Шверинский собор

 

Описание

Шверинский собор Святой Марии и Святого Иоанна был построен между 1270 и 1416 годами. Это епископская церковь евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии в Шверине и является одним из главных произведений кирпичной готической архитектуры. Наряду с Мариенкирхе в Любеке и церковью Святого Николая в Штральзунде это одно из самых ранних зданий этого типа архитектуры. Он отличается от сопоставимых зданий своего времени, в частности, своим трансептом. Он повлиял на строительство других церквей с оригинальным дизайном амбулаторного хора. Это единственный настоящий собор в Мекленбурге-Передней Померании и единственное сохранившееся средневековое здание в Шверине.

 

История строительства

Собор имеет долгую историю строительства. После того, как Генрих Лев покорил земли оботритов и победил их правителя Никлота в рамках Крестового похода венедов, он восстановил епархию на Мекленбурге, осиротевшую за сто лет после Великого восстания венедов. Он назначил Берно первым епископом. В 1167 году он перенес епархию из отдаленного Мекленбурга в Шверин, который был недавно основан как немецкий город в 1160 году. Там 9 сентября 1171 года в присутствии графа Шверинского Гунцелина I, герцога Мекленбургского Прибислава, епископов Эвермода фон Ратцебургского и Берно и самого Генриха Льва совершился акт освящения романского предшественника сегодняшний собор. Апсида романского собора, возможно, была закончена и введена в эксплуатацию в 1171 году. Завершенный романский собор был открыт 15 июня 1248 года после не менее 77 лет строительства. Этот старый собор, наряду с Любекским собором и Ратцебургским собором, которые также были подарены Генрихом Львом, принадлежал к наиболее важным произведениям кирпичной романской архитектуры, и эти три, вместе с Брауншвейгским собором, принадлежат к львиным куполам. После сноса старой башни от прежней постройки не осталось ничего, кроме портала южной башни с юго-западной стороны сегодняшней церкви. Размеры романского собора были значительно меньше размеров нового готического здания. Приблизительно в шестидесяти метрах он был на 40 метров короче. Его башня, возвышавшаяся над старой церковью, едва достигала высоты нефа нового здания.

Импульс к новому зданию исходил от пожертвования ценной реликвии. В 1222 году граф Генрих фон Шверин вернулся из крестового похода с реликвией Святой Крови, предполагаемой каплей крови Христа, заключенной в яшму. Благодаря этой реликвии церковь стала самой важной паломнической церковью на северо-востоке Германии. Романская базилика вскоре оказалась не в состоянии справиться с потоком паломников. Кроме того, епископ конкурировал со строительными проектами цветущих и процветающих ганзейских городов в этом районе, таких как Висмар, Росток, Штральзунд и Грайфсвальд. Эти факторы: паломничество, пожертвования паломников и конкуренция с ганзейскими городами привели к совершенно новому строительству Шверинского собора около 1270 года.

Тоомпеа — самая высокая точка старого города. Поскольку на нем ранее стояла приходская церковь, романский собор пришлось построить немного ниже по склону. А вот строительство нового собора можно было начать с самой высокой точки. Строительство началось около 1270 г., около 1272 г. источники сообщают о строительных работах на «новом хоре», т.е. ЧАС. у хора и часовни венок. Новый хор был завершен в 1327 году, как и восточные проходы трансепта и так называемый капитул, который был построен между южным трансептом и хоровыми часовнями и вмещал ризницу и библиотеку. Теперь, когда новый хор был готов к службе, начался полный снос предыдущей церкви. Точная история строительства трансепта и нефа неизвестна. К концу 14 века были закончены трансепт и неф, за исключением свода. Строители Штральзунда завершили окна нефа и его своды в 1416 году. Это знаменует собой конец 146-летней истории средневекового строительства базилики в стиле высокой готики Шверинского собора. Сегодняшняя башня представляет собой неоготическое расширение с 1889 по 1893 год. Она была подарена Артуром фон Бернсторфом в 1888 году, строительные работы выполнял строитель Георг Даниэль.

