Собор Альмудена (Мадрид)

Санта-Иглесия-Катедраль-Метрополитана-де-Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена, известный просто как собор Альмудена, является собором католического поклонения, посвященным Деве Марии под патронажем Ла Альмудена и епископской резиденцией Мадрида.

Построенный очень близко к месту предыдущей и очень старой церкви Санта-Мария-де-ла-Альмудена, которая, в свою очередь, была построена на вершине мечети, собор посвящен Деве де ла Альмудена, святой покровительнице Мадрида. Название этой девственницы и собора происходит от арабского слова al-mudayna, что означает «цитадель». Собор расположен в историческом центре города Мадрида; главный фасад обращен к Королевскому дворцу, а фасад трансепта выходит на улицу Калле де Байлен, а доступ к склепу осуществляется через Куэста де ла Вега, в конце улицы Калле Майор. В отличие от большинства христианских храмов, ориентированных с востока на запад, собор имеет ориентацию с севера на юг, что является результатом его замысла как неотъемлемой части комплекса Королевского дворца.

Собор является главным храмом Мадридской архиепископии, резиденцией архиепископа и капитула митрополии. Это здание длиной 102 метра и высотой 73 метра, построенное с конца 19 века до конца 20 века, в разных архитектурных стилях: неоклассицизм снаружи, неоготика внутри и неороманизм в склепе. .

Он был освящен 15 июня 1993 года Папой Святым Иоанном Павлом II во время его четвертой поездки в Испанию.

 

История

Согласно легенде, когда король Альфонсо VI Леонский завоевал Мадрид и изгнал мусульман в 1083 году, он стал одержим поиском ценной иконы Девы Марии, которая много веков назад была спрятана между стенами цитадели, чтобы она была в безопасности. . Не сумев найти потерянную фигуру, Альфонсо VI предался молитве, пока часть стены не рухнула, обнажив изображение, все еще освещенное свечами, с которыми оно было захоронено столетия назад. Место чудесного и легендарного события отмечено вне собора нишей со статуей Богородицы.

Истоки собора Альмудена можно проследить до небольшой церкви Санта-Мария-де-ла-Альмудена позднесредневекового происхождения, которая располагалась в нескольких метрах от нынешнего собора, стоящего, согласно недавним раскопкам, на месте, занятом Еврейский квартал Мадрида4. На протяжении веков предпринимались попытки придать вышеупомянутому приходу большее величие, попытки, которые стали более интенсивными с консолидацией империи и созданием в городе штаб-квартиры двора. Согласно отчету от 1567 г.:

Для всеобщего блага города и его земли важно и крайне необходимо, чтобы там была построена соборная церковь и глава епископства.

Однако город принадлежал Толедской архиепископии, бывшей столице испанского вестготского королевства, которое всегда выступало против потери своей церковной столицы. Таким образом, были предприняты попытки расширить и реформировать небольшую церковь Санта-Мария до ее исчезновения в 1868 году, когда ее снесли, чтобы расширить улицу Майор. Наконец, возникла необходимость построить новую церковь для размещения культа покровителя Мадрида.

4 апреля 1883 года король Альфонсо XII заложил первый камень нового здания, которое станет будущим мадридским собором, на земле, которая при посредничестве королевы Марии де лас Мерседес Орлеанской, очень преданной Деве Марии. Альмудена были переданы Королевскому наследию в 1879 году.

Окончательной поддержкой для строительства стало создание епархии Мадрид-Алькала на основании буллы, изданной Львом XIII 7 марта 1885 года. Пока собор строился, старая иезуитская церковь Императорского колледжа, которая в то время время считалась коллегиальной церковью, по призыву Сан-Исидро она стала соборным храмом новой епархии.

В 1964 году Казимиро Морсильо получил титул архиепископа, будучи епархией Мадрид-Алькала, возведенной в ранг архиепископии. Эта архиепископия была переименована в Мадридскую архиепископию в 1991 году с восстановлением епархии Алькала-де-Энарес.

Архитектор Франсиско де Кубас, ответственный за проект, преобразовал свой первоначальный проект в приходскую церковь, предложив внушительный неоготический собор, который следовал преобладающей в Европе моде под влиянием Виолле-ле-Дюк. Наваскуэс назвал его «самым важным неосредневековым проектом испанской архитектуры 19 века». Строительные работы начались со склепа, построенного в неороманском стиле, с независимым доступом со стороны Куэста-де-ла-Вега и открытого для поклонения в 1911 году, когда-то завершенного Энрике Марией Репуллес-и-Варгас. Тогда же были возведены первые столбы.

