Монту

 

Монту был соколом-богом войны в древнеегипетской религии, воплощением победоносной силы фараона. Ему особенно поклонялись в Верхнем Египте и в районе Фив.

 

Имя

Имя Монту, показанное египетскими иероглифами справа, технически транскрибируется как mntw (что означает «Кочевник»). Из-за трудности транскрибирования египетских гласных, он часто понимается как Mont, Monthu, Montju, Ment или Menthu.

 

Роль и характеристики

Очень древний бог, Монту изначально был проявлением палящего эффекта Ра, солнца, и поэтому часто появлялся под эпитетом Монту-Ра. Разрушительность этой характеристики привела к тому, что он приобрел характеристики воина и в конечном итоге стал широко почитаемым богом войны. Египтяне думали, что Монту нападет на врагов Маата (то есть, по правде говоря, космического порядка), вдохновляя, в то же время, на славные воинственные подвиги. Возможно, что Монту-Ра и Атум-Ра символизировали два царства, соответственно, Верхнего и Нижнего Египта. В связи с Гором эпитет Монту был «Гор Сильной Руки».

Из-за ассоциации разъяренных быков с силой и войной, египтяне также считали, что Монту проявил себя как белый бык с черным носом по имени Бучис (эллинизация оригинального Баха: живой бык, почитаемый в Арманте) - до такой степени, что, в поздний период (VII-IV вв. до н.э.) Монту тоже изображали с головой быка. У этого особого священного быка были десятки слуг и драгоценные короны и нагрудники.

В египетском искусстве Монту изображался в виде человека с головой сокола или быка с головой, увенчанной солнечным диском (из-за его концептуальной связи с Ра) и двумя перьями. Сокол был символом неба, а бык - символом силы и войны. Он также мог владеть различным оружием, таким как изогнутый меч, копье, лук и стрелы или ножи: такая военная иконография была широко распространена в Новом царстве (16-11 вв. До н.э.).

У Монту было несколько супругов, в том числе малоизвестные фиванские богини Тжененьет и Иунит, а также женская форма Ра, Раэт-Тави. Его также почитали как одного из покровителей города Фив и его крепостей. Правители 11-й династии (ок. 2134–1991 гг. До н.э.) выбрали Монту в качестве защитного и династического божества, вставив ссылки на него в свои имена. Например, четырех фараонов 11-й династии звали Ментухотеп, что означает «Монту (Менту) удовлетворен»:
Ментухотеп I (ок. 2135 г. до н.э.) - возможно, вымышленный персонаж;
Небхепетре Ментухотеп II (ок. 2061–2010 до н. э.);
Санкаре Ментухотеп III (ок. 2010–1998 гг. До н.э.);
Небтавайре Ментухотеп IV (ок. 1998–1991 гг. До н.э.).

Греки ассоциировали Монту со своим богом войны Аресом - хотя это не помешало его ассимиляции с Аполлоном, вероятно, из-за солнечного сияния, которое его отличало.

 

Монту и фараоны в состоянии войны

Культ этого военного бога пользовался большим авторитетом при фараонах 11-й династии, чьи экспансионистские и военные успехи привели примерно в 2055 году до нашей эры к воссоединению Египта, концу периода хаоса, известного сегодня как Первый промежуточный период, и новая эра величия для страны. Эта часть египетской истории, известная как Срединное царство (около 2055–1650 гг. До н.э.), была периодом, когда Монту взял на себя роль верховного бога - до этого его постепенно превзошел другой фиванский бог Амон, которому суждено было стать самым большим богом. важное божество египетского пантеона.

Начиная с 11-й династии Монту считался символом фараонов как правителей, завоевателей и победителей, а также их вдохновителем на поле битвы. Египетские армии были увенчаны эмблемами «четырех Монту» (Монту из Фив, Арманта, Медамуда и Эль-Тода: главные культовые центры бога), все они изображались, когда они топтали и пронзали врагов копьем. в классической драчливой позе. Церемониальный боевой топор, принадлежащий похоронному инвентарю королевы Аххотепа II, великой королевской жены воинственного фараона Камоса (ок. 1555–1550 до н.э.), жившего между 17 и 18 династией, представляет Монту как гордого крылатого грифона: Иконография явно находилась под влиянием того же сирийского происхождения, которое вдохновляло минойское искусство.

