Дом Ермелер или Ермелер-Хауз (Берлин), Германия

 

Описание Дома Ермелер или Ермелер-Хауз

Дом Ермелер или Ермелер-Хауз (Ermeler-Haus) на Breiten Straße 11 был одним из немногих аристократических домов в Старом Берлине, который сохранился в историческом районе Альт-Кельн. Памятник архитектуры был снесен в 1966/67 году. Его новое здание с одноименным названием, внесенное в список памятников, было построено в 1968/1969 году с использованием характерных структурных элементов на участке Märkisches Ufer № 10 в историческом районе Нойкельн-ам-Вассер.

 

Жилое и коммерческое здание до 1914 г.
Трехэтажный дом несколько раз перестраивался его владельцами с 1720-х годов, с картинами и почти круглой, свободно изогнутой деревянной лестницей. Людвиг Дамм, военный поставщик Фридриха II, который приобрел дом в 1760 году, обставил его в стиле рококо. С тех пор лестничная клетка украшена иллюзионистской росписью и коваными позолоченными перилами. Из угловых ниш его освещали путти с фонарями, которые на потолочной росписи уносились в небо. Три крыла здания были анфилады на первом этаже. Трехэтажный бальный зал содержал настенные росписи с пейзажными изображениями римской старины, созданные берлинским ведуте и театральным художником Карлом Фридрихом Феххельмом, аллегорическую роспись потолка в стиле Иоганна Кристофа Фриша и лепной мраморный камин. Семь других жилых комнат, две из которых находились в боковых крыльях вокруг двора, также были богато обставлены буазери и украшены портретами Феххельма над головой. В розовой комнате, которая была спроектирована как увитая розами беседка, две большие фрески изображали загородное поместье владельца, Даммсмюле.

Следующий владелец, производитель табака Нойманн, только после 1804 года переделал фасад в стиле классицизма. На главном фризе под окнами на втором этаже и на узком фризе над этими окнами были изображены усики, розетки, маски и пальметты. Одноосный центральный ризалит подчеркивался рельефом из литого цинка над порталом, который тематизировал торговлю табаком. Его венчали литые цинковые статуи Меркурия и Справедливости, окруженные кратерными вазами.

В 1824 году табачный производитель Вильгельм Фердинанд Эрмелер (1784–1866) купил дом (рекламный слоган: «Откуда берется лучший табак? Помните, мой друг, фон Эрмелер»). Успешный предприниматель был типичным представителем образованной и амбициозной берлинской буржуазии. Благодаря еженедельным общественным вечерам по средам и закрытым по воскресеньям Ermelerhaus в течение следующих нескольких десятилетий стал местом встреч берлинского общества. Скульптор Раух, епископ Неандер, музыкальный критик Реллштаб, а также губернатор Берлина, «старик Врангель» и политики Ауэрсвальд и Иценплиц регулярно появлялись в кругу художников, ученых и торговцев до глубокой старости. С 1860-х годов невестка Эрмелера Анна Элизабет (ум. 1891) руководила «салоном полиглотов», уникальным для Берлина.

За исключением установки балюстрады на крыше, двух карт, нарисованных на дереве в коридоре, показывающих торговые отношения компании и раннюю немецкую железнодорожную сеть, а также переоборудования первого этажа для открытия магазинов, Эрмелер и его потомки не сделали этого. вносил какие-либо изменения в дом и потратил значительные средства на его сохранение и восстановление в 1868–1872 годах. Таким образом, он пережил волны сноса и модернизации, типичные для Берлина 19 века.

Сын Вильгельма Эрмелера Карл Альберт (1816–1872) и его сын Ричард (1845–1907) продолжили традицию дня открытых дверей. Наследники Ричарда Эрмелера продали компанию Badische Tabakmanufaktur в 1909 году. Эрмелерхаус уже был достопримечательностью, когда семья продала его в 1914 году за миллион золотых марок городу Берлину при условии, что комнаты в стиле рококо останутся неизменными до 1965 года. В условиях Первой мировой войны здесь временно размещалась городская библиотека.

Когда он вступил в должность в 1931 году, новый лорд-мэр Берлина Генрих Захм исполнил давнее желание директора Märkisches Museum Вальтера Стенгеля, возглавив Ermelerhaus и обширные фабричные здания в задней части поместья в качестве филиала. и выставочное здание. В своей музейной работе с 1925 года Стенгель представил новую концепцию музея как точки исследования городского настоящего. Ermelerhaus открылся в октябре 1932 года выставкой живописи, на которой были показаны работы Кете Кольвиц и Эрнста Барлаха, а с марта 1933 года - коллекция произведений искусства Альфреда Кассирера. Постоянная выставка представляла культурную историю Берлина в 18 веке, предпочтительно через свидетельства из непосредственной близости от дома на Брайтенштрассе. Развитие до настоящего времени было представлено специально спроектированными комнатами, которые Стенгель посвятил историзму, ар-нуво и Баухаус. С 1935 года в комнатах фабрики открывался мир детей и мир домохозяек.

