Расположение: Бавария
Построено: 1869- 92
Тел: (08362) 93 98 86
Открытие: октябрь - март с 10:00 до 16:00
Апр. - сентября 9:00 до 18:00
Замок Нойшванштайн стоит над Хоэншвангау недалеко от Фюссена на
юго-востоке Баварии Альгау. Здание было возведено в 1869 году
для баварского короля Людвига II как идеализированный образ
рыцарского замка средневековья. Кристиан Янк разработал дизайн,
а за исполнение отвечали Эдуард Ридель и Георг фон Доллманн.
Король прожил в замке всего несколько месяцев. Он умер до
завершения строительства завода. Первоначально Нойшванштайн
назывался Neue Burg Hohenschwangau, а свое нынешнее название он
носит с 1886 года. Замок принадлежит Свободному государству
Бавария; за ним присматривает и управляет баварская
администрация государственных дворцов, садов и озер.
Нойшванштайн – самый известный из замков Людвига II и одна из
самых известных достопримечательностей Германии. Ежегодно его
посещают около 1,5 миллиона туристов. Нойшванштайн, часто
называемый «сказочным замком», открыт для посетителей
практически круглый год. Архитектура и дизайн интерьера созданы
под влиянием романтической эклектики XIX века; замок считается
крупным произведением историзма.
«Castrum Swangowe» впервые упоминается в документе в 1090 году. Это
означало два небольших замка, которые стояли на месте сегодняшнего замка
Нойшванштайн в средние века: Замок Фордерхоэншвангау, состоящий из
дворца и крепости, на месте сегодняшнего замка дворец и, отделенная
только рвом, укрепленная жилая башня под названием Хинтерхоэншвангау,
которая располагалась там, где Людвиг II планировал построить высокую
крепость между сегодняшним рыцарским домом и беседкой, которую он так и
не удосужился построить. Оба здания вернулись к лордам Швангау, которые
жили в этом регионе как феодальные владения гвельфов (до 1191 года) и
Штауферов (до 1268 года), а затем как имперские рыцари, пока они не
вымерли в 1536 году. Менестрель Хилтболт происходил из Швангау из этот
пол. Хинтерхоэншвангау, вероятно, был местом рождения Маргареты фон
Швангау, жены менестреля Освальда фон Волькенштейна. Когда в 1363 году
австрийский герцог Рудольф IV подчинил Тироль Габсбургам, Стефан фон
Швангау и его братья обязались оставить свои крепости в Фордершвангау и
Хинтершвангау, замок Фрауэнштайн и башню Синвеллен открытыми для
австрийского герцога.
В документе 1397 года впервые упоминается
«Шванштайн», нынешний замок Хоэншвангау, который был построен примерно в
это время под старым двойным замком на холме между Альпзее и Шванзее. С
16 века имперское правление Швангау находилось под сюзеренитетом семьи
Виттельсбахов, которая использовала замок Шванштайн для охоты на
медведя, а также в качестве резиденции для младших сыновей, а затем и
для опекунского суда. Всю собственность они приобрели в 1567 году из
имения обанкротившейся семьи аугсбургских патрициев Баумгартнеров.
В XIX веке два верхних замка обратились в руины, а остатки
Хинтерхоэншвангау превратились в смотровую площадку, получившую название
«Башня Сильфида». Людвиг II провел часть своего детства возле руин
соседнего замка Хоэншвангау, который его отец, король Максимилиан II,
около 1837 года переоборудовал из позднесредневекового замка в жилой
замок в духе эпохи романтизма. Первоначально Хоэншвангау назывался
замком Шванштайн, новое название он получил только во время
реконструкции. При этом названия замка Шванштайн и более старого
двойного замка Вордер- и Хинтерхоэншвангау были поменяны местами. В 1855
году Макс II поручил Эдуарду Риделю, строительному офицеру, сначала
спроектировать смотровой павильон из стекла и железа для башни
Хинтерхоэншвангау. Оба возвращены.
Руины над жилым дворцом, как и
Фрауэнштайн и Фалькенштейн, были частым местом пеших прогулок наследного
принца, и поэтому были хорошо известны. В 1859 году он впервые нарисовал
в своем дневнике руины замка Фордерхоэншвангау. В 1837 году анонимный
автор восхвалял перестроенный замок Хоэншвангау как «колыбель нового
романтизма» и восхищался идеей, что «руины переднего замка Швангау
(имеется в виду двойной замок Фордер- и Хинтерхоэншвангау), которые были
связаны с Фалькенштейном и Хоэншвангау Фрейберг, чтобы сформировать
вытянутый треугольник, который будет перестроен в большой простой
бальный зал и зал для певцов...». Это породило идею восстановления руин
в смысле возрождения замка Вартбург, места проведения Войны певцов; За
20 лет до того, как Тюрингский Вартбург был перестроен Гуго фон
Ритгеном, и за 30 лет до того, как Людвиг II воплотил эту идею в жизнь,
возведя новый «Замок Зингера» на замковой скале «Югенд» в Фордер- и
Хинтерхоэншвангау по образцу Вартбурга. построен.
После прихода к
власти молодого короля в 1864 году реконструкция руин замка в
Фордерхоэншвангау – позже Нойшванштайне – стала первым крупным проектом
дворцового строительства Людвига II.Он не планировал ничего необычного:
по всей Европе коронованные особы и дворянские семьи одновременно
строили дворцы и замки в исторических стилях или реконструировали важные
средневековые памятники. Вскоре после Хоэншвангау своего отца дядя
Людвига, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV, который с энтузиазмом
относился к средневековью, приказал перестроить замок Штольценфельс в
ходе современного замкового ренессанса, а замок Гогенцоллернов - с 1850
по 1867 год. Ганноверский король построил замок Мариенбург между 1858 и
1869 годами. Британская королева Виктория приказала перестроить
Осборн-хаус и замок Балморал в 1845 году, после того как ее дядя Георг
IV значительно расширил Виндзорский замок между 1820 и 1830 годами.
