Гор

 

Гор или Хер, Херу, Хор, Хар в Древнем Египте - одно из самых значительных древнеегипетских божеств, выполнявшее множество функций, в первую очередь бог царства и неба. Ему поклонялись, по крайней мере, с позднего доисторического Египта до царства Птолемеев и римского Египта. В истории описаны различные формы Гора, и египтологи считают их отдельными богами. Эти различные формы, возможно, могут быть разными проявлениями одного и того же многослойного божества, в котором подчеркиваются определенные атрибуты или синкретические отношения, не обязательно противоположные, но дополняющие друг друга, в соответствии с тем, как древние египтяне рассматривали множественные грани реальности. Чаще всего его изображали в виде сокола, скорее всего, сокола-ловца или сапсана, или в виде человека с соколиной головой.

Самая ранняя зарегистрированная форма Гора - это божество-покровитель Нехен в Верхнем Египте, который является первым известным национальным богом, связанным с правящим фараоном, который со временем стал рассматриваться как проявление Гора при жизни и Осириса в смерти. Наиболее часто встречающиеся семейные отношения описывают Гора как сына Исиды и Осириса, и он играет ключевую роль в мифе об Осирисе как наследник Осириса и соперник Сета, убийцы и брата Осириса. В другой традиции Хатор считается его матерью, а иногда и его женой.

Клавдий Элиан писал, что египтяне на своем языке называли бога Аполлона «Гор».

 

Этимология

Гор записан в египетских иероглифах как ḥr.w «Сокол»; первоначальное произношение было реконструировано как / ˈħaːɾuw / в древнеегипетском и раннем среднем египетском, / ˈħaːɾəʔ / в более позднем среднеегипетском и / ˈħoːɾ (ə) / в позднем египетском. Считается, что дополнительными значениями были «дальний» или «тот, кто выше, выше». Со временем язык изменился, он появился в коптских разновидностях по-разному как / hoːɾ / или / ħoːɾ / и был принят в древнегреческий как Ὧρος Hōros (произносился в то время как / hɔ̂ːros /). Он также сохранился в позднеегипетских и коптских теофорических формах имен, таких как Siese «сын Исиды» и Harsiese «Гор, сын Исиды».

Нехени, возможно, был еще одним богом-соколом, которому поклонялись в Нехене, городе сокола, с которым Гор был отождествлен с самого начала.

Гор может быть изображен в виде сокола на палитре Нармера, датируемой примерно 31 веком до нашей эры.

 

Гор и фараон

Тексты пирамид (около 2400–2300 гг. До н.э.) описывают природу фараона разными персонажами как Гора и Осириса. Фараон как Гор при жизни стал фараоном как Осирис в смерти, где он соединился с другими богами. Новые воплощения Гора сменили умершего фараона на земле в виде новых фараонов.

Линия Гора, конечный продукт союзов между детьми Атума, могла быть средством объяснения и оправдания силы фараонов. Все боги, созданные Атумом, были представителями космических и земных сил в египетской жизни. Определив Гора как порождение этих сил, затем отождествив его с самим Атумом и, наконец, отождествив фараона с Гором, фараон с теологической точки зрения имел власть над всем миром.

Мифология происхождения
Гор родился у богини Исиды после того, как она вернула все расчлененные части тела своего убитого мужа Осириса, за исключением его пениса, который был брошен в Нил и съеден сомом или иногда изображался вместо этого крабом, и, согласно Плутарху, счет использовал свои магические силы, чтобы воскресить Осириса и создать фаллос, чтобы зачать ее сына (в старых египетских источниках сохранился пенис Осириса).

Забеременев от Гора, Исида сбежала в болота в дельте Нила, чтобы спрятаться от своего брата Сета, который ревностно убил Осириса и который, как она знала, захочет убить своего сына. Исида родила божественного сына Гора.

Мифологические роли
Небесный бог
Поскольку Гор считался небом, считалось, что он также содержит Солнце и Луну. Стало сказано, что Солнце было его правым глазом, а Луна - левым, и что они пересекали небо, когда он, сокол, летел по нему. Позже причина того, что Луна была не такой яркой, как Солнце, была объяснена в сказке, известной как «Сражения Гора и Сета». В этой сказке было сказано, что Сет, покровитель Верхнего Египта, и Гор, покровитель Нижнего Египта, жестоко сражались за Египет, ни одна из сторон не одержала победу, пока, в конце концов, боги не встали на сторону Гора.

Поскольку Гор был окончательным победителем, он стал известен как ḥr.w wr «Гор Великий», но чаще переводился как «Гор Старший». В борьбе Сет потерял яичко, а Гору выкололи глаз.

Иногда в искусстве Гора изображали обнаженным мальчиком с пальцем во рту, сидящим на лотосе со своей матерью. В образе юноши Гор назывался nfr ḥr.w «Добрый Гор», транслитерированный Неферхор, Нефорос или Ноферос (реконструированный как naːfiru aruw).

