Домик Петра Великого, Санкт-Петербург

 Домик Петра Великого

Описание Домика Петра Великого

Адрес: Петровская набережная 6
Телефон 232- 4576, 314- 0374
Открыто: с 10:00 до 17:30. Среда- воскресенье
Закрыто: Вторник и последний понедельник месяца

Домик Петра Великого или Домик Петра I - небольшой деревянный дом, который был первым петербургским «дворцом» царя Петра Великого. Эта бревенчатая хижина была построена за три дня в мае 1703 года солдатами Семеновского полка. Возможно бревна были взяты из местной избы. Манера обтеса древесины напоминает шведскую технику обработки дерева. В то время новый Санкт-Петербург был описан как «куча деревень, связанных вместе, как некоя плантации в Вест-Индии». В настоящее время считается, что дата его строительства считается основанием города Санкт-Петербурга.

 

 

Это не единственный домик великого императора. Петр Великий построил подобные домики в других местах в России - например, в Воронеже и Вологде. Деревянная изба в Санкт-Петербурге покрывает всего 60 квадратных метров и содержит три комнаты - гостиную, спальню и кабинет. Он имеет большие декоративные окна и высокую крышу, покрытой деревянной плиткой. Внутри деревянные стены были окрашены красным маслом, напоминающим кирпич, и комнаты стали известны как «красные хоромцы». Здесь нет камина и дымохода, поскольку он предназначался для использования только в теплые летние месяцы. Царь Петр жил в этом домике между 1703 и 1708 годами, в то время, когда Петр руководил строительством новой имперской столицы и Петропавловской крепости.

Домик Петра Великого был перенесен на его нынешнее место, 6 Петровская Набережная, в 1711 году с его оригинального участка на северном берегу Невы, рядом с нынешним Зимним дворцом. В 1723 году Петр заключил его в защитные стены из красного кирпичного павильона и приказал сохранить его для потомства как памятник своей скромности. Екатерина Великая приказала сделать ремонт этого павильона в 1784 году. Также защитный кирпичный павильон был реконструирован Николаем I в 1840-х годах. У Николая I также переделал спальню, превратив его в часовню, посвященную Христу-Искупителю, а железные перила были добавлены в 1874 году.

Домик Петра Великого использовался для празнования значительных дат, таких как двухсотлетие со дня рождения Петра (1672). Он стал центром преданности царю, Русской Православной Церкви и русской родине. Изображение бревенчатой ​​хижины было включено в яйцо Петра Великого, сделанное мастерами Фаберже, созданное в 1903 году, чтобы отпраздновать двухсотлетие со дня основания Санкт-Петербурга. После русской революции домик стали символом героического труда. Император Петр в отличие от других монархов в советский период был частично оправдан своей любовью к скромности и реформам.

Домик Петра Великого был призван национальным памятником, предметы интерьера были удалены. Домик Петра Великого был заколочен и замаскирован во время Второй мировой войны. Это был первый петербургский музей, который вновь открылся в сентябре 1944 года, после окончания блокады Ленинграда. Персональные и домашние объекты, принадлежащие и используемые Петром, все еще хранятся внутри, а бюст Петра работы Пармена Забелло стоит снаружи. Домик Петра Великого открыта для публики как филиал Русского музея.

 

Архитектура

Место для строительства домика было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу (высота до конька крыши — 5,7 м.) покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».

Послепетровская судьба
После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр более не жил в этом домике. Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года, когда вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 10 (21) сентября 1777. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.

Во второй половине XIX века со стороны Невы был разбит сад. В 1852 окружён чугунной решёткой. Ещё раньше распланировали сад, примыкавший непосредственно к строению, и обнесли его металлической решёткой, сохранившейся до наших дней. В 1875 перед домиком установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора Пармена Забелло по модели скульптора Жилле.

Домик сохранился практически в первоначальном виде. Незначительные изменения, внесённые в период до Октябрьской революции, когда домик использовали как часовню, были устранены в ходе последующих реставраций.

Музей
В 1930 году домику присвоили статус историко-мемориального музея. Во время Великой Отечественной войны Домик Петра I был закрыт. Его окна и двери заколотили листами фанеры, зашили досками и, чтобы максимально замаскировать, закрасили серой масляной краской. За сохранением музея следили дежурные. Уже в сентябре 1944 года Домик первым среди всех музеев Ленинграда открылся для посетителей.

В послевоенные годы проведены реставрационные работы. Проведён капитальный ремонт «футляра», в ходе которого расчищены кирпичные стены, застеклены дверные и оконные проёмы, покрашены стены и потолки внутри, мраморный пол столовой, постеленный в годы существования часовни, заменён деревянным. Стены и потолки самого домика затянули новым холстом. Также отреставрировали решётку вокруг домика.

В 1958 году в «футляре» устроили отопление, что сделало возможным круглогодичное посещение музея. В 1971—1975 производилась научная реставрация. Экспозиция музея составлена из двух разделов: самого домика и выставки в «футляре». В кабинете, столовой и спальне Домика представлены подлинные вещи, принадлежавшие Петру I, а также предметы быта начала XVIII века, материалы о событиях Северной войны 1700—1721, основании Петербурга, а также материалы о строительстве и реставрации самого памятника.