Здание и его назначение
Нынешнее здание Шверинского собора представляет собой трехнефную готическую базилику кирпичной постройки с большим трехнефным трансептом, амбулаторным венком и капеллой. Могучее здание имеет длину 105 м и высоту свода 26,5 м. Это делает его одним из крупнейших кирпичных готических церковных зданий в северной Германии. Неоготическая западная башня высотой 117,5 м является самой высокой церковной башней в Восточной Германии.

 

Внешняя конструкция
Хор
Белый клеверный фриз, проходящий под фронтонами и карнизами, зрительно связывает воедино различные части здания. Хор на востоке с кольцом часовен - один из первых амбулаторных хоров кирпичного готического стиля, основанный на модели Любекского соборного хора с Мариенкирхе в Любеке и Николаикирхе в Штральзунде. Существует замыкание хоруса 5/8, то есть пять сторон восьмиугольника образуют многоугольник хоруса. Соответственно, следуют пять хоровых групп. Амбулаторный хор вел толпы паломников, входящих через портал бокового прохода, мимо реликвий, выставленных в амбулаторных часовнях. Кстати, шествие к реликвии началось с так называемого Иерусалимсберга, который, вероятно, находился на озере Осторфер. Это было предназначено для подражания пути Христа из Иерусалима на Голгофу. Крыша хоровых капелл — нововведение Шверинского собора. В то время как в обычном проекте каждая часовня должна была иметь собственную крышу, здесь строитель решил по-другому. Он вставил столбы в углы между часовнями, на которых окружающие балки крыши поддерживают сплошную односкатную крышу для всех часовен. Таким образом, Шверинский собор стал образцом для более поздних построек в Доберане или Ростоке. Недостаток этой конструкции в том, что боковые окна часовен вдавливаются и придавливаются убранными колоннами.

Трансепт
Мариенкирхе в Любеке, как материнская церковь кирпичного готического стиля, не имеет трансепта, как и Николайкирхе в Штральзунде, которая, вероятно, была построена в то же время. В своем возобновлении этой структуры Шверинский собор был основан на традиционном типе высокого готического собора, но поэтому представляет собой особую черту в контексте ранней кирпичной готики.Трансепт с его порталом, в частности, выполняет функцию входа для мирян. , которые в нефе и амбулаторном могли произойти. Высокий хор, в который входили через монастырь, предназначался для епископа и духовенства. Трансепт примерно на полтора метра выше алтаря. Южная сторона трансепта стала главным входом в собор. На фасаде с обеих сторон доминирует четырехчастное остроконечное арочное окно, доходящее почти до портала. Карниз огибает портал. К обоим углам фасада пристроены лестничные башни, закрытые стройными башенными шлемами. С высоты фронтона лестничные башни окружены стрельчатыми арочными экранами, которые вновь поднимаются в фронтонной зоне трансепта. Под окном находится «главный портал» собора. Дверь и барабанная перепонка недавние. Слева и справа от трансепта с южной стороны нефа и хора (справа от ризницы) есть два портала, над которыми можно увидеть гербы епископов из семьи фон Бюлов. Эти гербы изначально представляли собой латунные пластины, которые теперь заменены копиями из соображений сохранения. Заслуживают внимания восточные ворота, так называемые Священнические ворота, которые выделяются на фоне других порталов круглыми брусчатыми стенами и капителями из известковой лепнины. Добровольное строительное исследование показало, что на переправе до 1703 г. стояла небольшая коньковая башенка, которую можно увидеть и на старых гравюрах и которая была снята за ветхостью.

