Бозджаада

 

Транспорт

 

Описание Бозджаада

Тенедос (греч. Τένεδος, Tenedhos, лат. Tenedus) или Бозджаада по-турецки - это остров в Турции в северо-восточной части Эгейского моря. В административном отношении остров представляет собой район Бозджаада провинции Чанаккале. С площадью 39,9 км2 (15 квадратных миль) он является третьим по величине турецким островом после Имброса (Гекчеада) и Мармара. В 2018 году в районе проживало 3023 человека. Основные отрасли - туризм, производство вина и рыболовство. Остров веками славился виноградом, винами и красными маками. Это бывшее епископство, а ныне - титульный титул латино-католической церкви.

Бозджаада упоминается как в «Илиаде», так и в «Энеиде», в последней как место, где греки спрятали свой флот ближе к концу Троянской войны, чтобы обмануть троянцев и заставить их поверить в окончание войны и захватить троянского коня в свои городские стены. Несмотря на свои небольшие размеры, остров имел важное значение на протяжении всей классической античности из-за его стратегического положения у входа в Дарданеллы. В последующие века остров перешел под контроль ряда региональных держав, включая Персидскую империю Ахеменидов, Делосскую лигу, империю Александра Македонского, Пергамское королевство, Римскую империю и ее преемницу Византийскую империю. , перед переходом в Венецианскую республику. В результате войны Кьоджиа (1381 г.) между Генуей и Венецией все население было эвакуировано, а город был разрушен. Османская империя установила контроль над необитаемым островом в 1455 году. Во время османского владычества он был заселен как греками, так и турками. В 1807 году остров был временно оккупирован русскими. Во время этого вторжения город был сожжен, и многие турецкие жители покинули остров.

Под властью Греции между 1912 и 1923 годами Бозджаада был передан Турции по Лозаннскому договору (1923), положившему конец турецкой войне за независимость после распада Османской империи после Первой мировой войны. автономная администрация для размещения местного греческого населения и исключила греков на двух островах Имброс и Бозджаада из более широких обменов населением, которые имели место между Грецией и Турцией. Тенедос оставался греческим большинством до конца 1960-х - начала 1970-х годов, когда многие греки эмигрировали из-за системной дискриминации и лучших возможностей в других местах. Начиная со второй половины 20 века, началась иммиграция из материковой Анатолии, особенно из города Байрамич.

 

Достопримечательности Бозджаада

Замок. Замок, окруженный морем с одной стороны и теперь уже сухим (в лучшем случае болотистым) рвом с остальными, служил византийцам, венецианцам и генуэзцам, хотя нет никаких свидетельств того, кто именно построил замок. Сохраняя свою славу, это один из замков, которые находятся в лучшем состоянии в Турции. Входная плата: 5 TL (3 TL для студентов).
Улицы города. Старые мощеные улицы и районы в центре города сохраняют свою традиционную архитектуру.
Пляжи. Хотя вы можете плавать даже в небольшой гавани, пляжи расположены в южной части острова, а именно в Аязме и Хаббеле, где вы можете найти несколько пляжных кафе. Аренда двух шезлонгов и пляжного зонта на полдня на пляже Аязма стоит 5 TL. Сбор взимается два раза в день, один раз утром и один раз днем ​​сотрудниками, которые ходят по шезлонгам один за другим (не на входе). Конечно, вы можете плавать и загорать бесплатно в близлежащих районах, которые находятся вне территории пляжного клуба.

 

Название

Остров Тенедос (греческое название) и Бозджаада (турецкое название). На протяжении веков использовалось много других имен. Документированные древнегреческие названия острова - Левкофрис, Калидна, Феника и Лирнесс (Плиний, HN 5140). Официальное турецкое название острова - Бозджаада; Турецкое слово «боз» означает либо бесплодную землю, либо цвет от серого до коричневого (источники указывают, что оба этих значения могли быть связаны с островом), а «ада» означает остров. Имя Тенедос, согласно Аполлодору Афинскому, произошло от греческого героя Тенеса, который правил островом во время Троянской войны и был убит Ахиллом. Аполлодор пишет, что остров изначально назывался Леокофрис, пока Тенес не высадился на острове и не стал правителем. Остров стал известен как Бозджаада, когда его захватила Османская империя. Тенедос остался общим названием острова вместе с Бозджаадой после османского завоевания острова, часто греческое население и турецкое население использовали разные названия для острова.

 

География и климат

Бозджаада имеет примерно треугольную форму. Его площадь составляет 39,9 км2 (15 квадратных миль). Это третий по величине турецкий остров после острова Мармара и Имброса (Гекчеада). Он окружен небольшими островками и расположен недалеко от входа в Дарданеллы. Это единственный сельский район (ilçe) Турции без деревень и только один крупный поселок - центр города.

Геологические данные свидетельствуют о том, что остров отделился от материка, образовав местность, состоящую в основном из равнин на западе и холмов на северо-востоке, а самая высокая точка составляет 192 метра (630 футов). Центральная часть острова наиболее пригодна для сельскохозяйственной деятельности. В юго-западной части острова есть небольшой сосновый бор. В самой западной части острова есть большие песчаные территории, не пригодные для сельского хозяйства.

На острове Бозджаада средиземноморский климат с сильными северными ветрами, называемыми этезианами. Средняя температура составляет 14 ° C (57 ° F), а среднегодовое количество осадков составляет 529 миллиметров (20,8 дюйма). В юго-западной части острова с севера на юг протекает ряд небольших ручьев. Однако источников пресной воды для острова недостаточно, поэтому вода поступает с материка.

