Романтический музей (Мадрид)

Музей романтизма-это испанский музей, находящийся в государственной собственности, расположенный в Мадриде. В нем хранится важная коллекция исторических и художественных предметов, посвященных повседневной жизни и обычаям XIX века, с особым вниманием к эстетическому течению романтизма.

Сначала музей был известен под названием Романтический музей, но после реформы, завершившейся в 2009 году, было принято нынешнее название. Штаб-квартира находится на улице Сан-Матео, в районе Юстиция (Центральный округ), занимая бывший дворец маркиза де Маталлана, здание в стиле классицизма, построенное Мануэлем Родригесом Гарсиа, который руководил его строительством в 1776 году.

Это Национальный музей Испании при Министерстве культуры и спорта, находящийся в исключительном ведении Главного управления изящных искусств и культурного наследия.

 

Описание Романтического музея

Романтизм - это художественное и литературное движение, зародившееся в Европе в начале XIX века, хотя его характеристики и хронология варьируются от страны к стране.​ Он заключался в новом способе восприятия и понимания жизни, определяемом, в частности, идеями противоречия и нестабильности. Точно так же, как каждая страна переживала романтическое движение с разными характеристиками и хронологией, у них был ряд общих тем и черт:
Чувства и эмоции против рационализма. Романтическое общество раскрывает свои эмоции, варьирующиеся от энтузиазма до меланхолии.
Индивидуализм. Преобладает культ самости, высшего центра жизни, в противовес неоклассической дисциплине.
Вдохновение и воображение как источник знаний. Искусство предполагает более глубокую реальность, стоящую за всем тем, что мы воспринимаем обычным образом.
Жажда свободы. Плод индивидуализма, которому противостоит тема судьбы.
Эскапизм. Отказ от настоящего и реальности, ради которого ведется поиск идеала.
Возвышение национальных ценностей. Интерес к истории обусловлен поиском специфических черт каждой нации.

В Испании романтизм распространился примерно во время правления Елизаветы II (1833-1868), это позднее распространение было связано с войной за независимость и ее последствиями. После смерти Фердинанда VII в 1833 году он все еще оставался на заднем плане, и только в 40-х годах он окончательно утвердился.

В других европейских странах, таких как Англия, Франция или Германия, в XIX веке бурно развивалась буржуазная революция, но Испания все еще была слабоиндустриальной страной, и наряду с развитием черной металлургии или железной дороги здесь проживало большое количество безземельных крестьян.

Однако на протяжении столетия происходил революционный процесс, который заменил Старый режим новой системой, капитализмом, что повлекло за собой трансформацию экономических и социальных основ.​ Результатом этих преобразований стала торговая, финансовая и промышленная буржуазия, которая хотела утвердить себя в соответствии со своими идеалами и ценностями. Главной темой писателей и художников было восприятие ценностей и социального поведения этих средних классов.

 

История

Истоки Музея связаны с фигурой Бениньо де ла Вега-Инклана, второго маркиза де ла Вега-Инклана, филантропа и мецената, который хотел представить наследие, относящееся к периоду, который он разграничил между 1808 и 1860 годами, а также основателя Музея дель Греко в Толедо и музея Каса-де-Сервантес из Вальядолида. В 1911 году Альфонсо XIII избрал его Региональным комиссаром по туризму, и его работа была сосредоточена на развитии туризма в Испании, а также на защите и продвижении исторического наследия. В этом контексте он особо отметил основание Дома Сервантеса в Вальядолиде, Музея дель Греко в Толедо и Музея романтизма в Мадриде.

Осенью 1921 года в штаб-квартире Испанского общества друзей искусства была организована выставка, на которой в трех залах и в собрании, организованном Педро Мугурузой, были выставлены 86 картин и некоторая мебель.Все это принадлежало маркизу, который он пожертвовал испанскому государству. Результатом выставки стала книга Веге, Гольдони и Санчеса Кантона "Три зала романтического музея" (1921), в которой они изучают живопись и художников из коллекции Веги-Инклан.

Маркиз в предисловии к указанной книге демонстрирует свое намерение создать Романтический музей, охватывающий период между войной за независимость (1808 г.) и войной в Африке (1860 г.), чтобы попытаться сохранить память об испанском романтизме., этап великих литературных и художественных достижений на протяжении веков. на национальном уровне и предлагает в качестве штаб-квартиры бывший хоспис. В декабре 1922 года Хосе Ортега-и-Гассет прочитал лекцию под названием "Для романтического музея", в которой объяснил устремления маркиза и предложил бывший хоспис в качестве штаб-квартиры музея в Мадриде, а также его важность как символа поколения.

