Королевский собор Святого Франциска Великого (Мадрид)

Королевская Базилика Сан-Франциско-эль-Гранде (исп. Real Basílica de San Francisco el Grande), официально Базилика Нуэстра-Сеньора-де-лос-Анхелес, является католической церковью в Мадриде, в районе Паласио, в историческом центре столицы Испании. Он возвышается на западной стороне площади Сан-Франциско, образуемой пересечением улиц Байлен и Каррера-де-Сан-Франциско. Он является частью францисканского монастыря Иисуса и Марии, основанного в начале тринадцатого века на территории несуществующего скита, посвященного Святой Марии.

Базилика была построена в неоклассическом стиле во второй половине XVIII века по проекту Франсиско Кабесаса, разработанному Антонио Пло и завершенному Франческо Сабатини. Здание примечательно своим куполом, который считается третьим по диаметру круглым зданием в христианском мире; своим роскошным внутренним убранством, выполненным в эклектичном стиле в конце xix века; и своей пинакотекой, представляющей испанскую живопись xvii-xix веков, в том числе, помимо прочего, выставочный зал. картина Сурбарана и еще одна картина Гойи.

В его ведении находится Управление по делам Святых мест Иерусалима, автономный орган, подчиняющийся Министерству иностранных дел и сотрудничества. 19 октября 1980 года он был объявлен Национальным памятником в соответствии с Королевским указом, получив, таким образом, статус объекта культурного интереса.

 

История

Ранее на этом месте располагался францисканский монастырь-скит, который, согласно легенде, был основан святым Франциском Ассизским в 1217 году. Когда Филипп II в 1561 году сделал Мадрид столицей королевства, монастырь стал приобретать все большее богатство и значение и получил опеку над Святыми местами, завоеванными крестоносцами, через Совет по защите Священного писания Иерусалима и Генеральный комиссариат Индии..

В 1760 году францисканцы снесли примитивное здание, чтобы построить на его участке более крупный храм, который они заказали архитектору Вентуре Родригесу. Его проект, подписанный в 1761 году, был отклонен в пользу проекта монаха Франсиско Кабесаса, составленного Хосе де Эрмосильей. Кабесас задумал широкую ротонду для внутреннего пространства, покрытую грандиозным куполом. Однако в 1768 году работы пришлось приостановить из-за возникших технических сложностей, вынудивших Кабесаса отказаться от проекта под давлением Вентуры Родригеса, который воспользовался своим влиянием в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Затем работы были поручены Антонио Пло, который взял на себя строительство купола и завершил его в 1770 году.

В 1776 году община монахов обратилась к королю Карлу III с просьбой включить в проект королевского архитектора Франческо Сабатини, одного из архитекторов Королевского дворца, которому обязан главный фасад и две венчающие его башни. К нему также присоединился архитектор Мигель Фернандес (1726-1786) в качестве технического советника. Строительство было завершено в 1784 году. Во время правления Хосе I (1808-1813) считалось, что храм будет преобразован в Зал Кортесов в результате реконструкции, спроектированной архитектором Сильвестром Пересом. В конце концов, он был преобразован в больницу в соответствии с Указом от 3 марта 1812 года.

В 1836 году, в контексте разгрома Мендисабаля, францисканцы были изгнаны, и здание перешло в руки испанского государства через агентство Королевского наследия. Год спустя обсуждалась возможность превратить его в Национальный пантеон, но инициатива не была реализована. В 1838 году он служил штаб-квартирой для пехотных казарм, в то время как религиозное богослужение восстанавливалось. Совет по защите Священных писаний Иерусалима перешел в ведение государства.

В 1869 году была возрождена идея Национального пантеона. В течение следующих пяти лет в нем хранились останки различных деятелей испанской истории, в том числе Кальдерона де ла Барка, Алонсо де Эрсиллы, Гарсиласо де ла Веги, Франсиско де Кеведо, Вентуры Родригеса, Хуана де Вильянуэвы и Гонсало Фернандеса.де Кордова (Великий капитан). Они были помещены в часовню и возвращены в 1874 году в свои родные места.