 

 

История

Предыстория
Археологические находки показывают, что первое человеческое поселение на острове восходит к II раннему бронзовому веку (около 3000–2700 до н.э.). Археологические данные свидетельствуют о том, что культура на острове имела общие элементы с культурами северо-западной Анатолии и Кикладских островов. Большинство поселений располагалось в небольших заливах на восточной стороне острова, которые образовывали естественные гавани. Археологические работы в поселении были проведены быстро, и поэтому не удалось найти окончательных свидетельств выращивания винограда на острове в этот период. Однако в то время выращивание винограда было обычным делом на соседних островах и на материке.

Согласно реконструкции, основанной на мифе о Тенесе, Уолтер Лиф заявил, что первыми жителями острова могли быть пеласги, изгнанные фригийцами с анатолийского материка. По словам того же автора, на острове есть возможные следы минойского и микенского греческого влияния.

Античность
Древний Тенедос упоминается в греческой и римской мифологии, и археологи обнаружили свидетельства его поселения из бронзового века. Он останется заметным в эпоху классической Греции, исчезнув к временам господства Древнего Рима. Несмотря на то, что остров небольшой, положение Тенедоса в проливах и двух его гаванях на протяжении веков делало его важным для средиземноморских держав. В течение девяти месяцев в году течения и господствующий ветер, этезийский, приходили и продолжают приходить из Черного моря, препятствуя парусным судам, направлявшимся в Константинополь. В Тенедосе им пришлось ждать неделю или больше, ожидая попутного южного ветра. Таким образом, Тенедос служил укрытием и перевалочной станцией для кораблей, направлявшихся в Геллеспонт, Пропонтиду, Босфор и другие места. Несколько региональных держав захватили остров или напали на него, в том числе афиняне, персы, македонцы при Александре Великом, Селевкиды и Атталиды.

Мифология
Гомер упоминает Аполлона как главного божества Тенедоса в свое время. По его словам, остров был захвачен Ахиллом во время осады Трои. Нестор получил там своего раба Гекамеда во время одного из набегов Ахилла. Нестор также отплыл из Трои, сделав остановку в Тенедосе и прыгнув с острова на Лесбос. В «Одиссее» упоминается, что греки, покинувшие Трою после победы в войне, сначала отправились в близлежащий Тенедос, принесли там жертвы, а затем отправились на Лесбос, прежде чем остановиться, чтобы выбрать один из альтернативных маршрутов.

 

Гомер в «Илиаде» упоминает, что между Тенедосом и Имбросом была широкая пещера, в которой Посейдон останавливал своих лошадей.

Вергилий в «Энеиде» описал ахейцев, укрывающих свой флот в бухте Тенедос к концу Троянской войны, чтобы обманом заставить Трою поверить в окончание войны и позволить им взять троянского коня за городские стены Трои. В «Энеиде» это также остров, с которого пришли змеи-близнецы, чтобы убить троянского жреца Лаокоона и его сыновей в наказание за то, что они бросили копье в троянского коня. Согласно Пиндару (Немейские оды № 11), остров был основан после войны одетыми в бронзу воинами из Амиклая, путешествовавшими с Орестом.

Согласно мифу, Тенес был сыном Цикна, который сам был сыном Посейдона и Калики. Филонома, вторая жена Цикна и, следовательно, мачеха Тенеса, пыталась соблазнить Тенеса, но получила отказ. Затем она обвинила его в изнасиловании, которое привело к тому, что его бросили в море вместе с сестрой. Их выбросило на берег острова Левкофрис, где он был провозглашен королем, а остров переименован в Тенедос в его честь. Когда Цикн осознал ложь, стоящую за обвинениями, он сел на корабль, чтобы извиниться перед своим сыном. Мифы расходятся относительно того, примирились ли они. По одной из версий, когда отец высадился на острове Тенедос, Тенес перерезал веревку, удерживающую его лодку. Фраза «топор Тенеса» стала означать негодование, которое невозможно успокоить. Согласно другому мифу, Ахилл высадился на Тенедосе во время плавания из Авлиды в Трою. Там его флот штурмовал остров, и Ахиллес сражался с Тенесом, в этом мифе, сыном Аполлона, и убил его, не зная родословной Тенеса и, следовательно, не подозревая об опасности мести Аполлона. Позже Ахиллес убил отца Тенеса, Цикна, в Трое. В «Филоктете» Софокла, написанном в 409 г. до н.э., змей укусил Филоктета в ногу в Тенедосе. По словам Гигина, богиня Гера, недовольная Филоктетом за помощь Гераклу, послала змею, чтобы наказать его. Его рана не заживала, и греки оставили его, прежде чем вернуться к нему за помощью во время нападения на Трою. Афиней процитировал замечания Нимфодора о красоте женщин Тенедоса.

Каллимах рассказывал о мифе, в котором сын Ино Меликертес был вынесен мертвым в Тенедос после того, как его бросила в море его мать, которая тоже покончила с собой; жители, лелегианцы, построили алтарь для Меликертеса и начали ритуал, в котором женщина приносила в жертву своего младенца, когда город нуждался в острой необходимости. Тогда женщина будет ослеплена. Мифы также добавляли, что обычай был отменен, когда потомки Ореста заселили это место.

Неоптолем пробыл в Тенедосе два дня, следуя совету Фетиды, прежде чем вместе с Хеленом отправиться в землю молоссов.