После перерыва гражданской войны тогдашний мэр Мадрида Хосе Морено Торрес поручил архитектору Луису Мостейро возобновить работы, и снова возникли важные несоответствия в архитектурном стиле.

Работы были практически заброшены до 1950 года, когда Фернандо Чуэка Гойтиа и Карлос Сидро выиграли конкурс, призывавший к завершению работ. Внешний вид храма тогда изменился, так как, хотя готический стиль первобытного проекта интерьера собора был сохранен, внешний вид теперь будет неоклассическим, как и в настоящее время. Таким образом, собор лучше вписался бы в окружение Королевского дворца.

Работы продолжались до тех пор, пока не были остановлены в 1965 году из-за отсутствия средств и поддержки со стороны городского совета Мадрида. Прошло почти двадцать лет, пока в 1984 году не был создан попечительский совет, который заручился поддержкой государственных и частных учреждений для завершения работ. Собор был освящен Папой Иоанном Павлом II 15 июня 1993 года, заменив Соборную церковь Сан-Исидро, которая была временным собором Мадрида с 1885 года.

С момента своего открытия собор был тесно связан с религиозными актами испанской королевской семьи. 8 ноября 2000 года королева Мария де лас Мерседес де Орлеан, первая жена Альфонсо XII, великий покровитель работ, чьи останки оставались в монастыре Эль-Эскориал до завершения строительства соборного храма.

22 мая 2004 года состоялась помолвка короля Фелипе VI (тогда принца Астурийского) с Летицией Ортис.

В 2005 году прошла выставка Непорочного зачатия и Испании, организованная Фондом Las Edades del Hombre.

20 августа 2011 года Бенедикт XVI стал вторым Папой, посетившим собор, где он председательствовал и отслужил мессу с семинаристами в рамках мероприятий, запланированных на XXVI Всемирный день молодежи.

Собор Альмудена обычно является местом проведения некоторых государственных церемоний. Среди прочего, здесь проходили государственные похороны бывших президентов Леопольдо Кальво-Сотело в 2008 году и Адольфо Суареса в 2014 году.

Собор Альмудена является одним из самых недавно построенных испанских соборов, наряду с собором Сан-Кристобаль в Ла-Лагуна-де-Тенерифе и собором Марии Инмакулада в Витории.

 

Материалы

Каменные плиты цоколя и основания колонн выполнены из доломитового камня (доломикрит), привезенного из города Байдес, провинция Гвадалахара.Фасад с белыми тонами и розовыми прожилками выполнен из микритового известняка с прожилками Португалия и самая декоративная часть портала сделана из оолитового известняка, также португальского.С 1911 года работа продолжалась с известняком из Новельды, провинция Аликанте, кремового тона.Главный портал с двумя башнями сделан из гранита, от Сарзалехо, в районе Мадрида. Единственные гранитные колонны храма, расположенные между двумя башнями этого главного фасада, происходят из карьеров мадридского муниципалитета Эль-Боало, Серседа и Матаэльпино, где их каменщики извлекли эту породу из Берроке и ваяли ее в пятидесятые годы.

 

Описание

Возможно, самым ярким элементом за пределами собора является двойной купол; Готика внутри, но с барочными реминисценциями снаружи. Он представляет собой восьмиугольный барабан, в котором открываются четыре больших термических отверстия и небольшой фонарь в качестве отделки. Крыша темный шифер. На вершинах двенадцать статуй, изображающих апостолов: святого Филиппа, святого Варфоломея, святого Матфея, святого Симона, святого Иуды Фаддея, святого Иакова Младшего, святого Матиаса, святого Варнаву, святого Петра, святого Иакова Старшего, святого Иоанна и святого. Андрей. Это работа скульптора Луиса Сангуино.

 

Главный фасад

Главный фасад, обращенный к площади Пласа-де-ла-Армерия, расположен у подножия храма и смотрит на южную сторону Королевского дворца. Он состоит из большого портика с двойной колоннадой, нижний этаж выполнен в тосканском стиле, а верхний - в ионическом ордере. Этот набор с неоклассическим оттенком был завершен после освящения собора барочной нишей, скрывающей изображение Девы де ла Альмудена. Также были установлены четыре статуи работы скульптора Рамона Чапарро, представляющие четырех испанских святых: Сан-Исидро-Лабрадор, Санта-Мария-де-ла-Кабеса, Санта-Тереза-де-Хесус и Сан-Фернандо, сделанные из белого камня из Кольменар-де-Ореха.

На балконе витраж площадью десять квадратных метров, изображающий Деву Лис, и четыре статуи, изображающие четырех евангелистов работы скульптора Хосе Луиса Пареса.