Другим примером из Европы было строительство Национального дворца Пенья
португальским королем Фердинандом II в 1840 году. В то же время князья
Шварценберга построили богемский замок Фрауэнберг, а князья Ураха
построили замок Лихтенштейн. Сюда также входит масштабная реставрация
Верхнего Кенигсбурга в Эльзасе немецким императором, которая, однако,
произошла только в начале 20 века.
За Нойшванштайном, который был
задуман как символ рыцарского замка, последовали Линдерхоф, дворец
развлечений эпохи рококо, и дворец Херренкимзее, дворец в стиле барокко,
ставший памятником эпохи абсолютизма. Людвиг II был вдохновлен на
строительство Нойшванштайна двумя поездками: в мае 1867 года он и его
брат Отто посетили восстановленный Вартбург недалеко от Эйзенаха, а в
июле того же года он посетил замок Пьерфон во Франции, который в то
время был спроектирован Эженом Виолле. -ле-Дюк для кайзера Наполеона III
был преобразован из руин замка в исторический дворец. В понимании короля
оба здания соответствовали романтическому изображению Средневековья,
подобно музыкальным легендам Рихарда Вагнера. Его произведения
«Тангейзер» и «Лоэнгрин» произвели на короля неизгладимое впечатление.
15 мая 1868 года он сообщил другу-композитору в письме:
«Я
намерен восстановить руины старого замка Хоэншвангау возле ущелья Пёллат
в истинном стиле старых немецких рыцарских замков»
После смерти
своего деда Людвига I, отрекшегося от престола в 1848 году, молодой
король смог сохранить свой удел с 1868 года, предоставив ему обширные
финансовые ресурсы. В результате строительного проекта король хотел
создать частное убежище вдали от столицы Мюнхена, в пейзаже, знакомом
ему с детства, в котором он мог бы испытать свое воображение
средневековья, особенно после замка Хоэншвангау, который он любил
посещать. использование, в летние месяцы использовалось его нелюбимой
матерью королевы Марии, было занято. Мюнхенский театральный художник
Кристиан Янк предоставил проекты нового дворца, которые реализовал
архитектор Эдуард Ридель. Рассмотрение вопроса об интеграции руин замка
в здание не получило дальнейшего развития из-за связанных с этим
технических трудностей. Первоначальные планы замка, стилистически
основанные на Нюрнбергском замке и предусматривавшие простое новое
здание на месте старого замка Фордерхоэншвангау, были снова отвергнуты и
заменены все более обширными проектами, которые привели к созданию более
крупного замка по образцу Вартбурга. Король настаивал на детальном
планировании и отправлял каждый проект на утверждение. Его влияние на
проекты было настолько обширным, что дворец можно считать в первую
очередь его собственным творением, а не творением участвовавших в нем
архитекторов.
Строительство дворца началось в 1869 году. По мере строительства
росли желания и требования Людвига II, росли и расходы, а проекты и
смету приходилось несколько раз пересматривать. Первоначально вместо
большого тронного зала планировался лишь скромный кабинет, а комнаты
для гостей были исключены из планов, чтобы освободить место для
мавританского зала, который не удалось реализовать из-за постоянной
нехватки денег. Завершение строительства дворца, первоначально
запланированное на 1872 год, неоднократно откладывалось. С 1871 года
Людвиг II получал пожертвования из фонда гвельфов в качестве
благодарности за императорское письмо Бисмарка; Однако его
финансовое положение становилось все хуже и хуже из-за дальнейших
строительных проектов. Палас и сторожка Нойшванштайна были в
основном завершены снаружи к 1886 году; С 1884 года король впервые
смог поселиться в Паласе. До своей смерти в 1886 году Людвиг II
прожил во дворце всего 172 дня. В 1885 году по случаю ее 60-летия он
принял свою мать, бывшую королеву Марию, проживавшую в нижнем
Хоэншвангау.
Нойшванштайн должен был служить Людвигу II
своего рода жилой театральной площадкой. Как «храм дружбы» он был
посвящен жизни и творчеству Рихарда Вагнера, который никогда в него
не заходил. Несмотря на свои размеры, замок не предназначался для
размещения двора; в нем было только место для частной резиденции
короля и комнаты для слуг. Здания суда служили не столько жилым,
сколько декоративным целям. Например, строительство беседки,
завершенное только после смерти Людвига, было прямым напоминанием о
втором акте «Лоэнгрина»; там беседка является местом действия
некоторых сцен.
Людвиг II оплачивал свои строительные проекты
из своего частного имущества и доходов из своего гражданского
списка. Вопреки распространенным слухам, государственная казна не
взимала плату за его постройки. Затраты на строительство
Нойшванштайна до смерти короля составили 6 180 047 марок,
первоначально оцененных в 3,2 миллиона марок. Однако его частных
средств уже не хватало для разросшихся строек, поэтому королю часто
приходилось брать новые кредиты. В 1883 году он уже имел долг более
7 миллионов марок; В 1885 году ему впервые грозил арест.