Архаический период
Именно на Тенедосе, наряду с Лесбосом, были отчеканены первые монеты с греческой надписью на них. Фигуры гроздей винограда и сосуды для вина, такие как амфоры и канфарои, чеканились на монетах. Самые первые монеты имели на лицевой стороне две головы - мужскую и женскую. Первые монеты были из серебра, и на них был отпечатан двуглавый топор. Аристотель считал топор символом обезглавливания осужденных за прелюбодеяние, согласно тенедскому указу. Топор был либо религиозным символом, либо печатью торговой единицы валюты. Аполлону Сминтею, богу, который одновременно защищал от чумы и вызвал ее, поклонялись в Тенедосе позднего бронзового века. В «Географии Страбона» написано, что Тенедос «содержит эолийский город, две гавани и храм Аполлона Сминфея» («География Страбона», том 13). Отношения между Тенедосом и Аполлоном упоминаются в Книге I «Илиады», где священник обращается к Аполлону с именем «О, бог серебряного лука, который защищает Кризу и святую Силлу и правит Тенедосом своей силой» (Илиада I).

В более позднюю часть бронзового века и во время железного века это место служило важным пунктом между Средиземным и Черным морями. В «Илиаде» Гомера упоминаются тенедосы той эпохи. Культура и ремесло этой местности, представленные глиняной посудой и металлическими сосудами, извлеченными из могил, соответствовали культуре северо-востока Эгейского моря. Археологи не нашли никаких доказательств, подтверждающих утверждение Геродота, что эолийцы поселились в Тенедосе к бронзовому веку. Гомер упоминает Тенедос как базу ахейского флота во время Троянской войны.

 

Поселение железного века на северо-востоке Эгейского моря когда-то приписывалось эолийцам, потомкам Ореста и, следовательно, дома Атрея в Микенах, со всех концов Эгейского моря из Фессалии, Беотии и Ахайи, все в материковой Греции. Пиндар в своей 11-й Немейской оде намекает на группу пелопоннесцев, детей воинов у Трои, занимающих Тенедос, с Орестом, сыном Агамемнона, приземляющимся прямо на острове; в частности, он ссылается на спартанца Пейсандроса и его потомка Аристагора, при этом Пейсандарос перебрался с Орестом. Страбон полагает, что миграция началась через шестьдесят лет после Троянской войны, начатой ​​сыном Ореста, Пентилосом, с продолжением колонизации на внука Пентилоса.

Археологические данные не содержат подтверждающих доказательств теории айолийского владычества. В доархаический период взрослых на Лесбосе хоронили, помещая в большие кувшины, а позже использовали глиняные покрытия, аналогичные Западной Малой Азии. Еще позже тенедианцы начали хоронить и кремировать своих взрослых в ямах, укрепленных камнем вдоль стен. Детей по-прежнему хоронили в кувшинах. Некоторые предметы, захороненные вместе с человеком, такие как керамика, подарки и застежки, похожие на английские булавки, больше напоминают предметы, найденные в Анатолии, как по стилю, так и по рисункам и изображениям, чем они напоминают предметы захоронения в материковой Греции.

Хотя человеческие жертвоприношения, особенно младенцев, упоминались в связи с древним прошлым Тенедоса, теперь они считаются мифическими по своей природе. Герой Палеомона в Тенедосе поклонялся культу на этом острове, и жертвы приписывались культу. В Тенедосе люди действительно приносили в жертву новорожденного теленка, одетого в шинели, после того как относились к корове как к рожающей беременной; человека, убившего теленка, побили камнями и выгнали в море. По словам Гарольда Уиллоуби, вера в теленка как ритуальное воплощение Бога стимулировала эту практику.

Классический период
От архаического до классического периода археологические свидетельства хорошо укомплектованных могил подтверждают продолжающееся процветание Тенедоса. В высоких контейнерах с широким горлом видны виноград и оливки, которые, вероятно, обрабатывались в это время. Их также использовали для захоронения мертвых младенцев. К четвертому веку до нашей эры виноград и вино стали важными для экономики острова. Тенедианцы, вероятно, экспортировали излишки вина. В писаниях этой эпохи говорится о нехватке сельскохозяйственных земель, что указывает на быстрорастущее поселение. Спор с соседним островом Сигеум разрешил Периандр Коринфский, который передал Тенедосу политический контроль над частью материка. В первом веке до нашей эры эта территория была включена в Александрийскую Троаду.

По некоторым данным, в Тенедосе умер Фалес из Греции. Клеострат, астроном, жил и работал в Тенедосе, хотя неизвестно, встречал ли он там Фалеса. Клеострат - один из основателей греческой астрономии, на которую оказало влияние вавилонское знание. У Афин была военно-морская база на острове в пятом и четвертом веках до нашей эры. Демосфен упоминает Аполлодора, триерарха, командующего кораблем, говоря о покупке еды во время остановки в Тенедосе, где он передал триархию Поликлу. В 493 г. до н.э. персы захватили Тенедос вместе с другими греческими островами. Во время своего правления Филипп II Македонский, отец Александра Македонского, послал македонские войска против персидского флота. Наряду с другими островами Эгейского моря, такими как Лесбос, Тенедос в то время восстал против персидского господства. Афины, казалось, пополнили свою военно-морскую базу флотом на острове около 450 г. до н.э.

Во время кампании Александра Македонского против персов, Фарнабаз, персидский полководец, осадил Тенедос с сотней кораблей и в конце концов захватил его, поскольку Александр не мог вовремя послать флот, чтобы спасти остров. Стены острова были разрушены, и островитяне были вынуждены принять старый договор с персидским императором Артаксерксом II: Анталькидский мир. Позже полководец Александра Гегелох Македонский захватил остров у персов. Александр заключил союз с людьми в Тенедосе, чтобы ограничить персидскую военно-морскую мощь. Он также взял на борт 3000 греческих наемников и гребцов из Тенедоса в свою армию и флот.

