Аквилея

Аквилея

 

Описание Аквилеи

Аквилея - древний римский город в Италии, во главе Адриатики на краю лагун, примерно в 10 километрах от моря, на реке Натисо (современный Натисон), русло которой несколько изменился с Римских времен. Сегодня город небольшой (около 3500 жителей), но он был большим и выдающимся в древности как один из крупнейших городов мира с населением 100 000 человек во II веке н.э. и является одним из основных археологических объектов Северной Италии.

 

Достопримечательности Аквилеи

Базилика
Самая важная Церковь, мать Аквилеи, имеет апостольское происхождение. Здесь св. Марк, посланный св. Петром для евангелизации города, посвящает св. Ермагору в первого епископа Аквилеи. Базилика является старейшим христианским культовым сооружением в Северо-Восточной Италии. Несмотря на различные последующие вмешательства, Базилика Аквилеи сохраняет формы одиннадцатого века.

Первая часть была построена после указа Константина, по воле епископа Феодора. Он состоял из двух параллельных классов, соединенных поперечным. Между 1021 и 1031 годами по желанию патриарха Поппоне была проведена почти полная реконструкция, и была построена изолированная колокольня высотой 73 метра со шпилем, которая стала прототипом фриульских и истрийских построек.

После землетрясения 1348 года базилика была дополнительно восстановлена, приобретая вмешательства в готическом стиле между 1350 и 1381 годами. Наконец, она приветствовала наложение матрицы эпохи Возрождения, особенно в отношении украшений пресвитерии, в период венецианского господства.

Двойной наклонный фасад открывается в переднее пространство через многостворчатое окно и портик. Интерьер представляет собой латинский крест с тремя нефами и приподнятым пресвитерием.

Среди древних стен сохранился необыкновенный мозаичный пол начала IV века со сценами из Ветхого Завета, что особенно интересно тем, что, если в современной живописи в катакомбах Рима мы стали свидетелями упрощения использованный стиль, перед лицом большей непосредственности изображения и выраженного символизма, в Аквилее еще присутствует натуралистический стиль эллинистического происхождения, хотя уже вполне адекватный новохристианскому символизму.

Поэтому мы отмечаем «рыбу», ichthys по-гречески, аббревиатуру от Iesus Cristos Theou Uios Soter (Иисус Христос, Спаситель, сын Божий), рассказы об Ионе, пример Ветхого Завета, намекающий на смерть и воскресение через три дня, добрый пастырь, драка между петухом и черепахой и т.д. Петух, который кукарекает на рассвете, когда восходит солнце, считается символом света Христова. Черепаха является символом зла, греха из-за этимологии термина, происходящего от греческого Ταρταρικός, Тартарикос, «житель Тартаро». Недавние исследования показали, что многие символы, присутствующие на мозаиках, относятся к гностицизму и его космологии. Община христиан-гностиков присутствовала в Аквилее в первые века христианской эры Часто встречается и мозаичное изображение Соломонова узла.

«Мозаика» в исключительном состоянии сохранности как с точки зрения размера, так и полноты сцен и иконографического интереса находится в древней базилике Аквилеи, базилике «крещеных», поскольку в Аквилее была также вторая церковь. , рядом с первым, для оглашенных, то есть еще не принявших крещения, по обычаю того времени креститься только в зрелом возрасте, которые поэтому часто составляли большинство верующих.

В начале левого прохода вы можете получить доступ к «Склепу раскопок», где видны остатки палеохристианской базилики.

В конце правого прохода находится часовня Сант-Амброджо или часовня миланской семьи Делла Торре с гробницами 5 членов этой семьи, включая 3 патриархов Аквилеи, включая Раймондо делла Торре.

26 октября 1921 года в базилике Аквилеи тело Неизвестного солдата было выбрано из числа неизвестных солдат, погибших в войне 1915-1918 годов, затем перевезено в Рим и помещено в гробницу монументального комплекса Витториано. , на площади Венеции, 4 ноября следующего года. Тела остальных солдат были захоронены на кладбище, примыкающем к базилике, в «Могиле десяти неизвестных солдат», спроектированной архитектором Гвидо Чирилли.

Военная архитектура
Кладбище героев

Природные зоны
Сосновый лес Сан-Марко

Музеи
Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale), Via Roma, 1. 8.30 - 19.30 (вт-вс) Понедельники закрыты Содержит коллекцию древнеримских мозаик, ювелирных изделий, драгоценных камней, керамики и монет. € 4; скидка 2 евро (совместный билет в археологический музей, колокольню базилики и склепы базилики стоит 9 евро).
Палеохристианский музей Монастеро - бывший бенедиктинский монастырь Санта-Мария.