Споры вокруг долгов главы государства побудили баварское
правительство в 1886 году лишить короля дееспособности и объявить
его непригодным к управлению. Людвиг II находился в Нойшванштайне на
момент своей выведения из строя 9 июня 1886 года; это был последний
из построенных им самостоятельно замков, в котором он жил. Людвиг
приказал арестовать в сторожке правительственную комиссию,
приехавшую в Нойшванштайн 10 июня 1886 года из-за его предстоящих
показаний. Через несколько часов ее отпустили. 11 июня появилась
вторая комиссия под руководством Бернхарда фон Гуддена. Затем 12
июня 1886 года королю пришлось покинуть Нойшванштайн, и его
доставили в замок Берг, где он на следующий день утонул в озере
Вюрмзее, ныне Штарнбергском озере.
Когда король умер в Штарнбергском озере 13 июня 1886 года,
строительство Нойшванштайна еще не было завершено. Людвиг II никогда
не хотел открывать дворец для публики, но он был открыт для
посетителей всего через шесть недель после его смерти. Часть кредита
была оплачена вступительным взносом в размере двух марок на
человека. Замки унаследовал брат Людвига Отто, который уже в 1872
году был признан психически больным и, следовательно, непригодным к
управлению. Дядя Людвига Луитпольд взял на себя управление
государственными делами; За управление поместьем отвечало
«Управление имуществом Его Величества короля Баварии Оттона». К 1899
году ей удалось погасить долги по строительству. Чтобы обеспечить
беспрепятственную экскурсию по замку, некоторые ранее незавершенные
комнаты были достроены, а беседка и рыцарский дом были построены, по
крайней мере, как внешнее строение. Поначалу посетителям разрешалось
свободно передвигаться по замку, а это означало, что мебель очень
быстро изнашивалась. В 1886 году был опубликован первый совместный
путеводитель по замкам Херренкимзее, Линдерхофу и Нойшванштайну. В
не очень обширном издании описывались лишь отдельные произведения
искусства и упоминались архитекторы и художники, участвовавшие в
строительстве.
После провозглашения республики 9 ноября 1918
г. преемник Луитпольда Людвиг III. в изгнании в Венгрии. 11 ноября
1918 года правительство Баварии объявило Баварский гражданский
список (ранее принадлежавший дому Виттельсбахов) государственной
собственностью. Последовали затяжные споры между Баварией и домом
Виттельсбахов. В начале XIX века бывшая королевская семья внесла в
этот гражданский список свои частные активы и тем самым спасла почти
неплатежеспособное баварское государство от банкротства. Взамен он
обязался обеспечить содержание королевской семьи. Переговоры
завершились в январе 1923 года компромиссом: гражданский список был
разделен между Баварией и домом Виттельсбахов. Замок Нойшванштайн
перешел в государственную собственность; Компенсационный фонд
Виттельсбахов (WAF), существующий до сих пор, возник из семейной
части.
Замок пережил обе мировые войны, не получив
повреждений. Оперативная группа рейхсляйтера Розенберга,
подразделение НСДАП, грабила произведения искусства, хранившиеся в
замке во Франции до 1944 года. Оперативная группа сфотографировала и
каталогизировала предметы искусства, в том числе части Гентского
алтаря и алтаря «Тайной вечери» Дирка Баутса. После окончания войны
в замке было найдено 39 фотоальбомов, которые задокументировали
масштабы ограбления и сейчас хранятся в Американском национальном
архиве. В конце Второй мировой войны в замке хранились золотые
сокровища, принадлежавшие немецкому Рейхсбанку; в последние дни
войны их депортировали в место, которое до сих пор неизвестно. В
апреле 1945 года замку на короткое время угрожали взорвать эсэсовцы,
которые хотели предотвратить попадание хранившихся там сокровищ
искусства в руки врага. Проект не был реализован на практике
закрепленным за ним руководителем группы СС; Солдаты Защиты
произведений искусства США прибыли в замок 28 апреля 1945 года.
После Второй мировой войны Баварское архивное управление
использовало некоторые помещения в замке Нойшванштайн в качестве
временного хранилища архивных материалов, поскольку многие помещения
в Мюнхене были разбомблены.
С 2015 года замок Нойшванштайн
вместе с тремя другими зданиями короля Людвига II, дворцом
Линдерхоф, Королевским домом в Шахене и дворцом Херренкимзее внесен
в Центр всемирного наследия в Париже в немецкий список предложений
на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. решение по
которому, как ожидается, будет одобрено Комитетом всемирного
наследия летом 2025 года.
Замок Нойшванштайн состоит из нескольких отдельных построек длиной около 150 метров на вершине скалистого хребта, который раньше назывался Югенд. Вытянутое здание имеет многочисленные башни, декоративные башенки, фронтоны, балконы, зубцы и скульптуры. Оконные проемы чаще всего имеют форму би- и трифорий, выполненную в романском стиле. Сочетание отдельных построек на фоне Тегельберга и Пёллашлухта на юге и богатого озерами холмистого ландшафта предгорий Альп на севере открывает разные живописные виды на замок со всех сторон. Он был задуман как романтический идеал рыцарского замка. В отличие от «настоящих» замков, здания которых обычно являются результатом нескольких строительных работ, Нойшванштайн планировался как намеренно асимметричное здание за один раз и возводился по частям. Были приведены характеристики, типичные для замка; Настоящие оборонительные сооружения - важнейшая особенность средневекового дворянского поместья - не были построены.
