Ушмаль, Мексика

Прочие Археологические Памятники

История Цивилизации Майя

 Ушмаль

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Ушмаля

Ушмаль

Ушмаль - древний город племени майя, который достиг своего величия в классический период. Он считается одним из самых важных археологических объектов культуры майя, наряду с Паленке, Чичен Ица и Калакмулом в Мексике, Караколе и Сюнантуниче в Белизе и Тикале в Гватемале. Он расположен в регионе Пуук и считается одним из городов майя, наиболее характерным архитектурным стилем региона. Он был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в знак признания его значимости.

Ушмаль расположен в 62 км к югу от Мериды, столицы штата Юкатан в Мексике. Его здания отличаются своим размером и особенным видом. Древние дороги, называемые сабб или сабке, соединяют здания, а также соседние города в этом районе, таких как Чичен-Ица, в современной Мексике, Караколе и Сюаньтуниче в современном Белизе и Тикале в современной Гватемале. Дороги эти найти не сложно. Они как правило выглядят как длинные платформы. По ним сегодня трудно ходить, но в древности они конечно оставляли неизгладимое впечатление, когда по ними проходили ритуальных процесси, которые, казалось, парили над землей.

Здания Ушмаля типичны для стиля Пуука, с гладкими низкими стенами с богато украшенными фризами типичных для домов майя. Они поддерживаются колоннами (сделанные в виде тростника, используемые для строительства стен хижин) и трапециевидными формами (представляющими соломенные крыши). Сплетенные змеи и во многих случаях двуглавые змеи используются для масок бога дождя, Чаака; его большой носыпредставляют собой лучи бурь. Пернатые змеи с открытыми клыками изображены уходящими от людей. Также в некоторых городах видны влияния индейцев Нахуа, которые следовали культу Кетцалькоатля и Тлалока. Они были объединены с оригинальными элементами традиции Пуку. Ушмаля Здания используют ландшафт, занимая высоты. Пирамиду Мага или Волшебника, с его пятью уровнями и полукруглыми краями (на фото справа сверху), и Дворец губернатора, который занимает площадь более 1200 м2 самые известные здания в городе.

 

Современное имя, по-видимому, происходит от Охмаль, что означает «три раза построено». Это, по-видимому, это относится к древности Ушмаля и времени, которое оно должно было перестроить. Однако эта этимология оспаривается некоторыми учеными. Они предполагают, что Ушмаль - это производное от Учмал, что означает «будущее». По традиции, город должен быть «невидимым городом», пока его не построит волшебник-карлик за одну ночь.

Ушмаль

1 — северная группа строений, 2 — «Женский монастырь», 3 — северо-западная группа, 4 — Дом Птиц, 5 — «Пирамида волшебника», 6 — стадион, 7 — Дом Черепах, 8 — Дворец правителя (Дворец губернаторов), 9 — «Голубятня», 10 — Большая Пирамида, 11 — Южный храм

 

История - Ушмаль

На основе колониальных хроник и археологических находок

Согласно различным колониальным источникам, в частности государственным обзорам (Relaciones Geográficas) 1581 года и книгам Чилам Балам, основанным на автохтонных традициях, это был гунн Уитцил Чак или Ах Куиток Тутул Сю, оба из семьи Сю, которые поселились в Ушмаль. K'atun 2 Ajaw упоминается как момент времени для этого (в Códice Pérez), который возвращается каждые 256 лет согласно календарю майя. Согласно археологическим находкам, речь идет о периоде с 731 по 751 год нашей эры. Это связано с предположением, что сиу, вероятно, пришли на Юкатан как иммигранты из района сегодняшнего штата Табаско. Утверждение в Кодексе Переса также противоречит буквальному согласию с другой датой в тексте Чилам Балам Тизимина, поэтому датировку нельзя считать достоверной. Из-за этих несоответствий возраст, строители, жители и правители города Ушмаль остаются ненадежно идентифицируемыми по историческим источникам.

Единственный правитель Ушмаля, известный из современных иероглифических надписей, - это Чан Чак К'ак'нал Аджав. При нем город был великолепно расширен и приведен в тот вид, который виден сегодня (после раскопок и реставраций). Надписи, относящиеся к нему, относятся к короткому периоду между 895 и 907 годами. Ушмаль был важным городом за несколько столетий до этого.

В начале 10 века прекратилось возведение больших каменных зданий. Однако значительное количество зданий (названных буквой «С» из-за их плана) со стенами и крышами из дерева и пальмовых листьев показывают, что Ушмаль некоторое время спустя был заселен меньшим населением. Однако политической власти и экономических условий уже не хватало для строительства или продолжения строительства монументальных сооружений. Когда последние постоянные жители покинули город, установить невозможно. В Ушмале происходил тот же процесс, что и во всем районе Пуук, хотя и с некоторым опозданием. Позже в Ушмале (как и в других местах в районе Пуук) случайные посетители клали подношения в развалины разрушающихся зданий.

Согласно последним сообщениям, Сю перенесли столицу своего княжества из Ушмаля в Мани, где семья проживает по сей день. Общим для всех этих отчетов является то, что они были написаны или приведены в форму, известную сегодня, спустя много столетий после падения города Ушмаль. В 1536 году нашей эры (согласно Cronica de Oxkutzcab 1538 года) группа паломников Сю, которые хотели принести жертвы в Священном сеноте Чичен-Ицы, чтобы положить конец периоду засухи, были из Кокомов, которые поселились из Чичен-Дедуц-Ица. , убитый во сне. Это можно рассматривать как возмездие за резню, учиненную намного ранее Сю против Кокомов в Ич Паа. Все эти разрозненные свидетельства свидетельствуют о давних и довольно противоречивых отношениях между Ушмалем и Чичен-Ицой.

 

История исследований

Во время инспекционной поездки испанского францисканца Алонсо Понсе в 1588 году город уже давно лежал в руинах. Его секретарь Сьюдад-Реаль дает относительно подробный отчет. Первое современное описание исходит от Жана Фредерика Максимилиана де Вальдека (его связь с одноименным немецким дворянским домом не подтверждена), посетившего Ушмаль в 1835 году.

Вдохновленный отчетом Вальдека, североамериканский исследователь Джон Ллойд Стивенс предпринял два обширных путешествия по Центральной Америке в сопровождении Фредерика Катервуда в качестве рисовальщика и архитектора. На них он также посетил Ушмаль и описал многочисленные руины, которые проиллюстрировал Катервуд. Отчеты, написанные Стивенсом, сделали центральноамериканские руины - и Ушмаль важным среди них - известными тем, кто интересуется Северной Америкой и Европой. Произведения искусства, которые он вывез из зданий, позже сгорели в пожаре в Нью-Йорке. Описания Стивена вдохновили, среди прочего, француза Дезире Шарне на исследовательские поездки, во время которых он сделал множество фотографий, а также австрийского барона Эммануэля фон Фридрихсталя, который не опубликовал свой отчет.

 

Теоберт Малер также был вдохновлен Стивенсом. С 1886 года он предпринял обширные археологические исследовательские поездки на полуостров Юкатан. В Ушмале он сделал только многочисленные документальные отличные фотографии. Вскоре после этого Уильям Херни Холмс предпринял архитектурное исследование, включавшее Ушмаль. Немецкий ученый Эдуард Селер использовал свои рисунки, а также заметки и фотографии, предоставленные художником, в книжном издании об Ушмале. Малер также консультировал Сильвана Г. Морли перед его визитом в Ушмаль в 1907 году, когда он провел первые надежные измерения.

В 1927 году, как показывает краткое исследование Федерико Марискаля, раскопок и реставраций в Ушмале не проводилось, само посещение было трудным. Только в 1930 году Франс Блом провел очень подробные измерения на площади монахинь, на основе которых была сделана достоверная репродукция для Всемирной выставки в Чикаго в 1933 году, которая не сохранилась. В этом контексте первое точное и достаточно полное картографирование наиболее важных групп руин было проведено Робертом Х. Мерриллом.

Самые ранние реставрации были проведены после 1936 года от имени Министерства образования Мексики (Secretaría de Educación Pública) Хосе А. Эроса Пениче, чья документация стала основой для подробного описания Игнасио Маркина. Одновременно, но независимо, Гарри Поллок изучал многочисленные комплексы зданий за пределами центра Ушмаля. В 1941 году Сильванус Морли провел небольшие раскопки на фасадах главной пирамиды.

Помимо реставрационных и стабилизационных мероприятий INAH, которые проводились с 1940-х годов, было проведено лишь несколько исследований, связанных с исследованиями: Джордж Ф. Эндрюс провел анализ планировки города и монументальной архитектуры. В своей диссертации, которую он завершил в 1981 году, Джефф Ковальски опубликовал архитектурный и искусствоведческий трактат о дворце губернатора, который также включает всестороннее представление культурно-исторической роли Ушмаля. Эта статья дополняется исследованием Альфредо Баррера Рубио, основанным на раскопках северного края платформы Губернаторского комплекса. Ковальски, которого можно считать бесспорным авторитетом в истории культуры Ушмаля начала XXI века, также обнаружил в Ушмале совершенно необычное сооружение — круглую пирамиду.

В рамках своей обширной документации надписей майя Ян Грэм опубликовал два тома об Ушмале, содержащие первую полную карту города (южная часть, которую Грэм включил в свою карту, не была опубликована).

