Впечатляющий дворец Линдерхоф (Schloss
Linderhof) был построен в
1874 году по приказу последнего короля свободной Баварии Людвига II
Баварского на юго-западе Баварии недалеко от
аббатства Этталь. Это
самый маленький из трех дворцов, построенных королем Людвигом II
Баварским и единственный, который он увидел завершенным.
Людвиг был хорошо знаком с областью вокруг
будущего дворца Линдерхоф еще в его юности, когда он сопровождал
своего отца короля Максимилиана II Баварского на охотничьи поездки в
Баварские Альпы. Когда Людвиг II сам стал королем он унаследовал в
1864 году так называемый королевский дом своего отца. Однако в 1869
году началась перестройка здания. Были построено новое здание с
тремя новыми комнатами. Здание было спроектировано в стиле второго
периода рококо. Между 1863 и 1886 лет в общей сложности 8,460,937
марок было потрачено на строительство Линдерхофа.
На месте более позднего дворца Линдерхоф
изначально стоял простой фермерский дом 1790 года, который был
преобразован в охотничий домик при Максе II в середине 19 века. Этот
королевский коттедж представляет собой местный деревянный дом на
каменном основании. Фактическим Линдерхофом была соседняя ферма, на
территории которой располагался охотничий домик.
С 1868 года —
Людвиг II был коронован четырьмя годами ранее в возрасте 18 лет —
молодой король начал планировать несколько дворцов за пределами Мюнхена,
от которого он так устал. Его интерес к культуре средневековых рыцарей и
музыкальным легендам Рихарда Вагнера впервые подтолкнул к проектам замка
Нойшванштайн, строительство которого началось в 1869 году. К 1867 году
король начал знакомиться с материальной культурой при дворах
королей-абсолютистов Франции Людовика XIV, XV и и XVI. слишком занят. В
связи с этим Людвигу II пришла в голову идея построить дворец в долине
Грасванг рядом с охотничьим домиком по образцу Версальского дворца,
который должен был быть полностью посвящен французским королям из
династии Бурбонов. Первоначально этот проект назывался «Meicost-Ettal»,
что является анаграммой цитаты, приписываемой Людовику XIV «L'État,
c'est moi» («Я — государство»). Площадь узкой долины оказалась слишком
маленькой для запланированного строительства дворца, и поэтому дворец
был наконец построен на Херренинзеле в Кимзее с 1878 года, Новый дворец
Херренкимзее.
Планы строительства большого византийского дворца
также оказались неосуществимыми для отдаленной долины Линдерхоф. В
качестве альтернативы возникла идея меньшего убежища (отступления),
аналогичного дворцовому комплексу Марли, построенному Людовиком XIV близ
Версаля с 1678 года и состоявшему из группы павильонов. После того, как
интерьер королевского дома в Грасвантале был перепроектирован в 1869
году, Людвиг II поручил архитектору Георгу фон Доллманну расширить
здание в 1870 году в соответствии с его идеями, добавив восточное крыло
в северном направлении. До этого новое крыло планировалось как
единственное в своем роде. На верхнем этаже в нем находилась главная
комната овального плана с двумя пристройками в плане в форме подковы,
что отражало типичные планы этажей архитектуры барокко. Однако у него не
было репрезентативного для этой эпохи фасада, деревенско-крестьянский
экстерьер не давал и намека на великолепие внутреннего убранства.
С весны 1871 г. был пристроен западный флигель с такой же
структурой, а оба корпуса были дополнены соединительным флигелем с
северной стороны (со стороны горы), в котором находился первый (не
сохранившийся) вариант царской спальни. На южной стене стояла
великолепная кровать, так что, как и сегодня, вид из окон выходил на
север, на горный склон. Королевский дом все еще находился на юге, но
теперь за пределами новой центральной оси север-юг. Людвиг еще не
приказал снести охотничий домик, потому что у него была сильная
эмоциональная связь со зданием.
