Национальный археологический музей (Мадрид)

Описание Национального археологического музея

Тел. 91- 577 79 12
Метро: Serrano, Retiro
Автобус: 1, 9, 19, 51, 74
Открыто: 9:30- 20:30 (18:30 Июль и Авг) Втор- Субб, 9:30- 14:30 Воскр; бесплатно по Субб и Воскр)
www.man.es

 

Национальный археологический музей (Museo Arqueológico Nacional) — испанский национальный музей, расположенный во Palacio de Biblioteca y Museos Nacionales de Madrid, здании 19-го века, начатом архитектором Франсиско Хареньо-и-Аларконом и завершенном Антонио Руисом де Сальсесом, которое он делит с Национальной библиотекой. и который расположен на Calle Serrano, рядом с Plaza de Colón.

Это главный испанский музей, посвященный археологии. Его коллекция основана на предметах из Испании, от доисторических времен до современности. Однако в нем есть и разные коллекции из-за границы, особенно из Древней Греции, как из столичного региона и, прежде всего, из Великой Греции, так и, в меньшей степени, из Древнего Египта, а также «уменьшенное количество произведений» с Ближнего Востока.

Музей находится в государственной собственности и находится в непосредственном ведении Министерства культуры и спорта. Органически он зависит от Главного управления изобразительных искусств и культурного наследия, в частности от Главного подуправления государственных музеев.

 

История

Фундамент. Казино Королевы
Проект Национального археологического музея начался в 1862 году. В том же году было решено построить здание в конце Пасео-де-Реколетос, Дворец Национальной библиотеки и музеев, который будет служить штаб-квартирой Национальной библиотеки. Национальный музей живописи и скульптуры (более известный как Музей Троицы) и Национальный археологический музей.

Его создание является частью течения, начавшегося в 18 веке, которое поощряло создание музеев или кабинетов для исследовательских или учебных целей, особенно государством, с активами короны или по инициативе королевской семьи. К этому добавилось явление церковных конфискаций с серьезными последствиями для исторического и художественного наследия.Чтобы смягчить эту проблему, в 1844 году были созданы губернские комиссии по памятникам, целью которых было собрать предметы для создания музеев или коллекций в каждой губернии. Ко всей этой деятельности добавилось создание архивов и библиотек в разных провинциях и создание в 1859 году Корпуса архивистов и библиотекарей, который позже был расширен за счет секции антикваров.

Точно так же Общий закон о народном просвещении 1857 г. возложил на архивы, библиотеки и музеи образовательную миссию, что также повлияло на создание Национального археологического музея. В отличие от других европейских стран, в Испании не было музея, состоящего из больших коллекций; Идея такого проекта была высказана уже в 1854 г. под названием Общего археологического музея, а его осуществление предусматривалось, по крайней мере, с 1862 г., с намерением построить его штаб-квартиру.

Такие мотивы привели к тому, что в марте 1867 года министр Мануэль Оровио Эчагуэ объяснил Изабелле II необходимость иметь Национальный археологический музей, и, таким образом, 20 марта 1867 года королевским указом королева подписала свое создание в политическом и социальный контекст, в котором назревала революция 1868 г. Вскоре после этого, 16 июня, был назначен ее первый директор Педро Фелипе Монлау, а дворец и другие павильоны Казино де ла Рейна, поскольку в 1866 г. его последняя штаб-квартира началась.Основные коллекции поступили в основном из Королевского кабинета естественной истории (предшественник нынешнего Национального музея естественных наук), к которому добавились фонды Музея медалей и древностей Национальной библиотеки, состоящего из около 100 000 монет, медалей и резных фигурок, а также тысяча археологических и художественных предметов, принадлежащих Высшей школе дипломатии и Королевской исторической академии.

Состояние его построек было не лучшим, поэтому летом 1867 г. были проведены различные ремонтно-приспособительные работы, затронувшие главным образом старую оранжерею, а осенью того же года состоялся второй этап реконструкции. с особым вниманием к садам. В ноябре королевский указ приказал передать коллекции в новый Археологический музей.