Во дворцовый комплекс можно попасть через симметричную сторожку,
окруженную двумя лестничными башнями. Здание ворот, обращенное на
восток, — единственное здание в замке, поверхности стен которого
выполнены в контрастных цветах; наружные стены облицованы красным
кирпичом, фасады двора - желтым известняком. Карниз крыши
завершается окружающими зубцами. Первая квартира Людвига II на
Нойшванштайне располагалась на верхнем этаже системы ворот,
увенчанной ступенчатым фронтоном, откуда Людвиг II время от времени
наблюдал за ходом строительных работ до завершения строительства
дворца. Первые этажи сторожки предназначались для размещения конюшен
замка в качестве хозяйственных построек. Ворота сторожки, увенчанные
баварским королевским гербом, ведут прямо во двор; это имеет два
уровня. Нижний уровень двора ограничен надвратным зданием на востоке
и основанием так называемой квадратной башни и зданием галереи на
севере, южная сторона двора остается открытой и открывает вид на
окружающий горный пейзаж. Западная сторона двора окаймлена кирпичной
насыпью, многоугольный выступ которой отмечает алтарь
нереализованной часовни с донжоном. Рядом с ним лестница ведет на
верхний уровень.
Самым ярким зданием внутреннего двора
является квадратная башня высотой 45 метров. Как и большинство
зданий суда, оно было построено в декоративных целях. С круговой
смотровой площадки открывается широкий вид на предгорья Альп.
Верхний уровень двора ограничен с севера рыцарским домом.
Трехэтажное здание соединено с квадратной башней и сторожкой
сплошной галереей с глухими аркадами. В понимании замкового
романтизма рыцарский дом представлял собой резиденцию мужского
общества в крепости; На Нойшванштайне там планировались служебные и
подсобные помещения. На южной стороне верхнего двора находится также
трехэтажная беседка, которая как дамский дом была аналогом
рыцарского корпуса. Беседка слева (с крытым балконом для Эльзы фон
Брабант), центральный дворец и запланированная часовня, таким
образом, точно соответствуют сценическим указаниям Рихарда Вагнера
для фона замка в Антверпене во втором акте «Лоэнгрина». План
первоначально запланированной замковой часовни интегрирован в
мощение внутреннего двора.
Западная сторона двора граничит с
Паласом. Это главное и жилое здание замка; здесь находятся парадные
покои короля и помещения слуг. Палас представляет собой мощное
пятиэтажное здание в форме двух больших параллелепипедов,
соединенных под низким углом, покрытых двумя последовательными
высокими двускатными крышами. Форма здания повторяет изгиб
скалистого хребта. В его углах вставлены две лестничные башни,
северная возвышается на несколько этажей над крышей замка на 65
метров. Обе башни своими многогранными крышами напоминают замок
Пьерфон. На западном фасаде Паласа имеется двухэтажный балкон с
видом на Альпийское озеро, а невысокая лестничная башня и комплекс
зимних садов выступают из здания на север. Весь Палас украшен
множеством декоративных труб и башенок, фасады двора украшены
цветными фресками. Фронтон со стороны двора увенчан медным львом, а
внешний фронтон, обращенный на запад, увенчан фигурой рыцаря.
Руины замка Фордерхоэншвангау и башни Сильфиды были полностью
снесены в 1868 году, а остатки старой крепости взорваны.
Строительные работы над сторожкой начались в феврале 1869 года, а
первый камень Паласа был заложен 5 сентября 1869 года. Между 1869 и
1873 годами здание ворот было завершено и полностью обставлено, так
что Людвиг мог временно жить здесь и наблюдать за строительными
работами. В 1874 году Георг фон Долльманн принял на себя
руководство строительными работами от Эдуарда Риделя. В 1880 году
состоялась церемония завершения строительства Паласа, который мог
быть заселен в 1884 году. В том же году управление строительством
перешло к Юлиусу Хофманну, который заменил впавшего в немилость
Доллмана.
Замок был построен из обычного кирпича, а затем
покрыт другим камнем. Белый известняк для фасадных поверхностей
добывается в близлежащем карьере Альтер Шрофен. Блоки из песчаника
для порталов и эркеров привезены из Шлайтдорфа на окраине Шенбуха в
Вюртемберге. Для окон, ребер арок, колонн и капителей использовался
унтерсбергский мрамор из Зальцбурга. Для тронного зала пришлось
установить стальной каркас, который впоследствии был включен в
планы. Для облегчения транспортировки строительных материалов были
возведены строительные леса и установлен паровой кран для подъема
материала на площадку. Еще один кран обеспечивал помощь на самой
строительной площадке. Недавно созданная в то время ассоциация по
инспекции паровых котлов, которая позже стала Ассоциацией
технического надзора TÜV, регулярно проверяла эти два котла на
безопасность.
Крупная строительная площадка была крупнейшим
работодателем в регионе около двух десятилетий. В 1880 году на
стройке ежедневно работало около 200 мастеров, не считая поставщиков
и других людей, косвенно участвовавших в строительстве. В периоды,
когда король требовал особенно сжатых сроков и срочных перемен,
говорят, что в день работало до 300 рабочих, которые работали и по
ночам при свете масляных ламп. Статистика за два года (1879/1880)
показывает огромное количество строительных материалов: 465 тонн
зальцбургского мрамора, 1550 тонн песчаника, 400 000 кирпичей и 2050
кубических метров древесины для строительных лесов.
