Музей Лазаро Гальдиано (Мадрид)

Описание Музея Лазаро Гальдиано

Музей Лазаро Гальдиано в Мадриде (исп. Museo Lázaro Galdiano) - это государственный музей частного происхождения, в котором хранится обширная и разнородная коллекция, составленная с энциклопедическим интересом ко всем видам искусства и техники. Этот исключительный набор, состоящий из более чем 12 600 экземпляров, был собран коллекционером и издателем Хосе Лазаро Гальдиано, который после своей смерти в 1947 году завещал его испанскому государству вместе со своей резиденцией в Мадриде, штаб-квартирой своего издательства Moderna Spain и библиотекой из 20 000 томов.

После создания Фонда Ласаро Гальдиано и преобразования в качестве музея бывшей резиденции донора (Парк Флоридо, в районе Саламанка в Мадриде) коллекция была представлена публике 27 января 1951 года. С тех пор его авторитет среди знатоков широко распространился, и его фонды считаются незаменимыми для изучения многих аспектов истории искусства, поэтому они участвуют как в испанских, так и в международных выставках.

Среди его наиболее ценных произведений искусства выделяется собрание картин, рисунков и гравюр Гойи с такими всемирно известными произведениями, как Эль шабаш или Лас Брюггес, по заказу герцогов Осуны (1797-1798). Следует также привести соответствующие примеры из Эль Боско, Лукаса Кранаха Старшего, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана, Клаудио Коэльо, Луиса Паре или Федерико де Мадрасо, а также пергаментную миниатюру Джулио Кловио и две бронзы из Джамболоньи. Но, пожалуй, самой уникальной работой музея является табличная живопись "Молодой Сальвадор", выполненная в мастерской Леонардо да Винчи по утраченному проекту мастера.

Он также владеет небольшим собранием британской живописи, школы, очень редкой в Испании; на самом деле Музей Лазаро Гальдиано и Эль Прадо были (до открытия музея Тиссена-Борнемисы) единственными двумя испанскими музеями со значительной коллекцией. Он включает в себя примеры Лели (единственный из семнадцатого века, остальные из восемнадцатого), Констебля, Рейнольдса и Ромни, к которым добавлен портрет американца Гилберта Стюарта.

Музей был полностью отремонтирован в период с 2001 по 2004 год, чтобы иметь возможность надлежащим образом сохранить свои фонды и сделать посещение более комфортным и ориентированным на предметы высочайшего качества. Для публики открыты четыре этажа, полностью отремонтированные с соблюдением оригинальных потолков и столярных изделий.

 

Коллекция

Живопись

Особенно ценной является коллекция живописи, в которую входят произведения великих испанских и европейских мастеров XV-XIX веков. Методичное изучение коллекции выявило самые сомнительные атрибуты, что означало исключение нескольких ярких, таких как изображение молодого Спасителя, которое при жизни Лазаря Гальдиано приписывалось Леонардо да Винчи. Хотя это и не его оригинал, но он очень актуален, и теперь некоторые эксперты приписывают его близкому художнику, такому как Болтраффио (атрибуция указана на пояснительном плакате к работе в музее) или Марко д'Оджоно, которому он был присужден на выставке " Леонардо да Винчи: художник при дворе из Милана", для которой осенью 2011 года она была предоставлена в аренду Национальной галерее в Лондоне. Имена Псевдо Болтраффио (художника, работавшего в Милане в начале шестнадцатого века) и Амброджо де Предиса также были перемешаны. Это лучшая леонардовская работа, сохранившаяся в Испании, и ее высокое качество делает ее очень востребованной для выставок в других учреждениях, таких как упомянутая в Национальной галерее или та, которая в трех местах (Мантуя, Падуя и Верона) проводилась в Италии. об Андреа Мантеньи и его эпохе (Чайный дворец, Мантуя, ноябрь 2006 г.-январь 2007 г.).

Средневековая испанская живопись может похвастаться богатым репертуаром с несколькими справочными работами. Автопортрет Педро Берругете по-прежнему вызывает у критиков разные мнения относительно его авторства. Его превосходят несколько таблиц, которые Лазарь собрал по дешевке, когда их презирали как «варварское искусство». Он был коллекционером, который вызвал у него критику, сменившуюся похвалой спустя десятилетия, когда средневековое испанское искусство набирало популярность. Затем какой-то эксперт заявил, что в этой области искусства Коллекция Лазаро Гальдиано превзошла Прадо. В настоящее время здесь выставлены работы таких известных художников, как Мигель Хименес, Диего де ла Крус, Гарсия дель Барко, Хуан де Сореда, Бартоломе де Кастро, Маэстро де Асторга, триптих, подписанный Хуаном Севильским, или знаменитая Мадонна Мосен Эсперандеу из Санта-Фе. де Бласко де Граньен, единственный пример автора хранится в мадридском музее.

