Термессос, Турция

Термессос

 

Описание Термессоса

Термессос

Расположение: 35 км к северо-западу от Анталии
Открыто:
Лето с 7:30 до 19:30 ежедневно
Зима 7:30 - 16:30 ежедневно

 

Термессос (греческий Τερμησσός) был Писидианский город, построенным на высоте более 1000 метров на юго-западной стороне горы Солимос (современный Гюльюк Даги) в горах Таурус (современная провинция Анталия, Турция). Он находится в 30 километрах к северо-западу от Анталии. Термессос был основан на естественной платформе на вершине Гюльюка Даги, на высоте 1665 метров над окружающих его травертинных гор Антальи.

Скрытый сосновыми лесами и мирным и нетронутым видом, Термессос имеет более отчетливую и впечатляющую атмосферу, чем многие другие древние города. Термессос является одним из лучших сохранившихся древних городов Турции. Город был основан легендарным Солимсом, упомянутым Гомером в «Илиаде» в связи с легендой о Беллерофоне. Из-за его естественного и исторического богатства город был включен в национальный парк, носящий его название - национальный парк Горы Гюльюк-Термессос.

 

Археологический парк Термессос, как он существует сегодня

Подход

От главной дороги крутая дорога ведет к городу Термессос. С этой дороги можно увидеть знаменитый перевал Енисей, через который ранилась древняя дорога, которую жители называли Королевская Дорога, а также эллинистические укрепления, стены и цистерны, а также многие другие руины. Королевская Дорога, построенная во 2-м веке нашей эры благодаря вкладам людей из Термессоса, проходит через городские стены выше и простирается по прямой до центра города. В стенах к востоку от городских ворот находятся некоторые чрезвычайно интересные надписи мистического свойства. На протяжении всей истории Римской империи широко распространены верования в колдовство, магию и суеверия. Жители в Термессос, вероятно, очень интересовались гаданиями. Надписи такого рода обычно состоят из четырех-пяти строк и включают числа, которые должны быть получены при броске в кости, имя бога, которое требуется для предсказания, и характер предсказания.

 

Главая площадь

Центра Термессоса, где расположены основные официальные здания, лежит на плоской территории немного за пределами внутренних стен. Самой яркой из этих зданий является агора, которая имеет очень особые архитектурные характеристики. Первый этаж этого рынка под открытым небом был поднят на каменных блоках, а на его северо-западе были выдолблены скале пять больших цистерн. Именно они вместе со стенами и горами были стратегической точкой опоры города. Агора Термессоса окружена с трех сторон стелами. Согласно надписи, найденной на двухэтажной стоа на северо-западе, она была представлена ​​Термессосу Атталосом II, королем Пергама (царила 150-138 до н.э.) в качестве доказательства его дружбы. Что касается северо-восточной стоа, то она была построена богатой жительницей Термессоса по имени Осбарас, вероятно, в подражание подарку Атталосу. Руины, лежащие к северо-востоку от агоры, принадлежали гимназии, но их трудно разглядеть среди всех деревьев и кустарников, которые здесь выросли. Двухэтажное здание состояло из внутреннего двора, окруженного сводчатыми комнатами. Внешний вид украшен нишами и другим орнаментом дорического ордена. Это здание датируется I веком нашей эры.

 

ТермессосТеатры Термессоса

Сразу же к востоку от агоры находится театр, который возвышается над равниной Памфилии. Это здание, без сомнения, является наиболее привлекательным во всей равнине Термессос. Он наиболее ярко показывает особенности римского театра, в котором сохранился план театра эллинистического периода. Эллинистическая кавеа или полукруглый гостиный уголок разделен на две диазомы. Над диазомой поднимается восемь ярусов сидений, под ним шестнадцать, что позволяет разместить около 4-5 000 зрителей. Большой арочный путь соединяет театр с агорой. Южный проход был покрыт арками в римские времена, северный был оставлен в своем первоначальном открытом состоянии. На сценическом сооружении представлены черты, характерные для II века нашей эры. Длинная узкая комната, которая служила гримеркой для артистов лежит за ней. Она связана с подиумом, где проходил спектакль. Пять дверей проходят чере богато украшенный фасад сцены. Под сценой лежат пять небольших комнат, где держали диких животных, прежде чем поднимать в оркестр (полукруглая площадка перед сценой) для боя. Видимо в Термессосе, как и во многих других греческих городах с приходом римской власти пришла и мода на гладиаторские битвы. Так многие театры стали местом не только культурных событий, политических дебатов и религиозных актов, но также и место пролития крови.

Как и в других классических городах, одеон находится примерно в 100 метрах от театра. Это здание, похожее на небольшой театр. Оно может быть приурочено к 1-ому столетию до нашей эры. Он хорошо сохранился вплоть до уровня крыши и демонстрирует каменную кладку высшего качества. Верхний этаж украшен дорическим орденом и окружен квадратными каменными блоками, а нижний этаж - без украшений и пронизан двумя дверями. Несомненно, здание было изначально покрыто крышей, так как оно получило свет от одиннадцати больших окон на востоке и западе. Как именно эта крыша, которая охватывала 25 метров, была размещена, еще не определена. Поскольку в настоящее время интерьер заполнен землей и щебнем, невозможно измерить расположение сидений здания или его полные габариты. Количество мест, вероятно, не превышает 600-700. Среди щебня были обнаружены куски цветного мрамора, что привело к тому заключению, что внутренние стены были украшены мозаикой. Также возможно, что это изящное здание служило кабинетом боулериона или совета Термессоса.

