Unter den Linden 4
Автобус: 100, 200, TXL.
Открыт ежедневно с 10:00 до 18:00.
Нойе Вахе (русский: дом новой гвардии) - это здание в Берлине, столице Германии. Он служит «Центральным мемориалом Федеративной Республики Германии для жертв войны и диктатуры». Он расположен на северной стороне бульвара Унтер-ден-Линден в центральном районе Митте. В 1816 году Нойе Вахе был разработан архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Саломо Сакс. Это ведущий пример архитектуры немецкого греческого возрождения. Первоначально построенный в качестве гауптвахты для войск наследного принца Пруссии, здание использовалось как военный мемориал с 1931 года.
Король Фридрих Вильгельм III Прусский приказал построить Нойе Вахе в качестве гауптвахты для Королевского дворца через дорогу, чтобы заменить старое здание артиллерийской гвардии. Он поручил Шинкелю, ведущему экспоненту неоклассической архитектуры, спроектировать здание: это была первая крупная комиссия Шинкеля в Берлине. «Нойе Вахе» был открыт 18 сентября 1818 года прусским 1-го гвардейскими гренадерами по случаю официального визита русского царя Александра I.
Король Пруссии Фридрих Вильгельм III приказал построить
Нойе Вахе в качестве караульной для Königliches Palais (Королевского
дворца), своего дворца через дорогу, чтобы заменить старую
артиллерийскую гауптвахту. Он поручил Шинкелю, ведущему
представителю неоклассической архитектуры, спроектировать здание:
это был первый крупный заказ Шинкеля в Берлине. Нойе Вахе был открыт
18 сентября 1818 года 1-м гвардейским прусским гренадером по случаю
официального визита российского царя Александра I.
Простое
здание, расположенное между Зейгаузом и Университетом Гумбольдта,
характеризуется четырьмя массивными угловыми ризалитами и портиком
из дорических колонн оригинальной греческой формы без оснований.
Шинкель писал о своем проекте: «План этого полностью открытого
здания, свободного со всех сторон, приблизительно имеет форму
римского кастрама, то есть четырех более прочных угловых башен и
внутреннего двора». Скульптура в тимпане предназначена как памятник
роли Пруссии в наполеоновских войнах, заключительный этап которых
известен в Германии как Освободительные войны. На нем изображена
Ника, богиня победы, решающая битву. Триглифы и гутты дорического
ордера опущены. Еврейский архитектор Саломо Сакс (1772-1855)
утверждал в своей автобиографии, что его архитектурные проекты для
Нойе Вахе, представленные в 1806 году для выставки Академии в
Берлине, послужили основой для выполненных планов Шинкеля.
Здание служило королевской стражей до конца Первой мировой войны и
падения монархии во время немецкой революции 1918-19 гг. В 1931 году
Свободное государство Пруссия поручило архитектору Генриху Тессенову
переделать здание в военный мемориал в память о погибших в Великой
войне. Тессенов превратил интерьер в мемориальный зал,
сосредоточенный вокруг черного гранитного блока с дубовым венком,
спроектированный скульптором Людвигом Гисом, расположенный под
окулусом (круглым световым люком). Нойе Вахе тогда был известен как
Мемориал правительства Прусского государства. После того, как
нацистская партия пришла к власти, здание сыграло жизненно важную
роль в качестве места ежегодного празднования Дня памяти героев,
проводимого нацистами и вооруженными силами нацистской Германии.
Нойе Вахе был сильно поврежден бомбардировками и артиллерийским
огнем во время битвы за Берлин в последние месяцы Второй мировой
войны.
После войны район Митте находился в советском секторе
Берлина, оккупированного союзниками, а с 1949 года был частью
Восточного Берлина, де-факто, но не де-юре столицы Восточной
Германии. Перед коммунистическим Всемирным фестивалем молодежи и
студентов 1951 года лидер Восточной Германии Вальтер Ульбрихт
поставил две неоклассические мраморные статуи Герхарда фон
Шарнхорста и Фридриха Вильгельма Бюлова работы Кристиана Даниэля
Рауха, снятые со сторон портика (расположенного на южной стороне
Унтер). den Linden с 2002 года). С 1957 года власти Восточной
Германии перестроили Нойе Вахе и вновь открыли в 1960 году как
Мемориал жертвам фашизма и милитаризма. В 1969 году, к 20-летию
Восточногерманского государства, в центре зала была установлена
стеклянная призматическая конструкция с вечным огнем. В здании
были захоронены останки Неизвестного солдата и безымянной жертвы
нацистского концлагеря. Два солдата гвардейского полка имени
Фридриха Энгельса служили постоянными почетными караулами, а
церемония постановки караула проводилась каждую среду и субботу, что
стало главной достопримечательностью.
После воссоединения
Германии Нойе Вахе снова был освящен в 1993 году как Центральный
мемориал Федеративной Республики Германии жертвам войны и тирании.
По личному предложению Федерального канцлера Германии Гельмута Коля
восточногерманский мемориал был удален и заменен увеличенной версией
скульптуры Кете Коллвиц «Мать с мертвым сыном». Скульптура в стиле
пьета находится непосредственно под окулусом, и поэтому подвергается
воздействию дождя, снега и холода в берлинском климате, что
символизирует страдания мирных жителей во время Второй мировой
войны. Кроме того, велась дискуссия о возвращении неоклассических
статуй на их первоначальные места (рядом с Нойе Вахе и напротив нее)
откуда восточногерманские власти забрали их.