Социальное учреждение «Объединение ремесленников при Королевском
дворце в Хоэншвангау», основанное 3 апреля 1870 года, было очень
современным. Целью ассоциации было гарантировать постоянную выплату
заработной платы больным или травмированным строителям с низкими
собственными ежемесячными взносами и подкрепленную существенными
субсидиями от короля. Подобно сегодняшнему социальному страхованию
или профессиональной ассоциации, строительная компания гарантировала
зарплату за 15 недель в размере 0,70 марки. Существовала пенсия для
потомков тех, кто погиб во время строительства – хоть и низкая, но в
то время она не была обычным явлением. Статистические данные
сообщают, что эту пенсию получили 39 семей, что на тот момент было
удивительно мало для зданий и условий их труда.
На момент смерти Людвига II в 1886 году дворец был недостроен.
Здание ворот и Паласа снаружи были в основном завершены, квадратная
башня все еще стояла в строительных лесах. Беседка, строительство
которой не было начато к 1886 году, было построено к 1892 году, но –
как и рыцарский дом – только выполнено в упрощенном виде. Галерею
рыцарского дома изначально планировалось оформить в
натуралистических формах. Колонны были задуманы как стволы деревьев,
а капители — как их кроны. Беседку следует украсить женскими
фигурками святых. Центральным элементом дворцового комплекса была
запланирована круглая башня высотой 90 метров в верхнем дворе с
трехнефной дворцовой часовней в подземном строении, но к этому
моменту был заложен только фундамент, и дальнейшее строительство
было окончательно остановлено. Южное соединительное крыло между
сторожкой и беседкой так и не было построено. Планировка
запланированного замкового сада с террасами и фонтанами, который
должен был располагаться к западу от дворца, также была заброшена
после смерти короля. В 2008 году сообщения о том, что администрация
Баварского дворца намеревалась завершить строительство дворца в
соответствии с первоначальными планами к 2011 году, оказались
первоапрельской шуткой.
Обустройство царских жилых помещений
внутри дворца было в основном завершено к 1886 году, вестибюли и
коридоры были расписаны в упрощенном виде к 1888 году. Желанный
королем мавританский зал, который должен был найти свое место под
тронным залом, так и не был реализован, равно как и так называемая
рыцарская баня, которая по образцу рыцарской бани в Вартбурге
предназначалась для оплаты дань уважения рыцарскому культу как
средневековая крещенская баня. Свадебный зал, запланированный для
беседки (согласно соответствующему местоположению в «Лоэнгрине»),
остался нереализованным, равно как и комнаты для гостей и большой
банкетный зал, первоначально запланированные для первого и второго
этажей дворца. Однако полное расширение Нойшванштайна, который
задумывался как «частный дом», не планировалось с самого начала, и
поэтому к моменту смерти короля не существовало даже плана
использования многих комнат. Только входной фасад часовни с
церковным порталом мог бы придать верхнему двору замка тот
живописный эффект из 2-го акта оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин»,
которого король хотел с самого начала, и только масса 90-метровой
башни удерживает придал бы зданиям дворца, беседки и Риттербау
архитектурный контекст, для которого они были спроектированы. Торс
Нойшванштайна оставался предметом восхищения, но вводил в
заблуждение.
В 19 веке возник замковый роман. Проекты, связанные с замком
Нойшванштайн, были реализованы в немецких субгосударствах с
соседними замками Хоэншвангау, Лихтенштейн, замком Гогенцоллерн или
многочисленными произведениями рейнского романтизма, например,
замком Штольценфельс. Другой проект типа Нойшванштайна,
запланированный Людвигом II, — замок Фалькенштайн, расположенный
примерно в 20 км, — не вышел из стадии планирования из-за нехватки
денег. Архитектурные критики часто считали Нойшванштайн, один из
последних крупных дворцовых строительных проектов XIX века,
китчевым; Сегодня здания Людвига II и, в частности, Нойшванштайна
входят в число главных произведений европейского историзма.
Замок считается типичным для архитектуры 19 века. Эклектичным
образом смешиваются и дополняются техническими достижениями
романские формы (простые геометрические фигуры, такие как кубоиды и
круглые арки), готика (восходящие линии, стройные башни, филигранный
архитектурный декор) и византийское искусство (меблировка тронного
зала). 19 век. Фигуры Патроны Баварии и Святого Георгия,
изображенные в стиле Люфтльмалерей, расположены на дворовом фасаде
Паласа; невыполненные проекты галереи рыцарского дома уже намекали
на формы модерна. Для фигуры Нойшванштайна характерны мотивы из мира
театра: Кристиан Янк, автор проекта замка, ранее работал театральным
художником; для Нойшванштайна он использовал более ранние проекты
декораций.
После завершения в замке было бы более 200 различных внутренних
помещений, включая помещения для гостей и прислуги, а также
подсобные и подсобные помещения. Было завершено и меблировано около
15 комнат и залов. На нижних этажах Паласа расположены подсобные
помещения и комнаты для прислуги, а также помещения нынешней
дворцовой администрации. На верхних этажах расположены королевские
покои: в парадном здании расположены жилые помещения третьего этажа,
а над ним - певческий зал. Заднее строение, обращенное на запад,
почти полностью занято тронным залом на верхних этажах. Общая
площадь разных этажей составляет почти 6000 м².
Хотя дворец в
целом не был завершен, в нем находятся многочисленные важные
внутренние помещения немецкого историзма. Нойшванштайн также был
оснащен рядом технических усовершенствований, соответствующих
последнему уровню техники конца XIX века. Помимо прочего, в нем была
система звонков на батарейках для прислуги и телефонные линии.
Кухонное оборудование включало печь Румфорда, которая приводила в
движение вертел за счет собственного тепла и, следовательно, могла
регулировать свои обороты в зависимости от тепла. Произведенный
теплый воздух подавался в обогреватель Calorifère. Уже была
установлена специальная система горячего водоснабжения для
проточной воды, что было новинкой для того времени, а также туалеты
с автоматическим смывом.