 

Храмы Термессоса

Шесть храмов разных размеров и типов были найдены в Термессосе. Четыре из них находятся около одеона в районе, который, должно быть, был священным для жителей города. Первый из этих храмов расположен непосредственно за одеоном и построен из поистине великолепной кладки. Было предложено, чтобы это был храм главного бога города, Зевса Солима. Поэтому жаль, что, кроме его стен высотой в пять метров, очень мало, что осталось.

Второй храм Термессоса расположен недалеко от юго-западного угла одеона. Его целла или само здание храма на подиуме измеряется 5,50 × 5,50 метрами. Согласно надписи, найденной во входе в этот храм он был посвящен Артемиде, и как здание, так и культовая статуя внутри были оплачены женщиной по имени Аурелия Армаста и ее мужем, используя свои собственные средства. На другой стороне этого входа статуя дяди этой женщины стоит на фундаменте с надписью, которая сохранилась очень плохо. Храм можно отнести по стилистическому основанию до конца II века нашей эры.

К востоку от храма Артемиды находятся остатки дорического храма. Он имеет периптериальный тип, с шестью или одиннадцатью колоннами. Судя по его размерам, он, должно быть, был самым большим храмом в Термессосе. Похоже, что из сохранившихся рельефов и надписей он был посвящен богини Артемиде.

Далее на восток руины другого меньшего храма, которые лежат на скалистой террасе. Храм возвышался на высоком подиуме, но какому богу он был посвящен, в настоящее время не известно. Однако, вопреки общим правилам классической храмовой архитектуры, вход в этот храм находится справа, что указывает на то, что это, возможно, принадлежало полубогу или герою. Храм может быть датировался началом 3-го века нашей эры.

Что касается двух других храмов, они расположены недалеко от стоата Аттала. Они также посвящены божествам, которые еще неизвестны. Эти храмы возможно были приурочены ко 2 или 3 веку нашей эры.

 

Другие части города

Из всех официальных и культовых зданий, которые можно найти в этом широком центральном районе Термессоса, один из самых интересных представляет собой типичный дом римского периода. Над дверью дорического ордена над западной стеной можно увидеть надпись, которая нанесена на высоте шести метров. В этой надписи владелец дома восхваляется как основатель города. Несомненно, этот дом не принадлежал основателю Термессоса. Возможно право называться основателем город был дан советом города за какой то большой подарок или заслуги перед городом. Этот дом видимо принадлежал аристократу и важному политку в истории Термессоса. Главный вход выходит в центральный зал, который ведет через второй вход в центральный двор или в атриум. Внутренний бассейн, предназначенный для сбора дождевой воды, находится посреди двора. Атриум занимал важное место в повседневной деятельности таких домов, и также использовался в качестве приемной для гостей. Другие комнаты дома были расположены вокруг атриума. Подобные дома с похожей планировкой были найдеы в Помпеи, но в лучшей сохраности.

Центральная улица с широкими портиками с магазинами шла с севера на юг через весь город. Пространство между колоннами портиков часто украшался статуями успешных спортсменов, большинство из которых были борцами. Имена героев на основание этих статуй все еще на месте, и их можно прочитать. По фрагментам, которые дошли до наших дней, мы можем воссоздать древнее великолепие этой улицы.

 

Кладбище

На юге, западе и севере Термессоса, в основном в городских стенах, есть большие кладбища, в которых находятся скальные гробницы, один из которых, предположительно, принадлежал самому Алкетасу. К сожалению, гробница была опустошена охотниками за сокровищами. В самой гробнице между колоннами была вырезана красивая решетчатая работа. Наверху, вероятно, был орнаментальный фриз. Левая часть гробницы украшена изображением воина, датированного четвертым веком до нашей эры. известно, что жители Термессоса, сильно страдали узнав о смерти генерала Алкетаса, построила для него великолепную гробницу, а историк Диодорс записал, что Алкетас сражался с Антигоном верхом на лошади. Эти совпадения свидетельствуют о том, что это действительно гробница Алкетаса и что именно он изображен в рельефе.

Саркофаги, спрятанные веками среди плотного покрова деревьев и кустарников расположены к юго-западу от Термессоса. Тела умерших были помещены в эти саркофаги вместе с их одеждой, ювелирными изделиями и другими богатыми вещами. Тела бедных были погребены в простых каменных, глиняных или деревянных саркофагах. Они датируются с 2-го и 3-го веков нашей эры. Некоторые саркофаги стоят на высоких пьедесталах. С другой стороны, в семейных гробницах богатых саркофагах были помещены согласно родословной семьи. Таким образом, можно установить историю одной конкретной гробницы и той семьи, которые построили его. Кроме того, вы найдете надписи, призывающие к ярости богов, чтобы предотвратить саркофаги от вскрытия и отпугнуть грабителей. В надписях также указываются штрафы, предоставленные тем, кто не соответствовал этим правилам. Эти штрафы в размере от 300 до 100 000 денариев и, как правило, выплачивались в городскую казну во имя Зевса Солима.

Термессос, после постепенного упадка, был окончательно оставлен в V веке. В Термессосе до сих пор не были проведены широкомаштабные исторические раскопки.