Два больших щита, также выполненных скульптором Паресом, расположены в нижней части башен, представляя собой полный герб испанского королевского дома и щит папы, освятившего собор, Иоанна Павла II.

По краям фасада, в двух нишах, две бронзовые статуи святых Петра и Павла работы Хуана де Авалоса; отделка ниш, два рельефа, вручение ключей Святому Петру и обращение святого Павла.

Двери бронзовые. Центральный украшен орнаментами на тему тринитаризма, посвященными юбилею 2000 года; одна из сторон относится к монархии Испании с изображениями королей Реконкисты; другой посвящен Латинской Америке. Это работа скульптора Сангино.

Из двух башен на этом фасаде та, что справа, известна как Мариана или де-лос-Гальегос, поскольку колокола были подарены галичанами, и каждый из них имеет традиционное посвящение Марии: Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена; Санта-Мария-де-ла-Палома; Санта-Мария-де-Аточа и Санта-Мария-де-ла-Флор-де-Лис. В башне слева, выходящей на улицу Байлен, находится карильон, сделанный в Салданье (Паленсия), а также колокола Бенедикта, Ансилла Домини, Магнификат и Грация Плена.

 

Фасад Байлена

Этот фасад ежедневно используется для входа в собор. Он соответствует восточной части трансепта храма, выходящей на улицу Байлен. В оформлении этого фасада просматривается определенное влияние Эскуриала в его монументальности и наготе, нарушаемой только монументальными бронзовыми дверями. Это также работа скульптора Сангуино.

Левая сторона представляет открытие Девы Марии Альмудены королем Альфонсо VI Кастилии в 1085 году; центральный напоминает день освящения собора Папой Иоанном Павлом II 15 июня 1993 года с изображениями королей Хуана Карлоса I и Софии, Доньи Марии де ла Мерседес, матери короля и тогдашнего архиепископа. из Мадрида, Анхель Сукиа; Наконец, правая боковая дверь иллюстрирует шествие Девы де ла Альмудена 9 ноября, в день ее праздника, по улицам Мадрида. В нем вы можете увидеть кардинала-архиепископа Антонио Мария Роуко Варела и самые символические памятники города. Украшение завершают две статуи Сан-Хоакина и Санта-Ана, родителей Девы Марии, размещенные в нишах в верхней части фасада; обе работы Хосе Луиса Пареса.

Перед этим фасадом площадь служит большим атриумом. Она широко известна как Пласа-де-Хуан-Пабло II из-за трехметровой статуи, изображающей этого папу, созданной скульптором Хуаном де Авалосом. Площадь также украшают четыре фонтана в стиле Фернандино и фонарные столбы. Доступ к нему осуществляется по императорской лестнице и боковым пандусам.

Весь комплекс закрыт решеткой, увенчанной бронзовыми статуями Сан-Антонио-Мария-Кларе, Сан-Игнасио-де-Лойола и Сан-Хуан-де-Авила работы скульптора Консуэло Переа.

 

Внутри

Собор имеет план латинского креста, состоящий из центрального нефа и двух боковых, широкого трансепта с тремя нефами; изогнутая голова с амбулаторной и пятью радиальными часовнями. Внешний вид собора, выполненный в эклектичном стиле, в котором преобладают линии неоклассицизма и барокко, контрастирует с интерьером, выполненным в стиле неоготики, включая полихромные витражи и фонарь.

Большая часть литургической мебели также соответствует этому стилю. Главный алтарный стол выполнен из зеленого мрамора и расположен в центре трансепта. Справа от него находится епископское кресло с готическими линиями, вырезанное из орехового дерева в 1885 году. За главным алтарем над пресвитерией возвышается скульптура распятого Христа в стиле барокко, работа выдающегося кордованского имиджмейкера Хуана де Меса ( 1583-1627), сделанный в 1620 году и который, как и хоры, происходит из Соборной церкви Сан-Исидро, для которой он был заказан Императорским колледжем. Это ключевое произведение испанского скульптурного барокко, несмотря на то, что его пришлось восстанавливать после повреждений, нанесенных во время гражданской войны в Испании.

Алтарь Девы де ла Альмудена, покровительницы города, находится в трансепте правого нефа, напротив входа на Калле де Байлен. Это приподнятый алтарь, к которому ведут две боковые лестницы с бронзовыми перилами. Оригинальная скульптура, изображающая Богородицу с младенцем на руках, представляет собой резное и полихромное деревянное изображение в готическом стиле; Он помещен в центральную нишу ценного запрестольного образа, сделанного Хуаном де Боргонья в конце 15 века. Он состоит из восемнадцати таблиц, представляющих сцены из жизни Иисуса и Марии в приятных тонах; кладка и пределла выполнены в стиле модерн, в неоготическом стиле. Образ Богородицы возвышается на серебряном пьедестале 17 века со свечами и сияниями из того же материала и того же периода, подаренными Виллой де Мадрид.