Длинный дом
Неф, как самая молодая часть средневекового собора, в некоторых частях отличается от единого оформления хора и трансепта. В экстерьере контрфорсы особенно бросаются в глаза. Они были втянуты сюда, чтобы обезопасить более высокое хранилище. Еще одним отличием нефа являются окна. В то время как другие части собора имеют классические остроконечные арочные окна, на нефе бросаются в глаза так называемые окна Штральзунда. Вместо заостренной арки они заканчиваются тупым треугольником. Расширение нефа было наложено на жителей Штральзунда епископом в качестве наказания за то, что они сожгли трех священников. В хронике сообщается: «Dith hebben de Sundeschen mothen buwen datt se de papenn vorbrantt haddenn».

Ворота рая
Эта старейшая часть собора и, следовательно, самая старая постройка в Шверине расположена в самом западном заливе нефа и в проходе южной башни. Он относится к последнему периоду строительства романского здания-предшественника (до 1249 г.) и до сих пор ясно демонстрирует переходный стиль от романского к готическому. Как и Ратцебургский собор, он, вероятно, служил входом для общины. Кстати, название вводит в заблуждение: в церковном строительстве под «раем» понимается пристроенный притвор, через который входят в храм. Неизвестно, существовал ли такой рай при романском соборе.

 

Монастырь
Клуатр на севере, хотя и средневековый, по существу более поздний, чем сам собор, он использовался не монахами, а как жилое и административное здание для каноников, которые отвечали за богослужение у многочисленных алтарей и другие литургические обязанности. Он соединен с собором двумя порталами в алтаре и больше не сохранился в своем первоначальном виде из-за многочисленных неоготических преобразований. Восточное крыло с залом для собраний и общежитием, общежитием, построено с 1392 г., около 1463 г. завершены северное и западное крылья; В 1484 году ко всем частям был пристроен верхний этаж. После пожара 1886 года верхние этажи и особенно конструкция кровли были радикально изменены. Карнизный фриз и фриз из виноградных листьев между этажами являются неоготическими дополнениями, как и слуховые окна на крыше и лестничная башня со стороны внутреннего двора восточного крыла. Подлинно средневековое здание лучше всего видно в подвале и в ребристом сводчатом проходе через северное крыло. Кстати, во дворе между частями монастыря находится кладбище, что видно по некоторым надгробиям.

 

Интерьер собора

Комната
Хор и неф имеют одинаковое количество ярма, а именно четыре. Оба имеют крестообразные своды с проходами, неф также украшен гребневым ребром. Трансепт имеет звездный свод на пересечении, в противном случае сетчатый свод. Часовни были перенесены в восточные проходы трансепта, которые относятся к первой фазе строительства собора, то есть до того, как был построен сам трансепт. На севере находится часовня Успения Марии. Название часовни на юге неизвестно, предполагается, что это простая часовня Девы Марии. Это единственные встроенные части собора, что необычно для средневековой церкви, потому что даже боковые стены трансептов обычно проламывались, чтобы освободить место для часовен. Эта оригинальность отличает собор от сопоставимых построек.

Капители всех сервизов выполнены из натурального камня в форме переплетенных усиков виноградной лозы. Кое-где капители служб разнообразны: на восточных столбах перехода в капителях изображены фигуры носильщиков. В двух часовнях трансепта капители также украшены фигурами носильщиков с орнаментом из усиков виноградной лозы. Амбулаторные своды следуют моделям соборов в Суассоне и Кемпере, т. Е. Капеллы не имеют свода каждая для себя, а сводятся вместе с амбулаторным.

Двухзонный фасад обходится без трифория, типичного для кирпичной готики, поэтому сразу за аркадами следует фонарь. Окна фонарей везде довольно короткие из-за высоких крыш проходов, но их драпировка доходит до фриза над аркадами, но там зашторивается. Однако это не умаляет экранизации собора.

Картина
Нынешняя роспись собора соответствует позднесредневековому колориту церкви, восстановленной в 1988 г. по множеству росписей. Из и без того немногочисленных настенных росписей собора сохранились лишь немногие. Наиболее важными здесь являются росписи часовни Успения Марии в северной части трансепта. Здесь сохранились остатки настенной росписи и важные фрагменты росписи потолка в сводчатых сводах. На потолке медальоны со сценами из Ветхого Завета расписаны древним орнаментом из усиков виноградной лозы. На северной стене часовни сохранились только наброски картины красным мелом. Это медальоны с библейскими сюжетами.