В 1879 году храм подвергся глубокой реформе и реставрации по инициативе политика Антонио Кановаса дель Кастильо и финансировался Государственным министерством. Реконструкция была использована для украшения его интерьера в процессе, который длился с 1880 по 1889 год и в котором участвовали различные испанские художники, специализирующиеся на настенной живописи и декоративном искусстве, в том числе Касто Пласенсия, Хосе Касадо дель Алисаль и Сальвадор Мартинес Кубельс. Большинство его этюдов и набросков хранятся в Музее Прадо.

Работы были выполнены за счет средств Благотворительного фонда Святых мест под руководством государственного министра Якобо Прендергаста. В реформации приняли участие такие известные скульпторы, как Херонимо Суньоль, Хусто де Гандариас Плансон, Мариано Бенллиур, Рикардо Бельвер, Хуан Самсо и Антонио Мольто; известные художники Карлос Луис де Рибера и Феве, Алехандро Феррант и Фишерманс, которым помогали его большой друг Хосе Мария Лопес-Мерло Паскуаль, Касто Пласенсия, Максимино Пенья, Херман Эрнандес Аморес, Мануэль Домингес Санчес, Хосе Касадо дель Алисаль, Хосе Морено Карбонеро., Антонио Муньос Деграин, Сальвадор Мартинес Кубельс, Франсиско Джовер и Казанова, Эухенио Олива и Родриго, Хосе Марсело Контрерас и Муньос и Мануэль Рамирес Ибаньес.

Они также выполнили работы по резьбе и орнаментам Франсиско Молинелли, Педро Николи и Варела.

В 1926 году король Альфонсо XIII вернул храм францисканцам. 30 июня 1962 года папа Иоанн XXIII объявил ее малой базиликой, а 8 ноября того же года она была передана под покровительство Богоматери Ангелов после повторного освящения.

На протяжении всего двадцатого века происходили реформы и реконструкции, и он оставался закрытым на протяжении десятилетий.​ Следует отметить операцию, начатую в 1971 году по проекту архитектора Луиса Мартинеса-Федучи, в ходе которой были выполнены работы над крышами и куполом, с гидроизоляцией обшивки и реставрацией фресок купола. Внутри была записана знаменитая финальная сцена фильма Мануэля Мур Оти "Черное небо" (1951).

В ноябре 2001 года, после десятилетий строительных работ, церковь снова открылась для публики, а в 2006 году были демонтированы строительные леса, установленные внутри, с помощью которых реставраторы приступили к восстановлению настенных росписей.

 

Здание

Базилика Святого Франциска Великого имеет центральную и круглую планировку, с вестибюлем и апсидой. Покрытие выполнено большим куполом, охраняемым шестью небольшими куполами, которые окружают основание здания с севера и юга.

Эти элементы находят соответствие во внутреннем пространстве храма, состоящем из широкой ротонды и шести окружающих ее небольших часовен (по три с каждой стороны). Главная часовня установлена в апсиде и возглавляет весь ансамбль.

Строительные материалы сочетают в себе гранитные каменные плиты, используемые в основном на главном фасаде, и облицованный кирпич.

 

Купол

Купол Сан-Франциско-эль-Гранде имеет диаметр 33 м и высоту 58 м (72 м от земли). Что касается куполов круглой формы, то это третий по диаметру купол в христианском мире, уступающий куполам Пантеона Агриппы (43,4 м) и собора Святого Петра в Ватикане (42,5 м), оба в Риме (Италия).

Если рассматривать также другие типы куполов, то это четвертый по величине после купола Санта-Мария-дель-Фьоре (45 м) во Флоренции (Италия) восьмиугольный в плане и ограненный с восьми сторон.

По диаметру он превосходит купола собора Святой Софии (31,8 м) в Стамбуле (Турция); Собора Святого Павла (30,8 м) в Лондоне (Великобритания); Дома инвалидов (24 м) в Париже (Франция); и Купол Скалы (Франция).20 м), в Иерусалиме (Палестина).

Технические проблемы, возникшие во время строительства, вынудили принять решение о небольшом возвышении купола в соответствии с моделью, использованной в Пантеоне Агриппы. Она выполнена из цельного кирпича, изготовлена на месте, на одном листе. При отрыве лезвие имеет толщину три метра, которая опускается до коронки, где толщина составляет менее метра.

Купол увенчан круглым фонарем со шпилем и кованым крестом над шпилем.

В создании живописного убранства купола, как в отношении восьми лепных украшений, так и в отношении галлонов, участвовали некоторые из самых престижных художников того времени, такие как Касто Пласенсия, Алехандро Феррант-и-Фишерманс, Сальвадор Мартинес Кубельс, Франсиско Ховер.или Мануэль Домингес.