Основная цель современных археологических работ в Ушмале заключалась в том, чтобы сделать руины доступными для туризма и остановить разрушение наиболее хорошо сохранившихся зданий. Эта задача была выполнена не позднее 1970 года. С тех пор неизбежно более гипотетическая реконструкция сильно обветшавших зданий становится все более важной. Однако большая часть Ушмаля остается покрытой густым лесом и недоступна для посетителей. За пределами археологической зоны есть и другие руины, некоторые из которых были обнаружены, на территории соседних отелей. Старый город простирался далеко в сельскую местность: официальное определение района Ушмаля INAH охватывает площадь более 10 квадратных километров.

 

Исследовательская проблема

История Ушмаля практически неизвестна. Археологические исследования были лишь поверхностными, несмотря на большие достижения в области консервации и реконструкции. Об этом свидетельствует тот факт, что даже при более мелких работах на давно реконструируемых зданиях, которые по техническим причинам уходят несколько глубже, всегда обнаруживаются более древние культурные слои. Важнейшим путем к познанию остается история архитектуры, точнее последовательность строительных и декоративных стилей и их (гипотетическое) развитие. Поскольку здания последней фазы стиля, «позднего ушмальского стиля», можно найти только здесь, Ушмаль является центром этого направления исследований. Немногочисленные иероглифические надписи до сих пор мало что дают для понимания политических и социальных условий. Кроме того, они практически приурочены к рубежу IX–X вв.

 

В отчетах колониального периода Ушмаль регулярно упоминается, но они лаконичны в своих заявлениях и оцениваются как мало достоверные. Таким образом, Códice Pérez говорит о политической связи с Чичен-Ицой и Майяпаном, хотя это, очевидно, более поздняя интерполяция. Такое политическое объединение, которое снова и снова упоминается в современной литературе под названием «Лига Майяпана», вряд ли мыслимо только по археологическим причинам, поскольку два последних города не существовали в одно и то же время. Тем не менее нельзя отрицать отдельные сходства в иконографии, такие как изображение пернатых змей или элементы костюма и вооружения тольтеков, не входящие в канон изображений майя. В археологической литературе также существуют разногласия относительно того, как долго Ушмаль и Чичен-Ица ​​пересекались во времени и какое влияние это могло оказать на развитие Чичен-Ицы. Остается открытым вопрос, какая сфера политической власти могла доминировать в Ушмале во времена его расцвета. Может ли «Сакбе» по Нохпату и Каабе служить указанием на это, является предметом разногласий.

 

Геология и экология

Ушмаль находится на высоте около 50 метров над уровнем моря, в слегка холмистом карстовом ландшафте, который граничит в 10 километрах к северу и югу с выступом на высоте примерно от 100 до 150 метров. В этом практически безводном ландшафте выветрившийся материал известняка образовал глубокие почвы, которые можно было хорошо использовать для автохтонного земледелия. В неглубоких впадинах разных размеров, особенно вокруг Ушмаля, осаждение привело к естественному уплотнению, так что дождевая вода, стекающая с поверхности, могла собираться и сохраняться до засушливого сезона.

Эти агуады были искусственно расширены майя и снабжены фонтанообразными водосборниками в самых глубоких точках. Благоприятное водоснабжение представляло собой важное географическое преимущество города: в 19 веке Агуадас был в значительной степени осушён для предотвращения малярии. Кроме того, в Ушмале, как и во всем регионе, можно найти многочисленные цистерны. Уровень грунтовых вод находится на глубине около 65 метров и был недостижим с техническими возможностями майя.

Район Ушмаль покрыт в основном лиственным сухим лесом с максимальной высотой деревьев 15 метров, который повсюду является вторичной растительностью и является результатом продолжающейся расчистки с целью посадки полей в системе Милпа. Годовое количество осадков 900 мм, но со значительными колебаниями среднегодовая температура 26°С.

 

Развитие туризма

В Ушмале центр старого города был в значительной степени восстановлен. Впечатление, которое производит посетитель, соответствует состоянию города в 10 веке, когда на монументальных зданиях появились первые признаки ветхости. В это время дворы, первоначально выложенные белой лепниной и совершенно свободные, уже были частично покрыты растительностью, между которыми стояли многочисленные невысокие постройки из скоропортящегося материала (см. С-образные постройки).

Однако деревья, посаженные в 1980-х годах к югу от площади монахинь и на площадке губернаторского дворца, дают искаженную картину. Большая часть Ушмаля теперь покрыта лесом и закрыта для посетителей. Причинами являются, с одной стороны, опасность от разбросанных повсюду отверстий цистерн, а с другой стороны, риск повреждения археологических памятников.

В Ушмале есть небольшой музей в центре для посетителей. Также было организовано вечернее светомузыкальное шоу. В 1996 году Ушмаль был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник культуры.

30 марта 2015 года мемориал был включен в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под особой защитой Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

 

Описание заброшенного города майя

В целом, здания Ушмаля в значительной степени беспорядочно разбросаны по территории. Они простираются на расстояние от одного до двух километров от центра, особенно на юг. Простые жилые дома сельского населения простираются далеко за его пределы.

Самые ранние постройки представляют собой небольшие постройки в ранних формах стиля пуук, сосредоточенные в Северной группе. По отдельным, скорее случайным находкам, часто под более поздними постройками или в их сердцевине находятся ранние постройки, либо они были вообще снесены в древности. Здания, доступные и отреставрированные для туризма, относятся к поздним вариантам стиля пуук, особенно к позднему ушмальскому стилю, который датируется концом 9-го и началом 10-го веков. Более точная научная датировка не удается, поскольку неточность калибровки, в частности (калибровка по данным годичных колец, хотя и в разных регионах мира, и их колебания из-за естественных изменений) больше, чем предполагаемая продолжительность фаз стиля. Лишь несколько датированных надписей дают более точные подсказки (см. ниже). Решающим для классификации по фазам стиля Пуук является, прежде всего, дизайн фасадов и их каменная отделка, которые поэтому представлены здесь более подробно вместе со структурными деталями. Поллок первым разработал последовательность стилей от вероятного развития декоративных форм от более простых к более сложным.

К концу периода заселения Ушмаля, как и в других городах Пуук, произошли социальные изменения, выразившиеся в изменении использования каменных построек: широкие, многократно разделенные входы, которые в некоторых постройках занимали почти весь фасад и что делало их пригодными для представительских задач, но вряд ли пригодными для жилых целей, были замурованы. Остался только узкий вход. Из этого можно сделать вывод, что здания использовались уже не в своих представительских функциях, а как квартиры. Соответственно, были переработаны даже переходы в салоны. Примеры этого можно найти в Vogel Plaza. В Ушмале, как и во всем регионе, есть здания, строительство которых было заброшено (например, здание на вершине Каса-де-ла-Вьеха).

 

Дворцовые комплексы

Для городской планировки Ушмаля характерны большие дворы, окаймленные с трех сторон приподнятыми удлиненными дворцовыми постройками (каждая с двумя параллельными рядами комнат). Четвертую сторону занимает то ли приподнятое здание, то ли массивная пирамида, на вершине которой также стояло небольшое дворцовое сооружение. Некоторые дворовые комплексы также расположены в шахматном порядке один за другим, как в комплексе голубятни.

 

С-образное здание

В Ушмале также много так называемых С-образных зданий. Название проясняет затруднение археологии с этими зданиями. Они имеют только заднюю и боковые стены, передняя открыта, иногда стояли каменные колонны, взятые из других построек, которые, должно быть, поддерживали крышу, сделанную из тленного материала; Однако в большинстве случаев носители были деревянными. Вдоль задней стены всегда находится каменная скамья разной ширины, иногда прерываемая частями, выступающими дальше вперед.

Назначение этих построек неясно. Нет особых причин использовать их в качестве жилых домов, поскольку их вытянутая форма без закрытой передней стены не обеспечивает ни защиты от непогоды, ни гарантии конфиденциальности. Ясно лишь то, что, где бы они ни возникали, они относятся к позднейшей фазе заселения. В Ушмале С-образные постройки находятся в основном во дворах дворцовых групп. Скопление этих сооружений было обнаружено между платформой Дворца губернатора и пирамидой Адивино. Но есть и такие С-образные постройки, имеющие боковые помещения, в одном случае даже с кирпичным сводом.

Здания С-образной формы можно найти на обширной территории от Петена в Гватемале до северного Юкатана, например, в Эк-Баламе и Кулубе. Они, по-видимому, являются предшественниками длинных портиков в Чичен-Ице и Маяпане.

 

План города

Для Ушмаля характерны большие, почти квадратные площади, обрамленные со всех сторон вытянутыми зданиями в классическом стиле пуук и встречающемся только здесь позднем варианте (стиль позднего ушмаля). Участки ориентированы с севера на юг. Современный дизайн с многочисленными тенистыми деревьями (посаженными после 1980 г.) не отражает первоначальную обстановку, которая характеризовалась большими площадями с белыми лепными полами.

 

Предполагается, что на месте города, ядро ​​которого было обнесено невысокой стеной, проживало около 25 000 человек. Вся населенная территория вокруг оценивается в 10 км². Ушмаль был соединен с юго-восточным городом Каабой широкой мощеной сакбе через небольшой по величине город Нохпат, не исследованный археологически и недоступный на сегодняшний день, однако начало этой дороги, вероятно, находится не в центр самого Ушмаля, но в небольшой группе руин на востоке.