Под опущенной аркой, образованной лестницей, находится могила королевы Марии де лас Мерседес, жены Альфонсо XII, которая умерла в 1878 г. Ее останки были перенесены туда в 2000 г., исполняя волю государя быть похороненной у ног. Богородицы.

В пространстве круиза, предшествующем лестнице, можно увидеть прекрасную скульптуру, изображающую Падение Иисуса с крестом, известную как Христос Милосердия. Это платье размера барокко, интенсивного реализма и правдивой полихромии, приписываемое Хуану Мартинесу Монтаньесу. На противоположной стороне находится еще один шедевр барочных образов, Христос, привязанный к колонне, работы неаполитанского скульптора Джакомо Коломбо, подписанный и датированный на основании 1698 годом.

В начале амбулатории находится Часовня Святого Причастия, предназначенная для евхаристического поклонения, которая привлекает внимание часовни с современной дарохранительницей. В этой часовне также поклоняются скульптуре Вирхен-дель-Монте, средневековой готической скульптуре 13 века.

На пересечении с трансептом, со стороны послания, находится большая картина, некоторое время руководившая главным алтарем собора, изображающая Приготовления к распятию. Он происходит из исчезнувшего мадридского монастыря капуцинов Терпения и является работой художника Франсиско Риччи (1651 г.), подчеркивающей мрачную, напряженную и занятую атмосферу, которая царит на картине, описанной ловкими мазками. Это ключевое произведение живописи испанского барокко и одно из самых характерных из всего, что хранится в храме.У подножия этого полотна превосходный «Лежащий Христос» скульптора Хуана де Авалоса с энергичной анатомией. На руке противоположного трансепта можно увидеть запрестольный образ из расписных столов в готическом стиле, произведение 15-16 веков, приписываемое Хуану Гонсалесу де Бесеррилю.

Центральная часовня амбулатории посвящена Сан-Исидро Лабрадору и его жене Санта-Мария-де-ла-Кабеса, чьи изображения, полихромная резьба в стиле барокко, приписываемая Хуану Вильябрилле-и-Рону (17-18 века), обрамляют погребальный ларец с 13 века. века, в котором какое-то время находились нетленные останки святого (в настоящее время хранятся в Соборной церкви Сан-Исидро). Ковчег представляет собой уникальное произведение средневекового искусства с различными нарисованными сценами, представляющими отрывки из жизни святого.

 

Центральный неф и боковые стороны

Крыша центрального нефа, в отличие от боковых, выполненных по готическим схемам (простой ребристый свод), решена за счет остроумного решения из сотового бетона, позволившего сократить затраты и объем работ. Художественное оформление этой структуры носит геометрический характер, работа художника Хосе Луиса Галисии в стиле, напоминающем традиционные кессонные потолки в стиле мудехар, особенно в обильном использовании сусального золота и контрастных цветовых гаммах. Купол, написанный тем же художником, имеет своим мотивом четыре элемента (земля, море, огонь и воздух) в своих четырех вершинах, которые поддерживают небесный свод.

Часовни в боковых нефах посвящены современным святым: Святой Хосемарии Эскрива де Балагер, украшенной рельефами и скульптурой святого работы Венансио Бланко; Санта-Мария-Микаэла Святого Причастия; Блаженная Мариана де Хесус, Мерседариан, родившаяся в Мадриде; Санта-Маравильяс-де-Хесус из Мадрида, босой кармелит; Святая Ангела Креста; Сент-Винсент-де-Поль и Сент-Луиза де Марильяк; Святой Педро Поведа; Санта-Мария-Соледад-Торрес-Акоста и Санта-Мария-Хосефа-дель-Корасон-де-Хесус. Все они организованы и украшены изображениями и мебелью в основном в современном стиле. У подножия храма находятся покаянная часовня и крестильная часовня; последний с простой ванной из черного мрамора и выдающейся скульптурой Святого Иоанна Крестителя работы Роберта Мишеля 18 века. Рядом с главной ризницей находится часовня Иоанна Павла II, открытая кардиналом Осоро (13 ноября 2022 г.).

