Кампо дель Моро (Мадрид)

Кампо-дель-Моро — сад, расположенный в испанском городе Мадрид. Объявленный историко-художественным интересом в 1931 году, он занимает площадь около двадцати гектаров (200 266 м²), которая простирается с востока на запад, от западного фасада Королевского дворца до Пасео-де-ла-Вирхен-дель-Пуэрто. С севера на юг его границы образуют Куэста-де-Сан-Висенте (северная сторона), Куэста-де-ла-Вега и Парк-де-Атенас (южная сторона).

Для садов характерно преодоление выраженного уклона, вызванного оврагом между дворцом и берегом реки Мансанарес. Они были заложены в 1844 году архитектором Нарцисо Паскуалем-и-Коломером, который разработал формалистический комплекс, хотя работы по благоустройству удалось провести только в конце 19 века.Они были выполнены Рамоном Оливой, который изменил первоначальную концепцию. романтическим подходом. До этого территория практически не охранялась.

Это одна из трех садовых зон, украшающих окрестности Королевского дворца, но, в отличие от двух других (садов Сабатини и Пласа-де-Ориенте), ее управление соответствует не Городскому совету Мадрида, а Национальному наследию. , организации, от которой зависят владения, находившиеся в руках испанской короны.

 

Названия мест

Земля, расположенная между Королевским дворцом Мадрида и долиной реки Мансанарес, с 19 века была известна только под названием Кампо-дель-Моро. Это исходят от пропагандистов садов, которые в поисках названия обратились к историческим эпизодам.

Событием, которое они взяли за образец, было нападение на город, совершенное мусульманским лидером Али Бен-Юсуфом, который после смерти Альфонсо VI в 1109 году пытался отвоевать площадь Мадрида, находившуюся в руках христиан, атакуя Алькасар со склона холма у реки. Предположительно, он разбил лагерь со своими войсками на месте, где сейчас расположен садовый комплекс.

 

История

Идея создания зоны отдыха на территории, которую сегодня занимает Кампо-дель-Моро, возникла еще до строительства Королевского дворца в Мадриде. Первые попытки возникли во времена Филиппа II (1527-1598), который заказал проект моста между Реал-Алькасаром, на месте которого был построен нынешний дворец, и ущельем реки Мансанарес. Однако эту инициативу осуществить не удалось.

Позже Филипп IV (1605-1665), использовавший это место для охоты, первоначально приказал посадить разные породы деревьев, в основном вязы.

При строительстве Королевского дворца, работы которого начались в 1738 году, через четыре года после пожара Алькасара, были составлены многочисленные планы по организации ограждения, которые не удалось реализовать из-за нехватки воды, трудностей, связанных с местностью и отсутствие экономических ресурсов.

Так обстоит дело с проектами, продвигаемыми королями Филиппом V (1683-1746) и Карлом III (1716-1788) по заказу различных архитекторов дворца (Хуана Баутисты Сакетти, Франсиско Сабатини и Вентуры Родригеса), а также испанских архитекторов. садовник Эстебан Бутелу. Последний, опираясь на свой опыт управления садами Аранхуэса (Мадрид) и Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (Сеговия), в 1746 и 1747 годах разработал два плана классической концепции, которые было очень трудно реализовать, поскольку они не полностью адаптироваться к топографическим особенностям почвы.

С другой стороны, мог быть реализован проект архитектора Хуана де Вильянуэва (1739-1811), с помощью которого Королевский дворец был соединен с садами Дома Кампо, расположенного на другом берегу реки Мансанарес. Он был раскопан в 1810 году, во время правления Хосе I, за год до смерти Вильянуэвы. В 1891 году была проведена реконструкция, заключавшаяся в установке в качестве декоративного элемента камня. Несколько участков этого прохода до сих пор сохранились, наиболее важные из них расположены на самой Кампо-дель-Моро, под старым Камино-де-Кастилия.

 

Окончательный макет

Решающий толчок к строительству садов произошел в 1844 году, когда Агустин Аргуэльес Альварес (1776-1884), наставник королевы Изабеллы II в период ее несовершеннолетия, и Мартин де лос-Эрос (1783-1859), мэр Королевского наследия, они поручили главному архитектору дворца Нарцисо Паскуалю-и-Коломеру (1808–1870) разработать новый дизайн.

Вышеупомянутый архитектор, также автор плана Пласа-де-Ориенте, планировал построить в качестве координационного центра большой проспект между Королевским дворцом и Пасео-де-ла-Вирхен-дель-Пуэрто. Это не только сохранило крутой склон, но и улучшило панораму западного фасада здания. Для выравнивания земли, среди других материалов, использовались обломки церквей и домов, снесенных во время расширения площади Пуэрта-дель-Соль.

Важность этой оси была подчеркнута установкой двух монументальных фонтанов: фонтана Кончас, привезенного из Дворца инфанте дона Луиса (Боадилья-дель-Монте, Мадрид), и фонтана Тритонов, первоначальным местом расположения которого был Сад де ла Исла (Аранхуэс, Мадрид).

