Собор Святой Ядвиги (Берлин)

 

Описание Собора Святой Ядвиги

Бебельплац (Bebelplatz)
Тел. 203 48 10.
Метро Хаусвогтей Плац (Hausvogtei platz)
Автобус 100, 200, TXL
Открыт с 10 до 17 часов с понедельника по субботу, с 1 до 5 вечера по воскресеньям.

 

Собор Святой Ядвиги (Санкт-Хедвигс-Катедраль) - это римско-католический собор на Бебельплаце в Берлине, Германия. Это место архиепископа Берлина. Церковь Святой Ядвиги (покровительница сирот) была построена в 18 веке по просьбе местных прихожан королю Фридриху II. Он пожертвовал землю, на которой была построена церковь. Церковь была посвящена покровительнице Силезии и Бранденбурга, Святой Ядвиги (Хедвиг) Силезской. Это была первая католическая церковь, построенная в Пруссии после Реформации. Здание было спроектировано Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом и смоделировано по форме Пантеона в Риме. Строительство началось в 1747 году, но несколько раз прерывалось и откладывалось экономическими проблемами. Собор Святой Ядвиги был открыт 1 ноября 1773 года, когда друг короля, Игнатий Красицкий, епископ Вармийский (позже архиепископ Гнезно), присутствовал в освящении собора.

 

Здание Кнобельсдорфа
предыстория
Первоначально у Фридриха Великого была идея построить большой пантеон («посвященный всем богам») на основе римской модели для поощрения терпимости. Религиозные общины должны проводить свои службы в нишах часовни. Его советник Шарль Этьен Жордан, который также был дьяконом французской церкви, окончательно отговорил его от этой идеи. Затем идея ротонды должна была быть реализована в здании католической церкви, первом в Берлине с конца Реформации. Он был построен специально для новых римско-католических жителей Берлина из Силезии и поэтому находится под патронажем Хедвиг фон Андекс, которую почитают как покровительницу Силезии.

начало строительства
В форме круглого центрального здания церковь была основана на Пантеоне в Риме и, таким образом, стала представительной частью королевского Форума Фридерицианум. Решающие планы исходили от Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа, ведущего архитектора эпохи Фредерика Рококо.

Период строительства растянулся с 1747 по 1773 год. В 1753 году король одобрил лотерею, чтобы получить деньги на продолжение строительства. Латинская надпись на фронтоне называет кардинала Анджело Мария Квирини († 1755 г.) главным благотворителем. Но с началом Семилетней войны (1756–1763) строительство остановилось. В 1765 году недостроенное здание с частично открытым куполом все больше и больше страдало от суровых погодных условий. Берлинские доминиканцы обратились с призывом о помощи к своему начальству, потому что для завершения строительства все еще не хватало 64000 талеров. Берлинские евреи предложили выкупить недостроенное здание под синагогу. Строительные работы удалось продолжить только весной 1773 года благодаря финансовой помощи Рима и короля. Тем не менее, администратором участка Иоганн Буман Старший был. Ä. Вынуждены из-за нехватки денег покрыть деревянный купол кирпичным покрытием вместо запланированного свинца, а также обойтись без венчающего фонаря. Этот и фронтальный фриз удалось завершить только в конце XIX века.

Непосредственно в задней части ротонды церкви была построена причастная часовня в виде второй ротонды меньшего размера, ныне являющейся ризницей. Вверху - колокольня. Игнатий Красицкий, принц-епископ Вармии и друг прусского короля, освятил церковь 1 ноября 1773 года.

Завершение
В соответствии с гравюрами, сделанными Жаном Лораном Легеем в 1747 году по рисункам Кнобельсдорфа, Макс Хасак завершил строительство церкви в 1886–1887 годах. Он накрыл купол медной кровлей и увенчал его фонарем и крестом. Интерьеру придали интерьер в стиле необарокко. В то время как Вильгельм Ахтерманн создал нависающий рельеф со сценами из Нового Завета еще в 1837 году по эскизам Георга Франца Эбенхеха, Николаус Гейгер не завершал фронтонный рельеф сценой Поклонения королей до 1897 года, основанный на модели. пользователя Achtermann. В 1927 году Папа присвоил церкви Ядвиг титул малой базилики.

