Площадь Ориенте (Мадрид)

 

Описание Площади Ориенте

Площадь Ориенте или Площадь Востока (Plaza de Oriente) расположена в историческом центре испанского города Мадрид. Это прямоугольная площадь с изогнутой головой монументального характера, окончательная планировка которой соответствует проекту 1844 года Нарцисо Паскуаля Коломера, наследника нескольких предыдущих проектов. Одним из главных его сторонников был король Иосиф I, который приказал снести расположенные на его участке средневековые дома.

Его возглавляют два самых важных здания столицы: его западный контур ограничен Королевским дворцом, а восточный - Королевским театром. Его северный фасад представляет собой Королевский монастырь Ла-Энкарнасьон, из которого Уэрто-де-ла-Приора был экспроприирован, чтобы интегрировать его в площадь.

Помимо вышеупомянутых зданий, на этой монументальной площади расположены различные историко-художественные сады. И важная коллекция скульптур, в которой особенно выделяется в центре изображение Филиппа IV, работа Пьетро Такка 17-го века, которое считается первой конной статуей в мире, удерживаемой только задними ногами лошади.

 

Названия мест

Существует несколько теорий о названии этой площади. Наиболее общепринятым считается его географическое положение: к востоку от Королевского дворца. В дальнейшем это здание стало известно как Паласио де Ориенте.

Другая гипотеза относится к королю Хосе I, получившему популярное прозвище Пепе Ботелла, одному из главных покровителей площади, поскольку именно он приказал снести существующий фермерский дом возле Королевского дворца. Возможное членство Жозефа Бонапарта в масонстве и его послушание Великому Востоку Франции можно обнаружить в происхождении названия площади, названной в честь указанной ложи.

 

История

Идея создания большой площади рядом с мадридским Королевским дворцом восходит к XVIII веку, когда был разработан проект Хуана Баутисты Сачетти, одного из архитекторов здания, по размещению садовой зоны в его восточной части.

Во время правления Жозефа Бонапарта, продолжавшегося с 1808 по 1813 год, были предприняты первые сносы кварталов вокруг дворца в рамках городского плана по открытию дороги для всего города, за что монарх получил прозвище Пепе Пласуэлас (в дополнение к вышеупомянутый Пепе Ботелла).

Выравнивание земли, начало строительства некоторых зданий вокруг площади и снос театра Каньос-дель-Пераль (расположенного на площади Изабеллы II) произошли по порыву Фернандо VII. Его проект, разработанный в 1817 году Исидро Гонсалесом Веласкесом, имел своей основной целью строительство театра (который позже стал Реалистичным театром) на противоположной стороне дворца. Работы над этим Колизеем начались в 1818 году и до 1831 года руководил Антонио Лопес Агуадо, автор его макета. Что касается самой площади, то проект Гонсалеса Веласкеса имел полукруглый план, состоящий из портика и шести кварталов домов, по три с каждой стороны театра.

В 1836 году, во время правления Изабеллы II, было принято решение снести здания, начатые во времена Фердинанда VII, и построить новый проект по образцу Королевского театра. Хотя это здание было завершено только в 1850 году, его западный фасад, обращенный к дворцу, во все времена был определяющим фактором в планировке площади.

В 1842 году рассматривалась возможность создания прямоугольного квадрата с изогнутой головкой, закрытой шестью симметричными блоками. Этот этаж был наконец встроен, хотя количество блоков было сокращено до двух, по одному с каждой стороны театра, согласно окончательному проекту Нарцисо Паскуаля-и-Коломера (1844 г.). В 1851 году по этому последнему проекту начали строить жилые дома вокруг площади.

Сады площади со временем претерпели важные изменения. До 1941 года они располагались по кругу вокруг памятника Фелипе IV, занимающего центр ограждения. Вокруг статуи монарха стояло 44 скульптуры, соответствующие разным испанским королям, но в 1927 году их число сократилось до двадцати.