На южной стене трансепта, слева от окна, монументальное изображение Христофора, у ног которого даже можно разглядеть остатки речных и водных растений. Одной из утрат из-за многократных перекрашиваний и перештукатуривания является монументальное изображение Девы Марии, которое когда-то было прикреплено к западной стене, известно только, что оно там было, но не то, что оно представляло.

В часовне Святой Крови, часовне вершины хора, когда-то была богатая роспись. По обеим сторонам восточной стены находились изображения благотворителей часовни, которые сейчас утеряны. На внешней стороне восточных колонн хора хорошо сохранились остатки фигур святых. Неоготическая картина 1867 года была оставлена ​​в венке часовни из соображений сохранения памятника.

 

Лучше всего сохранилась фреска на триумфальной арке, т. е. на стороне балочной арки, обращенной к нефу, отделяющему переход от алтаря. Разница в высоте между хором и трансептом создала здесь пространство для живописи, которое в противном случае, скорее всего, можно найти в романских церковных зданиях, но не в готических базиликах, хоры которых обычно достигают высоты нефа. Здесь наверху арки находится голова в диске, поддерживаемая ангелами слева и справа. Мнения о том, кто изображен, расходятся. Некоторые интерпретируют его как отрубленную голову Иоанна Крестителя. Тогда диск понимается как тарелка, на которой голова была подарена Саломее. Другие отвергают эту интерпретацию и думают, что скорее узнают Христа с ореолом.

Меблировка
Из средневекового богослужебного инвентаря утрачено все, кроме алтаря и купели. Утрачены: кирпичная хоровая ширма и крестовая ширма, отломленные в 1585 г., а также связанные с ними часы и триумфальный крест, который можно представить себе подобным сегодняшнему: «Над этой одеждой (кровельной ширмой) висит большое Распятие на железная цепь, так пройди через свод, а по обе стороны от него 2 больших образа, как Богородицы справа и св. Иоанна слева», как сообщает опись XVII в. Собор также вмещал бесчисленные алтари в позднем средневековье. В описи 1553 г. указано 42 боковых алтаря. Ни один из них не выжил. Средневековые хоры также были утеряны. Богатое убранство часовни Святой Крови было уничтожено уже во времена Реформации. Среди них ценный жертвенник с золотым изображением Христа и образом Марии, а также вотивные приношения из драгоценных материалов. Около 1550 года герцог Иоганн Альбрехт также сжег кровь Иисуса. Помимо Реформации и упадка литургии, особенно разрушительной была реконструкция при Барке в 1815 г. Если до этого убранство собора лишь медленно разрушалось, то здесь его полностью убрали. Для «мелочей, надоедливых украшений папистской эпохи» уже не было места.

Алтари
Потерянные рередо
Готический крылатый алтарь в первом хоровом отсеке — бывший главный алтарь высокого хора, где он стоял на месте сегодняшнего неоготического алтаря. Опись 1553 г. сообщает о нем в высоком хоре: «Алтарный стол обложен кирпичом и поставлен поверх широкого камня, над которым страсти Христовы рядом с приветствием и Хелленфартом очень хорошо высечены из камня. На ней два крыла (...), на которых висели апостолы, тоже под резьбой и крылья, вместе с 2 другими фигурами раскрашенными и позолоченными. Это фонд Шверинского епископа Конрада Лосте, как можно прочитать на реконструированной надписи под мемориальной доской: «Anno domini mccccxcv reverendus in Christo pater et Dominus D. Conradus Loste episcopus Sverinensis hanc tabulam de propriis suis donavit», что означает: « В годы Господни В 1495 году преподобный отец и доктор Конрад Лосте, епископ Шверинский, служащий Христу, пожертвовал эту доску из своих средств». В своем завещании епископ Лосте выделил 1000 любекских марок для проведения душевных месс у этого алтаря, возле которого на высоком хоре находилась могила епископа. Из всего алтаря сохранились только рередо с крыльями, кроме остальных частей, в частности, пределла утеряна. Особенностью является сочетание различных материалов, в данном случае камня и дерева.