После того, как ему был присвоен статус собора, в 1930–1932 годах интерьер был реконструирован по проекту австрийского архитектора Клеменса Хольцмайстера. Используя особенности экспрессионистского дизайна, был создан один из самых независимых примеров экспрессионистской сакральной архитектуры поздней Веймарской республики. Хольцмайстер подчеркнул продольную ось, открыв главную комнату в то, что тогда было причастной часовней, сегодняшней ризницей. Он умело включил традиционную мебель, в том числе алтарь в стиле необарокко и двенадцать фигур апостолов, в современный интерьер. Сбоку от теперь центральной центральной оси он поместил кафедру епископа и проход в недавно построенную ризницу. Он удалил украшения эпохи Вильгельмина в интерьере, не стирая, однако, следов различных слоев мебели.

Во время Второй мировой войны собор Святой Ядвиги сгорел дотла во время авианалета союзников в ночь на 2 марта 1943 года. Купол также был разрушен.

Органы
С 1773 по 1930 год в Санкт-Ядвиг был орган в стиле позднего барокко. В 1932 году собор Ядвиг получил систему органов с 78 регистрами, распределенную по алтарю и органу галереи, построенную органной компанией Klais (Бонн). Орган галереи имел 44 остановки на четырех ручных работах и ​​педали. Алтарный орган располагался над епископским престолом и входом в ризницу. У него было 34 остановки на двух ручных работах, а также педаль и собственный пульт в хоровом партере, но также можно было играть с общей консоли на галерее. Оба инструмента были уничтожены во время Второй мировой войны.

 

Здание Швипперта
Ремонтные работы после Второй мировой войны
В период с 1952 по 1963 год собор, ныне расположенный в столице ГДР, был отреставрирован. (Западногерманский) архитектор Ганс Швипперт переработал интерьер в сотрудничестве с художниками и создал необычный план этажа. В разрушенном бомбежкой сакральном здании был открыт доступ в нижнюю церковь с восьмью только что созданными часовнями. Внешняя архитектура центрального здания, в значительной степени сохранившаяся в своем содержании, была восстановлена ​​по историческому облику. Купол, однако, был изменен в очертаниях и получил медную конструкцию из параболической бетонной оболочки, состоящей из 84 сегментов. Он имеет внутренний диаметр 33 метра. Фонарь над куполом, первоначально спроектированный Швиппертом, не был включен в конструкцию, как и группа фигур Хедвиг фон Андекс, почитаемая как святая, на вершине фронтального треугольника. Вместо фонаря на сплюснутом куполе был установлен трехметровый позолоченный крест в медной оправе, спроектированный и выполненный в мастерской Фрица Кюна. Гладкие оштукатуренные тесаные окна, высокие простые арочные окна и окружающий главный карниз являются выражением фасадного дизайна собора, соответствующего времени реконструкции.

Верхняя церковь
Новый дизайн интерьера Ганса Швипперта был сформирован в соответствии со строгим пространственным идеалом того времени и был описан как «шедевр архитектуры пятидесятых годов». В архитектуре Ганса Швипперта верхняя церковь была концентрически связана с алтарем, в то время как позже ось и, следовательно, симметрия кругового пространства были сильнее подчеркнуты кафедрой, бегунком, алтарем и органом. Стеклянные перила вдоль входа в нижнюю церковь внесли значительный вклад в общее впечатление. Казнь осуществил Фриц Кюн. Поразительна вертикальная структура алтаря нижней церкви, служившего фундаментом, со стелой и позолоченной скинией, на которой покоился главный алтарь, выступавшими в верхнюю церковь.

Ювелиры Фриц Швердт и Хубертус Ферстер (1929–2020) из Аахена спроектировали скиния и позолоченный алтарный крест с распятием из слоновой кости Курта Швипперта. Антон Вендлинг спроектировал ковровые графически оформленные окна в верхнем храме. В алтарной колонне, соединяющей два алтаря, была вставлена ​​скульптура Петруса, подаренная Папой Иоанном Павлом II по случаю 50-летия епархии в 1980 году. Замечательное единство и связь нижней и верхней церкви.