Важными картинами испанской школы XVI века являются портрет доньи Анны Австрийской работы Санчеса Коэльо и две работы Эль Греко: "Поклонение Волхвам" с его венецианской сцены и "Святой Франциск в экстазе" с его первой толедской сцены. Также можно увидеть Ноли ме танжере, написанный его сыном Хорхе Мануэлем Теотокопули. Также представляет интерес храм Святого Семейства с ярко выраженным итальянским вкусом, созданный Грегорио Мартинесом (работал в 1565-1598 годах).

Веласкесу приписывают маленькую девичью головку в профиль, а в музее, кроме того, имеется хорошая копия знаменитого портрета Луиса де Гонгоры, оригинал которого хранится в Бостонском музее.

В испанской живописи xvii века есть и другие примеры: Графиня Монтеррейская Хуана Карреньо де Миранда, великолепный Сан-Диего-де-Алькала-де-Сурбаран, Санта-Роза-де-Лима-де-Мурильо, а также работы Клаудио Коэльо, Матео Сересо, Хуана Мартина Кабесалеро, Алонсо дель Арко, Франсиско де Солис, Антонио де Мурильо. Переда, Хосе Антолинес, Франсиско Ризи...

Из XVIII и XIX веков выделяются: знаменитый магазин Гениани де Паре и такие авторы, как Мигель Хасинто Мелендес, Хоакин Инса, Рамон Байеу( Автопортрет), Мариано Сальвадор Маэлла, Хосе дель Кастильо, Агустин Эстев, Захария Гонсалес Веласкес, Луис Эусеби. (две воды аллегорической тематики), Аленца, Эухенио Лукас Веласкес, его сын Эухенио Лукас Вильяамиль, Висенте Лопес, Антонио Мария Эскивель (Автопортрет), Хуан Антонио Рибера (Портрет скульптора Антонио Сола), Рикардо Балака, Валериано Домингес Беккер, Франсиско Ламейер, Эмилио Сала и Франсез, и Лос Мадрасо: Хосе (Папа Пий VII), его сыновья Федерико (Портрет Гертрудис Гомес де Авельянеда, Портрет сеньоры) и Луис (Маркиза Ронкали), а также Рикардо, сын Федерико (Портрет Консуэло Газтамбиде Агуадер).

Одной только группы работ Гойи было бы достаточно, чтобы открыть небольшой монографический музей. Среди семи картин, признанных автографами, выделяются: "Ведьмы и шабаш" 1798 года, "Погребение Христа", написанное для частной оратории графов де Собрадиэль в Сарагосе, и "Кающаяся Магдалина" его юности. Ему также принадлежит небольшое полотно "Ла трель", уменьшенная модель знаменитого гобеленового картона "Ла эра" (Музей Прадо), а также гравюры из всех серий автора —с многочисленными государственными доказательствами— в дополнение к рисункам или письмам с автографами.

Из зарубежных школ следует отметить фламандскую и нидерландскую, с четырьмя картинами Адриана Изенбрандта, интересной Мадонной с младенцем Жерара Давида, когда-то считавшейся так называемой Мастерицей Золотой листвы, а также с одной из немногих сохранившихся картин Мишеля Ситтоу (Мадонна с Младенцем и Сен-Бернар). и различные работы Ганса Мемлинга и Квентина Массиса. Есть также портреты Антонио Моро (короля Португалии Иоанна III), а также портреты Йооса Ван Клеве и Бернарда Ван Орли, эрцгерцога Леопольда Вильгельма в его шкафу с картинами Давида Тенирса Младшего, картина Яна Брейгеля Младшего об Эдемском саду и большая Мадонна с портретами. дитя Эразма Квеллина II, среди многих других шедевров. В 2018 году было представлено новое приписывание Михаэлине Вотье изображения Святого Иоанна Крестителя, ранее считавшегося произведением Хуана Мартина Кабесалеро; если такое авторство верно, это должен быть единственный известный пример Вотье в Испании. Портрет Саскии, когда-то приписывавшийся Рембрандту, был списан как копия, хотя в музее хранится ценный набор из пятидесяти гравюр художника (временно выставленных в 2018 году), караваджистский портрет Святого Иеронима работы Хендрика ван Сомера и три женских изображения Голландии в стиле барокко, написанные Николасом Маесом, Юстусом ван Эгмонтом и Людольфом де Йонгом..

Отдельного упоминания заслуживает Эль Боско с тремя примерами: Святой Иоанн Креститель в медитации, единодушно признанный оригиналом мастера, который был включен в качестве такового в антологическую выставку, посвященную ему Эль Прадо в 2016 году; большой Терновый венец (1516 г. н. э.), считающийся работой последователя, предшествовавший версиям книги. самые известные из Эскориала и музея Сан-Пио V в Валенсии; и Видение Тондаля, считающееся произведением мастерской.

