Шунантунич

Прочие Археологические Памятники

История Цивилизации Майя

 

 

Транспорт

 

Описание Шунантунич

Расположение: 80 миль (130 км) Западнее города Белиз, район Кайо
Входная плата: BZ $ 15
Открыт с 7:30 до 16:00

Шунантунич (Xunantunich) - это археологический памятник древних майя на западе Белиза, примерно в 70 милях (110 км) к западу от города Белиз, в районе Кайо. Ксунантунич расположен на вершине хребта над рекой Мопан, в пределах видимости от границы с Гватемалой, которая находится всего в 0,6 мили (1 км) к западу. Он служил в качестве гражданского церемониального центра майя в поздний и последний классический периоды в регионе долины Белиз. В то время, когда регион был на пике популярности, в Белизе проживало почти 200 000 человек.

Имя Шунантунич означает «Дева Скалы» на языке майя (сочетание названия Мопан и Юкатек Сюнаан (Благородная дама) Туунич (камень для скульптуры)) и, как и многие имена, данные археологическим памятникам майя, является современным названием; древнее название в настоящее время неизвестно. «Каменная женщина» относится к призраку женщины, по утверждениям нескольких человек, населявшей это место, начиная с 1892 года. Она полностью одета в белое и имеет огненно-красные светящиеся глаза. Обычно она появляется перед «Эль Кастильо», поднимается по каменной лестнице и исчезает в каменной стене.

Первые современные исследования этого места были проведены Томасом Ганном в середине 1890-х годов. Ганн переехал из Великобритании и с 1892 года работал окружным хирургом и окружным комиссаром Кайо, Британский Гондурас. время) неизвестные чудеса коренных народов. Преемник Ганна, сэр Дж. Эрик С. Томпсон, применил более методичный подход и смог установить первую керамическую хронологию региона. Основными недавними археологическими группами, работающими в Шунантунич и прилегающих регионах, являются Археологический проект Ксунантунич (XAP) и Исследование поселений Шунантунич (XSS).

В 1959–60 гг. В колонию прибыла Кембриджская экспедиция в Британский Гондурас, и ее член-археолог Юан Макки провел несколько месяцев раскопок в Шунантунич. Он раскопал верхнее здание структуры A-11 в группе B и недавно обнаруженное жилое строение A-15 рядом с основным комплексом. Используя европейский метод детальной регистрации стратиграфии поверхностных отложений (сами каменные конструкции не были серьезно разрезаны), он смог сделать вывод, что оба здания были разрушены внезапной катастрофой, которая ознаменовала конец оккупации классического периода. В качестве причины предварительно было предложено землетрясение; это делается исключительно на основании раскопок, а также на очень поврежденном состоянии верхнего здания Структуры A-6 («Эль-Кастильо»). Он также смог подтвердить более позднюю часть последовательности керамики, созданной Томпсоном. Подробный отчет Макки - «Раскопки в Ксунантунич и Помоне, Белиз, в 1959–1960 годах». Британские археологические отчеты (международная серия), 251, 1985: Оксфорд.

Фермеры, которые кормили людей, живущих в Шунантунич, обычно жили в небольших деревнях, разделенных на группы по родам. Фермы были разбросаны по ландшафту, хотя сам центр Шунантунич по сравнению с ним довольно мал. Эти деревни были экономически самодостаточными, что может быть причиной того, что Ксунантунич просуществовал так долго, как они; они не зависели от города, чтобы их обеспечивать. Плотность поселений зависела от качества почвы, близости к рекам и местной политической истории. Поскольку фермеры давно обосновались на своих участках земли, они не хотели бы участвовать в государстве, которое подвергалось постоянным потрясениям из-за сил вторжения и т. д. Другие близлежащие археологические памятники майя включают Чаа-Крик и Кахал-Печ, Буэнависта-дель-Кайо и Наранхо.

 

Хронология

Есть свидетельства того, что Шунантунич был заселен еще в керамическую фазу доклассического периода. Полученные данные оказались несущественными, чтобы доказать, что Шунантунич был важным местом. Только в фазу Самала в 600–670 гг. Нашей эры Ксунантунич начал значительно расти в размерах. Бурный рост архитектурных построек пришелся на фазу Хатс-Чаак (670–750 гг. Н. Э.), Когда укрепилась связь Шунантунича с политикой Наранхо. Оставленный в состоянии покинутости примерно в 750 году нашей эры из-за неизвестного насильственного события, Шунантунич не восстановил себя как сильное присутствие в регионе до тех пор, пока Цакская фаза в 780–890 гг.

 

Памятники

Ядро города Шунантунич занимает около одной квадратной мили (2,6 км²) и состоит из шести площадей, окруженных более чем 26 храмами и дворцами. Как государство в целом, Ксунантунич содержит 140 курганов на квадратный километр, как было обнаружено в исследованиях, проведенных XSS. Одна из наиболее известных зданий Шунантунич - пирамида, известная как «Эль Кастильо» (не путать с Эль Кастильо в Чичен-Ице). Сайт разбит на четыре раздела - Группа A, Группа B, Группа C и Группа D, при этом Группа A является центральной и наиболее значимой для людей. До седьмого века на этом месте в основном стояли небольшие дома, изредка образующие деревню. С архитектурным бумом в фазе Самала мы видим чрезвычайную важность космологического и политического размещения памятников по отношению к оси mundi (пересечение кардинальной оси памятника; его сердце).

