Атон

 

Атон также Атен, Атону или Итн (древнеегипетский: jtn) был центром атенизма, религиозной системы, установленной в Древнем Египте фараоном Восемнадцатой династии Эхнатоном. Атон был солнечным диском и изначально был аспектом Ра, бога солнца в традиционной древнеегипетской религии. Эхнатон, однако, сделал его единственным центром официального поклонения во время своего правления. В своем стихотворении «Великий гимн Атону» Эхнатон восхваляет Атона как создателя, дарителя жизни и взращивающего духа мира. У Атона нет мифа о сотворении или его семьи, но он упоминается в Книге Мертвых. Поклонение Атону было искоренено Хоремхебом.

 

Этимология и происхождение

Слово Атон появляется в Древнем Царстве как существительное, означающее «диск», которое относилось к чему-либо плоскому и круглому; Солнце называлось «диском дня», где, как полагали, проживал Ра. По аналогии, термин «серебряный атен» иногда использовался для обозначения луны. На изображениях Атона с высоким и низким рельефом он изображен с изогнутой поверхностью, поэтому покойный ученый Хью Нибли настаивал на том, что более правильным переводом будет глобус, шар или сфера, а не диск.

Первое известное упоминание об Атоне, солнечном диске, как о божестве, содержится в Истории Синухе из 12-й династии, в которой умерший царь описывается как восходящий бог к небесам и соединяющийся с солнечным диском, божественным телом. слияние со своим создателем.

 

Религия

Солнечный Атон широко почитался как бог во время правления Аменхотепа III, когда его изображали в виде человека с головой сокола, во многом похожего на Ра. Во время правления преемника Аменхотепа III, Аменхотепа IV, Атон стал центральным богом египетской государственной религии, а Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон, чтобы отразить его тесную связь с новым верховным божеством. Принципы религии Атона были записаны на стенах скальных гробниц Ахетатона. В религии Атона (атенизма) ночь - время бояться. Работа лучше всего выполняется, когда присутствует солнце, Атон. Атон заботится о каждом существе и создал для сирийцев реку Нил в небе (дождь). Атон создал все страны и народы. Лучи солнечного диска только продлевают жизнь королевской семье; все остальные получают жизнь от Эхнатона и Нефертити в обмен на верность Атону. Атон изображен заботящимся о людях через Эхнатона руками Атона, протянувшимися к королевской семье, давая им анки, представляющие жизнь, дарованную человечеству через Атона и Эхнатона. В Гимне Эхнатона Атону любовь к человечеству и Земле изображена в манерах Атона:

Атон низко наклоняется к земле, чтобы наблюдать за своим творением; он занимает свое место в небе с той же целью; он утомляется служением созданиям; он светит им всем; он дает им солнце и посылает им дождь. За нерожденным ребенком и цыпленком ухаживают; и Эхнатон просит своего божественного отца «поднять» существ ради него, чтобы они могли стремиться к состоянию совершенства его отца, Атона.

Эхнатон представлял себя не богом, а сыном Атона, изменяя прежние методы фараонов, претендующих на то, чтобы быть воплощением Гора. Это способствует убеждению, что атенизм следует рассматривать как монотеистическую религию, где «живой Атон, рядом с которым нет другого; он был единственным богом».

Есть только один известный пример разговора Атона, "сказанный" Живым Атоном ": мои лучи освещают ..."

Атон - это эволюция идеи бога солнца в египетской мифологии, заимствовавшая многие его концепции силы и представлений от более раннего бога Ра, но опираясь на силу, которую представляет Ра. Атен нес абсолютную власть во вселенной, представляя животворную силу света для мира, а также сливаясь с концепцией и богиней Маат, чтобы развить дальнейшие обязанности для Атона за пределами силы самого света.

 

Иконография

Атон по своей природе был повсюду и нематериален, потому что он был солнечным светом и энергией в мире. Следовательно, у него не было физических представлений, которые были у других египетских богов; он был представлен в виде солнечного диска и достигающих лучей света. Объяснение того, почему Атон не мог быть полностью представлен, заключалось в том, что Атон был за пределами творения. Таким образом, сцены богов, высеченных в камне, ранее изображали животных и человеческие формы, а теперь изображали Атона в виде шара наверху с живительными лучами, тянущимися к царственной фигуре. Эта сила превосходила человеческую или животную форму.

Позже было введено в действие иконоборчество, и даже изображения Атона на солнечных дисках были запрещены указом Эхнатона. В указе он оговаривал, что имя Атона должно произноситься фонетически.