 

Земля не подходила для крупномасштабного выпаса скота или экстенсивного земледелия. Местный виноград и вина упоминались в надписях и на монетах. Но Плиний и другие современные писатели не упоминали виноград и вина на острове. Большая часть экспорта шла по морю, а предметы первой необходимости и предметы роскоши приходилось ввозить снова по морю. В отличие от Афин, неясно, была ли когда-либо в Тенедосе демократия. Майоран (орегано) из Тенедоса был одним из приправ, используемых в греческой кухне. Тенедийцы наказывали прелюбодеев, отрубая им головы топором. Аристотель писал о социальной и политической структуре Тенедоса. Он обнаружил, что значительная часть населения работала на паромах, возможно, сотни из тысяч населения. Павсаний отметил, что некоторые распространенные пословицы на греческом языке произошли от обычаев тенедийцев. «Он человек из Тенедоса» использовалось для обозначения человека, который неоспоримо честен, а «рубить тенедским топором» было полным и окончательным «нет». Ликофрон, писавший во втором веке до нашей эры, называл божество Меликертеса «убийцей младенцев». Ксенофонт описал, как спартанцы разграбили это место в 389 г. до н.э., но были отброшены афинским флотом при повторной попытке два года спустя.

В Перипле (Periplus of Pseudo-Scylax) пишет, что астроном Клеострат (древнегреческий: Κλεόστρατος) был из Тенедоса.

Эллинистический период
В эллинистический период в Тенедосе также поклонялись египетской богине Исиде. Там она была тесно связана с солнцем, и ее имя и титул отражали это положение.

Римский период
Во время римской оккупации Греции Тенедос тоже попал под их власть. Остров стал частью Римской республики в 133 г. до н.э., когда умер Пергамский царь Аттал III, оставив свою территорию римлянам. Римляне построили новый порт в Александрии Троада, на проливе Дарданеллы. Это привело к упадку Тенедоса. Тенедос потерял свое значение в этот период. Вергилий в «Энеиде» заявил, что гавань заброшена и корабли не могут швартоваться в бухте в его время. Обработка винограда, похоже, прекращена. Выращивание и переработка оливок, возможно, продолжались, хотя излишков для экспорта, вероятно, не было. Археологические данные указывают на то, что поселение находилось в основном в городе, и лишь несколько отдельных участков находились в сельской местности.

Согласно Страбону, между народами Тенедоса и Тенеи (город в Коринфе) существовало родство.

Согласно Цицерону, в Греции поклонялись множеству обожествленных людей: в Тенедосе был Тенес.

Павсаний упоминает в своей работе «Описание Греции», что Периклито, выходец из Тенедоса, посвятил несколько топоров в Дельфах.

Во время Третьей Митридатической войны, примерно в 73 г. до н.э., Тенедос был местом большого морского сражения между римским полководцем Лукуллом и флотом понтийского царя Митридата, которым командовал Неоптолем. Эта битва при Тенедосе была решительно выиграна римлянами. Около 81–75 г. до н.э. Веррес, легат губернатора Киликии Гая Долабеллы, разграбил остров, унеся статую Тенеса и немного денег. К 6 г. до н.э. географические изменения сделали материковый порт менее полезным, и Тенедос снова стал востребованным. Согласно Дио Златоусту и Плутарху, Тенедос был известен своей керамикой примерно в 100 году нашей эры. Под защитой Рима Тенедос возобновил производство монетного двора после перерыва более чем на столетие. Монетный двор продолжил работу со старым дизайном, улучшив детализацию и точность. Цицерон, писавший в ту эпоху, отметил храм, построенный в честь Тенеса, основателя, чье имя получил остров, а также суровую систему правосудия среди населения.

Византийский период
Когда Константинополь стал заметным городом в Римской империи, начиная с 350 года нашей эры, Тенедос стал важным торговым постом. Император Юстиниан I приказал построить на Тенедосе большой амбар, и паромы между островом и Константинополем стали основным видом деятельности на острове. Суда, перевозившие зерно из Египта в Константинополь, останавливались в Тенедосе, когда море было неблагоприятным. Скорее всего, сельская местность не была густонаселенной и не использовалась. Были виноградники, фруктовые сады и кукурузные поля, заброшенные из-за споров.

 

Православная церковь поместила епархию Тенедос в состав митрополии Митилини в девятом веке, а в начале четырнадцатого века превратила ее в свою собственную митрополию. К этому времени Тенедос был частью Византийской империи, но его расположение делало его ключевой целью венецианцев, генуэзцев и Османской империи. Ослабленная Византийская империя и войны между Генуей и Венецией за торговые пути сделали Тенедос ключевым стратегическим местом. В 1304 году Генуэзский авантюрист Андреа Мориско, получивший титул от византийского императора Андроника III, принял Тенедос. Позже, почувствовав политическую напряженность в Византийской империи незадолго до Второй византийской гражданской войны, венецианцы предложили в 1350 году Иоанну V Палеологу 20 000 дукатов за контроль над Тенедосом. Когда Иоанн V был схвачен во время византийской гражданской войны, он был депортирован в Тенедос Иоанном VI Кантакузеносом.

Иоанн V, в конце концов, одержал победу в гражданской войне, но за это пришлось заплатить значительный долг, в основном перед венецианцами. Летом 1369 года Иоанн V отплыл в Венецию и, по всей видимости, предложил остров Тенедос в обмен на двадцать пять тысяч дукатов и драгоценности своей короны. Однако его сын (Андроник IV Палеолог), исполнявший обязанности регента в Константинополе, отклонил сделку, возможно, из-за давления генуэзцев. Андроник попытался свергнуть отца, но не смог. В 1376 году Иоанн V продал остров Венеции на тех же условиях, что и раньше. Это огорчило галатских генуэзцев. Генуэзцы помогли заключенному Андронику бежать и свергнуть отца. Андроник отплатил им, уступив Тенедосу. Но гарнизон на острове отказался от соглашения и передал контроль венецианцам.

