нанаши был генеральным музыкальным директором Komische Oper. Его преемником в 2018 году стал латвийский дирижер Айнарс Рубинис (* 1978).

В 2007 и 2013 годах Комическая опера Берлина был назван специализированным журналом Opernwelt «Оперным театром года», а солисты хора в 2007 и 2015 годах - «Хором года».

Ансамбль оперного театра получил Международную оперную премию в 2015 году.

Судебная тяжба о здании

 

Дочерняя компания Swedish Match приобрела собственность в 1936 году. Эта компания переехала из Берлина-Шарлоттенбурга в Западную Германию после Второй мировой войны. Магистрат Большого Берлина передал собственность в государственное управление. После воссоединения Германии вышеупомянутая дочерняя компания шведской группы подала заявку на упразднение государственной администрации и продала собственность третьей стороне. В конечном итоге компания проиграла судебный спор против тогдашнего Федерального управления по регулированию вопросов открытой собственности (BARoV). Собственность была фактически предметом соглашения между правительством Королевства Швеция и правительством Германской Демократической Республики об урегулировании имущественных вопросов от 24 октября 1986 года. Согласно этому соглашению - по мнению суда - материнская компания истец на основании соглашения между Швецией и Соглашением, заключенным с ГДР, получил от правительства Швеции единовременную компенсацию в размере 18,8 млн шведских крон. Это также компенсировало ущерб, причиненный заявителю. С заключением договора права собственности перешли к ГДР. Федеральный конституционный суд отклонил конституционную жалобу истца на приговор.

В соответствии с положениями Закона о собственности Договора об объединении собственность была передана федеральному правительству, которое передало собственность в собственность земли Берлин в соответствии с соглашением об обмене.

балет
Балет Комической оперы, основанный в 1966 году Томом Шиллингом как «Театр танца Komische Oper» и успешно руководимый почти 30 лет, был одной из всемирно известных трупп. Многочисленные мировые премьеры придали ансамблю свой художественный облик.

Выдающимся и самым успешным хореографом был Том Шиллинг. Он и его либреттист Бернд Келлингер привели танцевальный театр Komische Oper к лучшим международным и восхитили публику во всем мире захватывающими постановками, такими как «Мер», «Ромео и Джульетта», «Ундина», «Черные птицы», «Сон в новую летнюю ночь» и социально-критический спектакль «Ревю». .

Выдающимися танцорами были Ханнелоре Бей, Ютта Германия, Роланд Гавлик, Дитер Хюльсе, Анжела Рейнхардт и Грегор Сейфферт.

Поддержка танцевального ансамбля со стороны 40 танцоров-любителей из «Группы юных танцоров Жана Вайдта» под руководством одноименного танцора и борца сопротивления Жана Вайдта была уникальной. С самого начала группа была важной частью всех постановок Тома Шиллинга.

В 1994 году Ян Линкенс и Марк Йонкерс взяли на себя художественное руководство танцевальным театром. В 1999 году театр танца был переименован в «BerlinBallett - Komische Oper». После Ричарда Уэрлока, руководившего балетом с 1999 по 2001 год, испанка Бланка Ли была главным хореографом и художественным руководителем коллектива с 2001 по 2002 год. Впоследствии Адольф Биндер стал художественным руководителем балета и с помощью таких постановок, как Casa и Screensaver, обеспечил акцент на премьерах и мировых премьерах в области современного танцевального театра.

В конце сезона 2003/04 танцевальный театр был закрыт под давлением сената Берлина.

Художественный профиль
Название "Комическая опера" связано с традициями французской комической оперы и ее претензией на современный музыкальный театр.

Комическая опера - это современный и живой музыкальный театр, в котором музыка и сценическое действие взаимозависимы. Основное внимание уделяется ансамблю певцов-исполнителей, которые представлены в широком репертуаре от Генделя до 21 века. Первые сезоны под руководством Андреаса Хомоки демонстрируют это, в частности, в выборе режиссеров, которые здесь работают. Жанр оперы «Komische Oper» дал значительный импульс развитию музыкального театра. Комическая опера хочет показать действие этих импульсов сегодня, представив весь спектр рукописей современных режиссеров. Таким образом, такие директора, как Каликсто Биеито, Питер Конвични, Барри Коски и Ханс Нойенфельс, могли быть выиграны для дома на долгосрочной основе.

 

Тот факт, что все оперы исполняются на немецком языке, долгое время был особенностью международной оперной индустрии. Это основное художественное решение также восходит к Вальтеру Фельзенштейну и является выражением его стремления к понятности и непосредственному воздействию театрального события. который до сих пор влияет на работу комикса, по сей день Oper Berlin остается обязательной директивой.

В сезоне 2011/12 Комическая опера Берлина начал новый проект, цель которого - увлечь людей, говорящих на турецком языке, оперой. Под девизом «Selam Opera!» Комическая опера предлагает обширную образовательную программу, охватывающую все, что связано с миром музыкального театра. Для всех постановок можно посещать мастер-классы, и все выступления переводятся на турецкий язык в системе перевода.

Перепланировка
Реконструкция Комической оперы запланирована на период с 2023 по 2027 год. В октябре 2019 года зрительный зал был защищен от падения с потолка страховочной сеткой. Театр Шиллера обсуждается как альтернативное место на время ремонта. В октябре 2020 года экспертное жюри во главе с архитектором Штефаном Бенишем выберет претендента, который проведет ремонт в качестве генерального проектировщика. Сенат Берлина выделяет на эти меры в общей сложности 227 миллионов евро.