Большой базар (Стамбул)

 Большой базар (Kapali Carsisi) (Стамбул)

 

 

 

 

 

 

Описание Большогo базарa Стамбулa

Адрес: Çarşıkapı Cad, Beyazıt
Тележка: Beyazıt (Царсикапские ворота), Çemberlitaş (Нуруосмание ворота)
Автобус: 61B
Часы работы: 9- 20 понедельник- суббота

 

Гранд-базар или просто Большой базар (Kapali Carsisi) Стамбула является сам по себе интересной достопримечательностью. Базар расположен восточнее Стамбульского Университета, в районе Беязит. Первоначально он был основан в 1455 году, вскоре после того как Константинополь - Стамбул был захвачен войсками Османского султана Мехмеда II в 1453. Большой базар открылся в 1461 году для купцов и местных жителей.Точнее, в 1461 году был построен Внутренний рынок, располагающийся внутри Крытого рынка. А вот его внешняя часть - Сандал-Бедестен - строилась уже позже. Большой Базар в Стамбуле часто считается одним из первых торговых центров мира. Большой базар расположен в старых византийских стенах Стамбула, в районе Фатих и в окрестностях (махалле) с таким же названием (Kapalıçarşı). Он примерно простирается с запада на восток между мечетями Бейязита и Нуруосмание. До базара можно легко добраться от Султанахмет и Сиркечи трамваями (остановка Beyazıt-Kapalıçarşı).

 

 

 

 

История Большого Базара

Строительство будущего ядра Большого Базара началось зимой 1455/56, вскоре после османского завоевания Константинополя. Оно было частью более широкой инициативы по стимулированию экономического процветания в Стамбуле после смены власти в городе. Султан Мехмед II приказал выбить надписи посвященной торговли текстильных изделий и драгоценных камней возле его дворца в Константинополе. Он был назван Чеванир Бедестен и также был известен как Беззазистан-ы Чедид («Новый Бедестан») в турецком языке. Слово Бедестен заимствовано из персидского слова безестан, полученный от слов Без ( «ткань») и переводится как «базар продавцов ткани». Здание, названное поочередно в турецким Ыч («Внутренний»), Атик («Древний») или Эски («Старый») Бедестен - лежит на склоне третьего холма Стамбула, между древним Форумами Константина и Феодосия. Большой Базар расположен около резиденции первого султана, Старый дворец (Эски Сарай), который строился в те же годы, не далеко от Артополеи (Άρτοπωλεία), квартал города хлебопекарей в византийские времена.

Строительство Большого Базара закончилось зимой 1460/61 года, и здание было официально открыто вакфом мечети Айя Софья. Анализ кирпичной кладки показывает, что большая часть зданий Большого Базара берет свое начало со второй половины 15-го века, что делает здание этого района одними из самых старых во всем городе. Хотя Византийский рельеф орла византийский династии Комнинов, по-прежнему заключено в верхней части восточных ворот (Kuyumcular Kapisi), что указывает на то, что некоторые здания датируются византийским периодом.

На территории Большого Базара, известной как Есир Пазари торговали рабами, традиция, которая пришла с византийских времен. Другие важные рынки в окрестностях был рынок секонд чэнд (Турецкий: Бит Пазари), «длинный рынок» (Узун Карзи) В соответствии с греческий Макрос (Μακρός Ὲμβολος, «длинный портик»), длинный рынок, который шел от форума Константина к Золотому Рогу. Старый книжный рынок (Сахафлар Карсиси) был перемещен от Большого базара к нынешнему живописному месту рядом с мечетью Беязита только после Стамбульского землетрясения 1894 года.