 

Важные строительные комплексы

Центральные здания Ушмаля (все названия относятся к более позднему времени и не имеют никакого отношения к фактическому назначению зданий) ориентированы с отклонением примерно на 17° по часовой стрелке от сторон света, на площади 0,5 км². Центральная часть Ушмаля была окружена невысокой стеной с многочисленными проломами, которая не могла быть оборонительным сооружением. Предположительно, этой стеной символически разграничивался некий район.

 

Комплекс губернаторского дворца

Большая платформа
Комплекс состоит из нескольких зданий на очень большой общей платформе размером 185 × 164 метра, которая возвышается на 7–14 метров над слегка холмистой местностью. В теле этой платформы скрыто естественное возвышение, которое уменьшило количество необходимого строительного материала. Снаружи платформа была разделена на 6-7 ступеней и опиралась на несколько большую, но низкую платформу, компенсирующую неровности местности.

Углы самой платформы состояли из очень больших округлых каменных блоков. На платформу с севера вели два лестничных пролета: один был направлен прямо к северному входу в черепаший дом, а другой выходил на поверхность платформы примерно перед дворцом губернатора. Другой вход был с западной стороны за так называемым старым храмом «Ченес». Была ли еще одна лестница непосредственно к востоку от главной пирамиды, пока не выяснено.

Губернаторский дворец (Palacio del Gobernador)
Губернаторский дворец, здание длиной 100 метров, стоит к западу от центра описанной большой платформы, на другой, меньшей, длинной и узкой платформе длиной около 109 метров, к которой ведет лестница шириной 40 метров. Восток. Здание разделено на три части, которые первоначально были соединены двумя крытыми воротами, которые позже были частично замурованы и превращены в небольшие помещения.

14 комнат разных размеров расположены в два параллельных ряда. Задние комнаты, как правило, немного выше. Есть также три комнаты в самых дальних углах, которые не имеют этого узора. В два из них можно попасть только через вход с узкой стороны здания (северная и южная стороны). Центральное пространство главного фасада и здесь явно самое важное, поскольку оно выделено тремя входами и фасадное убранство (см. ниже) также ориентировано на него. Все помещения впечатляют необычной высотой как нижней поверхности стены до начала свода, так и самого свода.Все двери имели по две дверные балки из дерева чикозапоте, которые во время реставрации были заменены только бетонными.

Стивенс снял с центрального входа дверные балки с вырезанными иероглифами, которые впоследствии были сожжены в Нью-Йорке. Интенсивное использование этой древесины, очень устойчивой к термитам, дает понять, что в то время должно было быть достаточно запасов этого дерева, которое сейчас встречается только в районах в нескольких сотнях километров, недалеко от Ушмаля. Как и в зданиях на площади монахинь, наружные дверные входы были обрамлены немного большим дверным проемом с другим деревянным брусом. Необычайно толстая задняя стена (от 2,5 до 3 метров) не позволяла первым исследователям искать там спрятанные сокровища.

На террасе рядом со зданием установлена ​​каменная фигура двух слившихся воедино ягуаров, которая представляет собой двуглавый ягуаровый трон и служила сиденьем для правителя.

Структура фасада соответствует правилам позднего ушмальского стиля, но здесь она особенно сложна. Основание здания состоит из трех элементов, двух гладких поясов, обрамляющих внутренний пояс, чередующий гладкие поверхности, и групп из четырех невысоких колонн. Нижняя поверхность стены гладкая, вверху ограничена центральным карнизом, простым и состоящим из трех элементов: гладкой полосы, обрамленной сверху и снизу противоположно выступающими полосами косого сечения. По углам из центральной полосы выступают большие скульптурные змеиные головы.

 

Поверхность верхней стены несет на себе весь декор губернаторского дворца. Изобразительная программа очень сложна и не может быть подробно описана здесь. Он состоит из многократного сочетания следующих элементов: Ступенчатые меандры, т. е. угловатые спирали с боковым рядом ступеней, ведущих к началу спирали. Эти ступенчатые меандры бывают лево- и правоориентированными, зеркальными отражениями друг друга. Между ними поля с ромбовидной сеткой.

Ступенчатые меандры лишь внешне расположены в два горизонтальных регистра (горизонтальные ряды), на самом же деле их высота составляет менее половины площади верхней стены, так что над ними или под ними остается пространство. Это место занимает цепочка масок Чаака, часть из которых расположена горизонтально, часть — по диагонали, как лестница.

Над центральным входом расположены восемь гладких горизонтальных полос (по типу восточного корпуса монастырского четырехугольника), которые, по-видимому, были пристроены позже перед решетчатыми полями, на которых с обоих концов сидят плоские змеиные головы. На полосах, в продолжении змеиных голов, чуть позади, расположены более высокие полосы, украшенные псевдоиероглифами (знаками, похожими на иероглифы, но не соответствующими реальным знакам и потому, разумеется, не отражающими никакого содержания).

В горизонтальном ряду масок в этот момент едва различим девятый ряд, но без горизонтальной полосы, которая бы сталкивалась с выступающими носами масок. В центре этих змей из лент возвышается высокий головной убор с перьями, под которым почти исчезает фигура восседающего на троне сановника. Трон вставлен в полукруглую арку, из которой по обеим сторонам торчат змеиные головы.

Верхний карниз имеет своеобразную конструкцию: узкая полоса проходит по наклонной полосе, вокруг которой спереди и сзади попеременно обвивается такая же узкая полоса. Верхний конец образован высокой выступающей полосой. Узкие стороны губернаторского дворца несут такой же декор из ступенчатых меандров и решетчатых панелей, задняя часть - только решетчатые панели.

 

Черепаший дом (Casa de las Tortugas)

Так называемый Черепаховый дом из-за его украшения на верхнем карнизе является типичным классическим зданием стиля Пуук. Он расположен на большой террасе губернаторского дворца в нескольких метрах к северу от дворца на позже пристроенной части большой платформы. Большая лестница ведет на платформу с севера от черепашьего дома.

Поэтажный план здания четко структурирован: с обеих узких сторон и с южной стороны расположены два помещения, расположенные одно за другим, внешнее имеет три входа, внутреннее - один. Внутренние помещения на ступеньку выше. С северной стороны есть только один вход, ведущий в единственную продолговатую комнату.

Фасады имеют обычную структуру: над простым базовым карнизом из высокого, слегка выступающего ряда камней возвышается гладкая стеновая поверхность на высоту дверных балок, которые первоначально были деревянными. Средний карниз состоит из трех элементов: гладкой полосы посередине и наружу, одной полосы, выступающей вверх и одной вниз и наружу. Верхняя поверхность стены имеет колонны, верхний карниз аналогичен центральному, но выступающие полосы расположены выше. Вышеупомянутые черепахи сидят на средней полосе. Качество постройки отличное, во многих деталях напоминает дворец губернатора. Примерно в 1968 году здание было реконструировано в его обрушившейся средней части.

 

С-образное здание к юго-востоку от дворца губернатора

На площадке губернаторского дворца, как и в большинстве строительных комплексов, находится так называемый С-образный корпус. Здание при губернаторском дворце — крупнейшее известное сооружение этого типа, оно не раскопано, но все же легко опознается как таковое, так как почти не покрыто обломками склепа (которого здесь нет).

Ряд необработанных камней сзади (на фото справа) происходит от скамейки, идущей вдоль задней стены, и низкого основания стены, на котором могла стоять деревянная конструкция стены. С лицевой стороны соответствующий щебень отсутствует: здесь здание было открытым, предполагаемая крыша опиралась на деревянные опоры. Расположение этого С-образного здания необычное. Они обычно встречаются небольшими группами или парами внутри или в центре дворов, а здание здесь имеет тенденцию обрамлять платформу перед дворцом губернатора. Это, вместе со зданием, идущим перпендикулярно ему, описанным в следующем разделе, может указывать на другую функцию или время.

 

Портик к востоку от Дворца губернатора

Напротив Губернаторского дворца на той же большой платформе находится вытянутое нераскопанное здание, чьи обрубки колонн, торчащие из-под завалов, предполагают здание, похожее на Южный корпус Фогельплазы. Предполагается, что это был портик с тремя комнатами за ним. Верхний фасад, по-видимому, украшен колоннами и элементами ик.

 

Здание к северу от платформы Губернаторского дворца

Вблизи северного подножия платформы, на которой стоит дворец губернатора, раскопано и полностью реконструировано небольшое здание, отличающееся колоннами из каменных блоков, разделяющими вход. Позднее боковые входы были закрыты нечистой кладкой. В развалинах внутреннего убранства обнаружен замковый камень свода, который необычайно хорошо сохранился (при реконструкции заменен репликой).

 

Старые здания к западу от дворца губернатора

На полпути к большой платформе губернаторского дворца есть широкая площадка, на которой стоят два здания, которые позже были окружены площадкой и частично наполовину закрыты. Поэтому их следует классифицировать раньше, чем строительство платформы и стоящего в непосредственной близости черепашьего домика. На площадку можно попасть по широкой лестнице со двора перед главной пирамидой.

Южное из двух зданий состоит из двух рядов по три комнаты в направлении восток-запад.

Северный корпус также имеет два ряда по три помещения, входы которых обращены на запад. Судя по сохранившимся с тыльной стороны остаткам фасада, это здание в классическом колонном стиле.

