Монастырь Дафни

Монастырь Дафни

 

Описание Монастыря Дафни

Дафни или Дафни (Δαφνί) - византийский православный монастырь одиннадцатого века в одиннадцати километрах к северо-западу от центра Афин в пригороде Чайдари, к югу от Афинонской улицы (GR-8A). Он расположен недалеко от леса с одноименным названием, на Священном пути, который ведет к Элевсину. Лес покрывает около 18 кв. км. и частично засажен лавровыми кустами. Дафни - это современное греческое название, которое означает «лавровая роща».

 

История Монастыря Дафни

Монастырь Дафни

Монастырь Дафни был основан в конце шестого века на месте святилища Аполлона, оскверненного и уничтоженный готами в 395 году. Святилище Аполлона было построено в ионическом стиле с использованием самых тонких и мельчайших колонн. Столбы стояли на базе с орнаментальным свитком капитолий наверху. Несколько колон храма сохранились. Одна из четырех ионных колонн древнего святилища Аполлона остается на месте, так как она была повторно использована в монастыре Дафни. Другие колонны были удалены и перевезены в Лондон Томасом Брюсом, графом Элгином (известный Эльгийский Мрамор). Колонны, из Святилища Аполлона в настоящее время находятся в распоряжении Британского музея. Их не выставляют, но их можно увидеть на веб-сайте музея.

Первый монастырь на этом участке был построен в форме крепость с базиликой посередине. Он был укреплен стенами и небольшими келиями, которые обычно находились внутри стен и использовались монахами. Стены были присоеденены к церкви, а не стояли свободно по периметру монастыря Дафни. Одна из колонн из храма Аполлона была встроена в южную стену церкви. Некоторые из прямоугольных блоков пористого камня были также спасены и использованы в западной внешней стене церкви. Монастырь Дафни пришел к упадку, когда Греция была серьезно разорена во время вторжения варваров с севера и моря в девятом и десятом веках .

В период возобновления процветания в одиннадцатом и двенадцатом веках монастырь Дафни был восстановлен. Была построена новая восьмиугольная церковь, трапезная и часовня для кладбища. Старая базилика была полностью разрушена, за исключением закрытых стен и келий из бывшей церкви, которые были включены в новую церковь. Следы старых фресок, найденные на стенах, показывают несколько святых, возможно, Императора Василия II, держащего свиток. Мастерство, используемое в строительстве церкви, предполагает, что Василий II личным указом послал рабочих из Константинополя.

Монастырь Дафни пришел в упадок после того, как он был захвачен франкскими крестоносцами в 1205 году в ходе Четвертого крестового похода. Этот регион стал частью Герцогства Афин под правлением Осна де ла Рош. Оттон превратил монастырь Дафни в цистерцианское католическое аббатство Бельво. Двойные точечные арки в готическом стиле в фасаде церкви свидетельствуют о том времени. Монастырь Дафни стал популярным местом захоронения рыцарей. В 1458 году, сразу после прихода турок и под командованием Султана Мехмеда II в Афины, цистерцианцы покинули Дафнийский монастырь. Афинское Герцогство было уничтожено.

Монастырь Дафни, наряду с известными монастырями Хосиоса Лукаса около Дельфа и Неа Мони на острове Хиос, являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО за их значительную историческую и архитектурную ценность. Эти монастыри известны как шедевры средневековой византийской архитектуры и особенно отмечены за их роскошными внутренними золотыми мозаиками.

 

Происхождение имени

Название монастыря связано с древним святилищем Дафны Аполлона, на котором, как считается, он был построен. Но есть и другие версии. В одном из них упоминается, что он получил свое название от количества лавров, существовавших в этом районе, и, возможно, это послужило причиной основания древнего святилища.

Другая версия связывает его с Девой Дафной в Константинополе. Традиция, рассказанная пожилой монахиней Мартой около 1870 года Георгиосу Лампакису, гласит, что имя и основание Дафни связаны с принцессой Дафной. Легенда того времени гласит, что Дафна затонула в море Скараманга, но была спасена вместе с двенадцатью бочонками, полными монет. В благодарность Деве Марии он построил монастырь в ее честь и закопал все оставшиеся монеты в семи кувшинах во дворе монастыря.

До сих пор существует множество версий традиций, скорее вымышленных, которые возникли из распространенного мнения о том, что монастырь был учреждением византийского императора. Одна из них связывает монастырь с легендой о королеве Маргароне (Макелоне) и благородном Империо, которая восходит к XII веку.

Монастырь Дафни

История и архитектура

Монастырь был основан в 6 веке на руинах храма Дафны Аполлона, который был разрушен готами в 395 году. Некоторые колонны ионического стиля древнего храма были снова использованы. Сегодня удалось спасти только одного, остальные были доставлены в Лондон лордом Элджином.

