Дворец/ Замок Сан Суси является летним дворцом Фридриха Великого, короля Пруссии, в Потсдаме, близ Берлина. Он был построен как немецкая конкуренция Версаля. Хотя Сан Суси является более скромным аналогом и исполнен в стиле рококо. Дворец был разработан и построен Георгом Венцеслаус фон Кнобельсдорф между 1745 и 1747. Здесь король Фридрих жил, чтобы отдохнуть от помпы Берлинского дворца. Название дворца подчеркивает это; это французская фраза (Сан-Суси) переводится как «без проблем» или «беззаботный».
Сан-Суси - это немного больше, чем большая одноэтажная вилла, больше
похожая на Шато-де-Марли, чем на Версаль. Он состоял всего из десяти
основных комнат и был построен на выступе террасированного холма в
центре парка. Влияние личного вкуса короля Фридриха на дизайн и
убранство дворца было настолько велико, что его стиль
характеризовался как «Фредерик Рококо», а его чувства к дворцу были
настолько сильны, что он задумал его как «место, которое умрет
вместе с ним». ему ". Из-за разногласий по поводу места расположения
дворца в парке в 1746 году Кнобельсдорф был уволен. Проект завершил
голландский архитектор Ян Боуман.
В 19 веке дворец стал
резиденцией Фридриха Вильгельма IV. Он нанял архитектора Людвига
Персиуса для восстановления и расширения дворца, а Фердинанд фон
Арним отвечал за благоустройство территории и, таким образом, вида
из дворца. Город Потсдам с его дворцами был излюбленным местом
проживания немецкой императорской семьи до падения династии
Гогенцоллернов в 1918 году.
После Второй мировой войны дворец
стал туристической достопримечательностью Восточной Германии. После
воссоединения Германии в 1990 году тело Фредерика было возвращено во
дворец и похоронено в новой гробнице с видом на созданные им сады.
Сан-Суси и его обширные сады стали объектом Всемирного наследия в
1990 году под защитой ЮНЕСКО; В 1995 году был создан Фонд прусских
дворцов и садов Берлин-Бранденбург для ухода за Сан-Суси и другими
бывшими императорскими дворцами в Берлине и его окрестностях. Эти
дворцы сейчас посещают более двух миллионов человек в год со всего
мира.
Этос Сан-Суси
Расположение и планировка Сан-Суси над
виноградником отражали доромантический идеал гармонии между
человеком и природой в ландшафте, упорядоченном человеческим
прикосновением. Однако виноделие должно было уступить место дизайну
дворца и увеселительных садов. Холм, на котором Фредерик построил
свой террасный виноградник, должен был стать центром его владений,
увенчанным новым, но небольшим дворцом - «mein Weinberghäuschen»
(«мой маленький домик на винограднике»), как его называл Фредерик. С
его обширным видом на сельскую местность посреди природы, Фредерик
хотел жить там sans souci («без забот») и следовать своим личным и
художественным интересам. Следовательно, дворец предназначался для
использования Фридрихом и его частными гостями - его эскиз
(иллюстрация) указывает на сбалансированные апартаменты «pour les
etrangers» и «pour le roy» - только в летние месяцы, с конца апреля
до начало октября.
Спустя двадцать лет после создания
Сан-Суси Фредерик построил Новый дворец (Neues Palais) в западной
части парка. Этот гораздо более крупный дворец прямо контрастировал
с непринужденной атмосферой Сан-Суси и демонстрировал миру мощь и
силу Фридриха в стиле барокко. Дизайн Нового дворца был призван
продемонстрировать, что возможности Пруссии не уменьшились, несмотря
на ее близкое поражение в Семилетней войне. Фредерик не скрывал
своего намерения, даже называл новую постройку своей «фанфароннадой»
(«хвастаться»).