 

Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota)

Площадка для игры в мяч расположена между площадками монашеского четырехугольника на севере и дворцом губернатора на юге, ориентирована примерно с севера на юг. Как и все позднеклассические площадки для игры в мяч, она состоит из двух массивных блоков стены, между которыми проходит игровая дорожка (34 метра × 10 метров) между низкими скамейками, где и происходила настоящая игра. Блоки боковых стен высотой 7,4 метра служили главным образом рефлекторной стеной, от которой мяч, попадая в них, направлялся обратно на игровую дорожку. Соответственно, отражающие стены оставались гладкими.

В середине каждой стороны было каменное кольцо (в Ушмале сохранились только фрагменты). Цель игры с мячом заключалась в том, чтобы ударить по мячу через кольцо твердым резиновым мячом, используя только бедро для удара по мячу. На обоих кольцах была надпись, сохранившаяся лишь частично, которая содержала (реконструированные) даты 9 января 905 года (переведенные на юлианский календарь). У боковых скамеек на верхнем крае были пластмассовые тела гремучих змей. На верхней поверхности двух боковых блоков стены стояли строения с трехсторонними входами, к которым снаружи вели лестницы. Эти постройки в значительной степени разрушены.

 

Пирамида Мага (Pirámide del Adivino)

В разрушенном районе Ушмаля доминирует Пирамида Мага, прямоугольная пирамида с закругленными углами. Тело пирамиды облицовано грубо обработанными камнями, облицовка, видимая сегодня, в значительной степени является результатом работы, проделанной для стабилизации конструкции. На пирамиде можно выделить не менее пяти этапов строительства. Традиционное обозначение отдельных компонентов как «храм» ничего не говорит о реальной функции.

 

Храм I

Самый старый компонент - это изначально независимое здание, которое образует восточную границу Фогельхофа, но периферийная застройка которого в то время еще не существовала полностью. Так называемый Храм I представляет собой типичное здание в классическом стиле пуук, состоящее из двух параллельных рядов по 5 комнат в каждом, при этом задний (восточный) ряд доступен через помещения западного ряда. В каждом конце было поперечное помещение. Средний вход позже оказался под западной лестницей, и сегодня его больше не видно.

 

Некоторые из комнат, вероятно, были заполнены бутовой кладкой во время строительства последней фазы пирамиды из соображений устойчивости. Двери имели дверные балки из двух деревянных балок каждая, которые сохранились только в одном месте. Один из лучей радиоуглеродный, датированный 740-760 годами нашей эры (лабораторный номер Hei 15505, доверительный интервал 1 сигма, соответствует 68% вероятности того, что дерево было срублено в этот период). По углам вставлены толстые угловые столбики.

Конструкция фасада состоит из основы из трех элементов: между двумя гладкими полосами вокруг всего здания тянется ряд невысоких колонн, чередующихся с гладкими поверхностями. Поверхность нижней стены гладкая из хорошо отесанных облицовочных камней. Между дверями и дверями и углами три поля, каждое с тремя колоннами, достигающими полной высоты нижней стены. Колонны стены не соотносятся с колоннами основания.

Центральный карниз необычайно крепок и богато украшен. Он состоит из крупногабаритных монолитных элементов, выступающих вниз и наружу на лицевой стороне. Нижний край украшен просто ступенчатыми конусообразными элементами в виде знака «ик» (похожего на букву «Т» с тремя равными по длине перемычками), передний — фигуративными мотивами в виде барельефа, усиков, рыб, плетения. полосы, скрещенные длинные кости и несколько коротких иероглифических текстов. Над этим самым нижним элементом следует непрерывный ряд коленчатых колонн, над которым находится еще одна полоса, напоминающая плоские колонны с правильными насечками по периметру.

Поверхность верхней стенки гладкая, но над входами пронизана большими двойными масками Чаака с характерным хоботком. Над центральным входом, прекрасно сохранившимся под более поздней лестницей, находилось полное скульптурное изображение Рейны де Ушмаль (королевы Ушмаля), на самом деле частично татуированное лицо священника, выходящее из пасти стилизованной змеи. Эта фигура была удалена во время реставрационных работ. Над ним две большие, прекрасно сохранившиеся маски стволов, которые после последних реставраций уже не видны, так как проход был закрыт из соображений устойчивости. Верхний карниз больше не сохранился в своем первоначальном положении, элементы, найденные в щебне, предполагают конструкцию, аналогичную конструкции среднего карниза.

 

Храм II

Первая часть настоящей пирамиды была построена на втором этапе. Его центр находится к востоку от заднего фасада первого здания, которое он частично закрывал, и достигал высоты 22 метра. Из соображений устойчивости его задние помещения были частично заполнены каменной кладкой. Эта первая пирамида поддерживала на своей платформе обращенное на восток здание, состоящее из портика, поддерживаемого 8 колоннами (цифра гипотетическая, поскольку раскопки внутри более поздней пирамиды не достигли концов здания).

Доступ к этому зданию был с восточной стороны по широкой лестнице. В более позднее время удлиненное пространство портика было разделено на три помещения двумя поперечными стенами, каждая из которых заключала одну из колонн, которые, таким образом, приобрели вид входов, поддерживаемых каждый двумя колоннами. Фасад по сторонам ряда колонн гладкий. Конек крыши возвышался над задней стеной здания, но, возможно, он также принадлежал Храму III и виден через отверстие в полу Храма V, сделанное во время раскопок.

 

Храм III

К задней стене этого здания (Храм III) позднее был пристроен небольшой западный корпус, состоящий из двух комнат, расположенных друг за другом, к которому вела лестница, от которой сохранились лишь следы. Задняя половина передней комнаты и задняя часть были замурованы позже, чтобы повысить устойчивость Храма V наверху. Храм был полностью закрыт более поздними постройками, попасть в него можно только по современному туннелю с середины восточной лестницы.

Фасад этого здания имеет средний карниз из двух частей и верхний карниз из трех частей, которые распространены в стиле пуук. Из наклоненной внутрь верхней половины стены и верхнего карниза выступают каменные колышки для крепления уже не сохранившегося лепного украшения.

 

Храм IV

Вокруг и выше Храма III и простираясь вперед, находилось так называемое здание Ченеса, к которому ведет лестница от площади Фогель, проходя и частично закрывая фасад самого нижнего здания. Доступ в центральную комнату Храма I не преграждал сводчатый проход (сейчас он замурован). Чтобы уменьшить вес, над крышей Храма I был построен свод, у которого не было другой функции. Лестница имеет по краям непрерывную цепочку масок бога дождя Чаака.

Здание удивляет фасадом и входом в стиле дверных проемов Ченесской Пасти Дракона, которые на самом деле являются родными для района Ченес и Рио-Бек. Интерьер очень высокий, высота основания свода более 4 метров. Вход поддерживали две деревянные балки.

 

Храм V

Самое молодое и высокое здание с тремя узкими помещениями, ориентированными с севера на юг, стоит непосредственно над Храмом II на уровне вершины хребта (выкопанного через люк). С восточной стороны была построена новая, более крутая лестница, полностью закрывающая Храм II, и две лестницы с западной стороны, примыкающие к зданию Ченес. Здание примечательно тем, что обращено одновременно двумя главными гранями пирамиды двумя лестницами. Дверь средней комнаты ведет на запад, две комнаты в северной и южной частях имеют входы на восток, ведущие сначала на узкую платформу, к которой ведет широкая центральная лестница.

Западный боковой фасад стоит на постаменте с двумя гладкими поясами, обрамляющими утопленный пояс колонн. По обеим сторонам от единственного входа нижняя стеновая поверхность состоит из двух полей с зубчатыми камнями (химезами), поставленными по диагонали друг к другу, в середине которых укреплена полностью вылепленная каменная фигура, от которой сохранились лишь остатки. Сбоку поверхности стен гладкие.

Центральный карниз состоит из выступающей гладкой полосы, обрамленной двумя полосами, выступающими наискось наружу. Поверхность верхней стены имеет четыре изолированных меандра, перед которыми из стены выступает прямоугольный штифт, вероятно, несший фигуру. Верхний карниз оформляется так же, как и средний, только немного выше.

Фасад с восточной стороны украшен значительно меньше. Нижняя половина стены гладкая, отделена от верхней обычным трехобъемным карнизом. О поверхности верхней стены можно сказать немногое из-за сильных разрушений: в продолжении средней линии восточной лестницы пластиковая копия традиционного дома с крышей из пальмовых листьев.

Восхождение на пирамиду, пострадавшую от урагана, больше не разрешено из соображений стабильности. Только самое нижнее здание открыто для посетителей.

Площадь Птиц (Plaza de los Pájaros)
Двор находится между пирамидой мага и площадью монахинь. Название происходит от декора фасада юго-восточного корпуса, на котором изображены птицы. Двор граничит с четырьмя корпусами. За исключением здания на востоке, они полностью разрушились, за исключением небольшого остатка западного здания, и реконструировались с 1988 по 1994 год. В центре двора стоит конический алтарный камень. Порядок возведения зданий реконструируется следующим образом: сначала на ранней платформе возводилось восточное здание, затем северное и южное здания, и, наконец, две части западного здания. Наконец, две средние комнаты разместили перед фасадом западного корпуса.

 

Западное здание

К западу — сложное здание со сводчатым проходом посередине (по крайней мере, так оно было реконструировано). Северная и южная половины здания планируются одинаково: по три помещения с простыми входами. Фасад соответствует классическому стилю Пуук. Основание состоит из простого ряда камней, нижние поверхности стен гладкие.