Два самых больших помещения дворца — Тронный зал и Зал певцов. Самая
большая комната во дворце — зал певцов размером 27 на 10 метров,
расположенный в восточном крыле дворца на четвертом этаже над
покоями короля. Певческий зал Нойшванштайна сочетает в себе модели
Певческого зала и Фестивального зала Вартбурга и был одним из
любимых проектов короля для своего дворца. Одна сторона комнаты была
украшена темами Лоэнгрина и Парсифаля. На другую сторону можно
попасть через галерею, похожую на трибуну, основанную на модели
Вартбурга. Конец восточного конца образован аркадной сценой,
известной как беседка певца. Певческий зал никогда не предназначался
для придворных торжеств застенчивого короля. Скорее, как и тронный
зал, он служил проходным памятником, в котором была представлена
культура рыцарства и вежливость Средневековья. Первое выступление
— концерт, посвященный 50-летию со дня смерти Рихарда Вагнера,
состоялось в 1933 году.
Тронный зал размером 20 на 12 метров
расположен в западном крыле дворца и на высоте 13 метров занимает
третий и четвертый этажи. Он был создан по образцу
Аллерхайлиген-Хофкирхе в мюнхенской резиденции и спроектирован
Юлиусом Хофманном. Двухэтажный второй по величине зал дворца окружен
с трех сторон красочными аркадами и заканчивается апсидой, которая
предназначалась для размещения трона Людвига, строительство которого
так и не было завершено. А пока к сайту прикреплен картонный вырез,
который призван показать возможный внешний вид трона. Вильгельм
Хаушильд создал фрески. Пол зала украшает мозаика, завершенная после
смерти короля, а люстра выполнена по образцу византийской короны. В
соответствии с пожеланиями короля сакральный вид тронного зала
сочетал в себе расположение Зала Грааля из Парсифаля с символом
божественного права, воплощением неограниченной суверенной
власти, которую Людвиг, будучи главой государства в конституционной
монархии, , больше не было. Пол украшен, пожалуй, самой сложной
мозаичной работой в Германии. Он состоит из более чем 1,5 миллионов
кусочков натурального камня, каждый размером около 1 см2. Из-за
сильного износа поверхности пол был защищен фотореалистичной копией
на основе фотопола. Он состоит из более чем 100 миллиардов пикселей.
Для Людвига II также были созданы жилые помещения меньшего размера;
они были в основном завершены при его жизни. Королевские апартаменты
находятся на третьем этаже дворца в восточном крыле дворца. Он
состоит из восьми гостиных и нескольких комнат поменьше. Независимо
от роскошной обстановки, гостиные могут показаться сегодняшним
посетителям относительно современными из-за их скромных размеров и
оснащения диванами и зонами отдыха. Людвиг II не придавал значения
представительским потребностям прошлого, когда жизнь монарха все еще
была в значительной степени открыта для публики. Декор фресками,
гобеленами, мебелью и другими изделиями ручной работы неоднократно
отсылает к любимым темам короля: легенде о Граале, произведениям
Вольфрама фон Эшенбаха и их интерпретации Рихарда Вагнера.
Гостиная, выходящая на восток, украшена темами из саги о Лоэнгрине.
Мебель с диваном, столом, креслами и креслами в нише, выходящей на
север, создает интимную и домашнюю обстановку. К гостиной примыкает
небольшой грот, образующий переход в кабинет. Необычное помещение,
изначально оборудованное искусственным водопадом и «радужной
машиной», соединено с небольшим зимним садом. Как изображение грота
в Хёрсельберге, оно, как и декор кабинета, отсылает к «Тангейзеру»
Вагнера. Он похож на (большой) грот Венеры в садах дворца Линдерхоф.
Напротив кабинета находится столовая, украшенная темами из мира
менестрелей. Поскольку кухня в Нойшванштайне находится тремя этажами
ниже, установить «стол-палубу» (обеденный стол, который можно
опустить в пол с помощью механизма), как во дворцах Линдерхоф и
Херренкимзее, не удалось. Вместо этого между кухней и столовой есть
кухонный лифт.
Спальня, примыкающая к столовой, и примыкающая
к ней домашняя часовня — единственные комнаты во дворце, построенные
в неоготическом стиле. В спальне короля доминирует массивная
кровать, украшенная резьбой. Над балдахином кровати, украшенным
многочисленными башенками, и над дубовой обшивкой стен в течение
четырех лет работали четырнадцать резчиков. Людвиг был арестован
в этой комнате в ночь с 11 на 12 июня 1886 года. Рядом со спальней
находится небольшая часовня, посвященная Святому Людвигу – тезке
заказчика.
Помещения для прислуги в подвале дворца скудно
обставлены мебелью из массива дуба. Помимо стола и шкафа, имеются
две кровати длиной 1,80 м. Комнаты были отделены от прохода,
ведущего от внешней лестницы к парадной лестнице, окнами из
непрозрачного стекла, чтобы король мог входить и выходить
незамеченным. Слугам было запрещено пользоваться парадной лестницей;
им пришлось воспользоваться более узкой и крутой лестницей для слуг.
