Красная ратуша, Берлин, Германия

 

Описание

Красная ратуша является резиденцией управляющей мэрии, сенатской канцелярии и местом заседаний Сената Берлина. Он расположен по адресу Rathausstrasse 15 в районе Митте. Он был построен с 1861 по 1871 год по проекту Германа Фридриха Веземанна в стиле круглой арки как резиденция мэра, городского совета и магистрата Берлина. Его название восходит к фасаду из красного кирпича.

Расположение и окрестности
Красная ратуша окружал Rathausstrasse (северо-запад), Jüdenstrasse (северо-восток), Gustav-Böß-Strasse (юго-восток) и Spandauer Strasse (юго-запад). Масштабная расчистка старого Берлина, которая произошла примерно в 1950 году в эпоху ГДР, привела к появлению больших открытых пространств вокруг Красной ратуши. С конца 1960-х годов эти площади были частично заполнены парком у телебашни, Rathauspassagen, а в 1980-х годах - форумом Маркса-Энгельса и Николаевиртелем. С начала 21 века Управление городского развития Берлина коллективно именует Форум Маркса-Энгельса и парк у телебашни Ратхаусфорумом, но официального названия комплекс не имеет. В таком виде большая часть территории теоретически охраняется до 2030 года. С 1969 года место пересечения главных осей телебашни и ратуши отмечено фонтаном Нептуна, который первоначально стоял перед городским дворцом.

В 2013 году станция метро Красная Ратуша/ Rotes Rathaus была построена прямо перед Красной Ратушей, под Rathausstrasse, как часть продолжения линии метро 5 от Александерплац до Бранденбургских ворот. Он открылся 4 декабря 2020 года. Строительным работам предшествовали археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены неожиданно хорошо сохранившиеся остатки средневековой берлинской ратуши, башни ратуши и придворной беседки. Большие его части должны быть представлены в виде археологического окна.

 

История

Перед тем, как было построено сегодняшнее здание совета, примерно в 1817 году Карл Фридрих Шинкель представил серию планов преобразования старой ратуши. Вероятно, они не оправдали ожиданий городской строительной депутации, поскольку в 1857/1858 г. они объявили конкурс на совершенно новое здание ратуши, «должен быть создан памятник, достойный значения города». Проекты представили известные архитекторы, в том числе Фридрих фон Шмидт (который спроектировал Венскую ратушу), Эдуард Кноблаух и Эрнст Клингенберг, а также Фридрих Адлер, Герман Николай и Роберт Кремер. Упомянутые мастера-строители получили призы за свои проекты, но после этого ничего не было построено. В 1859 году прусскому королевскому советнику по строительству Герману Фридриху Веземану было поручено построить его по его собственному проекту. В соответствии с идеями совета он воплотил в них некоторые идеи конкурса.

Строительство велось в два этапа с 1860 по 1865 и с 1865 по 1871 годы. Сначала строители возвели фундамент из силезского гранита, облицованный красным клинкером, для двух частей здания по Юденштрассе и Кёнигштрассе. После того, как старая ратуша была аккуратно снесена, последовали другие части здания. Источником вдохновения для архитектурного оформления фасада могла послужить средневековая ратуша городка Торн в Западной Пруссии с ее глухими арками и массивной кирпичной башней. В других источниках упоминается влияние Верхнего итальянского Возрождения на фасады. Архитектура башни основана на башнях Лаонского собора во Франции. Первое заседание думы в новом здании состоялось 30 июня 1865 г., а 6 января 1870 г. здесь впервые собралась городская дума. Однако в то время художественная отделка комнат и коридоров еще не была завершена. С открытием парадных залов на приеме членов первого германского рейхстага по случаю принятия конституции рейха ратуша считалась завершенной 17 апреля 1871 года.

Здание заменило частично средневековое здание и заняло почти квадратный квартал улиц, образованный приобретениями. Средневековое здание суда, часть старой ратуши, было снесено только в 1871 году. Генрих Штрак использовал его оригинальные части для идентичной копии, установленной в парке Бабельсберг. Окончательные затраты на строительство нового здания совета составили более десяти миллионов марок, план был только три миллиона. В 1882 году в здании была проведена телефонная связь. Между 1902 и 1911 годами на Молкенмаркте была построена ратуша, некоторое время также известная как Новая ратуша, чтобы разгрузить ратушу, которая к тому времени стала слишком маленькой для множества административных задач.