Работы над садами были приостановлены после триумфа революции 1868 года, известной как Ла Глориоза, и последующего изгнания королевы Елизаветы II. Их удалось окончательно возобновить в последнее десятилетие XIX века, во время регентства Марии Кристины Габсбургской, когда было посажено около 9500 деревьев (в том числе 400 пальм) и 20 800 кустарников (из которых 12 000 кустов роз). под руководством садовника Рамона Оливы.

В 1898 году внутри ограды были построены различные деревянные дома, выполненные в тирольском стиле. Они обязаны архитектору и садовнику Энрике Репуллесу Сегарре, также автору орнамента грота, спроектированного Хуаном де Вильянуэвой.

Во время гражданской войны в Испании (1936-1939) из-за близости к Мадридскому фронту Кампо-дель-Моро понес значительный ущерб. Он был отреставрирован в 1940-х годах, а в 1960 году внутри было построено новое здание, служащее штаб-квартирой Мадридского музея карет.

 

Описание

В своей планировке сады отражают различные течения, возникшие в результате превратностей, произошедших на разных этапах их строительства. Следовательно, он не имеет однородных характеристик и сочетает в себе такие разнообразные стили, как формализм (присутствующий на главной набережной, спроектированной Паскуалем и Коломером) или натурализм (который преобладает в планировках, разработанных Рамоном Оливой). Смесь влияний также заметна в зданиях, в которых расположен этот объект, с намеками на сельские модели (например, тирольские сельские дома, спроектированные Репуллесом), неоготику или функциональную архитектуру (в случае здания Музея карет, работа архитектора Рамона Андрады).

С точки зрения ландшафтного дизайна преобладают рощи, оформленные в соответствии с романтическими вкусами того времени, которые сочетаются с элементами английского пейзажа, такими как Прадерас-де-лас-Вистас-дель-Соль.

 

Входные ворота

Кампо-дель-Моро имеет прямоугольную планировку. Его периметр ограничен белокаменной и кирпичной стеной, на которой покоится кованый забор. Его восточная сторона лишена доступа, так как обращена к набережным, на которых расположены сады Сабатини, Королевский дворец, Пласа-де-ла-Армерия и собор Альмудена.

Он имеет всего три входа, расположенных на остальных сторонах: один на Куэста-де-Сан-Висенте (на севере), другой на Куэста-де-ла-Вега (на юге) и главный на Пасео-де-ла-Вирхен-дель-Пуэрто ( на запад). Ни один из них не представляет особого интереса, за исключением некоторых декоративных элементов, таких как различные художественные вазы.

Первые две двери с ограниченным доступом соединены друг с другом продольным переходом, расположенным в верхней части сада, у подножия Королевского дворца. Этот проспект проходит через районы Фонтана Тритонов, Большой Печи или Камелий и Водопадного пруда, посещение которых запрещено публике. В самую нижнюю часть Кампо-дель-Моро в определенное время можно попасть бесплатно через ворота Пасео-де-ла-Вирхен-дель-Пуэрто.

 

Центральная ось

Это связано с Нарцисо Паскуалем-и-Коломером, который задумал большую прогулку, которая в направлении восток-запад напрямую соединила Королевский дворец с берегами реки Мансанарес. Этот проспект, известный как Прадерас-де-лас-Вистас-дель-Соль, был центральной осью гипподамической планировки, состоящей из ряда параллельных и перпендикулярных дорожек, на пересечениях которых находились небольшие круглые или полукруглые квадраты.

Из его конструкции можно было реализовать только вышеупомянутый проспект, который с точки зрения городского планирования представляет собой наиболее важную часть ограждения, гарантирующую панорамный вид на дворец за счет удачного распределения уровней земли. Он окружен деревьями и имеет большую середину, благоустроенную лугом, разделенным на две большие части и охраняемым с обеих сторон грунтовой дорожкой.

Проект Паскуаля и Коломера предусматривал установку двух монументальных фонтанов, которые в настоящее время расположены в верхней и центральной части главной оси:

Фонтан Тритонов. Он стоит у подножия западного фасада дворца, в самой высокой точке проспекта и всего ограждения. Он был построен в Италии в 17 веке (или, вероятно, в конце 16 века) и перевезен в Испанию в 1656 году, в том году, когда Филипп IV приказал установить его в саду Хардин-де-ла-Исла (Аранхуэс, Мадрид). В 1846 году его поставили на нынешнее место. Вырезанный из белого мрамора, он получил свое название от четырех скульптур мифологических тритонов, расположенных у его основания.
Фонтан Ракушек. Это связано с дизайном последней трети XVIII века, созданным Вентурой Родригесом. Он украшал сады Паласио дель Инфанте Дон Луис в Боадилья-дель-Монте - собственности Луиса Антонио де Бурбон-и-Фарнезио - до его перевода в Кампо-дель-Моро в 1845 году, где он занимает центр проспекта. Его создали Франсиско Гутьеррес Аррибас и Мануэль Альварес эль Гриего. Как и Фонтан Тритонов, эти мифологические персонажи составляют его главный мотив. Он также выполнен из белого мрамора.

