Благовещенский Собор, Москва

Благовещенский Собор

Описание Благовещенского Собора

Адрес: Московский Кремль

 

Благовещенский собор - Русская православная церковь, посвященная Благовещению Пресвятой Богородицы. Она расположена на юго-западной стороне Соборной площади Московского Кремля, где она напрямую соединяется с главным зданием комплекса Большого Кремлевского дворца, прилегающего к Грановитой Палате. Первоначально это была частная часовня для московских царей, и ее священик оставался личным духовником русской царской семьи до начала 20-го века.

 

Расположение

Благовещенский собор стоит на Соборной площади Кремля, где расположены два других кремлевских собора — Успенский и Михаило-Архангельский соборы, а также колокольня Ивана Великого и церковь Положения Положения Богородицы.

Благовещенский собор расположен на юго-западной стороне площади, где он непосредственно примыкает к главному зданию комплекса Большого Кремлевского дворца. Справа от собора находится Грановитая палата, которая также является частью Большого Кремлевского дворца, а слева от него Соборная площадь заканчивается улицей, ведущей к Боровицким воротам.

 

История Благовещенского Собора

Нынешний собор был построен на месте старого одноименного храма, который, в свою очередь, в свое время заменил деревянную церковь. Последний, по некоторым преданиям, возник в 1291 году и, согласно православным традициям, был посвящен одному из церковных праздников, в данном случае празднику Благовещения Господня. После того как деревянная церковь пала жертвой одного из частых в тогдашней Москве пожаров, на ее месте был построен каменный храм. Сегодня известно только 1397 год как дата его первого упоминания об этом сооружении, но, вероятно, оно было построено на десятилетия раньше, при великом князе Дмитрии Донском.

Старый собор просуществовал после реконструкции в 1416 году еще около 70 лет, пока не пришел в упадок и его не снесли до основания. Тогдашний великий князь Московский Иван III (Великий) пригласил для масштабной реконструкции Кремля, помимо итальянских архитекторов, в частности, строителей из русского города Пскова. Они начали строительство на существующем фундаменте в 1484 году и смогли завершить строительство нового Благовещенского собора пятью годами позже, в августе 1489 года. Возможно, псковские строители Благовещенского собора были теми же мастерами, которые построили предшественницу нынешнего Успенского собора, который рухнул в 1472 году.

Поскольку собор непосредственно примыкал к тогдашним покоям Великих князей в Кремле (которые находились примерно там, где находится нынешний Большой Кремлевский дворец), Великий князь выбрал собор своей домашней церковью, для чего псковские мастера построили прямой лестничный переход (частично сохранившийся до наших дней) из собора во дворец. Ряд икон из старого собора, датируемых началом 15-го века, нашли свое место в новом здании.

Первоначально нынешний Благовещенский собор имел только три купола. После того как в 1547 году церковь была сильно повреждена во время нового пожара, тогдашний великий князь и первый русский царь Иван IV (Грозный) начал реставрацию церкви, которая была завершена в 1564 году. При этом были добавлены два дополнительных купола с западной стороны и четыре дополнительных алтаря, каждый из которых также увенчан куполом, так что сегодня собор насчитывает в общей сложности девять куполов. В 1572 году собор получил дополнительный фасад на южном фасаде, который позже получил название „Грозненский“ (русский: Грозненский), названный в честь Ивана Грозного (русский Иван Грозный). Часть внутреннего убранства церкви, уничтоженная во время пожара 1547 года, также была восстановлена в первоначальном виде в середине 16 века.

С момента коронации Ивана Благовещенский собор стал домашней церковью монархов Российского царства и оставался таковой до возведения соседнего Царского терема и дворцовых церквей в 1636 году. В этот период здесь молились члены царской семьи, совершали обряды венчания и крестили своих детей. Но даже после потери статуса царской домашней церкви и даже после переезда царского двора в Санкт-Петербург Благовещенский собор оставался одним из важнейших храмов России. Его настоятель был одновременно духовником царя, и в особых случаях царская семья присутствовала на богослужениях в соборе.

После 16 века Благовещенский собор неоднократно подвергался нападениям: так, большая часть церковных сокровищ была разграблена польско-литовскими интервентами во время так называемой смуты в начале 17 века. В 1737 году в Кремле произошел особенно разрушительный пожар (так называемый “Троицкий пожар"), в результате которого был поврежден Благовещенский собор, а также другие сооружения крепости. Последующие реставрационные работы с участием известного градостроителя Матвея Казакова были частично сорваны во время войны с Наполеоном в 1812 году, когда собор использовался французскими оккупантами в качестве казарм и был по большей части разграблен. Затем последовали восстановительные работы в 1815-1820 годах. Другие крупные преобразования Благовещенского собора произошли в 1840-х годах, когда он был соединен с ним переходом при строительстве новой царской резиденции, а также в 1880-х годах.

В ходе боевых действий в Москве во время Октябрьской революции 1917 года собор снова пострадал и вскоре был закрыт как храм новыми большевистскими властями, как и другие российские религиозные сооружения, и национализирован. В 1950-х годах Благовещенский собор вместе с другими сохранившимися церковными зданиями Московского Кремля был вновь открыт для публики в качестве музея.

Сегодня собор также является музеем и входит в ансамбль Государственного музея-заповедника „Московский Кремль“. Однако с 1992 года здесь снова проводятся богослужения, причем один раз в год, 7 апреля, в православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем богослужение в Благовещенском соборе возглавит Московский Патриарх.