С февраля 1873 года замок был
обнесен каменными фасадами в стиле рококо и надстроена крыша. В
следующем году королевский дом был перенесен на его нынешнее место без
структурных изменений, примерно в двухстах метрах к западу от дворца,
который сейчас занимает свое первоначальное место. Таким образом,
открытый южный фланг был закрыт южным крылом, так что Линдерхоф с тех
пор образовал компактный дворцовый комплекс. В южном крыле Людвиг
устроил небольшую последовательность комнат на уровне более старых
комнат, которые были сгруппированы симметрично вокруг обращенного на юг
зеркального салона по центральной оси и представлены в виде анфилады
(двери, открывающиеся по одной оси). В 1876 году эта площадь была
завершена внутри. Доступ на первый этаж теперь осуществлялся через
вестибюль на первом этаже южного крыла и двуручную лестницу в бывшем
внутреннем дворе здания. В 1874 году также была доступна планировка
парка директором придворных садов Карлом фон Эффнером, который
простирался прежде всего перед новым южным главным и входным фасадом. В
1885/86 году Юлиус Хофманн расширил спальню до ее нынешних размеров в
качестве последней строительной меры, и работы были завершены в
упрощенной форме после смерти Людвига.
При строительстве дворца
между 1874 и 1880 годами был разбит дворцовый сад, и Людвиг II поручил
Карлу фон Эффнеру спланировать его. Первый план 1868 года предусматривал
сильно уменьшенную версию формального дворцового парка Версаля, который,
однако, не мог быть реализован из-за его протяженности примерно на 1,2
километра в узкой долине. Окончательно реализованный гораздо более
интимный парк сочетает в себе различные садовые формы: вокруг дворца
разбит регулярный сад, в котором объединены заимствования из садов
барокко и рококо. Обширный парк, окружающий декоративный сад в
Грасвантале, повторяет модели английских ландшафтных садов с группами
деревьев и извилистыми дорожками с учетом природных условий.
В
2015 году начались масштабные ремонтные работы, которые, как ожидается,
продлятся до 2024 года. С 2017 года каскад был отремонтирован, в
результате чего почерневшие от выветривания, покрытые мхом и частично
потрескавшиеся части из мрамора и известняка (накладки, ступени
подоконника, декоративные вазы) были индивидуально пронумерованы,
спасены с помощью кранов и перевезены в мастерскую реставраторов в
Бамберге, где они были очищены и почищены различными методами, частично
отремонтированы и укреплены, покрыты и соединены анкерами из нержавеющей
стали. В гроте Венеры также начались срочно необходимые ремонтные
работы, которые должны быть завершены к концу 2024 года.
Форма замка Линдерхоф напоминает французские дворцы удовольствий (maisons de plaisance) 18 века, которые Людвиг знал из трактатов о современном искусстве и более поздних описаний. Мотивы баварского рококо в мюнхенской резиденции и дворце Нимфенбург (особенно в Амалиенбурге) также используются. Однако в общей структуре это отдельное здание без прямых моделей. Большое значение имеет тот факт, что Людвиг II в значительной степени использовал древесину из окрестностей для строительных работ во дворце Линдерхоф, и эту работу выполняли местные столяры. По замку не скажешь, что он на самом деле полностью сделан из дерева и покрыт только гипсом. Примерно в это же время король также ввел непрерывную выплату заработной платы в случае болезни.
Из-за богатой истории
строительства дворец Линдерхоф имеет сложную, но симметричную
планировку. Верхний этаж с жилыми помещениями короля вмещает в себя в
общей сложности два больших зала, лестницу, четыре почти подковообразных
кабинета, овальную столовую и кабинет каждый, а также гобеленовую
комнату, примыкающую к Зеркальному залу. Самые большие помещения замка —
спальня на севере и зеркальный зал на юге — расположены по центральной
оси с севера на юг, в боковых флигелях расположены меньшие салоны и
кабинеты. Все комнаты роскошно обставлены в стиле неорококо, и едва ли
найдется стена или потолок без отделки. Дизайн интерьера был разработан,
в частности, Кристианом Янком. Подобно столовой в Херренкимзее, столовая
замка оборудована набором столов, а это означает, что обеденный стол
можно было опустить на кухню с помощью механизма. Там его накрывали и
снова поднимали вручную, чтобы царь мог обедать без присутствия своих
слуг.