В 1868 году он стал директором музея Хосе Амадор де лос Риос. Под его руководством были проведены работы в часовне, в садах и на новой крышке внешней ограды, а также начата инвентаризация для создания музейного каталога и начаты две книги учета предметов. , для пожертвований и покупок. По прогнозам, открытие музея должно было состояться в ноябре 1868 года, но сентябрьская революция задержала это событие. Во время него толпа врагов Изабеллы II подожгла фасад, но была остановлена ​​рабочими, перед чем директор приказал сотрудникам музея вооружиться для его защиты, аутентичные ополченцы-археологи даже патрулировали окрестности.

После того, как директор был уволен по политическим причинам, его заменил Вентура Руис Агилера, которому пришлось отложить открытие музея из-за работ и улучшений, необходимых для помещений. Их недостатки и недостаточное пространство для адекватного собрания привели к тому, что министерство обратилось с просьбой расширить музей, но безуспешно.Несмотря на это, 9 июля 1871 года он был открыт королем Амадео I., и тогда он имел четыре секции:
1-й — Первобытные времена, 2703 объекта.
2-й — Средневековье, с 3033 предметами.
3 место — нумизматика, 103 096 золотых, серебряных, бронзовых и свинцовых монет.
4 место — Этнография, с 3500 предметами из Азии, Африки, Америки и Океании.

В следующем году Антонио Гарсия Гутьеррес занял пост директора, за ним последовали Франсиско Бермудес де Сотомайор и Базилио Себастьян Кастельянос де Лосада. Площадь, отведенная под музей, уменьшилась, когда Ветеринарной медицине была предоставлена ​​​​земля для строительства Школы. Этот факт, необходимость расширения штаб-квартиры и медленная работа над дворцом Реколетос привели к строительству нового здания, пристроенного к дворцу Казино в 1888 г. Национальный археологический музей, а в 1883 г. был издан Каталог труда Рады, из которого свет увидит только первый том, посвященный одному из разделов музея. Точно так же между 1871 и 1882 годами издавался журнал Museo Español de Antigüedades, в котором наиболее известные экспонаты музея распространялись через монографии.

После своего открытия музей пережил несколько грабежей и попыток грабежа, например, тот, что произошел в 1873 году, во время которого был украден испано-арабский меч, или в 1877 году, когда было украдено несколько бронзовых статуэток, все из которых позже были обнаружены. Поскольку работы во дворце де Реколетос уже были завершены, в 1892 году были организованы две выставки, Историко-американская и Историко-европейская, посвященные IV столетию открытия Америки. Музей участвовал в них, передав многие свои коллекции, которые были собраны в Общий каталог в 1893 году. В этом году музей принял участие и в другой выставке — историко-природной и этнографической.

После завершения выставок в июле 1893 года было приказано окончательно передать остальные коллекции музея из Казино де ла Рейна. Хотя ожидалось, что в новой штаб-квартире будет больше места, у музея было только два этажа крыла Серрано, два крытых патио и часть подвала. Наконец, 5 июля 1895 года музей был официально открыт в новой штаб-квартире.

 

Дворец национальной библиотеки и музеев

Обосновавшись в своей новой штаб-квартире, музей продолжал свою образовательную миссию рука об руку с кураторами, например, серию конференций между 1896 и 1897 годами. что корпус архивариусов, библиотекарей и антикваров потерял часть своей личности.В следующем году, чтобы улучшить преподавание археологии в университете, было решено, что археологические музеи будут находиться в некоторой зависимости от ректора университета; они будут использоваться для практических занятий, а руководители музеев будут проводить две конференции в месяц. Через короткое время эти процедуры станут не нужны при подготовке в самом университете будущих археологов как для него, так и для музеев.

В течение длительного периода до 1930 г. в музее практически не велись каменные работы, за исключением монтажа или демонтажа и ремонта, как, например, непрерывный ремонт стеклянных крыш двух внутренних двориков.В эти годы было опубликовано несколько работ, направленных на распространение коллекций Музея, включая различные каталоги и два путеводителя: Историко-описательный путеводитель по Национальному археологическому музею (1917 г.) и Посещение Национального археологического музея (1925 г.). Научная деятельность директоров и кураторов была очень плодотворной, и присутствие трех французских археологов в Музее также выделяется, помимо постоянных отношений с ним Адольфа Шультена.