Соборный орган, расположенный в верхнем хоре у подножия храма, был построен органным мастером Герхардом Гренцингом и является исключительным произведением. Он состоит из четырех клавиатур плюс педальная клавиатура и имеет механическое и электрическое соединения: клавиатура внешних бедер имеет шестнадцать рядов трубок, самая большая - одиннадцать рядов; двадцать одна трубная линия предназначена для выразительной клавиатуры, девять для трубы, а педаль добавляет еще тринадцать строк.

 

Витражи и картины в апсиде

28 апреля 2004 года кардинал Роуко Варела, архиепископ Мадридский, благословил картины и витражи, украшающие апсиду собора. Они были заказаны монаху и художнику Кико Аргуэльо.

На фресках изображены (слева направо): Крещение, Преображение, Распятие, Христос Пантократор, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа в Пятидесятницу. В центре композиции, главенствующей над всем собором, образ Пантократора в образе Иисуса во Втором пришествии. На раскрытой книге, которую держит Пантократор, написано: «Любите врагов ваших. Я скоро буду!" Эти картины напоминают по своему общему стилю традиционные иконы православных храмов, но в деталях ощущается современный оттенок.

Над картинами расположены семь витражей, посвященных Слову или Глаголу Бога, с его названием на разных языках: латинском (Verbum), греческом (Logos), иврите (Dabar), сирийском (Melaj), русском (Slovo). и испанский (Word). В центре имя Марии, посвящение собора. Витражи, не будучи фигуративными, создают баланс между нарисованными фигурами, хроматизмом витражей и потолка в синтезе традиции и современности. Однако набор вызвал споры, ставя под сомнение его эстетический вкус, оригинальность и актуальность.

 

Склеп

Склеп Альмудена был первым строением, построенным в соборе, он был возведен в неороманском стиле, с доступом со стороны Куэста-де-ла-Вега. Он был открыт для поклонения в 1911 году, когда его закончил архитектор Энрике Мария Репуллес, который в нем похоронен. Он содержит изображение Девы де ла Альмудена XVI века.

Его более 400 колонн, увенчанных капителями, выделяются, все они разные, которые вызывают библейские фигуры и мотивы природы, а также фигуру Осы и Мадроньо, символ Мадрида. Его фасад имеет средневековые отсылки с тройной дверью с полукруглой аркой. Над ним председательствует изображение Альмудены, рядом с Сердцем Иисуса и Сан-Исидро, защищенное амбулаторным помещением. Он имеет пять нефов и 18 часовен по бокам. В них вмешались такие художники, как Benlliure в рельефах или Maumejean с витражами, освещающими часовни. В отделке часовни сочетаются мозаика византийской традиции, рельефы и изображения классических пропорций, а также витражи в готическом стиле. Вотивные светильники на потолке вдохновлены сокровищами Гуарразара, найденными в Толедо в середине 19 века.

Среди захороненных в крипте собора личностей:
Ее Величество Мерседес Орлеанская, королева Испании (1860–1878)
Его Высочество принц Фердинанд Баварский (1884–1958)
Его Высочество Хосе Эжен, принц Баварии (1909–1966)
Его Высочество Луис Альфонсо, принц Баварии (1906–1983)
Ее Высочество Мария де ла Асунсьон Соланж де Месия и де Лессепс, принцесса Баварии и графиня Одиэль (1911–2005)
Франсиско де Кубас, 1-й маркиз Кубас (1826–1899)
Франсиско де Кубас-и-Эрисе, II маркиз Кубас, II маркиз Фонтальба и вельможа Испании (1868–1937)
Эстанислао де Уркихо-и-Ландалусе, 1-й маркиз Уркихо (1817–1889)
Эстанислао де Уркихо-и-Уссиа, III маркиз Уркихо (1872–1948)
Кардинал Анхель Сукиа Гойкоэчеа (1916–2006)
Фернандо Риело Пардаль (1923–2004)
Кармен Франко, 1-я герцогиня Франко (1926–2017)
Кристобаль Мартинес-Бордиу, X маркиз Вильяверде (1922–1998)
Альфонсо Пенья Бёф, испанский политик (1888-1966)
Энрике Мария Репуллес, архитектор склепа Альмудена (1845-1922)
Ампаро Портилья Креспо (1925–1996)

 

Музей

Внутри храма находится музей, в котором выставлено все, от мозаик до епископских щитов и украшений. Также вход в указанный музей включает подъем на купол собора.

 

Размеры

Общая длина: 102 м
Длина центрального нефа: 82 м
Длина круиза: 68 м
Высота от купола до креста: 73 м.
Высота башен по фасаду до флюгера: 60 ​​м.
Высота основного зала: 25,8 м
Ширина основного зала: 12,5 м
Ширина бортов: 6 м
Ширина часовни: 6 м
Общая площадь: 4800 м²