Кафоликон монастыря датируется концом XI века и относится к архитектурному типу восьмиугольной крестообразной церкви. В этом типе центральное пространство главной церкви увеличено за счет замены четырех колонн, поддерживающих купол, на восемь колонн, расположенных ближе к стенам. Расположение колонн, образующее перистиль вокруг центрального пространства и поддерживающее крестообразные арки на кровле с вставкой полуколонн между ними, характеризует, в частности, так называемый сложный восьмиугольный (или «континентальный») тип средней - Византийское церковное здание.

В католиконе монастыря сохранились мозаики, лучше всего сохранившиеся из первого периода (династия Комнианов, около 1100 г.), которые представлены строгим и иератическим изображением Христа Пантократора внутри купола, главной особенностью македонской эпохи.

После разграбления монастыря крестоносцами в 1205 году Отто де ла Рош, герцог Афинский, уступил его цистерцианским монахам. Французские монахи перестроили экзонартекс, добавили ограду вокруг монастыря и другие изменения вплоть до их изгнания от турок, когда в 1458 году монастырь снова был передан православным монахам. На протяжении веков монастырь был заброшен. Реставрационные работы начались только в 1888 году.

 

Архитектура

Монастырь Дафни состоит из католикона, ограды, монашеских келий, банка, кухни, бани, цистерны и прямоугольного помещения.

Собор
В центре почти квадратного большого двора возвышается собор Дафния. Его размеры впечатляют, архитектурный тип сложен, а кладка исключительного качества. Церковь относится к сложному восьмиугольному архитектурному типу - это фактически один из самых важных примеров этого типа в Греции. Внешне его можно сравнить с большим кубом, который поддерживает широкий и высокий купол. Внутри купол опирается на восемь четырехгранных опор (столбов), четыре свободных и четыре встроенных в стены. Обозначение восьмиугольный происходит из-за восьмиугольной опоры купола. Столбы, расположенные попарно, образуют четыре угловые ниши (полукольца), которые соединяют углы квадрата основания и превращают его в восьмиугольник. Купол опирается на него через восемь небольших сферических треугольников, образованных между дугами, соединяющими восемь опор. Восьмиугольные храмы делятся на простые и сложные. В первом восемь столбов купола интегрированы в стены (пилястры), оставляя интерьер храма совершенно свободным. В сложных восьмиугольных храмах опоры купола расположены на некотором расстоянии от внешних стен. Таким образом, небольшие квартиры создаются вокруг центрального пространства. Сложные восьмиугольные храмы крестообразно вписаны с увеличенным пространством под куполом. В отличие от простых восьмиугольников, крест четко обозначен как внутри, так и снаружи храма. Восьмиугольные типы распространились в Греции через Константинополь. Пространство под куполом открытое и открытое и на самом деле в Дафне оно залито светом, который рассеивается из шестнадцати одностворчатых окон купола.

Внешне здание пирамидально поднимается к вершине купола. Построен по кирпично-замковой системе. Полых декоративных элементов нет, а простой вертикальный плинтус часто отсутствует. На барабанах южной и западной стен найден псевдококковый орнамент. В целом керамический декор достаточно прост и состоит в основном из зубчатых полос вокруг арок окон. Скульптурное убранство внутри и снаружи церкви было ограниченным, но очень хорошо выполненным. Нижняя часть стен изнутри облицована мраморными плитами (ортомраморность). Снаружи под фартуками окон крупные конструкции образуют кресты.

С западной стороны церкви располагался притвор, к которому в XII веке был пристроен экзонартекс в виде открытого портика с полом. Должно быть, там были апартаменты аббата и библиотека. В экзонартексе обнаружены следы фресок XII и XIII вв., а в церкви — поствизантийские фрески (XVII в.).

Монастырь
Монастырь был защищен крепким квадратным ограждением со стороной около 97 метров. Участок имел фортификационный характер и морфологию, что видно с северной стороны, где стена сохранилась в очень хорошем состоянии. Это было 8 метров в высоту с периметром 1,6 метра в ширину, т.е. внутренний коридор, который позволял движение вдоль стены, на высоте 6 метров. Периметр поддерживался глухой дугой. Стена по всей своей длине была покрыта валами, а ее ход через равные промежутки прерывался башнями квадратного плана. Три из них сохранились до наших дней и расположены с северной стороны ограды. При возведении стены использовались булыжники, разрезанные на крупные прямоугольные куски длиной 1,6 м и высотой 0,4-0,6 м и соединенные раствором, при этом часто наблюдаются слои кирпича.

 

Главные ворота монастыря располагались посреди западной стороны двора, против входа в собор. Его защищала крепостная башня, которая возвышалась над ним и была укреплена двумя боковыми бастионами. Таким образом, чтобы войти во двор монастыря, нужно было пройти через проход, сводчатый коридор длиной 6 м, который открывался под башней. Были также меньшие ворота в середине восточной стороны ограждения. Это вход, который сегодня используется для монастыря. Причиной существования ограды для отдаленных монастырей было, конечно, их укрепление захватчиками, а для монастырей в городах — защита монахов от соблазнов светской жизни. Укрепление монастыря Дафни, которое было построено на расстоянии 10 км от Афин, в зеленой полугористой местности, но чрезвычайно занятой путешественниками, торговцами и разносчиками, солдатами, а также грабителями и похитителями, похоже, служило обеим целям.

