Атенеум Мадрида или Атенео де Мадрид (Мадрид)

Описание Атенеум Мадрида

Атенеум Мадрида (Ateneo de Madrid) - это частное культурное учреждение, расположенное в столице Испании, которое было основано в 1835 году. Его полное название - Ateneo Científico, Literario y Artístico de Madrid («Научный, литературный и художественный Афиням Мадрида»).

 

История

История Атенеума находится между эпохой Просвещения и либералами начала 19 века. После наполеоновского вторжения и отречения Хосе I Бонапарта от престола организация страны была оставлена ​​в руках Центрального Верховного совета и судов Кадиса, которые обнародовали первую испанскую либеральную конституцию.

Возвращение Фердинанда VII означало возврат к абсолютизму и отъезд из Испании патриотов Кадиса. Во Франции и Англии нашел убежище просвещенный класс, преследуемый в глубине страны. Возвращение изгнанников во время либерального правительства в 1820 году способствовало, среди многих других инициатив, созданию Испанского Атенеума под руководством Хуана Мануэля де лос Риоса. В 1823 году, с возвращением к абсолютизму короля Фердинанда VII (короля преступника или Желаемого), учреждение, которое должно было поселиться в Лондоне, временно исчезло.

Со смертью Фернандо VII и поддержкой либералами дела Изабеллы II против самозванца Дона Карлоса во время регентства Марии Кристины восстановилась определенная атмосфера терпимости. В 1835 году старый испанский Атенеум, созданный Экономическим обществом Матритенсе, изменил свое название на Научно-литературный Атенеум, основателями которого были Салустиано Олосага, герцог Ривас, Антонио Алькала Гальяно, трактирщик Романс, Франсиско Лопес Олаварриета, Франсиско Фабра и Хуан. Сам Мануэль де лос Риос. Таким образом, корпорация состояла из четырех секций: I. Моральные и политические науки, II. Естественные науки, III. Математические и физические науки и IV. Литература и изобразительное искусство. Он отдавал приоритет полезным наукам, а музыку на своих стульях игнорировали. 31 декабря 1860 года он был переименован в Научно-литературный и художественный атенеум. По Положению 1876 г. число секций было сокращено до трех: I. Нравственных и политических наук, II. Естественные, физико-математические науки и III. Литература и изобразительное искусство. Наконец, с открытием нового здания в январе 1884 года, Секция литературы и изящных искусств была разделена, в том числе секция музыки в последней.Именно тогда он покинул свое ветхое здание на улице Монтера и открылся под Кановас-дель-Кастильо. президентства, новое помещение на улице дель Прадо, 21.

Торжественный акт поддержала фигура Альфонсо XII как член научно-литературного общества. The Contemporary Magazine оставляет нам подробное свидетельство этого события:

«Великая торжественность открытия Ateneo. SS. MM. Король и Королева и SS. AA. Инфанты Dª. Eulalia и Dª Paz и ее выдающийся муж, устроили с их участием гала-концерт и усиление действия, которое охватило все персонажи сами по себе, чтобы заполнить одну из самых блестящих страниц в истории этого общества. аристократия и банкиры, очень красивые дамы, все, что есть в Мадриде из знатных и знатных, собрались в новом помещении на улице Калле дель Прадо, полностью захваченном с раннего утра. Мистер Кановас прочитал вступительную речь лекций этого курса: величественная, глубокая, вдохновенная речь, столь изобилующая красотой слога, новыми идеями и аксиоматическими суждениями. Великая удача несравненного таланта выдающегося государственного деятеля! друзья и противники, которые вместе провозглашают с беспристрастностью справедливости общепризнанные знания мудреца, писателя, философа, трибуна и политика».

Точно так же в своей инаугурационной речи Кановас напоминает, каким должен быть дух корпорации, ссылаясь на слова герцога Риваса в его речи 1835 года:

«Одна из свободных ассоциаций граждан, спонтанно рожденных в тени свободы, которые без каких-либо других побуждений, кроме своих добрых желаний, и без каких-либо других побуждений, кроме собственного просвещения, собираются вместе, чтобы распространять свет безвозмездно (. . . ). Можно ли к таким ясным словам добавить что-то существенное? Не кстати. Я должен только еще раз сказать, что наше заведение не только для времяпрепровождения или отдыха, хотя оно и есть, но и высокого смысла и светского духа; Наконец, дело прогресса и цивилизации, которое с возведением этого великого кресла кажется с каждым днем ​​все более плодотворным и полезным и все более заслуживающим поддержки и поощрения, которые мы, к счастью, только что нашли во многих местах».

