Бранденбургский музей (Märkisches Museum) - это музей в Митте в Берлине. Основанный в 1874 году как музей города Берлина и его политического района, Марша Бранденбурга, он занимает здание на северной окраине парка Кельннишер, напротив Шпрее, которое было спроектировано Людвигом Хоффманном и завершено в 1908 году. в настоящее время главный объект Городского музея Берлинского фонда (Stiftung Stadtmuseum Berlin), Государственный музей культуры и истории Берлина (Landesmuseum für Kultur und Geschichte Berlins), музейного фонда города Берлина, который также управляет четырьмя другими объектами.
Во второй половине 19 века Берлин очень быстро рос. В 1861 году
был заложен первый камень в фундамент новой, гораздо более крупной
ратуши, Rotes Rathaus. Изменения вызвали интерес буржуазии к
прошлому города и к сохранению того, что еще не было утрачено.
Основание Verein für die Geschichte Berlins (Ассоциация истории
Берлина). В него вошли первые фотографы, такие как Фридрих Альберт
Шварц, которые начали документировать изменения в городе, собрав
один из первых систематических фотографических портретов города и
его архитектуры. Начиная с 1860-х годов они настаивали на создании
краеведческого музея. Эрнст Фридель, судья и антиквар, который лично
собирал доисторические и исторические предметы и картины из
Бранденбурга с этой целью, убедил магистрат, исполнительный совет
Берлина, сформировать новый отдел «Коллекций», и Фридель был
назначен руководить им вместе. с существующей библиотекой и архивом.
9 октября 1874 года, когда город официально принял его план, был
основан Märkisches Provinzialmuseum (Провинциальный музей марша).
Это был первый музей в Берлине, полностью независимый от прусской
короны. Его бюджет составлял всего 2000 золотых марок в год на
покупки, и поэтому с самого начала он зависел от пожертвований от
фондов и частных лиц. Позже император выделил небольшой фонд на
покупку фотографий города.
Ранняя история
В марте 1875
года Фридель объявил о пожертвовании или одолжении предметов,
представляющих исторический или научный интерес, который оказался
настолько успешным, что в конце того же года коллекцию пришлось
переместить из старой ратуши во Дворец Подевилс, резиденцию в стиле
барокко на Клостерштрассе , а в 1880 году в бывшую ратушу Кельна. На
тот момент в нем насчитывалось более 29 500 объектов. Кроме того,
Берлин в районе «Грюндерцайт» был полон сносов и раскопок, в
результате которых были обнаружены как фрагменты старых зданий, так
и доисторические и средневековые находки. Коллекция была
переполнена, и, в частности, большие предметы, взятые из церквей, не
могли быть правильно выставлены. Однако инвентарь не обошелся без
использования: топор палача из коллекции был использован 16 августа
1878 года, чтобы обезглавить Макса Гёделя после его попытки убийства
императора Вильгельма I.
По настоянию Фриделя в 1892 году был
проведен конкурс на строительство здания для коллекции, но
результаты были неутешительными. Было получено 76 заявок, но
победивший проект Вильгельма Мёллера при рассмотрении оказался
неподходящим и слишком дорогим, а архитектор умер, поэтому проект
был отложен.
Строительство
Создание нового здания для
музея было первой большой задачей Людвига Хоффмана после его
назначения в 1896 году Градостроительным советом (Stadtbaurat)
города Берлина. Его первые зарисовки относятся к этому году; планы
были приняты в следующем году, и строительство началось в 1899 году
и было завершено в 1907 году. Он не был готов к заселению до 1908
года, через 12 лет после начала проекта. Между тем, в 1899 году, до
сноса ратуши Кельна, часть коллекции была помещена на хранение, а
часть до 1904 года была показана во временных помещениях на первом
этаже одного из крытых рынков города.
