Саутваркский собор или Собор и соборная церковь Св. Спасителя и
Св. Марии Овери, Саутварк, Лондон, находится на южном берегу Темзы,
недалеко от Лондонского моста. Это материнская церковь англиканской
епархии Саутварк. Он был местом христианского поклонения более 1000
лет, но собором стал только с момента создания епархии Саутварк в
1905 году.
Между 1106 и 1538 годами это была церковь
августинского монастыря Саутварк, посвященная Деве Марии (Святой
Марии - над рекой). После роспуска монастырей он стал приходской
церковью с новым посвящением Св. Спасителя. Церковь находилась в
епархии Винчестера до 1877 года, когда приход Святого Спасителя
вместе с другими приходами Южного Лондона был передан в епархию
Рочестера. Нынешнее здание сохраняет основную форму готического
сооружения, построенного между 1220 и 1420 годами, хотя неф является
реконструкцией конца 19 века.
Легендарное происхождение
Лондонский историк 16-го
века Джон Стоу записал отчет о происхождении Саутваркского монастыря
Святой Марии, который он слышал от Бартоломью Линстеда, который был
последним настоятелем, когда монастырь был распущен. Линстед
утверждала, что он был основан как женский монастырь «задолго до
[нормандского] завоевания» девушкой по имени Мэри, на прибыль от
переправа через Темзу, которую она унаследовала от своих родителей.
Позже «Свитхен, знатная дама» преобразовала его в колледж
священников. Наконец, в 1106 году он был преобразован в монастырь
августинцев.
Сказка о дочери паромщика Мэри и ее
благотворительности стала очень популярной, но позже историки
попытались рационализировать историю Линстеда. Таким образом, автор
путеводителя 1862 года по тогдашней церкви Святого Спасителя
предположил, что вполне вероятно, что «благородная дама» Свитхен на
самом деле была мужчиной - Свитханом, епископом Винчестера, с 852
или 853 года до своей смерти в 863 году.
В 20-м веке это
отождествление было принято Томасом П. Стивенсом, преемником и
ризником, а позже и почетным каноником Саутваркского собора, который
написал ряд путеводителей по собору, а также историю, которая много
раз пересматривалась и переиздавалась. Он продолжил датировать
основание предполагаемого первоначального женского монастыря
«примерно 606 годом», хотя не представил никаких доказательств,
подтверждающих эту дату. Хотя недавние путеводители более
осмотрительны, ссылаясь только на «традицию», информационная панель
в восточной части собора по-прежнему утверждает, что там были
«монастырь, основанный в 606 году нашей эры» и «монастырь,
основанный святым Свитуном в 9-м веке. века ».
Маловероятно,
что этот монастырь предшествовал преобразованию Уэссекса в середине
7 века или основанию «бурха» ок. 886. Нет никаких доказательств ни
предположений, что монастырь был основан на этом месте в 606 году,
ни утверждения, что монастырь был основан здесь святым Свитуном в IX
веке.
Саксонский и нормандский
Самое раннее упоминание об
этом месте было в обзоре Книги судного дня 1086 года, когда
«монастырь» Саутварка, по-видимому, находился под контролем сводного
брата Вильгельма Завоевателя, епископа Одо из Байе.
Древнеанглийский собор был коллегиальной церковью, служившей на
южной стороне Темзы. В 1106 году, во время правления Генриха I, он
стал монастырем августинцев под патронажем епископов Винчестера,
которые в 1149 году основали свой лондонский дворец Винчестер сразу
на западе. Уцелевшая стена дворцовой трапезной с окном-розой ,
выживает на Клинк-стрит.
Монастырь был посвящен Деве-Матери
как «Св. Марии», но имел дополнительный субрикет «Overie» («над
рекой»), чтобы отличать его от многих церквей в лондонском Сити (на
противоположном берегу Темзы). с таким же названием.
Сохранились фрагменты ткани XII века. Однако церковь в ее нынешнем
виде датируется 1220–1420 годами, что делает ее первой готической
церковью в Лондоне.
Готическая реконструкция
Церковь
сильно пострадала во время Великого пожара 1212 года. Перестройка
проводилась в тринадцатом веке, хотя точные даты неизвестны. В
реконструированном состоянии - основная планировка которого
сохранилась до наших дней - церковь была крестообразной в плане, с
проходным нефом из шести пролетов, перекрестной башней, трансептами
и пятипролетным хором. Позади хора находился нижний ретрохор или
часовня Девы Марии, форму которой также можно интерпретировать как
группу из четырех часовен с отдельными остроконечными крышами, две
из которых выходят из хора и по две из каждого прохода.