Эта концепция грандиозного дворца,
призванного произвести впечатление, привела к сравнению дворцов
Потсдама с Версалем, где Сан-Суси был выдвинут на роль одного из
Трианонов. Эта аналогия, хотя и простая для понимания, игнорирует
изначальные достоинства концепции Сан-Суси, дворца, для которого был
создан весь парк и декорации. В отличие от Трианонов, Сан-Суси не
был второстепенным, чтобы сбежать из большего дворца, по той простой
причине, что большего дворца не существовало во время зачатия
Сан-Суси; и как только это произошло, Фредерик почти никогда не
останавливался в Новом дворце, за исключением тех редких случаев,
когда он хотел произвести впечатление на дипломатов. Это правда,
однако, что Сан-Суси был задуман как уединенное место для уединения,
а не для демонстрации силы, силы и архитектурных достоинств. В
отличие от Трианонов, Сан-Суси создавался как единое целое.
Сан-Суси небольшой, главный блок (или корпус) представляет собой
узкую одноэтажную анфиладу всего из десяти комнат, включая служебный
проход и комнаты для персонала позади них. Любительский набросок
Фредерика 1745 года (показанный выше) демонстрирует, что его
архитектор, Кнобельсдорф, был больше рисовальщиком в Сан-Суси, чем
полным архитектором. Фредерик, похоже, не принял никаких предложений
по изменению своих планов, отвергнув идею Кнобельсдорфа о том, что
во дворце должен быть полуподвальный этаж, который не только
обеспечил бы служебные помещения поближе, но и поместил бы основные
комнаты на приподнятом пианино. nobile. Это сделало бы дворец не
только более властным, но и предотвратило бы проблемы сырости,
которым он всегда был подвержен. Однако Фредерик хотел уютный дворец
для жизни: например, вместо того, чтобы взбираться по большому
количеству ступенек, он хотел сразу войти во дворец из сада. Он
настаивал на строительстве на первом этаже, пьедесталом которого был
холм: короче говоря, это должен был быть частный дом для
удовольствий. Его повторяющейся темой и требованием был дом с тесной
связью между его стилем и свободным характером. Основные комнаты,
освещенные высокими тонкими окнами, выходят на юг, через сады
виноградников; северный фасад - это входной фасад, где полукруглый
двор был образован двумя сегментированными коринфскими колоннадами.
В парке к востоку от дворца находится Картинная галерея
Сан-Суси, построенная с 1755 по 1764 год под руководством
архитектора Иоганна Готфрида Бюринга. Он стоит на месте бывшей
теплицы, где Фредерик выращивал тропические фрукты. Картинная
галерея - старейший из сохранившихся музеев, построенных для
правителя Германии. Как и сам дворец, это длинное невысокое здание,
в котором преобладает центральный купол из трех пролетов.
После смерти Фридриха началась новая эра, заметным признаком которой
стало изменение архитектурных стилей. Неоклассицизм, популярный в
других странах Европы, но игнорируемый Фридрихом, теперь нашел свое
отражение в Потсдаме и Берлине во время правления нового короля
Фридриха Вильгельма II. Он приказал построить новый дворец в новом,
более модном стиле, и остался в нем. Сан-Суси только изредка.
Приемная и спальни были отремонтированы и полностью переделаны
сразу после смерти Фредерика. Заказ на ремонт получил Фредерик
Вильям фон Эрдманнсдорф. В то время как Фредерик строил Новый дворец
в стиле барокко между 1763 и 1769 годами, Эрдманнсдорф, сторонник
нового неоклассического стиля, построил замок Верлиц в парке Верлиц,
первый неоклассический дворец в Германии. В результате его влияния
Сан-Суси стал первым из дворцов в Потсдаме и Берлине, который был
перестроен в неоклассическом стиле. В 1797 году Фридрих Вильгельм II
сменил Фридрих Вильгельм III; он навещал Сан-Суси даже реже, чем его
отец, предпочитая проводить летние месяцы во дворце Паретц или на
Пфауенинзеле в Берлине.