В инвентарь собора вошли три крупноформатные гобелены. Их всех объединяет мотив «Града Божьего», «небесного Иерусалима» из Откровения Иоанна (Откр. 21: 1-2 EU). Бывшая студентка Баухауза Маргарета Райхардт (1907–1984) (Грета Райхард) из Эрфурта в 1963 году создала большой гобелен ручной работы, на котором изображен стилизованный Иерусалим. Антон Вендлинг (1891–1965) применил технологию нанесения цветных геометрических композиций. Эльза Бехтелер-Моисей (* 1933) из Мюнхена разработала трехкомпонентный ковер, который создавался с 1979 по 1981 год в сотрудничестве с Нюрнбергской гобеленовой мануфактурой. Он представляет Бога, сидящего на престоле, который в то же время близок к людям (см. Откровение 4 ЕС).

Нижняя церковь
Склеп был смоделирован по образцу исповедания мучеников раннехристианских базилик и служил - в дополнение к своей функции в качестве нижней церкви с баптистерием, исповедальнями и местом захоронения берлинских епископов - также в память о католических мучениках Берлина во времена национал-социализма. эпоха. До начала реставрации собора в 2018 году и перемещения останков здесь находилась могила блаженного ректора собора Бернхарда Лихтенберга, который умер в 1943 году при транспортировке в концлагерь Дахау в Хоф, а также мемориальная доска. для блаженного Петра Верхуна, который был пастором среди украинцев и был депортирован в Сибирь советскими оккупационными войсками в 1945 году.

Священник собора Хайнц Эндрес и архитектор Ганс Швипперт поручили художнику Йозефу Хегенбарту спроектировать 14 Крестных станций для недавно созданных Крестных станций в нижней церкви. За год до своей смерти Хегенбарт завершил черно-белые рисунки кистью в ноябре 1961 года. Цикл принадлежит к обширной группе произведений библейских изображений, которыми он занимался на протяжении всей своей жизни. Ноткер Экманн даже считал Йозефа Хегенбарта «старым мастером немецкого искусства страсти». «Последние листья страсти» Хегенбарта, также снятые в 1960/1961 годах, связаны в их концепции. Отсюда в 1983 году был составлен «Крестный путь молодежи».

 

Крестный путь собора Святой Ядвиги в Берлине - единственное произведение, которое Хегенбарт задумал как часть общего произведения искусства и для постоянного просмотра в общественных местах. Он выполнил оригинальные рисунки в несколько других форматах. Размеры оригиналов варьируются по высоте от 460 до 500 мм и ширине от 310 до 370 мм. Позже их обменяли на стандартные репродукции.

Станции креста были прикреплены к округлым поверхностям стен между приделами склепа (нижнего храма). Первая станция находится слева напротив статуи св. Антоний Падуанский. Первые четыре станции находились между могильной часовней берлинских епископов и часовней блаженного соборного ректора Бернхарда Лихтенберга:
Выставка Иисуса: Ecce homo (№ I)
Иисус берет крест (№ II)
Иисус падает под крест (№ III)
Иисус встречает свою мать (№ IV)

Станции с пятой по двенадцатую шли по следующим стенам нижней церкви до Мариенкапеллы:
Симон Киренский помогает Иисусу нести крест (№ V).
Платок Вероники (№ VI)
Иисус попадает под крест второй раз (№ VII).
Иисус обращается к жалующимся женщинам (№ VIII, слева от алтарной стелы)
Иисус попадает под крест в третий раз (№ IX, справа от алтарной стелы)
С Иисуса снимают одежду (№ X)
Иисуса пригвоздили к кресту (№ XI)
Иисус умирает на кресте (№ XII)

Наконец, сразу перед сокровищницей:

Иисус снят с креста (№ XIII).
Иисуса кладут в могилу (№ XIV).

Хегенбарт придерживался обычного порядка расположения станций, но избегал ничего традиционного в дизайне. Он рассказал историю Passion с весьма нетрадиционной точки зрения. Его изображения Крестного Пути носят медитативный живописный характер и кажутся «психологически выразительными и притчными». Сабина Шульте так описывает это впечатление: «Серьезность выбора художественного жанра [рисунка] для образа креста, связанного с пространственными условиями [...] впечатляет. Каждый лист создает такую ​​насыщенную и внутреннюю коллекцию, которую, вероятно, можно получить только в этом месте ».

