Папская базилика Святого Михаила (исп. Basílica Pontificia de San Miguel) - римско-католическая церковь в стиле барокко и малая базилика в центре Мадрида, Испания. Он расположен на улице Сан-Хусто, рядом с дворцом архиепископа. Это церковь Апостольской нунциатуры Королевства Испании Святого Престола, и в настоящее время ею управляют священники Opus Dei.
Несмотря на свои небольшие размеры, это одно из наиболее значимых
архитектурных сооружений испанского барокко благодаря уникальной
выпуклой форме его фасада и оригинальному плану, необычному для страны и
уникальному для мадридского барокко. Храм, строительство которого
началось в 1739 году, имеет заметное итальянское влияние. Здание
занимает территорию бывшей церкви святых Праведных и пастырей,
христианских мучеников, которые, согласно традиции, погибли в
Алькала-де-Энарес. Мало что известно об этой несуществующей церкви,
одной из десяти старейших в городе. Его строительство было начато до
тринадцатого века, или, по крайней мере, это следует из Закона 1202
года, в котором он упоминается. Храм пострадал от пожара в 1690 году и
был полностью разрушен.
В 1739 году по настоянию кардинала
Инфанте Луиса Антонио де Бурбона-и-Фарнезио, архиепископа Толедского,
начались работы по текущему строительству, стоимость которого составила
1 421 000 реалов. В 1745 году строительство было завершено.
Во
времена правления Жозефа I Бонапарта церковь добавила новое служение: к
первоначальному служению святых Праведника и Пастыря было добавлено
служение Святого Михаила, святого, оставшегося без прихожан из-за сноса
соседнего прихода Сан-Мигель-де-лос-Октоес. В XIX веке храм был передан
исключительно Святому Михаилу, а прихожане святых Праведника и Пастыря
перешли в церковь бывшего монастыря Чудес. В 1892 году он был передан
апостольской нунциатуре, получив титул папской базилики, после переезда
в Леганитос, приход Сан-Мигель. Нунций передал опекуна Конгрегации
Пресвятого Искупителя Мадрида, за которую Висенте Никасио отрекся от
Торибио в течение многих лет.нес ответственность.
В двадцатом
веке храм был захвачен Opus Dei. Это учреждение продвигало различные
реформы, такие как устранение боковых алтарей и строительство склепа под
зданием. В этом столетии она стала папской церковью под названием
Папская базилика Сан-Мигель (то есть это храм Апостольской нунциатуры
Святого Престола в Испании).
Композитор итальянского
происхождения Луиджи Боккерини, умерший в Мадриде, был похоронен в этой
базилике до тех пор, пока в 1927 году Бенито Муссолини не приказал
перевезти его останки в Лукку, откуда музыкант был родом. Он был
похоронен в церкви Сан-Франциско, в пантеоне прославленных сынов
вышеупомянутого тосканского города.
Здание, построенное в стиле латинского креста, принадлежит
итальянскому архитектору Сантьяго Бонавиа, хотя первоначально оно было
заказано Теодоро Ардемансу, который приехал для выполнения проекта, и
было завершено Вирджилио Рабальо. Особенно бросается в глаза его фасад
выпуклой формы, увенчанный двумя башнями со шпилями в восточном стиле и
фронтоном, столь же изогнутым.
Фасад объединяет несколько
скульптурных ансамблей. Аллегории Милосердия, Веры, Надежды и Силы,
созданные Роберто Мишелем и Николасом Карезаной, украшают два верхних
корпуса. В верхней части входной двери находится барельеф, выполненный
Каресаной, на котором изображена мученическая смерть святых Праведника и
Пастыря, которым храм поклонялся у истоков.
Базилика сохраняет во
всей своей уникальной неф-структуре различные наборы равновесий,
учитывая вогнуто-выпуклое натяжение поверхностей и чередование круглых и
эллиптических пролетов с другими поперечными арками. К этому добавляется
наклонное расположение пилястр и колонн по отношению к центральной оси и
лопастное пересечение торальных арок в своде.
Неф покрыт куполом
с углублением, который опирается на усиленные выступы между двумя
прямыми пролетами со скрещенными арками. Над трансептом возвышается
овальный кольцевой купол с балясинами. Алтарь покрыт ребристым сводом и
четвертью сферы. Своды нефа украшены фресками Бартоломео Руски,
выполненными в 1745 году, на которых изображен небесный апофеоз Святых
Праведника и Пастыря с четырьмя добродетелями на груди и пророков Илию,
Иеремию, Давида и Исайю, нарисованных Хатоем. в треугольных зонах
переднего и заднего пролетов. На печах и куполе трансепта, а также над
пресвитерием фрески принадлежат братьям Луису, Антонио и Алехандро
Гонсалесам Веласкесам, изображающим евангелистов (печинас),
Представление святых Хусто и Пастора перед тираном и Мученичество святых
Хусто и Пастора. По бокам алтаря-картины Хатоя с изображением архангелов
Барахиила, Гавриила и Иегудиила слева и Уриила, Рафаэля и Силтиэля
справа. Некоторые другие картины в гризайе расположены над трансептом и
боковыми алтарями, завершая богатое убранство из искусственного мрамора
и лепнины. У подножия высокий хор с плоской крышей.
В неглубоких
боковых часовнях были расположены классические воздушные алтари конца
восемнадцатого века, перестроенные в двадцатом веке, частично замененные
исповедальнями после передачи церкви Opus Dei, со скульптурами, а в
некоторых случаях и витражами, также Moderna. Алтарь занимает большое
полотно, посвященное Святому Михаилу, работы Алехандро Ферранта,
датированное 1897 годом.
Среди наиболее примечательных резных
фигур церкви-изображение Сантисимо Кристо де ла Фе и дель Пардон XVIII
века работы скульптора Луиса Сальвадора Кармоны, которое каждое Вербное
воскресенье выходит процессией, выносимой Братством студентов, - первое
из всех, которые проходят в Неделю Святая мадридская. Элиас Тормо
цитирует в храме еще одну скульптуру распятого Луиса Сальвадора Кармоны
из Санта-Либрада, «очень красивую", и приписываемого ему Святого
Пасхалия Бейлона, которые могли быть перенесены в другие помещения.