В
углу между южным трансептом и хором была часовня, посвященная Марии
Магдалине, для прихожан, а позже к востоку от ретрохора была
пристроена еще одна часовня. Это должно было стать известно как
«Часовня епископа», так как это было место захоронения Ланселота
Эндрюса.
В 1390-х годах церковь снова была повреждена
пожаром, и примерно в 1420 году епископ Винчестера Генри Бофорт
помог с восстановлением южного трансепта и завершением строительства
башни.
В течение 15 века приходская часовня была перестроена,
а неф и северный трансепт получили деревянные своды после обрушения
каменного потолка в 1469 году. Некоторые из резных боссов из свода
(разрушенного в 19 веке) сохранились в соборе.
Поэт XIV
века Джон Гауэр жил на территории монастыря и похоронен в церкви с
великолепным мемориалом с полихромными панелями. Существует также
лежащее изображение рыцаря из дерева (а не из латуни или камня), и
церковь предполагает, что это датируется 13 веком. Если это так, то
это один из старейших подобных памятников, и этому предложению можно
поверить из-за отсутствия на нем геральдических эмблем.
16-17
веков
Примерно в 1520 году епископ Винчестера Ричард Фокс провел
программу улучшений, установив каменную перегородку для алтаря,
новый западный дверной проем с окном наверху и новое окно в
восточном фронтоне хора.
Наряду со всеми другими религиозными
домами в Англии монастырь был распущен Генрихом VIII и передан
короне в 1540 году. Ответственным за роспуск Святой Марии Овери был
Уильям Сондерс. В том же году церковь Святой Марии Овери получила
новое посвящение Святого Спасителя и стала церковью нового прихода,
который объединил церкви Святой Марии Магдалины (примыкающая
приходская часовня) и близлежащую церковь Святой Маргариты, которая
была декосвящена. Прихожане арендовали монастырь и приходский приход
у короны до 1614 года, когда они сразу купили церковь за 800 фунтов
стерлингов.
Во времена правления королевы Марии суды над
ересью проходили в ретро-хоре. В январе 1555 года шесть
высокопоставленных священнослужителей, включая бывшего епископа
Глостера Джона Хупера, были приговорены к смертной казни.
Церковь Святого Спасителя, приходская церковь в районе Бэнксайд,
имела тесные связи с великими драматургами елизаветинской эпохи.
Брат Уильяма Шекспира, Эдмунд, был похоронен здесь в 1607 году. Его
могила без опознавательных знаков, но памятный камень позже был
установлен в мощении хора. Собор учредил фестиваль в память об этой
культурной истории в 1920-х годах, которая продолжалась до конца
20-го века.
В большом витражном окне, посвященном Уильяму
Шекспиру, изображены сцены из его пьес, у основания которого
находится алебастровая статуя, изображающая полулежащего драматурга
с пером в руке. В церкви похоронены два драматурга, Джон Флетчер и
Филип Массинджер. Вместе с Эдвардом Аллейном они были офицерами и
благотворителями приходских благотворительных организаций и гимназии
Святого Спасителя.
Джон Гарвард родился в этом приходе и
крестился в церкви 29 ноября 1607 года. Он отмечен в Гарвардской
капелле в северном трансепте, оплаченной выпускниками Гарвардского
университета, проживающими в Англии. Его отец, Роберт, местный
мясник и владелец гостиницы, был деловым партнером семьи Шекспира, а
также приходским, школьным и церковным чиновником с коллегами
драматурга.
Связь с епископами Винчестера продолжалась и
после Реформации. Ланселот Эндрюс, епископ Винчестера до своей
смерти в 1626 году и один из авторов Авторизованной версии Библии,
был похоронен в небольшой часовне на восточном конце, которая
впоследствии стала известна как «Епископская часовня». После
разрушения часовни в 1830 году его гробница была перенесена на новое
место сразу за главным алтарем.
Именно с башни Святого
Спасителя чешский художник Вацлав Холлар нарисовал в 1647 году
«Длинный вид на Лондон с Бэнксайда», панораму, которая стала
окончательным изображением города в 17 веке.