Хоффманн спроектировал
музей как комплекс из шести различных зданий, которые перекликаются
с кирпичной архитектурой Бранденбурга периодов от готики до
Возрождения в «историческом коллаже», чтобы отразить содержание
музея и вызвать «атмосферу» разных времен и эпох. типы
строительства. Частично его рассуждения заключались в том, что в
Берлине больше не было старого центра. Здания сгруппированы вокруг
двух дворов и основаны на исторических деталях, которые он изучал и
зарисовывал по всему региону; его «цитаты» являются точными копиями,
но есть разногласия относительно оригиналов, например, в отношении
фасада, который, как утверждается, основан на ратуше в Тангермюнде
или церкви Святой Екатерины в Бранденбурге-ан-дер-Гавеле, а также на
фасаде. крытая башня высотой 53 метра (174 фута), основанная на
бергфриде (цитадели) Епископского замка в Виттстоке или на соборе
Ратцебурга. Хоффманн также изменил планировку Köllnischer Park,
чтобы сделать музей привлекательным.
Интерьер музея также стремится вызвать атмосферу различных
исторических условий (как тогда было в моде в провинциальных музеях
Германии). Например, низкие сводчатые потолки и грубо оштукатуренные
стены первого этажа должны были указывать на преклонный возраст и
являлись экспонатами доисторической эпохи, где витрины для
погребальных урн и кремневых топоров были грубой формы;
Средневековыми алтарями и скульптурами служила сводчатая готическая
часовня, перекликающаяся с интерьерами средневековых церквей; оружие
было показано в комнате с толстыми колоннами, напоминая монастырь;
фарфор и табакерки в стиле рококо были выставлены в элегантных
витринах светлой и просторной комнаты на втором этаже. Всего было
около 50 выставочных галерей. Посетителя неоднократно приводили
обратно в Центральный сводчатый Большой зал.
За неделю до
открытия, 10 июня 1908 года, император Вильгельм II и императрица
Огюст Виктория в течение двух часов осмотрели экспонаты. В настоящее
время музей считается одним из самых важных произведений Гофмана, а
также одним из самых выдающихся музейных зданий Германии.
История с 1908 года
До и после Первой мировой войны
Музей
получил широкую известность и популярность, привлекая около 70 000
посетителей в год и поддержанный Музеем Verein für das Märkische, в
который входили некоторые богатые и известные берлинцы. Особенно
после создания Большого Берлина в 1920 году он больше ориентировался
на город, чем на Марка Бранденбург. Однако на него повлияли Первая
мировая война, революция и последовавшая за ней неконтролируемая
инфляция.
В 1925 году директором музея стал Вальтер Стенгель,
первый на этой должности с профессиональной подготовкой и опытом в
области истории искусства и музейного дела. Он оставил экспозиции
галереи Хоффмана в основном нетронутыми, но в 1932 году все же ввел
электрическое освещение, несмотря на возражения ныне вышедшего на
пенсию архитектора. Он также экспериментировал с записанными
комментариями в галереях, используя граммофоны. Он использовал
пристройку музея, дом Эрмелера 18-го века, чтобы продемонстрировать
коллекцию произведений искусства Альфреда Кассирера, в том числе
несколько произведений французского импрессионизма, как единое
целое, и чтобы привлечь посетителей обратно в музей, провел
зрелищные специальные выставки, некоторые из которых их за пределами
офиса. Особой популярностью пользовалась выставка, посвященная
70-летию популярного иллюстратора Генриха Цилле в 1928 году, первая
масштабная выставка его работ.
При Третьем Рейхе
После
захвата власти Гитлером в 1933 году Märkisches Museum был, как и
другие культурные объекты Германии, включенными в нацистскую
систему. Стенгель сотрудничал с нацистами в интересах музея, каким
он его видел, приобретая предметы искусства у евреев на
принудительной продаже и обеспечивая ценный антиквариат в 1938 году,
когда режим конфисковал все золотые и серебряные предметы у евреев.
После войны он заявил, что эти предметы хранились на ответственном
хранении, а не просто слились с фондами музея.
Музей
оставался популярным до начала Второй мировой войны в 1939 году,
когда его закрыли, а его коллекцию поместили на хранение. Многое
было потеряно, а само здание сильно пострадало.
