Дом Лейбница (Ганновер), Германия

 

Описание

Дом Лейбница (Leibnizhaus) изначально был городским домом эпохи Возрождения в Ганновере, построенным в 1499 году и названным в честь философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Он жил в доме с 1698 года до своей смерти в 1716 году. Здание было разрушено во время авианалета на Ганновер в 1943 году во время Второй мировой войны. В период с 1981 по 1983 год в другом месте было возведено реконструированное новое здание с точно воспроизведенным фасадом.

 

История

Происхождение и место жительства ученого Лейбница
Дом Лейбница был построен в 1499 году как каменное здание для семьи патриция фон Зодена по адресу Schmiedestraße 10 и перестроен между 1648 и 1652 годами Хинрихом Альферсом для новой жительницы, военного министра Кэрол фон Люде. Прежде всего, он был снабжен новым фасадом в стиле ренессанс (от предыдущего здания был взят только глиняный фриз). В доме было четыре основных этажа, фронтон в свою очередь располагался в шахматном порядке на четыре этажа. Скульптор Петер Кестер создал богатые образы на трехэтажном эркере. POSTERITATE («потомство») было написано над фризом арочного входа.

29 сентября 1698 года Хофрат Готфрид Вильгельм Лейбниц, глава герцогской библиотеки, переехал в квартиру в доме, который обставил для него курфюрст Георг Людвиг. Лейбниц раньше жил на Лейнштрассе. Поскольку новые помещения были намного больше, в них разместилась и Избирательная библиотека.

Ученик и секретарь Лейбница, молодой Рафаэль Леви, также несколько лет жил в доме Лейбница.

Лейбниц умер 14 ноября 1716 года в комнате на первом этаже с эркером. Затем в 1719 году библиотека была переведена в недавно построенное здание архива (на сегодняшней Ватерлооплац).

После смерти Лейбница
Дом Лейбница (это название вошло в обиход во второй половине XIX века) имел свое особое «освящение» не только потому, что считался одним из старейших и красивейших домов в старом Ганновере, но и потому, что жил и жил философ Готфрид Вильгельм Лейбниц. умер здесь. Позже актер, драматург и театральный режиссер Август Вильгельм Иффланд родился на втором этаже эркера в 1759 году. Он стал известен как современный исполнитель шиллеровских и шекспировских героев.

В 1797 году мастер-пекарь Иоганн Герхард Хельмке приобрел Лейбницхаус и продал его в 1800 году с прибылью в 3300 рейхсталеров.

Дом был приобретен королем Эрнстом Августом в 1844 году и тем самым спасен от угрозы сноса. В 1866 году он стал собственностью прусского государства, а в 1893 году стал музеем Kunstgewerbeverein. Альбрехт Хаупт ранее освободил его от всех промежуточных дополнений.

разрушение
В 1943 году Лейбницхаус был разрушен взрывами бомб во время авианалета во время Второй мировой войны. Сегодня по бывшему адресу Лейбницхауса на Шмидештрассе находится многоэтажная автостоянка, которая теперь является памятником архитектуры.

Реконструкция и текущее использование
В 1983 году Лейбницхаус был реконструирован в другом месте на Хольцмаркте рядом с Историческим музеем с фасадом, который был верен оригиналу.

После реконструкции Leibnizhaus использовался в качестве гостевого дома и дома для проведения мероприятий ганноверскими университетами и находится в ведении Ганноверского университета имени Готфрида Вильгельма Лейбница. В квартирах живут приглашенные ученые со всех уголков мира. В других залах проходят конференции и (праздничные) мероприятия ганноверских университетов. Коммерческое использование невозможно.

В отдельной части большого зала для мероприятий находится выставка о творчестве и жизни Лейбница, в том числе копия его вычислительной машины.

Фасад
Ренессансный фасад архитектора Вильфрида Цигемайера, который был воспроизведен на Хольцмаркте в 1981–1983 годах скульптурами Георга Арфманна, имеет богатый живописный декор на эркере. Изображен ряд библейских мотивов: сотворение Евы, Адама и Евы под деревом (включая сторожевого пса), изгнание из рая, Каин и Авель, жертвоприношение Исаака, сон Иакова, Венера и Амур, Христос в Гефсимании, Юдифь с голова Олоферна, Суд Соломона, Самсон и лев, Давид и Голиаф.

Между этими изображениями автопортреты скульпторов и архитекторов; носитель алебарды наверху имеет черты архитектора Йохена Штейнберга из бюро Ziegemeier, который вместе с Георгом Арфманном отвечал за реконструкцию.