Венецианцы основали форпост на острове, что вызвало серьезную напряженность в отношениях с Византийской империей (тогда представленной Андроником IV) и генуэзцами. По Туринскому договору, положившему конец войне Кьоджиа между Венецией и Генуей, венецианцы должны были передать контроль над островом Амадео Савойскому, а генуэзцы должны были оплатить счет за демонтаж всех укреплений на острове. В Туринском договоре указывалось, что венецианцы разрушат все «замки, стены, оборонительные сооружения, дома и жилые дома сверху донизу» таким образом, что это место никогда не будет восстановлено или заселено заново ». Греческое население не участвовало в переговорах, но им нужно было заплатить за изгнание. Байли Тенедоса, Заначи Мудаццо, отказался эвакуировать это место, а дож Венеции Антонио Вениер протестовал против высылки. Сенаторы Венеции подтвердили договор, предложенное решение о возвращении острова Императору было сочтено неприемлемым для генуэзцев. К концу 1383 г. почти 4000 жителей были отправлены на Эвбею и Крит. Затем постройки на острове были снесены, оставив его пустым. Венецианцы продолжали пользоваться гаванью.

Венецианцы ревностно охраняли права Тенедоса, предоставленные им по Туринскому договору. Великий магистр рыцарей Родоса хотел построить укрепление на острове в 1405 году, и рыцари несли его стоимость, но венецианцы отказались позволить это. В течение следующих десятилетий остров оставался в основном необитаемым. Когда Руи Гонсалес де Клавихо посетил остров в 1403 году, он заметил, что из-за Туринского договора «Тенедос с тех пор стал необитаемым». 29 мая 1416 г. произошло первое морское сражение между венецианцами и формирующимся османским флотом в Галлиполи. Венецианский капитан-генерал, Пьетро Лоредан, победил, уничтожил турок на борту и удалился вдоль побережья к Тенедосу, где убил всех пленных нетюркских национальностей, добровольно присоединившихся к туркам. В договоре 1419 года между султаном Мехмедом и венецианцами Тенедос был разделительной линией, за которой турецкий флот не должен был продвигаться. Испанский авантюрист Педро Тафур посетил остров в 1437 году и обнаружил, что он заброшен, с множеством кроликов, виноградники, покрывающие остров, находятся в запущенном состоянии, но порт находится в хорошем состоянии. Он упомянул частые нападения Турции на суда в гавани. В 1453 году порт использовался командующим венецианским флотом Джакомо Лореданом в качестве точки наблюдения за турецким флотом на пути к Константинополю, который должен был стать последней защитой этого города от турок.

 

Османский период

Тенедос был оккупирован султаном Мехметом II в 1455 году, через два года после его завоевания Константинополя, положившего конец Византийской империи. Он стал первым контролируемым Османской империей островом в Эгейском море. В то время остров все еще был необитаем, спустя почти 75 лет после его насильственной эвакуации. Мехмет II восстановил форт острова. Во время его правления османский флот использовал остров в качестве базы снабжения. Венецианцы, осознавая стратегическое значение острова, разместили на нем силы. Джакопо Лоредано взял Тенедос в Венецию в 1464 году. В том же году османский адмирал Махмуд-паша отвоевал остров. Во время османского режима остров был повторно заселен (предоставив освобождение от налогов). Адмирал и картограф Османского флота Пири Рейс в своей книге «Китаб-и-Бахрие», завершенной в 1521 году, включил карту берега и островов за ним, на которых также отмечен Тенедос. Он отметил, что корабли, направляющиеся на север от Смирны к Дарданеллам, обычно проходили через семимильную полосу моря между островом и материком.

Томмазо Морозини из Венеции 20 марта 1646 года на 23 кораблях отправился с Крита в Стамбул. Они остановились в Тенедосе/ Бозджаада, но не смогли там закрепиться, когда их корабль загорелся, убив большую часть команды. В 1654 году на острове высадился турецкий флот Хозам Али, собравший турецкие силы для морского сражения с венецианцами. Эту битву при Дарданеллах (1654 г.), первую из четырех в серии, османы выиграли. После битвы при Дарданеллах в 1656 году венецианцы Барбаро Бадоэр захватили остров 8 июля. Поражение Османской империи ослабило его султана Мехмеда IV, которому тогда было 16 лет, и усилило великого визиря Копрюлю Мехмед-пашу.

В марте 1657 года османская армада вышла через Дарданеллы, проскользнув через венецианскую блокаду, с целью вернуть остров, но не пыталась сделать это, обеспокоенная венецианским флотом. В июле 1657 года Паша принял решение прорвать венецианскую блокаду и вернуть территорию. Партия мира в венецианском сенате сочла за лучшее не защищать Бозджаада и Лемноса и обсудила это с Партией войны. Паша закончил спор, вернув Бозджаада 31 августа 1657 года в битве при Дарданеллах (1657), четвертой и последней.

После победы великий визирь Кёпрюлю Мехмед-паша посетил остров и руководил его ремонтом, в ходе которого он профинансировал строительство мечети, которая должна была быть названа его именем. Согласно книге фонда мечети, она была построена на месте более старой мечети, называемой мечетью Михчи, которая была разрушена во время венецианской оккупации. К тому времени, когда Кёпрюлю умер в сентябре 1661 года, он построил на острове кофейню, пекарню, 84 магазина и девять мельниц; водяная мельница; две мечети; школа; остановка для отдыха путешественников и конюшня; и баня.