В январе 1923 года Министерство народного просвещения выразило готовность разместить Музей в бывшем хосписе, но провинциальный совет Мадрида не разрешил передачу, поскольку он находился в его собственности.​ В июле того же года маркиз арендовал у Франсиско де Паулы Фернандес де Кордова и Фернандеса, графа Пуэбла-дель-Маэстре, дом, расположенный между улицами Сан-Матео и Бенефисенсия. В 1924 году он распорядился благоустроить некоторые части здания, и 1 июня на свет появился Романтический музей с 86 картинами и мебелью из коллекции маркиза, а также другими пожертвованиями.

В 1927 году государство приобрело здание в качестве постоянной штаб-квартиры музея, а в 1931 году был создан Попечительский совет Фондов Вега-Инклан. После смерти маркиза в январе 1942 года его имущество было завещано государству, а два года спустя в музее была проведена первая реконструкция. В мае 1945 года он снова открылся для публики с Мариано Родригесом де Ривасом в качестве режиссера. Это было его настоящей движущей силой, его пребывание на посту было одним из самых плодотворных в истории музея.

Он создал романтическую библиотеку и актовый зал, который служил рядом с садом и внутренними дворами для проведения различных мероприятий, таких как концерты, поэтические концерты, временные выставки и лекции. Были также отмечены организованные вечеринки и собрания, на которые собирались самые избранные представители мадридского общества. Среди них особое значение имело празднование 11 мая 1949 года в честь Рамона Гомеса де ла Серна, на которое участники пришли в старинных костюмах. В 1958 году режиссером стала Елена Гомес-Морено, дочь Мануэля Гомеса-Морено. Были проведены новые реформы, и он продолжил работу по распространению информации, начатую его предшественником, с помощью различных мероприятий, таких как музыкальные сессии, лекции, сольные концерты и выставки.​ В 1959 году была проведена новая инвентаризация, которая заменила инвентаризацию 1949 года, и публикации получили большой импульс, продвигая различные исследования, посвященные музею и романтизму.

В 1987 году к нам присоединилась новый директор Роза Доносо Герреро, с которой были проведены две новые реформы, в 1990 и 1997 годах, под руководством архитектора Игнасио Гарате. Были организованы временные выставки, все они сопровождались циклами лекций и каталогов. В 1994 году была создана Ассоциация Друзей Романтического музея, история которой уходит корнями в 1961 год с ассоциацией Друзей Романтического музея с целью продвижения деятельности и поддержки Музея. Начиная с 1997 года, под руководством Бегоньи Торрес Гонсалес, последовали мероприятия по распространению информации с лекциями, выставками и концертами.

Музей задумывался не как простая выставка предметов, а с целью воссоздания обстановки, чтобы посетитель почувствовал себя перенесенным в романтическую эпоху, которая приобрела большую известность именно благодаря верности, точности и достоверности. с которым была представлена эта девятнадцатая атмосфера, а также из-за его интимного и романтического характера. я собираю, отходя от концепции массового музейного шоу, которая вошла в моду в конце двадцатого века.

В 2001 году Музей был закрыт для публики в связи с новой реконструкцией здания, поскольку его помещения требовали модернизации в соответствии с музейными критериями, характерными для xxi века. Эта реформа включала в себя полную реконструкцию здания, перестройку залов и экспозиционной речи с образовательной и дидактической целью, стремясь сохранить свойственный ему дух дома-музея, а также создание основных услуг для посетителей. Его повторное открытие состоялось в 2009 году под названием Музей романтизма, и с тех пор работа по его распространению продолжалась в рамках интенсивной программы мероприятий.​ В 2010 году он присоединился к руководству Асунсьон Кардона Суанзес. С этого года задачи по распространению информации были расширены благодаря работе, проводимой через социальные сети, в которой Музей особенно преуспевает.

В 2021 году директором музея была назначена Каролина Мигель Арройо, член Факультетского корпуса хранителей музеев с 2009 года.

 

Престол

Музей расположен в бывшем дворце маркиза де Маталлана, здании в неоклассическом стиле, расположенном между улицами Сан-Матео и Бенефисенсия, в районе Юстиция Центрального района Мадрида. Его архитектором был Мануэль Мартин Родригес в соответствии с идентификацией, сделанной в середине двадцатого века маркизом Сальтильо, но на самом деле его авторство следует приписать Мануэлю Родригесу Гарсии, двоюродному брату другого архитектора Вентуры Родригеса.