В условиях
советской оккупации и в ГДР
Когда война закончилась, музей
располагался в советском секторе Берлина, который стал столицей
Германской Демократической Республики (Восточная Германия). Первые
несколько галерей были вновь открыты в 1946 году. Некоторые предметы
были спасены из зданий, разрушенных во время войны, но необходимость
ремонта здания ограничила доступное пространство, и большая часть
коллекции естествознания была потеряна, поэтому было принято решение
сосредоточиться на история культуры. Во время реставрации, которая
проходила с 1953 по 1958 год, интерьер был разделен перегородками и
пониженными потолками, что все больше разрушало схему галереи
Гофмана, и сотрудники музея были обязаны представлять историю на
марксистско-ленинской основе.
После того, как Берлинская
стена разделила город в 1961 году, в конечном итоге было принято
решение о создании отдельного Берлинского музея в Западном Берлине.
Основанный в 1962 году, он размещался в барочном Collegienhaus
бывшего Высшего суда (Kammergericht) на Линденштрассе в Кройцберге,
и коллекция была ограничена культурной историей, так что два музея
могли в конечном итоге воссоединиться, решив как можно меньше
проблем.
С момента воссоединения
После воссоединения Германии пять лет обсуждений и планирования
завершились основанием в 1995 году Городской музей Берлинского
фонда, Государственный музей культуры и истории Берлина, который
теперь объединяет несколько ранее независимых музеев под властью
Берлина, с Märkisches Museum в качестве основного места
расположения. Само здание было капитально отремонтировано в
1996–2001 годах, включая строительство нового пространства под
крышами и удаление дополнительных перегородок, чтобы посетители
снова увидели последовательность галерей, как и предполагал
Хоффманн, но большая часть фондов музея находится на хранении. в
Шпандау из-за недостатка места. Сенат Берлина планирует объединить в
настоящее время разрозненные владения в Митте, в Märkisches Museum и
вокруг него, и, таким образом, спроектировал расширение здания,
которое должно включать близлежащий домик Маринхаус,
спроектированный Отто Лисхаймом и построенный в 1908–1910 годах.
Существующий музей должен содержать освещение от доисторических
времен до начала 20-го века, а при расширении - новейшую историю.
Сенат приобрел это здание в 1993 году, а архитектурный конкурс на
проектирование расширения и переоборудования был выигран лондонской
фирмой Стэнтона Уильямса в 2008 году.
Изначально у Городского
музейного Берлинского фонда было 16 мест. Согласно плану
консолидации, Stiftung Stadtmuseum Berlin нашел других владельцев
для Николайхаус, Домен Далем, музея сельского хозяйства под открытым
небом в первоначальном поместье в Далеме и Спортивного музея в
Sportforum рядом с Олимпийским стадионом, а также закрыл музей.
парикмахерского искусства в Марцане, Sammlung Kindheit und Jugend
(детский музей), коллекции естественной истории и ее бывших
административных офисов, и переместили их в Märkisches Museum. По
состоянию на февраль 2011 года в отделе детства в Märkisches Museum
была представлена выставка модельных магазинов. Также планируется
закрытие Galgenhaus. Маринхаус будет использоваться для особо
популярных экспозиций по истории Берлина в 20-м веке, в то время как
оригинальное здание подвергается тщательной реставрации, а фонд
продолжает управлять музеями в Кноблауххаусе 18-го века, дворце
Эфраима в стиле рококо и Св. Николая. «Церковь, все в соседнем
Николаифиртеле. Здесь также есть деревня-музей в районе Целендорф,
Museumsdorf Düppel, которая представляет собой воссоздание
средневековой деревни.
Дворец Фридрихсфельде, Фридрихсфельде,
ранее также являвшийся частью фонда, был возвращен в январе 2009
года в Tierpark Berlin, зоопарк на его бывшей территории. Еврейский
музей вырос из Музея Западного Берлина и Берлина, но в 1998 году был
объявлен автономным, а в 2001 году стал федеральным учреждением и
как таковой независим от Stiftung Stadtmuseum Berlin.