Нынешний дизайн садов, созданный в 1941 году, по-прежнему использует изображение Филиппа IV в качестве ориентира, но распределяет сады в виде сетки. Двадцать статуй монархов расположены продольно, в два ряда по десять, по обе стороны от центрального памятника.

В годы режима Франко он стал политическим символом сторонников диктатуры, поскольку именно здесь проходили демонстрации в честь диктатора Франко.

В середине 1990-х годов, во время мандата мэра Хосе Марии Альвареса дель Мансано, площадь претерпела масштабную реконструкцию, которая включала полную пешеходную зону. Улица Байлен, отделявшая саму площадь от восточного фасада Королевского дворца, была засыпана таким образом, что площадь доходила прямо до этого здания. Вокруг Королевского театра были также выделены другие пешеходные пространства, а также было уложено новое мощение.

Под площадью была построена подземная парковка в рамках проекта, изначально предусматривавшего создание подземного торгового центра, но в конечном итоге от этой идеи отказались. Работы по реконструкции, основанные на проекте Мигеля де Ориоля э Ибарры, завершились в 1996 году и вызвали некоторые споры из-за обнаружения археологических находок, некоторые из которых были уничтожены, поскольку считались малоценными. Посреди парковки сохранилось основание исламской сторожевой башни.

 

Сады

Площадь Пласа-де-Ориенте имеет прямоугольную форму, хотя ее голова, расположенная на востоке, замыкается, образуя изгиб, над которым возвышается Реалистический театр. Можно выделить три больших сектора: центральные сады, сады мыса Новаль и сады Лепанто.

Центральные сады
Центральные сады расположены вокруг памятника Фелипе IV в форме сетки, следуя модели садоводства в стиле барокко.

Они состоят из семи клумб, заселенных живыми изгородями из самшита, топарными формами кипарисов, тисов и небольших магнолий, а также временными цветочными насаждениями. С обеих сторон они ограничены рядами статуй, широко известных как готические короли, которые служат разделительной линией для двух других квадрантов.

Это самая монументальная часть площади Пласа-де-Ориенте как по зданиям, обрамляющим ее (Королевский дворец выглядит на западе, так и Королевский театр на востоке), так и по художественной ценности его коллекций скульптур.

 

Памятник Филиппу IV

В центре площади находится памятник Фелипе IV, без сомнения, самое важное художественное произведение в этом районе, не считая окружающих зданий. Он состоит из конной статуи монарха, созданной в 17 веке Пьетро Такка, а также постамента с различными скульптурными мотивами и двух фонтанов, датируемых 19 веком.

Комплекс был открыт 17 ноября 1843 года, после того как Изабель II решила перенести вышеупомянутую скульптуру на Пласа-де-Ориенте, обеспечив ей монументальную опору. Его авторами были камерные скульпторы Франсиско Элиас Вальехо (1782–1850) и Хосе Томас (1795–1848).

Первый изготовил четырех бронзовых львов, расположенных по углам памятника, а второй вылепил барельефы, украшающие высокий постамент, на котором восседает статуя. Один из них представляет собой монарха, навязывающего Веласкесу облачение Ордена Сантьяго, а другой представляет собой аллегорию защиты, предоставляемой королем искусству и литературе.

Точно так же Томас сделал фигуру старика, льющего воду в урну, символизирующую реку. У подножия памятника расположены два фонтана в форме ракушек, с восточной и западной стороны.

Конная статуя Филиппа IV выполнена из бронзы и расположена лицом на восток, то есть в сторону Королевского театра. Он был выполнен между 1634 и 1640 годами итальянцем Пьетро Такка (1577–1640), которому в качестве моделей были отправлены два портрета короля, написанные Веласкесом, один верхом на лошади, другой поясной. Он был отлит во Флоренции (Италия).

Скульптор воспользовался советом Галилео Галилея, чтобы лошадь, на которой ездит монарх, могла стоять исключительно на задних ногах. Решение, предложенное физиком, заключалось в том, чтобы сделать заднюю часть сплошной, а переднюю — полой. Это первая конная скульптура в мире с таким расположением.