Его строительство началось в 1776 году и было завершено в период с 1777 по 1779 год. Это типичный пример дворянского жилища Старого режима в столице Мадрида, в котором представлены элементы, очень характерные для зданий этого типа, такие как широкие входные ворота,образованные гранитными креслами, эркеры с кованым балконом на благородном этаже, а также множество других зданий. или мансардная крыша. Архитектор сохранил некоторые воспоминания о стиле барокко в композиции фасада, со слегка сломанными рамами на первом этаже; однако преобладают строгость и симметрия, свойственные неоклассицизму, который торжествовал в ту эпоху.

Участок ранее принадлежал монастырю Сан-Мартин в шестнадцатом веке, Хосе Сибари и Хуану де Эчасу в семнадцатом веке, пока его не приобрел маркиз Маталлана, Родриго де Торрес и Моралес. Первоначальный проект представлял собой двухэтажное здание с симметричным подходом к двум его фасадам, хотя в конечном итоге были построены только первый этаж и первый этаж, как и в настоящее время.​ Он отличается скудным декором, ограничиваясь лепниной, окружающей пролеты, а внутренняя планировка была организована вокруг трех внутренних двориков.

С начала XIX века его владельцами были графы Пуэбла-дель-Маэстре, которые усилили орнамент фасада, придав ему более дворцовый вид, который сохранился до сих пор. Среди других деталей они добавили свой дворянский герб —скатерть Пачеко, парчу из Кодовы и скатерть Карденаса с воротником Карла III— а также выступы и лепнину в верхней и нижней частях балконов.​ Из отношений кондеса наиболее значимым для истории музея является Франсиско де Паула Фернандес де Кордова-и-Фернандес, который в 1923 году сдал дом в аренду Королевской комиссии по туризму, а в 1927 году продал его государству.

В 1870-72 годах Национальный географический институт составил карту местности Мадрида, благодаря которой мы знаем состояние дома в конце XIX века. Его внутренняя планировка была практически такой же, как и сегодня, за исключением небольших различий; таким образом, первоначальная симметрия заднего фасада исчезла, а на первом этаже уже отсутствовали три комнаты и лестница.

В 1923 году дом был сдан в аренду маркизу де ла Вега-Инклану, который приспособил основную часть здания для его нового назначения в качестве штаб-квартиры Королевского комиссариата по туризму, а в следующем году разместил в нем свою коллекцию, создав Романтический музей. В 1927 году она была окончательно куплена государством, что привело к разработке ряда мероприятий с целью приведения здания в соответствие с новыми музейными потребностями.

В период с 1944 по 1974 год их руководителем был Хосе Мануэль Гонсалес-Валькарсель, который выполнил различные работы, такие как реконструкция заднего фасада, который перестал носить этот характер и превратился в альтернативный главный вход, соединяющий его с помощью круговой экскурсии по всем комнатам. на главном этаже, ремонт и укрепление кровли и перекрытий или проект создания актового и выставочного залов.​ Этот проект в конечном итоге был реализован в период с 1978 по 1982 год Фернандо Чуэка Гоития.

В 1988 году, когда была доступна вся площадь здания, после переноса материалов из других коллекций, не относящихся к Музею, был разработан Генеральный план Романтического музея под руководством Игнасио Гарате Рохаса. В нем ведется работа по расширению здания и внутренней перестройке, чтобы получить больше выставочной площади. Из всего запланированного в 1996 году этот этап был завершен переводом управленческих, административных, ресторанных и складских помещений с первого этажа на подземный этаж.

Заключительный этап реконструкции, проведенный Гинесом Санчесом Эвиа, затронул такие участки первого этажа, как внутренние дворики и вестибюль, и был реализован музеографический проект постоянной экспозиции с более тщательным воссозданием помещений и расширением маршрутов.

 

Коллекции

Музей соответствует музейной типологии дом-музей. В дополнение к своему материальному наследию —дому, мебели, декоративным предметам, живописи, текстилю— он обладает другим нематериальным имуществом, таким как использование комнат, семейные роли, мода или образ жизни.​ В здании воссозданы различные комнаты и обстановка, какими должно было быть буржуазное жилье того периода. Таким образом, он сообщает о том, на что была похожа повседневная жизнь определенного социального класса: его идеи, вкусы, художественные наклонности, убеждения, образование или досуг, среди прочего.​

Коллекция, состоящая в основном из картин, мебели и принадлежностей, пополнялась за счет пожертвований, приобретений и завещаний, так что в настоящее время в ней хранятся фонды самых разных видов, от предметов повседневного обихода до религиозной живописи, фотографии или миниатюр. Особенно важным в этой главе сбора средств было время сразу после гражданской войны, благодаря Генеральному комиссариату Службы защиты Национального художественного наследия, созданному для предотвращения разграбления произведений искусства во время войны. Этот орган обогатил музей за счет хранилища, которое заметно дополнило первоначальную коллекцию маркиза.

