Большой Кремлевский дворец, Москва

 

Описание Большого Кремлевского дворца

Адрес: Московский Кремль

Закрыт для туристов

 

Большой Кремлевский дворец был построен с 1837 по 1849 год в Москве, на месте поместья Великих князей, который был основан в 14 веке на Боровицком холме. Большой Кремлевский дворец был построен для замены Кремлевского дворца 18-го века, который ранее стоял на месте, но обветшал к середине 19-ого века. Разработанная командой архитекторов под руководством Константина Тона, он должен был подчеркнуть величие русского самодержавия. Константин Тон был также архитектором Оружейной палаты Кремля и Храма Христа Спасителя. Впечатляющий 125-метровый (410-футовый) фасад этого желто-белого дворца лучше всего восхищается с кремлевской набережной, за стенами Кремля.

Большой Кремлевский дворец раньше был царской московской резиденцией. Его строительство привело к сносу предыдущего дворца в стиле барокко на месте, спроектированного Растрелли, и церкви Святого Иоанна Крестителя, построенного по проекту Алоизио Нова вместо первой церкви, когда-либо построенной в Москве.

Большой Кремлевский дворец Тона составляет 125 метров в длину, 47 метров в высоту и имеет общую площадь около 25 000 квадратных метров. Он включает в себя более ранний Теремский дворец, девять церквей 14, 16 и 17 веков, вестибюль и более 700 комнат. Здания дворца образуют прямоугольник с внутренним двором. У здание, кажется, три этажа, но на самом деле их два. На верхнем этаже есть два набора окон. В западном здании дворца находились государственные залы приема и частные палаты императорской семьи.

Его пять приемных залов (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский) названы по орденам Российской империи: ордена святого Георгия, Владимира, Александра, Андрея и Екатерины. Сегодня Георгиевский зал используется для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний. Международные договоры подписаны в Владимирском зале. Это также ведет к Грановитым Палатам, Золотой палат царицы, Теремному дворцу, Зимнему дворцу и Дворцу съездов. Александровский зал и Андреевский зал были объединены в советские времена для использования на заседаниях и конференциях Верховного Совета СССР; они были восстановлены в соответствии с проектами Тона в 1990-х годах. В настоящее время это официальная резиденция Президента Российской Федерации, хотя она редко используется для этой цели.

 

 

История

Поскольку сегодняшний Большой Кремлевский дворец расположен на месте Московского Кремля, бывшего укрепления, известного с XII века, на его месте задолго до XIX века стояли представительные здания, в том числе жилые кварталы великих князей Московских и Цари России.

Предыдущие постройки до 17 века
Описания первых зданий-предшественников сегодняшнего Большого Кремлевского дворца не сохранились; однако известно, что первый великокняжеский дворец стоял здесь во времена Ивана Калиты (начало XIV в.)[3]. Тот факт, что именно в этом месте Кремля располагались резиденции правителей Великого княжества Московского, а затем и Царства Российского и Российской империи, объясняется, прежде всего, чрезвычайно представительным расположением объекта: обрывистый берег простиравшейся к югу от нее Москвы-реки придавало строениям, видневшимся тогда издалека от реки, особое положение среди всех сооружений крепости.

В начале 15 века в имении располагались жилые кварталы княгини Софьи, супруги великого князя Василия I. Последний около 1404 г. расширил постройки, впервые был построен дом с часами на фасаде. в истории Москвы. Поскольку почти все несакральные постройки в Москве в то время были деревянными, пожары представляли постоянную угрозу.В течение XV века в Кремле были многочисленные крупные пожары, в результате которых княжеские апартаменты были частично или полностью разрушены, а затем либо отреставрирован или заново построен. Лишь в 1487 году было построено одно из первых каменных зданий Кремля — Грановитая палата, сохранившаяся до наших дней. В это же время началось строительство сегодняшнего комплекса Большого Кремлевского Дворца.