Фредерик не случайно выбрал для Сан-Суси стиль
архитектуры рококо. Легкий, почти причудливый стиль, который тогда
был в моде, как раз подходил для беззаботных целей, для которых ему
требовалось это отступление. Стиль искусства рококо возник во
Франции в начале 18 века как продолжение стиля барокко, но в отличие
от более тяжелых тем и более темных цветов барокко, рококо отличался
пышностью, изяществом, игривостью и легкостью. Мотивы рококо
сосредоточены не на героических битвах и религиозных деятелях, а на
беззаботной аристократической жизни и беззаботной романтике. Они
также вращаются вокруг естественных и внешних условий; это снова
соответствовало идеалу Фредерика о полной гармонии природы и
дизайна. Дворец был завершен во многом, как и предполагал Фредерик в
своих предварительных набросках.
Дворец представляет собой
одноэтажный основной блок с двумя боковыми крыльями по бокам. Здание
занимает почти всю верхнюю террасу. Потенциальную монотонность
фасада нарушает центральный изгиб, купол которого возвышается над
шатровой крышей, на нем золочеными бронзовыми буквами написано
название дворца, замечательно написанное запятой и точкой.
Второстепенные боковые крылья на фасаде сада прикрыты двумя
симметричными рядами деревьев, каждый из которых заканчивается
отдельно стоящими решетчатыми беседками, богато украшенными
позолоченными орнаментами.
Садовый фасад дворца украшен
резными фигурами Атласа и Кариатид; сгруппированные попарно между
окнами, они, кажется, поддерживают балюстраду наверху. Выполненные
из песчаника, эти фигуры обоих полов представляют Вакчантов,
спутников бога вина Вакха, и происходят из мастерской скульптора
Фридриха Кристиана Глюма. В этой же мастерской были созданы вазы на
балюстраде и группы херувимов над окнами купола.
Напротив,
фасад северного входа более сдержанный. Сегментированные колоннады
из 88 коринфских колонн - две глубокие изогнутые наружу от здания
дворца, чтобы окружить полукруглый двор. Как и на южной стороне,
балюстрада с вазами из песчаника украшает крышу главного корпуса
logis.
По бокам корпуса расположены два второстепенных крыла,
в которых есть большие служебные помещения и домашние офисы,
необходимые для обслуживания монарха 18 века, даже когда он уходит
от мира. Во времена Фредерика эти одноэтажные крылья были покрыты
листвой, чтобы скрыть свое мирское предназначение. В восточном крыле
располагались комнаты секретарей, садовников и слуг, а в западном
крыле располагались дворцовая кухня, конюшни и каретная сарай.
Фридрих регулярно занимал дворец каждое лето на протяжении всей
своей жизни, но после его смерти в 1786 году он оставался в основном
незанятым и заброшенным до середины 19 века. В 1840 году, через 100
лет после восшествия на престол Фридриха, его праправнук племянник
Фридрих Вильгельм IV и его жена переехали в комнаты для гостей.
Королевская чета сохранила существующую мебель и заменила
недостающие предметы мебелью времен Фридриха. Комнату, в которой
умер Фредерик, планировалось вернуть в первоначальное состояние, но
этот план так и не был выполнен из-за отсутствия подлинных
документов и планов. Однако кресло, в котором скончался Фридрих,
было возвращено во дворец в 1843 году.
Фредерик Вильгельм IV,
рисовальщик, интересующийся архитектурой и садоводством, превратил
дворец из уединенного двора своего двоюродного дяди-затворника в
полностью функционирующий и модный загородный дом. Маленькие
служебные флигели были расширены между 1840 и 1842 годами. Это было
необходимо, потому что, пока Фридрих философствовал и играл музыку в
Сан-Суси, он любил жить скромно, но без роскоши. С возрастом его
скромность переросла в скупость. Он не разрешал ремонтировать
внешний фасад и допускал их в комнатах только с большой неохотой.