В музеографии господствовали новые художественные тенденции, постепенно устранялись все декоративные моменты, восходящие к неоклассицизму, эклектике и модерну; предполагалось, что изделия привлекут внимание публики, не беспокоясь о дополнительных украшениях. однако был проведен только первый, завершенный в июле 1936 года, который затронул первый этаж. При этом были созданы четыре новых зала, в которых, с учетом публики, были представлены только самые важные экспонаты.За несколько лет до этого, 10 июля 1931 года, был создан Попечительский совет Национального археологического музея.

Под руководством Франсиско де Паула Альварес-Оссорио и Фарфана де лос Годоса было опубликовано несколько тематических каталогов, таких как иберийская бронза, греческие вазы, монеты, а новые поступления были опубликованы в независимых брошюрах Начало гражданской войны парализовало оба открытие новых залов, а также другие проекты модернизации музея.

Предвидя возможный ущерб, который может понести наследие во время конфликта, в июле 1936 года было создано Высшее управление по охране и защите художественных сокровищ, которое извлекало предметы из разных мест, передавая их в музей на хранение. , При этом части витрин, пьедесталов и комнат были удалены и, сложенные в штабелированные ящики внутри строительных лесов, хранились в комнате, оставив установленными только копии экспонатов, выставленных на стенах. 16 ноября того же года авиация повстанческой стороны нанесла удар по дворцу двадцатью пятью зажигательными бомбами, хотя ущерб, нанесенный музею, был несерьезным (отпечаток одной из бомб можно увидеть и сегодня в дворец), именуемый Двором Богородицы). Хуже всего было изъятие властями республиканского правительства почти 3000 золотых монет, предназначение которых так и не было выяснено, хотя значительная их часть, по-видимому, была куплена Испанским обществом Америки, чья коллекция была завершена. продан с аукциона в 2011 году и частично возвращен в Испанию.

После окончания войны послевоенный период в музее длился до 1951 года и характеризовался условностью. В 1939 году средства, накопленные в разных залах, были эвакуированы Службой художественного восстановления, что позволило в следующем году открыть для публики временную инсталляцию с наиболее представительными образцами ее коллекций. Это собрание, которое называлось Кратким музеем или Сводным музеем, просуществовало до 1951 года.

Точно так же между 1941 и 1942 годами на средства Фонда восстановления была организована временная выставка, в частности ювелиров и религиозной одежды. В конце выставки пространство, которое она занимала, служило временной штаб-квартирой Музея Америки, созданного в 1941 году на собственные средства MAN для американского искусства, археологии и этнографии, до 1962 года. В 1942 году Совет попечителей музея утвердил проект переустановки, начатый в 1943 г.; Были проведены такие работы, как в нескольких комнатах на первом этаже, в «римском патио» или в открытии больших арок для сообщения между комнатами.

В 1952 году под новым руководством Хоакина Наваскуэса был разработан новый проект, работы над которым продолжались до 1954 года, даты его повторного открытия. Среди прочих реформ были модернизированы витрины, внедрен пластик в качестве опоры для презентации экспонатов, очищены фасады и построена инсталляция для греческих ваз.В 1962 году, после переезда Музея Америки, она была подготовлена ​​в пространстве который занял установку коллекций Египта и Ближнего Востока, а в 1964 году в садах вольера была открыта репродукция пещеры Альтамира.

Созданные объекты устарели, и с 1968 года были введены новые музеографические концепции, полностью реформировавшие музей и переустановившие все его коллекции. В 1981 году упомянутая реконструкция была практически завершена, поэтому состоялось его открытие.Два штаб-квартиры, цокольный и верхний, превратились в пятиэтажную, из них два полуподвальных и антресоль, и постройки римского и арабские патио, которые остались открытыми.

В 1980-х годах был создан Департамент образования, усилена деятельность по распространению, конференции и курсы, возобновлен выпуск каталогов и монографий. В 1988 году директором был назначен Хосе Мария Лусон Ноге, который предложил новую реконструкцию штаб-квартиры, чтобы расширить ее под сад фасада улицы Серрано.Архив музея был реорганизован, в результате чего ему были предоставлены собственные помещения, и он был преобразован в архив графический материал. Компьютеризация музея также произошла в этот период.

