Адрес: 4, Площадь Труды
Метро: Гостиный двор, Невский проспект
Закрыто для общественности
Николаевский дворец расположен на площади Труда, недалеко от Исаакиевского собора в центре Санкт-Петербурга. этот шикарный особняк был одним из последних дворцов, которые будут построены для императорской семьи в городе. Огромное позднее неоклассическое здание было спроектированно архитектором Андреем Штакеншнейдером, который также проектировал Мариинский и Белосельско-Белозерский дворцы. Ему помогали помощниками Август Ланге и Карл Циглер. Николаевский дворец был заказан Императором Николаем I для своего третьего сына, великого князя Николая Николаевича и окончен в 1861 году. При Николаевском дворце имелся манеж и небольшая православная церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость», с подклетом наподобие пещеры Гроба Господня.
В 1894 году здание перешло к короне и было преобразовано в Ксенинский
институт благородных девиц. Его описала Э. М. Альмединген в своих
воспоминаниях:
Во время определенных приемов в большом обшитом белыми
панелями зале легко было представить себя погруженным в придворную жизнь
конца восемнадцатого века. …Дворец, при всех своих огромных размерах,
был прекрасен. Размах этой царственной лестницы из серого мрамора,
изгибающейся вправо и влево, должно быть, был архитектурным чудом. Мы
играли в залах, высокие потолки которых поддерживали коринфские колонны,
а стены были покрыты изысканнейшими панелями. Мы читали и учились в
комнатах с прекрасными зеркалами, обрамленными завитками и резными
фантазиями великих художников. Мы спали в общежитиях, стены которых были
покрыты тонкими фресками. ... Изысканная лестница... спускалась в зал,
где дежурил гигантский Цербер привратника, великолепный в алом и золоте.
Огромные парадные двери, великолепно украшенные резным деревом и
гранеными стеклами, почти всегда были закрыты.
Большевики
переименовали его во Дворец Труда и передали профсоюзам, которые
уничтожили некоторые части первоначальных эклектичных интерьеров, чтобы
приспособить дворец под свою штаб-квартиру. С 2004 года профсоюзы сдают
в аренду большую часть здания коммерческим предприятиям под офисы.
Николаевский дворец стал доминантой Благовещенской площади (нынешней
площади Труда). Архитектор Андреас Штакеннайдер выбрал для фасада
архитектурные приемы итальянского Возрождения. В восточной части дворца,
со стороны сада, располагалась домовая церковь.
Для отделки
вестибюля Штакеннейдер использовал кирпичи и камень, оставшиеся от
строительства Исаакиевского собора. Лестницу украсили семнадцать картин
художника Николая Тихообразова. Анфиладу первого этажа начинала Белая
гостиная, украшенная лепными дверями и живописными панно. Затем шли
Малая столовая и Китайская гостиная. В центре западного фасада
находилась Розовая гостиная, потолок которой украшала картина «Суд
Париса». В северо-западной части мезонина располагались Бальный зал и
Банкетный зал высотой 17 метров. Танцевальный зал был украшен
скульптурами Иенсена. Мебель для кают изготовлена мастером Андреем
Туром.