Людвиг II воздвиг замок Нойшванштайн не как представительное здание
или демонстрацию силы, а исключительно как свое частное убежище. В
отличие от этого сегодня замок имеет важное значение как одно из
самых важных туристических направлений в Германии. Немецкая
туристическая ассоциация использует Нойшванштайн для продвижения
Баварии на международном уровне как страны сказочных замков. Поэтому
неудивительно, что замок Нойшванштайн занял первое место в опросе,
проведенном Национальным советом по туризму Германии (DZT) среди 15
000 иностранных гостей об их любимом туристическом направлении. В
национальном сравнении за дворцовый комплекс в шоу ZDF Our Best –
любимые места немцев проголосовали 350 000 участников, но только на
19 месте.При голосовании о новых чудесах света в 2007 году замок
Нойшванштайн оказался на восьмом месте.
С тех пор, как в год
смерти Людвига он был открыт для посетителей, число гостей неуклонно
росло. Только за первые восемь недель дворец посетили около 18 000
человек. В 1913 году гостей было свыше 28 000, в 1939 году — уже 290
000. К 2001 году это число выросло примерно до 1,3 миллиона
посетителей, в том числе 560 000 немцев и 385 000 американцев и
англичан. Третьей сильнейшей группой в том году были 149 000
японцев. К 2005 году общее число посетителей превысило 50 миллионов.
Новый рекорд был установлен в 2013 году: 1,52 миллиона посетителей,
что составило 31 процент от всех посетителей государственных
дворцов, замков и резиденций. Это делает замок Нойшванштайн
бесспорным магнитом для посетителей Баварского дворцового управления
и единственным его объектом, который приносит больше прибыли, чем
затрат. В 2004 году доходы составили более 6,5 миллионов евро. В
высокий сезон с июня по август заведение посещают в среднем более 6
000 посетителей в день, а в часы пик — до 10 000. Из-за большого
потока гостей, не зарегистрировавшихся заранее, возможно, придется
ждать несколько часов. Билеты продаются на месте и онлайн
исключительно через билетный центр в Хоэншвангау. По соображениям
безопасности посетить замок можно только в рамках 35-минутной
экскурсии. Существуют также так называемые тематические туры,
посвященные, например, мифическим мирам соответствующих картин.
Массовый туризм, связанный с Нойшванштайном, является не только
прибыльным бизнесом для региона, но и приносит с собой проблемы.
Особенно в летние месяцы дорожная ситуация вокруг королевских замков
Хоэншвангау и Нойшванштайн чрезвычайно напряжена. Растущий трафик в
поисках парковочного места в Швангау оказывает негативное влияние на
жителей, а треть пробок на Аугсбургерштрассе в Фюссене связана с
прибытием и отъездом туристов, посещающих замок. Уже более 20 лет
город Фюссен и муниципалитет Швангау ведут переговоры по устранению
транспортных проблем, но различные интересы и противоположные
позиции вовлеченных сторон до сих пор не привели к решению. Несмотря
на долгие поиски места для парковки и очереди перед билетным центром
и порталом замка, поток посетителей замка Нойшванштайн не
прекращается, ведь
«Нимб «сказочного короля», очевидно,
оказывает такое завораживающее воздействие на окружающую среду, что
всякая попытка перенаправить поток посетителей на другие, менее
посещаемые объекты до сих пор была тщетной и, вероятно, таковой и
останется».
Правительство Баварии регулярно вкладывает
миллионы в содержание замка и в туристическое развитие комплекса. В
1977 году Фельсберг под беседкой пришлось отремонтировать за 500 000
немецких марок. Реконструкция Мариенбрюке снова обошлась примерно в
640 000 немецких марок, а на замену крыш замка пришлось потратить
2,1 миллиона марок. В 1980-х годах пришлось закопать лестничную
клетку и установить дополнительный вход для посетителей. Их общая
стоимость составила 4,2 миллиона марок. В период с 1990 по 2008 год
Свободное государство потратило еще 14,5 миллионов евро на меры по
содержанию, включая ремонт единственной подъездной дороги и
многолетнюю реконструкцию фасада, а также на улучшение обслуживания
посетителей. Интерьеры также приходится регулярно ремонтировать и
реставрировать. Например, в 2009 и 2011 годах оригинальный текстиль
в спальне и гостиной Людвига II был отреставрирован за более чем 425
000 евро и защищен от дальнейшего разрушения с помощью световой и
тактильной защиты.
Администрация замка предупреждает, что,
имея около 1,5 миллионов посетителей в год, замок исчерпал свои
возможности. Толпы посетителей вместе с альпийским климатом и
освещением оказали бы тяжелую нагрузку на ценную мебель и текстиль.
Влага, выдыхаемая посетителями, похоже, играет особую роль. Ученым
предстоит выяснить, в какой степени администрация замка сможет
снизить это бремя.
Нойшванштайн является символом периода романтизма и известен во всем
мире. Это наиболее часто используемый мотив замка в американской
рекламе. Еще в мае 1954 года американский журнал Life поместил замок
Нойшванштайн на первой странице специального выпуска о немецком
экономическом чуде.
Замок вдохновил таких художников, как
Энди Уорхол, который сделал его предметом одной из своих сцен в
стиле поп-арт после посещения замка в 1971 году.
В 2002 году
недалеко от Нойшванштайна на землю упали фрагменты метеорита,
которые с тех пор занесены в каталог под названием замка.
Исторические факты о том, что руководитель строительства Генрих
Герольд погиб от выстрела в сердце и что пристройка ворот обрушилась
в результате оползня, бывший кастелян Нойшванштайна Маркус Рихтер
использует для своих исторических романов.