19 век
К
началу 19 века ткань церкви пришла в упадок. Вся средневековая
мебель исчезла, а интерьер был, как позже описал Фрэнсис Бампус, «до
ужаса расставлен и украшен галереями». Между 1818 и 1830 годами
башня и хор были отреставрированы Джорджем Гвилтом Джуном. В своих
попытках вернуть церкви вид тринадцатого века, Гвилт удалил окна
начала шестнадцатого века в восточной части хора и, не имея
убедительных доказательств Что касается первоначального дизайна, он
заменил фасад своего собственного изобретения с тремя стрельчатыми
окнами и круглым в фронтоне выше. Трансепты были восстановлены,
менее сочувственно, Робертом Уоллесом. Часовня епископа и приходская
часовня были удалены, но планы сноса ретро-хора были предотвращены,
и он был восстановлен Гвилтом в 1832 году.
На собрании
ризницы, состоявшемся в мае 1831 года, было решено снять крышу нефа,
которая стала небезопасной, оставив внутреннюю часть открытой для
непогоды, и провести все будущие службы в хоре и трансептах. В 1839
году неф без крыши был снесен до уровня семи футов от земли и
перестроен по проекту Генри Роуза.
Новый неф находился на
более высоком уровне, чем сохранившаяся средневековая восточная
часть, и отделялся от него застекленной перегородкой. Он имел
гипсовый свод на железных колоннах и деревянную галерею с трех
сторон. Это было широко раскритиковано, в частности, Пугином,
который написал: «Достаточно плохо видеть, что такая эрекция вообще
возникает, но когда почтенное здание сносят, чтобы освободить место
для него, это совершенно невыносимо».
По инициативе Энтони Торольда, епископа Рочестерского, неф был
снова перестроен между 1890 и 1897 годами Артуром Бломфилдом таким
образом, чтобы максимально точно воссоздать своего предшественника
13-го века и сохранить несколько уцелевших средневековых фрагментов.
Главный железнодорожный виадук, соединяющий станцию London
Bridge со станциями Blackfriars, Cannon Street и Charing Cross,
проходит всего в восемнадцати метрах от юго-восточного угла собора,
закрывая обзор с южной стороны. Это был компромисс, когда в 1852
году вдоль этого виадука была продлена железная дорога; альтернатива
заключалась в полном сносе здания, чтобы обеспечить более прямой
проход для линии.
Кладбище было закрыто для захоронений в
1853 году (исключение было сделано в 1856 году для Гвилта). В 1910
году по поручению Соборного капитула ландшафтный садовник Столичной
ассоциации общественных садов Мадлен Агар отремонтировала
юго-западный угол кладбища. Этот сад был восстановлен в 2001 году.
С 1900 г.
Коллегиальная приходская церковь Святого Спасителя
была назначена кафедральным собором в 1905 году, когда была создана
епархия англиканской церкви Саутварк. Близлежащая церковь Святого
Томаса начала 18 века стала капитулом нового собора.
Собор
стоит в районе, сильно пострадавшем от немецких бомбардировок во
время Второй мировой войны. Всего с 7 октября 1940 года по 6 июня
1941 года на Саутварк было сброшено 1651 фугасная бомба и 20
парашютных мин. 20 февраля 1941 г. сообщалось (после того, как
министерство информации не ограничивало его выполнение), собор был
поврежден бомбой. Осколочные повреждения снаружи здания видны и по
сей день.
Есть мемориалы Изабелле Гилмор и жертвам катастрофы
маркизы, а также памятники Нельсону Манделе и Десмонду Туту. В 2001
году Мандела открыл новый северный «монастырь» на месте старого
монастыря с трапезной, магазином, конференц-центром, образовательным
центром и музеем. В 2002 году эти здания тысячелетия были удостоены
награды как одно из лучших новостроек года.
16 ноября 1996
года собор стал предметом споров, когда в нем прошла служба по
случаю двадцатой годовщины христианского движения лесбиянок и геев.
Джеффри Джон, открытый гей-декан Сент-Олбанса и бывший избранный
епископ Рединга, был каноническим богословом Саутварка.
После
введения гражданского партнерства, а затем и гражданского брака для
однополых пар в Англии, собор объявил, что «однополые пары могут
обращаться к духовенству относительно подготовки и молитв при
вступлении в гражданское партнерство и для продолжения поддержки. и
совет в своих отношениях ... пары, приближающиеся к духовенству,
должны рассчитывать на теплый прием и поддержку ". Теперь в соборе
говорится: «Саутваркский собор - это открытое сообщество, в котором
ЛГБТ + люди приветствуются и утверждаются. Духовенство будет рад
помочь вам с молитвой подготовиться к вашему гражданскому
партнерству».