Глаз Гора - древний египетский символ защиты и королевской власти от божеств, в данном случае от Гора или Ра. Этот символ можно увидеть на изображениях матери Гора, Исиды, и других божеств, связанных с ней. В египетском языке этот символ обозначается словом «wedjat» (wɟt). Это был глаз одного из первых египетских божеств, Ваджета, который позже стал ассоциироваться с Бастет, Мут и Хатор. Ваджет была солнечным божеством, и этот символ начинался как ее всевидящее око. В ранних произведениях искусства этим глазом также изображена Хатор. Погребальные амулеты часто делали в форме Глаза Гора. Веджат или Глаз Гора - «центральный элемент» семи браслетов из золота, фаянса, сердолика и лазурита, найденных на мумии Шошенка II. Веджат «предназначался для защиты короля [здесь] в загробной жизни» и для отражения зла. Египетские и ближневосточные моряки часто рисовали этот символ на носу своего судна, чтобы обеспечить безопасное морское путешествие.

Конфликт между Гором и Сетом
Его мать, Исида, сказала Гору защитить народ Египта от Сета, бога пустыни, убившего отца Гора, Осириса. У Гора было много сражений с Сетом, не только чтобы отомстить за своего отца, но и за то, чтобы выбрать законного правителя Египта. В этих битвах Гор стал ассоциироваться с Нижним Египтом и стал его покровителем.

 

Согласно «Состязаниям Гора и Сета», Сет изображен как пытающийся доказать свое господство, соблазняя Гора, а затем вступая с ним в половую связь. Однако Гор помещает свою руку между бедрами и ловит семя Сета, а затем бросает его в реку, чтобы нельзя было сказать, что Сет оплодотворил его. Затем Гор (или сама Исида в некоторых версиях) намеренно размазывает свою собственную сперму на салате, который был любимой едой Сета. После того, как Сет съел салат, они отправились к богам, чтобы попытаться уладить спор по поводу правления Египта. Боги сначала выслушали заявление Сета о господстве над Гором и вызвали его семя, но оно ответило из реки, опровергнув его притязания. Затем боги выслушали заявление Гора о господстве над Сетом и вызвали его семя, и тот ответил изнутри Сета.

Однако Сет по-прежнему отказывался сдаваться, а другие боги устали от более чем восьмидесяти лет борьбы и испытаний. Гор и Сет бросили вызов друг другу в лодочной гонке, где каждый участвовал в лодке, сделанной из камня. Гор и Сет согласились, и гонка началась. Но у Гора было преимущество: его лодка была сделана из дерева, окрашенного под камень, а не под настоящий камень. Лодка Сета, сделанная из тяжелого камня, затонула, а лодка Гора - нет. Затем Гор выиграл гонку, а Сет ушел в отставку и официально передал Гору трон Египта. После Нового Королевства Сет все еще считался властелином пустыни и ее оазисов.

Во многих версиях истории Гор и Сет делят между собой царство. Это разделение можно приравнять к любой из нескольких фундаментальных двойственностей, которые египтяне видели в своем мире. Гор может получить плодородные земли вокруг Нила, ядра египетской цивилизации, и в этом случае Сет заберет бесплодную пустыню или связанные с ней иностранные земли; Гор может править землей, в то время как Сет обитает в небе; и каждый бог может занять одну из двух традиционных половин страны, Верхнего и Нижнего Египта, и в этом случае любой бог может быть связан с любым регионом. Тем не менее, в Мемфитском богословии Геб как судья сначала распределяет царство между претендентами, а затем меняет свое положение, передав единоличный контроль Гору. В этом мирном союзе Гор и Сет примирились, и дуальности, которые они представляют, были объединены в единое целое. Благодаря этой резолюции порядок восстановлен после бурного конфликта.

Египтологи часто пытались связать конфликт между двумя богами с политическими событиями в начале истории Египта или доисторических времен. Случаи, когда воюющие стороны делят королевство, и частая ассоциация парных Гора и Сета с союзом Верхнего и Нижнего Египта, предполагают, что эти два божества представляют собой своего рода разделение внутри страны. Египетские традиции и археологические данные указывают на то, что Египет был объединен в начале своей истории, когда верхнеегипетское царство на юге завоевало Нижний Египет на севере. Правители Верхнего Египта называли себя «последователями Гора», и Гор стал божеством-покровителем единого государства и его царей. И все же Гора и Сета нелегко отождествить с двумя половинами страны. У обоих божеств было несколько культовых центров в каждом регионе, и Гор часто ассоциируется с Нижним Египтом, а Сет - с Верхним Египтом. На миф могли повлиять и другие события. Еще до того, как даже в Верхнем Египте был единый правитель, двумя его крупными городами были Нехен на крайнем юге и Нагада во многих милях к северу. Обычно считается, что правители Нехена, где Гор был божеством-покровителем, под своей властью объединили Верхний Египет, включая Нагаду. Сет был связан с Нагадой, поэтому возможно, что божественный конфликт смутно отражает вражду между городами в далеком прошлом. Намного позже, в конце Второй династии (ок. 2890–2686 гг. До н.э.), фараон Сет-Перибсен использовал животное Сет для написания своего имени серех вместо иероглифа сокола, представляющего Гора. Его преемник Хасехемви использовал и Гора, и Сета в написании своего сереха. Это свидетельство побудило предположить, что Вторая династия видела столкновение между последователями царя Гора и прихожанами Сета во главе с Сет-Перибсеном. Тогда использование Хасехемви двух символов животных означало бы примирение двух фракций, как и развязку мифа.