 

Кампус

В середине 19 века правительство решило построить здание, так называемый Дворец Национальной библиотеки и музеев, для размещения Национальной библиотеки, еще не созданного в то время Национального археологического музея и Национальный музей картин, который открыл свои двери в 1841 году в старом монастыре Ла Тринидад, за что он был широко известен как Museo de la Trinidad. Фонды этих учреждений постоянно увеличивались, и возникла необходимость в новой штаб-квартире; Первоначальное желание было иметь новое для каждого учреждения, но нехватка экономических средств помешала этому.

Выбранным местом был участок, расположенный в конце Пасео-де-Реколетос, который в то время полностью расширялся, а выбранным архитектором был Франсиско Хареньо-и-Аларкон, которому был поручен проект в 1862 году. Это было одобрено Хунтой де Общественные работы в 1865 году и в том же году начались работы по расчистке земли. 21 апреля 1866 года королева Елизавета II заложила первый камень в сопровождении двора, официальных лиц и большой аудитории, присутствовавшей на церемонии.

За годы правления Хареньо несколько проектов следовали один за другим, различая два общих: утвержденный в 1865 году и до 1871 года. К ним присоединялись частичные проекты и реформы и некоторые упрощения. Примерно в 1882 году Альваро Роселлу был доверен еще один генерал, который так и не был утвержден. Наконец, в 1884 году Антонио Руису де Сальсесу был поручен еще один проект, который велся до завершения строительства.

Проект 1865 года предлагает прямоугольное здание с тремя этажами, геометрическое и симметричное относительно центральной оси от Реколетоса до Серрано, с крестом внутри и перекрывающимися ордерами. Он имеет четыре пролета с четырьмя павильонами по углам. На фасаде Реколетос есть восьмистильный портик, где заканчивается лестница, ведущая из сада, а на фасаде Серрано стена прерывается семью проемами между колоннами, перед которыми появляется входная лестница. пространство для четырех внутренних двориков и большое восьмиугольное пространство в центре плана. Что касается крыш, то они остроконечные, а на центральной части 30-метровый купол.

Во втором проекте здание расширяется и приобретает свои нынешние размеры и среди изменений по сравнению с предыдущим увеличено количество проемов. Весь комплекс окружает железная ограда длиной 700 метров с тремя воротами, двумя на фасаде Реколетос и одним на фасаде Серрано.В 1881 году возникло предложение разместить во дворце Министерство общественных работ; Заказ на проект получил Альваро Роселл, и здание будет переименовано в Национальный дворец Реколетос. Однако проект застопорился.

В 1884 году Антонио Руис де Сальсес был назначен ответственным за окончательный проект до завершения строительства в 1892 году, что отражено в ныне существующем дворце. Окна фасадов увенчаны треугольными фронтонами; исчезает купол над восьмиугольным читальным залом, который становится квадратным; украшение ограничено архитектурными элементами, такими как капители, карнизы или молдинги, в стиле, который ученые классифицируют как неоклассическую эклектику.Фасад Recoletos представляет собой порядок коринфских колонн с фронтоном в качестве отделки; Со своей стороны, фасад Серрано имеет тосканские капители на первом этаже и ионические капители на наложенной колоннаде. В центре фасадов собран выдающийся набор статуй и рельефов, изображающих выдающихся персонажей из литературы и искусства, а также символические изображения.

Так, в Реколетосе были размещены статуи Сан-Исидоро-де-Севилья, Альфонсо X эль-Сабио, Хуана Луиса Вивеса, Антонио де Небрихи, Лопе де Веги и Мигеля де Сервантеса, а также одиннадцать медальонов с бюстами Фрая Луиса де Леона, Педро Кальдерона. де ла Барка, Франсиско де Кеведо, Хуан де Мариана, Николас Антонио, Тирсо де Молина, Антонио Агустин, Санта-Тереза ​​де Хесус, Бенито Ариас Монтано, Диего Уртадо де Мендоса и Гарсиласо де ла Вега. В Серрано были расположены статуи Алонсо Берругете и Диего Веласкеса, а по обеим сторонам лестницы лежал сфинкс.

 

Реформа 2008-2014 гг.