После особо опустошительного пожара 1493 г., вновь опустошившего большую часть Кремля, в том числе старые деревянные княжеские палаты, началось строительство первого каменного дворца, который должен был дополнить Грановитый дворец, использовавшийся преимущественно для представительских целей и как главная резиденция великих князей. Работы были поручены мастерам-строителям из Италии – аналогично тому, как это было при новом строительстве стен, башен и многих других сооружений Кремля, сохранившихся до наших дней. Строительство княжеского дворца поручил тогдашнему великому князю Ивану III. «Великий» — миланскому мастеру-строителю Алоизио да Милано (известному в то время в России как Алевис Фрязин). Строительство началось в 1499 году и было завершено в 1508 году, уже после смерти Ивана III. В отличие от прежних деревянных построек, новый дворец должен был простоять более 200 лет. В течение XVI и XVII веков он несколько раз перестраивался и расширялся, самым известным из которых является Теремной дворец, завершенный в 1636 году и сохранившийся до наших дней.

Предыдущие постройки 17-19 веков.
Здания-предшественники Большого Кремлевского дворца полностью или частично служили резиденцией русских царей до конца XVII века. Это изменилось примерно в 1703 году во время царствования Петра I «Великого». Он основал новую имперскую столицу России, Санкт-Петербург, и перенес туда царскую резиденцию. Старые московские квартиры почти не использовались по прямому назначению и со временем пришли в упадок. Некоторые деревянные хозяйственные постройки пали жертвой очередного пожара и не были восстановлены, остальная часть дворцового комплекса использовалась в том числе и как административное здание.

В 1749 году императрица Елизавета приказала снести часть старых царских покоев, чтобы на их месте построить представительный дворец, который должен был стать новой московской главной резиденцией российских императоров. Выполнение было поручено известному итальянскому архитектору Бартоломео Франческо Растрелли. Здание было завершено в 1753 году и получило название Зимний дворец. Несколько лет спустя Растрелли построил в том же стиле барокко гораздо более известный Зимний дворец в Санкт-Петербурге, который с тех пор служил петербургской императорской резиденцией. Во время войны с Наполеоном в 1812 году Московский Зимний дворец был разрушен и восстановлен к 1817 году по проекту мастера-строителя Василия Стасова.

 

Преемник дворца Растрелли, который все чаще считался устаревшим, все еще рассматривался в конце 18 века при Екатерине II «Великой». В это время два архитектора Василий Баженов и Матвей Казаков подготовили масштабный проект дворца, который должен был быть намного больше нынешнего здания и уступить место нескольким старым кремлевским постройкам. Однако со временем проект был окончательно отвергнут не только по финансовым причинам, но и потому, что проект подвергся резкой критике за то, что он слишком велик для Кремля.

Новая царская резиденция 19 века
Именно царь Николай I первым приказал снести дворец Растрелли в 1830-х годах, чтобы на его месте построить новую московскую царскую резиденцию в стиле, близком к классицизму, считавшемуся современным в России в то время. Новый дворец спроектировал Константин Тон, известный рядом известных московских построек XIX века (в том числе Храма Христа Спасителя и приемного корпуса Николаевского вокзала).

Строительные работы по центральному дворцовому зданию велись с июня 1838 года по апрель 1849 года, а общая стоимость проекта составила около 12 миллионов рублей. Результатом стал комплекс Большого Кремлевского дворца, существующий по существу и по сей день, в который, помимо центрального дворцового здания, возведенного в 1838-49 гг., входят гораздо более старые примыкающие здания Грановитой палаты, Теремного дворца и Золотой Царицыной палаты. Камера. Последние два здания были почти полностью окружены доминантной центральной частью, так что с тех пор практически не видны снаружи. Это, а также тот факт, что новое великолепное здание с классическим влиянием представляло собой явный архитектурный контраст с существующим ансамблем Кремля, в котором доминировала древнерусская архитектура раннего Нового времени, вызвало у Константина Тона множество резких критических замечаний. В московском путеводителе 1917 года это удивительно большое по своим размерам здание даже не упоминается как казарма.

С момента завершения до падения царя Большой Кремлевский дворец, включая его более старые пристройки, был резиденцией русских монархов в том, что было тогда вторым по величине городом в империи.Цари, их семьи и свита останавливались здесь во время их пребывания в Москве, а также здесь проводились важные государственные церемонии, например приемы высоких иностранных государственных гостей или торжества по случаю коронации царей. Кроме того, дворец был открыт для общественных экскурсий и в непраздничные дни.