Новые органы
С 1964 года в качестве импровизированного инструмента использовался одноручный орган фирмы Александра Шуке. Согласно raisonné каталога Schuke, это была op.352 с 10 регистрами на двух мануалах и педали.

Новый орган собора был построен в 1975–1977 годах органной компанией Klais as Opus 1529 с 67 остановками и 4630 трубами, тремя ручными работами и педалью и торжественно открыт в 1978 году. После генеральной очистки и дополнительной установки воронки 8 'в 1997 году прибор имел 68 остановок. Он висел ласточкиным гнездом над главным порталом и весил около 20 тонн. Клайс и дизайнеры проспекта Йозеф Шефер и Пол Коразолла попытались превратить орган в скульптуру, расположив части и (частично позолоченные) украшения на трубах проспекта. Отдельные работы размещались в общей сложности на трех уровнях, что видно из дизайна проспекта. Основная работа была в верхнем органе, доходившем до купола. Под ним был игровой стол. Зыбь, которую не было видно из церкви, располагалась на центральной плоскости. Рукпозитив, выступающий в церковь, находился ниже среднего уровня; трубы педального механизма располагались по бокам от Рюкпозитива или были позади него (так называемый «проспект гамбургеров»). Инструмент с ползунком на груди имел механический люфт и электрическую остановку, был оснащен 5120-кратной электронной системой набора, включая дисковод для гибких дисков, и имел цепочку для ключей для основной работы и цепочку записи.

После последнего концерта в начале сентября 2018 года с соборным органистом Томасом Зауэром, игравшим на органе более сорока лет, и последующего закрытия собора, инструмент был полностью разобран и отправлен на хранение в июле 2019 года.

Колокольчики
В меньшем куполе над ризницей висят четыре колокола. Они были отлиты в 1952 году на литейном заводе имени Франца Шиллинга в Апольде и имеют куранты e ′ (колокол воскрешения), g ′ (Corpus Christi), a ′ (Soli Deo Gloria) и h ′ (Святая Хедвига). Часть бронзы для колоколов - это колокол весом 3264 кг с пятичастным перезвоном, который литейный завод Отто из Хемелингена / Бремен отлил для приходской церкви Св. Адальберта в Аахене в 1896 году. Как и тысячи других колоколов, колокола Святого Адальберта были конфискованы во время Второй мировой войны.

 

Ремонт и перепланировка (с 2018 г.)
подготовка
В ноябре 2013 года Архиепископия Берлина объявила архитектурный конкурс на реконструкцию интерьера и структурной среды, поскольку развитие литургии и богословия в результате Второго Ватиканского Собора потребовало дальнейших структурных изменений и корректировок. Было подано 169 проектов. 30 июня 2014 года жюри выбрало проект архитектурного бюро Sichau & Walter Architekten GmbH из Фульды, победителем которого стал Лео Зогмайер из Вены. Проект предусматривает, что вход в нижнюю церковь должен быть закрыт для достижения «нормальной центральности», которая соответствует как литургическим требованиям, так и традициям здания.

На пленарном заседании Епархиального совета католиков в Берлинской архиепархии в феврале 2016 года 78 процентов делегатов проголосовали за реконструкцию собора на основе победившего проекта, который, однако, все еще требует доработки. В ноябре 2016 года право собственности на собор перешло от кафедрального прихода к архиепископству. После того, как большинство комитетов и советов архиепископства проголосовали за редизайн, архиепископ Хайнер Кох объявил в пастырском письме 1 ноября 2016 года о своем решении изменить интерьер собора на основе дизайна лауреатов премии с закрытием. проема в полу.