Средний карниз состоит из трех частей: пояса, выступающего вниз и наружу, над ним сплошного ряда невысоких колонн и третьего, гладкого пояса. Верхнюю половину стены составляют небольшие колонны с переплетом, имитирующим камень, посередине. Верхний карниз состоит из четырех элементов: гладкая полоса снизу, нижняя полоса низких столбиков, еще одна гладкая полоса, а над ней обычная отделка из высоких камней, косо выступающих вверх и наружу.

 

Позднее к средним комнатам была пристроена пристройка. Пристройки имеют три входа, которые изначально были перекрыты деревянными дверными балками. В развалинах этих входов было обнаружено 22 небольших элемента надписи, но они не содержат разборчивого текста, только псевдоиероглифы.

Центральный карниз фасада, как и более старая часть здания, состоит из трех элементов, но оформленных по-разному. Нижняя выступающая полоса имитирует концы пальмовых листьев, в середине изображен узор «химез», который интерпретируется по-разному и, возможно, представляет собой погремушки гремучих змей. Третий элемент перетекает в верхнюю поверхность стены, на которой изображены ряды пальмовых листьев традиционного кровельного покрытия. На них размещено несколько каменных птиц, давших название зданию и двору.

Верхний карниз такой же, как у более старого здания, за исключением того, что верхний ряд камней снова имеет рельеф пальмового листа. По углам из ряда колонн торчит каменная, широко раскрытая пасть рептилии. Боковые входы в выступающее помещение, а также некоторые другие, в более поздние времена были сужены, по-видимому, для того, чтобы сделать здания, первоначально служившие более представительным целям, более пригодными для жилых целей. Дизайн фасада в районе сводчатого перехода неизвестен и не может быть выведен по элементам в щебне, что оправдывает сомнения в реконструкции.

 

Северный, Южный и Восточный корпуса

Северный корпус состоит из двух последовательных рядов комнат, параллельных фасаду. В каждую из двух боковых комнат вели по три входа. Позже боковые стороны этих входов были замурованы. Средний вход имеет три колонны. Реконструкция фасада носит гипотетический характер и основана на обычном дизайне фасадов с учетом найденных в завалах элементов.

Южное здание образовано длинным портиком, поддерживаемым 13 колоннами, за которым в том же направлении находятся три помещения. В портике, у прохода в центральное заднее помещение, кирпичная площадка для сидения. Реконструкция фасада гипотетическая. Из-под обломков полностью обрушившегося здания были извлечены многочисленные каменные конусы, так что оправдано предположение, что верхняя поверхность стены была гладкой, а выступающие из нее каменные конусы (правда, вряд ли так беспорядочно и далеко, как на реконструкции) глубокий декор из пластичной лепнины должен оказывать поддержку.

К востоку от внутреннего двора находится удлиненное нижнее здание Храма I Волшебной Пирамиды, описанное в разделе «Пирамида».

 

Дом игуаны (Casa de la Iguana)

Расположенное к югу от Vogelplaza, здание состоит из удлиненного портика, поддерживаемого с западной стороны 11 колоннами. Здание было полностью разрушено и полностью реконструировано. Поэтому о его фасаде и других деталях нельзя сделать никаких достоверных заявлений.

 

Площадь монахинь (Куадрангуло-де-лас-Монхас)

Четыре дворцовых корпуса монастырской площади, полностью реконструированные сегодня, расположены вокруг затонувшего прямоугольного двора. Главный вход с юга, где сильно поврежденная площадка для игры в мяч находится за пределами площади, через широкую лестницу и ворота через южное здание. Архитектура четырехугольника монахини лучше всего представляет поздний ушмальский вариант стиля пуук. На двух расписных сводчатых камнях из комплекса Монашеского четырехугольника указаны даты 906 и 907 годов, что является последними достоверно читаемыми датами, сохранившимися во всем регионе Пуук.

 

Южное здание

Южный корпус находится на уровне внутреннего двора. Он состоит из двух одинаковых, зеркально вытянутых корпусов (80 м), основная часть которых имеет два ряда по четыре помещения в каждом, открытых во двор и наружу (север и юг). Здания соединены арочным проходом, обеспечивающим доступ во внутренний двор с большой южной лестницы. Это единственный монументально и репрезентативно оформленный вход во весь комплекс. На внешних концах двух подстроений есть два небольших двухкомнатных здания, в которые можно попасть только со внутреннего двора и которые были построены позже.

 

На верхней половине стены изображены два взаимосвязанных мотива: на фасаде, обращенном внутрь, над каждым из входов есть изображение хижины с крышей из пальмовых листьев с масками бога дождя, из которых поднимается дым или облака. . Пространства между избами украшены решетчатыми и гладкими участками группами из трех колонн с центральной перевязкой.

Внешний фасад в значительной степени обрушился, но по остаткам, сохранившимся у западного угла, видно, что он был спроектирован так же, как и внутренний фасад. Средний и верхний карнизы конструктивно одинаковы: два наклонных пояса обрамляют гладкий, выступающий. Верхний карниз значительно выше.

 

Восточное здание

Восточный и западный корпуса возвышаются над двором на несколько ступеней. В здании 14 внутренних помещений, расположенных в сложной планировке. В принципе, есть два одинаково спроектированных параллельных ряда из 7 комнат, которые соответствуют только 5 входам наружу (или в передние комнаты), потому что боковая комната ведет с каждой стороны от передней и задней средней комнаты. Две центральные комнаты больше, чем все остальные.

Тыльная сторона и узкие стороны выполнены относительно просто: на совершенно гладкой нижней поверхности стенки верхние стенки демонстрируют чередование поверхностей, также гладких, и полей с сетчатым рисунком. По углам видны четверные каскады масок Чаака. Передняя часть показывает дилемму: из-за большого центрального помещения с его боковыми камерами расстояние между центральным входом и боковыми входами очень велико. Чтобы не переносить этот дисбаланс на фасадную отделку, верхняя поверхность стены была разделена на семь участков почти равной длины: шесть, из которых два крайних соответствуют входам, и два над гладкой частью стены по обе стороны от фасада. на центральном входе изображен идентичный мотив из параллельных двуглавых змей (удлиняющихся снизу вверх), из середины которых выступает лицо совы с большим головным убором из перьев, который сегодня в основном отсутствует. Над центральным входом одна над другой расположены три маски Чаака. Там верхний карниз сломан и заменен тремя параллельными змеями, очень похожими на те, что над другими входами.

База состоит из трех элементов, центральный с чередующимися группами из четырех невысоких колонн и гладких поверхностей обрамлен двумя гладкими полосами. Центральный карниз состоит из четырех элементов, пояса сплошной последовательности невысоких колонн, обрамленных двумя гладкими поясами, и над ним косо выступающего пояса. Верхний карниз почти идентичен, верхняя полоса сильно выпуклая. Каменные розетки сидят через промежутки перед полосой колонн.

 

Западное здание

Здание на западе двора имеет семь входов, каждый из которых ведет в комнату, а оттуда в комнату за ней. В этом отношении план этажа является наименее требовательным из монашеской площади. Входы имеют характерную черту позднего ушмальского стиля: вокруг самого входа есть вход, больший по высоте и ширине, образующий, так сказать, рамку.

Фасад, выходящий во двор, является самым сложным из монашеского четырехугольника. В области верхней стены (нижняя гладкая) представлена ​​наиболее сложная изобразительная программа квадрата монахини. Над центральным входом находится трон с огромным балдахином из перьев. На троне восседает очень маленькая фигурка сановника, видимо преклонного возраста. Фон формируют драгоценные перья. Из этого центрального изображения снова и снова выступают два переплетенных змеиных тела, которые покрыты перьями и как бы указывают на идею Кетцалькоатля или Кукулькана. Они обрамляют и структурируют остальную часть фасада.

Тот же мотив встречается и над соседними входами, но явно с меньшим значением. Затем за торцами следуют каскады масок Чаака и, наконец, мотивы дома с крышей из пальмовых листьев и маски Чаака, уже известные по южному корпусу. По углам обычные маски Чаака, одна поверх другой. В полях между входами чередуются фоны с решетчатыми узорами и мотивами химезов, перед которыми в объемной форме выступают фигуры людей и животных. В частности, возле второго входа с севера находятся голова и гремящий конец массивных змей. Из открытой пасти змеи выглядывает человеческое лицо. Считается, что эти змеи позже были добавлены к уже завершенному фасаду.

 

Трехсторонние карнизы простые, без особых декоративных элементов, кроме розеток, выступающих через промежутки из центральной полосы верхнего фриза. Задняя часть здания сильно разрушена и до настоящего времени не реставрировалась. Он показал чередующиеся решетчатые узоры и ступенчатые меандры в двух регистрах.

 

Северное здание

Северное здание стоит на особенно высокой платформе, очень широкой перед южным главным фасадом. Лестница шириной 30 метров ведет к нему из центра двора, окаймленного с обеих сторон зданием на одном уровне с двором. Эти постройки идентичны по конструкции, но различны по размерам: они состоят из двух комнат, передняя часть которых через портик выходит во двор. Отличие заключается в количестве каменных столбов портика: четыре в западном корпусе, только два в восточном.