Кельи монахов
Кельи, в которых отдыхали монахи, обычно пристраивали к внутренней стороне ограды, чтобы сэкономить место, а также усилить ее оборонительный характер. Обычно он состоял из двух этажей, но несколько раз их было даже четыре. Низкие двери камеры обычно открывались в крытые аркады, солнечные батареи или поршни. Внутри кельи монахов имели кровати и небольшие ниши для монашеской одежды, книг и личных вещей.

В северной стене монастыря Дафни обнаружены следы, выдающие наличие келий: прорези для балок, поддерживавших деревянный пол верхнего этажа, и ниши для личных вещей монахов. С западной стороны ограды кельи не были пристроены к ограде, а располагались на небольшом расстоянии от нее, образуя узкий коридор. К югу от католикона находится группа келий с аркадами, которые построены вокруг небольшого квадратного двора. Они были сделаны цистерцианскими монахами и переработаны православными в 16 веке.

Банк и кухня
Скамейки представляют собой просторные прямоугольные помещения с арочными концами на одной из двух узких сторон. Там монахи сидели на узких встроенных столах или скамьях, расставленных параллельными рядами вдоль стен, а настоятель ел за отдельным столом в нише.

В Дафни этот участок расположен в вытянутом арочном здании длиной 28,7 м к северу от католикона. Его ориентация была такой же, как и у католической. Стены, которые сохранились на высоте около 1,7 м., были построены в манере и из материалов, аналогичных тем, которые использовались при строительстве католикона, факт, который относит реконструкцию банка к 11 веку.

Монахи вошли в этот район через три двойных двери с западной стороны. Восточную сторону занимала арка, полукруглая внутри и полугексагональная снаружи. Помещение было перекрыто арочной крышей, которая по длинным сторонам поддерживалась поддерживающими арками. Пока был свет, комната освещалась естественным светом, проникавшим через ряды окон, открытых по длинным сторонам комнаты, а ночью в них зажигались лампы.

Круглое здание, которое было найдено примыкающим к северной стороне берега, вероятно, было кухней монастыря. Монастырские кухни имели центральный очаг с решеткой для приготовления пищи и были укрыты низкими куполами с центральным дымоходом. На стенах были открыты ниши различных размеров и форм для размещения различной утвари.

Ванная комната
Наличие банного комплекса в монастыре не было для него обычным явлением, когда оно существовало, оно означало благополучие и достаток. Хотя количество сохранившихся монастырских бань довольно ограничено, их архитектурная конфигурация, а также технология нагрева и циркуляции воды были аналогичны народным баням, продолжавшим римские традиции. Так, бани в монастырях состояли из четырех комнат. Первым был тамбур, где купальщики оставляли свою одежду. За этим последовали две потовые камеры, тепловатая или тепловатая и теплая. Баня завершалась в четвертом помещении, где находились бассейны-бассейны для купания в горячей или холодной воде. Вода в термосе и горячем баке нагревалась горячим воздухом, который производился от огня, горящего под полом, в гипокаусте, и распространялся по встроенным глиняным трубам. От бань Дафния сохранились только ипокаусты, находившиеся на юго-западе католикона. Аномалия полностью разрушена. Вход в этот район был с запада.

 

Цистерна
На юго-западе католикона для сбора дождевой воды расположен прямоугольный подземный резервуар размерами 13,3х4,95 м. Он расположен под кельями 16 века, имеет юго-восточную-северо-западную ориентацию и находится на стыке (мисгагеяне) двух склонов. Его вместимость оценивается в 300 кубометров, а его дно находится на глубине около 7 м от нынешнего пола двора к югу от храма. Интерьер был разделен на два сводчатых прохода, которые переходили в три колонны, а стены были покрыты гидравлическим раствором. Вода собиралась через круглые отверстия с мраморной облицовкой в ​​верхней части арок. В самой нижней точке верхней поверхности цистерны был пробурен прямоугольный очистной колодец.

Прямоугольная комната
К югу от католикона находятся руины продолговатого прямоугольного зала размером 23х6,5 м. Ориентации восток-запад, типичной средневизантийской кладки и пола, вымощенного глиняными плитами. Вдоль северной и южной стен стояли колонны. Однако имеющиеся данные не позволяют определить его использование.

Кладбищенская церковь Агиос Николаос
Разрушенная часовня Агиос Николаос находится в лесу, простирающемся к востоку от территории монастыря Дафни. Она была построена одновременно с католиконом и, по-видимому, была кладбищенской церковью монастыря. Кладбища монастырей обычно располагались за пределами двора из соображений гигиены. Агиос Николаос представляет собой небольшую сводчатую базилику, построенную по системе кирпичной кладки. Под церковью был обнаружен подземный склеп. Там вокруг центрального коридора были построены три квадратных оссуария, увенчанных арками (аркосолиями) и покрытых каменными плитами. Церковь Агиос Николаос сохранилась до наших дней и находится в 20 метрах от здания туристического киоска.