Формирование Большого Берлина в 1921 году привело к тщательному преобразованию Людвигом Хоффманном зала городского совета для 225 членов городского совета. По словам Хоффмана, Веземанн вместе с ратушей создал одно из «самых красивых и гордых зданий в Берлине, произведение искусства». В период национал-социалистов в Красной ратуше не собирались депутаты городского совета, последнее собрание состоялось 12 марта 1933 года. В их зале собралось 45 советников, которым было позволено выполнять только совещательные функции. С 1934 г. за мэром был закреплен государственный уполномоченный. Обе должности были переданы мэру в 1936 году. С 1934 по 1938 год здание снова реконструировали. Отцы города объявили, что он будет «приспособлен к духу Третьего рейха». Архитектором был Ричард Эрмиш. Лестничную клетку облегчили за счет удаления массивных балюстрад и новой цветовой гаммы, Макс Эссер создал фонтан для вестибюля в конце лестничной клетки, а бронзовый «Олимпийский фонтан» Ханны Кауэр был установлен перед ратушей в 1936 г. по случаю Олимпиады.

Первой военной потерей во Второй мировой войне стала доставка бронзового фонтана в 1940 году в качестве «металлического пожертвования немецкого народа». В ноябре 1943 года бальный зал был разрушен авианалетом. Повреждения последовали в результате дальнейших авианалетов осенью 1944 г. и 3 февраля 1945 г. 22 апреля огонь советской артиллерии попал в дом, треть которого к тому времени была повреждена. Материальный ущерб получили башня и флигель на улице за ратушей. 12 мая 1945 года сгорел зал библиотеки. Уже в конце мая сотрудники приступили к ремонту дома, который сейчас разрушен примерно на 50 процентов. Особенно сильно пострадали зал советников и бальный зал. Таким образом, штаб-квартира берлинского магистрата, городского совета и мэра располагалась в новой ратуше на Парохиалштрассе. В 1947 году он приказал убрать неповрежденные бронзовые статуи короля Фридриха I и кайзера Вильгельма I у главного входа.

 

С 1951 по 1956 год Красная ратуша реставрировалась для магистрата Восточного Берлина по проекту архитектора Фрица Мейнхардта. Внешний вид во многом соответствовал оригиналу. Заменены поверхности кровли, разрушенные части фасада, а также части башни и «Каменной летописи». Внутри ратуши Мейнхардт оставил без изменений только главную лестницу, которая осталась практически неповрежденной. Были полностью перепланированы административные и представительские помещения, особенно на первом этаже. За строительные работы отвечало проектное бюро по строительству зданий I. Для тяжелоструктурированных фасадов было использовано 500 000 обожженных кирпичей 920 различных форматов, произведенных на кирпичном заводе VEB в Гроссрашене. Скульптор Рихард Шнаудер создал модели для обновления перил балкона. Здание было официально открыто 30 ноября 1955 года. Когда ключи были переданы лорд-мэру Фридриху Эберту, уполномоченный строитель Макс Кёрпер объявил: «Однажды отсюда будет управляться весь Берлин».

Первое заседание городского совета на новом месте состоялось 30 ноября 1956 года в отстроенной Красной ратуше. В результате раздела Германии и связанного с ним раздела города в ратуше разместились магистрат, городской совет и мэр Восточного Берлина. Сенат Западного Берлина располагался в ратуше Шенеберга до 1991 года. 1 октября 1991 года, как и предсказывал Макс Кёрпер, администрация объединенного Берлина вернулась в Rotes Rathaus. С тех пор он служил резиденцией берлинского сената и управляющего мэра. Берлинская палата представителей собирается в здании бывшей прусской палаты представителей.

С 2005 по 2006 год конструкция башни была обновлена. Во время годовой реконструкции циферблаты башенных часов также были покрыты новым золотом.

С июня 2010 года фотоэлектрическая система со 160 солнечными модулями, установленная Берлинским энергетическим агентством на плоской крыше здания, вырабатывает около 36 000 киловатт-часов электроэнергии в год.