Вокруг ротонды, разделяющей различные часовни, расположены двенадцать скульптур Апостолов, вырезанных из белого каррарского мрамора в период с 1885 по 1886 год по глиняным моделям испанских художников. Список скульпторов, выполнивших этот проект, состоит из Мариано Бенллиура (Сан-Матео), Элиаса Мартина и Риско (Сан-Томас и Сантьяго-эль-Менор), Хусто де Гандариаса (Сан-Иуда-Тадео), Херонимо Суньоля (Сан-Пабло), Антонио Мольто (Сан-Фелипе и Сан-Симон), Агапито Вальмитьяна (Сантьяго - Старший и Святой Петр), Хуан Самсо (Святой Иоанн) и Рикардо Бельвер (Святые Варфоломей и Святой Андрей). Эти скульптуры установлены на больших пьедесталах и имеют высоту около 2,50 метра.

Украшение завершают четыре Евангелиста и двенадцать Сивилл, расположенные в начале галлонов, все работы Алехандро Ферранта, обрамляющие витражи, расположенные в пролетах, окружающих нижнюю часть купола. Они были выполнены мюнхенским домом Mayer в 1882 году по проекту Америго и Лаплаза, на которых изображены сцены из жизни Мадонны. Также среди декоративных элементов выделяются 16 монументальных люстр, расположенных на стенах ротонды, выполненных из латуни металлургической компанией Сан-Хуан-де-Алькарас в 1889 году, и великолепные купели святой воды работы Ванселлса.

 

Главный фасад

Главный фасад обращен на восток. Это работа Франческо Сабатини, который разработал явно неоклассический дизайн, хотя и с нюансами его выпуклой конфигурации, необходимой для соответствия круглому плану сооружения.

В нем представлены два тела. В нижней части расположены три полукруглые арки, скрепленные дорическими пилястрами. Ионический порядок доминирует во втором корпусе, состоящем из трех смежных эркеров. В верхней части ансамбль увенчан треугольным фронтоном, расположенным в центральной точке, и балюстрадой, проходящей по бокам.

Фронтон украшен Иерусалимским крестом на тимпане, а над ним изображена акротерия с францисканским гербом и королевской короной. На опорах балюстрады возвышаются четыре каменные статуи, олицетворяющие святых, которые были изваяны в Лондоне в 1883 году.

Фасад увенчан двумя башнями, по одной с каждого конца, слегка углубленными. Они покрыты волнистыми шпилями, увенчанными флюгерами. В его пролетах размещены 19 колоколов, восемь из которых находятся в южной башне, а остальные одиннадцать-в северной башне (последние являются частью церковного карильона).​ Колокольни обрамлены парными пилястрами.

Купол и его фонарь выглядывают между двумя башнями, доминируя над ансамблем.

 

Внутренний вид

Холл

Наиболее примечательными элементами вестибюля являются семь дверей, ведущих в помещение, которые были вырезаны из орехового дерева в XIX веке. Они созданы благодаря Агустину Мустиелесу, принадлежащему к Дому Хуана Гуаса, который использовал модели Антонио Варелы в стиле готического Возрождения для различных библейских сцен.

Среди наиболее выдающихся рельефов следует отметить те, что изображены на трех центральных воротах, с изображением Христа, распятого с верой и Надеждой у его ног, и с обеих сторон-двух разбойников с Голгофы.

 

Ротонда

Внутренняя ротонда вымощена мрамором, как и ее цоколи. Обладая роскошным декором, его основные художественные ценности сосредоточены в настенных росписях купола, ставших результатом работ по реформированию и реконструкции, начатых в последней трети XIX века Антонио Кановасом дель Кастильо.

Они посвящены Богоматери Лос-Анджелесской в качестве центральной темы и показывают различные сцены, в которых короли и святые потакают Богородице. Они основаны на идее Карлоса Луиса де Риберы - и-Феве как директора проекта декора и выполнены самыми престижными художниками того времени-Касто Пласенсией, Алехандро Феррантом и Фишермансом, Сальвадором Мартинесом Кубельсом, Франсиско Ховером и Мануэлем Домингесом.