 

Мозаика

Монастырь Дафни считается одним из самых важных византийских памятников благодаря блестящим мозаикам, украшающим стены его католикона. Многие из них сохранились до наших дней, несмотря на повреждения как от землетрясений, так и от работ, вызвавших множество переделок. Археологам с помощью описаний путешественников удалось восстановить тот образ, который имело мозаичное убранство католикона Дафнийского монастыря в последние десятилетия XI века.

Купол
Купол и арка, господствующие над вертикалью и продольной осью здания храма, символизируют небесную сферу, а нижние зоны – земную. Так, купол занят изображением Христа Пантократора и окружен ангельскими силами и пророками. Сферические треугольники представляют четырех евангелистов, которые записали божественное воплощение и действовали как связующие звенья между земной и небесной сферами. Реализация воплощения, т. е. различных происшествий и событий из земной жизни Христа (христологические сцены), помещается в непосредственно нижнюю зону храма, т. е. своды, барабаны крестовых антенн и верхние части стен. . В нижнем поясе стен изображены святители, наслаждающиеся вместе с верующими, пришедшими в храм, видом дяди.

Пантократор, «Праведный Судия», в медальоне купола католического монастыря Дафни. Строгость и напряженность взгляда во многом обусловлены сильно изогнутыми бровями и темными тенями вокруг глаз. Относительно схематичная и плоская передача пластических значений лица выводит форму Пантократора из классицистического стиля, в котором выполнены все остальные формы. Темная густая борода усиливает впечатление строгости. Большое расстояние, отделяющее указательный палец от среднего на Евангелии, добавляет интенсивности жесту, что находится в полном согласии со всем динамизмом формы.

Панагия-Платитера помещена в арку святилища. Дева Мария, носительница божественного воплощения, предназначена для спасения людей и является посредником как связующее звено между небесной и земной сферой, между Богом и людьми. В полуцилиндрической части арки у нас есть темы, связанные с Божественной Литургией, обычно включая Общество Апостолов (передача-причастие), а также различных Отцов Церкви. В католиконе монастыря Дафний, посвященном Успению Девы Марии, указанному выше стандарту следуют сцены из жизни Девы Марии (мариологические сцены).

На барабане купола помещались фигуры шестнадцати стоящих пророков. Их спокойные позы напоминают античных философов и ораторов. Классицистическое восприятие особенно заметно в чеканке некоторых фигур, а также в задумчивом выражении их глаз. Однако у некоторых из изображенных пророков суровые, интенсивно затененные глаза и лица напоминают Пантократора. Сегодняшнее размещение некоторых форм не является первоначальным.

«Рождество Христово» в юго-восточной половине католика Дафнийского монастыря характеризуется напряженным классицизмом, что проявляется в передаче пейзажа, в безмятежных и напряженно-пластических лицах изображенных фигур, в спокойной психологии одежд и в их гармоничные движения. В четырех половинах, открывающихся под барабаном купола, византийские избиратели изображали важнейшие евангельские сцены перед Страстями, а именно: Благовещение (северо-восточный полумесяц), Рождество (юго-восточный полумесяц), Крещение (южный ) и Крещение (юг) Метаморфоза (северо-западное полушарие). Все четыре спектакля сохранились более или менее фрагментарно. Действие первого из них происходит на единой золотой равнине (глубине) без малейшего описания ландшафта. Архангел Гавриил приближается к Деве Марии спокойным, гармоничным движением, напоминающим древнегреческое изображение Победы. Его одежда — белый халат поверх темно-синей туники — слегка сложена и повторяет движения тела. Дева Мария справа изображена фронтально, стоя перед троном со слегка повернутой вправо головой. Выражение обеих форм вежливо и безмятежно. Крылья архангела и одежды обеих фигур местами украшены золотыми изразцами. Сцена Рождества происходит в почти идиллическом пейзаже. Скалистая пещера, в которой находятся Дева Мария и новорожденный Христос, с золотыми бликами на вершине звезды, окружена невысокими холмами с ограниченной растительностью, а правая нижняя группа овец пьет воду из ручья. Классицизм, характеризующий исполнение пейзажа, прекрасно гармонирует с безмятежными фигурами Богородицы и Иосифа, а также с четырьмя ангелами и двумя пастухами, заполняющими верхнюю зону представления. Здесь также складки спокойные и следуют за движением тела, движения гармоничны, а форма лица отличается интенсивной пластичностью.