Стоимость ремонта оценивается в 43 миллиона евро. В то же время соседний Bernhard-Lichtenberg-Haus должен быть отремонтирован за 17 миллионов евро и создан «научный центр» для диалога по этическим или межрелигиозным вопросам, а также офис Берлинского архиепископа и «низкопороговая услуга Каритас». Строительные работы планируется начать в 2018 году. Пятая часть общих затрат ложится на федеральное правительство. В начале марта 2018 года архиепископство объявило, что литургия в соборе Святого Иосифа в свадьбе будет отмечаться как место замены во время ремонтных работ с сентября того же года. 15 августа 2018 года архиепископ Хайнер Кох отпраздновал последний папский сан перед ремонтом в соборе. По состоянию на 1 сентября 2018 года службы в церкви прекратились. Во время фазы ремонта собора Святой Ядвиги в Берлине-Митте (с 2018 года) литургия собора будет совершаться в церкви Святого Иосифа в качестве заменяющего места.

Первая работа
В конце мая 2020 года началась реставрация поврежденной кровли купола, однако ее историческое состояние с фонарем восстановлению не подлежит.

Заявка на реконструкцию и реконструкцию собора, поданная в районное управление Берлин-Митте 27 февраля 2020 года, была утверждена 16 июля 2020 года и доступна в Архиепископии Берлина с 29 июля 2020 года. Ранее, 14 июля 2020 года, Берлинский окружной суд отклонил несколько исков об авторском праве художников или их правопреемников против Берлинской архиепископии, которые участвовали в проектировании реконструкции собора и хотели предотвратить повреждение интерьера. переработал свои иски. Судья заявил, что права собственности архиепископа имеют приоритет перед авторскими правами художников, потому что во время ремонта предыдущий художественный дизайн интерьера будет не только изменен, но и удален, чтобы художники больше не могли отстаивать авторские права. Иск художников или их правопреемников в Административный суд Берлина об отзыве разрешения на реконструкцию собора был отклонен как неприемлемый 9 января 2019 года из-за отсутствия юридической силы.

Критика редизайна
Планы по редизайну вызвали общественную дискуссию, как это стало известно. Власть памятника была представлена ​​в жюри, но не признала подходящего к памятнику решения ни в одном из проектов, которые учитывали существующий двухцерковный характер здания Швипперта с переплетением нижнего, мемориального уровня, с перекрытием. церковь. Фонд защиты памятников раскритиковал проект, несмотря на то, что он был представлен в приемной комиссии.

 

Архитектурный критик Юрген Тиц оценил планы редизайна как преобразование собора Святой Ядвиги в собор 21 века в Берлине-Митте. Историк строительства Адриан Бутлар вместе с другими деятелями направил открытое письмо архиепископу Хайнеру Коху за сохранение памятника в архитектуре Швипперта. Решение архиепископства в пользу церковного пространства, которое также адресовано людям, «которым чужды христианские символы», было охарактеризовано общественностью как «трагичное». Ученый-искусствовед Николаус Бернау заявил в статье «Умбау Ост», что при перестройке церковного пространства Швипперта не будут учтены «жизненные истории поколения восточногерманских католиков». Критики, сформировавшие гражданскую инициативу «Друзья собора Святой Ядвиги» под девизом «Покажи крест», призвали к демонстрации протеста на Бебельплац, в которой приняли участие около 60 человек.

13 сентября 2019 г. ответственное районное управление наложило запрет на строительство внутри собора из-за «несанкционированных или несогласованных работ по сносу» после получения соответствующей «информации от третьих лиц»; Речь шла о рекламе инициативы «Друзья Ядвигского собора». 27 сентября районная администрация отменила запрет на строительство, так как после проверки выяснилось, что обвинения необоснованны. Через несколько недель главный алтарь был снесен. В ходе реставрации собора Ядвиги будет обновлена ​​колокольня и расширена колокольня.

Духовенство святой Ядвиги
На Französische Straße, идущей за собором, с самого начала находилось хозяйственное здание для ректоров прихода Святой Ядвиги. Архитекторы Kremer & Wolffenstein перестроили это здание рекоста в конце 19 века. В цокольном этаже были комнаты дьяка, клерка и швейцара, на первом главном этаже располагались помещения для делегации, хозяйственные помещения, квартира кантора, выше на втором главном этаже квартира ректора, на III . На первом этаже жили три капеллана, священник и викарий. Наконец, некоторые комнаты на чердаке можно было использовать для обслуживающего персонала. На главном фасаде, выходящем на Französische Straße, над представительным балконом была пристроена скульптура святой Ядвиги больших размеров.