 

При личном вмешательстве министра финансов Пруссии Йоханнеса Попица в поперечном здании Эрмелерхауса размещалась классическая лестница, расписанная Карлом Вильгельмом Вахом, и части фасада дома Вейдингеров с улицы Унтервассерштрассе 5, который стал жертвой нового здания Рейхсбанка. В одной комнате в боковом крыле был лепной потолок, который Андреас Шлютер создал для дворца Вартенберг в 1701 году и который после сноса хранился в Музее прикладного искусства.

Хотя Эрмелерхаус был интегрирован в национал-социалистическую культурную политику, содержание выставки оставалось «свободным от национал-социалистических идей». Уже представление коллекции Кассирера в дни захвата власти НСДАП «старыми буржуазными берлинцами, евреями и графской знатью», по свидетельству Макса Зауэрландта, казалось, «полностью потеряно во времени».

Как и Märkisches Museum в Берлине в 20-е годы, Ermelerhaus превратился в соблазнителя, и его посещение было частью учебной программы берлинских школ. Когда разразилась Вторая мировая война, Эрмелерхаус пришлось закрыть. Его коллекции переданы на аутсорсинг.

Общественное здание с 1945 по 1967 год
Во время Второй мировой войны некоторые интерьеры и фасад Эрмелерхауса пострадали от осколков бомбы. Сразу после окончания войны офис магистрата, по-видимому, спонтанно обосновался в его пустых комнатах в стиле рококо и выставочных залах. Перенесенной выставке, экспонаты которой лишь частично пережили войну, не разрешили вернуться в комнаты, несмотря на усилия Стенгеля, и дом больше не был доступен для Märkisches Museum. Конфликты Стенгеля с культурными политиками СЕПГ, которые окончательно задали тон Восточному Берлину с 1948 года, были вызваны их неприятием его музейной концепции, в которой не уделялось внимания социально-историческим отсылкам в смысле марксизма-ленинизма.

После короткого перерыва Эрмелерхаус снова стал муниципальной библиотекой, как муниципальная библиотека называлась с 1934 года, и городским архивом. Остатки библиотеки Фридланда из Кунерсдорфа, которые были спасены в 1945 году, также были выставлены на обозрение. На первом этаже находился общественный читальный зал, где примерно в 1948 году были выставлены «все берлинские и многие иностранные и иностранные газеты и журналы». Можно было посетить лестничные клетки.

Реставрация комнат в стиле рококо началась в 1952 году. Впервые они могли быть завершены в 1954 году в комнате для птиц. Оригинальные яркие цвета росписи потолка проявились в подъезде. Великолепные залы в стиле рококо на Брейте-штрассе также демонстрируются посетителям с 1959 года. Конструкция крыши была обновлена ​​в 1959 году, а фасад - в 1960/1961 годах.

Снесен в 1967/1968 г.
Даже планы ГДР по перепланировке центра Берлина, опубликованные с 1949 года и часто изменяемые, не указывали четко, следует ли сохранять Эрмелерхаус. В результате программного сноса Берлинского городского дворца в конце 1950 года для создания демонстрационной зоны на 400 000 человек стало очевидно, что улица Брейте-штрассе слишком узка, чтобы подойти к трибуне. После того, как Стенгель публично протестовал против запланированного сноса Берлинского дворца в 1950 году, его положение во главе музея стало несостоятельным. Когда он бежал в Западный Берлин в декабре 1952 года, Эрмелерхаус потерял своего самого выдающегося защитника. Несмотря на систематическую реставрацию Эрмелерхауса магистратом, ходили слухи, что его собираются снести.

Строительство здания Государственного совета и его функционального здания вдоль Брайте-штрассе привело к сносу зданий к северу от Нойманн-и-Сперлингсгассе примерно в 1960 году, что сделало возможным удвоение ширины Брайт-штрассе в будущем. Когда снос распространился на квартал к югу от Нойманнсгассе в 1964 году в ходе дальнейшего расширения правительственного центра ГДР, снос Эрмелерхауса посчитали сделанным и вызвали безошибочные протесты по всему Берлину. Когда зимой 1967/1968 года Эрмелерхаус был снесен, как и остальная часть застройки на западной стороне Брайтенштрассе, городской районный совет объявил, что Эрмелерхаус будет восстановлен в другом месте к 20-летию ГДР в октябре. 7, 1969.

 

Перед тем, как его начали сносить, Дом Ермелер был тщательно задокументирован, а потолок Schlüter, установленный в 1934 году, был снят. В 1967 году во время сноса последовал демонтаж стеновых конструкций, перил и росписи потолка в холле и розовой комнате, а затем и в отделке фасада. Из-за установленной даты работы должны были пройти «в очень сжатые сроки».

Библиотека совета переехала в отреставрированное крыло здания Marstall напротив. Лестница дома Вейдингеров была встроена в поперечное здание Николайхауса на Брюдерштрассе 13 в 1977 году, а роспись потолка Вахом была встроена в штаб-квартиру Общества германо-советской дружбы. Потолок Schlüter предназначался для установки в Ephraim-Palais, который должен был быть восстановлен, где он находился с 1987 года.