Археологические сайты
Речной порт («Виа Сакра»)
Римский форум
Римский могильник
Участок Виа Флавия
Участок Виа Постумия
Участок Виа Анния

 

История Аквилеи

Классическая античность
Римская республика
Аквилея была основана римлянами как колония в 180/181 г. до н.э. вдоль реки Натисо, на суше к югу от Юлийских Альп, но примерно в 13 км к северу от лагун. Колония служила стратегической пограничной крепостью в северо-восточном углу транспаданской Италии (на дальнем берегу реки По) и предназначалась для защиты венетов, верных союзников Рима во время вторжения Ганнибала во Второй Пунической войне и во время Иллирийских войн. Колония должна была служить цитаделью, чтобы остановить продвижение в Цизальпинскую Галлию других воинственных народов, таких как враждебные Карни на северо-востоке на территории нынешней Карнии и племена Хистри на юго-востоке на территории нынешней Истрии. Фактически, место, выбранное для Аквилеи, находилось примерно в 6 км от того места, где, по оценкам, 12000 кельтских кочевников-таурис пытались обосноваться в 183 году до нашей эры. Однако с 13 века до нашей эры это место на реке и в истоке Адриатики также имело коммерческое значение, поскольку это конец торговли балтийским янтарем (суцином). Поэтому теоретически вполне вероятно, что Аквилея была галльской оппидумом еще до прихода римлян. Однако несколько кельтских артефактов были обнаружены с 500 г. до н.э. до прибытия римлян.

Колония была основана Латинскими Правами триумвиратом Публия Корнелия Сципиона Насика, Гая Фламиния и Луция Манлия Ацидина, двое из которых были консулами, а один преторианцем. Каждый из мужчин не понаслышке знал Цизальпинскую Галлию. Насика завоевал Бои в 191 году. Фламиний руководил строительством дороги, названной в его честь, из Бононии (Болонья) в Арретиум (Ареццо). Ацидин завоевал тавритов в 183 году.

Триумвират привел к заселению этой территории 3000 семей, что означает, что население Аквилеи, вероятно, составляло 20 000 человек вскоре после ее основания. Между тем, согласно свидетельствам высеченных на камне имен, большинство колонизирующих семей происходили из Пицена, Самния и Кампании, что также объясняет, почему колония была латинской, а не римской. Среди этих колонистов педиты получили по 50 югер, центурионы - по 100 югеры, а всадники - по 140 югеры. Либо при основании, либо вскоре после этого, эти семьи пополнились колонистами из близлежащих Венеций.

Дороги вскоре соединили Аквилею с римской колонией Болонья, вероятно, в 173 году до нашей эры. В 148 г. до н.э. он был связан с Генуей Постумией, которая простиралась через Паданскую равнину от Аквилеи через Опитергиум, Тарвизиум, Витециум, Верону, Бедриакум и три римские колонии Кремону, Плаценцию и Дертону. Строительство Via Popilia от римской колонии Ariminium до Ad Portum около Altinum в 132 г. до н.э. улучшило коммуникацию еще больше. В I веке нашей эры Виа Близнецы свяжут Аквилею с Эмоном к востоку от Юлийских Альп, а к 78 или 79 году нашей эры Виа Флавия свяжет Аквилею с Пулой.

Между тем, в 169 г. до н.э. еще 1500 латинских колонистов со своими семьями во главе с триумвиратом Тита Анния Луция, Публия Деция Субуло и Марка Корнелиуса Цетега поселились в городе в качестве подкрепления для гарнизона. Открытие золотых приисков недалеко от современного Клагенфурта в 130 г. до н.э. привлекло внимание к растущей колонии, и вскоре она стала важным местом не только из-за своего военного стратегического положения, но и как центр торговли, особенно в области сельскохозяйственной продукции. и виноградарство. Он также имел, по крайней мере, в более поздние времена, значительные кирпичные поля.

В 90 г. до н.э. первоначальная латинская колония стала муниципалитетом, и ее жители были приписаны римскому племени Велина. Таможенная граница Италии была близка во времена Цицерона. Юлий Цезарь неоднократно посещал город и разбивал поблизости зимний лагерь в 59–58 гг. До н. Э.