 

Фигура Девы Марии из сильно классицистического изображения Распятия с ее глубоким меланхолическим выражением лица и нежным жестом. Гармоничное телосложение и осанка и Девы Марии, и Иоанна (напротив) сведены к образцам классической древности. В центре очень симметричной сцены Крещения находится обнаженная фигура Иисуса, по грудь погруженного в воды Иордана. Обнаженное тело, которое хорошо видно в светло-голубой воде реки, создано сдержанно за счет использования крошечной бело-розовой плитки. То же самое касается лика Христа и других форм композиции. Правильные пропорции обнаженного тела, а также его легкое движение в повороте к Продромосу слева напоминают классическую статую. Это одно из немногих крещенских изображений, где Христос изображен полностью обнаженным. Справа помещены два ангела с руками, покрытыми лентами (фасадами), дабы оттереть тело Христово после совершения крещения. Рука и нога, показанные в правом нижнем углу, принадлежат пожилому мужчине, олицетворению реки Иордан. Наконец, в сцене Преображения мы видим Христа в эллиптической сине-белой славе, обрамленного широкой полосой серебряных изразцов, господствующего в расслабленной фронтальной позе древнего оратора на горе Фавор. Он благословляет правой рукой, а в левой держит завернутый свиток. Подобно пророкам в купольном барабане, фигура черпает свои узоры из скульптуры классических времен. Фавор представлен в виде ряда невысоких холмов в нижней части композиции, где находятся апостолы Петр, Иоанн и Иаков, преклонившие колени и ослепленные божественным сиянием. Слева и справа от Иисуса находятся соответствующие пророки Илия и Моисей соответственно. И здесь, несмотря на напряженно-метафизический характер сцены, движения фигур отличаются изяществом, психологичность гармонирует со сдержанным движением тел, а телесные объемы и пластические значения лиц переданы в рельефе. путь.

В малых нишах под полушариями пророк Аарон (северо-восточное полушарие, Евангелисмос), святой Григорий Акрагантинский (юго-восточное полушарие, Рождество), святой Григорий Чудотворный (юго-западное полушарие) полумесяц, Метаморфоза). Арку святилища занимает Дева Мария, изображенная на троне с младенцем на руках. Фигура сильно повреждена, так как сохранилась только ее нижняя часть. Шире Небес обрамляют величественные архангелы Михаил и Гавриил, стоящие лицом к лицу в двух боковых нишах. Они носят тяжелую позолоченную одежду, ходят в роскошной обуви, а их лица безмятежны и серьезны.

Апокалиптическая сцена Уготовления престола, символизирующая Второе пришествие, была помещена на купол Святой Ступени. К сожалению, это шоу почти полностью испорчено. На фасадах стен, отделяющих святилище от надругательства, в полный рост были изображены Младенец Богородица (северная стена) и Христос (южная стена). Эти два изображения, которые были окружены святынями, сегодня мало сохранились.

Диакония, южнее Святой Ступени, украшена фигурами святых Элефферия, Аверка, Лаврентия и Евплоса, которые расположены попарно в арках, обрамляющих крестовый купол кровли. Последний украшен христограммой. В нише диакона доминирует фигура святителя Николая. Вся композиция «упирается» в золотую глубину. Аналогичная конфигурация есть и на крыше замысла, где мы встречаем святых Сильвестра, Антима, Стефаноса и Руфиноса, а нишу занимает святой Иоанн Предтеча. Святые Николай и Иоанн Предтеча являются важнейшими после Девы Марии посредниками-соединителями с божественными фигурами христианской Церкви. Суровые лики Продромоса и Агиос Николаоса своим пронзительным взглядом, дугообразными бровями и темными тенями вокруг глаз сильно напоминают Пантократора, а также некоторых пророческих фигур в куполе. Это единственные образцы во всей мозаичной иконографической программе собора, не соответствующие нормам классицизма.

 

Изученное противостояние христологических и мариологических сцен характеризует и убранство внутреннего притвора. Так, на севере мы имеем сцены из страстей Христовых: Умывальники (сильно повреждены), Тайная вечеря (очень сильно повреждены) и Предательство Иуды. В южной части внутреннего притвора расположены сцены с изображением Девы Марии: Молитва св. Анны с Благовещением Иоакима, Благословение священников и Вход Богородицы.

Классицистическая строгость и спокойная, сдержанная грусть Распятия вызывают у зрителя умиление и сегодня. Дева Мария и Иоанн стоят по обе стороны от Распятого, чье гармоничное телосложение отражает классические модели. Их душевная страсть выражается в их глубоком меланхолическом выражении и нежных жестах, восходящих к надгробным скульптурам классической древности: Богородица слева правой рукой указывает на Христа, а левую подносит под подбородок, держа маленькую шарф. Иоанн справа наклоняет голову в сторону Христа, хотя и обращает взор в противоположную сторону, воздев правую руку вверх. Одежда демонстрирует спокойную психологию. Формы построены с очень правильными пропорциями, а их рельефная пластичность достигается за счет мягких цветовых тонов и избегания интенсивных светлых теней. На Воскресении торжествующий Христос, всесветлый, в бело-золотой ризе и хитоне, динамично движется влево, держа крест. Через святилище слева появляются Адам и Ева, а за ними праведные Давид и Соломон в роскошных одеждах и золотых венцах, украшенных жемчугом и драгоценными камнями. Справа у нас Иоаннис Продромос и группа праведников. К ногам победителя падает побежденный Аид.