 

Архитектура и отделка зданий

Здание в целом и фасады
Здание состоит из четырех крыльев квадратной формы с размерами сторон 99 м × 99 м. Они окружают три открытых двора. Один из дворов получил стеклянную крышу в 2000-х годах и часто используется для больших приемов. Фасады четырех уличных фасадов имеют узкие боковые выступы и широкий центральный выступ. На углах Юденштрассе и Шпандауэрштрассе авангард завершается многоугольными угловыми башнями. Все здание венчает окружающий главный карниз с аттиком. Высота здания до сих пор составляет 27 метров. Фасады, выходящие на Rathausstrasse и Gustav-Böß-Strasse, имеют круглые оконные ниши, замыкающие первый и второй этажи. Большая ниша портала образует главный вход в здание совета. В нишах сбоку от главного портала изначально находились бронзовые скульптуры. Левая скульптура скульптора Эрдмана Энке изображала короля Фридриха I, правая — короля Вильгельма I из мастерской Карла Кейля. Ниши пустовали с 1947 года.

Некоторые части фасада украшены аллегорическими фигурами, орнаментом, а также гербом Берлина работы Фердинанда Августа Фишера.

Терракотовый фриз
Скульптурный декор на окружающем балконе на уровне первого этажа необычен. Терракотовый фриз (известный также как «Каменная хроника») из 36 рельефных панелей размером 4 метра × 6 метров каждая с событиями истории Берлина и Бранденбурга с XII века до основания Германской империи в 1871 году был написан между 1876 ​​и 1879 Людвиг Бродвольф, Александр Каландрелли, Отто Гейер по проекту Рудольфа Швайница.

Башня
Выбранную архитектором высоту башни (74 метра до парапета и 94 метра до верха) историки считают «признаком гордости буржуазного города за берлинцев XIX века», поскольку она была выше купол Берлинского городского дворца.

Башня ратуши с ее навесом и расслабленными углами помогает определить силуэт города. Он имеет план этажа примерно 12 метров × 13 метров, 375 ступенек ведут на плато. По горизонтали башню подчеркивают колонны и пилястры из песчаника. По бокам башни расположены геральдические животные из цветной глазурованной глины в небольших эркерах, всего восемь медведей, созданных по эскизам Фридриха Вильгельма Вольфа.

Большие круглые башенные часы были поставлены Иоганном Маннхардтом из Мангейма. Оригинальные башенные часы, обновленные после войны, имеют четыре циферблата, каждый диаметром 4,75 метра, с ковкой спереди и двухметровой минутной стрелкой, а также часовой стрелкой длиной 1,30 метра. С этой целью был установлен башенный колокол, звучащий каждые четверть часа с тоном удара С, часовой бой настроен на тон D. Аллегорические фигуры были размещены в четырех угловых нишах башни в 1894 году. На них изображены рыболовство (скульптор Адольф Брютт), судоходство (скульптор Эрнст Хертер), торговля (скульптор Петер Брейер) и сельское хозяйство (скульптор Отто Гейер).

Башня не используется, чтобы здесь могли поселиться сапсаны. В противном случае было бы мыслимо выпустить его как смотровую башню.

 

Дизайн интерьера

Лестницы, представительские помещения и многое другое
На первом и втором этажах расположены вестибюль с лестницей, вестибюль, вестибюль, гардеробы, зал заседаний городского совета (сегодня Гербовый зал, на котором изображены гербы всех 20 районов Берлина 1950-х гг.) , столовая, колонный зал с галереей, вестибюль перед комнатами лорд-мэра.

В фойе есть витрина, в которой представлена ​​действующая Золотая книга. С момента введения книги почетных гостей в 1918 году в нее записались многочисленные видные посетители, в том числе многие политики, ученые, художники и спортсмены. В настоящее время (по состоянию на 2018 год) в пользовании находится девятая такая книга, предыдущие либо хранятся в архивах, либо непосредственно в ратуше. Перед тем, как гости распишутся, каллиграф готовит соответствующий текст. Другие витрины содержат избранные почетные подарки от высоких государственных гостей.

Лестница была сделана из черного сиенита. Некоторые внутренние колонны здания выполнены из чугуна, многие колонны и столбы выполнены из песчаника, часто покрытых мраморной лепниной (stucco lustro). Новые радиаторы получили сложные кованые решетки из мастерской Фрица Кюна, который также переделывал оконные решетки на Ратхаусштрассе.