 

Центральная картина была сделана из песчаника около 1420/30 г. и изображает несение креста, распятие, сошествие Христа в ад и поверженный ад среди могильных стражей. Изображение начинается слева со святого Георгия, змееборца, который знаменует собой скорую победу Христа. Он изображен в городских воротах Иерусалима, от которых справа происходит несение креста. У основания городских ворот есть маленькая яблоня, которая указывает на грехопадение человека. В трогательном изображении под ним резвятся лисички, вероятно, символизирующие еретиков. Следующая сцена на картине, отделенная изгородью, — это Распятие. Слева видна группа Мариан, за этим Лонгином с копьем. Заслуживают внимания ангелы, которые ловят кровь Христа в чаши и таким образом относятся к Евхаристии. У подножия креста лиса тащит гуся в свою нору. Затем, снова разделенные живой изгородью, на которой теперь растут виноградные лозы как знак события спасения, следуют три переплетенных изображения: вверху справа стража у саркофага, изображение которого в виде погребальной ротонды весьма необычно и отражает современное вид на Храм Гроба Господня; ниже вы можете увидеть ад. Победу Христа можно увидеть лишь косвенно в связанном сатане. На заднем плане виден Христос, избавляющий ветхозаветных праведников из ада.

Святых покровителей собора, Марию и Иоанна, можно увидеть слева и справа от панели. На крыльях алтаря изображены апостолы и святые. В левом крыле интересна фигура внизу слева. Она представляет св. Ансверус, сыгравший особую роль в благочестии Северо-Востока.

Другие алтари
Неоготический алтарь распятия в конце высокого хора был спроектирован Германом Виллебрандом и открыт на Рождество 1845 года придворным капелланом Фридрихом Карлом Эрнстом Вальтером. Панно было расписано Гастоном Ленте.

Когда в 1936 году собор получил промежуточный алтарь, Нильс Граф Стенбок-Фермор написал для него запрестольный образ. На нем Христос изображен посреди группы из пяти человек, одетых в исторические костюмы, в которую входят священники, рыцари, крестьяне, советники и короли как представители корпоративного общества. С протянутой рукой Христос обращается к фигуре, стоящей вне ряда по левому краю картины, которую можно интерпретировать как молодого рабочего или батрака. Образ, который не был бесспорным тогда и остается, можно рассматривать как программный образ религиозного социализма. Согласно традиции, две фигуры созданы по образцу пасторов и религиозных социалистов, действовавших в то время: рыцарь демонстрирует черты проповедника Шверинского собора Карла Кляйншмидта, коленопреклоненный король - пастора Аурела фон Юхена. Картина утратила свою функцию запрестольного образа в 1938 году, но осталась в разных местах собора и сейчас висит в северной амбулатории напротив часовни Фомы.

триумфальный крест
Триумфальный крест датируется 1420 годом. Он не является частью первоначального убранства Шверинского собора, а происходит из Мариенкирхе в Висмаре, неф которой был взорван в 1960 году. После реставрации в 1990 году крест был установлен в соборе. Зелень делает крест деревом жизни и виноградной лозой. Красный – цвет победы и радости. С 2002 года два покровителя церкви Мария и Йоханнес также были восстановлены в качестве помощников.