С 1884 года вечера и конференции по музыке внутри организации, на которых присутствуют члены, а также большое количество женщин, занимают центральное место. В этом смысле мы должны выделить работу Гильермо Морфи, графа Морфи, секретаря Альфонсо XII, композитора и великого мецената, который проделал напряженную работу в качестве президента секции изящных искусств Атенео де Мадрид с 1886 по 1895 г., читая многочисленные лекции и организуя музыкальные вечера. Выделяется его приемная речь, состоявшаяся 23 декабря 1886 г., «Испанское искусство в целом и наше искусство роскоши в частности», в которой он имеет дело с художественным и промышленным будущим современной Испании, подчеркивая автохтонные элементы над восстановлением национального искусства. . Кроме того, в Секции участвуют другие видные деятели, такие как Эмилио Арриета, Габриэль Родригес, Гильермо Морфи, Фелипе Педрелл, Менендес Пелайо, Нарцисо Сентенак, Педро Фонтанилья и Эмилио Серрано. Испанские артисты, такие как Исаак Альбенис, Пабло Казальс, Фернандес Арбос, Томас Бретон, Эмилио Серрано или Наполеон Вергер, вносят свой вклад в успех музыкальных вечеров; такие женщины, как Мария Луиза Герра, Мария Луиза Шевалье, Изабель Эчеваррия де Агирре и Матильда Торрегроса, и, наконец, всемирно известные личности, такие как музыканты Д'Альбер или Франсис Планте. В течение 1890-х годов, когда Кановас дель Кастильо стоял у руля Ateneo, продолжались усилия по модернизации организации с очевидными улучшениями, такими как установка электрического освещения, увеличение количества конференций, увеличение числа членов и назначение первая женщина., Алехандрина Гесслер де Лакруа, известная как Ансельма, в качестве почетного члена.

Официальным представителем организации был журнал El Ateneo: научный, литературный и художественный журнал. Публикуемый раз в две недели и широко издаваемый (более 600 страниц), он родился под председательством Кристино Мартоса, и его целью было собрать интеллектуальное движение в Испании и за рубежом. За свою недолгую жизнь – с 15 декабря 1885 г. по 25 ноября 1889 г. – было издано 12 номеров. В редакционный консультативный комитет входили Кристино Мартос (президент), граф Морфи (директор отдела изящных искусств), Алехандро Пидаль (директор отдела моральных и политических наук), маркиз де Ойос (директор отдела исторических наук), Хуан Валера (заведующий отделом литературы) и Фернандес Вильяверде (заведующий отделом точных, физических и естественных наук).

 

Первые женщины-члены Атенео

9 февраля 1905 года в члены впервые была принята женщина: Эмилия Пардо Базан под номером 7925.

«У интеллекта нет пола, и г-жа Пардо Базан — одна из тех, кто чтит не только корпорацию, которая открывает перед ней свои двери, но и всю страну, которая смотрит на нее как на одного из своих самых выдающихся детей», — заявила газета. Ла Эпока 15 февраля 1905 года.

После нее о поступлении подали заявки и другие видные женщины и соратницы Пардо Базана: Бланка де лос Риос и Кармен де Бургос, допущенные 10 марта того же года, и Глория Лагуна.

 

Гражданская война, режим Франко

Диктатура Примо де Риверы (1923-1930) приостановила деятельность Ateneo. Во время гражданской войны в Испании он оставался открытым, и было предопределено сохранить неприкосновенность его помещений, особенно библиотеки, благодаря работе Бернардо Г. де Кандамо, единственного члена республиканского совета директоров, который оставался в Мадриде во время войны. война. Однако диктатура Франко ограничила деятельность Атенео. После гражданской войны количество художественных мероприятий сократилось, и учреждение стало центром распространения идеологии режима Франко с целью выделения консервативных и католических ценностей диктатуры перед лицом ее военного характера. .

В 1960-х годах, когда Хосе Мария де Коссио возглавил Ateneo, политическая деятельность снова постепенно уступила место художественной и культурной деятельности.

Возвращение к демократии позволило Ateneo оставаться важным культурным центром.

 

Главное управление

В ночь на 6 декабря 1835 года состоялось его торжественное открытие в старом доме Абрантеса, улица дель Прадо, 28, угол Сан-Агустин, в доме, который тогда занимала известная типография Томаса Джордана, который По просьбе Месонеро Романоса, члена управляющего комитета, он уступил «великолепную продолговатую комнату указанного дома и другие прилегающие для открытия Атенеума». Оттуда он переехал в дом № 27 на той же улице; Позже он переехал на улицу Калле-де-Карретас, 33, затем на улицу Пласуэла-дель-Анхель, номер 1, и улицу Монтера, номер 32. В начале 21 века он занимает номер 21, улица Калле-дель-Прадо, в модернистском здании, открытом Кановасом дель Кастильо в 1884 году. Здание является работой архитекторов Энрике Форта и Луиса де Ландечо. Артуро Мелида наполнил его художественным содержанием чрезвычайно ценными картинами в стиле эклектичного модерна, в духе венского сецессионного движения, в «Актовом зале». Алехандрина Гесслер де Лакруа при посредничестве своего двоюродного брата графа Морфи выполнила в 1890 и 1891 годах украшение потолка большого центрального зала Атенеума. Сделанный без компенсации, великолепный потолок олицетворяет Красноречие, которое укрывает мир и изящные искусства под испанским флагом.

 

Экспозиционные залы

В Ateneo есть два выставочных зала, где выставляли свои работы Лусио Муньос, Антони Тапиес, Мануэль Эрнандес Момпо, Маноло Милларес и Марта Карденас. В 2019 году здесь были выставлены работы Даниэля Гарбаде, а в штаб-квартире PHotoEspaña - выставка SocialSUBJETIVA с работами Антонии Крус. Антонио Лопес провел здесь свою первую персональную выставку в 1957 году.