Это было приписано его желанию, чтобы Сан-Суси просуществовал только
всю свою жизнь.
Пристройки включали антресольный этаж к обоим
крыльям. Кухня была перенесена в восточное крыло. Небольшой винный
погреб Фридриха Великого был расширен, чтобы обеспечить просторные
кладовые для увеличенного дома, а на новом верхнем этаже были
предусмотрены спальни для персонала.
Западное крыло стало известно как «Женское крыло», в нем размещались фрейлины и гости. Это было обычным делом в домах середины 19-го века, которые часто имели соответствующее «крыло холостяка» для неженатых гостей мужского пола и членов семьи. Комнаты были украшены замысловатыми панелями, панелями и гобеленами. Это новое жилье для женщин было жизненно необходимо: развлечения в Сан-Суси были минимальными во время правления Фридриха Великого, и известно, что женщин там никогда не развлекали, поэтому для них не было удобств. Фредерик женился на Элизабет Кристин Брансуик-Беверн в 1733 году, но расстался со своей женой после вступления на престол в 1740 году. Королева жила одна во дворце Шёнхаузен в Берлине после разделения, и Фредерик предпочитал, чтобы Сан-Суси была «без женщин» ( без женщин).
В традициях барокко все основные комнаты (включая
спальни) расположены на пианино nobile, которое по выбору Фредерика
было первым этажом в Сан-Суси. В то время как второстепенные крылья
имеют верхние этажи, корпус, занимаемый королем, занимает всю высоту
строения. Комфорт также был приоритетом в планировке номеров. Дворец
выражает современную французскую архитектурную теорию в своем
двойном идеале придворного комфорта, состоящем из двух рядов комнат,
расположенных один за другим. Главные комнаты выходят окнами на сад
и смотрят на юг, в то время как помещения для слуг в ряду позади
находятся на северной стороне здания. Таким образом, апартаменты на
двоих состоят из главной комнаты и комнаты для прислуги. Двери
соединяют квартиры между собой. Они устроены «анфиладой», так что
можно сразу оценить всю внутреннюю длину дворца.
Фредерик
набросал свои требования к оформлению и планировке, и эти эскизы
были интерпретированы такими художниками, как Иоганн Август Наль,
братья Хоппенгаупты, братья Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли,
которые не только создавали произведения искусства, но и украшали
комнаты в стиле рококо. стиль. Хотя Фредерик мало заботился об
этикете и моде, он также хотел, чтобы его окружали красивые предметы
и произведения искусства. Он обставлял свои личные апартаменты в
соответствии со своим личным вкусом и потребностями, часто игнорируя
современные тенденции и моду. Эти «самокомпозиции» в искусстве
рококо привели к термину «фредерикано рококо».
Главный вход,
состоящий из двух залов, «Вестибюля» и «Мраморного зала», находится
в центре, обеспечивая тем самым общие комнаты для собрания гостей и
двора, в то время как основные комнаты, примыкающие к Мраморному
залу, постепенно становятся более интимный и приватный, в традициях
барочной концепции парадных залов. Таким образом, Мраморный зал был
главной приемной под центральным куполом. Пять комнат для гостей
примыкали к Мраморному залу на западе, а покои короля лежали на
востоке - зал для аудиенций, музыкальный зал, кабинет, спальня,
библиотека и длинная галерея на северной стороне.
Вход во
дворец обычно осуществляется через Вестибюль, где сдержанная форма
классической внешней колоннады продолжена во внутреннем
пространстве. Стены прямоугольной комнаты были разделены десятью
парами коринфских колонн из белого лепного мрамора с позолоченными
капителями. Три надворных барельефа на темы из мифа о Вакхе отражают
тему виноградников, созданную снаружи. Георг Франц Эбенхех отвечал
за позолоченную лепнину. Строгую классическую элегантность смягчал
расписной потолок шведского художника Иоганна Харпера, на котором
изображена богиня Флора со своими прислужниками, сбрасывающими цветы
с неба.