Многочисленные известные художники, в том числе Хьюго Фогель и Георг Бляйбтрой, участвовали в оформлении представительских залов в качестве консультантов или практических работников. Последние мазки были сделаны только в 1890-х годах. На стенах были нарисованы исторические сцены, которых не было с момента перестройки в 1950-х годах. На фресках в зале заседаний магистрата были изображены нарисованные в натуральную величину прусские регенты в соответствующих мантиях и с имперскими знаками отличия. После того, как городские власти Берлина были вынуждены отменить прием в конце Берлинского конгресса, который также был задуман как открытие бального зала, из-за покушения на кайзера Вильгельма I, обер-бургомистр Герман Дункер поручил художнику-историку Антону фон Вернеру допустить участников конгресса на их последнюю встречу во дворце Шуленбург к рисованию. Большая картина маслом украшала фестивальный зал в специально изготовленной раме, пока ее не перенесли в зал, который был закрыт для публики в нацистскую эпоху. После 1945 года первоначально была разграблена советской техникой, а после возвращения в ГДР находилась на хранении. До 1990 года бальный зал служил конференц-залом городского совета Восточного Берлина, который назывался Большим залом. В ходе редизайна картину вновь покажут на старом месте. В сегодняшнем колонном зале изначально размещалась библиотека совета.

Мастерские
Вплоть до 20 века в ратуше также находилась официальная резиденция мэра, для завершения которой требовалось дополнительное финансирование.

На втором и третьем этажах расположены 38 офисов. На втором этаже находится переговорная, а на третьем этаже еще две переговорные комнаты, кабинет представителей, столовая и еще несколько кабинетов. Столовая на 170 мест находится в ведении некоммерческого Союза социальных учреждений (USE) с 2004 года.

В ратуше 252 офиса и 15 конференц-залов.

Подвал, погреб
Во всех ратушах, построенных ранее, в подвале был ресторан, обычно именуемый «Рацкеллер». Ratstrinkstube или Bernauer Keller часто служили местами для встреч членов совета в партийном настроении. Название в честь города Бернау произошло из-за подаваемого здесь пива Bernauer. Новый Ratskeller протянулся параллельно Königstraße по всей ширине здания. Он открыл свои комнаты и подсобные помещения 5 октября 1869 года. Здесь же встретились художники, занимавшиеся дизайном. Ресторан, винный и пивной бар, также был открыт для всех берлинцев и был очень посещаем. После повреждений во время Второй мировой войны Ratskeller был восстановлен в 1964 году с пятью номерами для гостей и вновь открыт. Его сердце, восьмиугольная пивная, находилась прямо под башней ратуши с массивным контрфорсом посередине, поддерживающим башню ратуши. В 1861 году здесь был заложен фундамент здания. В 1991 году Рацкеллер был закрыт. Теперь это столовая, которая также регулярно открыта для публики. Он поставляется USE и предлагает в основном простую немецкую кухню. Частыми пользователями являются пожилые люди из соседних учреждений и жилых домов, а также туристы.

На цокольном этаже также находится магазин площадью 500 кв. м, в котором хранятся оригинальные строительные блоки, декоративные камни, такие как орнаменты, розетки и панно с берлинским медведем и бранденбургским орлом, а также шаблоны для литья. Эти ценные компоненты (оценочная стоимость два миллиона евро) используются для быстрого восстановления частей здания в соответствии с требованиями памятника после того, как оно было разрушено бурями или просто потому, что оно выпало из-за непогоды.

Произведения искусства и структурные изменения 20 века
Во время реконструкции планировщики убрали или отказались от статуй, бюстов и гигантских картин Гогенцоллернов, это были «пыльные остатки ушедших эпох». Другие скульптуры получили новые места, например, изображение Die Spree (Sprea) скульптора Джеремиаса Кристенсена, которое находится в Tierpark Berlin с 1955 года.

В то же время над бывшим залом заседаний магистрата и большим вестибюлем установили подвесной потолок. Так были созданы новые офисы и представительские залы лорд-мэра с окнами на Rathausstraße. Зал заседаний магистрата был перенесен на первый этаж над входом на Юденштрассе. Предыдущая комната раньше не пользовалась благосклонностью членов магистрата. В описании городского синдика Фридриха Ланге 1920 года говорилось: «неприветливая, темная, затхлая комната с допотопными отопительными колонками, без всякой вентиляции, чье гнетущее впечатление усиливается огромными картинами маслом бывших Гогенцоллернов и мэры на стенах. Культивирование традиции не должно быть связано с ложной бережливостью и безвкусной бескультурьем. Но все это вписывается в казарменные лестницы и коридоры дома».