Мозаичный стиль
Мозаичные изображения – результат долгой и кропотливой работы. Изразцы изготавливались, а точнее, вырезались из самых разных материалов, часто дорогого и редкого мрамора и различных других камней ярких цветов, изразцовой и цветной стеклянной массы. Тот факт, что византийские мозаики находились далеко от пола и, таким образом, не рисковали носиться ногами верующих, позволял широко использовать стеклянную мозаику, а также золото и серебро, что придавало убранству замечательную цветовую насыщенность и блеск. Золотые и серебряные плитки изготавливались следующим образом: на слой специально обработанного стекла наносили клей, а затем очень тонкий лист золота или серебра. Это, в свою очередь, было покрыто тонким защитным слоем стекла (остекление). После строительства и тщательного выбора плитки последовала подготовка стены, на которой будет размещена мозаика.

Изначально гидроизоляцию делали с применением гудрона или смолы, чтобы роскошное исполнение было защищено от влаги, которую будет втягивать стена. Для прочного крепления основания мозаики к стене, особенно в случае куполов, через промежутки прибивались гвозди с широкими головками, которые выступали из стены и вставлялись в первый слой штукатурки основания. Всего прошли поверхность стены тремя слоями штукатурки. Первый был довольно густым, так как содержал известь, песок, терскую землю и дробленую черепицу. Эта смесь, известная как гидравлический раствор или курасани, была чрезвычайно твердой и очень устойчивой к влаге. Затем последовал слой более тонкого и чистого раствора, на котором был сделан предварительный рисунок мозаики. Иногда набросок в самых общих чертах делался прямо на голой, асбестовой стене, чтобы декорирование было эффективно организовано в соответствии с заданной иконографической программой и архитектурной планировкой помещений.

После второго слоя покрытия намазали еще более тонкий раствор, на который терпеливые мастера уложили плитку. Эта часть работы была особенно сложной, так как бесчисленные плитки должны были быть размещены на оштукатуренной стене с неровным наклоном, чтобы они по-разному вели себя на свету, увеличивая яркость красочной поверхности. Тончайшая штукатурка была нанесена по частям на настолько ограниченных поверхностях, чтобы избиратели могли работать, пока покрытие было достаточно свежим и плитка хорошо держалась. Таким образом, каждый рабочий день начинался с нанесения тончайшей штукатурки на поверхность, которую рассчитывали закончить к концу дня. В местах, где требовалась исключительная внимательность и детализация, например, головы фигур, использовался метод непрямого голосования: рисунки прорабатывались на ширмах из льняной ткани, которые располагались в соответствующем месте на стене.

В отличие от древнегреческих и римских мозаик, которые были сильно сглажены после укладки последней мозаики, поверхность византийских мозаик оставалась совершенно необработанной. Таким образом, отражательная способность плитки, расположенной под разными углами наклона, была еще больше увеличена, что придало конечному результату дополнительную яркость.

 

История монастыря в разные годы

Название монастыря связано с древним святилищем Дафны Аполлона, на котором, как считается, он был построен. Но есть и другие версии. В одном из них упоминается, что он получил свое название от количества лавров, существовавших в этом районе, и, возможно, это послужило причиной основания древнего святилища.

Другая версия связывает его с Девой Дафной в Константинополе. Традиция, рассказанная пожилой монахиней Мартой около 1870 года Георгиосу Лампакису, гласит, что имя и основание Дафни связаны с принцессой Дафной. Легенда того времени гласит, что Дафна затонула в море Скараманга, но была спасена вместе с двенадцатью бочонками, полными монет. В благодарность Деве Марии он построил монастырь в ее честь и закопал все оставшиеся монеты в семи кувшинах во дворе монастыря.

До сих пор существует множество версий традиций, скорее вымышленных, которые возникли из распространенного мнения о том, что монастырь был учреждением византийского императора. Одна из них связывает монастырь с легендой о королеве Маргароне (Макелоне) и благородном Империо, которая восходит к XII веку.

Основание монастыря
Дата основания монастыря Дафни точно не установлена. Большинство ученых относят основание монастыря к VI веку, т.е. к раннехристианским годам. В течение V и VI веков в Афинах было построено много церквей и многие языческие храмы были обращены в христианство, в связи с распространением христианства после его провозглашения официальной религией Византийского государства императором Феодосием I. Чтобы очистить древние храмы и святилища, необходимо было превратить их в христианские церкви.

Христианские храмы относились к архитектурному типу базилики. Это были вытянутые прямоугольные постройки, ориентированные с востока на запад, с пристроенной к узкой восточной стороне нишей алтаря. Интерьер храмов был образован тремя нефами (коридорами), которые разделялись двумя колоннадами, параллельными продольной оси храма (трехнефные базилики). Считается, что к этому типу относится церковь, построенная в Дафне в 6 веке на месте святилища Дафны Аполлона, которое было разрушено во время нашествия готов Алариха в 395 году нашей эры.