20 век и настоящее
После падения монархии в России и Октябрьской революции 1917 года здания Большого Кремлевского дворца утратили функцию царской резиденции. В то же время новая государственная власть переместилась из Санкт-Петербурга обратно в Москву, и, таким образом, Кремль снова стал местом расположения важнейших органов государственной власти. Как и многие другие кремлевские постройки, бывший дворец царей теперь использовался в административных целях: с 1930-х годов проходили заседания Верховного Совета СССР и РСФСР, съезды Коминтерна и, до строительства Кремлевского Дворца съездов в 1961 г. здесь проходили партийные съезды, проводимые КПСС. Кроме того, пять бальных залов центрального дворца использовались для торжественных мероприятий, таких как чествование Героев Советского Союза. Некоторые изменения были внесены и в архитектуру дворца в советский период: два бальных зала были преобразованы в большой зал заседаний в 1934 году, в котором с тех пор проводились более крупные собрания, а фасады теперь украшали советские государственные символы вместо двуглавый орел царской империи.

После распада Советского Союза в 1991 году дворцовый комплекс перешел в управление президента России и по сей день официально является частью президентских кабинетов. Преобразования, сделанные в советское время, были отменены в ходе обширной реконструкции комплекса зданий в 1994–1999 годах, так что сегодняшний интерьер дворца во многом соответствует первоначальному состоянию 19 века. Большие залы для приемов на втором этаже центрального здания дворца до сих пор используются для государственных церемоний, таких как инаугурация президента.

 

Дворцовые постройки

Если смотреть на комплекс Большого Кремлевского Дворца в целом, то он представляет собой соединение нескольких зданий разных эпох, которые к тому же сильно отличаются по своему стилю. Следует, однако, отметить, что центральное здание, датируемое XIX веком, также имеет определенное сходство с Теремным дворцом в отдельных местах — замысел Константина Тона, желавшего как можно более гармонично вписать свою работу в существующую ансамбль.

Центральное здание дворца
Внешняя архитектура
Центральный царский дворец, построенный в 1838-49 гг., берет на себя представительную роль для всех зданий дворцового комплекса. С внешней стороны его устройство кажется относительно простым: вытянутый главный фасад, обращенный к Москве-реке, увенчан посередине купольной конструкцией, в середине которой установлены часы с четырьмя позолоченными боковыми циферблатами. Купол завершает флагшток, также позолоченный, к которому с начала 1990-х годов крепится государственный флаг России (ранее: флаг Советского Союза). Двухэтажное дворцовое здание имеет три ряда окон, одно над другим, при этом нижняя часть фасада несколько шире двух верхних и также выступает на несколько метров вперед, так что открытая галерея проходит непосредственно вверх по всему периметру. весь фасад. В целом главный фасад здания, кажущийся довольно однообразным, напоминает не столько пышную царскую резиденцию, сколько типичное административное здание Российской империи XIX века – именно эта характеристика и привела Константина Тона под перекрестный огонь. критики того времени.

Строя дворец, Тон старался добиться желаемой стилистической связи с соседней кремлевской архитектурой, особенно в деталях фасада. В центральной части здания это особенно орнаменты кокошников на фасадном возвышении под куполом, формы которых чем-то напоминают древнерусское зодчество XVI-XVII веков. Также нанесены пять двуглавых орлов с государственного герба России, которые были восстановлены в 1990-х годах после замены Советским правительством изображениями советского герба. По диагонали над пятью орлами расположены шесть рельефов несколько меньшего размера с изображением гербов губерний Польши, Казанской, Московской, Астраханской, Финляндии и Тавриды, ранее входивших в состав Российской империи. Два верхних ряда окон в здании также несколько основаны на старой кремлевской архитектуре: форма оконных переплетов из белого известняка напоминает окна в верхней части Теремного дворца. Ряд окон в нижней трети здания сильно отличается от верхней трети и больше похож на ряд аркад, при этом главный вход в середине едва заметен при внешнем осмотре.

По стилю Тонский дворец обычно считается эклектичной смесью сдержанного классицизма начала XIX века и элементов традиционной русской архитектуры XVI-XVII веков, хотя русская составляющая здесь выражена гораздо слабее, чем в большинстве известных историцистских зданий. архитектурные памятники Москвы (например, Исторический музей на Красной площади).