Римская империя
Хотя Япиды разграбили Аквилею в период Августа, последующее увеличение поселений и отсутствие недостатка в прибыльной работе означало, что город смог развивать свои ресурсы. Еврейские ремесленники основали процветающую торговлю стекольными изделиями. Металл из Норикума был выкован и экспортирован. Древняя венетская торговля янтарем из Балтики продолжалась. Вино, особенно его знаменитый Pucinum, шло на экспорт. Оливковое масло было импортировано из Проконсульской Африки. На море развивался порт Aquae Gradatae (современный Градо, Фриули-Венеция-Джулия). На суше Аквилея была отправной точкой нескольких важных дорог, ведущих за пределы Италии в северо-восточную часть империи - дороги (Via Julia Augusta), проходящей через Юлиум Карникум (Цуглио) до Велдидены (сегодня Вильтен, недалеко от Инсбрука), от которого ответвляется дорога на Норикум, ведущая через Вирунум (Клагенфурт) в Лориеум (Лорх) на Дунае, дорога, ведущая через Эмона в Паннонию и в Сирмиум (Сремска Митровица), дорога на Тарсатику (недалеко от Фиуме, ныне Риека) и Сиша (Сисак), а также дорога в Тергесте (Триест) и побережье Истрии.

 

Август был первым из множества императоров, посетивших Аквилею, особенно во время Паннонских войн 12–10 гг. До н. Э. В последнем году здесь родился сын Тиберия от Юлии. Римский поэт Марсьяль восхвалял Аквилею как надежду на убежище и место отдыха в старости.

С точки зрения религии, население приняло римский пантеон, хотя кельтский бог солнца Беленус имел большое количество последователей. Евреи исповедовали религию своих предков, и, возможно, некоторые из этих евреев стали первыми христианами. Тем временем воины принесли боевой культ Митры.

Во время войны с маркоманами в 167 г. город находился в тяжелом положении; его укрепления пришли в упадок во время долгого мира. Тем не менее, когда в 168 году Марк Аврелий сделал Аквилею главной крепостью империи против варваров Севера и Востока, она достигла пика своего величия и вскоре стала насчитывать 100 000 жителей. Септимий Северус посетил его в 193 году. В 238 году, когда город встал на сторону Сената против императора Максимина Фракса, укрепления были поспешно восстановлены и оказались достаточно сильными, чтобы сопротивляться в течение нескольких месяцев, пока сам Максимин не был убит.

Поздняя античность
В Аквилеи был построен императорский дворец, в котором часто проживали императоры после Диоклетиана.

В 4 веке Аквилея сохранила свое значение. Константин бывал там неоднократно. Он стал военно-морской базой и резиденцией Corrector Venetiarum et Histriae; был учрежден монетный двор, монет которого было очень много, и епископ получил сан митрополичьего архиепископа. Совет, состоявшийся в городе в 381 году, был лишь первым из серии соборов Аквилеи, созываемых на протяжении веков. Однако город сыграл свою роль в борьбе между правителями 4 века. В 340 году император Константин II был убит неподалеку при вторжении на территорию своего младшего брата Констанца.

В конце 4 века Авзоний назвал Аквилею девятым среди великих городов мира, поставив перед ней Рим, Константинополь, Карфаген, Антиохию, Александрию, Трир, Медиолан и Капую. Однако такая известность сделала его целью, и Аларих и вестготы осадили его в 401 году, в течение которого некоторые из его жителей бежали в близлежащие лагуны. Аларих снова напал на него в 408 году. Аттила напал на город в 452 году. Во время этого вторжения, 18 июля, Аттила и его гунны настолько разрушили город, что впоследствии было трудно узнать его первоначальное место. Падение Аквилеи было первым вторжением Аттилы на римскую территорию; за ними следуют такие города, как Медиолан и Тицинум. Римские жители вместе с жителями небольших городов по соседству массово бежали в лагуны и таким образом заложили основы городов Венеции и близлежащего Градо.

И все же Аквилея снова восстанет, хотя и сильно уменьшится, и продолжит существовать до вторжения лангобардов в 568 году; второй раз лангобарды разрушили его в 590 году. Тем временем патриарх бежал в островной город Градо, находившийся под защитой византийцев. Когда патриарх, проживающий в Градо, примирился с Римом в 606 году, те, кто продолжал раскол трех глав, отвергнув Второй Константинопольский собор, избрали патриарха в Аквилеи. Таким образом, епархия была разделена на две части: материковый патриархат Аквилея находился под защитой лангобардов, а островной патриархат Аквилеи, расположенный в Градо, находился под защитой экзархата Равенны, а затем и дожей Венеции, по сговору. лангобардов. Линия патриархов, избранных в Аквилеи, продолжалась в расколе до 699 г. н.э. Однако, хотя они сохранили титул патриарха Аквилеи, они перенесли свою резиденцию сначала в Кормоны, а затем в Чивидейл.