С 2008 года проведена полная реконструкция здания. Из-за этих работ в течение нескольких месяцев была доступна для посещения только одна выставка с образцом некоторых музейных шедевров: «Сокровища Национального археологического музея», а с 25 июля 2011 года музей был полностью закрыт, не открывая свои двери до 1 апреля. , 2014.

Инвестиции составили 65 миллионов евро между строительными работами и музеефикацией. За архитектурную часть отвечал Хуан Пабло Родригес Фраде, а компания Empty позаботилась о новой музеографии. Работы означали увеличение полезной площади, которая увеличилась с 19 280 до 23 303 квадратных метров, а площади, предназначенной для выставки, с 7 300 квадратных метров до 9 715 квадратных метров, распределенных в 40 залах, несмотря на то, что количество экспонатов, выставленных в новом инсталляция не только не увеличилась, но и сократилась до 15 500 (хотя некоторые из них образуют наборы, так что можно сказать, что показано 13 000 выставочных единиц) по сравнению с 18 000, выставленными ранее. Точно так же были включены новые музеографические форматы, такие как аудиовизуальная поддержка.

 

Администрация

Указом от 27 ноября 1967 г. отменен режим административной автономии Национального археологического музея. Ранее он назначался непосредственно министром; с 1981 по 1999 год он выбирал его из числа кандидатов, подписавших объявление о вакансии. С 1993 года директор музея также назначается министром по делам культуры по предложению генерального директора Департамента изящных искусств и культурных ценностей после «бесплатного звонка». Наряду с другими государственными органами, такими как Музей Прадо, Национальная библиотека или Национальный исторический архив, назначение его директора является дискреционным, хотя после Королевского указа 570/1999 от 9 апреля о создании Совета Национального археологического музея, Попечительский совет Музея вправе «вынести свое заключение о назначении директора и заместителя директора Музея» (ст. 4.4.).

 

Коллекции

Музей насчитывает после реконструкции 40 комнат. Его коллекции представлены в 12 выставочных модулях:
археология и наследие
Предыстория
Протоистория
Римская Испания
поздняя античность
Средний возраст
Современный век
история музея
Средний Восток
Египет и Нубия
Греция
Валюта

Среди более чем 1 300 000 экспонатов вы можете найти такие важные работы, как:
Оранте Гудеа.
Чаши Акстроки.
Египетские мумии и саркофаги.
Леди Галлея.
Ошибка пули.
Сфинкс августа.
Стела Небсумено.
Львица из Баэны.
Могила Посо Моро.
Кубок Эйсона.
Священник Кадиса.
Леди Эльче.
Бык Осуны.
Леди Базы.
Леди Великого Подношения Серро-де-лос-Сантос.
Леди Ибицы.
Сидящая статуя Ливии Друзиллы.
Конный Гектор.
мумия гуанчи
Урна Месты.
Путеальная монклоа.
Большая часть сокровищницы Гуарразара.
Один из трех лотов, на которые разделены сокровища Торредонхимено.
Лодка Замора.
Столицы монастыря Санта-Мария-ла-Реаль в Агилар-де-Кампу (Паленсия).
Молящаяся статуя Педро I Кастильского и гробница Констанции Кастильской.
Неперианские счеты.
Тевау.

Он имеет репродукцию потолка полихромии из пещеры Альтамира (Сантильяна-дель-Мар, Кантабрия) в подземном помещении, расположенном под открытым садом. Он также имеет одну из самых выдающихся нумизматических коллекций в Европе, насчитывающую 300 000 монет.

Среди неиспанских выделяется коллекция греческой керамики, особенно коллекция ваз, в основном суриталик, одна из лучших в Европе, хотя с самого начала в ней были предметы из Королевской коллекции, полученные через Музей медалей и древностей. Национальной библиотеки и Королевского кабинета естественной истории через его преемника, Национальный музей естественных наук, большим импульсом была покупка в 1874 году археологической коллекции маркиза Саламанки, наиболее важной коллекции, характерной для девятнадцатого века. Испанский в своей области, в которую их входили девятьсот сорок четыре.Еще одной важной вехой стала покупка в 1999 году археологической коллекции Вареса Физы. Из ста восьмидесяти одной работы более ста были греческими вазами, первоклассными и фактически превосходящими по качеству большую часть ранее существовавших коллекций в музее.