Они были выполнены на гипсокартоне, установлены на внутренней поверхности купола и расположены в восьми больших секциях, отделенных друг от друга восемью молдингами, которые начинаются от начала купола и пересекаются в фонаре.

Контур ротонды украшен двенадцатью скульптурами Апостолов, вырезанными из белого каррарского мрамора по испанским образцам. Они покоятся на больших пьедесталах и имеют длину более двух с половиной метров каждый, в некоторых случаях приближаясь к трем метрам. Они были созданы Агапито Вальмитьяной, Херонимо Суньолем (Сан-Педро и Сан-Пабло) и Рикардо Бельвером (Сан-Андрес и Сан-Бартоломе), среди других художников.

Оформление ансамбля дополняется серией полихромных витражей, расположенных в пролетах, окружающих нижнюю часть купола; они были построены в 1882 году в Мюнхене по проекту Америго и Лаплаза. И за 16 монументальных люстр, выполненных из латуни металлургической компанией Сан-Хуан-де-Алькарас в 1889 году и установленных на стенах ротонды.

 

Главная часовня

Главная часовня установлена в апсиде. До реформации конца XIX века ее возглавлял полотно Франсиско Байеу, на котором изображено явление Иисуса Христа и Девы Марии Святому Франциску Ассизскому. Картина в настоящее время находится в хоре.

Строгий облик того времени был преобразован в результате вышеупомянутой реконструкции, в ходе которой были установлены многочисленные декоративные элементы из таких материалов, как мрамор, благородное дерево, бронза или золото.

У изголовья возвышаются пять настенных картин, обрамленных четырьмя большими пилястрами с золотой отделкой. Это работы Мануэля Домингеса и Алехандро Ферранта, посвященные различным эпизодам из жизни Франциска Ассизского. Сводчатый свод, служащий прикрытием помещения, был украшен картинами Хосе Марсело Контрераса на позолоченном фоне.

У основания упомянутых пилястр расположены четыре статуи Евангелистов, которые возвышаются на пьедесталах из черного мрамора. Они были вырезаны из бронзового дерева Франсиско Молинелли и Антонио Мольто.Вокруг них расположено кресло эпохи Возрождения, привезенное из монастыря Херонимо де Санта Мария дель Парраль в Сеговии и адаптированное к этому месту Анхелем Гирао в 1885 году.

Алтарь с обеих сторон окружен двумя большими кафедрами, выполненными из каррарского мрамора Николи. Этот мастер также выполнил мраморную балюстраду указанной часовни.

 

Боковые часовни

Шесть второстепенных часовен расположены симметрично: три на северной стороне ротонды и три на южной. Они отделены от большого круглого пространства колоннами, на которых поддерживаются различные полукруглые арки, обеспечивающие доступ.

Каждая боковая часовня покрыта небольшим куполом с соответствующим фонарем, которые в меньшем масштабе повторяют модель большого купола, возвышающегося над ротондой. Они закрыты железными решетками, выполненными в 1884 году Хуаном Гонсалесом.

Его убранство отвечает исторической эклектике, действовавшей в конце XIX века, когда был отремонтирован интерьер базилики. Он отвечает проекту Хосе Марсело Контрераса, который отказался от четырех живописных работ, которые до этого украшали часовни, в частности, тех, что были подписаны Грегорио Ферро, Антонио Гонсалесом Веласкесом, Хосе дель Кастильо и Андресом де ла Кальеха.

У него сохранились только полотна из капеллы Сан-Антонио, где изображено Непорочное зачатие Мариано Сальвадора Маэллы (1784 г.), и из капеллы Сан-Бернардино с картиной Франсиско де Гойи "Проповедь Сан-Бернардино Сиенского Альфонсо V Арагонскому", также датированной 1784 годом. Арагонский художник изображает святого, проповедующего перед толпой, где изображен молодой человек, который традиционно считается автопортретом художника.

Остальные четыре часовни были украшены картинами, написанными по заказу известных художников того времени, таких как Касто Пласенсия, с часовней, созданной в память о Деве дель Обливион и посвященной ордену Карлоса III, и Хосе Касадо дель Алисаль с изображением апостола Иакова в битве при Клавихо.

 

Хор

Хор установлен в верхней части вестибюля. Он был украшен готическим картезианским креслом Санта-Мария-де-Эль-Полар, вырезанным из дерева грецкого ореха и приписываемым Бартоломе Фернандесу. Осажденные оставались в Сан-Франциско-эль-Гранде с 1836 по 2003 год, когда они были возвращены на родину.