Сохранился только фасад западного корпуса: гладкая стеновая поверхность следует за трехчастным основанием с углубленным центральным поясом, в котором колонны чередуются с гладкими поверхностями. Столбы снабжены основанием и капителью и, как и они, украшены рельефом. Центральный карниз состоит из четырех частей с наклонной полосой внизу, двумя гладкими полосами и еще одной полосой, наклоненной в противоположных направлениях вверху. На поверхности верхней стены преобладают участки с перекрещивающейся сеткой из камней химез, в которые над каждым из частичных входов вставлены более мелкие поля с меандрообразным мотивом. Углы носят простые маски Чаака. Поверхность верхней стены относительно низкая, так как высота здания ограничивалась уровнем площадки перед собственно северным корпусом. Верхний карниз трехсторонний с гладкими, выпуклыми вверху и внизу поясами, с промежутками из средней полосы выступающими розетками.

Собственно северное здание состоит из двух рядов по одиннадцать комнат, при этом в задний ряд можно попасть только через передние комнаты. Есть также две комнаты одна за другой на двух узких сторонах, так что общее количество комнат составляет 26 с 13 внешними входами. Северный фасад не имеет входов. Средний вход южного фасада шире всех остальных. Как и в восточном и западном корпусах, входы выполнены в описанной каркасной форме.

Здание имеет более сложную историю, чем другие в женском монастыре: в самом старом здании не было четырех боковых комнат. Старое здание также имело другой фасад, который был снесен и о его декоративном содержании ничего не известно (на северном фасаде в ходе реконструкции остался не прикрытым вид на поверхность нижней стены и средний карниз старого фасада в небольшое пятно). Затем на следующем этапе строительства были добавлены боковые комнаты. Наконец, все здание было заключено в новый фасад. В таком виде северный корпус является самым молодым в женском монастыре.

В живописной программе сочетаются мотивы фасадов других частей монашеской площади. Основание состоит из полосы с чередующимися гладкими частями и групп из трех колонн, обрамленных двумя гладкими лентами. Поверхность нижней стенки гладкая на всем протяжении. Средний карниз также выполнен простым, состоящим из трех элементов, средний из которых представляет собой гладкую полосу, сопровождаемую выпуклыми полосами вверху и внизу. Высокие каскады масок Чаака, которые вместе с угловыми каскадами аналогичной конструкции значительно возвышаются над поверхностью крыши, являются выдающимся и структурирующим элементом. Их первоначальное количество неизвестно, так как фасад лишь частично сохранился достаточно хорошо.

Над некоторыми входами изображены традиционные дома майя, гребни которых образуют двуглавых змей различной формы. Сравнение с клубами дыма от очага, которые появляются на изображениях домов в южном корпусе, наводит на мысль о символическом уравнении. Перед одним из этих домов находится полностью вылепленное изображение двух ягуаров с переплетенными хвостами — мотив, похожий на тот, что встречается в других местах Ушмаля. Между каскадами и домами наклонные камни-химез чередуются в двух регистрах вокруг центральных ромбов с большими извилистыми ступенями. На этих полях есть фигуры, выступающие с поверхности фасада, например, связанного заключенного (неполного) и совы с человеческим лицом. Над каждым вторым входом установлен высокий четырехкратный каскад масок Чаака. Кроме угловых каскадов, оформление фасадов узких сторон северного корпуса неизвестно.

 

Задняя часть здания проще. Гладкие поверхности чередуются с наклонными сетками в правильной последовательности. На всех гладких поверхностях над центральным карнизом из стены выступали каменные площадки, на которых в одном случае сохранилась часть мужской фигуры с обнаженными гениталиями. На уровне голов этих фигур на фасаде имеется точно обработанное круглое отверстие, в которое, как предполагается для различных памятников аналогичной конструкции в более широком регионе, вместо каменной головы вставлялся череп умершего. Верхний карниз всего здания состоит преимущественно из трех элементов: двух гладких поясов, обрамляющих сплошной ряд невысоких колонн. Косо выступающая полоса, обычно располагающаяся над ней, здесь настолько приподнята, что о ней фактически приходится говорить как об отдельной стеновой поверхности, тем более что наклонное положение почти не развито.

 

Дополнительное здание

Два удлиненных здания, известные как пристройки, проходят параллельно и немного восточнее восточного здания площади монахинь. Это два одинаковых здания, изначально разделенных узким проходом, который (по аналогии с Губернаторским дворцом) позже был закрыт и перекрыт сводом. За сходством двух корпусов скрывается история строительства: сначала был построен южный корпус, затем северный, в связи с его строительством была надстроена соединительная арка с южным корпусом, которая впоследствии была сделана непроходимой поперечной стеной и преобразована в полуоткрытый интерьер, похожий на две соединяющиеся арки губернаторского дворца.

Два идентичных здания состоят из двух необычно длинных комнат. В переднюю часть комнат можно было попасть через три входа, которые были разделены стеновыми панелями, простой вход ведет в заднюю часть. Качество строительства необычайно высокое, что видно и по очень большому пролету свода. В задней комнате северной постройки она составляет 4,1 метра, а в южной — даже 4,35 метра, что, вероятно, является самым большим пролетом комнаты во всем районе майя.

Примечательна также конструкция наружных стен южного корпуса, состоящая не из ядра из рыхлой кладки и ненесущих облицовочных камней, как это обычно бывает, а из массивных каменных блоков, вытянутых на всю ширину стены и установлены почти в носилках. Характерные облицовочные камни отсутствуют, как и дверные косяки из нескольких каменных блоков. Похоже, это был эксперимент, который можно найти (хотя и менее качественно) только в корпусе 6 северной группы, но в остальном он не получил дальнейшего развития.

 

Фасады

Поверхности стен гладкие, от верхней половины стены южного корпуса, лишь частично сохранившейся с тыльной стороны, идут многочисленные шпильки или основания для декоративных элементов из камня или лепнины, от которых не осталось следов. Каждый из трех фризов состоял из трех элементов. Центральный фриз имеет выступающую гладкую полосу и две косые полосы сверху и снизу. Верхний фриз выполнен так же, но выше.

 

Выбор времени

По своеобразной кладке, которая встречается и в здании северной группы, можно заключить, что оба здания были построены примерно в одно и то же время. Считается, что Северная группа возникла в начале истории Ушмаля. Пристройка должна быть датирована столь же ранней датой, поскольку проход имел смысл только до того, как существовал комплекс Монхас. Поскольку строительство комплекса Монхуса означало, что проход вел только к высокой задней стене платформы восточного здания Монхас, его можно было замуровать без ущерба. О ранней дате говорит и внутренняя роспись, сохранившаяся небольшими остатками по углам. Он состоит из глубокой красной росписи поверхностей стен свода и нижних частей стены с горизонтальной полосой больших черных иероглифов на светлом фоне, проходящей под основанием свода. Это особенность построек прото-пуук и ранних пуук, но там, где эта полоса в основном встречается на внешней стене. Крайне фрагментарная сохранность полностью исключает прочтение.

 

Главная пирамида (Pirámide Mayor)

Самая большая по объему пирамида в Ушмале, недалеко от задней части дворца губернатора, представляет собой изолированное сооружение примерно квадратной формы и 80 метров с каждой стороны. Первоначально он был построен в виде пирамиды со зданием на верхней площадке, к которой с северной стороны вела широкая лестница. В этом здании было пять комнат в заднем ряду и три в переднем. Доступ к трем средним комнатам заднего ряда был через комнаты впереди, через хобот огромной маски Чаака. Помещения были заполнены бутовой кладкой из соображений устойчивости еще в древности, только центральное парадное помещение было очищено от щебня при вскрытии. На трех оставшихся сторонах была только одна комната.

Фасад был очень богато украшен. С северной стороны вся нижняя поверхность стены оформлена тремя рядами извилистых ступеней, которые разделены узкими изображениями переплетающихся змей. Между отдельными извилистыми ступенями расположены барельефные изображения попугаев. От верхней половины стены ничего не осталось. Углы этого здания образованы тремя сложенными друг на друга масками Чаака.

Фасады с других сторон известны только по небольшим разведочным раскопкам 1941 года. Там, на этот раз в верхней половине стены, большие извилистые ступени чередуются с узором косых крестов. Нижняя половина стены здесь не украшена. Центральный карниз состоит из гладкой центральной полосы и наклонных каменных плит сверху и снизу, отходящих наружу. На более позднем этапе пирамиду подняли до уровня крыши здания, охватив фасады со всех четырех сторон и заполнив все помещения. Это и другие признаки указывают на то, что на новой поверхности планировалось большое здание, но так и не было построено.

Первые раскопки были проведены в 1941 году. Парадная лестница и северный фасад были открыты и реконструированы примерно в 1969 году. В ходе консервационных мероприятий в связи с обновлением помещений для светозвукового шоу в 2009 году с северной стороны был обнаружен более старый фасад, который относят к раннеклассическому периоду. Этот старый фасад был снова закрыт из соображений стабильности.

 

Комплекс голубятни

Этот комплекс из нескольких больших зданий является самым западным из центра Ушмаля. Он очень сильно поврежден, обширные работы по реконструкции самой северной (самой глубокой) части, проводимые с 2000 года, дают примерное представление о том, как он выглядел в прошлом. Судя по качеству и типу каменной кладки, комплекс относится к относительно раннему этапу истории строительства Ушмаля и претерпел несколько изменений.

Он разделен на четыре больших двора, которые находятся перед «южной пирамидой» на севере. Самый северный двор образован тремя длинными постройками, только северная сторона двора не застроена, за исключением низкой площадки. Два корпуса на восточной и западной сторонах двора сильно повреждены, имели два яруса комнат, выходящих на две стороны. Только южный корпус, также сильно разрушенный, состоит из одного ряда комнат и своей задней стеной примыкает к террасе с южной стороны. На эту террасу можно было попасть со двора по лестнице, которая охватывала фасад здания посередине, но оставляла проход в центральное помещение.