Кролики, привлекшие внимание Тафура два с половиной столетия назад, по-видимому, все еще были в изобилии в середине 17 века. В 1659 году на остров был отправлен путешественник Эвлия Челеби, который собирал дичь для султана Мехмеда IV. Беспорядки 1600-х годов затруднили снабжение и вызвали нехватку зерна на Бозджааде.

В результате серии неудач, с которыми османы столкнулись в Румелии в последние годы правления Мехмеда IV, когда великим визирем был Сари Сулейман-паша, войска на острове, как сообщается, подняли мятеж в 1687 году вместе с некоторыми частями остальной части острова. армия. Эти повсеместные мятежи приведут к свержению султана и великого визиря в том же году.

В 1691 году венецианцы и союзники сформировали военный совет, чтобы обсудить возвращение острова. Совет регулярно собирался на галере Доменико Мочениго, генерал-капитана венецианского флота. К этому времени единственными людьми на острове были жители форта. По оценкам Мочениго, их число составляло около 300, а крепость была слабой. 17 июля 1691 года военный совет собрался у воды острова и решил вернуть Бозджаада, поскольку он, по их оценке, был слабо защищен, но знаменит. В качестве первого шага они решили собрать информацию. На следующей встрече, шесть дней спустя, они узнали от захваченных рабов, что турецкий гарнизон, насчитывающий около 3000 человек, имел траншеи для наркотиков и укрепил свою оборону. От плана по возвращению острова отказались. Венецианцы безуспешно пытались захватить Тенедос в 1697 году.

Карловицкий мир, который впервые привел османов в основное русло европейской дипломатии, был подписан 26 января 1699 года османами, венецианцами и большим числом европейских держав. Венецианский сенат направил своего посла Соранцо в Стамбул через Тенедос. На острове его встретил королевский прием из пушек и сам паша острова.

 

В классический период Османской империи остров был кадилук. Османы построили мечети, фонтаны, хаммамы и медресе. Османы переняли византийскую практику использования островов в качестве мест для внутренней ссылки государственных заключенных, таких как Константин Мурусис и Халил Хамид-паша. В октябре 1633 года Сирил Контари, митрополит Алеппо в Православной церкви, был назначен патриархом после обещания заплатить центральным властям Османской империи 50 000 долларов. Его неспособность платить привела к тому, что он был сослан на остров на короткое время.

В 1807 году объединенный флот русских и британцев захватил остров во время русско-турецких войн, и русские использовали его в качестве своей военной базы для одержания побед при Дарданеллах и Афоне; но они уступили контроль в рамках Договора о перемирии с Османской Портой. Однако российская оккупация оказалась разрушительной для острова. Город был сожжен, гавань была почти засыпана, почти все постройки были разрушены. Островитяне бежали, и Бозджаада снова стал безлюдным.

В 1822 году во время греческой войны за независимость революционерам под командованием Константиноса Канариса удалось напасть на османский флот и сжечь один из его кораблей у Бозджаада. Это событие стало серьезным подъёмом морального духа греческой революции и привлекло внимание европейских держав. Деревья, покрывавшие остров, были уничтожены во время войны.

В течение 19 века производство вина оставалось прибыльным бизнесом, в то время как ежегодного производства пшеницы на острове хватало только на три месяца для потребления островитянами. Помимо вина, единственным предметом экспорта острова было небольшое количество шерсти. Также в 19 веке были попытки завести груши, инжир и тутовые деревья. Однако есть сообщения о том, что до этих попыток на острове присутствовали фрукты, особенно фиговые деревья.

Согласно закону Танзимата 1852 года турецкие острова были реорганизованы, и Бозджаада оказался в санджаке Босе Адаси (Бозджаада) в Вилайет Джазагри. В июле 1874 года это место уничтожил пожар. В 1876 году к школам на острове была добавлена ​​средняя школа с 22 учениками, в которой преподавали турецкий, арабский и персидский языки. К 1878 году примерно в 800 домах на острове проживало 2015 мужчин, из которых почти четверть были мусульманами. Здесь также находилась рота Османской пехотной артиллерийской дивизии, а также вице-консульства Австрии и Франции. Остров находился в санджаке Бигха, на котором сидел генерал-губернатор. Около 500 бочек с порохом, оставленных русскими на военном складе, все еще там. В форте располагались турецкий военный лагерь, зернохранилище и два колодца.

В 1854 году на острове Тенедос проживало около 4000 жителей, треть из которых составляли турки. Кроме того, на острове была только одна греческая школа, в которой училось около 200 учеников.

Согласно всеобщей переписи населения Османской империи 1893 года, население острова было разделено следующим образом: 2479 греков, 1247 турок, 103 иностранца и 6 армян.

К началу 20 века на острове, который все еще находился под властью турок, проживало около 2000 человек в деревянных домах с садами. Порт служил убежищем для кораблей от сильных северных ветров. У британцев на острове был вице-консул. Город служил телеграфной станцией, австрийское судно заходило каждые две недели. В 1906 г. импорт города составлял 17 950 лир, а экспорт, в основном вино и изюм, - 6 250 лир. В море недалеко от порта были проложены телеграфные кабели.

Между Турцией и Грецией
1912-1921
Во время Первой балканской войны 20 октября 1912 года Тенедос был первым островом на севере Эгейского моря, перешедшим под контроль греческого флота. Турки, составлявшие часть населения Тенедоса, не приветствовали греческий контроль. Захватив острова в Северном Эгейском море, греческий флот ограничил способность османского флота двигаться через Дарданеллы. Греческое управление островом продолжалось до 12 ноября 1922 года.