Спустя несколько лет, по другим источникам, это произошло в 1545 году при правлени султана Сулеймана I был открыт еще один крытый рынок, «Сандал Бедестен» на северной части базара. Название происходит из своего рода нитки, сплетенной в Бурсе, которая имела цвет сандалового дерева, также названный Кючюк («Маленький»), Цедит или Эни (оба слова означают «Новый») Бедестен. После возведения Сандал-Бедстен сюда переехала торговля текстильными изделиями, а Чевахир Бедестен был зарезервирована для торговли предметами роскоши. В начале два здания были изолированы. По словам французского путешественника 16-го века Пьера Жиля, между ними и мечетью Беяззида стояли развалины православных церквей и большая цистерна. Однако вскоре многие продавцы открыли свои магазины между ними и вокруг них, так что родился целый квартал, посвященный исключительно торговле.

В начале XVII века Большой базар уже достиг своей окончательной формы. Огромная протяженность Османской империи на трех континентах и ​​полный контроль над дорожными коммуникациями между Азией и Европой сделали Большой Базар и окружающие ханы или караван-сараи центром торговли Средиземноморья. По мнению нескольких европейских путешественников, в то время и до первой половины XIX века Этот рынок не имел аналогов в Европе в отношении изобилия, разнообразия и качества продаваемых товаров. Со слов европейских путешественников Большой Базар имели квадратную форму, с двумя перпендикулярными главными дорогами пересечения в середине и третья дорога, идущей вдоль внешнего периметра. К Большому Базару вели 67 дороги (каждый носящее имя товара, который здесь продавали). Здесь также были возведены 5 мечетей используемых для ежедневных молитв, 7 фонтанов, 18 ворот, которые были открыты каждый день утром и закрыты вечером. От этой традиции происходит происходит современное название рынка, «Закрытый рынок» (Kapalıçarşı). Около 1638 турецкий путешественник Эвлия Челеби дал нам наиболее важное историческое описание Большого Базара Стамбула и ее обычаи. Количество магазинов составило 3000, а также 300 находится в окружающих ханах. Здесь было возведено несколько больших каравансараев с двумя или тремя этажами и внутренними двориками, где хранились товары. В этот период одна десятая часть магазинов Стамбула были сосредоточены в рынке и вокруг него.

 

Периодические бедствия, пожары и землетрясения вредили Большому базару. Первый пожар произошел в 1515 году; другой в 1548 году. Другие пожары разрушили комплекс в 1588 году, 1618 году (когда был разрушен Бит Пазари), 1645, 1652, 1658, 1660 (тогда весь город был опустошен), 1687, 1688 (большой урон был нанесен Узуну Карси) 1695 и 1701. Пожар 1701 года был особенно разрушительным, заставив великого визиря Невшехирли Дамада Ибрагима Пашу перестроить несколько частей комплекса в 1730-1731 годах. В 1738 году Кызляр-ага построил фонтан (все еще существующий) около Меркана Капи. В этот период из-за нового закона против пожаров, выпущенного в 1696 году, несколько частей рынка, которые лежали между двумя Бедестен, были покрыты сводами. Несмотря на это, другие пожары разорили Большой Базар в 1750 и 1791 годах. Землетрясение 1766 года вызвало больший ущерб, который был отремонтирован главным архитектором суда (Хасса баш Мимари) Ахмет годом позже.

 

Рост текстильной промышленности в Западной Европе в XIX веке, внедрение методов массового производства, капитуляции, подписанные между Империей и многими европейскими странами, и упреждение - всегда европейскими купцами - сырья, необходимого для производства товаров в Империи. закрытая экономика, были факторами, вызвавшими спад рынка. К 1850 году арендная плата в Бедестене была в десять раз ниже, чем два-три десятилетия назад. Более того, рождение ориентированной на Запад буржуазии и коммерческий успех западных продуктов заставили купцов, принадлежащих к меньшинствам (грекам, армянам, евреям), уехать с базара, который считался устаревшим, и открывать новые магазины в часто посещаемых кварталах европейцами, такими как Пера и Галата.

Согласно обзору 1890 года, на базаре было 4399 действующих магазинов, 2 бедестена, 2195 комнат, 1 хамам, одна мечеть, 10 медресе, 19 фонтанов (среди них два шадирвана и один себил), один мавзолей и 24 хана. На 30,7 гектарах комплекса, защищенного 18 воротами, расположено 3000 магазинов на 61 улице, 2 bedesten, 13 han (плюс еще несколько снаружи).