Золотой Гор Осирис
Гор постепенно принял природу как сына Осириса, так и самого Осириса. Его называли Золотым Гором Осирисом. В храме Дендеры ему дается полный титул царского титула Гора и Осириса. Иногда его считали отцом самого себя, а также своего собственного сына, а в некоторых более поздних записях говорится, что Осирис был возвращен к жизни Изидой.

 

Другие формы Гора

Херу-ур (Гор Старший)
Херу-ур (или Гервер) (Харорис для греков-птолемеев), также известный как Гор Старший, был формой Гора, где он был сыном Геба и Нут. Он был одним из старейших богов Древнего Египта. Он поглотил несколько местных богов, включая бога-ястреба Нехени, нома Нехена и Вера (бог света, известный как «великий», чьи глаза были солнцем и луной), чтобы стать покровителем Нехена (Иераконполис), первого национальный бог («Бог Царства»), а затем и бог-покровитель фараонов. Нехен был могущественным городом в додинастический период и ранней столицей Верхнего Египта. В Древнем Царстве его называли просто Гор, и он стал первым национальным богом и покровителем фараона.

Его называли сыном истины, что означало его роль как важного защитника Маат. Его правый глаз был Солнцем, а левый - Луной. Херу-ур иногда изображался полностью как сокол, иногда ему давали титул Кемвер, что означает «() великий черный (один)».

Другие варианты включают Хор Мерти «Гор двух глаз» и Хорхенти Ирти.

Херу-па-кхеред (Гор Младший)
Херу-па-кхеред (Гарпократ для птолемеевских греков), также известный как Гор Младший, представлен в виде юноши с прядью волос (знак молодости) на правой стороне головы, сосущего палец. Кроме того, он обычно носит объединенные короны Египта, корону Верхнего Египта и корону Нижнего Египта. Он - форма восходящего солнца, представляющая его самый ранний свет.

Херу-Бехдети (Гор из Бехдета)
Крылатое солнце Гора из Эдфу изображено на вершинах пилонов в древних храмах по всему Египту.

Хер-эм-ахет (Гор на горизонте)
Хер-эм-ахет (или Хоремахет) (по-гречески Хармахис) олицетворял рассвет и раннее утреннее солнце. Его часто изображали в виде сфинкса с головой человека (как у Великого Сфинкса в Гизе) или в виде иеракосфинкса, существа с телом льва и головой и крыльями сокола, иногда с головой льва или барана ( последний обеспечивает связь с богом Хепри, восходящим солнцем). Считалось, что он был вдохновением для Великого Сфинкса Гизы, построенного по приказу Хафра, голову которого он изображает.

Другие формы Гора включают:
- Хор Мерти («Гор двух глаз»);
- Хорхенти Ирти;
- Her-sema-tawy («Гор, объединяющий двух земель»), греческий Гарсомт, изображенный в виде двувороного Гора.
- Хер-юнмутеф или Иунмутеф, изображаемый в виде священника с шкурой леопарда на туловище;
- Херуи («двойной сокол или Горы»), пятый ном бог Верхнего Египта в Коптосе.

Торжества Гора
Фестиваль Победы (египетский: Хеб Нехтет) был ежегодным египетским праздником, посвященным богу Гору. Фестиваль Победы отмечался в Храме Гора в Эдфу и проходил во второй месяц Сезона Возникновения (или шестой месяц по египетскому календарю).

Церемонии, проходившие во время Фестиваля Победы, включали представление священной драмы, посвященной победе Гора над Сетом. Главным действующим лицом в этой драме стал сам царь Египта, сыгравший роль Гора. Его противником был бегемот, сыгравший роль Сета. Во время ритуала царь ударял бегемота гарпуном. Уничтожение бегемота королем ознаменовало поражение Сета Гором, что также узаконило короля.

Вряд ли король ежегодно посещал Праздник Победы; во многих случаях его, вероятно, представлял священник. Также маловероятно, что на фестивале каждый год использовался настоящий бегемот; во многих случаях, вероятно, это была модель.

Римский автор 4-го века Макробий упоминает еще один ежегодный египетский фестиваль, посвященный Гору, в его Хрониконе. Макробиус указывает, что этот праздник приходится на день зимнего солнцестояния. Христианский епископ IV века Епифаний Саламинский также упоминает праздник Гора зимнего солнцестояния в своем Панарионе. Однако об этом празднике не упоминается ни в каких египетских источниках.