Одним из наиболее значимых экспонатов этого помещения является его трубчатый орган, изготовленный в 1884 году парижским домом Аристида Кавайе-Колля и отреставрированный в 2001 году. Также примечательны его скульптуры и рельефы, среди которых следует упомянуть "Погребение Святой Агнес" Рикардо Бельвера, вырезанное на лестнице доступа.

наравне с остальными хозяйственными постройками хранилище украшено настенными росписями. Их центральной темой является смерть святого Франциска Ассизского, и они были казнены в 1882 году Карлосом Луисом де Рибера - и-Фиве, Касто Пласенсиа и Маэстро. В хоре также находится полотно "Порциункула" Франсиско Байеу, первоначально расположенное в главной капелле, как отмечалось выше.

 

Музей

На территории Сан-Франциско-эль-Гранде находится музей, состоящий из 51 картины (с многочисленными хранилищами Музея Прадо), среди других произведений искусства. Наиболее ценные живописные произведения относятся к испанскому и итальянскому барокко, с работами Франсиско Рибальты (Святой Иероним), Франсиско де Сурбарана (Сан-Буэнавентура, принимающий визит Святого Фомы Аквинского), Висенте Кардучо (Папа на коленях и сцены на заднем плане), Алонсо Кано (Святой Антоний Падуанский), Артемизия де Сурбаран (Сан-Буэнавентура, принимающий визит Святого Фомы Аквинского). Джентилески (Иисус и самаритянка) и Луис Тристан (Спуск). Кроме того, выставлены четыре полотна бельгийского художника Гаспара де Крейера.

В храме хранился распятый Христос работы Гойи, благодаря которому художник был принят в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В первой трети XIX века картина была установлена в несуществующем музее Троицы, поглощенном в 1872 году Музеем Прадо.

 

Другие зависимости

Другие хозяйственные постройки - это прихожая и ризница. Первая была обставлена некоторыми элементами из каретного двора Санта-Мария-де-Эль-Полар до его переезда в этот монастырь в 2003 году. Во втором зале декор соответствует последней трети XIX века. Оба имеют красивые резные кресла, а их живописным декором руководил Марсело Контрерас.

Наконец, мы упомянем Зал Капитула, украшением потолка которого также занимался Марсело Контрерас и в котором хранятся работы Сурбарана (Отношения нищенствующих орденов) и Алонсо Кано.

 

Среда

Святой Франциск Великий является частью монастырского комплекса, где, помимо храма, выделяются другие сооружения, представляющие историко-художественный интерес. Одной из наиболее значимых является часовня Христа Скорбящих для Достопочтенного Третьего ордена Святого Франциска, расположенная в соседнем здании, рядом с северным фасадом базилики. Он был возведен между 1662 и 1668 годами по проекту архитектора Франсиско Баутисты, который сотрудничал с художником и скульптором Себастьяном де Эррерой. Работы были выполнены наемным работником Маркосом Лопесом. В 1969 году он был объявлен Национальным памятником, а в 2001 году был внесен в список культурных ценностей Сообществом Мадрида. Здание состоит из продольного нефа, который в конце проходит через алтарь, где установлен главный алтарь. Палуба выполнена в виде бочкообразного свода и купола на грудинах.

Интерьер выделяется своим декором в стиле барокко, с особым упоминанием балдахина, где хранится резьба Христа Скорбящих, спроектированная Эррерой и выполненная в 1664 году плотником Хуаном Урсуларре Эчеваррией. В качестве материалов использовались дерево, яшма и мрамор.

В 2007 году была открыта Далида Святого Франциска, которая простирается к югу от базилики, где в средние века располагалась обитель древнего монастыря, на которой возвышается храм. Его площадь составляет 4384 м2, и он состоит из различных клумб с посадками георгинов. Его возглавляет скульптурная группа Сан-Исидро работы Сантьяго Коста, которая ранее была установлена у фонтана Хуана де Вильянуэва (1952).

К западу от здания в сторону Альмудены простирается пристройка парк-де-ла-Корниса, названная так из-за своего расположения на краю впадины, образующей долину реки Мансанарес. А в нескольких метрах находится штаб-квартира Церковного университета Сан-Дамасо.