Последняя крупная катастрофа произошла в 1894 году: сильное землетрясение потрясло Стамбул. Министр общественных работ Махмуд Джалаледдин-паша руководил ремонтом поврежденного базара до 1898 года, и в этом случае площадь комплекса была уменьшена. На западе Бит Пазари остался за новым периметром и стал дорогой под открытым небом, названной Çadırcılar Caddesi («Дорога изготовителя палаток»), а старые ворота и Kütkculer Kapi были снесены. Среди всех ханов, принадлежавших Рынку, многие остались снаружи, и только девять остались закрытыми в строении.

В 1914 году компания Sandal Bedesten, продавцы текстильных товаров которой были разорены европейским конкурсом, была приобретена городом Стамбулом и год спустя использовалась как аукционный дом, в основном для ковров. В 1927 году отдельные части базара и улицы получили официальные названия. Последние пожары на базаре произошли в 1943 и 1954 годах, а соответствующие реставрации завершились 28 июля 1959 года.

Последняя реставрация комплекса проводилась в 1980 году. Тогда же были убраны рекламные плакаты на рынке.

 

 

Архитектура

Iç Bedesten имеет прямоугольную форму (43,30 м x 29,50 м). Два ряда каменных опор, по четыре в каждом ряду, поддерживают три ряда бухт, по пять в каждом ряду. Каждую бухту увенчивает кирпичный купол с глухим барабаном. Во внутренних и внешних стенах было построено 44 подвала (турецкий: mahzen), сводчатые комнаты без внешних отверстий. Солнечный свет в Бедестен поступает из прямоугольных окон, размещенных прямо под крышей: попасть в них можно через деревянную амбулаторию. Из-за плохого освещения здание оставалось открытым только несколько часов в день и было посвящено торговле предметами роскоши, прежде всего текстилем. Более того, Махзен Бедестена также использовался в качестве сейфов. В здание можно попасть через четыре ворот:
«Ворота продавцов подержанных книг» (Sahaflar Kapısı) на севере,
«Ворота торговцев тюбетейками» (Takkeciler Kapısı) на юге,
«Ворота ювелиров» (Kuyumcular Kapısı) на востоке, и;
«Ворота женщин-портных» (Zenneciler Kapısı) на западе.

 

Sandal Bedesten также имеет прямоугольную форму (40,20 м × 42,20 м) с 12 каменными опорами, несущими 20 пролетов, увенчанных кирпичными куполами с глухим барабаном. В этом случае магазины вырезаны только на наружных стенах. В обоих зданиях каждый пролив связан с другими кирпичными арками, перевязанными можжевеловыми балками, а кладка выполнена из щебня. Оба здания закрывались железными воротами.

Помимо bedestens, изначально строения Большого базара были построены из дерева, и только после пожара 1700 года они были перестроены из камня и кирпича и покрыты крышами. Все здания базара, за исключением рынка торговцев мехом (турецкий: Kürkçüler Çarsısı), более позднего двухэтажного пристройки, представляют собой один этаж. Крыши в основном покрыты черепицей, а в части, сожженной в 1954 году, теперь используется гудрон. На базаре не было предусмотрено искусственного освещения, в том числе для предотвращения пожаров, а курение было строго запрещено. Дороги за пределами внутреннего Бедестена примерно параллельны ему. Ущерб, нанесенный многочисленными пожарами и землетрясениями на протяжении веков, вместе с ремонтом, выполненным без генерального плана, придали рынку - особенно в его западной части - живописный вид с его лабиринтом дорог и переулков, пересекающих друг друга в разных углы.