Величайшие короли Египта называли себя «Могучий Бык», «Сын Монту», «Монту с его сильной / правой рукой» (Монтухеркхепешеф: это также имя сына Рамсеса II, одного из Рамсеса III и один из Рамсеса IX). Тутмос III (ок. 1479–1425 до н.э.), «Наполеон Египта», в древние времена описывался как «Доблестный Монту на поле битвы». Надпись его сына Аменхотепа II (1427–1401 до н.э.) напоминает, что восемнадцатилетний фараон умел стрелять стрелами по медным целям, управляя боевой колесницей, отмечая, что у него были навыки и сила Монту. Внук последнего, Аменхотеп III Великолепный (около 1388–1350 гг. До н.э.), называл себя «Монту правителей», несмотря на свое мирное правление. В повествовании о битве при Кадеше (около 1274 г. до н.э.) Рамсес II Великий, гордо называвший себя «Монту двух земель», видел врагов и «бушевал на них, как Монту, владыка Фив».

 

[...] его величество миновал крепость Тьяру, как Монту, когда он идет вперед. Каждая страна дрожала перед ним, страх был в их сердцах [...] Хорошая стража жизни, процветания и здоровья в шатре его величества находилась на высокогорье к югу от Кадеша. Когда его величество появилось подобно восстанию Ра, он принял украшения своего отца, Монту. [...]
- Надписи Кадеша

 

Храмы

Медамуд
Храмовый комплекс Монту в Медамуде, древнем Меду, менее чем в пяти километрах к северо-востоку от сегодняшнего Луксора, был построен великим фараоном Сенусретом III (около 1878–1839 гг. До н.э.) из 12-й династии, вероятно, на ранее существовавшем священное место Древнего царства. Внутренний двор храма использовался как жилище для живого быка Бучиса, почитаемого как воплощение Монту. Главный вход находился на северо-востоке, а священное озеро, вероятно, находилось на западной стороне святилища. Здание состояло из двух отдельных смежных секций, возможно, храма на севере и храма на юге (дома священников). Он был построен из сырцовых кирпичей, а внутренняя клетка божества была построена из резного камня. Комплекс храмовников Медамуда претерпел важные реставрации и обновления во время Нового царства, а также в период Птолемеев и Рима.

Арман
В Арманте, древнем Юни, был впечатляющий храм Монту, по крайней мере, со времен 11-й династии, который, возможно, был уроженцем Арманта. Король Ментухотеп II является его первым известным строителем, но первоначальный комплекс был расширен и украшен во время 12-й династии, менее известной 13-й династии (около 1803–1649 гг. До н.э.), а затем в Новом царстве (особенно при короле Тутмосе III). ). Рамсес II (1279–1213 до н.э.) и его сын Мернептах (1213–1203 до н.э.) из 19 династии добавили колоссов и статуи. Его разобрали, за исключением пилона, в поздний период (VII / IV века до н.э.), но строительство нового храма было начато королем Нектанебо II (360–342 гг. До н.э.), последним туземным фараоном Египта, и продолжено Птолемеями. В I веке до нашей эры Клеопатра VII (51–30 до н.э.) построила там маммизи и священное озеро в честь своего сына, очень молодого Птолемея XV Цезариона. Здание оставалось видимым до 1861 года, когда оно было снесено, чтобы повторно использовать его материалы при строительстве сахарного завода; однако офорты, гравюры и предыдущие исследования (например, Napoleonic Description de l'Égypte) показывают его внешний вид. Только остатки пилона Тутмоса III все еще видны - в дополнение к руинам двух входов, один из которых был построен во время римского императора 2 века нашей эры / фараона Антонина Пия. Кроме того, в большом комплексе Арманта находился Бучей, некрополь священных быков Бучиса. Первое захоронение Бучиса в этом особом некрополе датируется периодом правления Нектанеба II (ок. 340 г. до н.э.), а последнее произошло во времена императора / фараона Диоклетиана (ок. 300 г. н.э.).

Карнак и Уронарти
В большом Карнакском Храмовом Комплексе, к северу от монументального Храма Амона, король Аменхотеп III построил священный корпус для Монту. Другой храм был посвящен ему в малоизвестной крепости Уронарти (недалеко от Второго порога Нила, особенно к югу от него) во времена Среднего царства.