 

Живопись

Среди его коллекции картин, в первую очередь, выделяются художники, которые считаются предшественниками романтического движения, такие как Франсиско де Гойя (с картиной Святого Григория Великого, которая принадлежала к группе из четырех картин о святых, из которых один Святой Иероним хранится в музее Нортона Саймона в Пасадене), Хосе де Гойя (с картиной Святого Григория Великого, которая принадлежала к группе из четырех картин о святых, из которых один Святой Иероним хранится в музее Нортона Саймона в Пасадене), Хосе Апарисио Инглада или Висенте Лопес Портанья. Во второй трети XIX века проявляются ценности или идеи романтизма; таким образом, что касается пейзажа, в котором воплощен ориентализм, выделяются такие художники, как Карлос де Эс, Хенаро Перес Вильяамиль, Луис Ригальт или Хосе Эльбо, а что касается костюмаризма, то он широко представлен мадридскими и андалузскими художниками. Другим присутствующим жанром является историческая живопись, отражающая какой-либо из эпизодов, имевших место в то время. На портрете выделяются такие авторы, как Федерико де Мадрасо (портрет Елизаветы II которого был включен в коллекцию в 2011 году), Карлос Луис де Рибера и Антонио Мария Эскивель.​ Другими авторами являются Валериано Домингес Беккер, Хосе Гутьеррес де ла Вега или Леонардо Аленца с одной из знаковых картин романтизма-Сатирой на романтическое самоубийство. Еще одна картина, пользующаяся определенной известностью, - это портрет политика Годоя, написанный Антонио Карнисеро. В 2017 году музей приобрел "Мадонну дель хильгеро", шедевр испанского художника Рафаэля Тегео, по результатам которого в период с 2018 по 2019 год была написана его первая монография.

 

Миниатюра

Коллекция миниатюр насчитывает около 275 произведений, в основном портреты французских и испанских авторов.

 

Мебель

Коллекция мебели насчитывает около 600 предметов, хронология которых простирается от Фердинанда VII до Елизаветы II. Некоторые предметы мебели выполнены в императорском французском стиле, который характеризуется обилием декоративных мотивов, преобладавших во времена правления Фернандино и регентства Марии Кристины. Однако большая часть коллекции относится к елизаветинскому периоду, когда преобладали стремление к комфорту, богатство материалов, вкус к экзотике и изобилие обивок.

 

Прикладное искусство

Среди этой коллекции выделяется набор фарфора и керамики различного происхождения; испанского происхождения мы находим предметы из Саргаделоса, Ла-Картухи, Картахены или Вальдеморильо, в то время как иностранного происхождения-это английские изделия или фарфор из Парижа, Севра или Мейсена. Точно так же выделяется ансамбль андалузских и мурсийских баррос.

Другими известными коллекциями являются коллекции вееров, произведения которых варьируются от стиля ампир до конца XIX века, и коллекции литофаний. Среди остальных работ есть аксессуары, такие как украшения или женский ручной труд.

 

Гравюры

Коллекция гравюр - одна из самых важных в музее, насчитывающая почти 3000 экземпляров, отличающаяся разнообразием и качеством. Наиболее часто используемой в них техникой является литография, которая позволила опубликовать большое количество иллюстраций для книг и журналов.​

 

Чертежы

На протяжении XIX века рисование рассматривалось как художественный жанр и приобрело собственную самобытность. В музее представлены произведения, выполненные в различных техниках и тематике, связанные с костюмированными сценами, портретами и видами Мадрида.

 

Фотография

Коллекция состоит из более чем 4000 фотографий различной техники и тематики. На техническом уровне он варьируется от дагерротипов и амбротипов до производственных процессов индустриальной эпохи. Он также может похвастаться визуальными эффектами, такими как стереоскопические фотографии и диафанорамы.

 

Другие

Среди других представленных коллекций-скульптура, предметы одежды, особенно аксессуары, игрушки —куклы, настольные игры, предметы домашнего обихода и личные принадлежности— туалетные принадлежности, письменные принадлежности или принадлежности для курения, предметы гигиены, оружие, нумизматика и религиозные предметы.