Существует версия, которую недавно поддержал профессор Хараламбос Бурас, утверждающий, что хронологически основание монастыря относится к 11 веку. Это следует из изучения находок, которые все относятся к 11 веку. Отсутствие монастырей в районе к югу от Олимпа до конца иконоборчества, т. е. до начала IX в., подкрепляет эту версию.

Датировка VI веком была отнесена на основании существовавших в этом районе скульптур, но после их изучения археологами отнесена к средневизантийскому периоду (843-1204 гг.). В этот ранний период были приписаны некоторые монастырские кельи, а также укрепленный двор.

Базилика 6-го века, по-видимому, была снесена и заменена крестообразной восьмиугольной церковью 11-го века. Ограниченные раскопки, которые были проведены для обнаружения базилики 6-го века, до сегодняшнего дня не дали никаких результатов.

 

Основатель монастыря

Основание монастыря Дафни, вероятно, около 1080 г., было спонсировано неизвестным жертвователем, так как специальной надписи нет. Влияние Константинополя как на архитектуру, так и на мозаичное убранство собора монастыря привело исследователей к выводу, что жертвователем был высокопоставленный чиновник или император, который мог пригласить мастеров из города.

Многие ученые связывают Дафну с Василием II Болгарином (976-1025) из-за его восхищения древним городом Афинами. Однако изучение архитектуры и убранства собора привело археологов к выводу, что церковь была построена примерно в 1080 году. Таким образом, мы можем просто приписать спонсорство одному из ее преемников.

 

История монастыря в разные годы

Крестовые походы
В конце 1204 г. Афины и их окрестности были оккупированы и разграблены франками. Монастырь Дафни не мог быть исключением, так как он также был объектом разграбления, свидетельством чего являются два каменных наконечника стрел, которые были найдены прибитыми в центре купола, на уровне глаз и на скуле фигуры Пантократора. кто его украсил. Аттика была передана в качестве феодального владения бургундскому дворянину Отто де ла Россу, который уступил монастырь Дафны в 1207 году цистерцианским монахам аббатства Нотр-Дам-де-Бельво. Французские монахи перестроили экзонартекс, возвели оборонительную стену вокруг монастыря и провели ряд других изменений. Они оставались в Дафне два с половиной века, пока его не заняли турки Мухаммеда II, когда они были изгнаны, а монастырь вновь передан православным.

Различные документы и надписи показывают, что во времена франкского правления Дафна была известна как монастырь Дельфино, Дауферин, Далфино, Далфинето или Далфинет и служил местом захоронения афинских герцогов. Мавзолей герцогов, как полагают, располагался в склепе, который был найден под полом притвора католикона. Две мраморные святыни, найденные в притворе во второй половине XIX века, считались связанными с де ла Рош на основании признанного герба бургундской семьи. Однако археологических данных недостаточно, чтобы подтвердить это.

Цистерцианцы внесли в помещения минимальные изменения и дополнения. Католикон сохранили в том виде, в каком он был, а примерно в конце 13 или начале 14 века отремонтировали экзонартекс, пострадавший от землетрясений. Они превратили пол экзонартекса в оборону, подпертую валами, и построили группу келий к югу от католикона, которые позже были перестроены православными.

Османское правление
Турки заняли Афины в июне 1458 года, и монастырь Дафни был посвящен православным монахам, которые отремонтировали его различные части, в основном кельи. Но пиратские и грабительские набеги в 16-17 веках были настолько частыми, что многие монахи покинули Дафну и, вероятно, укрылись в близлежащих монастырях. Тем не менее, похоже, что в начале 19 века монастырь был значительно заброшен, так как источники о нем скудны.

Визит лорда Элгина
В первые годы 19 века монастырь посетил лорд Элгин. Английский путешественник и археолог Эдвард Додвелл (1767-1832), проезжавший через Дафну осенью 1805 года, сообщает, что здесь стояло несколько небольших ионийских колонн с капителями. Колонны были частично замурованы. Лорд Элгин удалил колонны, которые сейчас находятся в Британском музее.

Об отряде ионийских колонн сообщают как француз Франсуа Пуквиль, так и немец Людвиг Росс, которые посетили это место впоследствии, в 1810-х и 1830-х годах соответственно. Это три тонкие ионические колонны, которые поддерживали арочные проемы фасада экзонартекса монастырского католикона. Лишь одна из колонн экзонартекса сохранилась до наших дней на исходном месте, в юго-западном углу здания. Первоначальное расположение этих колонн, по-видимому, было в святилище Дафны Аполлона, древнего предка христианского монастыря Дафны.

Революция 1821 года
Монастырь Дафни был захвачен турками во время революции 1821 года, несмотря на его очень сильные укрепления. Предание гласит, что вторжение произошло через неглубокий колодец, расположенный за пределами ограды и соединенный под землей с тремя другими колодцами внутри монастыря. Этот тайный ход был открыт монахом Паисием туркам, которые сожгли монастырь, а предатель Паисий и останки его тела хранились брошенными в углу двора до 1854 года. Точная дата падения не установлена. Считается более вероятным, что оно имело место во время похода Омера Вриониса в Аттику летом 1821 г., а не во время вторжения Киутахиса в Афины в 1826 г., важных сражений, произошедших при Хайдари в августе 1826 г., и самого мелкого сражения в Дафни 21 марта. 1827 г. Завоеватели монастыря Дафни оставили его, причинив значительный ущерб.