Бело-золотой овальный Marmorsaal («Мраморный зал»),
как главная приемная, служил местом для торжеств во дворце, его
купол венчал купол. Белый каррарский мрамор был использован для
парных колонн, над которыми лепные путти свисают ногами с карниза.
Купол белого цвета с позолоченным орнаментом, а пол выложен
итальянским мрамором интарсией с инкрустациями, исходящими от
центрального решетчатого овала. Три арочных окна выходят в сад;
напротив них, в двух нишах по бокам дверного проема, фигуры Венеры
Урании, богини свободной природы и жизни, и Аполлона, бога искусств,
работы французского скульптора Франсуа Гаспара Адама, создали
иконографию Сан-Суси как места, где искусство был соединен с
природой.
Соседняя комната служила одновременно и приемной,
и столовой. Он украшен картинами французских художников 18 века, в
том числе Жана-Батиста Патера, Жана Франсуа де Троя, Пьера-Жака
Каза, Луи Сильвестра и Антуана Ватто. Однако здесь, как и в
большинстве залов, резные путти, цветы и книги на наддверных
рельефах - работа Глюма, а росписи потолка подчеркивают дух дворца в
стиле рококо. Эта пышная форма орнамента в стиле рококо, рокайль, в
изобилии использовалась на стенах и потолке музыкального зала.
Большая часть работы была выполнена скульптором и декоратором
Иоганном Михаэлем Хоппенгауптом (старшим). Фортепьяно Готфрида
Зильбермана 1746 года, которое когда-то принадлежало Фридриху
Великому, остается ностальгическим напоминанием о первоначальном
предназначении зала.
Кабинет и спальня короля, перестроенные
после смерти Фридриха Фредериком Вильямом фон Эрдманнсдорфом в 1786
году, теперь прямо контрастируют с комнатами в стиле рококо. Здесь
господствуют чистые и простые линии классицизма. Однако стол
Фредерика и кресло, в котором он умер, были возвращены в комнату в
середине XIX века. Портреты и некогда отсутствовавшие предметы
мебели времен Фредерика также были заменены.
Круглая
библиотека отклонялась от пространственной структуры французской
дворцовой архитектуры. Комната почти скрыта, попасть в нее можно
через узкий проход из спальни, что подчеркивает ее личный характер.
Кедровое дерево использовалось для облицовки стен и книжных шкафов с
альковами. Гармоничные оттенки коричневого, дополненные богатым
золотым орнаментом рокайль, были призваны создать умиротворяющее
настроение.
Книжные шкафы содержали около 2100 томов
греческих и римских сочинений и историографий, а также собрание
французской литературы 17-18 веков с упором на произведения
Вольтера. Книги были переплетены в коричневую или красную козью кожу
и богато позолочены.
Галерея, выходящая на север, выходила на
передний двор. Здесь, опять же, Фредерик отклонился от французского
дизайна комнат, который разместил бы здесь служебные помещения. Во
внутренней стене этой длинной комнаты были ниши с мраморными
скульптурами греко-римских божеств. Пять окон, чередующихся с
трюмами на внешней стене, отражают картины Николя Ланкре,
Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто, висящие между нишами напротив.
К западу были комнаты для гостей, в которых жили друзья короля,
которые считались достаточно близкими, чтобы их пригласили в этот
самый уединенный из его дворцов. Двое посетителей Фредерика были
достаточно известными и посещаемыми, поэтому комнаты, которые они
занимали, были названы в их честь. Зал Ротенбург назван в честь
графа Ротенбургского, который проживал в своей круглой комнате до
своей смерти в 1751 году. В этой комнате дворец архитектурно
гармонирует с библиотекой. Зал Вольтера часто занимал философ во
время его пребывания в Потсдаме между 1750 и 1753 годами. Зал
Вольтера был примечателен своим убранством, что дало ему
альтернативное название «Цветочная комната». На желтое лакированное
настенное панно накладывалась красочная, богато украшенная резьба по
дереву. Обезьяны, попугаи, журавли, аисты, фрукты, цветы, гирлянды
придали помещению веселый и естественный характер. Иоганн Христиан
Хоппенгаупт (младший) [де] спроектировал комнату между 1752 и 1753
годами по эскизам Фредерика.