Свободное пространство, образуемое террасой, относительно узкое и не ограничено по бокам длинными постройками, скорее имеется прямой переход на террасу у подножия основной пирамиды с восточной стороны. На юге эта терраса граничит с другой, где находится голубятня.

 

Голубиный домик (Edificio de las Palomas)

Так называемый «голубиный дом» из-за большого количества щелевидных отверстий в коньке крыши состоит из двух параллельных рядов помещений, которые не совсем симметричны: с южной стороны комнат меньше, чем с северной. Посередине находится сводчатый проход, который соединяется со следующим (южным) двором.

Хорошо сохранившийся гребень крыши, состоящий из двух горизонтальных регистров, опирается на более толстую заднюю стену двух рядов помещений, являющуюся также центральной стеной здания. Нижний регистр состоит из гладкой поверхности стены, которая разбита вертикальными прямоугольными «окнами». Верхний регистр разделен на треугольные, двускатные сектора, которые, вероятно, имели семь рядов невысоких «окон». Функция всех этих окон заключается в уменьшении сопротивления ветра.

В центре каждого из этих фронтонов, в самом нижнем ряду «окон», находится гладь с выступающим колышком, на котором когда-то стояла фигура, но нигде не сохранившаяся. На оставшейся площади конька крыши также распределяют штыри для крепления фигурок или орнаментов из лепнины. О фасадах здания никаких заявлений сделать нельзя, так как фасадные стены с обеих сторон не сохранились.

 

Южная пирамида

Другой двор соединяется с югом от голубятни. Помимо голубятни на севере, с западной и южной сторон у него были постройки, от которых видны лишь небольшие следы, а с востока он ограничивался основной пирамидой. Здание с западной стороны двора имело простой фасад с колоннами в карнизах и верхней поверхности стен. Южное здание изначально имело два ряда комнат по обеим сторонам и проход посередине, поэтому план его этажа во многом соответствовал голубятне. Напротив, похоже, что конька на крыше не было. Позднее проход с юга был перекрыт террасой, доходившей до уровня крыши здания. Комнаты, которые в результате были недоступны, были засыпаны щебнем, а над проходом, ведущим на террасу, была построена лестница.

На этой террасе стоит южная пирамида, которая доминирует над всем комплексом. Длинная лестница вела на платформу наверху. Храмовое здание, от которого сохранились два остатка сводчатых помещений, было, как и сама пирамида, относительно узким, имело три помещения в ряд и еще одно, гораздо более узкое, за центральным помещением, план этажа которого указывает на Ссылки на регион Ченес. Стены относительно толстые и частично покрыты необычно крупными камнями. Передняя стена возвышалась над уровнем крыши и, вероятно, образовывала конек крыши. На южной стороне пирамиды был ряд комнат, которые можно увидеть только по следам. Весь комплекс еще не раскопан и не изучен археологически.

 

Группа дель Цементерио

Это один из дворовых комплексов, типичных для Ушмаля. Здания, окаймлявшие его с трех сторон, стояли на высоких платформах. Южное здание, вероятно, было разбито посередине сводчатым проходом, к которому с юга вела лестница. Напротив этого входа находится пирамида, которая значительно выше других платформ, имеет лестницу с южной стороны и на вершине которой находится однокомнатное здание.

 

Западное здание

Сохранилась лишь часть построек с западной стороны двора. Посередине длинное здание с тремя входами со двора. Перед большим центральным входом находится широкая входная площадка. Входы ведут в длинную неразделенную комнату. Два боковых входа были закрыты кладкой из второстепенных камней, но плохого конструктивного качества. Также есть вход с южной стороны, довольно редкий элемент в архитектуре региона. Первоначально у входов были деревянные дверные балки, но в наше время они были заменены бетонными дверными балками.

Фасад здания демонстрирует черты архитектуры раннего Пуука: центральный карниз над дверями состоит из двух элементов: полосы с наклонно выступающим вниз профилем и гладкой полосы над ней. Верхний карниз также состоит из гладкой полосы и над ней высоких торцевых камней. Этот карниз прерывается над центральным входом и углами. Там из фасада торчат каменные штыри, на которых, возможно, стояли огромные фигуры (сделанные из лепнины?). На кровле частично сохранился конек, узкая стена с проемами, которая, вероятно, была покрыта лепными фигурами.

Два боковых здания были меньше половины среднего и тоже имели три входа. Северная из этих построек полностью обрушилась, задняя стена южной стоит. Сохранившиеся элементы показывают, что два боковых здания имели такой же дизайн фасада, как и центральное здание.

 

Платформы

Во дворе три (вероятно, первоначально четыре) невысокие платформы, которые украшены скрещенными длинными костями и черепами и щитами на внешних стенах. Иконография может указывать на сражения правителей Ушмаля, прославляемые в этих памятниках.

Три из платформ имеют длинные полосы с иероглифическими надписями над описанным украшением, даты которых не могут быть классифицированы. В одном фрагменте текста, в связи с упоминанием «Звездных войн», есть подпись, относящаяся к региону Шкалумкин.

 

Круглая пирамида (Pirámide Circular)

Низкая круглая пирамида была раскопана в западной части Ушмаля в 1990-х годах. Фактически это круглое здание на ярусной круглой платформе диаметром около 18 метров и высотой почти 2,5 метра, со входом с севера, к которому ведет лестница, ныне плохо сохранившаяся. Здание имело наружную стену высотой не более 1 метра, на которой должны были стоять стеновые и кровельные конструкции из скоропортящегося материала. Интенсивные следы ожогов показывают, что здание было уничтожено огнем. Как и во многих других руинах в районе Пуук, позже в развалинах здания были заложены ценные подношения. Сравнение с аналогичными постройками в других местах и ​​конструкция показывают, что круглая пирамида была построена очень поздно в истории Ушмаля и что она связана с многочисленными С-образными зданиями, одно из которых было пристроено непосредственно к ней.

 

Дом старой дамы (Casa de la Vieja)

Примерно в 80 метрах к юго-востоку от площадки губернаторского дворца находится комплекс, который в дальнейшем не вскрывался и не реконструировался и состоит из пирамиды и нескольких зданий. Пирамида, у которой когда-то была лестница на западной стороне, имела платформу наверху с чем-то, что, как полагают, было большим зданием, которое, возможно, состояло из двух рядов по три комнаты в каждом. Более точное утверждение об этом невозможно, так как раскопки до сих пор не проводились и хотя бы центральная и южная часть здания не вышла за низкие стены и так и не была достроена.

На полпути вверх по пирамиде на ее северо-западном фланге находится настоящий «Дом старухи», который относится к раннему стилю пуук и, следовательно, является одним из старейших сохранившихся зданий. Похоже, что это здание стоит на собственной меньшей пирамиде, более старой, чем большая, стоящая за ним. Здание, северная половина которого обрушилась, имело две комнаты, расположенные одна за другой, в которые можно было попасть через вход с западной стороны. Наружная и внутренняя дверь были закрыты деревянными балками. Примечателен еще частично сохранившийся гребень крыши, имеющий с видимой стороны (к западу) многочисленные торчащие шпильки для крепления лепных фигур. Вторая поверхность крыши, вероятно, была построена для конька крыши, которая находится примерно на 14 см выше первой. Неизвестно, был ли это технический шаг или гребенка на крыше была установлена ​​позже.

 

Корпус 14Н2

К северу от Пирамиды Старухи, на той же низкой террасе, находится сильно разрушенное здание, состоящее из трех комнат. На ядре из каменного карьера, прикрепленном к задней части, есть второй этаж с единственной комнатой, доступ к которой осуществляется с запада по лестнице, которая охватывает фасад первого этажа. Из прохода под лестницей по фасаду вход ведет в среднюю комнату. Деревянная балка, перекрывающая вход, все еще на месте.

Храм Фаллоса (Templo de los Falos)
Это здание расположено примерно в 450 метрах к югу от Дворца губернатора, доступ к нему осуществляется по лесной тропе, которая начинается у «Дома старухи». Путь пересекает несколько небольших групп зданий, пришедших в упадок. Фаллический храм, названный так из-за горгулий в форме фаллоса на верхнем карнизе, расположен на южном краю большой ступенчатой ​​платформы.

Пока консолидации не произошло. Здание, возможно, первоначально состояло из пяти комнат, обращенных на север к центру Ушмаля. За средней комнатой находится еще одна комната, план которой характерен для региона Ченес. Уцелела только часть задней стены, включая дополнительную комнату.

Фасад задней стены имеет гладкие поверхности стен, средний и верхний карнизы сохранены одинаковыми, имеют гладкую среднюю полосу, верхнюю и нижнюю полосы, наклоненные наружу. Одноименный фаллос встроен в верхнюю полосу верхнего карниза, который имел возможность отводить воду с поверхности крыши через канал наверху.

 

Недоступные здания

Храм Чимез (Чанчимез)

Храм, названный так по детали своего убранства, расположен ровно в 400 метрах к юго-юго-западу от губернаторского дворца, уже за поясом стен в густом лесу. На сегодняшний день в здании не проводились земляные работы или консолидация. Здание расположено на южном краю большой платформы, на северной стороне которой, как полагают, располагалось длинное здание с центральным проходом, к которому ведет широкая лестница из центра Ушмаля.