 

Захоронения

Самыми важными частями средневековых надгробных плит, без сомнения, являются две плиты, прикрепленные слева и справа к северной стене трансепта для двух епископов из Бюлова. До 1846 года они находились в высоком клиросе, где традиционно располагались архиерейские могилы. Первые отлитые, а затем гравированные пластины принадлежат художественному кружку Нижнего Рейна-Фландрии. Епископы изображены в своих официальных одеждах в виде типичных лежащих фигур. Несмотря на большое сходство на первый взгляд, есть интересные различия в трактовке фигур. Примечательно, что на старой панели, висящей справа от окна, архиереи по-прежнему смотрят на зрителя с открытыми глазами и благословляющими жестами, а на левой, более молодой панели архиереи изображены с закрытыми глазами. Между прочим, два епископа, изображенные на младшей пластине, Готфрид и Фридрих фон Бюлов, вероятные строители хора (Готфрид) и трансепта (Фридрих). На более старой панели над головами епископов также заметны те же гербы Бюлов, которые также можно найти над двумя порталами слева и справа от южного трансепта. Более поздняя плита по сравнению с другой богаче и образнее в изображении святых и аллегорических фигур в ажурных балдахинах, обрамляющих епископов. Также на этой тарелке следует отметить изображения пира и похищения женщины лохматыми человеческими фигурами (дикарями) и преследующих их рыцарей у ног лежащей фигуры. Изображение фигур, которые можно рассматривать как изображения топоса Дикого Манна, может быть указанием на остатки языческих построек, все еще существовавших в епархии в то время, когда они были созданы. Епископ наступает на дикарей. Это можно рассматривать как указание на то, что он выступал против язычества при жизни.

В Шверинском соборе также находятся эпитафии и саркофаги мекленбургских герцогов и их родственников. Наиболее заслуживающие внимания места захоронения: гробница Кристофа фон Мекленбурга с его женой Елизаветой Шведской, саркофаг Пауля Фридриха фон Мекленбурга, саркофаг его жены Александрины. Гробница в северной часовне галереи вокруг высокого хора была заказана женой Кристофа Элизабет и изображает пару, стоящую на коленях перед молитвенным столом; он был выполнен в 1594-96 годах в мастерской фламандского скульптора Роберта Коппенса при содействии поморского художника Георга Страхена.

Купель
Бронзовая пятая – произведение конца XIV века Восемь несущих держат восьмиугольный котел, стороны которого разделены на два поля навесами. Интерпретация рисунков неопределенна. Надпись, окружающая балдахин, составлена ​​из Иезекииля и гласит: «види аквам егредиентем де темпло а позже декстро. alleluja, alleluja omnes ad quos pervenit aqua», то есть: «Я видел, как из правой стороны храма вытекала вода. Веселитесь, радуйтесь все, до кого доходит вода!»

Колокола
На башне Шверинского собора есть пять колоколов в последовательности тонов b°-es′-f′-g′-as′, из которых, спроектированных мастером-основателем колоколов Апольды Питером Шиллингом и его женой Маргаретой Шиллинг, самый большой весит 4,8 г. тонн, а два других были отлиты в Карлсруэ в марте и апреле 1991 года; два колокола датируются 1363 и 1470 годами.Многие предыдущие колокола погибли в войнах или в результате несчастных случаев.В Первой мировой войне, например, два колокола, отлитые в 1811 году литейщиком Любекского совета Иоганном Георгом Вильгельмом Ландре на литейном заводе Любека нужно было доставить дом, а во время Второй мировой войны нужно было доставить три колокола.

Орган
Орган был построен Фридрихом Ладегастом из Вайсенфельса в 1868 году и освящен в 1871 году. У него есть механические ползунки и механический конус для больших педальных голосов. С помощью машины Баркера всеми руководствами можно управлять с нижней клавиатуры. Благодаря пневматическому стопорному действию (петлевой операции), впервые использованному в Германии, можно было установить раннюю форму крещендо, обеспечивающую бесступенчатую динамику звука. Кроме того, разделение регистров на две группы («форте» и «фортепиано») позволяет быстро произвести перерегистрацию нажатием медных ступеней над педалью. Работа с четырьмя руками призвана стать синтезом органной архитектуры немецкого барокко (Готфрид Зильберманн) и французского романтизма (Кавай-Колл). Этот орган имеет 84 ступени звучания и 5200 труб, что делает его самым большим органом Ладегаста по количеству ступеней.