Средние века
Ломбардские герцоги Фриули управляли Аквилеей и окружающей материковой территорией из Чивидейла. В 774 году Карл Великий завоевал Ломбардское герцогство и превратил его во франкское с Эриком Фриули в качестве герцога. В 787 году Карл Великий назначил священником и мастером грамматики во дворцовой школе Павлина II, нового патриарха Аквилеи. Патриархат, несмотря на то, что он был разделен с северной частью, отведенной под пастырское попечение недавно созданного архиепископства Зальцбургского, останется одной из крупнейших епархий. Хотя Паулин проживал в основном в Чивидале, его преемник Максентиус думал о восстановлении Аквилеи. Однако проект так и не был реализован.

 

Пока Максентиус был патриархом, папа одобрил Синод Мантуи, который подтвердил приоритет материкового патриарха Аквилеи над патриархом Градо. Однако вскоре материальные условия Аквилеи ухудшились. Руины Аквилеи постоянно разграблялись в поисках стройматериалов. А с падением каролингов в 10 веке жители пострадали от набегов мадьяр.

К 11 веку патриарх Аквилеи стал достаточно сильным, чтобы утвердить временную власть над Фриули и Аквилеей. Император Священной Римской империи передал этот регион патриарху в феодальное владение. Однако светская власть патриарха постоянно оспаривалась и подвергалась нападкам со стороны территориальной знати.

В 1027 и 1044 Патриарх Аквилеи Поппо, который восстановил собор Аквилеи, вошел и разграбил соседний Градо, и, хотя Папа подтвердил Патриарха последнего в его сане, город так и не восстановился полностью, хотя и продолжал оставаться резиденцией. Патриархата до его формального переноса в Венецию в 1450 году.

В 14 веке Патриаршее государство достигло своего наибольшего распространения, простираясь от реки Пьяве до Юлийских Альп и северной Истрии. Резиденция Патриархата Аквилеи была перенесена в Удине в 1238 году, но вернулась в Аквилию в 1420 году, когда Венеция аннексировала территорию Удине.

В 1445 году побежденный патриарх Людовико Тревизан согласился с потерей своего древнего временного поместья в обмен на ежегодную зарплату в 5000 дукатов, разрешенную ему из венецианской казны. Отныне только венецианцы могли носить титул Патриарха Аквилеи. Патриаршее государство было включено в Венецианскую республику под названием Patria del Friuli, управляемая Provveditore generale или luogotenente, проживающими в Удине. Патриаршая епархия была окончательно упразднена только в 1751 году, а кафедры Удине и Гориции были основаны на ее территории.

 


Транспорт

Как добраться
На самолёте
Ближайшие аэропорты в Венеции и Триесте, оттуда надо добираться поездом или на машине.

На поезде
В Аквилее нет железной дороги. Ближайшая станция, в 7 км севернее, находится в Червиньяно. Туда достаточно регулярно ходят поезда из Венеции, Триеста и Удине, а несколько раз в день — и из других больших городов Италии, включая Милан и Рим. От Червиньяно можно доехать в Аквилею на автобусе, на велосипеде, взять такси, а если хорошая погода и у вас достаточно времени — даже дойти пешком (параллельно автомобильной дороге из Червиньяно в Градо через Аквилею идёт велосипедная дорожка, для Италии большая редкость).

На автомобиле
Если вы едете не из Градо или из Монфальконе, разумнее всего воспользоваться скоростными автодорогами — A4 из Триеста, Гориции или Венеции, A23 из Филлаха через Удине — выехать в Палманова/ Palmanova, и далее на юг по указателям на Аквилею и Градо. От выезда минут 15 до Аквилеи, если нет пробок в центре Червиньяно.

На автобусе
От станции Червиньяно идёт автобус компании SAF в Градо, проходящий через Аквилею. Автобусы в среднем раз в пару часов, расписание тут. Большинство автобусов идёт в Червиньяно из Удине. Билет нужно купить заранее (например, в магазине на вокзале), водитель билетов не продаёт. Есть также несколько автобусов другой компании, идущих из Монфальконе.

На корабле
Летом несколько раз в день ходит рейсовый катер из Триеста в Градо. Из Венеции в Градо, по всей видимости, только прогулочные рейсы

 

Помпеи Геркуланум Агридженто Остров Повелья