 

Другие прогулки

Остальные прогулки — работа Рамона Оливы. Они отвечают романтической модели, далекой от формалистических, решетчатых схем Паскуаля и Коломера. Они имеют неправильную планировку, с обилием изогнутых участков. Есть также многочисленные полускрытые тропы, альтернативные маршруты и короткие пути, соответствующие романтическим вкусам ландшафта. Так обстоит дело с путями Четырех Ключей и Цепей.

Единственное исключение, о котором стоит упомянуть, — это Пасео де Дамас, наследник гипподамического дизайна Паскуаля и Коломера. Он начинается возле Куэста-де-Сан-Висенте и заканчивается на площади Королевы Марии Кристины де Габсбурго, расположенной в южной части участка. Он следует в направлении с севера на юг и пересекается с Прадерас-де-лас-Вистас-дель-Соль, в месте слияния которого находится вышеупомянутый Фуэнте-де-лас-Кончас.

Пасео-де-лос-Платанос, названный в честь вида растений, преобладающих на его маршруте, является примером романтической модели, изложенной выше. Его начало находится недалеко от входа в Пасео-де-ла-Вирхен-дель-Пуэрто, откуда он направляется на юго-восток, образуя широкую кривую и проходя у подножия собора Альмудена. Он соединяется с Пасео-де-Дамас через Боске-де-ла-Копа, обязанный своим названием дереву значительных размеров, выделяющемуся среди других.

 

Интересующие конструкции

Помимо фонтанов Прадерас-де-лас-Вистас-дель-Соль, Кампо-дель-Моро объединяет и другие сооружения, представляющие историко-художественный интерес. Отдельного упоминания в силу своего возраста и технической сложности заслуживает грот Хуана де Вильянуэва, доступ к которому осуществляется под лестницей, установленной у входа на Пасео де ла Вирхен дель Пуэрто.

Существует множество декоративных мотивов, в том числе различные художественные вазы, цветники, пруды, рокарии, небольшие фонтаны (например, Альмендрита), вольеры и скульптуры (например, статуи Изабеллы II и Франсиско де Асис де Бурбон). Многие из этих элементов расположены в отдаленных анклавах, следуя романтическим образцам ландшафта.

Среди зданий выделяются Эстуфа Гранде или Камелии (где Антонио Лопес написал картину «Семья Хуана Карлоса I»), Шале дель Корчо и Шалесито де ла Рейна, два последних из которых построены из дерева Репуллесом в конце. 19 века. Музей карет датируется второй половиной 20-го века и состоит из шестиугольных модулей, с помощью которых его архитектор Рамон Андрада предвидел возможные расширения. Здесь хранится разнообразная коллекция карет, принадлежавших испанской короне. Среди наиболее важных экспонатов - так называемая Черная карета (17 век), Кресло Карла III (18 век) и Берлина-де-ла-Корона (19 век).

 

Виды растений и животных

В садах произрастает 70 видов деревьев, возраст некоторых экземпляров превышает 150 лет. Некоторые из них выделяются своим возрастом и высотой, и по этой причине они были внесены в каталог Мадридского сообщества как «Особые деревья»: сосна Алеппо, высота которой превышает 30 метров, кедровая сосна высотой 25 метров, дуб высотой 24 метра. , красная секвойя по 30 и два тиса по 15.

На Кампо-дель-Моро обитает множество птиц, среди которых есть виды, характерные для парков, такие как павлин, фазан, горлица и голубь.

 

Панорама

Кампо-дель-Моро расположен у подножия центра Мадрида. Возникновение этого города относится к 9 веку, когда на вершине мыса была построена мусульманская крепость, под которой находился ярко выраженный овраг, что облегчило его защиту.

Несмотря на выравнивание земли, которое это место претерпело, в основном в 19 веке, крутой склон, который все еще существует, позволяет увидеть различные панорамные виды, которые являются одними из наиболее характерных для городской панорамы Мадрида. Самым известным является западный фасад Королевского дворца, созерцательность которого подчеркивается продольной планировкой Прадерас-де-лас-Вистас-дель-Соль.

Менее известны панорамные виды на собор Альмудена и западную аркаду Пласа-де-ла-Армерия, полускрытые густолиственной рощей деревьев, доминирующей в южной части сада. Тем не менее, с Пасео-де-Платанос открывается другой вид на этот монументальный комплекс.

С самой высокой части Кампо-дель-Моро (то есть с ее восточной стороны) можно увидеть почти все сады, а также лесной массив Каса-де-Кампо, выходящий за пределы правого берега. реки Мансанарес через Пуэнте-дель-Рей.