 

Переговоры о прекращении войны на Балканах начались в декабре 1912 года в Лондоне, и проблема Эгейских островов была одной из постоянных проблем. Проблема разделила великие державы с Германией, Австро-Венгрией и Италией, поддерживающими позицию Османской империи по возвращению всех островов Эгейского моря, а также Великобританией и Францией, поддерживающими позицию Греции относительно контроля Греции над всеми островами Эгейского моря. Поскольку Италия контролировала ключевые острова в регионе, переговоры о крупных державах зашли в тупик в Лондоне, а затем и в Бухаресте. Румыния пригрозила военными действиями с греками против османов, чтобы заставить переговоры в Афинах в ноябре 1913 года. В конце концов, Греция и Великобритания оказали давление на немцев, чтобы они поддержали соглашение, по которому османы сохранят Бозджаада, Кастелоризо и Имброс, а греки будут контролировать другие острова Эгейского моря. Греки приняли этот план, в то время как Османская империя отвергла уступку других островов Эгейского моря. Это соглашение не состоялось, но начало Первой мировой войны и войны за независимость Турции отложили этот вопрос в сторону.

Во время Галлипольской кампании Первой мировой войны британцы использовали остров в качестве базы снабжения и построили 600-метровую взлетно-посадочную полосу для военных операций.

После того, как турецкая война за независимость закончилась поражением Греции в Анатолии и падением Ллойд Джорджа и его ближневосточной политики, западные державы согласились в 1923 году на Лозаннский договор с новой Турецкой республикой. Этот договор сделал Бозджаада и Имброс частью Турции и гарантировал там особый автономный административный статус для размещения местного греческого населения. Договор исключил православных христиан на островах из обмена населением, который происходил между Грецией и Турцией. Статья 14 договора предусматривает конкретные гарантии защиты прав меньшинств в обеих странах.

В 1912 году, когда Вселенский Патриархат Константинополя провел свою собственную перепись, население острова оценивалось в 5420 греков и 1200 турок.

1922 и позже
Греция вернула остров Турции в 1922 году. Жители, в основном греческие православные, были освобождены от принудительной высылки в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Лозаннского договора. Несмотря на договор, состояние международных отношений между Грецией и Турцией, более широкие мировые проблемы и внутреннее давление повлияло на отношение к греческому меньшинству Бозджаада. Действуя взаимно с Грецией, Турция предпринимала систематические попытки эвакуировать греков с острова. Турция никогда не применяла ни статью 14, гарантирующую некоторую независимость места в местных правилах, ни статью 39, гарантирующую турецким гражданам всех национальностей свободу выбора языка, который они хотели бы использовать в своей повседневной жизни.

В начале 1926 года призывники и резервисты армии из Бозджаада были отправлены в Анатолию. Произошла великая паника, и греческая молодежь, опасаясь притеснения, покинула остров. Другие, пытавшиеся спрятаться в горах, вскоре были обнаружены и переселены в Анатолию.

Турецкий закон № 1151 от 1927 года прямо передал управление островами в руки турецкого правительства, а не местного населения, запретил обучение на греческом языке и закрыл греческие школы. Согласно официальной турецкой переписи, в 1927 году на острове проживало 2500 греков и 1247 турок.

Греко-турецкое сближение 1930 года, которое знаменует собой важный поворотный момент в отношениях двух стран, также помогло Бозджаада получить некоторые выгоды. Более того, в сентябре 1933 года некоторым эмигрировавшим в Америку островитянам было разрешено вернуться на родину и поселиться на ней. В ответ на добрую волю Греции в отношении пролива Турция разрешила регулярные выборы местного греческого мэра и семи деревенских старейшин, а также ряда местных служащих.

В 1950-х годах напряженность между Грецией и Турцией ослабла, и закон № 1151/1927 был отменен и заменен законом No. 5713 г. в 1951 г., согласно закону, в учебную программу школ на Бозджаада были добавлены обычные уроки греческого языка. Кроме того, поскольку ограничения на поездки на остров были ослаблены, все больше греческих туристов из Стамбула и из-за границы посещали Тенедос. Эти туристы не только принесли столь необходимые дополнительные доходы, но и положили конец двадцатисемилетней изоляции островов от внешнего мира.

 

Однако, когда в 1963 году напряженность вокруг Кипра усилилась, турецкое правительство снова наложило запрет на обучение греческому языку и присвоило общинную собственность, находящуюся в собственности греков на острове. В 1964 году Турция снова закрыла грекоязычные школы на острове. Кроме того, с принятием Закона 1964 года «Об отчуждении земель» (№ 6830) фермерская собственность греков на острове была отобрана у их владельцев. Эта политика, лучшие экономические возможности в других местах, присутствие более крупной греческой общины в Греции, страх и давление привели к исходу греческого населения с острова. Мигранты сохраняют турецкое гражданство, но их потомки не имеют на него права. Греки, покинувшие остров в 1960-х годах, часто продавали свою собственность по особенно низким ценам своим турецким соседям, что отражало ситуацию принуждения, из-за которой они были вынуждены уехать.

В 1992 году в отчете Human Rights Watch был сделан вывод о том, что турецкое правительство отрицает права греческой общины на Имбросе и Бозджаада в нарушение Лозаннского договора и международных законов и соглашений в области прав человека.

В последние годы наблюдается некоторый прогресс во взаимоотношениях между различными религиозными группами на островах. В 2005 году совместная греко-турецкая делегация посетила Бозджаада, а позже в том же году остров посетил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. После этого визита турецкое правительство профинансировало восстановление колокольни православной церкви в Бозджаада (построенной в 1869 году). В 1925 году православный храм стал частью митрополии Имброса и Бозджаада. Сирил Драгунис является ее епископом с 2002 года. В 2009 году Фонд греческой православной церкви Бозджаада Коймисис Теотоку выиграл решение Европейского суда по правам человека о признании и финансовой компенсации за их деградировавшее кладбище.