Первоначально работа была размещена в одном из патио дворца Буэн-Ретиро, а затем на фасаде старого дворца. Во время правления дона Хуана Хосе Австрийского он вернулся на свое первоначальное место, где оставался до 1843 года.

 

Статуи испанских королей

На площади находится скульптурная коллекция двадцати испанских королей, соответствующих пяти вестготам и пятнадцати монархам первых христианских королевств Реконкисты. Эти статуи, сделанные из известняка, расположены в два ряда, пересекающих территорию в направлении восток-запад, по обе стороны центральных садов.

Известные в народе как готические короли, они отмечают разделительную линию между центральной частью площади и садами мыса Новаль на севере и Лепанто на юге.

Группа статуй входит в серию, посвященную всем монархам Испании, созданную для украшения Королевского дворца во времена правления Фердинанда VI. Они были казнены между 1750 и 1753 годами.

Первоначально задумка заключалась в том, чтобы скульптуры украсили верхний карниз дворца. Однако после размещения некоторых из них на вершине здания возникли опасения, что крыша не выдержит их вес, поэтому все они в конечном итоге были распределены по разным частям Мадрида (включая Пласа-де-Ориенте) и другим испанским городам. Традиция гласит, что статуи были перенесены из-за того, что Изабель де Фарнезе, матери будущего короля Карла III, приснился кошмар, в котором фигуры упали с уступа, убив нескольких членов королевской семьи.

В Мадриде их можно увидеть, помимо самой площади Пласа-де-Ориенте, в парке Эль-Ретиро и в садах Сабатини. Некоторые из них были перевезены в другие провинции, например, те, что расположены на Пасео-де-Сарасате в Памплоне, имея в виду наваррских королей, или также на Пасео-дель-Эсполон в Бургосе, а также в парк Флориды в Витории.

Статуи были изготовлены под руководством придворных скульпторов Хуана Доминго Оливьери и Фелипе де Кастро большой группой авторов, среди которых Луис Сальвадор Кармона, Фелипе дель Корраль, Хуан де Вильянуэва Барбалес, Алехандро Карнисеро, Роберто Мишель, Хуан Порсель и Хуан Паскуаль де Мена, а также сами Оливьери и Де Кастро.

 

Сады Кейп-Новал

Сады мыса Новаль, состоящие в основном из банановых плантаций, занимают северную часть площади Пласа-де-Ориенте, рядом с улицей Сан-Квинтин, по которой разрешено дорожное движение.

Они простираются на земле, которая когда-то принадлежала королевскому монастырю Ла-Энкарнасьон, южный фасад которого выходит на сады. С западной стороны они ограничены улицей Байлен и балюстрадой, отделяющей эту улицу от садов Сабатини, расположенных к северу от Королевского дворца. На востоке находится улица Павия.

Его величайшие художественные ценности исходят от расположенного там памятника, установленного в 1912 году в память капрала Луиса Новаля Феррао (1887-1909), погибшего в Мелильской войне, от которого они получили свое название. Это работа валенсийского скульптора Мариано Бенлиуре (1862-1947). Его высота составляет 6,5 м, он сделан из камня и бронзы. Памятник был полностью восстановлен в 1980 году скульптором Мигелем Анхелем Лопесом Кальехой. В 2021 году здесь был проведен новый ремонт, на этот раз по периметру которого был установлен забор.

 

Сады Лепанто

Сады Лепанто расположены в южной части площади. Их определяет улица Байлен, идущая на запад параллельно аркам Пласа-де-ла-Армерия; и по улице Вергара, которая появляется на юге, через пандус, построенный для преодоления неровностей местности. На востоке находится улица Лепанто, давшая им свое название.

Как и сады мыса Новаль, сады Лепанто включают в себя большие банановые плантации, а также различные кедры. Над ними возвышается памятник капитану Анхелю Мельгару (1876–1909), работа из бронзы и мрамора Хулио Гонсалеса Пола (1860–1929), открытая в 1911 году королем Альфонсо XIII.