 

 

Социальная история Большого базара

До реставрации, последовавшей за землетрясением 1894 года, на Гранд базаре не было магазинов, как в западном мире: по обеим сторонам дороги торговцы сидели на деревянных диванах перед своими полками. Каждый из них занимал пространство от 6 до 8 футов (от 1,8 до 2,4 м) в ширину и от 3 до 4 футов (от 0,91 до 1,22 м) в глубину. Это было названо по-турецки dolap, что означает «стойло». Самые ценные товары не выставлялись на обозрение, а хранились в шкафах. Длинными рядами развешивалась только одежда с живописным эффектом. Потенциальный клиент мог сесть перед продавцом, поговорить с ним и выпить чай или кофе по-турецки в непринужденной обстановке. В конце дня все киоски закрывались шторами. Еще одной особенностью было полное отсутствие рекламы. Более того, как и везде на Востоке, торговцев одними и теми же товарами насильно концентрировали вдоль одной дороги, получившей свое название от их профессии. Во Внутреннем Бедестене находились самые ценные товары: здесь были магазины ювелиров, оружейников, торговцев хрусталем. Сандалии Бедестен были в основном центром торговли шелком, но здесь продавались и другие товары. Самыми живописными частями рынка были - не считая двух Бедестен - обувной рынок (турецкий: Pabuççular Pazarı), где тысячи туфель разного цвета (османские законы о роскоши предписывали мусульманам желтую обувь, синюю - для православных греков, черную - для евреев. и красный для армян) выставлялись на высоких полках; рынок специй и трав (позже сконцентрированный на египетском базаре), стоявший рядом с ювелирами; рынок доспехов и оружия; старый книжный рынок; и блошиный рынок.

 

Подобные организации постепенно исчезали, хотя в настоящее время снова наблюдается концентрация того же бизнеса на определенных дорогах:
Ювелиры и золотые браслеты вдоль Kalpakçılar Caddesi;
Золотые браслеты вдоль Kuyumcular Çarşısı;
Мебель по Divrikli Caddesi;
Ковры вдоль Sahaflar Caddesi;
Кожаные изделия в Perdahçılar Caddesi
Кожаная и повседневная одежда в Bit Pazarı.

Фактически, основной причиной концентрации торговли в одном месте было обеспечение максимальной защиты от краж, пожаров и восстаний. Товары в Bedesten были гарантированы от всего, кроме беспорядков. Ворота всегда были закрыты на ночь, а базар патрулировала охрана, которую платили гильдии купцов. Чтобы получить доступ к комплексу в ночное время, требовался императорский указ. Единственное официальное ночное открытие в истории Базара произошло в 1867 году во время праздника, организованного по случаю возвращения султана Абдулазиза из Египта, когда государь пересек освещенный рынок верхом на лошади среди радующихся людей. Несмотря на огромное богатство, присутствовавшее на Большом Базаре на протяжении веков - как записал английский путешественник только ок. 1870 г., экскурсия по внутреннему Бедестену могла легко разрушить несколько семей Ротшильдов - кражи случались крайне редко. Самый важный такой инцидент произошел в 1591 году, когда в старом Бедестене было украдено 30 000 золотых монет (турецкий: Altın). Кража потрясла весь Стамбул, базар оставался закрытым в течение двух недель, и людей пытали, пока деньги не нашли спрятанными под ковриками. Виновником стал молодой продавец персидского мускуса. Благодаря заступничеству султана Мурада III он был казнен через повешение, а не под пытками.

Этика торговли на Рынке до эпохи Танзимата (то есть до середины 19 века) сильно отличалась от современной: безразличие к прибыли, отсутствие зависти к успехам других купцов и единая и правильная цена были своеобразными. черты Османского базара в его золотой век. Причина такого поведения частично кроется в этике ислама, а частично в системе гильдий, которая обеспечивала торговцам прочную сеть социальной защиты. Впоследствии вестернизация османского общества и влияние национальных меньшинств вызвали введение меркантильной этики в османском обществе.

 

Прямо во время вестернизации османского общества Большой базар стал обязательным элементом романтической литературы. Описаниями Базара середины XIX века мы обязаны таким писателям, как Эдмондо де Амицис и Теофиль Готье.