Панорамный вид на сад Сан-Суси является
результатом решения Фридриха Великого создать террасный виноградник
на южном склоне холмов Борнштедт. Ранее этот район был засажен
деревьями, но деревья были вырублены во время правления
«короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, чтобы позволить городу
Потсдаму расширяться.
10 августа 1744 года Фредерик приказал
превратить голый склон холма в террасные виноградники. Были созданы
три широкие террасы с выпуклыми центрами для максимального попадания
солнечного света. На перегородках несущих стен кирпичную кладку
пробивают 168 застекленных ниш. Решетчатые виноградные лозы из
Португалии, Италии, Франции, а также из близлежащего Нойруппина были
посажены напротив кирпичной кладки, а в нишах рос инжир. Отдельные
части террасы были разделены полосами газона, на которых были
посажены тисы. Низкая живая изгородь, окруженная решетчатыми
фруктами, образует круглый декоративный партер. В середине этого
«колеса» 120 ступенек (теперь 132) вели вниз, разделяя террасы на
шесть.
Ниже холма в 1745 году был построен декоративный
сад в стиле барокко по образцу партера в Версале. Большой фонтан был
построен в центре этого сада в 1748 году. Фридрих никогда не видел,
чтобы фонтан играл, потому что у инженеров, занятых в строительстве,
было мало понимание задействованной гидравлики. С 1750 года вокруг
чаши фонтана ставили мраморные статуи. Это снова была черта,
скопированная из Версаля: фигуры Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы,
Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорические изображения
четырех стихий - огня, воды, воздуха и земли. Венера и Меркурий,
работы скульптора Жана Батиста Пигаль и две группы охотников,
аллегории стихий (ветер и вода) Ламберта Сигизберта Адама, были
представлены владельцем Версаля, французским королем Людовиком XV.
Остальные фигурки принадлежат мастерской Франсуа Гаспара Адама,
известного берлинского скульптора. К 1764 году французский рондель,
как его стали называть, был завершен.
Рядом находился огород,
который Фридрих Вильгельм I разбил где-то до 1715 года.
Король-солдат в шутку дал этому простому саду название «Мой Марли» в
связи с очень похожим садом в летней резиденции Людовика XIV в
Марли. -le-roi.
В своих планах территории Фредерик придавал
большое значение сочетанию как декоративного, так и практического
сада, тем самым демонстрируя свою веру в то, что искусство и природа
должны быть объединены.
После террасирования виноградника и завершения
строительства дворца Фредерик обратил свое внимание на
благоустройство окрестностей дворца и таким образом начал создание
парка Сан-Суси. В организации парка Фредерик продолжил начатое им в
Нойруппине и Райнсберге. Был проложен прямой главный проспект длиной
2,5 км, начинающийся на востоке у обелиска 1748 года и с годами
простирающийся до Нового дворца, который отмечает его западный
конец.
Продолжая садоводческую тему террасных садов, в парке
было посажено 3000 фруктовых деревьев, а также разбиты теплицы и
питомники, где выращивали апельсины, дыни, персики и бананы. Также
были воздвигнуты скульптуры и обелиски с изображениями богинь Флоры
и Помоны. Фридрих построил несколько храмов и безумств в том же
стиле рококо, что и сам дворец. Некоторые из них были небольшими
домами, которые компенсировали отсутствие гостиных во дворце.