Это не совсем симметричное здание с 10 комнатами, расположенными вокруг цельного блока каменного материала с трех сторон. Главная сторона с 6 комнатами обращена на север к центру Ушмаля, три комнаты на запад и две на восток. Одна из комнат на фасадной стороне имеет вход не снаружи, а через соседнее помещение.

Лестница ведет по фасаду на уровень крыши, на которой находится здание с длинным портиком с колоннами и тремя помещениями за ним, которое в значительной степени разрушено. Сводчатый проход, идущий вдоль фасада под лестницей, ведет в центральное помещение на первом этаже. Входная дверь имеет хорошо сохранившуюся деревянную дверную балку из чикозапоте, которая используется до сих пор.

Фасад первого этажа частично сохранился и может быть полностью реконструирован. Цоколь состоит из трех элементов, из которых высокий средний представляет собой непрерывный плетеный мотив. Камни верхней полосы также рельефные. На нижней поверхности стены видны крупные извилистые ступени, между которыми проходят вертикальные ряды стоящих на острие квадратов. Центральный карниз имеет три пояса: нижний, наклоненный вниз и наружу, и средний, слегка утопленный, сложен из попеременно наклоненных зубчатых камней, называемых чимезами (многоножками) из-за их формы.

Верхняя полоса гладкая. Поверхность верхней стены состоит из небольших колонн, на которых дважды изображен образовательный мотив. Верхний карниз состоит из четырех элементов: полосы, выступающей вниз и наружу наискось, здесь образованной двумя рядами камней, утопленного ряда низких колонн, повторения нижнего элемента, но состоящего только из одного ряда камней, и внешних и наклонные замковые камни наверху.

Из сильно поврежденного верхнего этажа известен только карниз цоколя, средний элемент которого образован невысокими колоннами, стоящими группами по три. На средней стене здания на верхнем этаже был конек крыши. Задняя часть комплекса не использовалась. Большая терраса находится перед зданием на севере, что компенсирует рельеф местности, слегка поднимающийся к югу.

Северная группа (Grupo Norte)
Северная группа находится в 200 метрах к северо-северо-западу от монашеского четырехугольника на возвышенности. Его хорошо видно с главной дороги, проходящей мимо Ушмаля. Более десятка в основном сильно поврежденных зданий расположены вокруг как минимум трех дворов. Судя по конструкции и поэтажным планам, это одна из старейших сохранившихся частей Ушмаля. В северной группе раскопок и закреплений пока не проводилось. В настоящее время группа официально не открыта для посетителей.

 

Надписи

Удивительным для размера и очевидной важности Ушмаля является небольшое количество сохранившихся надписей, содержащих четко выраженную дату. Они были построены исключительно под властью единственного правителя Ушмаля, известного по имени, Чаака, как и большинство грандиозных зданий. В Ушмале даты не сохраняются в абсолютно точном Длинном счете, даты выражены либо как календарный круг, либо как конец периода Длинного счета, однако без полного и, таким образом, четкого их обозначения.

Способность читать или правильно писать иероглифические надписи, по-видимому, уже была сильно ограничена в этом регионе и к этому времени. Это объясняет выполнение ряда псевдоиероглифов в Ушмале в Фогельфиреке (а также в других местах за пределами Ушмаля), которые должны производить впечатление надписи (также в основном неграмотного зрителя древних времен), но явно нечитаемы

 

Около полудюжины других стел, собранных на закрытой платформе стелы (к западу от четырехугольника монахинь), а также несколько других памятников имеют более или менее четкие даты в стиле аджау, относящиеся к имени К. атун (календарный цикл продолжительностью около 20 лет). Они попадают в период с 810 по 928 год. Стелы настолько сильно разрушены эрозией, что в основном короткие некалендарные тексты уже неразборчивы, остальные памятники несут только один знак, интерпретируемый как календарное указание. Замковые плиты свода не лепные, а раскрашенные, при этом краска часто отслаивается от тонкой лепной основы.

 

Современная история руин

Это место, расположенное недалеко от Мериды рядом с дорогой в Кампече, привлекает множество посетителей со времен обретения Мексикой независимости. Первый подробный отчет о руинах был опубликован Жаном Фредериком Вальдеком в 1838 году. Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд совершили два продолжительных визита в Ушмаль в начале 1840-х годов, при этом архитектор и рисовальщик Катервуд, как сообщается, сделал так много планов и рисунков, что их можно было использовать. построить копию древнего города (к сожалению, большинство рисунков утеряно).) Дезире Шарне сделал серию фотографий Ушмаля в 1860 году. Примерно через три года Ушмаль посетила императрица Мексики Карлота; готовясь к ее визиту, местные власти удалили с древних фасадов некоторые статуи и архитектурные элементы, изображающие фаллические темы.

Сильванус Г. Морли составил карту этого места в 1909 году, на которую были включены некоторые ранее незамеченные здания. Первый проект мексиканского правительства по защите некоторых построек от риска обрушения или дальнейшего распада был реализован в 1927 году. В 1930 году Франс Блом возглавил экспедицию Тулейнского университета на это место. Сделали гипсовые слепки фасадов «Мужского четырехугольника»; с использованием этих слепков была построена копия Четырехугольника, которая была представлена ​​​​на Всемирной выставке 1933 года в Чикаго, штат Иллинойс. Гипсовые копии архитектуры были уничтожены после ярмарки, но некоторые гипсовые слепки памятников Ушмаля до сих пор хранятся в Среднеамериканском научно-исследовательском институте Тулейна. В 1936 году под руководством Хосе Эроса Пенише была начата мексиканская государственная программа ремонта и консолидации.

Королева Соединенного Королевства Елизавета II посетила его 27 февраля 1975 года на открытии светового и звукового шоу. Когда презентация достигла точки, когда звуковая система воспроизвела молитву майя Чааку (божеству дождя майя), внезапно пошел проливной ливень. Среди собравшихся высокопоставленных лиц был Гаспар Антонио Сю, потомок благородной линии майя Сю.

В пешей доступности от древнего города построены три гостиницы и небольшой музей.

Микробная деградация
Были обнаружены микробные биопленки, разлагающие каменные здания в Ушмале и Кабахе. Фототрофы, такие как Xenococcus, чаще встречаются на внутренних стенах. Разлагающие камни Gloeocapsa и Synechocystis также присутствовали в большом количестве. Виды грибов Aureobasidium и Fusarium присутствуют в Чичен-Ице и Ушмале. Цианобактерии преобладали в интерьерах помещений с низким уровнем освещенности.

 


Транспорт

Как добраться

Ушмаль расположен примерно в 50 милях к юго-западу от Мериды, и его тщательное изучение займет несколько часов. Здесь есть снэк-бар, а также сувенирные магазины, туалеты и различные местные магазины. Не забудьте взять с собой шляпу, солнцезащитный крем и хорошую обувь для ходьбы. Камера, вероятно, тоже хорошая идея, так как здания в Ушмале очень фотогеничны. Сайт открыт для посетителей каждый день с 8:00 до 17:00.

Ежедневно из Мериды отправляется не менее 5 автобусов; графики имеют свойство меняться. По состоянию на декабрь 2017 года первый автобус ходил в 6 утра, следующий в 9 утра (автобусы 2-го класса в направлении Кампече). Автобус в 6 утра доставит вас в Ушмаль за полчаса до открытия, и на пару часов у вас будет место почти для вас (плюс вы избегаете жары, а свет отлично подходит для фотографий). Обратно автобус ходит в 9:30, 12:00 (12:35 - январь 2019 г.), а затем каждые 2 или 3 часа до 20:00. Автобусы будут останавливаться напротив автобусной остановки, которая высадила вас у руин. В зависимости от ваших предпочтений, вы можете купить билет туда и обратно при выезде из Мериды или позволить себе путешествовать на автобусе любой компании, который проезжает мимо на обратном пути в Мериду. Вы можете попытаться добраться обратно автостопом, но проезжающих машин будет не так много (прямой маршрут из Кампече в Мериду проходит по шоссе, минуя Ушмаль).

Вы также можете сесть на автобус или частый и недорогой микроавтобус из Мериды в Муну; такси от Муны до Ушмаля будет стоить около 4 долларов США. Организованные туры также доступны от различных компаний.

 

Сборы/разрешения

Входная плата: всего 495 песо (для иностранцев) по состоянию на февраль 2022 года. Эта плата включает в себя общий входной билет и федеральный сбор. Вам выдадут два билета, оба билета будут проверены при входе.

На территории есть камера хранения. Если у вас есть сумка, которая не помещается в шкафчике, вы можете хранить ее в небольшой комнате, за которой всегда присматривают. Парковка теперь 80 песо.

 

Где поесть

Ресторан в центре для посетителей предлагает достаточно хорошую туристическую еду примерно за 150-200 мексиканских песо на человека. На главной дороге у входа в парк также есть один или два ресторана.

 

Отели, хостелы и прочие

Проживание
Добавить 17% к стоимости номера на налоги

Лодж в Ушмале: 177-205 долларов в низкий сезон (май-октябрь), 360-441 доллар в высокий сезон (март-апрель).

Hacienda Uxmal: $148-218 (март-октябрь)

Отель Mision Uxmal Park Inn: 90–113 долларов (с февраля по 19 декабря).

Виллы Uxmal Club Med: $80-$140 (круглый год)