 

Здания

Ниже представлены наиболее актуальные здания, расположенные по периметру площади Пласа-де-Ориенте:

 

Королевский дворец

Королевский дворец примыкает к западной стороне площади Пласа-де-Ориенте, напротив улицы Байлен, которая в 1996 году стала пешеходной в месте соприкосновения со зданием. Строительство началось в 1738 году по планам архитекторов Филиппо Ювары и его ученика Хуана Баутисты Сачетти во время правления Филиппа V.

Его восточный фасад, обращенный к площади, имеет длину 130 м и высоту 33 м. Соединение этого шестиуровневого фасада с городским центром Мадрида было особенно проблематичным, учитывая существование в его окрестностях деревушки средневекового происхождения, отделенной от здания узкой дорогой, которая со временем была окрещена как ул., от Байлена. Ограда Уэрто-де-ла-Приора, принадлежавшая королевскому монастырю Ла-Энкарнасьон, также находилась очень близко к дворцу.

Самый амбициозный проект продвигал Хосе I, который намеревался создать большой монументальный проспект, соединяющий Королевский дворец с площадью Пуэрта-дель-Соль. Для этого монарх приказал снести кварталы домов и религиозные храмы, которые были рядом с дворцом, и этот процесс длился два года (1809-1810).

Кратковременность правления Жозефа Бонапарта помешала дальнейшему развитию вышеупомянутого проекта, который был окончательно отвергнут сменившими его монархами и заменен большой закрытой площадью, соединенной с сетью улиц исторического центра через Королевский театр.

 

Королевский театр

Королевский театр, расположенный в восточной части площади Пласа-де-Ориенте, наряду с дворцом является зданием, которое больше всего повлияло на окончательную планировку объекта.

Решение построить Колизей на месте старого театра Каньос-дель-Пераль было принято Фернандо VII в 1817 году. По своему проекту здание было задумано как ориентир площади с портиком, проект, от которого отказались, когда работы были уже очень продвинутыми, так как не гармонировали с эстетикой комплекса.

В 1836 году Изабель II приказала снести здания вокруг площади, а в 1850 году дала новый импульс работе театра после нескольких лет паралича из-за экономических трудностей.

Королевский театр был официально открыт 19 ноября 1850 года. история.

Он имеет два главных фасада: западный, обращенный к Пласа-де-Ориенте, и восточный, расположенный на Пласа-де-Изабель II. Его неоклассический облик – результат реформы, проведенной в 1884 году архитектором Хоакином де ла Конча, изменившей первоначальную архитектурную композицию.

Другие заметные реконструкции произошли в 1925, 1942 и 1988 годах. В последнем, работы которого продолжались до 1997 года, Колизей восстановил свою функцию оперного театра после десятилетий работы в качестве концертного зала.

Королевский монастырь Ла-Энкарнасьон
Северная сторона садов мыса Новаль обращена к Королевскому монастырю Ла-Энкарнасьон через один из его наименее значимых фасадов с художественной точки зрения. Здание было спроектировано Хуаном Гомесом де Мора между 1611 и 1616 годами, который придал ему строгую эррерианскую печать.

 

Археологические останки

Во время реконструкции площади в 1996 году в ее недрах были обнаружены различные археологические находки, которые были в значительной степени уничтожены, поскольку считались малоценными; среди них здания Казначейского дома (16 век), штаб-квартиры администрации Австрийского дома. Единственные сохранившиеся остатки соответствуют исламской сторожевой башне 11 века, которая выставлена ​​на первом этаже подземной автостоянки, построенной во время реконструкции.

Эта башня была интегрирована в христианскую стену Мадрида как башня Альбаррана, когда город был завоеван Короной Кастилии от рук короля Альфонсо VI. Она была известна как Башня костей из-за близости к исламскому кладбищу.

Он располагался за стенами, на ущелье ручья Ареналь, замыкавшего этот район Мадрида с северо-запада. Его целью была охрана всего этого сектора, а также близлежащих ворот Вальнаду, одного из входов в христианскую стену города. Его четырехугольная в плане конструкция выполнена из каменной кладки с небольшим количеством тесаного камня по углам, из известняка и кремня.