Самая большая комната в Линдерхофе — это королевская
спальня, выходящая на север, которую теперь можно увидеть во второй
версии. Его внешний вид основан на спальне французского Короля-Солнце,
но в других формах и цветах. Как и в Версале (или в Мюнхенской
резиденции), часть кровати отделена от остальной части комнаты, что
позволяет удерживать первую или последнюю аудиторию дня (так называемые
рычаг и кушетка) у кровати. , как это сделал Король-Солнце. Однако во
времена Людвига — баварского короля — это видение устарело: король
конституционной монархии Баварии имел совершенно иное политическое
значение, чем абсолютистский правитель Франции. Застенчивый монарх,
превращавший ночь в день и наоборот, естественно, никогда не собирался
вставать и ложиться спать, как Король-Солнце, в присутствии десятков
высокопоставленных лиц. Но он почитал его (и завидовал его безграничной
власти), поэтому намеки на него можно найти и во многих других деталях.
Сцены из жизни Версальского двора изображены на потолке столовой, а
подковообразные шкафы украшены портретами французских придворных и
дворян (в том числе мадам де Помпадур и мадам Дюбарри). На лестничной
клетке выставлена великолепная ваза севрской мануфактуры. В отличие от
дворца Херренкимзее, который представляет собой дань уважения Людовику
XIV, Линдерхоф является полностью независимым творением, которое черпает
свое очарование в сочетании динамичного ландшафта с французско-барокко,
баварско-рококо, романтизмом и деревенскими альпийскими мотивами.
Формальный сад разбит почти в форме креста, центром этого креста является замок с большим бассейном перед ним, из которого бьет фонтан высотой до двадцати двух метров. Вдоль главной оси север-юг сад, следуя курсу участка, поднимается вверх по склону перед и за замком и структурирован террасами и лестницами. Боковые зоны оформлены аналогично боскетам. На холме террасного комплекса находится небольшой храм Венеры, на противоположном холме за замком так называемый Музыкальный павильон, из которого вода стекает по ступенчатым ступеням каскада, пока не извергнет конные фигуры фонтана Нептуна. в бассейн прямо перед замком, перед которым посажена большая бурбонская лилия с голубыми цветами.
Весь дворцовый парк Линдерхоф уставлен многочисленными стаффажными постройками и безумствами. Экзотические парковые постройки включают королевский коттедж, мавританский киоск и здания, которые позже были перенесены в парк и которые Людвиг построил в другом месте, в том числе так называемый Хундингхютте, эрмитаж Гурнеманца и марокканский дом. Особым зданием является искусственный грот Венеры, который относится к Тангейзеру Рихарда Вагнера и предназначен для представления грота в Венусберге.
Сначала Людвиг лишь изредка посещал охотничий домик в Линдерхофе из
Мюнхена или замка Хоэншвангау, где он провел осень. Однако с середины
1870-х годов Линдерхоф фактически заменил Мюнхенскую резиденцию в
качестве главной резиденции. Он проводил здесь зимние месяцы и каждую
ночь катался на своих знаменитых санях. В мае он переехал в замок Берг
на озере Штарнберг; летом он вернулся в Линдерхоф, откуда предпринял
семь горных походов, каждый из которых длился около недели через
Баварские Альпы в Хоэншвангау, а также в Вальхензее, в Альтлах и в
Хохкопфхютте в Аммергауских Альпах. в Halbammerhütte и Kenzenhütte, в
Königshaus am Schachen, в Soiernhaus и в Vorderris. Там он также владел
охотничьими домиками или коттеджами, некоторые из которых, такие как
Хундингхютте, Эрмитаж Гурнеманц и Марокканский дом, были перенесены из
Аммервальда в парк Линдерхоф только в 20 веке.
Он посетил
строящийся Нойшванштайн из Хоэншвангау, а с 1881 года - строительную
площадку Херренкимзее на одну неделю в конце сентября / начале октября.
Секретариат кабинета находился рядом — на разумном расстоянии — так,
чтобы с королем можно было связаться по телеграфу в любое время и он мог
выполнять свои правительственные дела. Самые современные технологии,
такие как электрическое освещение, также использовались в его
фантастических экипажах и санях, а также в 24 динамо-машинах рядом с
Гротом Венеры, первой в мире стационарной электростанцией. Людвиг
покорно исполнял свои служебные обязанности конституционного монарха,
подписывал направляемые ему правительственные документы, но в то же
время, используя все технические средства того времени, создавал
альтернативный мир, в котором он - далекий от парламентаризма и
индустриализация вильгельминского периода - как мог чувствовать истинный
король. Людвиг II проникся идеей святого царствования по милости Божией.
Примерно с 1875 года он жил в основном ночью и спал днем.