Министерство строительства Восточной Германии теперь соединено с функциональным зданием Государственного совета к югу от Нойманнсгассе на Брайте-штрассе, которое увеличилось вдвое. С 1968 года эти сборные дома заняли всю длину Breite Straße, а Straßenland находится на площади Ermelerhaus.

Реконструкция 1968/1969 г.
В качестве места расположения Эрмелерхауса, который должен был быть реконструирован в 1968 году, районный совет города выбрал пустырь на дороге Märkisches Ufer в старой части города Нойкёльн-ам-Вассер. Проект был включен в более позднее неудачное планирование традиционного острова, который, наряду с другими перемещенными зданиями, должен был включать дворец Ефремова, который должен был быть восстановлен. Строительные работы начались осенью 1968 года. Расчищенные руины имели высокий уровень грунтовых вод, поэтому новый Ermelerhaus, спроектированный Клаусом Пёшком, пришлось разместить на цоколе и оборудовать лестницей. Он лишился воротного прохода, и массивную двустворчатую деревянную дверь пришлось заменить современной металло-стеклянной конструкцией. При восстановлении лестницы использовались только путти, но не картина. Шесть реконструированных, слегка измененных и украшенных антиквариатом и картинами XVIII века на фортепьяно nobile можно было посетить по бетонной лестнице с оригинальными позолоченными перилами. Им были переданы оригинальные росписи потолка и камин, печь и части буазери. В остальном и лепнина во многом соответствуют оригиналу. Фрески и портреты Феххельма были сняты еще в 1966 году, чтобы их отреставрировать в Märkisches Museum, где они и остались. Вместо фресок - текстильные обои с мотивами рококо на стенах и свесах новостройки.

Интерьер нового Дома Ермелер соединен с соседним домом Märkisches Ufer 12, который был построен в то же время. Это трехэтажное пятиосевое здание является точной копией расчищенного позже городского дома Friedrichsgracht 15, который возник во времена короля-солдата около 1740 года и, что уникально, все еще имел внешнюю лестницу, которая была распространена в то время. Это было одно из восьми памятников архитектуры на противоположном берегу, которые были снесены примерно с 1967 года, чтобы освободить место для высотных зданий на Фишеркиец. Дом находился в относительно хорошем состоянии как внутри, так и снаружи. Однако его лепная эмблема, венчающая центральную ось, уже упала. Его новое здание не соответствует оригиналу ни с точки зрения плана этажа, ни с точки зрения конструктивных деталей, а дверь и световой люк также являются просто репродукциями. Как и Эрмелерхаус, он стоит на пьедестале.

Вопреки широко распространенной легенде, два здания не были перемещены, а перестроены в соответствии с размерами удаленного оригинала, включая важные характерные детали внутри Дома Ермелер и на его фасаде, которые были либо перестроены, либо перестроены, например, верхний фриз фасада и рельеф над порталом.

Гастрономический комплекс
Как раз к Дню Республики в 1969 году Дом Ермелер открылся как один из немногих роскошных ресторанов Восточного Берлина. На первом этаже в залах рококо располагался винный ресторан, а на антресольном этаже - кафе. Ermelerhaus всегда был посещаемым, и это место проведения общественных приемов также посещали западные посетители. На цокольном этаже, куда можно подняться отдельно по лестнице из подвала соседнего дома, недорогой деревенский паб Raabediele дополнил гастрономическое предложение. Он был призван ознаменовать исторический ресторан Raabediele, который располагался в доме № 10 на Sperlingsgasse, который был снесен на Пасху 1964 года, и фахверковом здании 1621 года, которое было восстановлено после разрушений во время войны. После воссоединения Берлина ресторан Ermelerhaus потерял исключительное положение в сфере общественного питания в центре Берлина и был закрыт через несколько лет, как и ресторан Raabediele позже.

 

В 1997 году гостиничная сеть art'otel купила Дом Ермелер и соседнее здание вместе с недвижимостью на Wallstrasse 70–73. Гостиничный комплекс был создан по проекту австрийского архитектора Йоханны Нальбаха, обстановку которого разработал конкретный художник в соответствии с философией компании. Георг Базелиц посвятил себя Art'otel Ermelerhaus Berlin. Ermelerhaus входит в состав комплекса, а его внутренний двор становится залом для завтрака для гостей. Во время реставрации комнат в стиле рококо были обнаружены «бесчисленные подслушивающие жуки». Отель арендует залы в стиле рококо в Ermelerhaus с обслуживанием частных лиц, например, для семейных торжеств или конференций. Верхний этаж и соседний дом сдаются под офисы. Столовая отеля расположена в помещениях бывшего Раабедиле.

Археологические исследования на Брайте-штрассе
После составления плана развития Брайте-штрассе и его демонтажа в 2008/2009 гг. Департамент городского развития Сената Берлина хочет начать археологические раскопки на первоначальном месте. Затем следует принять решение о том, в каком виде перепланировка Breite Straße будет напоминать Дом Ермелер.