С 2005 по 2012 год Благовещенский собор снова подвергся капитальной реставрации.

 

Реставрация

Во время Октябрьской революции 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в собор попал снаряд и разрушил его крыльцо. В 1918-м его вместе с другими храмами Кремля закрыли для богослужений. В мае того же года был учреждён комитет по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, возглавляемый Игорем Грабарём. По его инициативе в кремлёвских соборах начала работать реставрационная группа под руководством отдела по делам музеев при Наркомпросе. Им удалось расчистить иконы из деисусного и праздничного рядов иконостаса, предположительно, авторства Андрея Рублёва и Феофана Грека. Среди них были найдены «Спас на престоле», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст». В 1950 году восстановили южный портал по фрагментам строения XV века, обнаруженных под слоем штукатурки. Через пять лет собор был превращён в музей. В 1970-е годы его отремонтировали и вызолотили купола.

Масштабные реставрационные работы были проведены в 1980—1984 годах художниками-реставраторами Всесоюзного объединения «Союзреставрация» под руководством Леонида Сергеевича Муравьева-Моисеенко. После очищения стен от поздних записей им удалось обнаружить ранее не выявленный авторский слой живописи середины XVI столетия. Однако часть композиций была безвозвратно утрачена в результате работ XIX века.

К 500-летнему юбилею собора в 1989 году была открыта экспозиция икон, которыми обладал в древности домовый царский храм. С 1993-го на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви совершаются патриаршее богослужения. В этот день со ступеней собора Патриарх Московский и всея Руси выпускает на волю белых голубей. Приделы собора были отреставрированы в 2008—2010 годах. Фасадам вернули первоначальный облик до реставрации 1930—1960-х годов.

 

Архитектура Благовещенского Собора

Благовещенский собор имеет несколько меньшие размеры по сравнению с двумя другими кремлевскими соборами. Поскольку она, как и Покровская церковь, была создана не итальянскими, а русскими архитекторами из Пскова, она также несколько отличается по архитектуре от Успенского и Архангельско-Михайловского соборов. Для Благовещенского собора характерны, прежде всего, его девять куполов, для позолоты которых царь Иван Грозный, согласно легенде, переплавил церковные украшения из Новгорода. Крыша собора украшена богатым орнаментом в виде кокошника, преимущественно в форме килевой арки. Собор был построен из кирпича, а фасады облицованы и отделаны белым известняком, что особенно характерно для московских церковных зданий 15 века.

Входы в собор есть с восточной и южной сторон здания. Сегодня туристы заходят в собор через восточный вход, в то время как южный вход - это вход, построенный в 1570-х годах для Ивана Грозного. Он был особенно сильно поврежден во время боевых действий в 1917 году и был полностью восстановлен в середине 20-го века. Относительно высокие приставные лестницы, ведущие к входам, указывают на особенность конструкции Благовещенского собора: он был построен на возвышенном основании своего предыдущего здания. Цокольный этаж служил царскому двору в 15 и 16 веках, в частности, для хранения денег и других сокровищ.

Интерьер храма, помимо собственно молитвенного зала, состоит из нескольких окружающих его галерей, которые были построены в ходе пристроек к алтарям в 16 веке. Северная галерея (обращенная к Фасетному дворцу) - это первое помещение, в которое можно попасть через вход для посетителей. Здесь, среди прочего, выделяется большая икона Спасителя над входными воротами, приписываемая известному русскому иконописцу Симону Ушакову. От главного зала галерея отделена входным порталом, построенным в 16 веке. Здание было построено итальянскими архитекторами в XIX веке в яркой лазурной цветовой гамме с позолоченным растительным орнаментом. Соответствующие медные дверные створки украшены изображениями известных древних поэтов и философов (в том числе Диогена, Еврипида, Платона и Гомера).

По всему интерьеру собора сохранились фрагменты росписей 1508 года, выполненных „мастером Феодосом, сыном Диониса, и учениками“. Их можно увидеть как в боковых галереях, так и в главном зале, и они включают в себя, помимо разнообразных библейских мотивов, изображения героизированных русских князей и великих князей. Однако большая часть современной росписи Благовещенского собора является более поздними копиями, так как многие оригинальные фрески были уничтожены пожарами в 16 и 17 веках.

В основном и/ или Алтарный зал собора, свод которого поддерживается четырьмя прямоугольными (и также богато расписанными) колоннами, представляет собой пятиярусный бронзовый иконостас с иконами около 1405 года, первоначально размещенными в предыдущем здании, главной достопримечательностью. Особенно примечательны здесь третья сверху (“торжественная„) и четвертая (“Посвящение") серии, некоторые иконы которых приписываются известным авторам Андрею Рублеву и Феофану Греку. Пятый (самый нижний) ряд включает в себя богато украшенные серебряные ворота в центре, называемые „Царскими воротами“: в русских православных церквях это главные ворота иконостаса, ведущие в алтарную часть храма и символизирующие врата в рай.

В алтарной части также выделяется пол, состоящий из плит из желто-красной яшмы, похожей на агат, которые, возможно, изначально были привезены из Константинополя. За алтарем (там, где когда-то была ризница собора) находится большой серебряный реликварий, изготовленный в 1894 году, в котором хранятся останки около 50 святых. Мощи были привезены сюда из разных мест Христианского Востока, начиная с 15-го века и вплоть до 20-го века.