 

Залы дворца

Относительно простая форма центрального дворца контрастирует с его чрезвычайно роскошным интерьером, который во многом был основан на первоначальном состоянии XIX века в ходе реконструкции 1990-х годов. Большая часть внутренней архитектуры Тонского дворца была спроектирована архитекторами Федором Рихтером и Николаем Чичаговым во время его постройки.

Интерьер центрального дворца можно условно разделить: с одной стороны, на представительскую часть, которая использовалась и используется для приемов и торжеств, а с другой стороны, на бывшие жилые помещения (так называемая собственная половина) для царей и членов их семей. Все бывшие жилые помещения расположены на первом этаже дворца, а на верхнем этаже в основном расположены бальные залы, в том числе четыре из пяти самых представительных, названных в честь пяти самых известных государственных орденов, присужденных в Российская царская империя. Два этажа соединены друг с другом, в том числе, большой каменной парадной лестницей от входного вестибюля.

 

Андреевский зал
Андреевский зал (Андреевский зал) также находится на верхнем этаже дворца и вместе с соседним Александровским залом простирается вдоль южного главного фасада. Он назван в честь ордена Святого Андрея Первозванного, который был учрежден Петром I в 1698 году и вручался только высшим военным чинам. Зал был облицован голубым муаром в соответствии с оформлением ордена – синей эмалью с изображением Андреевского креста и голубой лентой для ношения ордена. Также на своде, который поддерживается пилонами, подобными Георгзаалу, можно увидеть стилизованные позолоченные орнаменты, образующие между каждой парой пилонов Андреевский крест. Над двумя рядами окон изображения гербов губерний царской империи.

Во время реконструкции в 1934 году перегородка между Андреевским и Александровским залами была убрана, и на ее месте был построен новый конференц-зал вместимостью более 2500 человек. До 1980-х годов здесь проходили важные политические мероприятия. В ходе реконструкции 1990-х годов оба зала были восстановлены до первоначального состояния. В 2000, 2004 и 2008 годах в Андреас-холле проходили церемонии инаугурации президента России (Владимир Путин в 2000 и 2004 годах и Дмитрий Медведев в 2008 году).

Александровский зал
Второй бальный зал за южным главным фасадом, именуемый Александровским залом, также получил свое оригинальное оформление в 1990-е годы. Он был назван в честь ордена Александра Невского, основанного в 1725 году, которому дал свое имя канонизированный великий князь и национальный герой Александр Невский. Соответственно, Александровский зал обильно украшен мотивами, относящимися к его жизни и творчеству: как на своде, так и на колоннах выделяются многочисленные фрески и рельефы, на которых, среди прочего, изображены сцены битвы на Чудском озере, выигранной войсками Невского. . Стены Александровского зала покрыты розовым искусственным мрамором, что в сочетании с позолоченными орнаментами, рамами картин и люстрами придает ему красно-золотую цветовую гамму, соответствующую фигуре ордена Александра Невского.

Владимирский зал
Владимирский зал расположен на первом этаже Тонского дворца и посвящен ордену Святого Владимира, основанному в 1782 году. При ширине около 16 м и высоте 18 м зал имеет значительно меньшие размеры, чем три парадных зала верхнего этажа, а также отличается от них своей архитектурой. Таким образом, под своим сводом он образует единое пространство без разделения на пилоны или колонны, которое прямо посередине украшает мощная бронзовая люстра. Дневной свет сюда проникает не через окна, а через небольшой застекленный купол на своде. Поскольку Владимирский зал расположен в центральной части здания, именно здесь расположены соединительные коридоры к другим зданиям дворцового комплекса, а именно к Теремному дворцу (через лестницу), Священному залу Грановитой палаты и Золотая Царицына палата, а также Государственный Кремлевский Дворец, не входящий в состав комплекса. Арочные окна верхнего ряда под сводом отделяют Владимирский зал от Золотой Царицыной палаты и бывших жилых и служебных корпусов караула царских апартаментов, которые были объединены в Тонский корпус.