Тогда возможно, что ныне разрушенный монастырь служил базой для некоторых вождей, таких как Иоанн Гурас (1791-1827), чье письмо, по-видимому, было отправлено Дафной.

 

После революции
После революции монастырь совершенно опустел. Последним аббатом был Агафангелос с 1815 по 1830 год. В период 1838-1839 годов в районе Дафни обосновались баварские солдаты, для контроля проезда в Афины, которые превратили монашеские кельи к югу от католикона в конюшни. С 1840 года монастырь кажется заброшенным.

Во время англо-французской оккупации Пирея в монастыре поселился французский батальон, чтобы защититься от страшной эпидемии холеры, разразившейся в городе. От них были проведены некоторые работы по очистке территории, а также археологические раскопки в окрестностях и в Иера Одос. Когда французские солдаты оставили Дафну, там поселилась небольшая группа монахинь.

В период 1883-1885 гг. монастырь Дафни был преобразован в психиатрическую лечебницу. Были отремонтированы монашеские кельи и перестроены различные подсобные постройки во дворе, что значительно утяжелило памятник. Деградация монастыря достигла пика в 1887 году, когда он использовался как овчарня, что вызвало всеобщий резонанс. Это, в сочетании с ущербом от сильных землетрясений в 1886, 1889 и 1894 годах, побудило ответственных лиц принять меры по спасению, сохранению и поднятию Дафны.

Продвижение монастыря
Решающим событием для сохранения памятника стало основание Христианского археологического общества в 1885 году в Афинах. Комитет, состоящий из Георгиоса Лампакиса, архитектора Панайотиса Зезоса и Гиоргоса Врутоса, оценил ситуацию, но их предложения не были реализованы. В ноябре 1888 года Генеральный Эфорат древностей провел серию мелких ремонтов, которые, по словам Лампакиса, были совершенно вредными. Самым радикальным вмешательством было удаление византийских плиток, покрывавших купол и крышу храма, и замена их обычными плитками низкого качества. Неоднократные землетрясения нанесли монументу и другие повреждения, в основном трещины во многих частях купола, при этом большая часть украшавшей его мозаики Пантократора рухнула.

По предложению Министерства просвещения в 1890 году был создан комитет экспертов, который предложил снести и восстановить барабан купола и закрепить поддерживающие его сферические треугольники, половинки, купола и столбы. Они также рекомендовали исправить мозаику купола, однако не восполняя недостающие части. изображения Пантократора и шестнадцати пророков были частично удалены с барабана купола. Купол и некоторые пристройки (колокольня и группа келий), пристроенные во время турецкой оккупации, были снесены. Первоначальные кирпичи, которые были сняты, использовались при реконструкции купола. В основании барабана купола был помещен железный венец двойного сечения, который виден и сегодня, чтобы вес купола равномерно передавался по всему зданию.

Перестановку мозаики в куполе и другие операции специалисты сочли произвольными. В 1893 году на притворе, а также на других обветшавших частях главного храма были установлены железные связи. Еще две массивные неприглядные стойки были прикреплены к внешней стороне северной антенны храма, но поддерживали памятник.

В сентябре 1894 г. было решено снести и отреставрировать полуразрушенную западную стену притвора и снять последующие пристройки, что и было сделано на средства Археологического общества. В 1936-1939 годах археолог Иоаннис Травлос проводил систематические раскопки в монастыре, чтобы изучить остатки святилища Дафны Аполлон.

Во второй половине 1950-х годов ремонтные работы в храме проводились Реставрационным управлением Министерства культуры, а в 1968 году были расчищены западные ворота монастыря.

В 1990 году монастырь Дафни был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, защита памятника была обеспечена не только на национальном, но и на глобальном уровне. Дирекция византийских и поствизантийских памятников, Дирекция сохранения древностей, Дирекция реставрации византийских и поствизантийских памятников и 1-й Эфорат византийских древностей, к которому принадлежит монастырь Дафни, подготовили долгосрочный и комплексный план. В то же время его использованию в дидактических целях способствовала организация образовательных программ для студентов.

 

Сильное землетрясение 1999 года дало большие трещины в стенах монастыря. Археологический объект был закрыт для посещения, так как ведутся планомерные работы. Первостепенной задачей была поддержка католикона монастыря Дафни. В настоящее время церковь поддерживается металлическими опорами современной конструкции и технологии почти во всю высоту внутри и снаружи. В то же время проводятся исследования, которые позволят окончательно удалить металлические столбы и провести архитектурную реставрацию и продвижение памятника. Внутри церкви сохраняется мозаичный декор, в то время как исследование было запланировано путем раскопок в различных частях монастыря, создания музея, восстановления и продвижения зданий вокруг католикона, а также озеленения и защиты окружающей территории.