Комплекс стал образцом для нескольких зданий по всему миру, в первую очередь для замка Спящей красавицы на курорте Диснейленд в Анахайме, Калифорния. Замок Спящей красавицы в парижском Диснейленде также был создан по образцу баварского «сказочного замка» и соответствует международной классификации, которая связывает вид Нойшванштайна с диснеевской Золушкой или Золушкой. То же самое относится и к отелю и казино Excalibur в Лас-Вегасе. Открытый в 1990 году комплекс стоимостью 290 миллионов долларов явно напоминает Нойшванштайн. В Германии советник по торговле Фридрих Хёпфнер построил свой «Замок Хёпфнер» на Хайд-унд-Ной-штрассе в Карлсруэ с 1896 по 1898 год по плану Иоганна Хантшеля. Здание, построенное как производственное здание пивоварни Хёпфнера, также напоминает о замке Нойшванштайн.
Замок Нойшванштайн бесчисленное количество раз служил фоном для
фильмов о жизни Людвига II, например, здесь снимались такие фильмы,
как «Людвиг II» Гельмута Койтнера 1955 года и «Людвиг II» Лукино
Висконти 1973 года. Питер Сер и Мари «Ноэль» 2012 года снималась на
натуре.
Однако система использовалась не только для съемок
жизни Людвига II. Например, в 1955 году Эрих Коблер поставил две
свои адаптации сказок братьев Гримм «Шнеевайсшен», «Розенрот» и
«Шнеевиттхен», в которых замок выполнял функции королевского замка.
Здесь также проходили съемки фантастической комедии Кена Хьюза 1968
года «Читти-Читти-бэнг-бэнг» и пародии на «Звездные войны» Мела
Брукса 1987 года «Космические шары», где замок Нойшванштайн был
домом принцессы Веспы на планете Друидия. «Дикие пятидесятые» 1983
года и художественный телефильм «Охота за сокровищами Нибелунга»,
впервые вышедший в эфир в 2008 году. Замок также фигурирует в фильме
2021 года «Королевский человек: Начало».
В фильме-сказке
Дитера Шарфенберга DEFA «Поменявшаяся королева» во вступительной
части используется модель замка, которая представляет собой
экранизацию Нойшванштайна.
Крепость в Швейцарских Альпах,
показанная в фильме 2011 года «Шерлок Холмс: Игра теней», была
спроектирована в цифровом формате на основе крепости Хоэнверфен и
замка Нойшванштайн.
Замок является одним из основных мест
действия интерактивной компьютерной игры Gabriel Knight: The Beast
Within.
Нойшванштайн был мотивом на нескольких почтовых марках Deutsche
Bundespost, впервые на марке номиналом 50 пфеннигов серии
стандартных марок с замками и дворцами, выпущенных с 1977 по 1982
год (номер Мишеля Bund 916 и Берлин 536). Затем он был изображен на
заднем плане памятной марки, посвященной 100-летию со дня смерти
короля Людвига II в 1986 году (номер Мишеля 1281). В 1994 году замок
в третий раз был изображен на специальной марке с описанием «Замок
Нойшванштайн и вид на Альпы» (номер Мишеля 1742) из серии
«Картинки из Германии».
В честь 150-летия германо-японских
отношений Почта Японии выпустила блок марок. Замок Нойшванштайн
изображен на марке номиналом 80 иен в блоке из 10 штук.
В
серии «Федеральные земли», начавшейся в 2006 году, каждый год на
памятной монете номиналом 2 евро изображено здание федеральной
земли, в котором находится президентство Бундесрата. В 2012 году
Бавария предоставила президента и, следовательно, мотив, в данном
случае замок Нойшванштайн. В этом же году монетный торговый дом
выпустил ограниченным тиражом еще одну памятную монету с цветовой
доработкой. Двумя годами ранее, в 2010 году, в тихоокеанском штате
Палау была отчеканена серебряная 5-долларовая монета с изображением
замка Нойшванштайн. В серии коллекционных монет «Мир чудес»
изображены здания со всего мира.
1 сентября 2022 года
Нойшванштайн в четвертый раз был изображен на марке Deutsche Post.
Вид на замок с воздуха ознаменовал начало новой специальной серии
марок «Достопримечательности Германии» номиналом 85 евроцентов.
Дизайн разработал художник-график Ян-Никлас Крёгер из команды
графиков штаб-квартиры Deutsche Post в Бонне.
С бурным ростом интереса посетителей после открытия замка началась и
торговля сувенирами комплекса. В 1886 году были опубликованы два
путеводителя по замку. Один, вероятно, был опубликован управлением
состояния короля Оттона, второй был опубликован частным образом в
Аугсбурге под руководством Непомука Цвика. Также среди ранних
памятных вещей находится серебряная ложка из серии ложек конца XIX
века с эмалевым изображением Нойшванштайна на чаше. Сейчас он
находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Сегодня
существует бесчисленное множество сувениров, связанных с
Нойшванштайном и его строителем: от кубиков сахара до шелковых
шарфов, 3D-пазлов и марципановых фигурок. В 2005 году Управление
Баварского дворца зарегистрировало «Нойшванштайн» в качестве
товарного знака для различных товаров и услуг, чтобы иметь большее
влияние на сувениры и услуги, связанные с дворцом. Однако
Федеральная ассоциация сувенирных подарков Германии Ehrenpreise eV в
2007 году подала иск против этой записи и добилась успеха:
Федеральный патентный суд Германии постановил аннулировать товарный
знак в 2010 году. Апелляция, поданная администрацией дворца в
Федеральный суд, была удовлетворена лишь частично, а это означает,
что туристические сувениры и товары могут продолжать рекламироваться
как «Нойшванштайн».