Фредерик вложил большие средства в тщетную попытку ввести
систему фонтанов в парке Сан-Суси, пытаясь подражать другим великим
барочным садам Европы. Гидравлика на этом этапе все еще находилась в
зачаточном состоянии, и, несмотря на строительство насосных станций
и резервуаров, фонтаны в Сан-Суси оставались тихими и неподвижными в
течение следующих 100 лет. Изобретение паровой энергии решило
проблемы столетием позже, и, таким образом, резервуар, наконец,
выполнил свою задачу. Примерно с 1842 года прусская королевская
семья, наконец, могла восхищаться такими особенностями, как Большой
фонтан под террасами виноградников, стреляющий струями воды на
высоту 38 метров. Сама насосная станция превратилась в еще один
садовый павильон, замаскированный под турецкую мечеть, а ее дымоход
превратился в минарет.
Парк был расширен при Фридрихе
Вильгельме III, а затем при его сыне Фридрихе Вильгельме IV.
Архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус построили дворец
Шарлоттенхоф в парке на месте бывшего фермерского дома, а Питеру
Йозефу Ленне был заказан сад. дизайн. Широкие луга создавали
визуальные пути между Шарлоттенхофом, Римскими банями и Новым
дворцом и включали в себя такие безумия, как Храм Дружбы Фридриха
Великого.
После Первой мировой войны и, несмотря на конец
немецкой монархии, дворец остался во владении династии
Гогенцоллернов. В конечном итоге 1 апреля 1927 года он перешел под
защиту прусского «Управления национальных дворцов и садов».
Когда во время Второй мировой войны начались воздушные налеты на
Берлин, наиболее известные произведения искусства бывших
императорских дворцов были перевезены в целях безопасности в
Райнсберг (Бранденбург) и Бернтероде (недалеко от Ворбиса,
Тюрингия). Структура дворца осталась невредимой, несмотря на
ожесточенные бои в окрестностях в 1945 году, но древняя ветряная
мельница, оставленная в парке Фредериком для придания деревенского
шарма, была разрушена.
После окончания войны большинство
предметов, которые были перевезены в Райнсберг, были переданы в
качестве награды Советскому Союзу; только небольшая часть была
возвращена во дворец в 1958 году. Художественные работы из
Бернтероде, найденные американскими солдатами, сначала были
отправлены в Висбаден на «Центральный пункт сбора произведений
искусства», а в 1957 году они отправились во дворец Шарлоттенбург в
Западном Берлине.
По сравнению со многими подобными зданиями, дворец
хорошо жил в течение почти 50 лет под коммунистической юрисдикцией в
Восточной Германии. Церковь Св. Спасителя в Сакрове и центр Потсдама
были заброшены, а часть исторического центра Потсдама была снесена.
Городской дворец в Потсдаме, в котором находились архитектурные
работы Кнобельсдорфа, был снесен в 1960 году, но Сан-Суси остался
невредимым, и правительство Восточной Германии попыталось внести
Сан-Суси в список объектов всемирного наследия. Это было достигнуто
в 1990 году при следующей цитате:
Дворец и парк Сан-Суси,
часто называемые «прусским Версалем», представляют собой синтез
художественных движений 18-го века в городах и дворах Европы. Этот
ансамбль - уникальный образец архитектурных творений и ландшафтного
дизайна на интеллектуальном фоне монархических идей государства.
В 1991 году, после воссоединения Германии, гроб Фредерика был
захоронен на террасе виноградника Сан-Суси - в еще существующем
склепе, который он построил там - после наступления темноты, без
помпы, в соответствии с его волей.
Библиотека Фредерика была
возвращена в 1992 году в свой бывший дом в Сан-Суси. В период с 1993
по 1995 год последовало 36 масляных картин. В 1995 году был основан
Фонд прусских дворцов и садов в Берлине-Бранденбурге. Работа
организации заключается в управлении и уходе за Сан-Суси и другими
бывшими королевскими дворцами в Берлине и Бранденбурге.