Еще одной особенностью рынка в период Османской империи было полное отсутствие ресторанов. Отсутствие женщин в общественной жизни и кочевые обычаи в турецком обществе сделали концепцию ресторана чуждой. Торговцы приносили обед в ящике для еды, который назывался sefertas, и единственной едой в продаже были простые блюда, такие как донер-кебаб, tavuk göğsü (десерт, приготовленный из куриной грудки, молочного сахара и розовой воды) и турецкий кофе. Эти простые блюда готовились и подавались в небольших двухэтажных киосках, расположенных посреди дороги. Самым известным из этих киосков является тот, который до сих пор существует, но больше не функционирует, расположенный на пересечении улиц Халиджылар Каддези и Ачи Чешме Каддези. Утверждается, что султан Махмуд II часто приходил сюда переодетым, чтобы съесть свой пудинг. Базар был в Османскую эпоху местом, где Стамбуллу (жители города) могли встречаться друг с другом. Рынок был не только единственным местом в городе, куда женщины могли относительно легко добраться (и это обстоятельство делало это место особенно интересным для европейцев, посещавших город), но - особенно с эпохи Танзиматов - он также был единственным публичным местом. место, где рядовой гражданин имел возможность случайно встретиться с членами Императорского гарема и Суда.

Торговцы Базара были организованы в гильдии. Чтобы создать новую, нужно было только иметь достаточное количество торговцев тем же товаром. После этого образовалась монополия, и количество торговцев и магазинов было заморожено. Одного можно было принять в гильдию только путем кооптации, либо как сына умершего члена, либо после выплаты подходящей суммы члену, который хотел уйти на пенсию.

Главой гильдии был чиновник по имени Кетхуда. Ему платила гильдия, но он был назначен Кади Стамбула. Установление цен и налогов было делом Кетхуды. К нему присоединился представитель члена гильдии по имени Йигитбаши («руководитель отважных молодых людей»). Между этими двумя офицерами стояло собрание старейшин, не обязательно пожилых, но состоявших из самых опытных торговцев. Параллельно с гильдиями существовали чисто религиозные организации, называемые fütüvvet tariks. Их члены собирались в святынях дервишей и выполняли религиозные обряды. Эти организации становились все менее и менее значимыми со временем из-за увеличения веса греческих, армянских и еврейских купцов в торговле на базаре. У каждой гильдии был финансовый отдел, который собирал умеренную ежемесячную плату (несколько серебряных монет; турецкий: Kuruş) с членов и управлял ею, заботясь о потребностях каждого связанного лица. Гильдии все больше теряли свое значение в период Танзимата и были упразднены в 1913 году, а их место заняла ассоциация базарных торговцев. В настоящее время на Базаре существует несколько торговых ассоциаций, но ни одна из них не представляет все сообщество продавцов.

Большой базар сегодня
Сегодня Большой базар - это процветающий комплекс, в котором работают 26 000 человек, которые ежедневно посещают от 250 000 до 400 000 посетителей, и это одна из главных достопримечательностей Стамбула. Он должен конкурировать с современными торговыми центрами, обычными в Стамбуле, но его красота и очарование представляют для него огромное преимущество. Глава Ассоциации ремесленников Гранд базара заявил, что комплекс был в 2011 году, в год своего 550-летия, самым посещаемым памятником в мире. В рамках реставрационного проекта, начатого в 2012 году, необходимо обновить инфраструктуру, систему отопления и освещения. Кроме того, будут обновлены ханы внутри Рынка, а более поздние постройки будут снесены. Этот проект должен, наконец, решить большие проблемы рынка: например, на всем Базаре нет полноценного туалета. Более того, отсутствие контроля в последние годы позволило многим дилерам убрать колонны и перегородки в своих магазинах, чтобы освободить место; это, вместе с заменой свинца (украденного в последние годы) бетоном на крыше рынка, создало большую опасность, когда произойдет землетрясение, ожидаемое в Стамбуле в следующие годы.

Большой базар открыт каждый день, кроме воскресенья и государственных праздников, с 9:00 до 19:00.