 

Поклонение

Культ-центр Атона находился в новом городе Ахетатон; некоторые другие культовые города включают Фивы и Гелиополь. Принципы культа Атона были записаны на каменных стенах гробниц Амарны. Существенно отличавшиеся от других древнеегипетских храмов, храмы Атона имели открытые крыши, пропускающие солнечные лучи. В дверных проемах сломаны перемычки и подняты пороги. Статуи Атона не допускались; это считалось идолопоклонством. Однако они, как правило, заменялись функционально эквивалентными изображениями Эхнатона и его семьи, почитающих Атона и получающих от него анкх (дыхание жизни). У священников было меньше дел, так как приношения (фрукты, цветы, пирожные) были ограничены, а оракулы не требовались.

 

В поклонении Атону не совершалось ежедневное служение очищения, помазания и облачения божественного образа. Благовония сжигали несколько раз в день. Гимны, исполняемые Атону, сопровождались музыкой на арфе. Церемонии Атона в Ахетатоне включали подношение Атону взмахом королевского скипетра. Вместо барк-шествий в праздничные дни королевская семья ехала на колеснице. Известно, что элитные женщины поклонялись Атону в затененных солнцем храмах в Ахетатоне.

 

Архитектура

Два храма занимали центральное место в городе Ахетатон, у большего из них было «открытое, не крытое строение, занимающее площадь примерно 800 на 300 метров (2600 футов × 1000 футов) в северной части города». Храмы Атона были строениями под открытым небом с практически отсутствующей кровлей, чтобы максимизировать количество солнечного света внутри, что делало их уникальными по сравнению с другими египетскими храмами того времени. Балюстрады, изображающие Эхнатона, королеву и принцессу, обнимающие лучи Атона, окружали лестничные клетки, пандусы и алтари. Эти фрагменты первоначально были идентифицированы как стела, но позже были переклассифицированы как балюстрады на основании наличия сцен с обеих сторон.

 

Королевский титул

В период Амарны Атон получил королевский титул, заключенный в двойной картуш, несущий королевский смысл. Некоторые истолковали это так, что Эхнатон был воплощением Атона, а поклонение Атону является прямым поклонением Эхнатону; но другие восприняли это как показатель Атона как верховного правителя даже над нынешней царствующей королевской семьей.

Было две формы титула; первый имел имена других богов, а второй, более поздний, был более «единичным» и относился только к самому Атону. Ранней формой был Ре-Хорахти, который радуется Горизонту, по имени Шу, что означает Атон. Более поздней формой был Ра, правитель двух горизонтов, который радуется Горизонту во имя света, который есть Атон.

Ра-Гор, чаще называемый Ра-Хорахти (Ра, который является Гором двух горизонтов), представляет собой синтез двух других богов, оба из которых засвидетельствованы с самого начала. В период Амарны этот синтез рассматривался как невидимый источник энергии бога солнца, видимым проявлением которого был Атон, солнечный диск. Таким образом, Ра-Гор-Атен был развитием старых идей, которые приходили постепенно. Настоящим изменением, по мнению некоторых, было очевидное отвержение всех других богов, особенно Амона-Ра, запрет идолопоклонства и спорное введение квазимонотеизма Эхнатоном. Синкретизм отчетливо проявляется в Великом гимне Атону, в котором Ре-Герахти, Шу и Атон сливаются с богом-творцом. Другие видят в Эхнатоне приверженца монолатрии Атона, поскольку он активно не отрицал существование других богов; он просто воздерживался от поклонения кому бы то ни было, кроме Атона. Другие ученые называют религию генотеистической.

 

После Эхнатона

Эхнатон считался «первосвященником» или даже пророком Атона, будучи главным пропагандистом религии в Египте во время его правления. После смерти Эхнатона его сын Тутанхамон восстановил культ Амона, и запрет на религии, конкурирующие с атенизмом, был снят. Смысл этого перехода можно увидеть в изменении имени Тутанхатена на Тутанхамона, что указывает на потерю благосклонности поклонения Атону. Культ Атона все еще существовал в Египте еще десять лет или около того, поскольку он исчез, и после смерти Эхнатона не было никакого очищения от культа. Когда Тутанхамон пришел к власти, его религиозное правление было периодом терпимости, с той лишь разницей, что Атон больше не был единственным богом. Тутанхамон восстановил храмы, которые были разрушены во время правления Эхнатона, и восстановил старый пантеон богов. Это возвращение к богам, которые были до Атона, было «ходом, публично основанным на доктрине, что беды Египта проистекают непосредственно из его игнорирования богов и, в свою очередь, из-за того, что боги покинули Египет».

 

Имена, полученные от Атона

Эхнатон: «Действенный дух Атона».
Ахетатон: «Горизонт Атона», столица Эхнатона. Археологические раскопки известны как Амарна.
Анхесенпаатен: «Ее жизнь от Атона».
Бекетатен: «Служанка Атона».
Меритатен: «Возлюбленная Атона».
Мекетатон: «Узрите Атона» или «Защищенный Атоном».
Нефернефруатон: «Прекрасны красоты Атона».
Тутанхатен: «Живой образ Атона». Оригинальное имя Тутанхамона.
Серебряный Атон: Луна.