Турецкое правление
Турция продолжала старую практику изгнания людей на остров. Демократическая партия изгнала Кемаля Пилавоглу, лидера религиозной секты Тикани, в Бозджаада на всю жизнь за кощунство против Ататюрка. Иностранцам было запрещено посещать острова до 1990-х годов. Однако в середине 1990-х турецкое правительство оказало финансовую поддержку расширению виноделен и развитию туристических возможностей на острове. Сегодня остров является растущим местом летнего туризма для любителей вина и других людей.

С 2011 года на острове Бозджаада проводится ежегодный полумарафон.

Пословицы древних греков об острове Бозджаада
Греки использовали пословицу «Тенедийский человек» (древнегреческий: Τενέδιος ἄνθρωπος) по отношению к тем, кто выглядит устрашающе, потому что, когда Тенес издал законы на острове, он поставил условие, что мужчина с топором должен стоять позади судьи и ударить человека. осужден после того, как он сказал напрасно. Кроме того, они использовали пословицу «Тенедийский защитник» (древнегреческий: Τενέδιος ξυνήγορος), что означает суровый защитник. У этой пословицы есть много объяснений. Некоторые говорят, потому что тенедианцы чтят два топора в своих посвящениях. Аристотель сказал, что тенедийский король имел обыкновение судить судебные процессы с топором, чтобы казнить преступников на месте, или потому что в Тенедосе было место под названием Ассерина, где протекала небольшая река, в которой у крабов есть раковины, похожие на топор, или потому что некий царь установил закон, согласно которому оба прелюбодея должны быть обезглавлены, и он соблюдал это в случае своего сына. Другие сказали, что из-за того, что Тенес пострадал от рук своей мачехи, он использовал топор для рассмотрения дел об убийстве.

 


Транспорт

Как добраться

Самолетом
Аэропорт Чанаккале расположен в 56 км от гавани Гейикли Юкьери. Между Стамбулом и Чанаккале 3 раза в неделю. THY Turkish Airlines летают в Чанаккале.

На автобусе
Регулярные автобусы ходят из большинства крупных городов в Чанаккале. Из Чанаккале часто ходят автобусы до порта Гейкли Юкьери, где паромы соединяют Бозджааду с материком. Есть также несколько автобусов из Стамбула прямо до порта Гейкли Юкьери (автобусные компании "Трува" и "Метро").

В одном из небольших магазинов на городской площади находится офис автобусной компании. Вы можете купить билет в Стамбул (или куда-нибудь еще в пути) на автобус, отправляющийся из Гейикли на материке. Ваш автобус будет ждать вас возле гавани в Гейикли. Не забудьте сесть на соответствующий паром обратно на материк (время в автобусах обычно соответствует часам парома, они отправляются обычно примерно через 30 минут после отправления парома с островной набережной), они могут подождать следующего парома или нет (скорее нет).

На машине
Из Стамбула - сначала доберитесь до Чанаккале, следуя по маршруту на запад от города через Текирдаг, Кешан, Гелиболу и Эджеабат. Сядьте на паром в Эджеабате, чтобы пересечь пролив в Азию. Проехав пролив в Чанаккале в Азии, следуйте по дороге (D550 / E87) на юг в Измир. Примерно в 30 км от Чанаккале (и всего через несколько километров после того, как вы выехали на перекрестке с дорогой, ведущей в Трою), вы прибудете на перекресток, который является подъездной дорогой к развилкам гавани Гейикли (на этом также есть знаки «Бозджаада») спай). Этот маршрут составляет около 400 км. Те, кто хотел бы меньше ездить, могут сесть на быстрые паромы из Стамбула в Бандирму на южном берегу Мраморного моря. Бандырма до Гейкли составляет около 210 км.

Из Измира - следуйте по маршруту на север (D550 / E87) в Чанаккале и поверните налево (в направлении, обозначенном как «Гейкли» / «Бозджаада») в Эзине, примерно в 50 км к югу от Чанаккале.

На лодке
Быстрый пассажирский паром (deniz otobüsü) обслуживает Бозджааду прямо из Чанаккале. Единственное материковое местоположение с паромным сообщением, которое может вместить автомобили до Бозджаады, - это Гейикли, расположенный на западном (Эгейском) берегу полуострова Троад (Бига), к югу от Чанаккале.

Расписание паромов из Гейкли в Бозджааду часто меняется, поэтому желательно проверить.

Обратный билет (они не продают в одну сторону) на паром между Гейикли и Бозджаада стоит 4 TL на человека без автомобиля (без студенческих скидок). Проверка билета производится только один раз при посадке на паром на материке, после чего билет практически бесполезен, так как он не проверяется снова (например, при посадке для возвращения на материк в Бозджааде).

 

Транспорт по городу

На пляжи Аязма и Хаббеле часто ходят микроавтобусы. Их отъезд находится на площади прямо возле входа в замок. Поездка в одну сторону стоит 3 TL на человека (без студенческих скидок) и занимает около 15 минут. Существует также услуга микроавтобуса один раз в день (во время заката) до мыса Поленте, самой западной точки острова, где расположены ветряные турбины, вырабатывающие электричество.

Несмотря на то, что на большинстве участков они вымощены, большинство дорог на острове узкие. Тем не менее, в любом случае трафика мало, поэтому нет проблем, что они узкие.

Город действительно маленький - от одного края до другого можно дойти примерно за десять минут.