Итальянская живопись включает в себя Храм Святого Семейства работы Джулио Кловио (миниатюра, сделанная для короля Испании Карла I), голову Святого Иоанна Крестителя работы Марко Пальмеццано, монументальное Крещение Христа, приписываемое Орацио Самаччини, изображение Святого Франциска Ассизского работы Якопо да Эмполи., два полотна Джузеппе Марулло и другие. Пачекко де Роза и великолепный Сан-Лоренцо Бернардо Каваллино, шедевр неаполитанского автора (с коллекцией итальянской живописи в стиле барокко можно ознакомиться в приложении: Итальянская живопись эпохи барокко в публичных коллекциях Мадрида). Есть также мастера восемнадцатого века, такие как Алессандро Маньяско, Грегорио де Феррари и Лоренцо Тьеполо, чьи портреты прекрасно представлены как мужскими, так и женскими.

Относительно многочисленным является изображение британской живописи, очень редкое в Испании, с работами Лели, Рейнольдса, Констебля, Ромни и др. Его присутствие в коллекции обусловлено личным вкусом жены Ласаро Гальдиано, аргентинки Паулы Флоридо-и-Толедо (1856-1932). Большинство этих работ были приобретены в первом десятилетии двадцатого века в галерее Седельмейер в Париже. Следует также упомянуть таблицу Луки Кранаха Старшего "Младенец Иисус и Святой Иоанн Лествичник" и "Голгофа", приписываемую его сыну Лукасу Кранаху Младшему, а также Мужской портрет Ульриха Апта, ранее приписывавшийся Гансу фон Кульмбаху, изображение Карла III, написанное Менгсом, и аллегорическая сцена, приписываемая Гансу фон Кульмбаху. француз Шарль-Франсуа де ла Траверсе.

Выделяется также богатая коллекция иллюминаций или раскрашенных миниатюр, которая соперничает с коллекцией в Прадо; среди них уже упомянутые работы Кловио, Джованни Кастелло и Хуана де Салазара. Следует также упомянуть портрет Джорджа Вашингтона, основанный на знаменитом портрете Гилберта Стюарта, и еще одно изображение I герцога Фернан-Нуньесского, написанное Жаном-Батистом Изабе.

 

Скульптура и декоративно-прикладное искусство

Фон скульптур меньше, но в нем есть такие уникальные предметы, как Христос, привязанный к колонне итальянского Микеланджело Начерино, статуя в полный рост, вылепленная из мрамора в натуральную величину. Считается, что он смог сочетаться браком с Девственницей с младенцем, которая в настоящее время возглавляет фасад церкви Иисуса Назарянина в Кудильеро. Следует упомянуть римский бюст Лусио Веро ii века, двух Святых евангелистов, отлитых Джамболоной, так называемую Мадонну Черназай работы Никколо ди Джованни Фиорентино, принадлежавшую магнату Уильяму Рэндольфу Херсту, и терракотовые скульптуры Иоанна де Джуни (бичеванный Христос), Венансио Вальмитьяна (статуэтка Веласкеса работы Джамболоньи). все тело) или от французского Carpeaux.

Эмали составляют одну из главных достопримечательностей музея. В коллекции представлены очень ценные и редкие экземпляры, от произведений из Лиможа XIII и XVI веков до неовизантийских произведений из золота XIX века. Примечательна также коллекция слоновой кости, в которой выставлены несколько арабских и византийских сундуков, кофейная шкатулка династии Тимуридов XIV века, еще одна французская готика XIV века, а также диптихи парижской школы и итальянские средневековые алтари.

Украшения украшены множеством произведений эллинистического и римского, арабского, готического, ренессансного, барочного и романтического стилей. Очень важным из-за разнообразия типов является набор бронзовых изделий Античности, средневековья и, в большом количестве, итальянского Возрождения. Также многочисленны и отборны образцы религиозного ювелирного искусства всех стилей. Фонд медалей включает образцы Пизанелло, Помпео Леони, Жакоме да Треццо и других мастеров этого жанра. Он выставлен на верхнем этаже музея и предназначен для использования в качестве доступного для посещения склада.

Здесь также хранятся ценные изделия итальянской и испанской керамики разных эпох, а также греческие амфоры и восточный фарфор. Также следует отметить старинные ткани, итальянские и арабские, а также коллекцию оружия с очень богатым образцом мечей, возглавляемую рапирой, которую папа Иннокентий VIII подарил Иньиго Лопесу де Мендосе-и-Киньонесу, второму графу Тендильи. Также на выставке представлены веера и украшения, которые носила жена Лазаро Гальдиано. Все это составляет одно из самых важных проявлений искусства роскоши, которое можно увидеть в Испании.

В бывшем здании издательства Moderna Spain, примыкающем к музею, хранятся библиотека и архив Хосе Ласаро Гальдиано с инкунабулами и бесценными рукописями. Выделите оригинальную рукопись настоящих портретов... с изображениями, нарисованными Франсиско Пачеко.

Участок окружен пышными садами с вековыми деревьями, которые образуют уголок, необычный своим спокойствием в таком оживленном районе, как район Саламанка.