 

ЭЭль-Кастильо (замок) (Шунантунич)

Эль-Кастильо (замок) - самая высокая пирамида в Шунантунич и вторая по величине в Белизе, уступающая только пирамиде в Караколе. Она достигает высоты 40 метров (131 футов) над окружающими джунглями. Археологические данные свидетельствуют о том, что он был построен поэтапно с 7 по 9 век н.э. Красивые фрески украшают стороны пирамиды Эль-Кастильо.
 
Многие города майя, включая Шунантунич не сохранили дома простых людей. Они были слишком маленькими и сделаны из дерева, поэтому они быстро сгнили во влажном жарком климате. Однако, судя по каменным останкам храмов и дворцов, город охватил площадь около 1 квадратной мили (2,6 кв. Км) с 6 церемониальными площадями, в которых было 26 храмов и дворцов.

 

Строение А-1
Строение A-1 была построена в эпоху поздней классики, примерно в 800 году нашей эры. Он делил пополам площадь А-I, которая до того была самой важной площадью в этом месте. Сейчас он находится на вершине оригинальной площадки для игры в мяч в Ксунантунич, между строением A-6 (Эль-Кастильо) и A-11. Он стал ритуальным пространством исключительно для правителей и элиты, что стало препятствием для других общественных мест.

Погребальная камера
19 июля 2016 года группа под руководством Хайме Аве обнаружила нетронутую погребальную камеру, примыкающую к большему зданию. Он считается одним из крупнейших захоронений майя, обнаруженных за последние 100 лет. В камере находился труп мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. В камере также были керамические сосуды, обсидиановые ножи, нефритовый жемчуг, кости животных и некоторые другие каменные артефакты. Остеологи считают, что на момент смерти мужчина был атлетическим и довольно мускулистым.

Отношения с другими городам
В период, когда большинство цивилизаций майя рушилось, Шунантунич сумел расширить свой город и свою власть над другими областями долины. Он просуществовал на столетие дольше, чем большинство других мест в регионе. Известно, что Шунантунич заменил Буэнависту в качестве центра социально-политического управления верхней долины, помимо основного места проведения элитных родовых и погребальных обрядов и церемоний. Одна из теорий заключается в том, что этот шаг был сделан из-за политической борьбы в низинах из-за соседей, соперничающих за контроль над Буэнавистой, и что Шунантунич был гораздо более легко защищаемым местом (расположенным на вершине холма).

Существует множество свидетельств торговли и общения между другими сайтами. Во-первых, это расход сосны. Сосна естественным образом растет на хребте Маунтин-Пайн, до которого можно добраться через реку Макал. Он был импортирован в Шунантунич, где распределение этого ценного товара могло контролироваться элитами и правителями. Этот ресурс использовался в ритуальных и строительных целях для высшего класса, который иногда передавался членам низшего класса для усиления социально-политических стратегий. Сходство керамики на разных участках - черта, которую обычно ищут археологи. Различие между качествами керамики может усилить разрыв между социальными классами в пределах одного места, так же как оно может показать разницу между классами других государств. В период Терминальной классики равенство в распределении керамики в Шунантуниче можно рассматривать как политическую валюту в долине Белиза. Типы керамики стали единообразными для памятников, найденных в долине Белиза вокруг Шунантунич, что является еще одним свидетельством их тесной связи с памятником «Каменная женщина».

Наранхо
Из-за региональных конфликтов Наранхо, региональное государство, начало распадаться примерно в 9 веке. Он превратился из регионального органа в более мелкую площадку, которая со временем ушла на второй план. По неизвестным пока причинам документальные иероглифы быстро исчезли в 820 году нашей эры в Наранхо; который совпадает с самой ранней стелой в Шунантунич, Стелой 8. Стела, иероглифы и архитектура стилистически похожи на стиль Наранхо. Отсюда произошел переход власти к Шунантуничу, хотя влияние Наранхо до этого очевидно. Сама конструкция основной площадки очень похожа на компоновку компоновки группы B Наранхо. Ярко выраженная ось север-юг (которая считается связующим звеном с королевской властью и преемственностью) разделяется между ними двумя, здания расположены в одинаковых местах, а формы зданий напоминают друг друга.

 


Транспорт

Как добраться

Чтобы добраться туда на автобусе, сядьте на автобус в направлении Benque Viejo del Carmen на главном терминале. Скажите кондуктору, что вы идете сюда, и они высадят вас за BZ $ 1. Если вы не хотите ждать автобус, отметьте такси (это можно узнать по его зеленому номерному знаку). Стоимость проезда на пароме должна составлять 2-3 BZ, в зависимости от того, откуда взялась кабина (по слухам, номера, начинающиеся с "SVO", дешевле) Пересечь через свободный ручной коленчатый паром, а затем пройти 1 км до Шунантунич. Также легко добраться до окрестностей Сан-Игнасио. Вход в парк составляет около BZ $ 10. Парк Шунантунич закрывается около 4 вечера. Паром принимает только две-три машины за раз, поэтому иногда есть очередь, чтобы уйти (если вы ждете до 4 вечера). Это единственный путь через реку.