Георгиевский зал
Георгиевский зал расположен на верхнем этаже за правым боковым фасадом здания дворца. Комната имеет длину 61 метр, ширину 20,5 метра и высоту 17,5 метра. Названный в честь высшей государственной награды царской империи — ордена Святого Георгия (также известного как Георгиевский крест), учрежденного в 1769 году и вручаемого за выдающиеся военные заслуги, он считается самым роскошным залом в Большой Кремлевский Дворец и всегда использовался для церемоний вручения почестей и высших наград. Например, в советское время здесь присваивалось почетное звание Героя Советского Союза; Здесь также чествовали пионера космонавтики Юрия Гагарина в 1961 году и победителей в войне против фашистской Германии в 1945 году. Кроме того, в Георгсаале теперь проводятся международные конференции и особо важные дипломатические приемы.

Богато орнаментированный свод Георгиевского зала поддерживают 18 могучих пилонов, каждый из которых дополнен в нижней части беломраморными статуями работы итало-русского скульптора Джованни Витали, символизирующими в аллегорической форме провинции и княжества Российской царской империи. цифры. Этот ансамбль дополняют большие горельефные изображения св. Георгия, давшего название ордену, по обоим концам зала: Мотив верхового Георгия, поражающего копьем змия, распространен в России и также представляет собой центральный городской символ Москвы, в том числе Георгиевские рельефы созданы известным немецким скульптором Петером Клодтом фон Юргенсбургом. Георгзаал освещают, с одной стороны, два ряда окон друг над другом на его восточной стене, с другой — 40 бра и шесть помпезных бронзовых люстр на своде, изготовленных в петербургской литейной мастерской Феликса Шопена. и каждый из которых весит около 1300 кг. Пол Georgssaal также очень тщательно продуман и напоминает огромный ковер с серией узоров, сделанных из более чем 20 различных цветных и ценных пород дерева. Об истинном назначении Георгсаала напоминают мраморные плиты на его стенах, на которых в общей сложности написано более 11 000 имен всех кавалеров ордена Святого Георгия.

Екатерининский зал
Екатерининский зал находится в западной части верхнего этажа за северным фасадом дворца. Эта комната названа в честь российского ордена Святой Екатерины, подаренного Петром Великим в 1711 году в честь его супруги Екатерины I. Этот орден был относительно редким и обычно вручался только женщинам (например, за заслуги перед благотворительностью). В соответствии с цветовой гаммой этого ордена в оформлении Екатерининского зала также преобладают светло-серебристые тона. Как и в других бальных залах верхнего этажа, со свода зала свисают несколько позолоченных бронзовых люстр, свет от которых дополняют шесть декоративных бра из свинцового хрусталя, изготовленных в Санкт-Петербурге. Еще одной важной достопримечательностью Екатерининского зала являются пилоны, поддерживающие свод, которые украшены тонкими мозаичными узорами из темно-зеленого малахитового гравия.

Во времена Российской царской империи Екатерининский зал служил приемной для жен царей. Здесь на восточной стене стоял трон императрицы. Сегодня зал иногда используется для высоких дипломатических приемов и конференций.

 

Личные покои царской семьи

Бывшие гостиные и гостиные царя и его семьи, известные как Собственная половина, расположены на первом этаже западной половины здания и примыкают к бальным залам благодаря своей великолепной меблировке, которая была создан исключительно русскими мастерами прикладного искусства, когда во дворце была построена еще одна достопримечательность дворца.

Среди прочего следует упомянуть бывший кабинет императора, который находится за западным фасадом и стены которого покрыты массивом ясеня. Слева от центрального корпуса, через переходную галерею, находится боковой флигель, в котором в XIX веке располагались жилые помещения для детей императора. Из этих покоев две особенно роскошные комнаты — так называемая Серебряная гостиная и Апартаменты наследника престола — сохранились в неизменном виде. Серебряная гостевая комната получила свое название из-за того, что аксессуары (в том числе зеркала, люстры и некоторые предметы мебели) когда-то были сделаны из чистого серебра. Также частью собственной половины являются бывшая гостевая, столовая или спальня на левой половине южного фасада. Характерными для этих помещений всегда являются массивные пилоны, разделяющие помещения на несколько частей, каждая из которых оформлена и обставлена ​​в своем стиле (включая барокко, рококо и классицизм).